Проблемы детей при кори
Что такое корь
Корь (см. дополнительную информацию в Базе Знаний) является классическим детским инфекционным заболеванием, вызываемым вирусом. В прежние времена корь встречалась чрезвычайно часто, но теперь заболеваемость снизилась до редких случаев благодаря массовой вакцинации. Корь проявляется кашлем, насморком, конъюнктивитом, болью в горле, лихорадкой и красной пятнистой сыпью на коже.
Корь может иметь тяжелое течение, особенно, у детей раннего возраста и даже приводить к смерти. Глобальная смертность от кори снижается каждый год, поскольку все больше детей получают вакцину, однако до сих пор ежегодно от этого заболевания погибает более 100 000 человек, большинство из них в возрасте до 5 лет.
Корь распространена по всему миру. В довакцинальную эпоху к 15 годам корью переболевало более 90% населения земли. Смертность превышала 2-2,5%
В 2000 году по приблизительным оценкам корю переболело от 31 до 40 млн. человек, смертность составила 773 000 777 000 человек – т.е., 2,1% заболевших. Высокая заболеваемость и контагиозность делают корь пятой причиной детской смертности.
Симптомы кори
Инкубационный период при кори составляет от 10 до 14 дней. Симптомы кори включают в себя:
- Лихорадку
- Сухой кашель
- Насморк
- Боль в горле
- Конъюнктивит
- Маленькие белые пятна с голубовато-белым центром на красном фоне, располагающиеся на слизистой щек (так называемые пятна Коплика-Филатова)
- Кожная сыпь (см. также: Корь. Описание элементов сыпи.), в виде больших плоских пятен, которые часто сливаются; имеет этапность – начинается с лица и далее распространяется постепенно вниз, на туловище и конечности.
Заболевание имеет определенную этапность и занимает 2-3 недели:
- Заражение и инкубационный период: В первые 10 – 14 дней от контакта с зараженным человеком – нет никаких симптомов.
- Период неспецифических симптомов. Первым симптомом кори обычно является легкая или средней интенсивности лихорадка, которая нередко сопровождается постоянным кашлем, насморком, конъюнктивитом и болью в горле. Эта стадия является относительно легкой и продолжается два-три дня.
- Период сыпи. Сыпь состоит из маленьких красных пятен, некоторые из которых слегка приподняты над уровнем кожи (папулы). Скопления пятен и папул при кори придают коже диффузно-гиперемированный внешний вид. Сыпь сначала появляется на лице, особенно много ее за ушами и вдоль линии роста волос.
В течение следующих нескольких дней сыпь распространяется вниз: на руки, туловище, затем на бедра, голени и стопы. Одновременно с появлением сыпи резко нарастает лихорадка, достигая 40-41 градуса. Сыпь длится до шести дней и постепенно исчезает, начиная с лица, затем с рук, туловища и в последнюю очередь – с бедер и стоп.
Больной корью заразен около восьми дней: вирус начинает выделяться в окружающую среду за четыре дня до появления сыпи и заканчивает через четыре дня от появления первых элементов сыпи.
Когда обращаться к врачу
Позвоните своему врачу, если вы считаете, что Вы, или Ваш ребенок были в контакте с больным корью или уже заболели корью. Обсудите с врачом полноценность календаря прививок Вашего ребенка перед его поступлением в начальную школу, в колледж или до предстоящей международной поездки.
Причины заболевания корью
Причиной кори является вирус, который размножается в носу и горле зараженного ребенка или взрослого.
Когда больной корью человек кашляет или чихает, инфицированные капельки распыляются в окружающий воздух, после чего другие люди могут их вдохнуть. Зараженные капельки также могут осесть на поверхностях и оставаться активными на них в течение нескольких часов. Если здоровый человек прикоснется руками сперва к этим поверхностям, а затем потрет свой нос или глаза, он также может заразиться.
Факторы риска
- Отсутствие вакцинации. Если Ваш ребенок не имеет вакцины против кори, его риск заболеть при контакте с больным человеком гораздо выше, чем у привитых детей.
- Международные поездки. Если Вы путешествуете в развивающиеся страны, где корь является более распространенной, Вы подвержены более высокому риску инфицирования.
- Наличие дефицита витамина А. Если Ваш рацион беден витамином А, Вы подвержены более высокому риску заражения, а также более высокому риску тяжелого течения болезни.
Осложнения кори
- Ушная инфекция (средний отит). Одним из самых распространенных осложнений кори является бактериальная инфекция среднего уха.
- Бронхит, ларингит или ложный круп. Корь может привести к воспалению голосовых связок (гортани) или бронхов, так же выделяется коревой круп
- Пневмония. Воспаление легких является частым осложнением кори. Особенному риску подвержены люди с ослабленной иммунной системой. Иногда коревая пневмония приводит к смерти пациента.
- Энцефалит. Это осложнение развивается с частотой примерно 1: 1000 заболевших. Это воспаление вещества головного мозга, которое может вызвать рвоту, судороги, кому или даже смерть. Коревой энцефалит может начаться одновременно с самой корью, а может быть отсроченным на несколько месяцев.
- Проблемы при беременности. Если Вы беременны, Вам нужно проявлять особую осторожность, чтобы избежать кори, потому что это заболевание способно приводить к прерыванию беременности (смерти плода), преждевременным родам, грубым аномалиям развития плода или низкому весу при рождении.
- Снижение содержания тромбоцитов (тромбоцитопения). Корь может привести к снижению тромбоцитов – клеток крови, которые необходимы для свертывания крови.
Частота осложнений кори в развитых странах:
Общая частота осложнений – 22,7%
Диарея – 9,4%
Средний отит – 6,6%
Пневмония – 6,5%
Энцефалит – 0,1%
Смерть – 0,3%
Частота осложнений кори выше в развивающихся странах и странах с высоким процентом отказов от вакцинации.
Подготовка к визиту врача
Готовясь к визиту врача, Вы можете сделать некоторые полезные приготовления:
- Запишите все симптомы, которые испытываете Вы, или Ваш ребенок, включая те, которые не кажутся Вам связанными с этим заболеванием
- Запишите ключевую личную информацию, в том числе – любые недавние поездки
- Составьте список всех лекарств, витаминов и пищевых добавок, которые принимаете Вы или Ваш ребенок
- Составьте список вопросов, которые хотели бы задать своему врачу.
Ваш врач, вероятно, задаст вам ряд вопросов, таких как:
- Вы или Ваш ребенок вакцинированы против кори? Когда и сколько раз вводились вакцины?
- Вы недавно путешествовали за пределы страны?
- Кто еще проживает в вашем доме? Все ли они привиты от кори?
Что Вы можете сделать, в ожидании приема врача?
Убедитесь, что Вы или ваш ребенок получаете достаточно жидкости. Оптимально пить не просто воду, а растворы электролитов, такие как Регидрон, Гидровит, Хумана Электролит и тд.
Если лихорадка доставляет выраженный дискомфорт или достигает высоких цифр (выше 39 градусов), следует принимать парацетамол (15 мг/кг) или ибупрофен (10 мг/кг).
Не давайте детям аспирин для снижения лихорадки, поскольку он может вызывать грозное и опасное для жизни осложнение – синдром Рейе.
Диагностика кори
В большинстве случаев Вашему врачу потребуется лишь осмотр и сбор анамнеза, чтобы безошибочно поставить диагноз кори. При необходимости диагноз может быть подтвержден анализом крови.
Лечение кори
Не существует никакого специфического лечения против кори, противовирусные и антибактериальные препараты неэффективны при этом заболевании. Заболевание проходит самостоятельно, лечение состоит лишь в уменьшении симптомов и своевременном выявлении осложнений. Тем не менее, некоторые меры все же могут быть предприняты у лиц, имеющих высокий риск тяжелого и осложненного течения инфекции:
- Постконтактная иммунизация. Непривитые пациенты, включая младенцев, могут получить прививку от кори в течение 72 часов после контакта с больным человеком. В большинстве случаев это позволяет значительно смягчить тяжесть болезни и улучшить прогноз.
- Внутривенный иммуноглобулин. Беременные женщины, младенцы и люди с ослабленной иммунной системой (например, ВИЧ-инфицированные люди), которые были в контакте с инфицированным пациентом, но не могут получить живую вакцину – обычно получают инъекции иммуноглобулина. Этот препарат должен быть введен в течение шести дней после контакта с вирусом. Донорские антитела, содержащиеся в препарате, могут предотвратить корь или сделать симптомы болезни менее серьезными.
Лекарственные препараты
- Жаропонижающие. Используйте только парацетамол или ибупрофен. Не используйте аспирин у детей до 18 лет!
- Антибиотики. Если во время кори развивается вторичное бактериальное осложнение, такое как пневмония или средний отит, Ваш врач может назначить антибактериальный препарат.
- Витамин А. Люди с низким уровнем витамина А, чаще всего, имеют более тяжелое течение кори. Назначение витамина A может уменьшить тяжесть кори. Обычно он вводится в большое дозе (200 000 международных единиц) в течение двух дней.
Изменение образа жизни и домашние средства
Если у Вас или у Вашего ребенка диагностирована корь, Вам следует быть в контакте с врачом, чтобы он мог наблюдать за течением болезни и следить за развитием осложнений. Кроме того, следующие советы помогут вам облегчить симптомы болезни:
- Отдыхайте. Соблюдайте постельный или полупостельный режим
- Пейте много воды, фруктовых соков и травяного чая, чтобы восполнить жидкость, потерянную при лихорадке и активном потоотделении
- Увлажняйте воздух в доме. Используйте для этого увлажнитель воздуха, или мокрые ткани.
- Дайте отдых глазам. Сохраняйте приглушенный свет в комнате или носите солнцезащитные очки. Как можно меньше читайте и смотрите на мониторы (компьютер, телефон и тд). Чтобы заполнить досуг, вы можете, например, слушать аудиокниги.
Профилактика кори
Если кто-то в Вашей семье болеет корью, соблюдайте следующие меры предосторожности:
- Изоляция. Поскольку корь является очень заразной за 4 дня до начала сыпи, и 4 дня после ее начала – больной человек должен находиться в максимальной изоляции в этот период времени. Никаких посещений, визитов и встреч.
- Особенно важно изолировать непривитых людей от зараженного человека
- Вакцинация и введение иммуноглобулина. Задайте своему семейному врачу вопросы о необходимости специфической экстренной защиты каждого члена семьи.
Предотвращение новых инфекций
Если Вы уже переболели корью ранее, то Ваш организм имеет пожизненный иммунитет, и Вы не можете заболеть во второй раз.
Для всех остальных людей введение вакцины имеет крайне важное профилактическое значение. Вакцинация формирует и сохраняет так называемый коллективный иммунитет против кори.
Как только коллективный иммунитет против кори ослабевает, начинает увеличиваться частота заболеваемости.
Вакцина против кори входит в состав дивакцины «корь + эпидемический паротит», или тривакцины «Приорикс» (корь + эпидемический паротит + краснуха). В развитых странах используют тетравакцину Приорикс-тетра (корь + эпидемический паротит + краснуха + ветряная оспа). Согласно российскому нацкалендарю прививок, вакцинация против кори проводится в 1 год (вводится одна доза) и в 6 лет (вводится вторая доза). Дополнительная вакцинация проводится женщинам, планирующим беременность, учителям, медицинским работникам, а также некоторым другим людям, имеющим, по роду своей профессии, высокий риск заражения корью.
Источник
Êëèíèêà. Ëå÷åíèå. Ïðîôèëàêòèêà. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êîðè. Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ïàöèåíòà. Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ðîäèòåëåé. Ýêñïåðòíàÿ êàðòà ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè êîðè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
https://monax.ru/order/ – ðåôåðàòû íà çàêàç (áîëåå 2300 àâòîðîâ â 450 ãîðîäàõ ÑÍÃ).
2
ÀÐÇÀÌÀÑÑÊÎÅ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÎÅ Ó×ÈËÈÙÅ
ÐÅÔÅÐÀÒ
ÒÅÌÀ: «Êîðü. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êîðè».
Ðàáîòó âûïîëíèëè:
Ñòóäåíòêè ãð. Ñ-301
Åæîâà Þ., Äÿäèíà Ê., Ìèðîíîâà Í., Êóðåíêîâà Þ., Ðÿçàíöåâà Ë.
Ïðîâåðèëà: Ñèãàë Í.À..
Àðçàìàñ 2004ã.
ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ
1. ÊÎÐÜ 3
1.1 Êëèíèêà .3
1.2 Ëå÷åíèå 5
1.3 Ïðîôèëàêòèêà ..6
1.4 Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êîðè 8
ÊÎÐÜ.
Âîçáóäèòåëåì êîðè ÿâëÿåòñÿ ôèëüòðóþùèé âèðóñ, êîòîðûé êðàéíå ÷óâñòâèòåëåí ê äåéñòâèþ ôèçè÷åñêèõ ôàêòîðîâ âíåøíåé ñðåäû. Âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà âèðóñ áûñòðî ïîãèáàåò.  ñâÿçè ñ ýòèì, êðîìå ïðîâåòðèâàíèÿ, íèêàêèå ìåðû çàêëþ÷è-òåëüíîé äåçèíôåêöèè íå ïðèìåíÿþòñÿ.
Íàðÿäó ñ ìàëîé ñòîéêîñòüþ äëÿ êîðåâîãî âèðóñà õàðàêòåðíà «ëåòó÷åñòü» (ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ñ ïîòîêîì âîçäóõà ÷åðåç çàìî÷íûå ñêâàæèíû, ùåëè, ÷åðåç çàçîðû âîêðóã îòîïèòåëüíûõ òðóá ñ íèæ-íèõ íà âåðõíèå ýòàæè).
Ìàêñèìóì çàáîëåâàíèé ïðèõîäèòñÿ íà âîçðàñò îò 1 ãîäà äî 5 ëåò. Äåòè äî 1 ãîäà è øêîëüíîãî âîçðàñòà çàáîëåâàþò êîðüþ ñðàâíèòåëüíî ðåæå.
Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ïðè êîðè ÿâëÿåòñÿ òîëüêî áîëüíîé ÷å-ëîâåê, êîòîðûé çàðàçåí ñ ïåðâîãî äíÿ ïðîäðîìàëüíîãî ïåðèîäà è â òå÷åíèå 4 äíåé ïîñëå ïîÿâëåíèÿ ñûïè. Çàðàæåíèå ïðîèñõîäèò âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì. ×åðåç òðåòüå ëèöî êîðü, êàê ïðàâèëî, íå ïåðåäàåòñÿ. Èììóíèòåò ðàçâèâàåòñÿ â ðåçóëüòàòå ïåðåíåñåííî-ãî çàáîëåâàíèÿ è ñîõðàíÿåòñÿ íà âñþ æèçíü. Ñëó÷àè ïîâòîðíîãî çàáîëåâàíèÿ ðåäêè.
Êëèíèêà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä êîðè ïðîäîëæàåòñÿ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ. 9–10 äíåé, èíîãäà îí ìîæåò óäëèíÿòüñÿ äî 17 äíåé (ïðè ñî÷åòàíèè ñ äðóãèìè çàáîëåâàíèÿìè — ñêàðëàòè-íîé, òóáåðêóëåçíûì ìåíèíãèòîì è äð.). Ó äåòåé, ïîäâåðãøèõñÿ ñåðîïðîôèëàêòèêå, èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ìîæåò óäëèíÿòüñÿ äî 21 äíÿ. Ïîäîáíîå óäëèíåíèå ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ó äåòåé, êîòîðûå ëå÷èëèñü ïåðåëèâàíèåì êðîâè èëè ïëàçìû.
Ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä äëèòñÿ 3–4 äíÿ, â ýòî âðåìÿ îòìå÷à-åòñÿ ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, íàðóøåíèå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ, ïî-ÿâëåíèå êàòàðîâ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê íîñà (ðèíèò ñåðîçíûé, ãíîé-íûé), ãîðòàíè (ëàðèíãèò âïëîòü äî ëîæíîãî êðóïà), ãëàç (êîíúþíêòèâèò, ñâåòîáîÿçíü, èíîãäà áëåôàðîñïàçì).
Õàðàêòåðåí äëÿ êîðè ñèìïòîì Âåëüñêîãî-Ôèëàòîâà–íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê ïðîòèâ âòîðûõ íèæíèõ ðåçöîâ ïîÿâëÿ-þòñÿ íåæíûå ìåëêèå áåëûå ïÿòíûøêè, îêðóæåííûå êðàñíûì îáîäêîì. Ýòî ñàìûé ðàííèé è áåññïîðíûé ñèìïòîì, ïîÿâëÿåòñÿ îí çà 2–3 äíÿ äî ïîÿâëåíèÿ ñûïè è èñ÷åçàåò íà 1–2-é äåíü âû-ñûïàíèÿ. Âòîðîé âàæíûé ñèìïòîì — ýíàíòåìà — êðàñíûå ïÿò-íûøêè íà áëåäíîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ìÿãêîãî è òâåðäîãî íåáà.
Ïîìèìî ýòèõ ñèìïòîìîâ, ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà îòìå÷àþò-ñÿ ó÷àù¸ííûé æèäêèé ñòóë, íàðóøåíèå ñíà, àïïåòèòà, ðàçäðàæè-òåëüíîñòü, êàïðèçû. Ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà â êîíöå ïðîäðî-ìàëüíîãî ïåðèîäà ïîÿâëÿþòñÿ ãîëîâíàÿ áîëü, ðàçáèòîñòü, íåðåä-êî ðâîòà, íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ, ðàçëèòûå áîëè â æèâîòå.
Ïåðèîä âûñûïàíèÿ íà÷èíàåòñÿ íà 4–5-é äåíü áîëåçíè ñ íîâî-ãî ïîäúåìà òåìïåðàòóðû (äî 39–40°Ñ), óñèëåíèÿ èíòîêñèêàöèè è êàòàðîâ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê. Ñûïü èìååò ïÿòíèñòî-ïàïóëåçíûé õàðàêòåð, ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ñâåðõó âíèç, îñòàâëÿåò ïîñëå ñåáÿ ïèãìåíòàöèþ (äåðæèòñÿ 5–8 äíåé).  ïåðâûé äåíü ñûïü ïîêðû-âàåò ëèöî, ãîëîâó, øåþ, íà âòîðîé äåíü –òóëîâèùå, íà òðåòèé — êîíå÷íîñòè. Êîæà ïðè ýòîì âëàæíàÿ, ïîòîîòäåëåíèå è ñåêðå-öèÿ ñàëüíûõ æåëåç óñèëåíû. Çàòåì òåìïåðàòóðà êðèòè÷åñêè èëè êðèòè÷åñêè ïàäàåò, óëó÷øàåòñÿ îáùåå ñîñòîÿíèå, îñëàáåâàþò êàòàðû.
Äëÿ ëåãêîé ôîðìû êîðè õàðàêòåðíû óêîðî÷åíèå ïðîäðîìàëü-íîãî ïåðèîäà äî 1–2 äíåé, îòñóòñòâèå èëè ìàëàÿ âûðàæåííîñòü èíòîêñèêàöèè, êàòàðîâ, ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà. Ñèìïòîìà Âåëüñêîãî–Ôèëàòîâà ìîæåò íå áûòü; ñûïü ÷àùå áûâàåò ñêóäíîé, ïèãìåíòàöèÿ áûñòðî èñ÷åçàåò. Òå÷åíèå ãëàäêîå, îñëîæíåíèÿ ðåä-êè, ÷àùå âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé 4–5 ìåñ.
Òÿæåëàÿ ôîðìà êîðè ÷àùå íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé ñòàðøå 4– 5 ëåò, ñîïðîâîæäàåòñÿ ÿðêî âûðàæåííîé îáùåé èíòîêñèêàöèåé, èíîãäà ýíöåôàëèòè÷åñêèì èëè ìåíèíãîýíöåôàëèòè÷åñêèì ñèí-äðîìîì, óïîðíûìè íîñîâûìè êðîâîòå÷åíèÿìè.
Ìèòèãèðîâàííàÿ ôîðìà êîðè âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé, ñâîåâðåìåí-íî ïîëó÷èâøèõ ïðîòèâîêîðåâóþ ïðèâèâêó. Äëÿ íåå õàðàêòåðíî óäëèíåíèå èíêóáàöèîííîãî ïåðèîäà (äî 21 äíÿ), îòñóòñòâèå èëè óêîðî÷åíèå (1–2 äíÿ) ïðîäðîìàëüíîãî ïåðèîäà, íîðìàëüíàÿ èëè ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà, ñëàáàÿ ñòåïåíü êàòàðîâ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, õîðîøåå ñàìî÷óâñòâèå, ãëàäêîå òå÷åíèå. Ñèìïòîì Âåëüñêîãî–Ôèëàòîâà ÷àñòî îòñóòñòâóåò, ñûïü ñêóäíàÿ, ïèãìåí-òàöèÿ äåðæèòñÿ îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî 1–2 ñóò. Ñî ñòîðîíû êðîâè â êîíöå èíêóáàöèè íàáëþäàåòñÿ ëåéêîöè-òîç, íåéòðîôèë¸ç; è ïðîäðîìàëüíîì ïåðèîäå è âî âðåìÿ âûñûïà-íèÿ — ëåéêîïåíèÿ, ëèìôîöèòîâ; ÑÎÝ óâåëè÷åíà.
Ïðè êîðè íàèáîëåå ÷àñòûìè îñëîæíåíèÿìè ÿâëÿþòñÿ ëàðèíãèò, ïíåâìîíèÿ, ñòîìàòèòû, îòî-àíòðèòû, ýíöåôàëèòû, êåðàòèòû, ðåòèíèòû. ×àñòîòà ýòèõ îñëîæíåíèè â ïîñëåäíèå ãîäû çíà÷èòåëüíî ñíèçèëàñü, è îíè ÿâëÿþòñÿ åäèíñòâåííîé ïðè÷èíîé ëåòàëüíî-ñòè ïðè êîðè.
Ïðè òèïè÷íûõ ôîðìàõ äèàãíîç êîðè íå ïðåäñòàâëÿåò çàòðóä-íåíèé.  òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ÷àñòü õàðàêòåðíûõ ñèìïòîìîâ îòñóò-ñòâóåò (ëåãêàÿ, ìèòèãèðîâàííàÿ ôîðìà), äèàãíîç çàòðóäíåí, è ïðåæäå âñåãî ïðîõîäèòñÿ äèôôåðåíöèðîâàòü ñ êðàñíóõîé.
 ñâÿçè ñ øèðîêèì ïðèìåíåíèåì àíòèáèîòèêîâ íåðåäêî ó äå-òåé íàáëþäàåòñÿ êîðåïîäîáíàÿ ìåäèêàìåíòîçíàÿ òîêñèêî-àëëåðãè÷åñêàÿ ñûïü. Òåìïåðàòóðà òåëà ïðè ýòîì íîðìàëüíàÿ, ñûïü ïîëèìîðôíà, ïîÿâëÿåòñÿ ñðàçó íà âñåì òåëå, âûñûïàíèå áåñïîðÿ-äî÷íîå, ëèìôàòè÷åñêèå óçëû ìîãóò áûòü óâåëè÷åííûìè, êàòàðû ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ñëàáî âûðàæåíû. ßâëåíèÿ áûñòðî èñ÷åçàþò ïîñëå îòìåíû àíòèáèîòèêîâ.
Ëå÷åíèå. Íåîáõîäèìî îðãàíèçîâàòü ïðàâèëüíûé ðåæèì, êóäà âõîäèò: øèðîêîå ïîëüçîâàíèå ñâåæèì âîçäóõîì (÷àñòîå ïðîâåòðèâàíèå ïîìåùåíèÿ), ðåãóëÿðíûå (â îäíè è òå æå ÷àñû) ïðèåìû ïèùè ñîîòâåòñòâåííî âîçðàñòó. Ïèùà äîëæíà áûòü ëåãêî-óñâîÿåìîé, îáîãàùåííîé âèòàìèíàìè À, Â1 Ñ. Äëÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè — ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, ôðóêòîâûå è îâîùíûå ñîêè.
 îñòðîì ïåðèîäå êîðí íåîáõîäèì òùàòåëüíûé óõîä çà ãëàçà-ìè è ïîëîñòüþ ðòà.
 ãëàçà ñëåäóåò çàêàïûâàòü ïî 1–2 êàïëè ñòåðèëüíîãî ðûáüåãî æèðà èëè âàçåëèíîâîãî ìàñëà 2–4 ðàçà â ñóòêè; óòðîì è âå÷åðîì ïðîèçâîäèòü òóàëåò ãëàç (ïðîìûâàíèå 2% ðàñòâîðîì áîðíîé êèñëîòû). Ðåêîìåíäóåòñÿ ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè ïîëîñêàòü ðîò èëè äàâàòü ïèòü âîäó. Ïðîòèðàíèå ðòà è íîñà ïðîòèâîïîêàçàíî.  íîñ ëó÷øå çàêàïûâàòü îñòóæåííîå ðàñòè-òåëüíîå èëè âàçåëèíîâîå ìàñëî, à ïðè îáèëüíûõ âûäåëåíèÿõ — 2% ðàñòâîð ýôåäðèíà.
 òå÷åíèå âñåãî çàáîëåâàíèÿ íåîáõîäèìî äàâàòü âèòàìèíû: âèòàìèí Ñ â âèäå àñêîðáèíîâîé êèñëîòû ïî 0,1–0,2 ã 2–3 ðàçà â äåíü; âèòàìèí B1 ïî 0,005 ã 2 ðàçà â äåíü âíóòðü; âèòàìèí À ïî 1–2–3 êàïëè â ñóòêè.
Î÷åíü âàæåí óõîä çà êîæåé (ãèãèåíè÷åñêèå âàííû, îáòèðàíèÿ, óìûâàíèÿ).
Ïðè ìó÷èòåëüíîì êàøëå íàçíà÷àþò êîäåèí (0,001ã íà ãîä æèçíè íà ïðèåì), ïðè áåñïîêîéñòâå — ôåíîáàðáèòàë (0,01 0,03 ã íà ïðèåì äåòÿì äî 3 ëåò) èëè áðîìóðàë (0,05–0,1 ã íà ïðèåì). Îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà äàâàòü íå ðåêîìåíäóåòñÿ. Äå-òÿì ìîëîæå 2 ëåò, îñîáåííî ïðè îòÿãîùåííîì àíàìíåçå è íàëè÷èè èçìåíåíèé â ëåãêèõ, ïîêàçàíî ðàííåå ïðèìåíåíèå àíòèáèîòèêîâ.
Ëå÷åíèå îñëîæíåíèé è ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé ïðîâîäèò-ñÿ ñîîòâåòñòâåííî èõ õàðàêòåðó.
Ïðîôèëàêòèêà. Ê îáùèì ìåðîïðèÿòèÿì îòíîñÿòñÿ âñå ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèå ïðàâèëà, ñïîñîáñòâóþùèå ëîêàëèçàöèè èí-ôåêöèè è ïðåãðàæäàþùèå ïóòü ê åå ðàñïðîñòðàíåíèþ (ýêñòðåí-íîå èçâåùåíèå, âçàèìíàÿ ñèãíàëèçàöèÿ, ðàçîáùåíèå, îêàçàíèå íà äîìó ëå÷åáíîé ïîìîùè âñåì îñòðî çàáîëåâøèì, ïðàâèëüíàÿ îð-ãàíèçàöèÿ ïðèåìà äåòåé âî âñå ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèå ó÷ðåæ-äåíèÿ è ò. ä.). Ê ñïåöèàëüíûì ìåðîïðèÿòèÿì îòíîñèòñÿ ñåðîïðî-ôèëàêòèêà êîðè, êîòîðàÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðèìåíåíèåì ãàììà-ãëîáóëèíà âñåì äåòÿì â âîçðàñòå îò 3 ìåñ äî 4 ëåò, íå áîëåâøèì êîðüþ è èìåâøèì êîíòàêò ñ êîðåâûì áîëüíûì â òå÷åíèå çàðàçè-òåëüíîãî ïåðèîäà. Ïðèâèâêè îáÿçàòåëüíû äëÿ áîëüíûõ äåòåé è ðå-êîíâàëåñöåíòîâ íåçàâèñèìî îò âîçðàñòà. Ãàììà-ãëîáóëèí â äîçå 3 — 6 ìë ââîäèòñÿ âíóòðèìûøå÷íî â áîêîâóþ ïîâåðõíîñòü áåäðà èëè â çàäíå-âåðõíèé êâàäðàíò ÿãîäèöû. Äëèòåëüíîñòü äåéñòâèÿ ïðåïàðàòà 3 — 4 íåä; ïðîòèâîïîêàçàíèé äëÿ åãî ââåäåíèÿ íå èìå-åòñÿ. Ïðè ïîÿâëåíèè çàáîëåâàíèÿ êîðüþ ÷åðåç 3–4 íåä íåáîëåâ-øèì äåòÿì äîïîëíèòåëüíî ââîäÿò 2 ìë ãàììà-ãëîáóëèíà.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðîâîäèòñÿ àêòèâíàÿ èììóíèçàöèÿ æèâîé îñëàáëåííîé êîðåâîé âàêöèíîé äåòåé, äîñòèãøèõ 10-ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà è íå áîëåâøèõ êîðüþ. Ïðèâèâêó ïðîâîäÿò îäíîêðàòíî ïóòåì ïîäêîæíîãî ââåäåíèÿ â îáëàñòü ïëå÷à èëè ïîä ëîïàòêó 0,5 ìë âàêöèíû, ðàçâåäåííîé ðàñòâîðèòåëåì. Ó íåêîòîðûõ äåòåé ìîæåò áûòü âàêöèíàëüíàÿ ðåàêöèÿ â âèäå ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòó-ðû òåëà, íåîáèëüíîé êîðåïîäîáíîé ñûïè, êàòàðà íîñîãëîòêè, êîíúþíêòèâèòà.
Äåòè, ïîëó÷èâøèå ïðîôèëàêòè÷åñêóþ ïðèâèâêó ïðîòèâ îäíîé èíôåêöèè, â òîì ÷èñëå è ïðîòèâ êîðè, ìîãóò áûòü ïðèâèòû ïðîòèâ äðóãîãî çàáîëåâàíèÿ íå ðàíåå ÷åì ÷åðåç 2 ìåñ.
Äåòè ñòàðøå 2 ëåò, íå áîëåâøèå è íå ïðèâèòûå ðàíåå, áûâøèå â êîíòàêòå ñ áîëüíûì êîðüþ, ïîäëåæàò â ñðî÷íîì ïîðÿäêå ïðè-âèâêàì êîðåâîé âàêöèíîé ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé.
Ïîñëå ââåäåíèÿ ãàììà-ãëîáóëèíà ñ ëå÷åáíîé ïëè ïðîôèëàêòè-÷åñêîé öåëüþ ââåäåíèå êîðåâîé âàêöèíû äîïóñêàåòñÿ íå ðàíåå ÷åì ÷åðåç 6 íåä. Ïîñëå ââåäåíèÿ æèâîé êîðåâîé âàêöèíû ïðèìå-íåíèå ãàììà-ãëîáóëèíà äîïóñêàåòñÿ íå ðàíåå ÷åì ÷åðåç 2 íåä.
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êîðè.
Ñâîåâðåìåííî âûÿâëÿòü íàñòîÿùèå, ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû è íàðóøåííûå æèçíåííî âàæíûå ïîòðåáíîñòè ïàöèåíòà è ÷ëåíîâ åãî ñåìüè.
Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ïàöèåíòà:
* íàðóøåíèå ïèòàíèÿ èç-çà ñíèæåíèÿ àïïåòèòà;
* íàðóøåíèå ñíà;
* ñóõîé, ãðóáûé, íàâÿç÷èâûé êàøåëü;
* ñíèæåíèå èíòåðåñà, ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè;
* äåôèöèò æèäêîñòè â îðãàíèçìå;
* ñíèæåíèå äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè;
* íàðóøåíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ îòïðàâëåíèé (æèäêèé ñòóë);
* ïñèõîýìîöèîíàëüíàÿ íåóñòîé÷èâîñòü;
* áåñïîêîéñòâî ïî ïîâîäó âíåøíåãî âèäà èç-çà îäóòëîâàòîñòè ëèöà è ïîÿâëåíèÿ ýêçàíòåìû;
* íåñïîñîáíîñòü ðåáåíêà ñàìîñòîÿòåëüíî ñïðàâèòüñÿ ñ òðóäíîñòÿìè, âîçíèêøèìè âñëåäñòâèå çàáîëåâàíèÿ, äåôèöèò ñàìîóõîäà;
* äåôèöèò îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè;
* ñòðàõ ïåðåä ãîñïèòàëèçàöèåé, ìàíèïóëÿöèÿìè è äð.
Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ðîäèòåëåé:
* ñòðàõ çà ðåáåíêà, íåóâåðåííîñòü â èñõîäå çàáîëåâàíèÿ;
* äåôèöèò çíàíèé î çàáîëåâàíèè è óõîäå;
* èçìåíåíèå ñòåðåîòèïà æèçíè ñåìüè;
* ïñèõîýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå â ñåìüå;
* íåàäåêâàòíàÿ îöåíêà ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà;
* óãðîçà èíôèöèðîâàíèÿ ÷ëåíîâ ñåìüè.
Èíôîðìèðîâàòü ðîäèòåëåé è ðåáåíêà (åñëè ïîçâîëÿåò åãî âîçðàñò) î ïðè÷èíå ðàçâèòèÿ êîðè, êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèÿõ, îñîáåííîñòÿõ òå÷åíèÿ, ïðèíöèïàõ ëå÷åíèÿ, ìåðàõ ïðîôèëàêòèêè, ïðîãíîçå.
Îáåñïå÷èòü èçîëÿöèþ ïàöèåíòà íà 5 äíåé ñ ìîìåíòà âûñûïàíèÿ ñûïè, à ïðè ïðèñîåäèíåíèè îñëîæíåíèé ñðîê èçîëÿöèè óäëèíèòü äî 10 äíåé. Îðãàíèçîâàòü ïàöèåíòó ïîñòåëüíûé ðåæèì â òå÷åíèå âñåãî ëèõîðàäî÷íîãî ïåðèîäà. Îñîáîå âíèìàíèå íåîáõîäèìî óäåëèòü ÷èñòîòå âîçäóõà è ïîñòîÿííîìó ïðîâåòðèâàíèþ ïîìåùåíèÿ. Ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû ðåáåíêà íå ðàçäðàæàë ÿðêèé ñâåò, íå ïîïàäàëè ïðÿìûå ñîëíå÷íûå ëó÷è (â îòíîøåíèè ê êîðè ñóùåñòâóþò âðåäíûå ïðåäðàññóäêè ñðåäè íàñåëåíèÿ – ðåáåíêà áîÿòñÿ óìûâàòü è êóïàòü, çàíàâåøèâàþò îêíà òåìíûìè èëè êðàñíûìè øòîðàìè, íåîáõîäèìî óáåäèòü ðîäèòåëåé íå äåëàòü ýòîãî).
Îñóùåñòâëÿòü ìîíèòîðèíã çà æèçíåííî âàæíûìè ôóíêöèÿìè, îñîáåííî, ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè êîðè (òåìïåðàòóðîé, ïóëüñîì, ×ÄÄ, ñîñòîÿíèåì êîæè, ñëèçèñòûõ, ôèçèîëîãè÷åñêèìè îòïðàâëåíèÿìè).
Íàó÷èòü ðîäèòåëåé óõîäó çà áîëüíûì ðåáåíêîì. Òÿæåëîáîëüíûì è ìàëåíüêèì äåòÿì 2-4 ðàçà â äåíü íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü òóàëåò ïîëîñòè ðòà, íîñà, ãëàç: î÷èùàòü äåñíû, ãóáû è ÿçûê âëàæíîé ñàëôåòêîé, ñìî÷åííîé êèïÿ÷åíîé âîäîé èëè ñòåðèëüíûì ôèçèîëîãè÷åñêèì ðàñòâîðîì, îðîøàòü ïîëîñòü ðòà íàñòîÿìè èç òðàâ; ãóáû ñìàçûâàòü ñòåðèëüíûì ðàñòèòåëüíûì ìàñëîì; íîñîâûå õîäû ïðî÷èùàòü âàòíûìè æãóòèêàìè, çàêàïûâàòü â ëàçà èíäèôôåðåíòíûå êàïëè; ãëàçà ïðîìûâàòü êèïÿ÷åíîé âîäîé, ôèçèîëîãè÷åñêèì ðàñòâîðîì, çàêàïûâàòü â ãëàçà 20% ðàñòâîð íàòðèÿ ñóëüôàöèëà è ðàñòâîð âèòàìèíà À äëÿ ïðåäîõðàíåíèÿ ñêëåð îò âûñûõàíèÿ. Ñòàðøèå äåòè (åñëè ïîçâîëÿåò èõ ñîñòîÿíèå) äîëæíû ñàìè ÷èñòèòü çóáû è ïîëîñêàòü ðîò íåñêîëüêî ðàç â òå÷åíèå äíÿ íàñòîÿìè èç òðàâ.
Îáåñïå÷èòü ðåáåíêà ïîëíîöåííûì ïèòàíèåì â ñîîòâåòñòâèè ñ åãî âîçðàñòíûìè ïîòðåáíîñòÿìè, çà èñêëþ÷åíèåì ïåðèîäà èíòîêñèêàöèè, êîãäà àïïåòèò ðåçêî íàðóøåí è óãíåòåíà ôåðìåíòàòèâíàÿ ôóíêöèÿ ïèùåâàðèòåëüíûõ æåëåç.  ýòîò ïåðèîä íóæíî óìåíüøèòü ðàçîâûé îáúåì ïèùè è óâåëè÷èòü ÷èñëî êîðìëåíèé. Ïèùà äîëæíà áûòü âèòàìèíèçèðîâàííîé, ïîëóæèäêîé, òåðìè÷åñêè, õèìè÷åñêè è ìåõàíè÷åñêè ùàäÿùåé (áåç ãðóáûõ êîìî÷êîâ, êîòîðûå ìîãóò áûòü àñïèðè-ðîâàíû âî âðåìÿ êàøëÿ). Ïåðåä íà÷àëîì êàæäîãî êîðìëåíèÿ íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü ñàíàöèþ äûõàòåëüíûõ ïóòåé (îòñàñûâàòü ñëèçü, çàêàïûâàòü ôèçèîëîãè÷åñêèé ðàñòâîð). Îáåñïå÷èòü àäåêâàòíûé ïèòüåâîé ðåæèì çà ñ÷åò äîïîëíèòåëüíîãî ââåäåíèÿ æèäêîñòè (îòâàðà øèïîâíèêà, ÷àÿ ñ ëèìîíîì, ðàçáàâëåííûõ íåêèñëûõ ñîêîâ, ìîðñîâ, äåãàçèðîâàííîé ùåëî÷íîé ìèíåðàëüíîé âîäû è ïð.).
Îáúÿñíèòü íåîáõîäèìîñòü ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ðåáåíêà âî âðåìÿ áîëåçíè ÷ëåíàìè ñåìüè, îáåñïå÷èòü åãî äîñóã ñïîêîéíûìè èãðàìè, ïðîñëóøèâàíèåì ìóçûêè, ÷òåíèåì êíèã è ïð.
Óáåäèòü ðîäèòåëåé â ïåðèîäå ðåêîíâàëåñöåíöèè ïðîäîëæèòü äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå çà ðåáåíêîì âðà÷îì – ïåäèàòðîì â òå÷åíèå 1 ìåñÿöà.
Ýêñïåðòíàÿ êàðòà ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè êîðè.
Íàðóøåííûå ïîòðåáíîñòè, íàñòîÿùèå è ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû ðåáåíêà è åãî ðîäèòåëåé |
Êðàòêîñðî÷íûå è äîëãîñðî÷íûå öåëè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà |
Ïëàíèðîâàíèå è ìîòèâàöèÿ ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ |
Ïðîôèëàêòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ |
Ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ â î÷àãå |
Источник