Джеймс кори пробуждение левиафана серия

Джеймс кори пробуждение левиафана серия thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 марта 2020;
проверки требуют 9 правок.

«Экспансия» (англ. «The Expanse») — серия научно-фантастических произведений под авторством Джеймса Кори (англ. James S. A. Corey). Джеймс Кори — это псевдоним двух соавторов: Даниэля Абрахама (англ. Daniel Abraham) и Тая Френка (англ. Ty Franck). Первый роман серии: «Пробуждение Левиафана» (англ. Leviathan Wakes), в 2012 году был номинирован на премию «Хьюго» за лучший роман.[1]

Сюжет[править | править код]

После изобретения двигателя Эпштейна, позволяющего быстро и эффективно перемещаться в космосе, человечество осваивает Солнечную систему, колонизировав Луну, Марс, некоторые другие планеты и астероиды. На Марсе запущена программа терраформирования. Земля, управляемая ООН, и объявивший независимость Марс устанавливают дипломатические отношения и наращивают военные силы. На астероидах в это время вырастают поколения людей, не способных жить при высокой (земной) гравитации, они заняты добычей полезных ископаемых и других природных ресурсов. Альянс внешних планет (АВП, англ. Outer Planets Alliance) призывает жителей астероидов сплотиться против «внутренних» (Земли и Марса), «внутренние» считают Союз внешних планет террористической организацией. Основные персонажи книг сталкиваются с неким веществом — «протомолекулой», которая, возможно, разумна и имеет внеземное происхождение.

Мир серии и допущения[править | править код]

Политика[править | править код]

Жители внутренних планет условно считают себя разными расами — марсиане и земляне, и отдельно жители Пояса — астеры (англ. belters).

В начале серии между Марсом и Землёй поддерживается шаткий мир. Пояс, ввиду удалённости, не участвует в соперничестве, однако и Марсом и Землёй не признаётся как полноценный соперник, задвигается на второй план. Пояс для внутренних планет — отдалённые шахтёрские колонии, полностью зависимые от поставок оборудования, воздуха, воды и продуктов. Жители пояса повсеместно обложены высокими налогами. Однако, в поясе существует «Альянс внешних планет» – общее название для разрозненных группировок, борющаяся за независимость политическими и военными методами. Однако, состав очень разношёрстный: от успешных дипломатов до самых обычных бандитов-рэкетиров и террористов.

Земля сильно перенаселена, большая часть населения не имеет работы и живёт на пособии. Марс предпринимает существенные усилия по проекту терраформирования планеты, однако процесс идёт очень медленно.

Во вселенной процветает и пиратство. Нередко пираты выдают себя за участников АВП.

Технологии[править | править код]

Создаются космические корабли и куполообразные города по всей Солнечной системе, колонизируется пояс астероидов — крупные спутники планет (например, Ганимед) а также наиболее подходящие по размерам и расположению астероиды, в течение нескольких лет их раскручивают, чтобы создать гравитацию, затем начинается рытье тоннелей и дальнейшее налаживание коммуникаций. Технологии развиваются в реалистичном направлении. Традиционные снаряды и ракеты — это основное оружие для военных кораблей. Наиболее грозные несут также рельсовые пушки. Искусственная гравитация производится посредством вращения или линейного ускорения. Скорость корабля ограничена кривыми ускорения не выше, чем человеческое тело может выдержать. С помощью “сока” (англ. juice) – смеси веществ, поддерживающих жизнеспособность организма и ясность ума, а также амортизирующих кресел на шарнирах, поворачивающих человека по направлению ускорения, можно выдержать даже длительный полёт на 8 G и короткие ускорения более 10 G, однако обычно корабли летают на “комфортных” не более 1 G (и не более 0.3-0.6 для астеров). На станциях же всегда поддерживается гравитация вращения не более 0,6 G. Люди, выросшие на Поясе или Марсе, не привыкли к полной земной гравитации, многие астеры вынуждены принимать стероиды и пищевые добавки, укрепляющие кости и мышцы из-за низкой гравитации станций и длительного нахождения в невесомости. Добыча воды и кислорода являются основными проблемами для людей, живущих в поясе астероидов и дальше. Гигантские корабли занимаются сбором льда из колец Сатурна и доставкой на станции Пояса. Передача информации осуществляется только со скоростью света, на передачу информации на большое расстояние уходит от нескольких минут, до нескольких часов, вследствие чего координация сил на расстоянии происходит с задержкой. В боевых действиях пехоты не редко используются боевые скафандры, представляющие собой бронированный экзоскелет со встроенным оружием и системой наведения на цель.

Самые передовые человеческие технологии в серии — это двигатель Эпштейна. Модифицированный термоядерный привод изобрёл марсианин Соломон Эпштейн за сто пятьдесят лет до начала первой книги. Двигатель Эпштейна исключительно эффективно расходует топливо, что позволяет освободить место на борту и поддерживать тягу в течение всего перелёта. Перелёт с помощью Эпштейновского двигателя состоит из фазы разгона и фазы торможения. Первую половину пути корабль разгоняется в направлении цели путешествия, далее достигнув в середине траектории максимальной скорости разворачивается и начинает тормозить чтобы к концу перелёта уровнять скорость с целью путешествия. Роль традиционных химических двигателей сводится к маневрированию.

Ускорение корабля на всей длине траектории позволяет при перелёте через Солнечную систему достигать скорости около процента скорости света делая перелёт через всю систему делом нескольких недель. Это позволило человечеству расширить дальность перемещения от Земли и внутренних планет, и позволило им колонизировать пояс астероидов и внешние планеты.

Также в серии присутствуют нечеловеческие технологии — межпространственные порталы, нереактивный космический двигатель непонятного принципа работы, поле захвата, ограничивающее максимальную скорость в зоне своего действия, перенос человеческих личностей в виртуальный мир, и протомолекула — некая субстанция, которая перерабатывает на химическом и ядерном уровне всё вещество вокруг для достижения целей своей программы.

Персонажи[править | править код]

Narrative point of view
ИмяКниги
Джим Холден1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Джозефус Миллер1, 2, 3, 4
Джули Мао1 (вступление)
Фред Джонсон1 (заключение), 6
Бобби Дрейпер2, 4 (вступление), 6, 7, 8
Крисьен Авасарала2, 4 (заключение), 6
Праксидик Менг2, 6
Мэй Менг2 (вступление)
Кларисса Мельпомена Мао3, 6, 7
Анна Воловодова3, 6 (заключение)
Карлос Бака3
Мельба Кох3
Манео Юнг-Эспиноза3 (вступление)
Дмитрий Хэвлок4
Бася Мертон4
Элви Окойе4, 8
Сыщик4 (вставки)
Амос Бертон1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Алекс Камал1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Наоми Нагата1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Филип Инарос5 (вступление), 6
Советер5 (заключение)
Марко Инарос6
Мичо Па6
Салис6
Якульски6
Вандеркост6
Робертс6
Намоно6 (вступление)
Паоло Кортазар7 (вступление), 8
Сантьяго Джили Синг7
Камина Драммер7
Винстон Дуарте7 (заключение), 8
Читайте также:  Мочить прививку против кори

Команда «Росинанта», независимого боевого корабля, состоящая из выживших с ледовоза «Кентерберри»

  • Джеймс «Джим» Р. Холден, землянин, капитан «Росинанта».
  • Наоми Нагата, астер, инженер и старший помощник капитана «Росинанта».
  • Амос Бертон, землянин, механик «Росинанта».
  • Алекс Камал, марсианин, пилот «Росинанта».

Внешние планеты

  • Джозефус «Джо» Алоизус Миллер, астер, детектив на станции Церера, служба безопасности «Звёздная спираль».
  • Джульетта «Джули» Андромеда Мао, старшая дочь Жуля-Пьера Мао, олигарха с Луны, бывшая гонщица на яхтах и сторонница АВП.
  • Фредерик «Фред» Люциус Джонсон, бывший морпех ООН, известный как «Палач станции Андерсон», затем лидер АВП.
  • Праксидик «Пракс» Менг, астер, старший ботаник лаборатории по выращиванию сои на Ганимеде, отец Мэй Менг.
  • Карлос «Бык» Бака, землянин, член АВП, глава службы безопасности «Бегемота».
  • Бася Мертон, астер, сварщик с Ганимеда.
  • Манео Юнг-Эспиноза, юный астероидянин с Цереры.
  • Марко Инарос, астер, командующий Свободного флота, глава радикальной ветви АВП.
  • Филип Инарос, астер, член АВП, сын Марко Инароса и Наоми Нагата.

Марс

  • Роберта «Бобби» В. Дрейпер, марсианка, сержант морской пехоты.
  • Советер, капитан корабля «Баркейт» Марсианского флота.

Земля

  • Дмитрий Хэвлок, сотрудник службы безопасности, бывший напарник Джо Миллера.
  • Крисьен Авасарала, помощник заместителя исполнительного директора ООН, позже генеральный секретарь ООН.
  • Кларисса «Клэр» Мельпомена Мао также Мельба Кох также Персик, младшая дочь Жуля-Пьера Мао, олигарха с Луны; работала как специалист-электрик под именем Мелбы Кох. Позже присоединилась к команде «Росинанта».
  • Элви Окойе, биолог с Земли.
  • Анна «Аннушка» Воловодова, землянка, проповедник церкви Святого Иоанна, несколько лет работала на Европе.

Лакония

  • Винстон Дуарте, марсианин, верховный консул Лаконийской Империи.
  • Паоло Кортазар, бывший учёный корпорации «Протоген», затем ведущий учёный Лаконии.
  • Сантьяго Джили Синг, марсианин, офицер флота Лаконийской Империи, капитан корабля «Собирающий шторм».
  • Антон Трехо, марсианин, адмирал флота Лаконийской Империи, капитан корабля «Сердце бури».
  • Алиана Танака, марсианка, глава безопасности станции Медина.

История создания[править | править код]

Критика[править | править код]

Содержание серии[править | править код]

Романы[править | править код]

Считалось, что роман Энди Уира «Марсианин» написан по той же вселенной, что и серия «Экспансия»[5] — к примеру, в романе Babylon’s Ashes упоминается космический корабль с именем «Марк Уотни» (англ. Mark Watney) — так звали главного героя романа «Марсианин». Эта информация была опровергнута как Энди Уиром, так и Джеймсом Кори в общении с читателями на reddit.com и должна расцениваться как писательская шутка и дань уважения друг другу.

Повести[править | править код]

#НазваниеОригинальное названиеДата публикацииПеревод на русскийМесто в серии
2,5Боги риска Gods of Risk15 сентября 20122016, notabenoid.orgИстория юного химика Дэвида Драппера, племянника Бобби Драппер. Описываемые события происходят между вторым и третьим романами.
0Маслобойка (другой вариант перевода — Жернова) The Churn29 апреля 2014, электронная версия

август 2015, антология «The Year’s Best Science Fiction & Fantasy Novellas 2015» (ISBN 978-1-60701-455-3)

2016, notabenoid.orgИстория Амоса Бартона до событий первого романа серии.
3,5Живая бездна The Vital Abyss15 октября 2015[6] (ISBN 978-0-356-50431-5)2017, notabenoid.orgИстория, рассказанная одним из научных сотрудников компании «Протоген» о событиях, происходящих через несколько лет после событий первого романа.

Рассказы[править | править код]

#НазваниеОригинальное названиеДата публикацииПеревод на русскийМесто в серии
0Мясник станции Андерсон The Butcher of Anderson Station17 октября 2011, электронная версия2013, notabenoid.orgПриквел к серии. История Фреда Джонсона до событий первого романа серии.
0Двигатель Drive27 ноября 2012, антология Edge of Infinity (ISBN 978-1-78108-056-6)февраль 2017, антология «Край бесконечности» (ISBN 978-5-17-087715-7)Приквел к серии. История создания двигателя Эпштейна. Действие рассказа происходит за 150 лет до начала событий, описанных в первом романе серии.
0Голод, когда ты сыт: кто такой Гектор Прима The Hunger After You’re Fed13 декабря 2016, электронная версия в сетевом журнале «Wired»[7]2017, notabenoid.org
1Последний полёт Кассандры The Last Flight of the Cassandra14 мая 2019 года2020, notabenoid.orgДействие происходит одновременно с первым романом. Опубликован в рамках «The Expanse Roleplaying Game» rulebook.
6,5Странные Псы Strange Dogs18 июля 2017 года[8]2018, notabenoid.orgДействие происходит одновременно с шестым романом или между шестым и седьмым романом
7,5Оберон Auberon[9]12 ноября 2019 года2019, notabenoid.orgДействие происходит между седьмым и восьмым романами

Экранизации[править | править код]

  • Пространство — сериал американского кабельного телеканала Syfy транслировался (2015—2019) — 4 сезона.
  • С 2018—2019 года показывать сериал будет Amazon начиная с 4-го сезона.
Читайте также:  Антигенная структура вируса кори

Переводы на другие языки[править | править код]

ЯзыкНазвание
Болгарский
  1. Левиатан се пробужда
  2. Войната на Калибан
  3. Вратата на Абадон
  4. Сибола гори
Китайский
  1. 利维坦觉醒
Чешский
  1. Leviatan se probouzí
  2. Kalibánova válka
  3. Abaddonova brána
  4. O poklad Ciboly
  5. Hry Nemesis
Нидерландский
  1. Leviathan ontwaakt
  2. Calibans strijd
Французский
  1. L’Éveil du Léviathan
  2. La guerre de Caliban
  3. La porte d’Abaddon
Немецкий
  1. Leviathan Erwacht
  2. Calibans Krieg
  3. Abaddons Tor
  4. Cibola brennt
  5. Nemesis-Spiele
Венгерский
  1. Leviatán ébredése
  2. Kalibán háborúja
  3. Abaddon kapuja
  4. Cibola meghódítása
  5. Nemezis játékai
Итальянский
  1. Leviathan il Risveglio
  2. Caliban — La guerra
  3. Abaddon’s Gate — La fuga
  4. Cibola Burn — La cura
  5. Nemesis Games — L’esodo
Корейский
  1. 익스팬스 : 깨어난 괴물
Польский
  1. Przebudzenie Lewiatana
Испанский
  1. El Despertar del Leviatán
Турецкий
  1. Leviathan Uyanıyor
  2. Caliban’ın Savaşı
  3. Abaddon Geçidi
Хорватский
  1. Buđenje nemani
  2. Kalibanov rat
  3. Abadonova kapija
  4. Sibola u plamenu
Японский
  1. 巨獣めざめる

Примечания[править | править код]

Источник

Статья + видео.

Всем привет! Недавно мне довелось ознакомиться с романами Джеймса Кори, одного из лучших современных писателей в жанре научной фантастики, который 2011 году (в России же первая книга была опубликована в 2013-м) положил начало грандиозной серии книг «The Expanse» (“Пространство” или “Экспансия”). В этом посте я хочу познакомить вас с “миром” этой линейки и поделиться своими впечатлениями от первой книги – «Пробуждение Левиафана».

Немного об “авторе”

Начать, думаю, следует с личности самого автора. Дело в том, что Джеймс Кори – это псевдоним, за которым скрываются два человека: писатель Дэниэл Абрахам, за которым числится больше дюжины фэнтези романов и личный ассистент самого Джорджа Мартина – Тай Фрэнк. Изначально «Пространство» задумывалось только как сеттинг для ролевой игры, а позднее для настолки, которую разрабатывал Тай, но в один прекрасный день Абрахам заявил, что из этого получилась бы отличная книга. И так, объединившись, эти двое парней написали без преувеличения один из самых ахренительных научно-фантастических романов наших дней.

Не очень светлое будущее…

В не столь отдалённом будущем учёный по имени Эпштейн собрал двигатель, который открыл человечеству путь к покорению космоса. Однако это был не гипердрайв и не гравицапа, мгновенно перемещающие космические корабли из одной галактики в другую. Двигатель Эпштейна позволил людям освоить лишь родную Солнечную систему.

Колонии раскинулись на Марсе, Луне и прочих спутниках, некоторых карликовых планетах и астероидах Главного Пояса. Но единство человечества длилось недолго. Вскоре после колонизации оно было расколото на три враждующие стороны: Земля, под управлением ООН, Марс, объявивший о своей независимости и неофициальная организация, считающаяся Землёй и Марсом террористической, Альянс Внешних Планет или АВП. Последняя пыталась объединить население внешних планет, то есть колонии за пределами Земли и Марса, и также отстаивать свою независимость.

Действие романа разворачивается в один из самых напряжённых моментов: хрупкое равновесие трещит по швам; разногласия между Землёй и Марсом набирают обороты, что сопровождается гонкой вооружения; одновременно нарастает и недовольство среди астеров – так называют жителей Пояса и Внешних планет. Кстати, в оригинале они зовутся не астеры, а белтеры от слова belt («пояс»), но по мне так и русскоязычная замена смотрится вполне органично.

В то время как земляне наслаждаются всеми прелестями жизни, а на Марсе во всю раскручивают процесс терраформирования, жители Пояса вынуждены бороться за существование, ведь единственным источником воды на этих далёких от колыбели человечества островках посреди тьмы и пустоты являлись ледяные кольца внешних планет. Поставки кислорода и продовольствия ставили их в полную зависимость от внутренних планет, которые облагали их налогами. Поколения людей, выраставшие в условиях низкой гравитации, отличались от землян ростом и телосложением: они были гораздо выше, но кости их были слабее, а мышцы развиты гораздо хуже. Но зато в размножении их никто не стеснял. А вот на Земле, население которой перевалило за 30 миллиардов, рождаемость контролировали, и многие семьи состояли из семи-восьми родителей на одного ребёнка, который сочетал в себе частичку генов каждой мамы и каждого папы.

Книги Кори пронизаны такими вот подробностями, благодаря которым ты ещё больше погружаешься в это не сказать, чтобы совсем-таки светлое будущее. Причём подаются они не навязчиво, и подобные экскурсы не отвлекают от сюжета. Вообще все явления, – природные, социальные, и другие – имеют своё объяснение, а доля допущений кажется очень малой. Я не учёный и не особо разбираюсь в физике, биологии, и прочих науках, но как для среднестатистического читателя мир «Пространства» (если это можно назвать «миром») для меня выглядит вполне правдоподобно, и от этого читать становится ещё интереснее.

О сюжете

Сюжет Пробуждения Левиафана разделён на две параллельные ветви. Первая из них ведётся от лица Джеймса Холдена, второго помощника на лёдо-добывающей барже «Кентрбери», и с него собственно история и начинается… если не считать пролога. А о самом прологе я предпочту умолчать, дабы не испортить вам впечатления, ибо уже с первых страниц, книга приковывает к себе всё ваше внимание и ни за что не отпускает…

Холден – молодой беззаботный парень, который отлично справляется со своей работой, совращает девиц своей смазливой физиономией и сладкой задницей (это я не выдумал, в книге не раз об этом упоминается!), в общем он вполне доволен своей жизнью. Единственный его минус в том, что Холден слишком правильный: «скрывать информацию нельзя», «люди должны знать правду», «всё должно вершиться по справедливости!» и так далее…

Читайте также:  Через неделю после прививки от кори поднялась температура

«Кентребери» возвращается с очередного рейса на Цереру, карликовую планету в астероидном поясе между Марсом и Юпитером. Вдруг корабль ловит сигнал S.O.S. с одного из астероидов неподалёку. Это значило, что капитан баржи должен был явиться на источник сигнала и оказать помощь пославшим его людям.

Капитан, посоветовавшись с Холденом решает всё-таки заглянуть на одинокий астероид. «Кентербери» шёл с полным грузом, и капитан опасался того, что это могла быть ловушка космических пиратов, но героев ожидало кое-что похуже…

Тем временем на Церере берёт начало вторая сюжетная линия, которую ведёт детектив Джозефус Миллер. В противоположность землянину Холдену, он, уже не молодой астер, от своей жизни устал: ничто не приносило ему удовольствия, работа превратилась в рутину, да и сам он, как коп, был уже далеко не так хорош, как раньше. Миллер работает на «Звёздную спираль» – службу безопасности на Церере, которую возглавляла стервозная начальница Шаддид. Она поручает детективу новый контракт. Вообще «Звёздная спираль» как представительница власти Земли должна заниматься только поддержанием порядка, однако порой приходили и особые заказы от больших шишек из крупных корпораций. Таковым был и этот случай.

Миллеру на ряду с обычной работой, в принудительном порядке была поручена дополнительная халтурка: он должен был отыскать девушку по имени Джули, пропавшую дочку главы корпорации «Мао-Квиковски». За дело старый коп берётся очень неохотно, однако постепенно оно перерастает в нечто большее, нежели тривиальный розыск. Пока Миллер методично собирает улики, на Церере происходит что-то странное: неизвестная группировка теснит сильнейших местных бандитов, пособники АВП проникают в ряды полиции, и безопасность самой станции встаёт под угрозу… И, пожалуй, на этом спойлеров достаточно.

Хочется отметить, что авторы книги очень грамотно заканчивали каждую главу, именно на самом интересном месте или на каком-нибудь неожиданном повороте, и из-за этого мне было очень трудно остановиться. Это касается не только эпизодов, где события разворачиваются бешеными темпами, от которых моё собственное сердце учащало пульс, но и даже вполне себе мирных, когда герои выясняют отношения, или постепенно продвигается расследование Миллера.

После относительно спокойного начала, когда ни что не предвещало беды, события стремительно наращивают темпы и масштабы. По началу главы Миллера кажутся скучными и читая их, хочется поскорее вернуться к главам Холдена, однако очень скоро, понимаешь, что и Миллер тебя зацепил, а в какой-то момент его линия становится даже интереснее. Когда же обе сюжетные ветки начинают сходиться в одну общую картину, ты испытываешь неповторимое чувство удовольствия.

Это касается не только непосредственно ситуаций, но и самих персонажей. Их в книге не мало, но практически все они прописаны просто шикарно и каждый из них чем-нибудь да запомнится. Амос, Алекс, Хэвлок, Наоми, Холден и другие – все эти персонажи мне очень полюбились, но конечно же фаворитом для меня является детектив Миллер, и я думаю те из вас, кто уже читали или прочтут, меня поймут.

«Пробуждение Левиафана» читается прямо на одном дыхании от корки до корки. Помимо очень интересной концепции мира, захватывающей истории и харизматичных героев, здесь есть также и юмор. Не раз я ловил себя на мысли, что, читая, начинал улыбаться, а однажды ехал в метро и засмеялся в полном вагоне людей… мне было неловко, но чёрт возьми, книга на такое способна! Кроме того, описание Солнечной системы, постоянная смена мест действия толкают на углубление своих знаний об окружающим мире: начинаешь штурмовать википедию, искать информацию про упомянутые в книге термины, астероиды, карликовые планеты, спутники, и это огромный плюс, лично у меня было так.

Конечно, ничего идеального нет, и в этом романе есть пара моментов, которые слегка подпортили впечатление: во-первых Холден. Из-за своего упрямства, из-за того, что он упорно не желал осмыслить то, какую глупость совершает, он раз за разом наступает на одни и те же грабли, которые приводят к смерти людей. Я понимаю, так и было задумано, такой у этого героя характер, но, всё-таки, меня его действия порой жутко раздражали.

А во-вторых, середина книги, когда герои наконец раскрывают главную загадку, когда все события выстраиваются в логическую цепочку, и ты наконец понимаешь, «что здесь чёрт возьми происходит», лично для меня оказалась несколько сильнее кульминации в финале романа. Вы не подумайте, вторая половина книги воспринимается с не меньшим интересом и не менее насыщена событиями и неожиданными поворотами, но всё же, здесь ты уже понимаешь к чему всё идёт, в отличие от предыдущего этапа.

Как вы понимаете это всё сугубо субъективные вещи, которые иного читателя нисколько бы не смутили. Но даже при этом первая книга «Пространства» всё равно стала одной из моих любимых.

Серия книг «Пространство» невероятно затягивает и очень долго не хочет отпускать. Меня вот до сих пор не отпустило. Мимо неё ну никак нельзя проходить, если вы также, как и я, любите научную фантастику. Настоятельно РЕКОММЕНДУЮ!

Источник