Джеймс кори пробуждение левиафана вики
Статья + видео.
Всем привет! Недавно мне довелось ознакомиться с романами Джеймса Кори, одного из лучших современных писателей в жанре научной фантастики, который 2011 году (в России же первая книга была опубликована в 2013-м) положил начало грандиозной серии книг «The Expanse» (“Пространство” или “Экспансия”). В этом посте я хочу познакомить вас с “миром” этой линейки и поделиться своими впечатлениями от первой книги – «Пробуждение Левиафана».
Немного об “авторе”
Начать, думаю, следует с личности самого автора. Дело в том, что Джеймс Кори – это псевдоним, за которым скрываются два человека: писатель Дэниэл Абрахам, за которым числится больше дюжины фэнтези романов и личный ассистент самого Джорджа Мартина – Тай Фрэнк. Изначально «Пространство» задумывалось только как сеттинг для ролевой игры, а позднее для настолки, которую разрабатывал Тай, но в один прекрасный день Абрахам заявил, что из этого получилась бы отличная книга. И так, объединившись, эти двое парней написали без преувеличения один из самых ахренительных научно-фантастических романов наших дней.
Не очень светлое будущее…
В не столь отдалённом будущем учёный по имени Эпштейн собрал двигатель, который открыл человечеству путь к покорению космоса. Однако это был не гипердрайв и не гравицапа, мгновенно перемещающие космические корабли из одной галактики в другую. Двигатель Эпштейна позволил людям освоить лишь родную Солнечную систему.
Колонии раскинулись на Марсе, Луне и прочих спутниках, некоторых карликовых планетах и астероидах Главного Пояса. Но единство человечества длилось недолго. Вскоре после колонизации оно было расколото на три враждующие стороны: Земля, под управлением ООН, Марс, объявивший о своей независимости и неофициальная организация, считающаяся Землёй и Марсом террористической, Альянс Внешних Планет или АВП. Последняя пыталась объединить население внешних планет, то есть колонии за пределами Земли и Марса, и также отстаивать свою независимость.
Действие романа разворачивается в один из самых напряжённых моментов: хрупкое равновесие трещит по швам; разногласия между Землёй и Марсом набирают обороты, что сопровождается гонкой вооружения; одновременно нарастает и недовольство среди астеров – так называют жителей Пояса и Внешних планет. Кстати, в оригинале они зовутся не астеры, а белтеры от слова belt («пояс»), но по мне так и русскоязычная замена смотрится вполне органично.
В то время как земляне наслаждаются всеми прелестями жизни, а на Марсе во всю раскручивают процесс терраформирования, жители Пояса вынуждены бороться за существование, ведь единственным источником воды на этих далёких от колыбели человечества островках посреди тьмы и пустоты являлись ледяные кольца внешних планет. Поставки кислорода и продовольствия ставили их в полную зависимость от внутренних планет, которые облагали их налогами. Поколения людей, выраставшие в условиях низкой гравитации, отличались от землян ростом и телосложением: они были гораздо выше, но кости их были слабее, а мышцы развиты гораздо хуже. Но зато в размножении их никто не стеснял. А вот на Земле, население которой перевалило за 30 миллиардов, рождаемость контролировали, и многие семьи состояли из семи-восьми родителей на одного ребёнка, который сочетал в себе частичку генов каждой мамы и каждого папы.
Книги Кори пронизаны такими вот подробностями, благодаря которым ты ещё больше погружаешься в это не сказать, чтобы совсем-таки светлое будущее. Причём подаются они не навязчиво, и подобные экскурсы не отвлекают от сюжета. Вообще все явления, – природные, социальные, и другие – имеют своё объяснение, а доля допущений кажется очень малой. Я не учёный и не особо разбираюсь в физике, биологии, и прочих науках, но как для среднестатистического читателя мир «Пространства» (если это можно назвать «миром») для меня выглядит вполне правдоподобно, и от этого читать становится ещё интереснее.
О сюжете
Сюжет Пробуждения Левиафана разделён на две параллельные ветви. Первая из них ведётся от лица Джеймса Холдена, второго помощника на лёдо-добывающей барже «Кентрбери», и с него собственно история и начинается… если не считать пролога. А о самом прологе я предпочту умолчать, дабы не испортить вам впечатления, ибо уже с первых страниц, книга приковывает к себе всё ваше внимание и ни за что не отпускает…
Холден – молодой беззаботный парень, который отлично справляется со своей работой, совращает девиц своей смазливой физиономией и сладкой задницей (это я не выдумал, в книге не раз об этом упоминается!), в общем он вполне доволен своей жизнью. Единственный его минус в том, что Холден слишком правильный: «скрывать информацию нельзя», «люди должны знать правду», «всё должно вершиться по справедливости!» и так далее…
«Кентребери» возвращается с очередного рейса на Цереру, карликовую планету в астероидном поясе между Марсом и Юпитером. Вдруг корабль ловит сигнал S.O.S. с одного из астероидов неподалёку. Это значило, что капитан баржи должен был явиться на источник сигнала и оказать помощь пославшим его людям.
Капитан, посоветовавшись с Холденом решает всё-таки заглянуть на одинокий астероид. «Кентербери» шёл с полным грузом, и капитан опасался того, что это могла быть ловушка космических пиратов, но героев ожидало кое-что похуже…
Тем временем на Церере берёт начало вторая сюжетная линия, которую ведёт детектив Джозефус Миллер. В противоположность землянину Холдену, он, уже не молодой астер, от своей жизни устал: ничто не приносило ему удовольствия, работа превратилась в рутину, да и сам он, как коп, был уже далеко не так хорош, как раньше. Миллер работает на «Звёздную спираль» – службу безопасности на Церере, которую возглавляла стервозная начальница Шаддид. Она поручает детективу новый контракт. Вообще «Звёздная спираль» как представительница власти Земли должна заниматься только поддержанием порядка, однако порой приходили и особые заказы от больших шишек из крупных корпораций. Таковым был и этот случай.
Миллеру на ряду с обычной работой, в принудительном порядке была поручена дополнительная халтурка: он должен был отыскать девушку по имени Джули, пропавшую дочку главы корпорации «Мао-Квиковски». За дело старый коп берётся очень неохотно, однако постепенно оно перерастает в нечто большее, нежели тривиальный розыск. Пока Миллер методично собирает улики, на Церере происходит что-то странное: неизвестная группировка теснит сильнейших местных бандитов, пособники АВП проникают в ряды полиции, и безопасность самой станции встаёт под угрозу… И, пожалуй, на этом спойлеров достаточно.
Хочется отметить, что авторы книги очень грамотно заканчивали каждую главу, именно на самом интересном месте или на каком-нибудь неожиданном повороте, и из-за этого мне было очень трудно остановиться. Это касается не только эпизодов, где события разворачиваются бешеными темпами, от которых моё собственное сердце учащало пульс, но и даже вполне себе мирных, когда герои выясняют отношения, или постепенно продвигается расследование Миллера.
После относительно спокойного начала, когда ни что не предвещало беды, события стремительно наращивают темпы и масштабы. По началу главы Миллера кажутся скучными и читая их, хочется поскорее вернуться к главам Холдена, однако очень скоро, понимаешь, что и Миллер тебя зацепил, а в какой-то момент его линия становится даже интереснее. Когда же обе сюжетные ветки начинают сходиться в одну общую картину, ты испытываешь неповторимое чувство удовольствия.
Это касается не только непосредственно ситуаций, но и самих персонажей. Их в книге не мало, но практически все они прописаны просто шикарно и каждый из них чем-нибудь да запомнится. Амос, Алекс, Хэвлок, Наоми, Холден и другие – все эти персонажи мне очень полюбились, но конечно же фаворитом для меня является детектив Миллер, и я думаю те из вас, кто уже читали или прочтут, меня поймут.
«Пробуждение Левиафана» читается прямо на одном дыхании от корки до корки. Помимо очень интересной концепции мира, захватывающей истории и харизматичных героев, здесь есть также и юмор. Не раз я ловил себя на мысли, что, читая, начинал улыбаться, а однажды ехал в метро и засмеялся в полном вагоне людей… мне было неловко, но чёрт возьми, книга на такое способна! Кроме того, описание Солнечной системы, постоянная смена мест действия толкают на углубление своих знаний об окружающим мире: начинаешь штурмовать википедию, искать информацию про упомянутые в книге термины, астероиды, карликовые планеты, спутники, и это огромный плюс, лично у меня было так.
Конечно, ничего идеального нет, и в этом романе есть пара моментов, которые слегка подпортили впечатление: во-первых Холден. Из-за своего упрямства, из-за того, что он упорно не желал осмыслить то, какую глупость совершает, он раз за разом наступает на одни и те же грабли, которые приводят к смерти людей. Я понимаю, так и было задумано, такой у этого героя характер, но, всё-таки, меня его действия порой жутко раздражали.
А во-вторых, середина книги, когда герои наконец раскрывают главную загадку, когда все события выстраиваются в логическую цепочку, и ты наконец понимаешь, «что здесь чёрт возьми происходит», лично для меня оказалась несколько сильнее кульминации в финале романа. Вы не подумайте, вторая половина книги воспринимается с не меньшим интересом и не менее насыщена событиями и неожиданными поворотами, но всё же, здесь ты уже понимаешь к чему всё идёт, в отличие от предыдущего этапа.
Как вы понимаете это всё сугубо субъективные вещи, которые иного читателя нисколько бы не смутили. Но даже при этом первая книга «Пространства» всё равно стала одной из моих любимых.
Серия книг «Пространство» невероятно затягивает и очень долго не хочет отпускать. Меня вот до сих пор не отпустило. Мимо неё ну никак нельзя проходить, если вы также, как и я, любите научную фантастику. Настоятельно РЕКОММЕНДУЮ!
Источник
В 2015 году на канале Syfy вышел научно-фантастический сериал «Пространство» (The Expanse), который сразу захватил внимание зрителей и критиков.
Шоу предложило увлекательный микс жанров: авантюрную космическую фантастику вкупе с нуарным детективом и элементами политического триллера. Львиной долей успеха телесериал обязан одноимённому книжному циклу, который лёг в его основу.
«Пространство» — тот случай, когда адаптация получилась удачной, но не слишком прилежной. Почитайте, что нужно знать об этом цикле, в чём отличия романов от сериала, чего ждать от нового сезона и при чём тут ролевые игры.
Предупреждаем, поскольку сравниваются сериал «Пространство» и одноимённый книжный цикл, лёгкие спойлеры к первым двум сезонам/книгам неизбежны.
В опенингах схематично показывают, как колонизировали другие миры
О чём это?
Действие цикла Джеймса Кори разворачивается в XXIII веке. Человечество расселилось по Солнечной системе, колонизированы Марс и Пояс астероидов, построены отдельные космические станции. Власть в космосе делят ООН, милитаризированная марсианская колония и революционеры из Альянса внешних планет. В центре конфликта оказывается несколько членов экипажа уничтоженного транспортного корабля «Кентерберри» во главе с бравым офицером Джеймсом Холденом. Их пути пересекаются с детективом Миллером, который берётся за поиски пропавшей девушки. В дальнейшем и команда Холдена, и Миллер оказываются втянуты в самый зловещий заговор в Солнечной системе.
Всего в книжном цикле запланировало 9 книг, но пока что на языке оригинала вышло только 7. На русском языке в продажу поступали лишь четыре: «Пробуждение Левиафана», «Война Калибана», «Врата Абаддона» и «Пожар Сиболы». Эти романы сейчас переиздают, а в скором времени на русском ожидаются и прочие книги цикла.
С чего всё началось?
Дэниэл Абрахам и Тай Фрэнк — авторы, скрывающиеся за псевдонимом Джеймс Кори — признавались, что создать научно-фантастический цикл их сподвигла форумная ролевая игра. Сперва Фрэнк открыл приватный форум только для своих друзей, но позже игрой заинтересовался писатель Абрахам. Его настолько поразили мир и персонажи Фрэнка, что он предложил ему написать об этом книги. Кстати, один из ключевых героев цикла, детектив Миллер, был придуман Абрахамом специально для игры.
В сериале писатели взяли на себя роли исполнительных продюсеров — они консультируют сценаристов, следят за съёмками и помогают адаптировать текст романов. Впрочем, с последним пунктом больших сложностей не возникло — книги и без того написаны очень кинематографично, в этом плане их можно сравнить с «Марсианином» Энди Вейера.
Пока что на экраны вышло два сезона сериала. В их основу лёгли сюжеты двух первых романов: «Пробуждение Левиафана» и «Война Калибана». За вычетом отдельных моментов — о них чуть ниже — можно сказать, что адаптация определённо удалась. Особенно удачно смотрится визуальная составляющая, за которую фанаты боялись больше всего. Почти в каждом эпизоде видны большие бюджеты: показывают то секс в невесомости, то жуткое чудовище, созданное с помощью инопланетной протомолекулы, то космические сражения. В этом плане никаких нареканий нет — мы получили, вероятно, самый зрелищный космический сериал последних лет.
А в чём отличия?
В основном, в сценарии и персонажах. Нет, это не поздняя «Игра престолов» и уж тем более не «Хоббит», адаптация весьма близка к книгам. Но со своими странностями. Например, отдельные сюжетные линии начинаются и заканчиваются не там, где этого ожидаешь, а некоторые персонажи получают совсем неожиданное развитие.
Но обо всём по порядку.
Связность сезонов
Забудьте о схеме «один сезон — одна книга», по которому шла та же «Игра престолов»! До финала первого тома авторы сериала добираются лишь к пятой серии (!) второго сезона. Из-за этого последующие эпизоды и даже финал второго сезона эмоционально ощущаются намного беднее. Это всё равно, что показать Красную свадьбу или Битву бастардов в пятой или шестой серии — к финалу сезона весь накал сойдёт на нет.
То же самое случилось и со вторым томом, «Войной Калибана». Кульминация романа просто не влезла во второй сезон! Похоже, её мы снова увидим где-то в середине грядущего третьего. Удивительно странное решение сразу по двум пунктам. Во-первых, «Война Калибана» структурно очень напоминает «Пробуждение Левиафана»: опять несчастный случай, опять инцидент, вызванной экспериментами с протомолекулой, опять поиски секретной лаборатории… Некоторые сюжетные линии можно было бы без проблем объединить, а отдельные сцены просто выкинуть. Во-вторых, создатели сериала запустили ряд сюжетных линий раньше, чем в книге — это касается событий с марсианкой-солдатом Бобби Драпер и политиком Крисьен Авасаралой. Закономерно, что и закончиться эти сюжетные линии должны были раньше, но вышло ровно наоборот.
Крисьен Авасарала
Актриса Шохре Агдашлу отлично исполнила роль мудрой и хитрой высокопоставленной женщины-политика. Как и в книгах, Авасарала показана хладнокровной, умной и решительной — что, собственно, и соответствует её статусу.
А вот детали биографии и мотивацию изменили. В первоисточнике сын Крисьен погиб в результате несчастного случая. В сериале же его застрелили на Земле революционеры с астероидов. Это показывает, ради чего на самом деле Авасарала борется против любых военных конфликтов. Кроме того, этот приём помог сделать сцену допроса астера — обитателя астероидов — более эмоциональной.
Выше мы писали, что линию Авасаралы запустили ещё с первого сезона — всё для того, чтобы рассказать зрителю о политической обстановке в Солнечной системе и показать назревающую подковёрную борьбу.
Вообще-то пытки гравитацией запрещены, но Авасарала никогда не чуралась жестоких методов
Детектив Миллер
Томас Джейн в роли Миллера — это попадание «в десятку», лучшего зрители и желать не могли. В сериале образ детектива почти не отличается от первоисточника. Авторы сериала только добавили несколько дополнительных сцен, в которых показали персонажа более человечным. Вспомните новобранца из Альянса внешних планет (кратко — АВП) Диого Харари, который «хвостиком» бегал за Миллером. Детектив явно вдохновлял парнишку — чего только стоит фраза «Миллер, я делаю это ради тебя!». В серии «В добрый путь» Миллер открывает Диого глаза на АВП и спасает тому жизнь — вот уже чего не ждёшь от чёрствого детектива!
А вот Дмитрий Хэвлок, напарник Миллера, получил совершенно иное развитие. В книгах он устроился в зловещую организацию «Протоген», чтобы на какое-то время просто исчезнуть из сюжета. Авторы практически «забывают» о персонаже, пока Миллер не обращается к нему за помощью. Затем Хэвлок снова пропадает из поля зрения. Сериального Дмитрия в какой-то степени тоже «вывели из сюжета» — после стычки с бойцами АВП он надолго оказался на медицинской койке. По законам жанра персонажа должны были убить, но Дмитрий фигурирует в четвёртом томе «Пожар Сиболы». Интересно, а в сериале мы увидим его ещё раз?
Увы, Миллер больше не будет ходить по барам и кабакам
Команда «Росинанта»
Удивительно, но в четырех первых романах Кори не углублялся в биографии членов экипажа «Росинанта». Самостоятельные главы есть только у капитана, Джеймса Холдена. Разумеется, его соратники фигурировали в сюжете, но внимания им уделяли не слишком много. В сериале ситуацию исправили: Алекс, Наоми и Эймос получили небольшие сюжетные линии и сцены, раскрывающие их характеры и мотивацию. Например, нам показывают, как пилот Алекс наедине общается с космическим кораблём и относится к нему как к человеку. А Эймос стал ещё более брутальным, хотя порой чересчур вспыльчивым.
Актёр Уэс Чэтэм знаком поклонникам космических сериалов по «Звёздному крейсеру „Галактика“»
Сержант Бобби Драпер
Главное разочарование для всех, кто знаком с книгами. И дело тут не во внешности — хотя в книгах её описывали, как настоящего гиганта и при этом редкую красавицу. В романах сержант Бобби Драпер — хладнокровный и дисциплинированный боец, которая по ходу сюжета приспосабливается к новым условиям и начинает вникать в политические интриги. В сериале марсианку превратили в тупого солдафона, эмоционального и импульсивного. Это совершенно не вяжется с образом персонажа, особенно с её благородными поступками в третьем романе, «Врата Абаддона». Будем надеяться, что мы ещё увидим «правильную» Бобби Драпер — у авторов есть время, чтобы показать развитие персонажа.
Учёный Праксидик Менг
Пример обратного подхода. В «Войне Калибана» Пракс показан неприметным и тихим героем, который был одержим идеей найти свою дочь — и это, в общем-то, всё, что о нём можно сказать. Но в сериале герой получил неожиданное развитие и стал одним из ключевых героев. Почти самого начала создатели сериала сталкивают Пракса с настоящей трагедией — вспомните, как всех планетян с корабля беженцев просто выкинули в открытый космос. Мы видим, через что пришлось пройти учёному, и понимаем, где он находит в себе силы и дальше искать дочь.
Чего ждать от третьего сезона?
«Врата Абаддона», пожалуй, один из самых захватывающих романов цикла. Фрэнк и Абрахам наконец-то показывают, с чем на самом деле столкнулись люди и на что они готовы пойти ради награды. Интересно увидеть, как создатели сериала покажут ряд эффектных сцен: например, «резкое торможение» или погоню на внешнем корпусе космического корабля! Ну и конечно, ждем анонсов об актёрском составе — в сюжете появятся новые герои, которые сыграют немалую роль в назревающем конфликте.
Но сперва ждём завершения второго романа — надеемся, создатели не будут тянуть с кульминацией слишком долго. Когда её ждать пока не объявлено. Создатели сериала говорили, что сериал вернётся ориентировочно в начале 2018 года, но пока о дате выхода нет никаких новостей. Самое время обратиться к книгам!
Источник