Олигофрения обусловленная коревой краснухой

Классификации олигофрений М.С.Певзнер и Г.Е.Сухаревой

Наиболее распространенной в отечественной психиатрии является классификация олигофрении, предложенная Г.Е. Сухаревой (1965, 1972), в основу которой положены критерии времени поражения и качества патогенного воздействия.

К группе олигофрении Г. Е. Сухарева относит только те формы психического недоразвития, которые характеризуются двумя важными признаками: 1) наличием стойкого дефекта познавательной деятельности; 2) отсутствием прогредиентности. Следует, однако, отметить, что критерий отсутствия прогредиентности в классификации Г.Е.Сухаревой не имеет абсолютного значения, так как многие энзимопатические формы олигофрении в раннем возрасте нередко представляют прогредиентный процесс с возможностью углубления психического дефекта. Тем не менее структура интеллектуального дефекта при них приближается к олигофреническому слабоумию, а болезненный процесс, как правило, приостанавливается в раннем детском возрасте, в связи с чем психический дефект в основном подчиняется общим закономерностям эволютивной динамики, которые свойственны олигофрении.

Все клинические формы олигофрении Г. Е. Сухарева делит на три группы в зависимости от времени воздействия этиологиче­ского фактора.

I. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей):

а) болезнь Дауна; б) истинная микроцефалия; в) энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы; г) клинические формы, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).

II. Олигофрения эмбрио- и фетопатической природы, обусловленная:

а) коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия); б) другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия); в) токсоплазмозом и листериозом; г) врожденным сифилисом; д) гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами); е) гемолитической болезнью новорожденных.

III. Олигофрения, возникшая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве:

а) родовой травмой и асфиксией; б) черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (раннем детстве); в) перенесенными в раннем детстве энцефалитом, менингоэнцефалитом и менингитом.

Наряду с этими группами, Г.Е.Сухарева обращает внимание на атипичные формы олигофрении, связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями и др. Внутри каждой из названных форм проводится дальнейшая дифференциация по качеству дополнительных этиологических факторов и по особенностям клинической картины, включая степень глубины интеллектуального дефекта.

Учителя-дефектологи, работающие в специальных школах VIII вида, пользуются классификацией, предложенной М. С. Певзнер. Эта классификация позволяет понять при­чины, обусловливающие особенности различных сторон психической деятельности и поведения детей-олигофренов, и облегчает поиск путей коррекционно-воспитательной работы.

М. С. Певзнер выделила пять основных форм олигофрении: неосложненную; с преобладанием процессов возбуждения или торможения; со снижением функций анализаторов или с речевыми отклонениями; с психопатоподобным поведением; с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга.

Из этих пяти форм первые две являются наиболее распространенными.

Неосложненная форма олигофрении характеризуется уравновешенностью нервных процессов. Эмоционально-волевая сфера при этой форме относительно сохранна. Отклонения в плане познавательной деятельности не сопровождаются грубыми нарушениями отдельных анализаторов. Ребенок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда предложенное задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение адекватно, он послушен и доброжелателен по отношению к окружаю­щим. Родители часто не замечают отставания ребенка в плане движений, речи, памяти, мышления и считают его благополучным.

При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку отклонения отчетливо проявляются в изменениях поведения и деятельности. Возбудимые олигофрены часто неспокойны, импульсивны, расторможены, двигательно беспокойны, чрезвычайно отвлекаемы, непослушны, конфликтны. Они не обращают внимания на замечания взрослых.

Заторможенные олигофрены отличаются вялостью, замедленностью, инертностью, которые обнаруживаются в их моторике, поведении, сниженной работоспособности. Они продвигаются медленно. Им нужно много времени, чтобы организовать свою деятельность.

У олигофренов с нарушениями функций анализаторов или спе­цифическими речевыми отклонениями диффузное поражение коры сочетается с более глубокими локальными повреждениями мозговой системы. Такие дети помимо основного дефекта — умственной отсталости — имеют дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Их жизненные перспективы ограничены, поскольку наличие двойного, а тем более тройного дефекта резко затрудняет их продвижение и снижает возможности социально-трудовой адаптации.

При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка резко нарушена эмоционально-волевая сфера, проявляются характерное недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений, склонность к неоправданным аффектам. Среди таких детей встречаются «бегунки», т.е. ученики, которые без видимых причин убегают из школы или школы-интерната, садятся в проходящий транспорт и едут, сами не зная, куда едут и зачем. Коррекционная работа, проводимая с этими детьми, предусматривает в первую очередь формирование эмоций и воли, выработку поведения, приемлемого для окружающих.

Читайте также:  Краснуха когда поднимается температура

При олигофрении с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга отклонения в познавательной деятельности ребенка сочетаются с изменениями личности по лобному типу и сопровождаются резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь бессодержательна, многословна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности. Они слабо учитывают ситуацию. Эти школь­ники не любят труд, стремятся избежать выполнения простых бытовых обязанностей, а тем более работы в мастерских. Их развитие осуществляется замедленно. Однако они, несомненно, продвигаются и к концу школьного обучения становятся способными к элементарным видам труда. Количество таких детей невели­ко, но оно имеет тенденцию к увеличению.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение клиническим формам олигофрений, выделяемым в классификации, предложенной Г.Е. Сухаревой.

2. Охарактеризуйте основные формы олигофрении, выделенные М. С. Певзнер.

Использованные источники: studopedia.org

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Как наследуется гемофилия и дальтонизм наследуются как рецессивные признаки  Дальтонизм проверить  Классификация олигофрений по лебединскому  Врач лечащий олигофрению  Дальтонизм тест цветовосприятие

Классификация олигофрений

Наиболее распространенной в отечественной психиатрии является классификация олигофрений, предложенная Г. Е. Сухаревой, в зависимости от времени воздействия этиологического фактора.

I. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей)

а) болезнь Дауна;

б) истинная микроцефалия;

в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений;

г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).

II. Эмбрио- и фетопатии (олигофрении, обусловленные инфекционными, обменными и гормональными нарушениями матери):

а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия);

б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия);

в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом;

г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;

д) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами);

е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.

III. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве:

а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией;

б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве);

в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами.

Наряду с этими группами, Г. Е. Сухарева выделяет атипичные формы олигофрении (связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями и др.).

Особенности психофизического развития

1. отставание в росте, диспластичность телосложения à задержка полового развития, пороки развития внутренних органов и органов чувств (зрения и слуха), недоразвитие двигательной сферы (нарушены темп, плавность, ритмичность и точность движений).

2.нарушения в протекании нервных процессов (в первую очередь — нарушение подвижности нервных процессов) à инертность психических процессов, трудности включения, переключения.

3.нарушения зрительного восприятия сложных систем связей при сохранении восприятия отдельных признаков àпри восприятии сюжетной картины или последовательной серии картинок перечисляют отдельные детали картинок или воспроизводят отдельные прочно закрепленные суждения, но затрудняются выделить существенные особенности изображений и включить их в новые системы связей.

4.нарушения слухового восприятия литературных текстов à восприятие текста носит фрагментарный и упрощенный характер, отсутствует установление многообразных связей и отношений между отдельными частями текста.

5.нарушения опосредованного запоминания à относительно легко запоминают наглядные изображения отдельных предметов и отдельные слова, но не могут установить опосредствующие связи.

6.нарушение процесса классификации наглядного материала à не в состоянии сгруппировать несколько относящихся к одной группе предметов, относят в одну группу те предметы, которые в их опыте входили в единую конкретную ситуацию, не в состоянии абстрагировать существенный признак, согласно которому предметы могут быть отнесены в единую категорию.

7.трудности в овладении навыками чтения и письма: промежуточные операции (звуковой анализ каждой буквы и их слияние) приобретают характер самостоятельной деятельности, при которой ребенок не воспринимает смысла читаемого слова.

Читайте также:  Уберечься от краснухи во время беременности

8.трудности овладения навыком счетаà невозможность образования сложной системы связей между словесной формулировкой задачи, числами и наименованием à затруднения при решении задач.

46.53.246.88 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock! и обновите страницу (F5)очень нужно

Использованные источники: studopedia.ru

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Проверка дальтонизма тест  Классификация сухаревой по олигофрении  Необратимость олигофрении  Дальтонизм наследуется как рецессивный признак сцепленный  Дальтонизм профпригодность  Олигофрения кто ввел термин

Методическая разработка на тему: Рубеолярная олигофрения

о рубеолярной олигофрении

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

РУБЕОЛЯРНАЯ ОЛИГОФРЕНИЯ Выполнила: Худилайнен Ксения

РУБЕОЛЯРНАЯ ОЛИГОФРЕНИЯ- это Олигофрения, обусловленная поражением плода вирусом коревой краснухи.

Коревая краснуха Развивается в результате заболевания женщины краснухой в первые 2-3 мес. беременности .

впервые была описана в 1941 г. английским офтальмологом Н. Греггом , который наблюдал детей, страдающих врожденным поражением глаз и родившихся от матерей, перенесших в первой половине беременности краснуху. Краснуха — инфекционное вирусное заболевание, которое обычно протекает легко, без осложнений и каких-либо резидуальных последствий.

Наряду с глубоким слабоумием при этой форме олигофрении может быть порок сердца (чаще незаращение боталлова протока), глухота, врожденная катаракта, возможны и другие поражения глаз. Психическое недоразвитие часто очень глубокое.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ Поражение нервной системы проявляется дисплазией головного мозга, иногда гипотонией мышц, гиперкинезами, реже — спастическими параличами, изменением величины и формы зрачков и нистагмом. Дети рождаются физически слабыми, у них часто наблюдается катаракта, обычно односторонняя.

Полная глухота встречается редко. Пороки сердца характеризуются поражением межжелудочковой перегородки, недоразвитием межпредсердной перегородки и наличием систолического шума. У некоторых детей отмечаются пороки развития зубов с нарушением образования эмали. Кроме слабоумия для таких детей характерны импульсивность, резкие, внешне безмотивные колебания настроения и двигательная расторможенность.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ Профилактика рубеолярной олигофрении состоит в предупреждении заболевания беременных краснухой. Очень важна борьба с инфекциями, родовым травматизмом, охрана здоровья беременной женщины. При рубеолярной олигофрении широко применяется глютаминовая кислота, поливитамины, транквилизаторы (элениум, седуксен и др.), при возбуждении — аминазин , галоперидол . При обследовании больных олигофренией необходимо обращать серьезное внимание на соматическое состояние и состояние нервной системы.

Ведущими в лечении олигофрении , бесспорно, являются медико-педагогические мероприятия . Существуют специальные детские ясли, сады, вспомогательные школы, лечебно-трудовые мастерские, где с больными планомерно проводятся занятия с учетом степени психического недоразвития. Наряду с занятиями, направленными на развитие умственных способностей, большое внимание уделяют привитию трудовых навыков.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы.

Статья содержит информацию о том, как в психоневрологических интернатах применяются фитнесс-технологии в организации физического воспитания людей с отклонениями.

Данную статью могут использовать в своей деятельности учителя физической культуры в младшей, средней и старшей школе.

В докладе рассказывается об общей симптоматике по олигофрении, особенностях детей — олигофренов, особенностях развития у таких детей психических процессов и динамике и прогнозе при олигофрении.

Доклад на методическом объединении .

Основную часть учащихся коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями составляют дети – олигофрены. Олигофрения (в переводе «малоумие») — особая форма психическо.

Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. .

Использованные источники: nsportal.ru

Источник

Формы олигофрении, связанные с внутриутробным поражением

Рубеолярная олигофрения

Впервые описана Н.Греддом в 1940 г. у детей, матери которых во время беременности перенесли коревую краснуху. Это наиболее часто встречающаяся и наиболее изученная эмбриопатия вирусного происхождения. Тяжесть эмбриопатии выше при заболевании матери в I триместре беременности. В клинической картине характерно сочетание слабоумия с пороками развития органов чувств и физическим недоразвитием. Профилактика сводится к предупреждению заболевания беременных краснухой.

Токсоплазмозная олигофрения

Частота врожденного токсоплазмоза – 2-6 на 1000 новорожденных.

Врожденный токсоплазмоз – следствие вертикальной трансплацентарной передачи возбудителей инфекции плоду во время острого заболевания беременной матери токсоплазмозом.

Выделяют две разновидности врожденного токсоплазмоза: токсо-плазмозный менингоэнцефалит и хориоретинит – порок развития мозговых систем. Первая наблюдается в более позднем возрасте, вторая представляет собой эмбриопатию вследствие заражения зародыша на ранних этапах беременности.

Клинические проявления врожденного токсоплазмоза зависят от времени внутриутробного заражения. У ребенка обнаруживаются грубые нарушения физического развития, неврологические симптомы и выраженное слабоумие. Психическое недоразвитие проявляется с первых месяцев жизни и достигает степени имбицильности и идиотии. Диагноз ставят на основании клинических данных и результатов серологических исследований.

Читайте также:  Краснуха у взрослого ребенка

Олигофрения при врожденном сифилисе

Врожденный (конгенитальный) сифилис в настоящее время встречается редко, характеризуется полиморфизмом, может быть причиной физического и психического недоразвития ребенка. Внутриутробный менингоэнцефалит обусловливает кожные, соматические и неврологические нарушения. В физическом состоянии характерны дисплазии и грубые аномалии развития, в неврологическом статусе наблюдаются характерные зрачковые симптомы (узкие зрачки, синдром Аргайла Робертсона). Отмечаются параличи, парезы, хореоформные и атетоидные движения. Степень психического недоразвития различна – от глубоких степеней олигофрении до дебильности и степени астенических расстройств. Диагноз основывается на специфической клинической симптоматике, результатах реакции Вассермана и других серологических проб.

Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных

Гемолитическая болезнь новорожденных (эритробластоз плода) развивается при иммунологической несовместимости крови матери и плода по резус-фактору и является одной из причин олигофрении. Частота олигофрении, обусловленной резус-несовместимостью, составляет 1 на 250-300 родов.

Заболевание возникает у резус-положительного ребенка в случае, если его отец резус-положителен, а мать – резус-отрицательная. Резус-фактор плода проникает через плаценту в организм резус-отрицательной матери, который иммунизируется и начинает вырабатывать антирезус-антиген. Чаще резус-конфликтная беременность возникает у резус-отрицательных женщин, матери которых также были резус-отрицательными.

Гемолитическая болезнь новорожденных развивается из-за разрушения эритроцитов под влиянием антител и ведет к нарушению билирубинового обмена и накоплению непрямого билирубина (гипербилиру- бинемии).

Степень поражения ЦНС и других органов зависит не только от уровня непрямого билирубина, но и от продолжительности гиперби- лирубинемии.

Последствия токсико-аноксического поражения мозга при гемолитической болезни принято называть бшшрубиновой энцефалопатией. Для нее характерна триада симптомов: экстрапирамидные двигательные расстройства, дефекты слуха и умственная отсталость.

Выраженность психического недоразвития при билирубиновой энцефалопатии зависит от органического поражения головного мозга. Интеллектуальная недостаточность варьирует от легкой дебильности до идиотии. В структуре олигофренического дефекта большое место занимает психоорганический синдром с возбудимостью и эмоционально-волевой лабильностью.

Эффективным методом лечения гемолитической болезни новорожденных является заменное переливание крови в первые сутки жизни ребенка в объеме 120-150 мг/кг массы тела.

Олигофрении, обусловленные ранними постнатальными, экзогенными (инфекционными, интоксикационными, аллергическими и травматическими) поражениями головного мозга

В постнатальном периоде к возникновению олигофрении приводят инфекционные заболевания: энцефалиты, энцефаломиелиты, энцефаломенингиты и реже менингиты. Выделяют первичные энцефалиты в результате воздействия нейротропного возбудителя и вторичные как осложнения при других инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, грипп, ветряная оспа и др.). Выраженный интеллектуальный дефект наблюдается при заболеваниях детей в первые годы жизни.

Клинические проявления постинфекционных и посттравматических олигофрении зависят от степени тяжести и распространенности органического поражения мозга. Часто наблюдаются поражения черепных нервов: косоглазие, атрофия зрительных нервов, тугоухость, глухота, парезы и параличи конечностей, гиперкинезы, судорожные припадки и др. Степень и глубина интеллектуального дефекта различны. Он может носить характер типичной олигофрении или мозаичного, неравномерного интеллектуального дефекта, при котором наблюдаются инертность, медлительность, выраженное астеническое расстройство (истощаемость, утомляемость, нарушение внимания). Наряду с церебрастеническими расстройствами наблюдаются психопа-топодобные формы поведения.

Диагностика олигофрении

Дифференциальный диагноз олигофрении с другими психическими заболеваниями не вызывает затруднений, но необходимо установить степень психического недоразвития и причину олигофрении в раннем возрасте, особенно для энзимопатических форм.

Для правильной оценки олигофрении необходимо иметь полный семейный анамнез, данные о беременности матери, перенесенных ею во время беременности заболеваниях, интоксикациях, а также особенностях родовой деятельности и ранних годах жизни ребенка.

Для распознавания олигофрении имеют значение результаты клинического обследования ребенка, наличие физических, неврологических и интеллектуальных отклонений, а также данные лабораторных исследований (биохимических, иммунологических, цитологических и др.), показатели патофизиологических и психологических исследований.

Затруднения в диагностике вызывают состояния олигофренического дефекта при шизофрении. Если дефект возник после более или менее благополучного периода развития ребенка, то необходимо исключить энзимопатию. Если олигофреноподобный дефект имеет шизофреническую природу, прежде всего наблюдают снижение активности, отгороженность ребенка от окружающих, своеобразная стереотипность игр.

Возникают сложности в отграничении умственной отсталости от временных задержек психического развития, обусловленных педагогической запущенностью в связи с пребыванием в неблагоприятных условиях. Такие дети отличаются от олигофренов эмоциональной живостью, любознательностью и в благоприятных условиях у них обнаруживается положительная динамика интеллектуального развития.

Источник