Программа ликвидации кори 2010

Программа ликвидации кори 2010 thumbnail

Приложение 1
к распоряжению Правительства Москвы
от 28 августа 2003 г. N 1545-РП

Концепция
“Ликвидация кори в г. Москве к 2010 году”

Разработчики: Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве (главный
Государственный санитарный врач по г. Москве Филатов
Н.Н.), Департамент здравоохранения города Москвы
(руководитель Департамента здравоохранения города
Москвы Сельцовский А.П.)

Сроки реализации: 2003-2010 годы

Цель: Ликвидация кори в г. Москве к 2010 году.

Корь является третьей после оспы и полиомиелита инфекцией, к ликвидации которой приступило мировое сообщество.

Европейским региональным комитетом Всемирной организации здравоохранения на 48 сессии в 1998 году в рамках программы “Здоровье ХХI” была поставлена глобальная задача элиминации кори в каждой стране.

Возможность элиминации кори базируется на следующих научных предпосылках:

– во всем мире циркулирует единый антигенный вариант вируса кори;

– после заболевания корью остается стойкий, практически пожизненный иммунитет;

– вирус кори не имеет других экологических и биологических хозяев, кроме человека;

– отсутствует носительство возбудителя кори;

– вирус кори характеризуется определенной “пластичностью”, что позволяет создать высоко иммуногенную аттенуированную вакцину.

Специфическая профилактика кори в России, в том числе и в г. Москве, осуществляемая более 30 лет, а также проведение эпидемиологического надзора за инфекцией привели к резкому снижению заболеваемости корью (в 620 раз по сравнению с довакцинальным периодом), практически полной ликвидации смертности и летальности.

Важнейшими условиями для решения поставленной задачи является достижение не менее 95% охвата профилактическими прививками детей и подростков, а также строгий учет заболеваемости, контроль за качеством диагностики и иммунизацией населения.

В Москве в течение последних 6 лет отмечается четкая тенденция снижения заболеваемости. В 2002 году был зарегистрирован самый низкий показатель заболеваемости корью за весь период массовой иммунизации. Вместе с тем, до настоящего времени не проводится лабораторное подтверждение каждого случая заболеваемости.

В 1999 г. в Москве впервые достигнут и превышен рекомендуемый показатель охвата детей профилактическими прививками, который составил 96,6% (на 01/01/2003 этот показатель составил 96,9%). Однако, в отдельных лечебно-профилактических учреждениях охват прививками против кори детей и подростков остается ниже контрольного уровня – 95%.

Учитывая актуальность проблемы и требования ВОЗ, необходимо создание концепции ликвидации кори в г. Москве.

Мероприятия, предусмотренные концепцией “Ликвидация кори в г. Москве к 2010 году”, планируется осуществить в три этапа:

– Первый этап (2002-2004 годы) – достижение повсеместной стабилизации показателей заболеваемости корью на спорадическом уровне.

– Второй этап (2005-2007 годы) – создание условий для предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения коревой инфекции в г. Москве.

– Третий этап (2008-2010 годы) – сертификация г. Москвы как территории, свободной от кори.

I. Основная цель и задачи реализации Концепции

1.1. Основной целью Концепции является ликвидация кори в г. Москве.

1.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.2.1. Достижение высокого (не менее 95%) уровня охвата профилактическими прививками против кори детей во всех лечебно-профилактических учреждениях г. Москвы.

1.2.2. Осуществление ревакцинации однократно привитых и не болевших корью школьников 9-10 классов, учащихся ПТУ, колледжей, техникумов, студентов 1-2 курсов ВУЗов.

1.2.3. Обеспечение лабораторного обследования всех больных с диагнозом “корь” и с подозрением на эту инфекцию в целях подтверждения диагноза.

1.2.4. Совершенствования системы эпидемиологического надзора за корью.

1.2.5. Обеспечение условий транспортировки и хранения живой коревой вакцины и диагностических препаратов в режиме “холодовой цепи”.

1.2.6. Повышение квалификации и информационное обеспечение медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори.

1.2.7. Развитие информационно-пропагандистской системы для населения по вопросам профилактики кори.

Решение поставленных задач и достижение указанной цели – ликвидации кори требуют консолидации усилий всех заинтересованных ведомств и организаций.

II. Достижение высокого (не менее 95%) уровня охвата детей и подростков профилактическими прививками против кори во всех лечебно-профилактических учреждениях г. Москвы

2.1. Ликвидация заболеваемости корью может быть достигнута только при условии создания надежного коллективного иммунитета у населения против этой инфекции.

2.2. Для выполнения этой задачи необходимо:

2.2.1. Проведение плановой (рутинной) иммунизации детей и подростков против кори в рамках национального и регионального календаря профилактических прививок.

2.2.2. Совмещение прививок против кори с другими прививками календаря прививок.

2.2.3. Внедрение в практику здравоохранения прививочного сертификата.

2.2.4. Проведение прививок в очагах кори детям, подросткам и взрослым в возрасте до 35 лет, не болевшим корью, не привитым или имеющим только одну прививку.

Читайте также:  Гепатиты корь краснуха паротит

2.2.5. Проведение ревакцинирующих прививок учащимся 9-10 классов школ, ПТУ, техникумов, колледжей и студентам 1-2 курсов ВУЗов, не болевшим корью и не получившим ранее второй дозы коревой вакцины.

2.2.6. Сокращение необоснованных медицинских отводов от прививок против кори, подготовка и иммуннизация# детей из “групп риска” в Городском консультативно-диагностическом центре по специфической иммунопрофилактике и его филиалах.

2.2.7. Проведение ежегодного расчета потребности лечебно-профилактических учреждений города в живой коревой вакцине.

2.2.8. Обеспечение лечебно-профилактических учреждений г. Москвы живой коревой вакциной, приобретенной за счет средств федерального и местного бюджетов.

2.2.9. Совершенствование системы учета и отчетности о профилактических прививках населения города.

III. Обеспечение лабораторного обследования всех больных с диагнозом “корь” и подозрением на эту инфекцию в целях подтверждения диагноза

Одной из важнейших задач программы ликвидации кори является лабораторное подтверждение диагноза. В большинстве случаев корь сохраняет классическую картину заболевания. Однако, в связи с увеличением в общей структуре заболевших доли подростков и взрослых, у которых нередко корь протекает атипично, возрастает значение дифференциальной диагностики кори и других заболеваний.

Для выполнения этой задачи необходимо:

3.1. Внедрение в практику здравоохранения определения “стандартного случая заболевания корью”.

3.2. Обеспечение лабораторного обследования всех случаев кори и подозрительных на это заболеваний.

3.3. Проведение серологических исследований для подтверждения каждого случая кори.

3.4. Определение перечня лабораторий, занимающихся проведением подтверждающих тестов.

3.5. Определение потребности в диагностических препаратах для проведения серологических исследований на корь.

IV. Совершенствование системы эпидемиологического надзора за корью

Для достижения поставленной цели необходим эффективный эпидемиологический надзор за корью, на основании которого разрабатываются и принимаются решения о проведении мероприятий по предупреждению распространения инфекции и ее элиминации.

Программой предусматривается:

4.1. Проведение многофакторного эпидемиологического анализа заболеваемости корью в разрезе административных округов, возрастных групп с учетом периодичности и сезонности, характерных для этой инфекции.

4.2. Анализ клинических проявлений кори (учет различных форм и тяжести течения заболеваний, частота возникновения осложнений).

4.3. Оценка эффективности профилактических и проивоэпидемических# мероприятий.

4.4. Анализ очаговости кори и пораженности этой инфекцией организованных коллективов с прогнозированием развития эпидемиологической ситуации.

4.5. Проведение выборочных серологических обследований в целях оценки коллективного иммунитета к кори и принятия оперативных решений по его коррекции.

4.6. Планирование целенаправленных дополнительных профилактических мероприятий.

V. Обеспечение условий транспортировки и хранения живой коревой вакцины и диагностических препаратов в режиме “холодовой цепи”

Создание необходимых температурных условий при транспортировке и хранении живой коревой вакцины является одним из основных требований, обеспечивающих эффективность иммунизации.

Для этого необходимо:

5.1. Обеспечить контроль выполнения Санитарных правил 3.3.2.028-95 “Условия хранения и транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов” на всех этапах – от предприятия-производителя вакцины до прививочных кабинетов лечебно-профилактических учреждений.

5.2. Обеспечение лечебно-профилактических учреждений и центров Госсанэпиднадзора в административных округах г. Москвы холодильным оборудованием в достаточном количестве.

5.3. Обеспечение кольцевого завоза живой коревой вакцины в центры Госсанэпиднадзора в административных округах.

5.4. Осуществлять обучение медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений по проблеме “холодовой цепи” с принятием зачетов.

VI. Повышение квалификации, информационное обеспечение медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори

Для эффективной реализации комплекса организационных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий необходима система постоянного обучения врачей (педиатров, инфекционистов, эпидемиологов, вирусологов, иммунологов), средних медицинских работников всех уровней по вопросам клиники, диагностики и профилактики кори.

Приоритетными в обучении должны быть вопросы организации и проведения эпидемиологического надзора, стратегии и тактики вакцинопрофилактики, современной лабораторной диагностики и санитарного просвещения населения.

Программой предусматривается:

6.1. Внедрение системы тестового контроля знаний врачей и средних медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори.

6.2. Организация и проведение совещаний для специалистов Госсанэпидслужбы и здравоохранения по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори.

6.3. Участие специалистов практических учреждений здравоохранения и Госсанэпидслужбы в республиканских и международных конференциях, совещаниях по проблемам ликвидации кори.

6.4. Подготовка публикаций в медицинских изданиях по вопросам эпиднадзора за корью и вакцинопрофилактики.

VII. Развитие информационно-пропагандистской системы для населения по вопросам профилактики кори

Необходима широкая постоянно действующая система информирования населения об опасности заболевания корью, о возможных смертельных исходах от осложнений, о “повзрослении” кори, об эффективности профилактических прививок.

Программой предусматривается:

7.1. Подготовка и издание массовым тиражом различных санитарно-просветительных материалов по вопросам профилактики кори (плакатов, буклетов, памяток, листовок).

7.2. Подготовка и организация трансляций по телевидению и радиовещанию тематических программ, интервью специалистов по вопросам профилактики кори.

Читайте также:  Исследование вакцины против кори

7.3. Публикации в средствах массовой информации статей и интервью ведущих ученых, практических работников здравоохранения и Госсанэпидслужбы на тему ликвидации кори г. Москве.

7.4. Подготовка пресс-релизов с оценкой эпидемиологической обстановки по кори, состояния вакцинопрофилактики, проводимых противоэпидемических мероприятий.

VIII. Подготовка к сертификации г. Москвы как территории, свободной от кори

Прежде чем прекратить иммунизацию против кори, необходимо доказать отсутствие циркуляции вируса кори в каждой стране мира. С этой целью на федеральном уровне создан экспертный совет по сертификации Российской Федерации, который будет сертифицировать субъекты Российской Федерации как территории, свободные от кори. Москва как территория, свободная от кори, будет сертифицирована после представления соответствующей документации.

Концепцией предусматривается:

8.1. Подготовка стандартной документации для сертификации ликвидации кори в г. Москве.

8.2. Представление документации в экспертный совет по сертификации Российской Федерации, свободной от кори для сертификации ликвидации кори в г. Москве.

Источник

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека по Тюменской области (Управление Роспотребнадзора по Тюменской области)

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 октября2010 г                                                                                                       № 19

О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010г и подтверждении статуса Тюменской области, как территории свободной от эндемичной кори

      Я, главный государственный санитарный врач по Тюменской области Г.В.Шарухо, проанализировав результаты реализации «Программы ликвидации кори на территории Тюменской области к 2010 году», отмечаю следующее.

      В Тюменской области с 2007 года заболеваемость корью не регистрируется, что свидетельствует об успешной реализации «Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2002г № 270.     

    Низкий уровень заболеваемости определяется, прежде всего, высоким охватом населения прививками против кори. В 2009 году охват детского населения двумя прививками против кори в целом по Тюменской области составил 97%, что соответствует регламентированным показателям и позволяет обеспечить эпидемическое благополучие детского населения.

    В соответствии с требованиями ст.8 ч.1 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», СП 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи, эпидемического паротита», на основании постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 09.03.2004г № 13 «Об усилении мероприятий по профилактике кори», от 28.08.2007 № 63 «Об усилении мероприятий по реализации Программы ликвидации кори в РФ к 2010 году», осуществлялась массовая иммунизация взрослого населения, в связи с чем охват прививками взрослого населения Тюменской области  в возрасте 18 – 35 лет к началу 2010г достиг 96,2%.

    Прогноз эпидемической ситуации по кори позволяет утверждать, что при совместном поддержании высокого охвата прививками показатель заболеваемости корью не превысит 1,0 на млн.населения в ближайшие годы. Вместе с тем, необходимо учитывать наличие в Тюменской области контингентов, не привитых по кори и восприимчивых к вирусу кори, интенсивных миграционных потоков, наличие труднодоступных, кочующих групп населения. Так, по данным отчетной статистической формы №6 «Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний», в Тюменской области на 01.01.2010г остаются не привитыми 10 075 человек (3,7% от состоящих на учете).   

      В целях создания барьера, препятствующего распространению инфекции, следует обеспечить уровень охвата подлежащих групп населения прививками против кори не менее 95% в каждом лечебно – профилактическом учреждении и на каждом терапевтическом, педиатрическом участках. 

    В целях повышения эффективности эпидемиологического надзора за корью в Российской Федерации с 2007 года организовано серологическое обследование лиц с «экзантемными» заболеваниями. Ежегодно в Региональный центр по надзору за корью г. Новосибирска отправляются сыворотки крови, так в 2007 году доставлено 30 сывороток крови, в 2008г – 36, в 2009г – 26, за 9 месяцев 2010г – 21, результаты исследования крови отрицательные.

   Данные эпидемиологического надзора за корью позволяют прогнозировать благополучную эпидемиологическую обстановку на территории Тюменской области и свидетельствуют о возможности начала процедуры документального подтверждения статуса Тюменской области, как территории свободных от эндемичной кори.  

   В целях координации деятельности по подготовке документов к сертификации территории, проведению мероприятий по подтверждению статуса Тюменской области, как территории свободной от эндемичной кори, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»

Читайте также:  Антитела к вирусу кори значение

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.     Директору Департамента здравоохранения Тюменской области   (А.Ю.Кудряков), Начальнику Управления по здравоохранению администрации г. Тюмени (Ярцев С.Е) 

1.1.         Обеспечить выполнение требований СП 3.1.2.1176 – 02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита».

1.2.         Обеспечить достоверный охват прививками против кори детей 1 года и в 6 лет и взрослого населения в возрасте 18 – 35 лет – 95% и выше на каждом педиатрическом, терапевтическом участках лечебно – профилактических учреждений.

1.3.         Обеспечить проведение информационно – разъяснительной работы с населением по профилактике кори и краснухи, а также разработку наглядной агитации о профилактике кори, краснухи и о реализации Программы ликвидации кори на территории Тюменской области.

1.4.         При регистрации кори или подозрения на данное заболевание заполнять карту эпидемиологического расследования, в соответствии с приложением 1 Приказа № 117 от 21.03.2003г «О реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году» или приложением 5 данного постановления). 

1.5.         Обеспечить ежегодный забор сывороток крови от больных с пятнисто – папулезной сыпью и лихорадкой, своевременную доставку в вирусологическую лабораторию ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (в течении 24 – 48 часов от момента отбора) в соответствии с рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (в соответствии с приложением 2 приказа № 117 от 21.03.2003г и приложением № 3 данного постановления).

1.6.         Обеспечить соблюдение условий транспортирования и хранения коревой вакцины, в соответствии с СП 3.3.2.12348-03 «Условия транспортирования и хранения МИБП».

2.                      Департаменту здравоохранения Тюменской области совместно с Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области:

2.1.         Создать комиссию по подтверждению статуса Тюменской области, как территории, свободной от эндемичной кори.

2.2.         Провести оценку представленных сведений из лечебно – профилактических учреждений, подтверждающих отсутствие эндемичной кори в Тюменской области и утвердить материалы о выполнении программы ликвидации кори для представления в Региональный центр по надзору за корью и краснухой до 01.11.2010г, в соответствии с таблицами приложения 1.

2.3.         Организовать работу по профилактике кори на каждой административной территории в соответствии с утвержденными ВОЗ критериями элиминации кори (приложение №2).

2.4.         Провести обучающие семинары с медицинскими работниками по вопросам выявления больных корью, краснухой, мерам профилактики, правилам отбора сывороток крови от больных с экзантемой и лихорадкой, а также правилам транспортировки крови и оформления направлений на исследования.

3.                       Начальникам территориальных отделов, начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Тюменской области

3.1.         Откорректировать и представить уточненные, согласованные с руководителями лечебно – профилактических учреждений статистические данные (по каждой административной территории), необходимых для подтверждения статуса Тюменской области, как территории, свободной от эндемичной кори.

3.2.         Обеспечить контроль за выполнением требованием СП 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита», организацией и проведением вакцинации против кори детей в возрасте 1 года, 6 лет и взрослого населения в возрасте 18 – 35 лет.

3.3.         Осуществлять контроль за своевременностью проведения противоэпидемических мероприятий в очагах кори и краснухи, в соответствии с СП 3.1.2.1176 – 02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита».

3.4.         Обеспечить контроль за своевременностью проведения противоэпидемических мероприятий в очагах кори и краснухи,  в соответствии с СП 3.1.2.1176 – 02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита».

3.5.         Обеспечить проведение информационно – разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики кори.

4.                      Главному врачу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (А.Я.Фольмер)

4.1.         Обеспечить своевременное и в полном объеме проведение эпидемиологического расследования каждого случая заболевания корью, краснухой с заполнением карты эпидемиологического обследования, в соответствии с приложением № 1 приказа № 117 от 21.03.2003г «О реализации «Программы ликвидации кори в РФ» к 2010 году».

4.2.         Обеспечить своевременную доставку сывороток крови от больных корью, лиц с подозрением на заболевание корью, больных с пятнисто – папулезной сыпью и лихорадкой в Региональный центр по надзору за корью и краснухой г. Новосибирск, в течение 72 часов от момента взятия материала.

4.3.         Ежемесячно представлять в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области сведения о количестве сывороток крови, отправленных в Региональный центр по надзору за корью (в соответствии с приложением № 4 постановления).

     Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Накатаева А.В.  

                                                                                                                               Г.В.Шарухо

Сохранить документ

Источник