Лучшая фантастика xxi века кори доктороу

Лучшая фантастика xxi века кори доктороу thumbnail

Тридцать четыре рассказа от авторов, получивших признание в XXI веке, на самые актуальные темы современной научной фантастики: человек и постчеловек, искусственный интеллект, исследования космоса и иных измерений.

Лучшая фантастика XXI века

21st Century Science Fiction
Межавторская антология
Жанр: научная фантастика
Составители: Дэвид Хартвелл, Патрик Нельсон Хейден
Выход оригинала: 2013
Переводчики: К. Егорова, О. Колесников
Издательство: АСТ, 2017
Серия: «Фантастика: классика и современность»
832 стр., тираж не указан
Похоже на:
антология «Научная фантастика: Ренессанс / Научная фантастика: Возрождение»
антология «Лучшая зарубежная научная фантастика»

На самом деле эта антология называется «Фантастика XXI века», что подчёркивает амбиции составителей: не просто собрать под одной обложкой самые звёздные имена, а исследовать и обозначить векторы развития современной НФ. Благо о «смерти научной фантастики» на Западе больше не говорят — она вполне освоилась в век, когда предсказания фантастов не успевают сбываться, настолько быстро всё происходит в науке, технике и социальной жизни. От современного фантаста требуется не просто знать слова «сингулярность» и «тест Тьюринга», но и держать руку на пульсе научных исследований. Поэтому темы большинства рассказов антологии перекликаются не с гипотетическим будущим, а с нашей современностью. Даже действие многих текстов происходит в настоящем.

Роботы, успешно имитирующие внешность и поведение человека, уже существуют не только в книгах — и авторы антологии предъявляют нам искусственный интеллект, сравнявшийся с человеком по уровню человечности, а то и превзошедший его. Роботы-космонавты в рассказе Джеймса Камбиаса «Сведение баланса» хоть и чтят три закона роботехники, но принимают решения самостоятельно. В «Наиболее близком» Женевьевы Валентайн андроиды оказываются способны на привязанность и даже ревность. В «Алгоритмах любви» Кена Лю героиня пытается понять мышление и эмоции человека, разрабатывая псевдоразумных кукол. А в одном из лучших текстов сборника, трогательной и печальной «Линии прилива» Элизабет Бир, именно машина — повреждённый и постепенно «умирающий» боевой робот — учит человеческим ценностям ребёнка-сироту.

Темы большинства рассказов перекликаются не с гипотетическим будущим, а с нашей современностью

Как изменится человек под влиянием биотехнологий — ещё один вопрос, который волнует авторов сборника. Чарльз Стросс в «Бродячей ферме» рисует устрашающих существ, которые когда-то были людьми, но добровольно изменили себя ради полётов к звёздам, и задаётся вопросом, стоит ли эта мечта подобных жертв. Меняет себя и астронавт-доброволец в «Эрозии» Йена Кризи — но не понимает, в какой момент на пути изменений он перестанет быть человеком. «Голос хозяина» Ханну Райаниеми делает главными героями модифицированных кошку и собаку — и их преданность хозяину противопоставляется предательству, на которое способны клонированные люди по отношению к своему «отцу». А ироничный рассказ Кори Доктороу «Паникёр», завершающий сборник, изображает «современного бога»: мультимиллионера, который обрёл физическое бессмертие и претендует на то, чтобы влиять на природу человека с помощью особых препаратов.

Впрочем, человека меняют не только достижения биологии, но и информационные технологии. У Карла Шрёдера («Бежать из далёкой Силении») описано, как из осколков личностей увязших в виртуальности людей рождаются совершенно новые, непознанные силы, а сетевые города и государства становятся влиятельнее реальных. Дэрил Грегори («Второе лицо, настоящее время») ставит эксперимент по полному стиранию личности и безуспешно пытается её восстановить. А Марисса Линген строит свою «Вычислительную эпидемию» на предположении: а что будет, если знания и воспоминания будут передаваться как вирусы?

Показательно, что в антологии немного текстов на темы, которые считаются «классическими» для фантастики. Рассказов о контактах с инопланетянами или «иномирянами» — раз-два и обчёлся: «Струд» Нила Эшера, «Тк’Тк’Тк» Дэвида Д. Левина, «Огни третьего дня» Алайи Дон Джонсон… Выделяется среди них блестящий «Остров» Питера Уоттса, но и он не столько о контакте с бесконечно далёким от человека иным разумом, сколько о всё тех же проклятых экзистенциальных вопросах смысла жизни и поиска Бога. Есть немного альтернативной истории («Бегство в другие миры с помощью научной фантастики» Джо Уолтона, «Пророк с острова Флорес» Теда Косматки). Немного рассказов, сосредоточенных на космогонии вымышленных миров: причудливая «Финистерра» Дэвида Моулза, стилистически изощрённый «Как стать повелителем Марса» Кэтрин Валенте, остроумный «Векторный алфавит межзвёздных путешествий» Юн Ха Ли, головоломный «Не хватает одного из наших ублюдков» Пола Корнелла. Классическая космоопера всего одна — «История «Злого» Джона Скальци, да и та примыкает к группе рассказов о разумных, «очеловеченных» компьютерах. Современным фантастам куда интереснее Земля, чем глубокий космос, а человек любопытнее инопланетян или демонов из иных измерений. И если вектор развития научной фантастики именно таков, каким его рисует антология, это открывает захватывающие перспективы для авторов и читателей.

Читайте также:  Промежуток между акдс и корь краснуха паротит

Итог: обязательное чтение как для тех, кто пристально следит за происходящим на переднем фронте НФ, так и для новичков в фэнских рядах.

А судьи кто?

Дэвид Хартвелл и Патрик Нельсон Хейден — люди, давно известные в западном фантастическом книгоиздании. Дэвид — увы, ушедший от нас в сентябре прошлого года, — был критиком и редактором сотен фантастических романов (в том числе Грегори Бенфорда, Джина Вулфа и Роберта Сойера), составителем серии антологий «Лучшая научная фантастика», главным редактором журнала The New York Review of Science Fiction и трёхкратным обладателем «Хьюго» в редакторской номинации. Что касается Патрика, также трёхкратного лауреата «Хьюго», то он руководит отделом фантастики в издательстве Tor Books, а на досуге выпускает фэнзины, ведёт блог и играет на гитаре в рок-группе. «Лучшая фантастика XXI века» — единственная совместная работа Хартвелла и Хейдена.

Все эти гибриды, и постлюди, и бессмертные, боги и оцепеневшие троглодиты, заключённые в магические колесницы, недоступные их пониманию, — и никто не направил в нас коммуникационный лазер, чтобы сказать: «Привет, как дела?» — или: «Знаете что? Мы победили дамасский синдром!» — или даже: «Спасибо, ребята, так держать!»
Питер Уоттс «Остров»

удачно

актуальные темы

интересные и оригинальные идеи

стилистическое разнообразие

неудачно

нерешённые вопросы

чрезмерная сентиментальность многих текстов

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Светлана Евсюкова

Филолог по образованию и книжный червь по призванию. В свободное от чтения и написания текстов время играет в ролевые игры живого действия и преподает исторические танцы. Иногда пишет под псевдонимом «Александра Королёва».

Показать комментарии

Источник

“Лучшая фантастика XXI века” — мощный сборник из 34 рассказов последних десятилетий, который способен дать хороший срез современной фантастики в мировом масштабе. Приятно, что издатели постарались и, во-первых, приблизили дизайн обложки к оригинальной, но сделали его всё равно непохожим. Во-вторых, добросовестно перевели вступительные слова составителей антологии, в которых кратко рассказывается о каждом из 34 авторов, попавших в список, а ещё более кратко, практически в двух словах, об основной концепции рассказа. Очень полезная вещь, учитывая, что даже самые ярые любители фантастики наверняка знают не все имена, так как не все они переводились. Хотя Питер Уоттс, к примеру, не нуждается в представлении. Жалко, что не переведено вступление оригинального издания — я не знаю, что там, мне просто интересно, так как русскоязычные издатели его выкинули. Может быть, ничего особенно полезного для русских читателей, поэтому и не взяли.

Итак, 34 рассказа, из которых 15 (то есть почти половина! чуть-чуть не хватает) написаны женщинами, больше 800 страниц достаточно убористого текста. Составители антологии постарались и расположили их в трудноуловимом, но интуитивно постигаемом порядке. Женские рассказы чередуются с мужскими, мягкая фантастика с жёсткой, похожие темы не стоят рядом друг с дружкой, а очевидные “звёзды” сборника расположены ближе к концу, но не самыми последними, чтобы хотелось быстрее к ним приблизиться. Географический принцип тоже повлиял на расположение: в самом начале сборника чётко показано географическое разнообразие и мультикультурность, а ближе к середине становится понятно, что всё равно большая часть авторов из США (или переехали в США), меньшая — из Британии и совсем немного из других стран, хотя при первом взгляде на фамилии может показаться, что неамериканцев куда больше. Русскоязычным составителям антологий надо поучиться бы у этих тактиков, ведь хорошее и правильное расположение текстов — совсем не лёгкая наука, но от неё во многом зависит интерес читателя. В таком большом сборнике главное не утомиться от однообразия и постоянно жаждать узнать, что же там дальше.

Читайте также:  Прививку от кори можно сделать в москве

Почти о каждом рассказе можно написать полноценный отзыв, потому что они действительно хороши. “Середнячков” (по моему личному вкусу) гораздо меньше половины, а около трети рассказов я готова поставить высший балл. Для разнородной антологии — это огромный успех. Вообще, тексты наглядно показывают, что фантастика даже близко ещё себя не исчерпала (хотя в некоторых текстах и видится веяние уже читанного), а развитие мира лишь перемещает акценты в другие сферы интересы. Например, более яркой становится тема культуры, нации и самоопределения в мире со множеством рас, цветов кожи и воззрений. Много вопросов поднимается насчёт виртуального пространства, информационного шума и развития, биотехнологий. И, конечно, всегда остры философские вопросы, которые освещаются под разнообразными углами. В целом ощущается, что большинство подобных текстов не могло быть написано раньше, лет сорок назад, даже если в рассказе сугубая классика с космическими кораблями. Мир фантастической литературы неразрывно связан с окружающей нас реальностью.

Если любите фантастику и хотите быть в курсе современных веяний, то ознакомиться с этим книжным толстячком будет полезно. Можно узнать массу новых имён и искать романы любимцев уже по отдельности, всё же не единым Питером Уоттсом этот сборник живёт (хотя его рассказ, бесспорно, запредельная круть).

Источник

Признаюсь честно — не знаю, сколько времени я бы читал этот толстенный том более чем в 800 страниц, если бы не удачно подвернувшиеся четыре выходных на прошлой неделе. Но выходные подвернулись, книга была прочитана от корки до корки, поэтому пришло время поделиться впечатлениями.

Главная претензия, которая возникла у меня к данной антологии — название. Причём это касается как русскоязычного «Лучшая фантастика XXI века», так и западного «21st Century Science Fiction». На самом деле, если это «лучшая» или тем более «science fiction», то дело обстоит совсем печально… По большому счёту, данной антологии хорошо подошло бы название «Что творится в англо-американской фантастике в XXI веке». И вот почему:

Первое. Значительная часть текстов никакого отношения к «научной» фантастике не имеет. Я не большой любитель загонять то или иное произведение в жёсткие рамки, но принадлежность к НФ некоторых текстов вызывает ооочень большой вопрос. Это не делает их хуже, ни в коем случае!, да и в аннотации сразу обещали, что «здесь есть фэнтези, НФ, боевики, альтернативная история и виртуальные приключения», но жанровая принадлежность определённого количества текстов вызывает множество вопросов.

Второе. Тексты в антологии делятся на две примерно равные половины — отличные рассказы популярных, «топовых» писателей и какой-то лютый проходняк, получивший неизвестно за что премии. Возможно русскоязычному читателю просто повезло, но все по-настоящему интересные и запоминающиеся вещи из данной антологии я уже читал ранее — спасибо антологиям Дозуа и журналу «Если» =))) Это относится к рассказам В.Сингх, Ч.Стросса, П.Бачигалупи, Н.Эшера, Э.Бир, Т.Косматки, Дж.Камбиаса, Х.Райаниеми и, конечно же, П.Уоттса. И это только из того, что ранее читал именно я. Нет, я конечно с удовольствием перечитал хорошо знакомые истории в новых переводах, причём некоторые понравились даже больше старых, но ожидал, что и остальные рассказы будут на уровне. Увы и ах! Остальное, как я уже говорил, оказалось на порядок ниже уровнем. Для себя из ранее не читанного отметил «Историю «Злого» Дж.Скальци, не совсем понятный, но по своему симпатичный рассказ «Тк’Тк’Тк» Д.Левина, «Финистерру» Д.Моулза, «Алгоритмы любви» К.Лю и «Паникёра» К.Доктороу. Плюс изящные зарисовки «на любителя» (коим я являюсь) от Кэтрин Валенте и кореянки Юн Ха Ли, жанр которых я определить затрудняюсь.

Читайте также:  Не восприимчивые к кори

Третье. Оставшиеся произведения производят удручающее впечатление. Вот, к примеру, «Воды Меривы» Т.Баллантайна, о котором в предисловии говориться, что это — «один из наиболее жутких и впечатляющих рассказов современной НФ». Далее следует несколько страниц невнятного текста ни о чём, который я и оценить-то затрудняюсь. Невольно напрашивается вопрос — самый жуткий и впечатляющий по сравнению с чем? Или рассказы Р.Свирски и Ж.Валентайн, вроде бы посвященные проблеме взаимодействия человека и искусственно созданных подобий человека, которые читаешь и ждёшь чего-то необычного, какой-то ударной концовки, переворачивающей сюжет с ног на голову… Но нет — не в этот раз. Сюда же можно отнести и рассказы таких авторов как М.Рикерт, Я.Кризи, М.Линген, М.Р.Коваль, Т.Бэкелл, О.Мортон, Б.Купер (в нём, по мнению составителей, кстати, «чувствуется отзвук классического произведения «Девять жизней» Урсулы Ле Гуин», хотя рассказ ВООБЩЕ не об этом!), Д.Грегори, А.Д.Джонсон, К.Бейкер и Дж.Уолтон — ничем они мне не запомнились, да и производят впечатление скорее пробы пера, чем зрелых работ популярных авторов. Тем более удивляет тот факт, что некоторые из этих рассказов выдвигались на получение различных премий и даже получали их!

При этом я прекрасно понимаю, что некоторые рассказы выглядят несколько беспомощно, потому что являются частями чего-то большего. Я бы, например, с удовольствием почитал романы из цикла, к которому относиться «Икирио» Л.Уильямс. А роман М.Эшби, который, как и рассказ «Обучение Младшего № 12» посвящён «самовоспроизводящимся человекоподобным роботам «фон Нейман» и их использованию в целях благих и не очень», вообще пометил для себя как «ожидаю выхода на русском» — может, выйдет когда? Причудливый и ни на что не похожий мир нарисован также в рассказе П.Корнелла, но слишком многое остаётся непонятным, поэтому со временем планирую почитать другие. Ну и «Accelerando» Ч.Стросса, частью которого является «Бродячая ферма», обязательно прочитаю — вот только с духом как-нибудь соберусь! =)))

Ну и, наконец, последнее. Возможно, я просто прочитал слишком много фантастики, но чего мне больше всего не хватило в антологии, так это ударных концовок, переворачивающих сюжет с ног на голову. Причём это касается не только неизвестных у нас имён, но и именитых авторов. Не производит эта антология такого впечатления как старые антологии советских времён, КАЖДЫЙ рассказ из которых запоминался на долгие годы. А здесь в подавляющем большинстве — зарисовки, не более. Интересные, необычные, заставляющие задуматься… но зарисовки. И дело не в том, что современного читателя сложно поразить и удивить, просто такая она, видимо, фантастика начала XXI века…

Подводя итог всему вышесказанному, могу сказать, что антологией я, в общем и целом, остался доволен. Отличная иллюстрация того, что творилось в англо-американской фантастике в первое десятилетие нынешнего века, какие темы интересовали фантастов и какие литературные формы выбирали они для своих произведений. Жаль, конечно, что большинство по-настоящему «выстреливших» вещей я уже читал ранее, зато теперь они будут под рукой, в достойных переводах, да ещё и на бумаге. =))) Перечитывать в ближайшие пару-тройку лет не буду точно, а вот лет через 15-20 с удовольствием полистаю заново, как сейчас время от времени беру с полки «Стрелу времени», «Ключи к декабрю» или «Продаётся планета».

Вот тогда и посмотрим, сколько рассказов из представленных 34 пройдут проверку временем и будут интересны, скажем в 30-е годы XXI века, и тянуть на звание «лучшей фантастики» этого самого века…

Источник