Классный час краснуха корь

Классный час краснуха корь thumbnail

Корь острое высококонтагиозное инфекционное заболевание, которое характеризуется интоксикацией, катаром верхних дыхательных путей и слизистых оболочек глаз, характерной пятнисто-папулезной сыпью с этапными высыпаниями.
Этиология и эпидемиология. Возбудитель – вирус кори, который содержит РНК, малоустойчив во внешней среде и чувствителен к действию ультрафиолетовых лучей и нагреванию.
Источник инфекции – больной человек с последних дней инкубационного периода до 5 дня от появления сыпи.

Путь передачи – воздушно-капельный.
Восприимчивость к кори всеобщая, за исключением детей в возрасте до 6 мес. при условии, что мать ребенка болела корью.

Сезонность – зима- весна.

Иммунитет после заболевания стойкий пожизненный. После перенесенного заболевания вирусная РНК сохраняется в крови, моче и носоглотке в течение нескольких месяцев (до 4-х) и иммунная система активно вырабатывает специфические антитела. В это время устанавливается период анергии – вторичного иммунодефицита по отношению к другим возбудителям, что может влиять на увеличение смертности детей от других инфекций в периоде от 1 до 4-5 месяцев после кори.
Патогенез.

  1. Вирус попадает на слизистые оболочки верхних дыхательных путей.

  2. Со слизистых вирус распространяется в лимфоузлы, где размножается и проникает в кровь, что приводит к вирусэмии и проявляется симптомами интоксикации.

  3. Вирус имеет тропность к коже и слизистым оболочкам, вызывая появление сыпи и катаральные явления.

  4. При тяжелом течении кори вирус проникает в нервную систему, что ведет к развитию коревого энцефалита.

Клинические проявления
Типичная форма кори характеризуется несколькими периодами заболевания.

Инкубационный период кори продолжается от 8 до 17-ти дней. В случае применения накануне иммуноглобулина, препаратов крови он может удлиняться до 21 дня. 
Начальный период (3-4 дня):

– симптомы интоксикации: повышение температуры тела до 38°-39° С, вялость, нарушение сна, аппетита

– катаральные симптомы: конъюнктивит, осиплость голоса, сухой грубый, «лающий» кашель, могут появиться боли в животе и жидкий стул

– коревая энантема в виде розово-красных пятен размерами от одного до нескольких миллиметров в диаметре, неправильной формы, склонная к слиянию.

– пятна Бельского-Филатова-Коплика. Они представляют собой мелкие, размером около 1 мм в диаметре, серовато-беловатые скопления некротизированного эпителия, слегка выступающие над поверхностью и окруженные венчиком гиперемии. Элементы расположены группами, но между собой не сливаются, попытки снять их тампоном не удаются. Пятна Бельского-Филатова-Коплика являются патогномоничным симптомом кори, который позволяет ставить диагноз уже в катаральном периоде болезни в 100% случаев.
Период высыпаний (3 дня):

– усиление токсикоза

– этапное появление сыпи: 1 день на коже за ушами, шее, лице. 2 день на туловище и верхних конечностях, на 3 день на нижних конечностях.

Сыпь носит характер розеол или папул розового цвета, склонных к слиянию.

– лицо больного одутловатое, веки отечные, черты грубые.

Период пигментации (7-10 дней)

– нормализация температуры и улучшение общего состояния

– угасание сыпи в той же последовательности, как она появилась, с образованием пигментных пятен

– отрубевидное шелушение на лице и туловище

Период реконвалесценции:

– очищение кожи

-стихание катаральных явлений

– симптомы астении

Клиника атипичных форм

Митигированная корь

У больных, которые в инкубационном периоде получали иммуноглобулин, СЗП, стероиды.

Инкубационный период удлиняется до 21 дня.

Остальные периоды болезни сокращаются:

Катаральный – может отсутствовать или сокращаться до 1 дня. Интоксикация незначительная, легкие катаральные проявления. Пятна Бельского-Филатова-Коплика отсутствуют!

Период высыпаний – укорачивается до 1-2 дней, сыпь мелкая, пятнистая, необильная, неяркая, с нарушением этапности.

Пигментация бледная и кратковременная.

Корь у привитых протекает как легкая форма типичной кори.

– гипертоксическая и геморрагическая формы кори в настоящее время не встречаются

Осложнения специфические:

  • Ларингит, ларинготрахеит, бронхит, бронхиолит;

  • Пневмония:

Вирусная – катаральный период,

Вторичная (вирусно-бактериальная) – период высыпаний,

  • Энцефалит, менингоэнцефалит, менингит, миелит

  • Конъюнктивит, блефарит, кератит, кератоконъюнктивит

Диагностика кори:

  • Эпиданамнез – вакцинация, контакт с больным корью (сыпью)?

  • Клинические данные – наличие катарального периода 4-5 дней, пятна Коплика, сыпь – этапность, характер сыпи, пигментация

  • Данные дополнительных методов- обязательное лабораторное подтверждения диагноза:

– ПЦР – кровь до 4 – 5 дня сыпи (моча, носоглоточная слизь – до 7 дня),

– ИФА – 4- 5 день сыпи – IgM (10 – 14 дней нарастание титра IgG в 4 раза),

– ОАК – лейкопения, тромбоцитопения

Лечение

Лечение больных корью осуществляется преимущественно в домашних условиях. Госпитализации подлежат больные: первого года жизни; с тяжелыми формами кори; с осложнениями; по эпидемическим показаниям. 

  1. Изоляция больного и соблюдение требований сан-эпид режима.

  2. Постельный режим на время лихорадки и токсикоза.

  3. Щадящее витаминизированное питание.

  4. Питьевой режим.

  5. Медикаментозные препараты:

– патогенетическая терапия – дезинтоксикационная (глюкозо-солевые растворы с добавление витаминов, ГКС)

–  симптоматическая терапия – жаропонижающие средства, муколитики, сосудосуживающие капли в нос.

– при осложнениях, детям до 1 года и при наличии хронических заболеваний – антибиотики.

Условия выписки. Клиническое выздоровление, но не ранее 4-го дня после начала высыпания, а при наличии осложнений (пневмония) – не ранее 10-го дня. 
Диспансеризация. Не проводится.

Уход при кори

Цель:

• исключить распространение инфекции;

• обеспечить максимальный комфорт больному ребенку;

• предупредить развитие осложнений в результате развития анергии

Читайте также:  Интервью кори тейлора москве

Профилактика:

  1. Неспецифическая

    1. Предупреждение заболевания путем повышения неспецифического иммунитета (ЗОЖ)

    2. Работа в очаге инфекции

  • Ранняя диагностика и изоляция больного

  • Наложение карантина и наблюдение за контактными (21 день – термометрия, осмотр кожи и слизистых)

  • Прерывание путей передачи инфекции (текущая дезинфекция, проветривание, кварцевание, масочный режим)

  • Допуск в коллектив – клиническое выздоровление, но не ранее 4-го дня после начала высыпания, а при наличии осложнений (пневмония) – не ранее 10-го дня

  1. Специфическая профилактика в очаге кори:

    1. Здоровые контактные до 25 лет – вакцинация неболевших, непривитых, привитых однократно с низким титром антител в течении 3 суток от контакта.

    2. Дети с медотводами от прививок, 1 года жизни, с иммунодефицитом и противопоказаниями – противокоревой иммуноглобулин однократно

  2. Специфическая профилактика здоровых лиц:

    1. Вакцинация живой противокоревой вакциной в 12 месяцев однократно

    2. Ревакцинация живой противокоревой вакциной в 6 лет однократно

    3. Дети всех возрастов и взрослые до 35 лет, ранее непривитые и неболевшие, подлежат иммунизации 2 кратно с интервалом 3 месяца.

 Краснуха– острое инфекционное заболевание, характеризующееся незначительной интоксикацией, слабо выраженными катаральными симптомами, мелкопятнистой экзантемой, увеличением затылочных и заднешейных лимфатических узлов.
Этиология и эпидемиология.

Возбудитель – РНК-содержащий вирус, устойчив к низким температурам, антибиотикам, чувствителен к высокой температуре.

Источник-больной человек с последних дней инкубационного периода до 5 дня начала высыпаний. Больные врожденной краснухой могут выделять вирус с носоглоточным секретом в течение 1 года и больше.

Пути передачи – воздушно-капельный и вертикальный (при врожденной краснухе)

Восприимчивость детей к краснухе высокая, за исключением детей до 6 мес., но если мать ребенка болела краснухой. После перенесенного заболевания формируется стойкий пожизненный иммунитет.

Сезонность зима – весна

Иммунитет – стойкий, пожизненный
Патогенез. Входными воротами при приобретенной краснухе является слизистая оболочка верхних дыхательных путей и кожа. Вирус проникает в регионарные лимфоузлы и в кровь, затем поступает в кровь, развивается вирусемия, что проявляется симптомами интоксикации и лимфоаденопатией. Вирус тропен коже, что обуславливает появление сыпи. При врожденной краснухе вирус поражает ворсинки хориона и сосуды плаценты, что замедляет рост и развитие плода. При заболевании краснухой в первые 2 месяца беременности развиваются пороки сердца, катаракта, глухота; при заболевании женщины краснухой на 3–4 мес. беременности – возникает поражение нервной системы в виде менингоэнцефалита, задержки психического развития. Возможно поражение печени, тромбоцитопения, кожные заболевания.

Клиника.

1. Приобретённая краснуха.

  • Инкубационный период от 14 до 21 дня, в среднем 16–18 дней, может удлиняться до 23 дней.

  • Продрома отсутствует или кратковременная (1–2 дня). Заболевание начинается остро, симптомы интоксикации выражены слабо, температура тела редко превышает 38° С.

  • Катаральные явления выражены слабо: конъюнктивит, насморк, першение в горле. При осмотре ротоглотки отмечается легкая гиперемия слизистой оболочки. На твердом нёбе возможна энантема в виде мелких (2 х 2 мм), бледно-розовых пятнышек.

  • Сыпь появляется практически сразу с началом заболевания, затем в течение нескольких часов, распространяется по всему телу. Характер сыпи – необильная, мелкопятнистая или пятнисто-папулезная, розового цвета, на неизмененном фоне кожи, не склонная к слиянию, располагается на разгибательных поверхностях конечностей, вокруг суставов, на спине и ягодицах, держится 2–3 дня, исчезает без пигментации и шелушения.

  • Лимфоаденопатия – ранний и характерный симптом краснухи. Увеличиваются затылочные и заднешейные лимфоузлы (чаще за 1–2 суток до заболевания), которые становятся плотными и болезненными.

  • Могут быть суставные или мышечные боли. 

Осложнения: Энцефалит, тромбоцитопения, артриты.
2. Врождённая краснуха.

  • Проявляется аномалиями развития. Наиболее характерна триада Грегга, которая включает следующие заболевания:

  • офтальмологические (катаракта, микрофтальмия, глаукома, хориоретинит),

  • сердечные (незаращение баталова протока, стеноз легочной артерии, дефекты предсердной или желудочковой перегородок),

  • слуховые (сенсориневральная глухота).

  • Также часты неврологические проблемы: микроцефалия, менингоэнцефалит, задержка умственного развития.

  • В старшем возрасте врожденная краснуха часто проявляется отставанием в росте, гепатоспленомегалией, тромбоцитопенией, желтухой, зудящими кожными высыпаниями и костными заболеваниями.

Осложнения: артриты; синовииты; серозные менингиты; энцефалиты.

Диагностика

1. Эпиданамнез – контакт с больным краснухой, зимне-весенняя сезонность.
2. Клинические проявления: характерная сыпь, увеличение и болезненность заднешейных и затылочных лимфоузлов.

Лабораторная диагностика
1. Общий анализ крови: лейкопения, лимфоцитоз, плазматические клетки в количестве 10–30%.
2. Вирусологический метод. Исследование носовой слизи, крови, ЦСЖ, мочи с целью обнаружения вируса. 
3. Серологический метод (обязательно). Исследование парных сывороток методами РН, РТГА, РСК и РМФ на 1–3 и 8–12 дни болезни. Увеличение титра антител в 4 раза является доказательством краснушной инфекции.
4.Определение специфических антител IgM к вирусу краснухи с помощью ИФА.
Лечение

Лечение больных с приобретенной краснухой проводят в домашних условиях.

1. Изоляция больного на 5 дней от момента высыпаний, соблюдение требований санэпидрежима

2. Постельный режим на время лихорадки

3. Щадящее витаминизированное питание, питьевой режим.

4. Медикаментозная терапия ( по показаниям) – симптоматическая:

  • Жаропонижающие средства при лихорадке

  • Муколитики и сосудосуживающие капли в нос

Лечение больных врожденной формой краснухи проводят в зависимости от характера основных клинических синдромов в профильном стационаре в изолированной палате.
Сестринский уход при краснухе:

Цель: Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи.

Читайте также:  Болезни корь и паратит

1. Информировать родителей и ребенка о причине развития краснухи, клинических прояв­лениях, особенностях течения, принципах лечения, мерах профилактики, прогнозе.

2.Обеспечить изоляцию пациента на 5 дней с момента высыпания.

3.Организовать выполнение правил санитарно-эпидемического режима

4.Организовать пациенту полупостельный режим в течение всего лихорадочного периода.

5. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответствии с его возрастными потребностями

6. Обеспечить адекватный питьевой режим

7. Научить родителей уходу за больным ребенком.

8. Объяснить необходимость психологической поддержки ребенка во время болезни членами семьи, обеспечить его досуг спокойными играми, прослушиванием музыки, чтением книги пр.

9. Обучить мать контролировать состояние ребенка (термометрия, динамика сыпи)

10.Объяснить правила применения медикаментов и контролировать проводимое лечение

Профилактика.

1.Мероприятия в отношении больных и контактных лиц

  • Изоляция больного на 5 дней от момента высыпаний, соблюдение требований санэпидрежима.

  • Изоляция беременных первого триместра на 10 дней с обязательным определением антител.

  • Изоляция больного с врожденной краснухой на 3 месяца с возможным продлением срока карантина по результатам исследований

  • Карантин на группы ДДУ и школьников не накладывается.

  • Условия выписки – клиническое выздоровление, но не ранее 5 дня от высыпаний

2.Мероприятия в отношении здоровых

  • Неспецифическая профилактика – ЗОЖ

  • Специфическая профилактика. Активная иммунизация включает однократную вакцинацию живой краснушной вакциной в возрасте 12 месяцев и однократную ревакцинацию этой же вакциной в 6 лет. Дети до 18 лет и девушки до 25 лет, которые не болели краснухой и не были ранее привиты, получают 2-х кратно краснушную вакцину с интервалом в 3 месяца.

ПРОГРАММА

«Элиминация кори и краснухи в Российской Федерации» (2016-2020 гг.)

1 этап 2016-2018 гг. – достижение и поддержание устойчивой спорадической заболеваемости корью и краснухой во всех регионах Российской Федерации.

2 этап 2019-2020 гг. – верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации.

Индикативные показатели успешного выполнения задач Программы

1.Достижение и поддержание повсеместного уровня заболеваемости корью и краснухой – менее 1 на 1млн населения, отсутствие случаев СВК.

2. Отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего случая.

3.Подтверждение отсутствия циркуляции эндемичных вирусов кории краснухи на основе молекулярно-генетического типирования диких штаммов вирусов.

4.Обеспечение установленных ВОЗ индикаторов качестваэпидемиологического надзора за корью и краснухой.

5.Подтверждение высокого – не ниже 95% – охвата иммунизациейпротив кори и краснухи декретированных возрастных групп населения.

Источник

Тема : Осторожно! Корь!

Цель: способствовать формированию знаний о заболевании корью , познакомить со способами профилактики кори, воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: костюм врача, бочонок с пословицами, мультфильм.

Ход занятия

І Организационный момент

– Здравствуйте, дорогие ребята!

Кто из вас болел в этом году 1- 2 раза? А кто не болел?

Про таких говорят: «У них крепкое здоровье».

При встрече люди издревле желали друг другу здоровья:

«Здравствуйте, доброго здоровья!»

«Как ваше драгоценное здоровье?!»

И это не случайно. Ведь ещё очень давно говорили: «Здоровья не купишь», «Дал бы здоровья, а счастья найдёшь»

– Что значит быть здоровым? От кого зависит здоровье человека? Что может повлиять на состояние здоровья?

(Образ жизни, состояние окружающей среды – природы, питание)

Люди думали о здоровье, берегли его и даже отражали его в пословицах и поговорках. В нашей бочке о здоровье тоже есть «заморочки».

  1. Игра «Заморочки из бочки» (Дети из бочонка достают начало пословицы и продолжают её.)

В здоровом теле, (здоровый дух)

Голову держи в холоде, (а ноги в тепле)

Заболел живот, держи (закрытым рот)

Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

Землю сушит зной, человека (болезни)

К слабому и болезнь (пристает)

Поработал (отдохни)

Наступила зима, за окном резко похолодало, то и дело нависают тяжелые стальные тучи и завершают унылую картину холодным и мокрым снегом и дождём. Смена температуры с плюса на минус, которую мы сейчас наблюдаем, приводит к тому, что люди не могут определить, как именно одеться: тепло или легко. Как результат – имеем переохлаждение, понижение сопротивляемости нашего организма различным вирусам и бактериям.

Начало холодов всегда связано с всплеском простудных и вирусных заболеваний Количество зарегистрированных заболеваний возрастает с каждый днем. Вирусные инфекции протекают с высокой температурой и плохим самочувствием.

Организм, особенно детский, не всегда может вовремя дать отпор болезни, потому, что год от года вирусы видоизменяются. Каждый раз иммунитет должен выработать новые защитные свойства. По сообщению медиков, сейчас наблюдается всплеск вирусного заболевания, которое называется КОРЬ.

ІІ Основная часть

Вы уже поняли, что речь сегодня пойдет о КОРИ.

Словарик (Выступление ребёнка в костюме врача)

Корь – острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом кори, передающееся воздушно-капельным путем, характеризующееся лихорадкой, нарастающим симптомом интоксикации, выраженным катаральным синдромом, поражением слизистых оболочек полости рта, наличием пятнисто- папулезной сыпи с переходом в пигментацию.

Рассказ учителя

Симптомы

Заболевание начинается остро. Появляются общее недомогание, головная боль, снижение аппетита, нарушения сна. Повышается температура тела, при тяжёлых формах она достигает 39-40 °С. С первых дней болезни отмечают насморк с обильными слизистыми, иногда слизисто-гнойными выделениями. Развивается навязчивый сухой кашель, у детей он часто становится грубым, «лающим», сопровождается осиплостью голоса. Одновременно развивается конъюнктивит с отёчностью век, гнойным отделяемым. Нередко по утрам веки слипаются. Больного раздражает яркий свет. У части больных отмечают непродолжительный кашицеобразный стул. 

Читайте также:  Кому нужно ставить прививку от кори

На 3-5-й день самочувствие больного несколько улучшается, снижается лихорадка. Однако через день вновь усиливаются проявления интоксикации, температура тела поднимается до высоких цифр. В этот момент на слизистой оболочке щёк напротив малых коренных зубов (реже на слизистой оболочке губ и дёсен) можно обнаружить кардинальный клинический диагностический признак кори – пятна. Они представляют собой несколько выступающие и плотно фиксированные белые пятна, окружённые тонкой каймой (вид «манной каши»). У детей элементы обычно исчезают с появлением сыпи.

В первый день элементы сыпи появляются за ушами, на волосистой части головы, затем в тот же день возникают на лице и шее, верхней части груди. 
• На 2-й день высыпания сыпь покрывает туловище и верхнюю часть рук. 
• На 3-е сутки элементы экзантемы выступают на нижних конечностях и дистальных отделах рук, а на лице бледнеют. 

Период высыпания сопровождает усиление катаральных явлений – насморка, кашля, слезотечения, светобоязни – и максимальная выраженность лихорадки и других признаков токсикоза. 

Осложнения кори 

Наиболее частое осложнение кори – пневмония. Ларингиты и ларинготрахеобронхиты у детей младшего возраста могут вести к развитию ложного крупа. Встречают стоматиты. Менингиты, менингоэнцефалиты

Заболевание корь может протекать с серьезными осложнениями вплоть до летального исхода. Ежегодно от кори умирает более 150 тысяч людей, преимущественно дети до 10 лет.

Путь передачи кори – воздушно-капельный, вирус выделяется во внешнюю среду в большом количестве больным человеком со слизью во время кашля, чихания и т. д. 

Профилактика кори у детей проводится в виде плановой вакцинации в два этапа в 1 год и 6 лет. Её цель – защита детей, у которых по той или иной причине иммунитет не сформировался. Иммунизация не менее 95% детей обеспечивает хороший защитный эффект. Сформированный иммунитет защищает от заболевания или, в случае заражения, помогает перенести болезнь в легкой форме и без осложнений.

Но что делать, если ты заболел уже? Нужно обратиться к врачу.

Игра «Если вдруг я заболел…»

Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, хлопайте руками. Если правило неверное, топайте ногами.

  1. Если заболел корью, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись (прыгают).

  2. Если заболел корью, срочно иди в поликли­нику, а по пути зарази как можно больше людей (прыгают).

  3. Если заболел корью, надо вызвать врача на дом (хлопают).

  4. Надо лечь в постель (хлопают).

  5. Если заболел, ешь мороженое (прыгают).

  6. Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке (прыгают).

  7. Принимай лекарства, назначенные врачом (хлопают).

  8. Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядо­витые вещества и снизить температуру (хлопают).

  9. Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы летели брызги во все стороны (прыгают).

  10. Если заболел корью, отправляйся в гости к другу – ты так давно у него не был (прыгают).

А чтобы не болеть корью, что нужно сделать? (прививки)

Послушайте стихотворение и скажите, чего испугался герой?
– На прививку! Первый класс!
-Вы слыхали? Это нас!…
Я прививки не боюсь:
Если надо – уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и пошел…
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы ,
На добавочный укол!…
– На прививку! Первый класс!
– Вы слыхали? Это нас!…
-Почему я встал у стенки?
– У меня … дрожат коленки…

Учитель
-Делали ли вам прививки?
-От каких болезней?
-Как вы думаете, зачем делают прививки? (В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.)

Просмотр мультфильма «Про бегемота, который боялся прививки».

ІІІ Заключительная часть

Учитель

Рефлексия.

Что полезного узнали на классном часе?

– Пригодятся ли в жизни полученные знания?

– Расскажете ли вы дома о том, что узнали сегодня на уроке?

Не болейте корью, дети,

Здоровье – важней всего на свете.

Чтоб болезней избежать,

Организм свой надо закалять!

Желаю здоровья вам от души,

Берегите себя, вы уже не малыши.

О профилактике кори знакомым своим расскажите,

Как уберечься и как лечиться, подскажите.

Источник