Джеймса кори цикл пространство
|
© expansetv.ru // Фантастический сериал “Пространство” (“Экспансия” по версии LostFilm) / “The Expanse” 2015-2021 годы // 5 сезонов
Источник
The Expanse
Цикл книг; 2011-…
Серия научно-фантастических произведений под авторством Джеймса Кори. Джеймс Кори — это псевдоним двух соавторов: Даниэла Абрахама и Тая Френка.
После изобретения двигателя Эпштейна, позволяющего быстро и эффективно перемещаться в космосе, человечество осваивает Солнечную систему, колонизировав Луну, Марс, некоторые другие планеты и астероиды. На Марсе запущена программа терраформирования. Земля, управляемая ООН, и объявивший независимость Марс устанавливают дипломатические отношения и наращивают военные силы. На астероидах в это время вырастают поколения людей, не способных жить при высокой (земной) гравитации, они заняты добычей полезных ископаемых и других природных ресурсов. Альянс внешних планет призывает жителей астероидов сплотиться против «внутренних» (главным образом — Земли и Марса), «внутренние» считают Союз внешних планет террористической организацией. Основные персонажи книг сталкиваются с неким веществом — «протомолекулой», которая, возможно, разумна и имеет внеземное происхождение.
Пока еще никто не добавлял в любимые книги
Двигатель (Drive; 2012)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Сто пятьдесят лет назад, до событий романа «Пробуждение Левиафана», Пояс Астероидов был дальним фронтиром с гигантским запасом минеральных богатств, недоступных для экономически выгодной разработки, а о внешних планетах и мечтать не приходилось. Через три поколения после того, как первые колонисты пробили камень и грунт Марса — второго дома человечества, Соломон Эпштейн смастерил слегка модифицированный ядерный двигатель. Эпштейн не подарил людям звезды, но открыл доступ к планетам и, кроме того — к Поясу.
Маслобойка (The Churn; 2014)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Балтимор — не лучшее место для жизни на грязной и довольно перенаселенной Земле. Здесь более трех миллионов человек жили и дышали, любили и теряли, надеялись и не надеялись, на эту ночь, как и все остальные. Катастрофа извержения свисала в воздухе, нависло ощущение, что гибель может прийти в любой момент.
Маленькая война. Начало катастрофы. Отрасль бизнеса была скомпрометирована, и ее дальнейшее существование предрешено. Но спрос на запрещенные наркотики, дешевые товары, внеплановые медицинские процедуры и анонимный секс не может быть ни арестован, ни насыщен, и поэтому важная вещь для маленькой империи Бертона была безопасной. Всегда будет в безопасности. Вопрос о том, как накормить подземный голод города, был только тактическим, и Бертон мог быть гибким…
Амос Бертон был высокий, коренастый, бледноликий мужчина с любезной улыбкой, неприятным прошлым и талантом к радостному насилию. Он оставит Балтимор в своем динамичном балансе преступности и права, экзотике и материальности, любви и пустоты. Число людей, которые его знали и любили, можно было пересчитать по пальцам на одной руке и оставить большую их часть, и когда он ушёл, город продолжал жить без него, как если бы он никогда там не был.
Мясник станции Андерсон (The Butcher of Anderson Station; 2011)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Придёт день и полковника Фреда Джонсона назовут героем системы. Наступит день, когда он встретит доведённого до отчаяния смертельно опасной тайной человека на украденном космическом корабле и протянет ему руку дружбы. Но ещё задолго до того, как он стал лидером Союза Внешних Планет, у Фреда Джонсона было совершенно иное имя. Мясник станции Андерсон.
Пробуждение Левиафана (Leviathan Wakes; 2011)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Человечество успешно колонизировало Солнечную систему. Марс, Луна и Пояс Астероидов уже заселены, но звезды по-прежнему таят немало опасностей. Водовоз “Кентербери”, транспортирующий лед из колец Сатурна к станциям Пояса Астероидов, во время очередного рейса засекает сигнал бедствия от корабля “Скопули”. Прибыв на место, экипаж “Кентербери” не обнаруживает на его борту ни одной живой души. Хуже того, спасательная миссия неожиданно превращается в гонку на выживание. Капитан Джеймс Холден и уцелевшие члены его команды становятся обладателями смертоносной тайны. А на станции Церера в Поясе Астероидов детектив Миллер начинает поиски пропавшей девушки. Расследование приводит сначала к “Скопули”, а дальше — к Джеймсу Холдену. Исчезновение Джули Мао становится ключом к разгадке чудовищного преступления, заказчики которого не постесняются развязать полномасштабную войну между Землей и Марсом, чтобы достичь своих целей.
Война Калибана (Caliban’s War; 2012)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Итак, мы не одиноки.
На Ганимеде, житнице внешних планет, марсианка-спецназовец становится свидетелем гибели своего взвода, истребленного чудовищным суперсолдатом. На Земле высокопоставленный политик изо всех сил пытается предотвратить межпланетную войну. А на Венере обосновалась чуждая протомолекула, производя таинственные трансформации и угрожая распространиться по Солнечной системе.
В бескрайнем космосе Джеймс Холден и экипаж “Росинанта” заняты поддержанием мира от имени Альянса Внешних Планет. Они соглашаются помочь в поисках пропавшего на Ганимеде ребенка и внезапно обнаруживают, что будущее человечества зависит от того, сможет ли один корабль предотвратить межпланетное вторжение, которое, возможно, уже началось…
Боги Риска (Gods of Risk; 2012)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Почти шестнадцатилетний Дэвид, племянник знакомой нам по второй части цикла «Пространство» сержанта Бобби Дрейпер. Дэйв — один из самых талантливых студентов Марса у которого может быть чудесное будущее. Но параллельно с эти он участвовал в тёмном бизнесе — создание наркотиков для местного барыги. Но однажды все идет не так…
Врата Абаддона (Abaddon’s Gate; 2013)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
На орбите Урана неожиданно появляется гигантское нерукотворное образование в форме кольца, которое приковывает к себе всеобщее внимание. Однако любопытство сменяется настоящей паникой, когда в загадочном Кольце бесследно исчезает космический корабль. Куда он подевался? Что явилось причиной подобной аномалии? И что же на самом деле находится по другую сторону этих адских врат? Ученые, журналисты и военные с Земли и Марса направляются к Кольцу, чтобы исследовать таинственный объект. Среди прочих судов этой обширной флотилии оказывается и “Росинант” под командованием Джеймса Холдена. В то время как посланники человеческой расы пытаются определить, открывает ли Кольцо новые возможности или таит в себе угрозу, Холдену предстоит столкнуться с куда более серьезной опасностью…
Живая Бездна (The Vital Abyss; 2015)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Где-то в безграничном космическом пространстве группа заключённых живёт в вечном заточении.
Единственная компания, которая у них есть — это они сами и астеры, которые их охраняют. Единственное, что они знают — это истории про их торжество и их преступления, которые они принесли с собой. Единственное, что они видят в будущем — это пустая жизнь в этой огромной комнате.
А потом появился человек с Марса…
Пожар Сиболы (Cibola Burn; 2014)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Открытие порталов, так называемых врат, повлекло за собой массовую колонизацию новых миров. Тысячи людей устремились на поиски лучшей жизни. Однако независимым переселенцам пришлось столкнуться с мощной корпорацией, получившей лицензию на изучение неизведанных территорий. На далекой планете Илос разгорелась настоящая война, грозящая распространиться до самой Земли. Джеймсу Холдену и команде его корабля “Росинант” поручено отправиться на Илос и попытаться остановить кровопролитие. Но чем больше Холден размышляет над происходящим, тем сильнее ему кажется, что эта миссия обречена на провал. А тем временем голос мертвеца сообщает ему, что великая цивилизация, некогда обитавшая на этой планете, исчезла. И что она была безжалостно уничтожена…
Игры Немезиды (Nemesis Games; 2015)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Открытие далеких миров повлекло за собой величайшую в истории человечества экспансию. Искатели приключений тысячами отправляются в путешествия на поиски лучшей жизни, а между тем основы власти в Солнечной системе оказываются под угрозой. Многие корабли колонистов исчезают без следа. Тайно формируются мощные военные силы. Последний образец протомолекулы похищен. Атаки террористов держат в страхе внутренние планеты. Грехи прошлого возвращаются, взыскивая высокую плату. В то время как в огне и крови устанавливается новый порядок, Джеймс Холден и команда “Росинанта” вынуждены бороться, чтобы выжить и вернуться в единственный ставшийся у них дом.
Пепел Вавилона (Babylon’s Ashes; 2016)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Назревавшая десятилетиями революция Пояса началась в огне. Окончится она кровью. Свободный флот — радикальная группа астеров — нанес непоправимый ущерб Земле и теперь ведет пиратскую войну среди внешних планет Солнечной системы. Направляющиеся в тысячи новых миров за вратами колонисты становятся легкой добычей, и не осталось кораблей, достаточно сильных, чтобы их защитить. Команда Джеймса Холдена лучше других знает преимущества и слабости Свободного флота. Уступающие ему в числе и мощи остатки старых политических сил взывают к “Росинанту”, поручая ему отчаянную миссию: достичь станции Медина в сердце сети колец-врат. Однако и новый альянс уязвим, а борьба за власть только начинается.
Странные Псы (Strange Dogs; 2017)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Человечество рассеялось на более чем тринадцать сотен новых солнечных систем и Лакония была лишь одним из немногих новых миров. Родители Кары, как и остальные в первой волне, шли сюда как изыскательский отряд. Мать взяли как инженера-технолога, отца как геолога. Её взяли как ребёнка.
Вскоре за ними последовали военные, и теперь в городке было пять тысяч населения — самый большой город Лаконии — и пруд был местом, где Кара, уже наполовину прожившая свой десятый год могла побыть в стороне подальше от родителей и младшего брата Зана. Подальше от города, солдат и Мари Тенненбаум, которая была её лучшей подругой, когда они не были врагами.
Но в один прекрасный летних день на пруду всё изменилось. Кара открыла глаза, которые, оказывается, были закрыты. Ярко-синие точки, похожие на светлячков, порхали и кружились в воздухе, когда первая из собакообразных тварей вышла из-под деревьев…
Восстание Персеполиса (Persepolis Rising; 2017)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Старый враг возвращается. В тысяче звездных систем, охваченных экспансией человечества, ищут свой путь новые колонистские миры, балансирующие на лезвии ножа между катастрофой и чудом. Постаревший боевой корабль “Росинант” по горло занят поддержанием хрупкого мира. Внутренние планеты с Поясом создали в огромном пространстве между Землей и Юпитером зыбкий и хрупкий альянс, не избавившийся еще от памяти прошлых войн и предрассудков. А на затерянном колонистском мире Лакония затаившийся враг по-своему представляет себе будущее человечества и обладает силой, чтобы это свое представление воплотить. Новые технологии сталкиваются со старыми в извечной войне за господство. Но в человеческой природе не только вражда, а спущенные с цепи силы потребуют заплатить свою цену. Цену, которая неожиданно и навсегда изменит облик человечества — и “Росинанта”.
Оберон (Auberon; 2019)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
После разгрома объединённого земного флота, все человеческие миры переходят под управление Лаконианской империи. На планету Оберон прибывает посланец империи, губернатор Риттенауер. С первых же дней он встречает противодействие местных криминальных структур. Губернатор осуществляет свое управление в соответствии со строгими лаконианскими принципами. Но наступает момент, когда Риттенауер должен сделать очень непростой выбор.
Гнев Тиамат (Tiamat’s Wrath; 2019)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Тысяча триста Врат открылись в другие солнечные системы по всей галактике. Но по мере того, как человечество строит свою межзвездную империю на руинах Чужих, число угроз и загадок становится лишь больше. В мертвых системах, где Врата ведут к вещам более странным, чем планеты Чужих, Элви Окойе отчаянно пытается выяснить причины геноцида, случившегося задолго до появления первых людей, и найти оружие, чтобы сразиться против сил, чья мощь на грани осознания. Но цена этого знания может оказаться выше, чем она сможет заплатить. В сердце империи Тереза Дуарте готовится принять на себя бремя амбиций своего богопододобного отца. Ученый-социопат Паоло Кортасар и заключенный из Мефистофеля Джеймс Холден — лишь две проблемы в полнящемся интригами дворце и у Терезы есть собственные планы и тайны, о которых даже сам отец-император не догадывается. И рассеянная по просторам всей человеческой империи команда “Росинанта” сражается против авторитарного режима Дуарте. Память о старых временах стирается, и будущее под вечным правлением Лаконии, а с ним и битва, которую человечество может только проиграть — кажется все более и более вероятным. Потому что против ужасов лежащих в межмировом пространстве одного лишь мужества, да амбиций не достаточно…
Падение Левиафана (Leviathan Falls; 2021)
Автор: Дэниел Абрахам, Тай Френк
Заключительный роман цикла “The Expanse”, публикация которого ожидается в 2021 году.
Источник
Последние десять лет вернули фантастику домой, в родную Солнечную систему. Из эльфийских замков и далёких галактик — на Ганимед, на Марс, в пояс Койпера и на спутники Урана. Больше твёрдой НФ, больше опоры на реальную науку! Запах многократно переработанного воздуха. Вкус крови при резком переходе на 3 g. Беззвучное приближение смертельно опасного астероида. Люди: герои, предатели и прохожие. И неизвестность.
Из всего этого состоят цикл Джеймса Кори и снимающийся по нему сериал «Пространство».
На Западе всё чаще бывает, что телесериал-экранизацию снимают ещё до того, как автор допишет книгу-первоисточник. Expanse Джеймса Кори — в русском переводе «Пространство» — ещё в работе. Восьмой (судя по всему, предпоследний) том, Tiamat’s Wrath, появился в продаже на Amazon только в марте 2019 года, а первый сезон сериала вышел в 2015-м.
Судя по всему, продюсеры были уверены, что продолжение будет не хуже, чем начало. Может быть, у цикла настолько надёжный и коммерчески проверенный автор? Сюрприз: нет.
Автор цикла, Джеймс Кори, в реальности не существует. В том же смысле, в каком не существуют Генри Лайон Олди и Козьма Прутков. Под этой маской скрывается дуэт: Дэниел Абрахам и Тай Френк.
Из них Абрахам больше известен российскому читателю. Переведены книги из двух его личных циклов, а ещё он работал над комиксами по «Игре престолов» по приглашению Джорджа Мартина. Тай Френк до совместной работы над «Пространством» писал новеллизации «Звездных войн», на русский язык его творчество не переводилось.
Действие книг начинается примерно через сотню лет от наших дней. На Марсе и Луне — самостоятельные колонии. Пояс астероидов заселён — не то чтобы сплошь, но на каждом обломке камня, достаточно большом, чтобы давать хотя бы четверть g, уже торчит станция. Земля перенаселена и задыхается от безработицы. Дети астероидных жителей, растущие в низкой гравитации, страдают неизученными болезнями. И над всеми, кто живёт дальше Марса, постоянно висит угроза голода, если вдруг биологи что-нибудь напутают с гидропоникой. Как тут не вспомнить «Путь на Амальтею» Стругацких!
И вот представители человечества, раздираемого ксенофобией, корпоративными и политическими конфликтами, обнаруживают на Фебе, одном из спутников Сатурна, артефакт, не поддающийся традиционному объяснению. Очень опасный артефакт. Если бы его немедленно не засекретили так, что о нём не знают даже в ООН; если бы права на исследования достались менее амбициозной фирме… То история вышла бы совсем другой.
В этой истории взорвётся всё. Не удастся безопасно отсидеться ни на сытой Земле, ни в подземных марсианских городах, ни на корабле поколений. Люди, которые мечутся с детьми, пытаясь любой ценой прорваться в якобы безопасный уголок, вызывают такой же ужас, как строки из переписки 1933 года: «Цилечка, ну какая Аргентина, Мика кашляет, дедушка еле ходит, лучше переберёмся в Германию…» Кори не боится наступать читателю на триггеры. На наших глазах будут умирать дети, беременные женщины и люди, к которым мы успеем привязаться. Видимо, работа с Мартином приучила Кори не бояться пинать читателя под дых.
Вернувшуюся моду на «фантастику солнечной Системы» можно только приветствовать. Твёрдая НФ предполагает максимально реалистичное, даже натуралистичное, описание быта на космических станциях, ощущений пассажиров и пилотов в больших и маленьких кораблях. Урождённые астеры спокойно игнорируют силу Кориолиса во вращающейся станции, а землян укачивает. Землянин не в восторге от перегрузки в 3–5 g, но способен в таких условиях выполнять несложную работу, — в то время как астеры без сознания лежат в гелевом амортизаторе.
Биобаланс даже самой крупной космической станции хрупок, и, стоит биологам отвлечься на пару недель, экосистема летит вразнос. Эта натуралистичность напоминает о том, о чём мы часто склонны забывать: что любое благо есть чей-то труд. Не было труда — не будет блага. На Земле мы бесплатно дышим и можем метнуться в лес за бесплатными грибами-ягодами, а кое-где бывает даже бесплатный пристойный климат больше пары месяцев в году. Космос ничего не даёт даром.
Именно поэтому сюжет, в котором человеческие жадность и гонор разрушают то, что было построено предыдущими поколениями, в космических декорациях выглядит особенно жутко. Противостояния обостряются до взаимоуничтожения, махом пролетая все обычные стадии конфликта: «Мы вас уморим голодом» — «А мы вас каменюками забросаем». Причём, в отличие от бунтарей из романа Хайнлайна «Луна — суровая хозяйка», сепаратисты из «Пространства» разрушают не отдельные пустые холмы, вежливо предупредив за несколько часов, а устраивают колыбели человечества кровавую баню, почти как в «Семиевии» Стивенсона. В Солнечной системе много больших каменюк — и что может противопоставить им земная или марсианская ПВО?
Безопасности нет. Отсидеться негде.
Практически каждая книга, кроме, с оговорками, последней из переведённых — «Персеполиса», обладает своим собственным набором главных героев, помимо сквозной команды Джеймса Холдена (члены которой — во всём космосе в каждой бочке затычки). В следующих книгах персонажи могут отходить на третий план, становиться постоянно активными, как, например, пожилая индианка Авасарала, на протяжении нескольких книг набирающая всё больший политический вес, или даже входить в команду Холдена, как марсианка Бобби.
Но стоит остановиться на самом Холдене. Для англоязычного читателя его фамилия не просто говорящая — она кричащая, особенно если учесть, что для английского языка нормально использование имён как фамилий и наоборот (Генри Джордж, Джордж Вашингтон, Вашингтон Ирвинг, Ирвинг Шоу и так далее). Болезненно прямолинейный, честный и добрый Джеймс Холден — привет Холдену Колфилду из «Над пропастью во ржи».
В начале цикла Джеймс Холден — никто и звать его никак, обычный работник на обычнейшем ледовозе. Примерно треть всех коллизий связана с тем, что в сложных ситуациях Холден то ляпнет правду-матку в открытый эфир, то прибегнет к методу Горбовского «из всех решений выбирать самое доброе», а потом пару сотен страниц все вокруг него в ужасе разгребают получившийся хаос. Справедливости ради, в разгребании последствий добросовестный Холден тоже принимает участие, но попутно не ленится ломать ещё какие-нибудь «так здесь принято», «это жизнь, все так делают» и прочие низкоэтичные социальные нормы.
В долгосрочной перспективе (то есть книге к седьмой) метод Холдена оказывается действенным, и пара самых креативных политиков даже начинают считать полезным иметь Холдена на своей стороне. Но до этого момента доживут не все, ой не все.
Второй герой, которого приходится признать главным, — это детектив Миллер. Начальство приказывает ему в частном порядке разыскать беглую дочь очень богатых родителей, потом передумывает и отзывает задание. Но Миллер не прекращает искать беглянку.
Несмотря на то, что — спойлер! — жизнь Миллера в обычном смысле заканчивается к концу первой части, он остаётся активным участником событий ещё в нескольких книгах. И снова, ворча, издеваясь над собеседниками и доводя Холдена до кондрашки, умудряется спасти всех окружающих. (Мы хотим много таких полицейских!) Есть надежда, что мы встретим грустного ироничного сыщика и в «Гневе Тиамат» или в ещё безымянной последней книге цикла.
Осторожно, спойлеры!Раз уж это слово прозвучало — значит, будут спойлеры! |
Нажмите, если не боитесь спойлеров!
Весь сюжет цикла основан на том, что в руки исследователей попадает ксенобиологический объект, который с неизвестными целями преобразует под себя любую прикоснувшуюся к нему органику. Да, живую протоплазму он тоже любит. Любопытство исследовательской группировки приводит к вопросу: «А что будет, если мы закинем это на какой-нибудь космический корабль? Или на большую станцию? Если что — стерилизуем, кругом космос, удобненько».
В результате протомолекула, переварив около миллиона человек (с весьма жестокими подробностями), набирает достаточно сил, чтобы выполнить стартовую программу, заложенную в неё… неизвестно кем. Только чудом при этом не погибает биосфера Земли (а должна была, вообще-то). Заодно в дальнем углу Солнечной системы открывается мегапортал к тысячам землеподобных миров. Там никого нет. Создателей протомолекулы кто-то убил.
Разумеется, возможность откочевать с перенаселённой Земли и лишённого нормальной атмосферы Марса кажется соблазнительной очень многим. Так возникает поселение на планете Илос, где происходит действие романа «Пожар Сиболы».
Представьте, как десяток наивных европейских троечников нечаянно заезжает в ходе велосипедного турне в Припять. Целый город в отличном состоянии! Никого нет! Пасутся олени, бегают волки! Нетронутая природа, цветы, огромные сомы в реках!..
Джеймс Кори использует достаточно прозрачные для американского читателя намёки в названиях книг. Слово «Сибола», например, говорит о найденных испанцами во время Конкисты пустых индейских городах. В большинстве из них испанцам и самим не удалось закрепиться — эти города сейчас показывают туристам, но жить в них так никто и не живёт. И не случайно.
Продолжая аналогию, жители Илоса умудрились не только поселиться в Припяти, но и проковырять дырку в саркофаге четвёртого реактора. А что, такая романтичная развалина, интересно же, что в ней!
Но, как ни странно, самым интересным в цикле оказываются не тайны жуткой протомолекулы и не тысячи доступных планет. Джеймс Кори гораздо больше интересуется человечеством. Если вы, читатель, больше цените экшен, чем психологию, то для вас это может стать серьёзным минусом цикла.
Экшена тут, конечно, хватает — то и дело что-нибудь взрывается, погони, космические битвы, террористы, захватчики с невиданным оружием. Но рано или поздно каждая ситуация приходит к тому, что эффективнее уговорить троих человек, чем перестрелять пару сотен. Договориться. Услышать доводы той стороны. Взять за руку. Снять боевые скафандры