Кори 7 навыков высокоэффективных людей

7 навыков высокоэффективных людей

Стивен Р. Кови

ЧАСТЬ 1. ПАРАДИГМЫ И ПРИНЦИПЫ

Изнутри – наружу

Все, что есть в этом мире выдающегося, непременно

проистекает от правильного образа жизни.

Дэвид Старр Джордан

За более чем двадцатипятилетний период работы с представителями бизнеса и научного мира, а также с теми, кто интересуется проблемами семьи и брака, я встретился с большим количеством людей, которые, по внешним признакам, достигли огромного успеха, но в то же время постоянно испытывали сильную потребность в обретении внутреннего равновесия, в повышении персональной эффективности и развитии здоровых отношений с другими людьми.

Подозреваю, что многие из проблем, которыми они со мной поделились, знакомы и вам.

Я достиг всех целей, которые перед собой поставил, и добился огромного профессионального успеха. Однако за это я поплатился своей личной и семейной жизнью. Теперь я уже не знаю своей жены и своих детей. Я уже не уверен, понимаю ли я самого себя и знаю ли, что для меня важно. Теперь я спрашиваю себя – а стоила ли игра свеч?

Я принялась за новую диету – вот уже в пятый раз за этот год. Я знаю, что излишне полна, и очень хочу изменить свой облик. Я читаю все новые публикации. Я ставлю перед собой цель. Я даю себе позитивную установку. Говорю себе, что могу сделать это… И ничего не получается. Больше, чем на пару недель, меня не хватает. Похоже, что я не могу сдержать обещания, данного самой себе.

Я прошел столько курсов обучения эффективному руководству кадрами. Я хочу, чтобы мои подчиненные работали с высокой отдачей, и изо всех сил стараюсь вести себя по отношению к ним дружелюбно и обращаться с ними правильно. Однако с их стороны я не чувствую никакой лояльности. По-моему, стоит мне заболеть и остаться на день дома, они попросту будут бить баклуши. Почему мне не удается научить их быть самостоятельными и ответственными? Или, может, стоит подыскать других, которые обладают такими качествами?

Мой сын-подросток стал неуправляем, употребляет наркотики. Что ни пытаюсь предпринять, он даже слушать меня не желает. Что делать?

Так много нужно сделать дел, а времени вечно в обрез. Я спешу и ощущаю прессинг времени весь день. Каждый день. Семь дней в неделю. Я посещал семинары по управлению временем и перепробовал с полдюжины всяких систем планирования. Кое в чем они мне помогли, но, все же, я не могу сказать, что живу счастливой, плодотворной и спокойной жизнью, как мне бы того хотелось.

Я хочу научить своих детей ценить труд. Но чтобы заставить их хоть что-нибудь сделать, приходится все время их понукать… и то и дело на каждом шагу слышать жалобы. Легче сделать самой. Отчего дети не выполняют свои обязанности легко и без напоминания?

Я – человек очень занятой. Но порой я спрашиваю себя, так ли уж важно в конечном счете все то, чем я занимаюсь, По-честному, мне бы хотелось думать, что мое существование не бессмысленно, что и я внес какую-то лепту в эту жизнь.

Когда я вижу, что мои друзья или близкие достигли какого-то успеха или добились определенного признания окружающих, я улыбаюсь и горячо поздравляю их. Но в глубине души меня что-то грызет. Почему так происходит?

Я – сильная личность. Я уверен, что, общаясь почти с кем-угодно, могу повести беседу в нужном мне направлении. Зачастую мне даже удается побуждать других приходить к решению, которое угодно мне. Продумывая каждую ситуацию, я убеждаюсь, что предлагаемые мной идеи являются для всех наиболее предпочтительными. Но все же полного удовлетворения нет. Мне всегда хочется знать, что на самом деле думают обо мне и моих взглядах другие.

Наш брак стал не в радость. Не могу сказать, чтобы мы скандалили; просто мы больше не любим друг друга. Мы обращались к консультанту, перепробовали разные рецепты, но, наверное, просто уже не способны оживить прежние чувства.

Все эта проблемы глубоки и болезненны. С наскока их не решить.

Пару лет назад мы с моей женой Сандрой столкнулись с подобной проблемой. У одного из наших сыновей никак не ладилось со школой. Он был хроническим отстающим; не понимал даже условий задачи, не говоря уже о решении. В социальном плане он был незрелым, вечно стеснялся разговаривать даже с близкими. Он был физически слабым, низкорослым, щуплым, с плохо скоординированными движениями, например, он взмахивал бейсбольной битой еще до того, как мяч оказывался в воздухе. Вызывал насмешки окружающих.

Мы с Сандрой были преисполнены желанием помочь мальчику. Мы чувствовали, что достижение успеха, важное в любой сфере жизни, приобретает особое значение при вы­полнении нами нашей родительской роли. Поэтому мы принялись работать над своими установками и поведением в отношении его, одновременно пытаясь повлиять и на его поведение. Мы стремились подзарядить его психологически, используя технику позитивного мышления:

– Давай-давай, сынок! Ты можешь сделать это! Мы знаем, что ты можешь! Возьмись за биту чуть-чуть повыше и смотри на мяч. Не замахивайся, пока он не подлетит поближе.

И если у сына получалось чуточку лучше, мы что есть силы подбадривали его:

– Вот молодец, сынок, так и продолжай!

Читайте также:  Кобил кори пайгамбар вафотлари хакида

Если кто-то смеялся над ним, мы набрасывались на насмешника:

– Оставьте его в покое! Не мешайте! Он ведь только учится!

При этом наш сын заливался слезами и кричал, что у него никогда ничего не получится и что он терпеть не может этот бейсбол.

Как мы ни старались, наши усилия ни к чему не приводили. И мы видели, насколько болезненно это сказывается на самолюбии ребенка. Мы пытались подбадривать его, помогать ему, вселять в него уверенность, однако после многократных фиаско мы решили взглянуть на всю ситуацию под другим углом.

В ту пору я проводил большую работу по “развитию руководства” с различными клиентами по всей стране. В частности, мне приходилось каждые два месяца готовить презентации на тему о коммуникации и восприятии для участников программы развития административного персонала IВМ.

Проводя необходимые исследования и готовя соответствующие материалы, я чрезвычайно заинтересовался тем, как формируется восприятие, как оно воздействует на наши взгляды и как наши взгляды воздействуют на наше поведение. Это привело меня к изучению теории вероятности и самореализующихся предсказаний, или “эффекта Пигмалиона”, а также к осознанию того, насколько глубоко коренится в нас наше восприятие. Я понял, что мы должны внимательно смотреть не только на мир вокруг нас, но еще и на “призму”, сквозь которую смотрим, и что сама эта “призма” определяет наше восприятие мира.

Беседуя с Сандрой о тех концепциях, которым я обучал сотрудников IВМ, мы постепенно осознали, что все, чем мы стремились помочь нашему сыну, не гармонировало с тем, как мы на самом деле воспринимали, видели его. Когда мы честно признались себе в наших глубоко скрытых чувствах, мы осознали, что на самом деле в глубине души мы воспринимали нашего сына как “отсталого” ребенка с неадекватным развитием. Поэтому, сколько бы мы ни трудились над своими установками и поведением, что бы ни делали и что бы мы ни говорили, наши действия оставались малоэффективными, так как он неизменно читал в них: “Ты не способен на это. Ты нуждаешься в помощи”.

Источник

https://hakon-invest.ru/7-navykov-vysokojeffektivnyh-ljudej-stiven-kovi-samorazvitie-i-lichnaja-jeffektivnost-obzor-knigi/

Мудрость тысяч человеческих жизней, увековеченная в 7 навыках.

Введение

Сегодня мы обсуждаем книгу Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Это мировой супербестселлер, который вышел в 1989 году. Эта книга повлияла на жизнь миллионов людей по всему миру, в том числе и на жизнь:

  • Билла Клинтона
  • Ларри Кинга
  • Стивена Форбса

Половина крупнейших мировых корпораций, которые входят в рейтинг Fortune 500, посчитали необходимым ознакомить своих сотрудников с философией эффективности, которая изложена в книге. А журнал Time в 2011 году назвал работу Кови 1 из 25 наиболее влиятельных бизнес-книг. Самого же доктора Кови назвали одним из самых влиятельных американцев.

Кто такой Кови?

Так кто же такой Стивен Кови? В чём состоит его философия эффективности? И почему её считают настолько влиятельной в мире бизнеса?

Итак, Стивен Кови — бизнес-консультант по вопросам руководства, организационного управления и управления жизнью. Обладатель степени МВА Гарвардского университета и 12 докторских степеней самых престижных учебных заведений мира. Также Кови — обладатель премий «Предприниматель года», «Человек мира» и «Оратор года». При этом Стивен Кови — отец 9 детей и дед 56 внуков. И все дети — от одной супруги, что редкость в наше время. Он неоднократно проверял состоятельность своих постулатов, в том числе и внутри своей семьи.

Спустя 10-летия после выхода первого издания Кови неоднократно получал вопросы:

«Сохраняют ли 7 навыков, перечисленные в книге, свою актуальность вплоть до наших дней? Или что-то поменялось?»

На что Кови всегда отвечает так:

«Чем значительнее перемены и сложнее задачи, тем более актуальными становятся вот эти самые 7 навыков».

Кови при этом довольно скромно подчёркивает, что все изложенные в книге мысли не являются его изобретением. Это не личная разработка, а знания, которые столетиями были накоплены. В общем-то, они известны людям. Кови считает своей заслугой только лишь то, что он эти навыки систематизировал в удобном виде.

7 навыков исповедуют подход изнутри наружу. Это значит, что начинать нужно с самого себя, с самой потаённой части себя, своих парадигм, характера и мотивов. Кови отмечает, что только существенный сдвиг устоявшейся парадигмы может привести к серьёзным качественным изменениям в жизни человека.

Он приводит один из ярких примеров этой книги, который связан именно с таким сдвигом. Сам Кови подвергся этому сдвигу. История в том, что однажды в метро рядом с ним сел мужчина с двумя детьми 6 и 7 лет. Мужчина сел рядом, а дети начали вести себя абсолютно неадекватно, мешая всем пассажирам. Кови был раздражён и решил сделать мужчине замечание:

«Неужели вы не видите, что ваши дети ведут себя неподобающе? Почему вы ничего не предпримете?»

Мужчина словно вышел из транса и ответил:

«Ах да, в самом деле! Прошу прощения! Просто мы только что вышли из больницы, где умерла их мама. Наверное, они просто не могут этого принять».

Конечно, в один момент гнев Кови сменился на сострадание. Мораль истории призывает нас не забывать, что у любой медали всегда есть две стороны.

Эффективность и навык

Всё повествование подчинено одной логике. Эффективный человек движется по жизни по довольно чёткому маршруту совершенствования:

  • зависимости
  • независимость
  • взаимозависимость
Читайте также:  Фотографии и кори тейлором

Причём самым эффективным вариантом взаимодействия Кови считает именно взаимозависимость.

Основные термины, встречающиеся в книге

  • Что такое эффективность по Кови? Это равновесие результата и ресурсов и средств, которые были потрачены на достижение этого результата. В качестве примера нарушения такого баланса Кови приводит знаменитую басню Эзопа, где владелец волшебной гусыни помешался на получении золотых яиц, то есть результата. Он разрезал гусыню, лишившись главного, — ресурса, который эти яйца давал
  • Навык же — это пересечение понятий «знание» (что, зачем?), «умение» (как?) и «желание» (хотеть сделать). Как пишет Кови, признание необходимости слушать и умение делать это ещё не дают навык. Для того чтобы научиться слушать, необходимо желание это делать

Проактивность

Будьте проактивны. Продуктивность означает, что мы берём в свои руки ответственность за свою жизнь и действуем исключительно в круге своего влияния. Под кругом влияния Кови подразумевает те из волнующих нас забот, которые могут быть изменены благодаря нашему непосредственному вмешательству. А всё остальное, включая и наши прошлые ошибки, нужно относить к кругу забот и не распылять на них своё драгоценное внимание, силы и энергию.

Обратная сторона проактивности называется реактивность. Мы становимся реактивными, если сознательно или нет сделали выбор в пользу зависимости от различных обстоятельств. В качестве примера проактивного поведения Кови приводит историю Виктора Франкла.

Знайте цель

Начинайте, представляя конечную цель. Это очень важно. Когда мы начинаем заниматься каким-то вопросом, нередко попадаем в ловушку активности, в круговорот дел и событий, расходуя всё больше усилий на то, чтобы карабкаться вверх по лестнице успеха. Это всё иногда происходит только для того, чтобы осознать, что лестницу мы приставили абсолютно не к той стене. Можно быть очень занятым человеком и при этом не быть эффективным. Такое встречается сплошь и рядом.

Этот навык базируется на принципах персонального лидерства. Кови подчёркивает различие между лидерством и управлением. Приводя слова психолога Питера Друкера, Кови пишет:

«Суть управления заключается в том, чтобы делать что-то правильно. А лидерства — чтобы правильно выбрать то, что нужно делать».

Наиболее эффективным способом начать, представляя конечную цель, Кови считает разработку личной миссии и положения, которое сильно зависит от того, что находится в самом центре нашего круга влияния. Автор знакомит нас с основными центрами в жизни людей и наглядно демонстрирует плюсы и минусы каждого из них. Лучшим же выбором центра Кови считает чёткие и верные принципы, а не семью, супругу, деньги или работу, убедительно объясняя причины такого подхода. Почему именно такой подход, на самом деле, даёт нам максимальную эффективность в жизни?

«Положения миссии станут наиболее сбалансированными, если мы отразим в ней наши цели и все значимые роли, которые мы играем в нашей жизни».

Например, брат, дочь, жена, может быть, инвестор, блогер. Роли и цели структурируют личную миссию и определяют её направленность.

Начинайте с важного

Делайте сначала то, что необходимо сделать сначала. В этой части книги раскрываются принципы персонального управления. Данный навык является личным достижением, практикой эффективного самоуправления.

Управление — это расчленение, анализ, определение последовательности действий. Кови приводит собственный девиз персональной эффективности. Управляй слева, лидируй справа. Здесь он имеет в виду разделение обязанностей по управлению и лидерству между полушариями нашего мозга. Если лидерство определяет, что именно необходимо делать сначала, то управление выполняет это в первую очередь изо дня в день. Управление — это дисциплинированность. Как говорится, удачливые люди имеют обыкновение делать то, что неудачники делать не любят. Удачливым людям тоже совсем необязательно нравится это делать, но они подчиняют свои чувства этой задаче.

Кови рекомендует воспользоваться известной матрицей Эйзенхауэра и разбить все свои дела на 4 квадрата:

  • важные срочные
  • важные несрочные
  • неважные срочные
  • неважные несрочные

Чтобы максимально повысить свою эффективность, Кови рекомендует держаться подальше от квадратов 3 и 4 и сфокусироваться на первых двух. При этом размер квадрата 1 нужно стараться уменьшать. Необходимо больше времени уделять именно квадрату 2. Это те дела, которые мы действительно считаем важными для своей жизни. Но очень часто мы их откладываем просто потому, что они не являются срочными, время не поджимает:

«Мы займёмся этим когда-нибудь потом»

Условно говоря, своим здоровьем — будем регулярно заниматься тренировками. Важно? Важно. Срочно? Нет.

Освоив первые 3 навыка, человек может считать себя независимым.

Win/Win стратегия

Здесь рассказывается о переходе от я-парадигмы к мы-парадигме. По мнению Кови, в эпоху интеллектуального труда получить величайшие возможности и добиться успеха сможет лишь тот, кто владеет искусством говорить «мы», несмотря на повсеместные убеждения и убеждённость в том, что жизнь — это игра, гонка, борьба, где победить нужно во что бы то ни стало.

«Вне зависимости от того, какова наша должность, президент компании или дворник, при переходе от независимости к взаимозависимости мы принимаем на себя роль лидера».

Описывая этот навык, Кови рассказывает о 6 парадигмах взаимодействия. Он рекомендует жить и думать в духе парадигмы Win/Win, которую он называет навыком межличностного лидерства и всеобъемлющей парадигмой взаимодействия между людьми, которая произрастает из отношений, основанных на высоком доверии. Доверять сложно, но только на таком фундаменте может получиться что-то стоящее.

Читайте также:  Что такое rv кори

Понять и быть понятым

Сначала стремитесь понять, а потом быть понятым. Кови напоминает, что мы имеем склонность раздавать добрые советы, иногда не удосуживаясь по-настоящему понять проблемы и потребности людей. Если наша жизнь двойственна, и поведение различается в частном взаимодействии и на людях, другим будет очень тяжело нам довериться. Ну, а если мы хотим действительно быть эффективными в навыке межличностных отношений, следует овладеть навыком эмпатического слушания, при котором мы слушаем, конечно, ушами. Но, кроме этого, что гораздо важнее, мы слушаем глазами и сердцем.

«А потом стремитесь быть понятым, ведь это тоже важно».

Кови ссылается на древнегреческую философскую концепцию, которая воплощена в последовательности 3 слов:

  • Этос (характер)
  • Пафос (отношения)
  • Логос (логика изложения)

«Здесь очень важно соблюдение последовательности, потому что в большинстве своём люди сразу пытаются убедить других людей в логичности своих рассуждений. При этом они не отдают должное этосу и пафосу. В итоге из-за того, что они не прорабатывают характер и отношения, их логика изложения не пригождается. Люди остаются непонятыми и отдаляют от себя собеседника».

Синергия

Достигайте синергии. Синергия — это эффективность во взаимодействии с другими людьми во взаимозависимой реальности. Для того чтобы достичь синергетического эффекта, необходимо быть открытым с другими людьми, делиться наработками, идеями и планами развития.

Кови убеждён, что возможность получить значительный эффект и достичь серьёзного прогресса от синергии настолько велика, что обращать внимание на риски здесь не имеет смысла! Это касается многих молодых предпринимателей, например, которые иногда боятся рассказывать о своих идеях, потому что считают, что их могут украсть. Такой риск, конечно, есть, но преимуществ от открытости, от обсуждения с другими людьми, от каких-то партнёрских идей здесь, конечно же, намного больше.

Затачивайте пилу

Представьте, что, бродя по лесу, вы наталкиваетесь на человека, который с ожесточением пилит дерево. «Что это вы делаете?» — интересуетесь вы. «Сами, что ли, не видите? — следует ответ. — Пилю». «Вы выглядите очень усталым, — сочувствуете вы. — Давно пилите?» «Да уже больше 5 часов, — отвечает человек. — Еле на ногах стою. Нелёгкая это работа». «Так почему бы вам не прерваться на несколько минут и не заточить пилу? — советуете вы. — Я убеждён, что работа пойдёт гораздо быстрее». «Нет у меня времени пилу точить, — восклицает человек. — Мне пилить надо».

Это наши личные ресурсы и средства. Этот навык требует выделения времени для заточки так называемой пилы. Он замыкает в кольцо все остальные навыки. Так как именно благодаря ему их применение вообще становится возможным. Принцип заточки пилы требует от нас учёта и развития 4 личностных измерений:

  • Физического
  • Духовного
  • Интеллектуального
  • Социально-экономического

Он означает, что мы должны регулярно и последовательно развивать их, используя самый разумный и сбалансированный подход. Кови рекомендует тратить, по крайней мере, 1 час в день до конца в жизни на обновление этих важнейших измерений. Он заявляет, что невозможно потратить этот час более эффективно.

Выводы

«7 навыков высокоэффективных людей» — это довольно объёмная научно-художественная книга, которая излагает системный подход к определению жизненных целей и приоритетов человека. Совершенно очевидно, что эта книга не даёт нам каких-то простых решений, как стать богатым и счастливым прямо сейчас. Я думаю, что это хорошо, потому что любые жизненные изменения требуют времени, дисциплины и, конечно же, постоянной работы над собой.

Но, тем не менее, если вы стремитесь развиваться как личность, развивать свой потенциал, то в этой книге вы найдёте, конечно, совершенно прекрасные советы, которые позволяют двигаться в верном направлении. Причём по каждому навыку Кови приводит ряд интересных примеров из жизни. А в конце каждой главы вы найдёте практические задания, которые позволяют закрепить прочитанный материал, если у вас такая необходимость возникнет.

Книга Кови, конечно, грандиозная. Мне кажется, она, действительно, очень важна для каждого человека. Это определённая философия, которая закрепляется в вашей голове. Можно прочитать книгу несколько раз. Безусловно, после того как вы эти принципы прочувствуете, продумаете, наверное, жить по-прежнему вы просто не сумеете. Хотя, на самом деле, очень многие из нас зависли где-то между нулевым и первым навыком и дальше сдвинуться пока не могут.

Наше стремление стать какой-то более совершенной личностью требует работы. Просто так стать хорошим, успешным, счастливым человеком не получится. Нужно как-то поэтапно развиваться. Это школа жизни, которую, действительно, нужно осознанно проходить.

Я думаю, что несмотря на то, что Стивен Кови ушёл из жизни в 2012 году, его наследие, скорее всего, будет ещё не одно 10-летие важным для человечества. Оно будет помогать людям наводить порядок в своей жизни, задавать правильный вектор и двигаться в направлении поставленных целей.

Купить книгу на Буквоеде, если читаете с бумаги.

Скачать отрывок или купить книгу на ЛитРес, если читаете в электроне.

Оригинал статьи на нашем сайте

Подписаться

Читайте обзоры других книг на Дзене:

10 заповедей для создания успешного бизнеса. Клиенты на всю жизнь. Обзор книги

Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущих компаний. Обзор книги

Почему нельзя читать Кийосаки. Схемы мошенничества. Богатый папа, бедный папа.

Источник