Что такое кори исламское

Что такое кори исламское thumbnail

Так называемый коранизм сегодня снова стал причиной смут в умме. Распространение этой идеологии на государственном уровне впервые фиксируется в период британской колонизации земель современных Индии, Пакистана, Ирака и Египта. “Доводов относительно обязательности следования Сунне пророка (мир ему) так много, что не видит их и не понимает только тот, кто не хочет понимать, или же тот, чье сердце запечатано для понимания истины и следования ей”, – заключает шейх Мухаммад Карачай в своей авторской программе “Ислам и жизнь”.

Пророчества о приходе коранитов

Придет время, когда человек, лежа на боку, сытым, на диване, будет говорить: «Придерживайтесь Корана. То, что вы найдете в нем разрешенным, то считайте разрешенным. А то, что вы найдете в нем запретным, то и считайте запретным». Это достоверный хадис. Это изречение пророка Мухаммада (мир ему), предупреждавшего, что придет время и в его умме появятся люди, которые будут утверждать, что религия опирается только на Коран и как-будто его Сунна к исламу не имеет никакого отношения. Дорогие братья и сестры, сегодня мы говорим, о так называемом, который, как и в различные периоды истории ислама стал причиной смут в мусульманской умме.

Кораниты – это секта, отрицающая Сунну пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), и утверждающая, что каждый человек в праве толковать Коран, игнорируя его разъяснения. Напомним, что Сунна – это понимание ислама в соответствие с тем, что говорил, делал, с чем молчаливо соглашался пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Свидетельство вхождения в лоно ислама зиждется на двух основах: на свидетельстве единобожия и следование пророческому пути, его Сунне. Ашхаду ля иляха иляЛлах уа ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах – Я свидетельствую, что нет Божества, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. Тот, кто отрицает один из двух основ веры, тот не считается мусульманином до тех пор, пока не засвидетельствует о них обоих. Тот, кто утверждает, что следует Священному Корану и не следует пречистой Сунне, тот не следует на самом деле Священному Корану, потому что он не признает божественных откровений и не следует божественным повелениям. Так как Аллах Всевышний сказал: «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение». Также Всевышний Аллах сказал о своем пророке (мир ему): «Он не говорит по прихоти, это всего лишь внушаемое ему откровения».

Таким образом, все вопросы, связанные с религией Аллаха, исходящие от пророка (мир ему) были пророчеством, откровением ему от самого Всевышнего Аллаха. А пророк (мир ему) являлся живым примером правильного исповедования Его религии. Всевышний Аллах сказал: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им послано» (Коран, 16:44). Этот аят и множество других откровений Корана дают нам полное понимание того, что посланник Аллаха (мир ему) был толкователем Священного Корана и живым примером правильного следования ему.

Дорогие братья и сестры, как и говорил посланник Всевышнего (мир и благословение ему), наша умма столкнулась с появлением секты, так называемых, коранитов. Предупреждение благословенного пророка, а также вышеприведенные доводы были бы достаточны, чтобы предостеречь себя и своих близких от этого заблуждения, но история показывает, что не смотря на это, некоторые люди следуют своему умозаключению или страстям, предавали и предают забвению путь, Сунну того, кто пришел с Кораном. Вокруг которого они ведут споры.

История появления коранитов

Давайте проведем краткий экскурс в историю появления этой секты. Первое упоминание о коранитах и коранизме встречаются в период имама Аш-Шафии, который противостоял этой секте, выявив ошибочность их утверждений. Также, на заблуждение этой секты в разные времена указывали разные исламские ученые. Такие, как например, имам Аль-Байхаки. Об этом мы узнаем из его книги «Познание Сунны и преданий». Также, из труда имама Джалалуддина ас-Суюти «Ключ к раю в аргументации Сунны» и других источников.

Распространение Коранизма на государственном уровне впервые встречается в период британской колонизации, территории современных Индии, Пакистана, Ирака и Египта. Когда колонизаторы использовали эту и другие сектантские идеологии для раскола мусульманской общины этих стран, для осуществления политики «Разделяй и властвуй» с целью сохранения контроля над ними.

Наиболее активный период деятельности этой секты в колониальной Индии приходится на конеце 19, начала 20 веков, когда были созданы благоприятные условия распространения идеологии, так называемого, коранизма, посредством появившихся тогда средств массовой информации.

Чуть позже, в Египте появляется некий Тауфик Сыдки. Он известен тем, что опубликовал сборник статей под названием «Ислам – это только Коран», который был подвергнут критике египетскими религиозными учеными. В том же Египте распространение секты коранитов связывают с именем некоего Рашада Халифа, который начал искать в Коране зашифрованные математические коды, выдвинув свою псевдотеорию. Однако, теория неудачника из Египта подверглась серьезной критике со стороны авторитетных мусульманских богословов, обнаруживших в идеях новоявленного проповедника противоречие Корану, Сунне, науке, логике.

Рашад Халифа не ограничился отрицанием Сунны пророка Мухаммада (мир ему). Разыгравшееся больное воображение привело его к тому, что он объявил себя пророком, заявив, что был в космосе, где ему дали присягу все пророки. Но и на этом, «открытие» Рашада Халифы не заканчиваются. Его еретические воззрения в отношении достоверной Сунны пророка (мир ему и благословение), подтолкнули его на попытки исказить сам Коран.

Однако, хвала Всевышнему Аллаху, обязавшемуся защитить свое последнее откровение Коран от искажения людей вплоть до Судного дня. Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Мы ниспослали напоминание и Мы оберегаем его». Примечательно, что несмотря на существование некоторых еретических сект в умме, никто из них открыто не заявляет об искажении Корана, потому что неизменное кораническое правило – Объявляйте вероотступником любого, кто говорит даже о малейшем его искажении. Исходя из этого, мусульманские ученые пришли к единогласному мнению о неверии и вероотступничестве египетского сектанта. Большинство людей, которые поддерживали теорию лжепророка и сектанта Рашада, отказались от нее. Он переселился в США, где организовал коранитскую общину.

После его смерти, его главный соратник, некий Эдип Юксель продолжил его дело, разъезжая по США с лекциями и призывами к пресловутому кораническому шифру «Коду 19». К сожалению, под влияние Эдипа Юкселя в США оказались некоторые студенты из стран СНГ, в частности из Казахстана. О том, как идеология коранизма получила распространение на территории СНГ и стала причиной смуты среди российских мусульман, смотрите в нашем специальном сюжете».

Кораниты в Казахстане и России

Так называемый коранизм и кораниты, начали проникать на территорию СНГ в середине нулевых через Казахстан. По различным образовательным программам, молодые люди из этой страны, в основном дети высокопоставленных чиновников, попали на службу в Соединенные Штаты и в Великобританию, где познакомились с новыми идеями. Вскоре, увлекательная и вполне соответствовавший их образу жизни, идеология стала экспортироваться на Родину. Самым известным постсоветским коранитом называют Асылбека Мусина, сына экс-руководителя администрации президента Казахстана. В декабре 2017 года, он по версии следствия, покончил жизнь самоубийством. В России же, в этой связи, прежде всего, звучит имя главного научного сотрудника института Востоковедения РАН Тауфика Ибрагима.

Орхан Джемаль, журналист: «Наш, российского разлива коранизм, он отличается и от казахской версии, и уж тому подобно от индийской версии 19 века, и даже к мутазилитской версии не очень имеет отношение. Это определенная такая идеология, связанная, конечно, с личностью Тауфика Ибрагима, с тем, что это алавит, который когда-то там при советской власти приехал сюда учиться. Учился, специализировался по научному атеизму. Потому времена стали меняться и как то он стал развиваться в таком направлении, чтобы одной ногой, как бы стоять в исламе, а другой – не покидать академического сообщества. И у него родился такой термин, как коранический гуманизм».

Читайте также:  Куда делают ревакцинацию против кори

Концепция модернизации ислама Тауфика Ибрагима строится исключительно на аятах Корана в его интерпретации и отрицании тех хадисов, которые на его взгляд, способствую стагнации уммы. Религиозные деятели и простые верующие видят в этом покушение на фундаментальную основу ислама и образ жизни его последователей.

Орхан Джемаль, журналист: «Когда мы говорим о том, что нам нужна Сунна и то, что Сунна является определенным фундаментом, который не приравнен к Корану, но так же как и Коран. Это означает, что мы претендуем на свое право, на свою политику и на свои установки идеологические, на их реализацию, на их реализацию во всех сферах. А когда мы говорим, что нет, вот у нас есть Коран, тогда есть очевидная, здравая мораль, этика, из него вытекающая. Это означает, что мы от всего этого отказываемся и в общем то, готовы жить с некой такой моральной чистотой в сердце, в принципе, в секулярном обществе».

Впервые, открытая публичная дискуссия о коранизме состоялась в ноябре в 2017 года. Мало кем замеченная встреча прошла на платформе школы мусульманского лидера Махалля, в Казани. Перед идеологом коранизма в России вопросы ставились, как говорится, ребром.

Тауфик Ибрагим: «Чему модернизация учит? Во-первых, мусульманский мир в целом, в очень отсталом состоянии. Научном, технологическом, экономическом, политическом, культурном, что хотите».

Орхан Джемаль, журналист: «Я просто не могу понять, что нужно изменить для того, чтобы прийти к технической модернизации, к технической, социальной? Отменить Сунну? Отменить часть Сунны? Что нужно, то есть обрезать Сунну, как один из источников шариата, в принципе, отказаться от шариатского права, модернизировать. Я правильно вас понимаю? Я просто хочу пояснить, предположим, мы провели ревизию Сунны, как вы сказали, оставили там только то, что сочли рациональным, правильным.

Я одного не могу понять, как это приведет к изобретению компьютера? Как это приведет к изобретению законов, я не знаю, Кемплера, Ньютона? Я прекрасно понимаю, что обрезать определенную традицию, облегчив другим, сократив, прогнав под современную западную политкорректность – это рационально и объяснимо, и вот у меня, и не только у меня, уверяю, в зале много таких людей, есть подозрение, что цель таких вот ревизий, именно вот это – упрощение, облегчение, подгонку под сильную Европу, а то, о чем вы говорите, это слова, в которых механизм, логический механизм не просматривается. Ну, где связь между хадисами, которые вам кажутся слабыми или выдуманными и компьютером, изобретением? Я правильно вас понимаю?».

Тауфик Ибрагим: «Хорошо. У меня есть и книга. Там у меня глава написана о мусульманской культуре. Вы можете посмотреть, как я красочно описываю наши достижения».

Между тем, история как раз подтверждает, что мусульмане оказывались на высоте во всех сферах именно тогда, когда они четко следовали словам последнего пророка и терпели горькие неудачи, когда предавали его наставления забвению. Рациональным во всей этой дискуссии представляется мнение доктора философских наук Али Вячеслава Полосина.

Али Вячеслав Полосин: «Я вижу модернизацию и реформу в том, чтобы в самом исламском сознании менять определенный акцент, искать новые ходы».

Отрицающий сунну – отрицает Коран

Имам аш-Шафии сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не устанавливал Сунну,не имея на это решения от самого Аллаха, поэтому он устанавливал Сунну только с решением от Аллаха». Об этом нам сообщил сам Всевышний Аллах в Коране: «Воистину, ты указываешь на прямой путь – путь Аллаха, Которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле» (Коран, 42:52,53).

Сунна посланника Аллаха (мир ему), его слова, дела, молчаливое согласие являются прекрасным примером для всех верующих. Аллах Всевышний сказал в Коране: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас». Всевышний Аллах призывает верующих следовать Сунне пророка Мухаммада (мир ему): «Скажи, о, Мухаммад, мусульманам: Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной и тогда Аллах возлюбит вас и прости вам ваши грехи, ведь Аллах Прощающий, Милосердный». Комментируя этот аят ибн Кясир сказал: «Этот благородный аят вынес решение относительно того, кто утверждает, что любит Аллаха, но не следует пути Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) о том, что он лжет в этом утверждении до тех пор, пока не последует шариату Мухаммада и пророческой традиции – Сунне, во всех его словах и делах. Книга Аллаха и Сунна его посланника (мир ему) являются источниками разрешения споров и разногласий между верующими».

Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим Влиянием среди Вас. Если же Вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если Вы веруете в Аллаха и Последний день» (Коран, 4:59).

Дорогие братья и сестры, одно единственное ослушание посланника Аллаха в день битвы при Ухуде стало причиной поражения мусульман и гибели 70 сподвижников. Когда приказал он лучникам не спускаться с горы, где занимали они свои позиции, а те ослушались, потому и обернулась их первоначальная победа поражением.

Всевышний Аллах сказал: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Пусть же остерегаются те, которые противятся Его пророка воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». Тот, кто не считает Сунну пророка (мир ему), его хадисы шариатским аргументом и доводом, тот вышел из ислама.

Имам Ас-Суити сказал: «Знайте, да помилует вал Аллах, что тот, кто отрицает, что хадис пророка (да благословит его Аллах и приветствует), будь то слово или дело с условиями известными в науке усуль, является шариатским доводом, совершает куфр и выходит из ислама».

Доводов относительно обязательности следования Сунне пророка (мир ему) так много, что не видит их и не понимает только тот, кто не хочет понимать или же тот, чье сердце запечатано для понимания истины и следования ей. Да убережет нас всех Аллах от этого.

И напоследок, слово пророку Мухаммаду (мир и благословение ему): «Я оставил среди Вас две вещи, держась за которые, Вы не собьетесь с прямого пути – Книгу Аллаха и Сунну Его посланника» (Имам Малик, Аль-Муватта (1395)».

Источник

Коран – откровение Аллаха

Коран – Священное Писание, которое на протяжении двадцати трёх лет ниспосылалось Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джибриля (мир ему). Коран – это вечное свидетельство пророчества и последнее небесное Откровение, которое подтвердило истинность предыдущих Священных Писаний и утвердило последний Закон Божий. Коран развил и довёл до совершенства монотеистическую религию.

Священный Коран – главный источник мусульманского вероучения, нравственно-этических норм и права. Текст этого Писания является несотворённым Словом Бога по форме и содержанию. Каждое его слово по смыслу соответствует записи в Хранимой Скрижали – небесном архетипе Священных Писаний, хранящем сведения обо всём происходящем во всей Вселенной. Аллах вкладывал Коран в сердце Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) через ангела Джибриля (мир ему), а он запоминал их звучание и усваивал их глубокий смысл. Джибриль (мир ему) являлся Пророку (мир ему и благословение) иногда в образе человека. Свидетелями такой формы ниспослания откровений иногда становились сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). А иногда ангел являлся в бестелесном виде, сопровождавшемся звуком. Это было самой тяжёлой формой ниспослания, и в эти минуты лицо Пророка (мир ему и благословение) покрывалось потом. Есть и другие виды ниспослания откровений Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).

Читайте также:  Антитела к кори определить

Любые заявления о том, что откровение (вахью) есть результат умственной и психической активности Мухаммада (мир ему и благословение), обусловленной социальными и культурными особенностями аравийского общества, не имеют в свою пользу никаких аргументов.

Название Корана

Большинство учёных считают, что название «Коран» образовано от глагола караа – «читать». В нём собраны суры, состоящие из аятов, их правдивое содержание и мудрые предписания, а его чтение – удивительное духовное успокоение и очищение.

В Священном Коране упоминаются и другие его названия, подчёркивающие его суть и отражающие его особенности. Самое распространённое среди них – Китаб (Писание).

Также встречаются названия Зикр (Напоминание); Фуркан (Различение). Такое название связано с тем, что Писание различает добро и зло, истину и ложь, дозволенное и запретное.

Среди прочих названий Корана, нередко используемых в арабском языке, можно выделить Танзил (Ниспослание), Бурхан (Доказательство), Хакк (Истина), Нур (Свет) и другие. Все перечисленные эпитеты относятся к тексту Корана на арабском языке. Что касается книги, где записан текст Корана, то его принято называть мусхаф (мн. масахиф).

Место Корана в жизни мусульман

Главная цель ниспослания Корана состояла в том, чтобы наставить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования, к которому люди испытывают естественное тяготение.

Коран учит отличать добро от зла. Его истины подтверждаются убедительными доводами и неопровержимыми доказательствами. Они опровергают правило «не испытывай, но веруй», провозглашая новое жизненное кредо – «испытай и уверуй». В Коране сказано (смысл): «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чём они разошлись во мнениях в предписаниях религии, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (сура «Ан-Нахль», аят 64).

Коран ниспослан на ясном арабском языке и характеризуется удивительным благозвучием, чистотой слога, композиционной стройностью и правильностью грамматических конструкций.

В Коране нет ничего лишнего и случайного, и размышление над его  смыслом считается одним из самых достойных занятий. Размышления над кораническими истинами раскрывают душу, изумляют верующего своим глубоким смыслом. Коран учит задумываться над знамениями, окружающими нас в этом удивительном мире, и ценить его красоту. В Писании говорится (смысл): «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из неверия к вере – на путь Могущественного, Достохвального» (сура «Ибрахим», аят 1).

Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разъяснял, что лучшим из его последователей является тот, кто изучает Коран и обучает ему других.

Особенности Корана

Священный Коран – уникальное Писание, обращённое ко всему человечеству. Намеченный в нём путь духовного освобождения и нравственного очищения настолько совершенен, что Коран не утратил своей актуальности по сей день и не утратит до Конца света. Вот почему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) было велено сказать (смысл): «Этот Коран дан мне как Откровение, чтобы я предостерёг посредством него вас и тех, до кого он дойдёт» (ура «Аль-Ан‘ам», аят 19). Мусульманские учёные указывают на некоторые особенности этого Писания, позволяющие судить о его уникальности.

Коран никогда не будет искажён и сохранится в том виде, в котором был ниспослан, ибо Всевышний Аллах говорит (смысл): «Воистину, Мы (Аллах) ниспослали Коран, и Мы обязательно его сохраним» (сура «Аль-Хиджр», аят 9).

Завершая славную череду небесных откровений, Коран свидетельствует о предыдущих Писаниях и подтверждает то, что все они были ниспосланы Аллахом. В нём говорится (смысл): «Это Писание, которое Мы ниспослали, является благословенным и подтверждающим истинность того, что было ниспослано до него» (сура «Аль-Ан‘ам», аят 92).

Коран неподражаем, и никому до сих пор не удавалось и не удастся сочинить нечто подобное – ни по форме, ни по содержанию – даже самой короткой суре. Его истины подтверждены современными научными открытиями.

Коранические суры легко запомнить даже тем, кто не владеет арабским языком. Коран передаёт суть предыдущих Священных Писаний.

Ещё одной важной особенностью Корана является ниспослание сур и аятов – частями – по поводу определённых событий в жизни Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. Они приносили им покой и придавали уверенность.

Ниспослание, собирание и структура Корана

Письменная фиксация Корана

Священный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) частями. Получив очередное откровение, он распоряжался сразу же записать его. Даже в самые трудные минуты, во время переселения (хиджры) из Мекки в Медину и во время военных походов, при нём всегда находился кто-либо из писарей, готовых зафиксировать текст ниспосланных аятов.

Первым, кто записал Коран в Мекке, был Абдуллах бин Саад. В Медине этой чести был удостоен Убайй бин Кааб. В числе тех, кто записывал откровения, были Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, Зубайр бин аль-Аввам, Ханзаля бин ар-Раби, Шурахбил бин Хасана, Абдаллах бин Раваха и другие (да будет доволен ими всеми Аллах). Всего же Коран записывали со слов Пророка (мир ему и благословение) около сорока сподвижников.

Во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) аяты Корана записывались на листьях финиковых пальм, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т. д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Пророк (мир ему и благословение) разъяснял, в какую суру и куда именно следовало вписать ниспосланные аяты. Записав Откровение, писарь читал его Пророку (мир ему и благословение) и под его руководством исправлял ошибки, если таковые были.

Для обеспечения сохранности Корана Пророк (мир ему и благословение) побуждал сподвижников заучивать его наизусть. Многие мусульмане знали наизусть весь Коран.

Коран был записан полностью ещё при жизни Пророка (мир ему и благословение). Об этом свидетельствует множество хадисов. Например, хадис, переданный Муслимом, гласит: «Не совершайте поездку с Кораном в руках, ибо я опасаюсь, что враги завладеют им». В известном послании Пророка (мир ему и благословение) к Амру ибн Хамзу (да будет доволен им Аллах) говорится: «Чтобы к Корану не прикасался никто, кроме совершившего религиозное очищение» (Малик, Насаи). Эти и подобные им рассказы подтверждают наличие у сподвижников во времена Пророка (мир ему и благословение) письменно зафиксированного Корана во многих экземплярах. Благодаря этому в эпоху Пророка (мир ему и благословение) Коран удостоился полной сохранности в обоих смыслах: сохранения в сердцах и сохранения в письменном виде.

Однако он ещё не был собран в единую книгу. Это не было сделано в силу многих обстоятельств.

Во-первых, в эпоху Пророка (мир ему и благословение) в записывании Корана на листы или же собрании его в один свод не было той необходимости, которая возникла в эпоху правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и заставила записать его на свитки. А также не было и той необходимости, которая возникла в эпоху правления Усмана (да будет доволен им Аллах), и он собрал Коран в единую книгу и составил его копии. Помимо того, мусульманская община в это время переживала лучшие времена. Чтецов Корана тогда было предостаточно, и среди арабов опора на заучивание превосходила опору на письмо.

Читайте также:  Кори тейлор книга купить

Во-вторых, Коран не был ниспослан всецело одним разом, напротив, ниспослание откровений продолжалось в течение 23 лет.

В-третьих, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) стоял перед возможностью ниспослания нового Откровения, отменяющего то, что Аллах пожелает, из аята или аятов, ниспосланных прежде, поскольку между последним ниспосланием аятов из Корана и кончиной Пророка (мир ему и благословение) было всего лишь девять дней и т. д.

Собирание Корана в единый свод

После ухода Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в мир иной стало ясно, что со временем количество знатоков Корана уменьшится и возникнет опасность частичной утраты его текста. Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) убедил халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) в необходимости составления единого списка, одобренного всеми знатоками Корана. Поддержав инициативу Умара, халиф поручил Зайду бин Сабиту (да будет доволен им Аллах) собрать записи Корана у всех сподвижников, живших в Медине, расположить аяты и суры в той последовательности, в которой их читал Пророк (мир ему и благословение), и согласовать список с остальными учёными. На это ушло около года, после чего согласованный текст был представлен Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Остальные рукописи было решено уничтожить, чтобы впоследствии никто не мог сказать, что у него есть отрывок Корана, не вошедший в список Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). После смерти халифа текст Корана перешёл к халифу Умару (да будет доволен им Аллах), а затем, согласно его завещанию, – к его дочери, жене Пророка (мир ему и благословение), матери правоверных Хафсе бинт Умар (да будет доволен ею Аллах).

По мнению историков, при халифе Усмане (да будет доволен им Аллах) было составлено четыре экземпляра одного и того же уточнённого списка Корана. Первый из списков, получивший название мусхаф-имам, был оставлен в Медине, а остальные разосланы в Куфу, Басру и Шам.

По мнению ряда исследователей, экземпляр Корана, оставленный в Медине, был вывезен оттуда в Андалусию. Впоследствии его перевезли в Марокко, а в 1485 г. он попал в Самарканд. В 1869 г. российские исследователи увезли его в Санкт-Петербург, где он оставался до 1917 г. При советской власти манускрипт был возвращён обратно и в 1924 г. оказался в Ташкенте.

Первые списки Корана были записаны со всей тщательностью, но не имели диакритических точек и огласовок (знаков, обозначающих гласные звуки).

На первом этапе в тексте Корана были расставлены огласовки. По приказу губернатора Басры Зияда бин Сумейи (ум. в 672 г.) эту работу выполнила группа из тридцати писцов под руководством известного знатока арабского языка Абу аль-Асвада ад-Дуали (ум. в 688 г.). Современный вид огласовки приобрели во времена аль-Халила бин Ахмада (ум. в 791 г.), разработавшего также ряд дополнительных знаков (хамза, ташдид и другие).

На втором этапе в тексте Корана были расставлены диакритические точки и разработаны обозначения для долгих и кратких гласных. По приказу губернатора Ирака аль-Хаджжаджа бин Юсуфа (ум. в 714 г.) с этой задачей справились Наср бин Асым (ум. в 707 г.) и Яхья бин Яамур (ум. в 746 г.). Тогда же ввели знаки, разделяющие текст Корана на 30 частей (джузов). Такое деление диктовалось практической целесообразностью и облегчало чтение Корана во время ночных молитв в Рамадане. В современных изданиях каждый джуз Корана принято делить на две части (на два хизба), а каждый хизб – на четыре четверти (руб).

Структура Корана. Текст Корана делится на суры и аяты.

Аятфрагмент (стих) Корана, состоящий из одной или нескольких фраз. Самый длинный стих Корана – 282-й аят суры 2 «Аль-Бакара». Самым ценным стихом считается 255-й аят той же суры, который получил название «Аль-Курсий». В нём разъяснены основы традиции монотеизма, а также величие и безграничность Божественных качеств.

В первых списках Корана аяты не отделялись друг от друга значками, как это делается в настоящее время, и поэтому между учёными возникли некоторые разногласия по поводу количества аятов в Писании. Все они сошлись на том, что в нём свыше 6200 аятов. В более точных подсчётах между ними не было единства, но эти цифры не имеют принципиального значения, потому что они касаются не текста откровений, а лишь того, как его следует разделять на аяты. В современных изданиях Корана (Саудовская Аравия, Египет, Иран) выделяют 6236 аятов, что соответствует куфийской традиции, восходящей к Али бин Абу Талибу. Между богословами нет разногласий по поводу того, что аяты располагаются в сурах в той последовательности, которая была продиктована Пророком (мир ему и благословение).

Сураглава Корана, объединяющая группу аятов. Это арабское слово означает «высокое место» (от араб. сур – стена, забор). Такое название объясняется тем, что слова в коранических главах, подобно кирпичам, ложатся друг на друга, пока не достигают того количества, которое угодно Аллаху. Согласно другому толкованию, это название подчёркивает величие и стройность смысла, вложенного в коранические откровения.

Текст Корана состоит из 114 сур, которые условно делятся на мекканские и мединские. По мнению большинства учёных, к мекканским откровениям относится всё, что было ниспослано до хиджры, а к мединским – всё, что было ниспослано после хиджры, даже если это произошло в самой Мекке, например, во время прощального паломничества. Аяты, ниспосланные во время переселения в Медину, считаются мекканскими.

Порядок расположения сур в Коране был определён Пророком (мир ему и благословение). Со слов Ибн Аббаса рассказывают, что каждый раз, когда к Пророку (мир ему и благословение) ниспосылалась какая-нибудь сура, он звал к себе кого-нибудь из писцов и говорил им: «Поместите эту суру там, где упоминается то-то и то-то». Также передают, что Зайд бин Сабит сказал: «Мы были рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и составляли Коран на кусках кожи». Под этим составлением имеется в виду упорядочивание аятов в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) этот порядок перенял от ангела Джибриля (мир ему), ибо в хадисе говорится, что Джибриль (мир ему) говорил: «Поместите такой-то аят в таком-то месте». И нет сомнения в том, что Джибриль (мир ему) говорил это по велению Всевышнего Аллаха.

Суры в Коране расположены не в порядке ниспослания. Первой помещена сура «Аль-Фатиха», ниспосланная в Мекке. Семь аятов этой суры объемлют основные принципы исламского вероучения, за что она получила название «Матерь Писания». За ней следуют длинные суры, ниспосланные в Медине и разъясняющие законы Шариата. Короткие суры, ниспосланные в Мекке и Медине, находятся в конце Корана. Они состоят из коротких аятов и обычно читаются при отправлении религиозных обрядов.

Что касается названий сур, то они были даны позднее, однако мусульманские учёные, ссылаясь на те или иные места в Коране, используют именно названия сур (а не номера). Большинство сур названы по уникальным словам: например, единственное место в Коране, где речь идёт о пчёлах, – аяты 68-69 суры 16 «Ан-Нахль», единственное упоминание о поэтах  аяты 224-227 суры 26 «Аш-Шу‘араъ» и т. д.

Источник