Вакцинация кори новый приказ
- Приложение N 1. Национальный календарь профилактических прививок
- Приложение N 2. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н
“Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям”
С изменениями и дополнениями от:
16 июня 2016 г., 13 апреля 2017 г., 19 февраля, 24 апреля 2019 г., 14 сентября, 9 декабря 2020 г.
В соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 21; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6599; 2011, N 30, ст. 4590; 2012, N 53, ст. 7589; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6688) приказываю:
Утвердить:
национальный календарь профилактических прививок согласно приложению N 1;
календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям согласно приложению N 2.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 апреля 2014 г.
Регистрационный N 32115
Утвержден национальный календарь профилактических прививок. Прописан порядок их проведения.
Предусмотрена обязательная вакцинация против туберкулеза, пневмококковой и гемофильной инфекций, дифтерии, коклюша, полиомиелита, вирусного гепатита В, столбняка. Календарь также включает прививки против кори, краснухи, эпидемического паротита. Указаны категории и возраст граждан, кому ставятся перечисленные вакцины.
Прививки могут делать медорганизации, имеющие соответствующую лицензию.
Перед вакцинацией лицу или его законному представителю разъясняется необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от прививки. Оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
Все лица, которым должны проводиться профилактические прививки, предварительно осматриваются врачом (фельдшером).
Приведены требования к медработникам, проводящим вакцинацию. Так, они должны пройти обучение по вопросам применения иммунобиологических лекарственных препаратов и оказания медпомощи в экстренной или неотложной форме.
Установлен календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Речь идет о вакцинации против туляремии, чумы, бруцеллеза, сибирской язвы, бешенства, лептоспироза, клещевого вирусного энцефалита, лихорадки Ку, желтой лихорадки, холеры, брюшного тифа, вирусного гепатита А и пр.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н “Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 апреля 2014 г.
Регистрационный N 32115
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 16 мая 2014 г. N 109
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 декабря 2020 г. N 1307н
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2020 г.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 сентября 2020 г. N 967н
Изменения вступают в силу с 23 октября 2020 г.
Приказ Минздрава России от 24 апреля 2019 г. N 243н
Изменения вступают в силу с 26 июля 2019 г.
Приказ Минздрава России от 19 февраля 2019 г. N 69н
Изменения вступают в силу с 31 марта 2019 г.
Приказ Минздрава России от 13 апреля 2017 г. N 175н
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минздрава России от 16 июня 2016 г. N 370н
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Источник
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1, (ч. I), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 21; № 1 (ч. I), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 29 (ч. I), ст. 3418; № 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069;№ 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30 (ч. I), ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (ч. I), ст. 11; № 27, ст. 3951, № 29 (ч. I), ст. 4339; № 29 (ч. I), ст. 4359; № 48 (ч. I), ст. 6724; 2016, № 27 (ч. I), ст. 4160; № 27 (ч. 11), ст. 4238; 2017, № 27, ст. 3932; № 27, ст. 3938; № 31 (ч. I), ст. 4765; № 31 (ч. I), ст. 4770; 2018, № 17, ст. 2430; № 18, ст. 2571; № 30, ст. 4543; № 32 (ч. II), ст. 5135) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953), в целях создания устойчивого коллективного иммунитета к кори для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по кори на территории Российской Федерации, постановляю:
1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить:
1.1. В срок с 01.04.2019 по 01.10.2019 провести в субъектах Российской Федерации мероприятия по подчищающей иммунизации против кори населения, а также трудовых мигрантов, не привитых против кори.
1.2. В срок до 25.03.2019 рассмотреть вопросы о ходе подготовки в субъектах Российской Федерации кампании подчищающей иммунизации против кори, в том числе:
о результатах работы иммунологических комиссий по пересмотру медицинских отводов и работы медицинских организаций с населением, направленной на снижение числа лиц, отказывающихся от профилактических прививок;
об организации работы по информированию населения о мерах профилактики кори и преимуществах иммунопрофилактики;
об организации иммунизации против кори трудовых мигрантов;
о планировании кампании подчищающей иммунизации.
1.3. Обеспечить выделение ассигнований на закупку живой коревой вакцины для подчищающей иммунизации населения в соответствии с расчетной потребностью.
1.4. Оказать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в организации и проведении мероприятий по иммунизации против кори населения и трудовых мигрантов, не привитых против кори.
2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать совместно с руководителями территориальных органов Роспотребнадзора:
2.1. Обеспечить проведение активного информирования населения о преимуществах иммунопрофилактики кори.
2.2. Организовать работу по выявлению лиц из числа детского и взрослого населения (в том числе среди лиц, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов), не болевших корью, не получивших прививки против кори в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (не привитых против кори, привитых однократно), не имеющих сведений о прививках против кори и не включенных в утвержденный на 2019 год план профилактических прививок.
2.3. Организовать и в срок до 25.03.2019 завершить:
работу иммунологических комиссий по пересмотру медицинских противопоказаний к проведению прививок против кори;
мероприятия по работе с населением, отказывающимся от профилактических прививок.
2.4. В срок до 29.03.2019 сформировать и утвердить планы проведения подчищающей иммунизации против кори в медицинских организациях.
2.5. С учетом численности населения, подлежащего иммунизации против кори в рамках подчищающей иммунизации, рассчитать необходимый объем вакцины против кори и направить высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) произведенные расчеты потребности в вакцине против кори в целях выделения (при необходимости) финансовых средств на ее закупку для проведения мероприятий по подчищающей иммунизации населения.
3. Работодателям, привлекающим к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори.
4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:
4.1. Обеспечить в период с 01.04.2019 по 01.10.2019 проведение кампании по подчищающей иммунизации против кори лиц, не получивших прививки своевременно в рамках национального календаря профилактических прививок, предусмотрев:
составление списков лиц, подлежащих прививкам против кори, планов и графиков иммунизации по каждой медицинской организации;
формирование, подготовку и оснащение вакциной и расходными материалами прививочных бригад для иммунизации населения в рамках кампании по подчищающей иммунизации;
оперативную отчетность о ходе проведения кампании подчищающей иммунизации.
4.2. Создать необходимый запас вакцины (в соответствии с расчетной потребностью) для обеспечения кампании подчищающей иммунизации против кори.
4.3. Обеспечить надлежащие условия хранения и транспортирования вакцины против кори на всех уровнях «холодовой цепи» – в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.02.2016 № 19 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2016 г., регистрационный № 41968).
5. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора:
5.1. Обеспечить контроль за ходом подготовки и проведением мероприятий по подчищающей иммунизации против кори, соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех уровнях «холодовой цепи».
5.2. Представить в Роспотребнадзор информацию:
в срок до 01.04.2019 – об итогах подготовительных мероприятий для проведения кампании подчищающей иммунизации;
в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, – о ходе кампании подчищающей иммунизации (начиная с 05.05.2019 по 05.09.2019);
в срок до 10.10.2019 – об итогах проведения кампании подчищающей иммунизации против кори.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 марта 2019 г.
Регистрационный № 54004
С 1 апреля по 1 октября 2019 г. в России проводится кампания подчищающей иммунизации против кори. Будут привиты население и трудовые мигранты, не болевшие корью, не имеющие прививок против кори или сведений о них.
– информирование населения о мерах профилактики кори и преимуществах иммунизации;
– закупку необходимого объема противокоревой вакцины.
Работодатели, использующие труд иностранных граждан, должны до конца 2019 г. обеспечить иммунизацию тех иностранных работников, которые не болели корью, не имеют прививок от нее или сведений о прививках.
Источник
В воскресенье вступил в силу приказ Минздрава, который обновил Национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Теперь в нем записана вакцинация от коронавирусной инфекции для ряда категорий граждан, в частности врачей, учителей и соцработников. “Ъ” задался вопросом: обязаны ли они делать прививку от COVID-19? Как оказалось, четкого ответа до сих пор нет.
Вакцинацию по эпидпоказаниям проводят «при угрозе возникновения эпидемии или вспышки (стихийные бедствия, крупные аварии на водопроводной и канализационной сети), а также в период эпидемии». Обычно эпидемия объявляется, когда заболевает более 5% населения, что считается превышением эпидемиологического порога. На 27 декабря официальное число заболевших COVID-19 в России составляет 3 050 248 человек: получается, что, согласно официальной статистике, показатель пока превышает лишь 2%. Тем не менее еще 17 декабря премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился включить вакцинацию от коронавирусной инфекции в календарь профилактических прививок.
В приказе Минздрава указан список категорий граждан, которым показаны прививки от коронавирусной инфекции «в порядке приоритета».
К приоритету первого уровня отнесены:
- работники медицинских и образовательных организаций, организаций соцобслуживания и многофункциональных центров;
- люди, проживающие в организациях социального обслуживания;
- граждане с хроническими заболеваниями (бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением).
К приоритету второго уровня отнесены:
- работники организаций транспорта и энергетики;
- сотрудники правоохранительных органов;
- сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через границу;
- сотрудники, работающие вахтовым методом;
- волонтеры;
- военнослужащие;
- работники организаций сферы услуг.
Приоритетом третьего уровня обладают:
- государственные гражданские и муниципальные служащие;
- учащиеся в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования;
- призывники.
Отдельно в приказе указано, что «по решению исполнительных органов государственной власти субъектов РФ уровни приоритета могут быть изменены».
В Минздраве “Ъ” пока не ответили на запрос, какие последствия может повлечь отказ от вакцинации граждан, подпадающих под эти списки. Однако ранее, комментируя аналогичный приказ, регламентирующий вакцинацию от гриппа, в пресс-службе ведомства напоминали, что «любой вид медицинской помощи в РФ оказывается только с добровольного информированного согласия, а слово “обязательная” (вакцинация.— “Ъ”) относится в первую очередь к организаторам здравоохранения» и «вопросу стратегического планирования».
Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович в разговоре с “Ъ” отметила, что «любая прививка не может быть обязательной».
«Прививка делается по желанию и идет в соответствии с клиническим разрешением, так как у каждого человека могут быть определенные причины от нее отказываться. По общему основанию “обязаловки” быть не может. А если это будет происходить, то станет нарушением конституционных норм. Никто не может заставить человека быть здоровым»,— сказала госпожа Попович.
Однако она уточнила, что если условие вакцинироваться от коронавирусной инфекции содержится в договоре о приеме на работу и человек согласился с такой формулировкой, то «тогда он обязан выполнять трудовую дисциплину».
Глава центра «Высшая школа организации и управления здравоохранением» Гузель Улумбекова полагает, что вакцинация от коронавирусной инфекции все же будет обязательной «для определенных категорий». Например, для медицинских работников, которые контактируют с пациентами. «Мы должны обязательно привиться, чтобы не заразиться от пациентов и самим не стать источником вируса. Как делается сейчас, например, прививка против вирусного гепатита,— объясняет госпожа Улумбекова.— Если есть противопоказания, никто насильственно заставлять прививаться не будет делать. О том, что человек, который не сделал прививку, может быть уволен с работы, в Национальном календаре ничего не написано. Но я могу сказать, что медицинских работников в США не допускают к работе с пациентами, если у них нет основных прививок, положенных во взрослом возрасте».
Медицинский юрист Полина Габай напомнила, что сейчас в Национальном календаре присутствуют вакцинации против целого ряда опасных болезней, например кори и туберкулеза.
«Эпидемия коронавируса дала основания включить новую прививку в Нацкалендарь. Просто раньше, пока ни одна вакцина не была зарегистрирована на территории РФ, сделать это было невозможно,— поясняет госпожа Габай.— Вакцинация, включенная в национальный календарь, является обязательной. [Поэтому] там указаны группы населения, на которые данная прививка распространяется».
Ведущий юрисконсульт аудиторско-консалтинговой компании КСК ГРУПП Ирина Михеева в разговоре с “Ъ” указала на определенное противоречие в законодательстве. «С одной стороны, процедура вакцинации в нашей стране добровольная. Это является медицинским вмешательством, к которому применяются положения ФЗ-323 “Об основах охраны здоровья граждан”. В случае нежелания подвергаться такому вмешательству пациент имеет право на отказ от него. Право на свободу и личную неприкосновенность зафиксировано в Конституции РФ,— говорит юрист.— Также граждане имеют право отказаться от прививки в силу положений ФЗ №157 “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней”».
Но, в соответствии с этим же законом, отказ от прививки может повлечь временный отказ в трудоустройстве или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень таких работ утвержден постановлением правительства РФ №825, последняя редакция которого была в 2014 году, в «докоронавирусную эпоху». «По закону получается, что человеку, отказавшемуся от вакцинации, при угрозе эпидемии может быть отказано в устройстве в образовательное или медицинское учреждение,— полагает госпожа Михеева.— Также нельзя исключать иных ограничений в правах “непривитых” людей. Например, в правах на работу в коллективе или посещении общественных мест. [Возможен] запрет на проезд в общественном транспорте и нахождение в общественных местах».
Руководитель HR-службы юридической группы «Яковлев и партнеры» Светлана Краснянская уверена: «Если ваша профессия присутствует в правительственном перечне, то работник обязан делать профилактические прививки в соответствии с календарем, утвержденным Минздравом. Отвод от прививки можно взять в случае наличия медицинских противопоказаний».
Управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин настаивает, что «вакцинация в РФ является добровольной». «Однако работники отдельных специальностей или граждане, находящиеся в определенных территориальных условиях, подлежат обязательной вакцинации»,— признает он. Говоря о приказе Минздрава, господин Редин заявляет, что «календарь регламентирует, какие прививки необходимо сделать работнику определенной профессии и с какой периодичностью». «В медицинском учреждении можно запросить заключение о противопоказаниях, если они для вас актуальны. Если их нет, все необходимые прививки нужно будет поставить»,— говорит он.
«Уклонение сотрудника от обязательной вакцинации без уважительных причин, если это обязательное условие допуска к работе, может стать поводом к признанию такого деяния дисциплинарным проступком,— рассуждает юрист.—
Согласно Трудовому кодексу, за такой проступок работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание в форме замечания или выговора». Если же сотрудник «и после возложения на него дисциплинарной ответственности все еще уклоняется от вакцинации», то это может быть рассмотрено как новый дисциплинарный проступок. «Тогда при условии наличия неснятого или непогашенного дисциплинарного взыскания работника можно уволить по ст. 81 ТК РФ за неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин, которое выразилось в форме отказа от обязательной иммунопрофилактики»,— говорит господин Редин.
Впрочем, здесь также есть свои сложности. «Если работодатель не организовал своевременное вакцинирование сотрудников, то за время, в течение которого человек был вынужден не работать, ему должна начисляться зарплата в размере не менее 2/3 среднего оклада,— сообщил юрист.— Если вакцинация не производилась по причинам, не зависящим ни от работодателя, ни от работника, нерабочее время также оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, но только при условии, что работник письменно уведомил работодателя о том, что медосмотр не состоялся по независящим от него причинам».
И все же ясности закон не дает.
Егор Редин также указал, что «есть и иное мнение»: «Исходя из толкования законодательства, работодатель не может привлечь работника к дисциплинарной ответственности за несделанную прививку. Так как, отказываясь от прививки, сотрудник не совершает проступок по трудовому законодательству, а осуществляет данное законом право на отказ от вакцинации».
Анна Васильева, Валерия Мишина, Наталья Костарнова
Источник