Реализация программ по ликвидации кори
Во исполнение решений коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.12.2010 года, в целях совершенствования эпидемиологического надзора за корью и реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации п р и к а з ы в а ю:
1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
1.1. В срок до 30.04.2011 вынести на рассмотрение санитарно-противоэпидемической комиссии субъекта Российской Федерации вопрос о реализации третьего этапа Программы ликвидации кори в регионе, ходе подготовки документации для подтверждения статуса субъектов, свободных от эндемичной кори, обратив особое внимание на достоверность охвата профилактическими прививками взрослого и детского населения.
1.2. По итогам рассмотрения, при необходимости, внести в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по корректировке региональных программ по борьбе с инфекционными болезнями (в том числе с корью), предусмотрев в них возможность привлечения финансовых средств на закупку дополнительного объема вакцины против кори для иммунизации взрослого населения.
1.3. Обеспечить:
1.3.1. Эффективность надзора за организацией иммунопрофилактики населения и достоверностью сведений о профилактических прививках против кори, представляемых лечебно-профилактическими организациями для формирования отчетных форм.
1.3.2.Контроль за соблюдением требований санитарного законодательства при транспортировании и хранении вакцины против кори.
1.3.3. Представление в установленные сроки в Национальную сертификационную комиссию необходимых материалов для подтверждения статуса субъектов Российской Федерации, как территорий свободных от эндемичной кори.
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Обеспечить:
2.1.1. В срок до 15.02.2010 проведение углубленного анализа фактического состояния иммунизации детей и взрослых против кори в субъектах Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований, лечебно-профилактических учреждений, терапевтических, педиатрических участков), приняв необходимые меры по обеспечению достоверности представляемых данных.
2.1.2. В срок до 01.03.2010 проведение при необходимости корректировки планов профилактических прививок населения против кори на 2011 год в рамках национального календаря профилактических прививок с учетом проведенного анализа.
2.1.3. Проведение в первоочередном порядке двукратной иммунизации против кори контингентов из групп риска (не привитых или привитых однократно): медицинских работников, педагогов, работников торговли с охватом не менее 95% от числа подлежащих прививкам, а также студентов высших и средних учебных заведений, призывников,мигрантов и труднодоступных групп населения, особенно на территориях с высоким риском завоза кори из сопредельных стран.
2.1.4. Принятие необходимых мер по систематическому обеспечению требований «холодовой» цепи на всех этапах транспортирования и хранения коревой вакцины.
2.2. Принять меры по поддержанию охвата детей профилактическими прививками против кори в декретированные сроки (1 год и 6 лет) на уровне не менее 95%, взрослых в возрасте 18-35 лет, ранее не привитых против кори, не болевших корью и не имеющих сведений о прививках против кори- не менее 90%.
2.3. В срок до 01.06.2011 организовать проведение обучающих семинаров для медицинских работников по клинике, диагностике и профилактике кори.
3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
3.1. В срок до 01.06.2011 организовать в соответствии с планом проверок на 2011 год проверки лечебно-профилактических учреждений по организации иммунопрофилактики населения, обратив особое внимание на достоверность представляемых сведений о прививках и причины заболеваемости корью среди привитых детей и взрослых.
3.2. Обеспечить:
3.2.1. Соблюдение сроков сбора, доставки и лабораторного исследования образцов для серологического подтверждения диагноза кори в установленном порядке.
3.2.2. Активное выявление и обязательное лабораторное подтверждение случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях активного надзора за коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2 обследованных на 100тыс. населения в каждом субъекте Российской Федерации (ежегодно).
3.2.3. Своевременное проведение полного комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий при возникновении очагов кори в соответствии с требованиями действующих нормативно-методических документов.
3.3. В срок до 01.03.2011 принять меры по организации межведомственного взаимодействия по вопросам проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий против кори среди мигрантов, в том числе нелегальных, и других труднодоступных контингентов (лиц БОМЖ, кочующих групп населения) специалистов других ведомств.
3.4. Организовать проведение регулярной работы по широкому информированию населения о ходе реализации Программы ликвидации кори и негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.
3.5. Принять меры по укреплению международного сотрудничества по вопросам реализации Программы ликвидации кори, в первую очередь на приграничных территориях.
4. Руководителю Управления Роспотребнадзора по Амурской области (В.Т.Смирнов) в срок до 10.02.2011 вынести на рассмотрение санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос о недостоверности представляемых данных о состоянии иммунизации населения против кори с предложением о проведении проверок всех ЛПУ Амурской области с последующим обеспечением охвата прививками выявленных не привитых детей и взрослых.
5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Пермскому и Камчатскому краям, республикам Дагестан, Саха (Якутия), Тыва, Чувашия, Бурятия, Татарстан, Северная Осетия (Алания), Адыгея, Карачаево-Черкесской и Чеченской республикам, Московской, Волгоградской, Ленинградской, Калужской, Мурманской, Амурской, Новосибирской, Тюменской, Ростовской, Смоленской, Ярославской, Томской, Архангельской областям, Ханты-Мансийскому и Чукотскому автономным округам обеспечить проведение активного эпиднадзора за больными экзантемными заболеваниями с достижением целевого показателя (не менее 2-х больных на 100 тыс. населения).
6. Директору ФГУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского» (В.А. Алешкин):
6.1. В срок до 05.02.2011 представить предложения по внесению изменений в национальный календарь профилактических прививок.
6.2. В срок до 20.02.2011 провести анализ работы региональных центров по надзору за корью и краснухой Российской Федерации с прикрепленными территориями и дать предложения по оптимизации их деятельности.
6.3. В срок до 25.02.2011 представить финансовые расчеты в соответствии с потребностью национальной лабораторной сети в препаратах для лабораторно-диагностических исследований, включая молекулярно-генетические, а также в оборудовании для укрепления материально-технической базы национальной и региональных лабораторий.
6.4. В срок до 01.03.2011 представить проекты документов по изменению/дополнению в действующие нормативно-правовые и методические документы по профилактике кори и краснухи.
6.5. В срок до 15.03.2011 представить отчет о деятельности Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой по вопросам международного сотрудничества со странами СНГ по итогам за год и предложения по его расширению и укреплению.
7. Управлению эпидемиологического надзора (Е.Б. Ежлова):
7.1. В срок до 20.02.2011 подготовить проект нормативно-правового акта о дополнительных мероприятиях по иммунизации населения Российской Федерации против кори.
7.2. В срок до 20.03.2011 подготовить проект нормативно-правового документа по оптимизации деятельности национальной системы по надзору за корью и краснухой с учетом предложений Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой.
7.3. Организовать в течение 2011 года выборочные проверки готовности субъектов Российской Федерации к сертификации территорий, свободных от кори.
7.4. В срок до 20.02.2011 подготовить обращение в адрес руководителя Федеральной таможенной службы с просьбой о содействии в перемещении биологического материала через российскую границу, получаемого Национальным научно-методическим центром по надзору за корью и краснухой. в рамках международного сотрудничества.
8. Управлению научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (В.Ю. Смоленский) совместно с Управлением эпидемиологического надзора (Е.Б. Ежлова):
8.1. В срок до 30.03.2010 подготовить предложения к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации о финансировании участия Российской Федерации в международных усилиях по элиминации кори, предусмотрев мероприятия по содействию странам СНГ в борьбе с корью.
8.2. В срок до 01.05.2011 подготовить предложения о вынесении на рассмотрение руководителей служб, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор в странах СНГ, ШОС, вопросов о расширении международного сотрудничества в области реализации Программы ликвидации кори, включая иммунизацию трудовых мигрантов, и ответственности сторон при заносе инфекции, с последующим включением данных положений в соответствующие соглашения и договора о сотрудничестве.
9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И. В. Брагину.
Руководитель
Г. Г. Онищенко
Источник
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав результаты реализации “Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году” отмечаю следующее.
В 2010 и в начале 2011 года осложнилась ситуация по кори в некоторых регионах страны. Зарегистрированы вспышки кори, связанные с завозом инфекции из неблагополучных в эпидемиологическом отношении стран, в Амурской области (77 случаев), Республике Бурятия (19 случаев), Тюменской области (5 случаев), Красноярском крае (12 случаев).
Следует отметить, что в Амурской области, в Республике Бурятия, Тюменской области и Красноярском крае одним из основных источников при формировании очагов кори явились медицинские работники лечебно-профилактических учреждений, что обусловлено наиболее тесным профессиональным контактом с больными корью и свидетельствует об отсутствии у данной категории лиц иммунитета к кори.
Результаты выборочного серологического мониторинга напряженности иммунитета против кори, проведенного в рамках эпидемиологического расследования в связи с регистрацией случаев заболевания корью у привитых медицинских работников в Красноярском крае, подтвердили отсутствие иммунитета у 27% обследованных, что ставит под сомнение достоверность данных об их иммунизации.
Недостаточно охвачены прививками другие контингенты из групп риска, в том числе работники образовательных организаций, работники торговли, студенты. Неудовлетворительно проводится иммунизация труднодоступных групп населения (мигрирующие группы, вынужденные переселенцы, представители религиозных общин и др.).
Просчеты в планировании, недостаточный контроль за организацией иммунопрофилактики, в первую очередь в группах высокого риска инфицирования, низкий уровень подготовки на ряде территорий медицинских работников по вопросам клиники, диагностики и профилактики коревой инфекции явились причиной возникновения в 2010 – 2011 годах вспышек кори среди населения.
В целях усиления мероприятий по реализации “Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году”, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I) ст. 21; 2007, N 1 (ч. I) ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17) постановляю:
1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
1.1. Провести углубленный анализ фактического состояния иммунизации детей и взрослых против кори в субъектах Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований, лечебно-профилактических учреждений, терапевтических, педиатрических участков), приняв необходимые меры по обеспечению достоверности представляемых данных.
1.2. При необходимости откорректировать планы профилактических прививок населения против кори на 2011 год с учетом проведенного анализа.
1.3. В первоочередном порядке организовать прививки против кори контингентe из групп риска (работникам организаций здравоохранения, образования, торговли, социальных работников, а также студентов высших и средних учебных заведений, призывникам, мигрантам и труднодоступным группам населения, особенно на территориях с высоким риском завоза кори из сопредельных стран): непривитым лицам – двукратно, лицам, имеющим документальное подтверждение о вакцинации, – однократно с охватом не менее 95% от числа подлежащих прививкам.
1.4. При необходимости вынести на рассмотрение санитарно-противоэпидемической комиссии субъекта Российской Федерации вопрос о достоверности охвата профилактическими прививками взрослого и детского населения и о привлечении дополнительных финансовых средств на закупку вакцины из региональных бюджетов.
1.5. Организовать дополнительное обучение медицинских работников по вопросам профилактики, диагностики и лечения кори.
1.6. Проводить информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам профилактики кори.
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить контроль:
2.1. за организацией и проведением иммунизации против кори взрослого населения в возрасте 18 – 35 лет из групп риска;
2.2. за достоверностью сведений о профилактических прививках против кори, представляемых лечебно-профилактическими организациями при формировании отчетных форм;
2.3. за соблюдением требований санитарного законодательства при транспортировании и хранении вакцины против кори.
3. ФГУН “Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского” Роспотребнадзора (Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой) обеспечить оказание консультативной помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам организации вакцинации населения.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации И.В. Брагину.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 марта 2011 г.
Регистрационный N 20044
Проанализированы результаты реализации “Программы ликвидации кори на территории России к 2010 г.”.
В 2010 г. и в начале 2011 г. осложнилась ситуация по кори в некоторых регионах страны. Так, зарегистрированы ее вспышки в Амурской и Тюменской областях, Бурятии, Красноярском крае.
Отмечается, что недостаточно охвачены прививками группы риска, неудовлетворительно проводится иммунизация труднодоступных групп населения.
В связи с этим региональным управлениям Роспотребнадзора и органам управления здравоохранением субъектов Федерации необходимо проанализировать фактическое состояние иммунизации детей и взрослых против кори.
Должны быть откорректированы планы профилактических прививок населения на 2011 г.
В первую очередь следует организовать прививки против кори контингентам из групп риска: непривитым лицам – двукратно, лицам, имеющим документальное подтверждение о вакцинации, – однократно.
Целесообразно также организовать дополнительное обучение медработников по вопросам профилактики, диагностики и лечения кори. Следует проводить информационно-разъяснительную работу с населением по указанным вопросам.
ФГУН “Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского” должно консультировать региональные центры по надзору за корью и краснухой и управления Роспотребнадзора, органы управления здравоохранением субъектов Федерации по вопросам вакцинации населения.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 8 февраля 2011 г. N 12 “О дополнительных мероприятиях по реализации “Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 марта 2011 г.
Регистрационный N 20044
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 4 апреля 2011 г. N 14
Источник
Ïèñüìî №0100/2299-05-32 îò 30.03.2005
Ðóêîâîäèòåëÿì Òåððèòîðèàëüíûõ óïðàâëåíèé Ðîñïîòðåáíàäçîðà
Ôåäåðàëüíàÿ ñëóæáà ïî íàäçîðó â ñôåðå çàùèòû ïðàâ ïîòðåáèòåëåé è áëàãîïîëó÷èÿ ÷åëîâåêà ñîîáùàåò, ÷òî â 2004ãîäó ñîãëàñíî ïëàíó ìåðîïðèÿòèé ïî ðåàëèçàöèè Íàöèîíàëüíîé ïðîãðàììû ëèêâèäàöèè êîðè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè çàâåðøèëñÿ ïåðâûé ýòàï ðàáîòû, öåëüþ êîòîðîé áûëî äîñòèæåíèå ïîâñåìåñòíîé ñòàáèëèçàöèè ïîêàçàòåëåé çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ íà ñïîðàäè÷åñêîì óðîâíå íà âñåõ òåððèòîðèÿõ Ðîññèè.
Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî â 2004 ãîäó â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íàìåòèëàñü òåíäåíöèÿ ê ñíèæåíèþ çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ: çàðåãèñòðèðîâàíî 2558 ñëó÷àåâ êîðè, ÷òî íà 734 ñëó÷àåâ ìåíüøå, ÷åì â 2003 ãîäó. Èíòåíñèâíûé ïîêàçàòåëü çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ ñíèçèëñÿ íà 25% è ñîñòàâèë 1,69 íà 100 òûñ. íàñåëåíèÿ (â 2003ãîäó- 2,3 íà 100 òûñ.).
 2004 ãîäó 46 òåððèòîðèé îñòàâàëèñü ñâîáîäíûìè îò êîðè (ïî ñðàâíåíèþ ñ 2003ãîäîì ÷èñëî òàêèõ òåððèòîðèé óâåëè÷èëîñü íà 13), à íà 24 òåððèòîðèÿõ èíòåíñèâíûé ïîêàçàòåëü íå ïðåâûøàë 1,0 , íà 8 òåððèòîðèÿõ – îò 1,0 äî 3,0 íà 100 òûñ.íàñåëåíèÿ.
Çàáîëåâàåìîñòü êîðüþ â àíàëèçèðóåìîì ãîäó â îñíîâíîì îïðåäåëÿëàñü ñëó÷àÿìè êîðè, çàðåãèñòðèðîâàííûìè íà òåððèòîðèÿõ Þæíîãî, Äàëüíåâîñòî÷íîãî, Öåíòðàëüíîãî è Ñèáèðñêîãî Ôåäåðàëüíûõ îêðóãîâ.
Íàèáîëåå íåáëàãîïîëó÷íûì ïî çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ ïðîäîëæàåò îñòàâàòüñÿ Þæíûé Ôåäåðàëüíûé îêðóã (ÞÔÎ). Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ïîêàçàòåëü çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ â ÞÔÎ ñíèçèëñÿ ïî ñðàâíåíèþ ñ 2003ãîäîì â 1,7 ðàçà, îí ïî- ïðåæíåìó îñòàåòñÿ ñàìûì âûñîêèì (6,69 íà 100 òûñ.), ïðåâûøàÿ ñðåäíèé ïî Ðîññèè â 3,7 ðàçà. Ìàêñèìàëüíîå ÷èñëî çàáîëåâøèõ â ÞÔÎ ïðèõîäèòñÿ íà Ðåñïóáëèêó Äàãåñòàí (50%) è ×å÷åíñêóþ Ðåñïóáëèêó (15,6%), ãäå íàèáîëåå âûñîêèå ïîêàçàòåëè çàáîëåâàåìîñòè – 32,8 è 35,8 íà 100 òûñ. íàñåëåíèÿ ñîîòâåòñòâåííî. Ïðè÷åì, çàáîëåâàåìîñòü êîðüþ ïî ñðàâíåíèþ ñ 2003 ãîäîì â Ðåñïóáëèêå Äàãåñòàí âûðîñëà áîëåå ÷åì â 2 ðàçà, à â ×å÷åíñêîé Ðåñïóáëèêå – ñíèçèëàñü â 6,4 ðàçà.
Âûñîêàÿ çàáîëåâàåìîñòü êîðüþ çàðåãèñòðèðîâàíà òàêæå â Ðåñïóáëèêå Ñåâåðíàÿ Îñåòèÿ (Àëàíèÿ) (16,83), â Êàáàðäèíî-Áàëêàðñêîé Ðåñïóáëèêå (13,44) è Ñòàâðîïîëüñêîì êðàå (6,33). Íà îñòàëüíûõ òåððèòîðèÿõ ÞÔÎ çàáîëåâàåìîñòü êîðüþ èìåëà ñïîðàäè÷åñêèé õàðàêòåð.  Ðåñïóáëèêå Àäûãåÿ êîðü íå ðåãèñòðèðîâàëàñü.
Çàáîëåâàåìîñòü êîðüþ â Äàëüíåâîñòî÷íîì Ôåäåðàëüíîì îêðóãå â 2004 ãîäó âûðîñëà ñ 0,61 äî 4,12 è áûëà îïðåäåëåíà âñïûøå÷íîé çàáîëåâàåìîñòüþ â ó÷åáíûõ çàâåäåíèÿõ ã. Áëàãîâåùåíñêà (Àìóðñêàÿ îáëàñòü), ãäå çàðåãèñòðèðîâàíî266 ñëó÷àåâ êîðè, 54% êîòîðûõ ëàáîðàòîðíî íå ïîäòâåðæäåíû. Ïîñëå ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ çàáîëåâàíèé êîðüþ â 2003ãîäó, â ìèíóâøåì ãîäó áûëî çàðåãèñòðèðîâàíî 19 ñëó÷àåâ êîðè (3,27 íà 100 òûñ.) â Ñàõàëèíñêîé îáëàñòè.
Ñëó÷àè çàáîëåâàíèÿ êîðüþ íà áîëüøèíñòâå òåððèòîðèé Öåíòðàëüíîãî Ôåäåðàëüíîãî îêðóãà (ÖÔÎ)íåðåãèñòðèðîâàëèñü, ëèáî çàáîëåâàåìîñòü íîñèëà ñïîðàäè÷åñêèé õàðàêòåð. Êàê è â ïðîøëûå ãîäû, îñíîâíîå ÷èñëî çàáîëåâøèõ ïðèõîäèòñÿ íà ã. Ìîñêâó (303ñëó÷àÿ – ïîêàçàòåëü 3,54 íà 100 òûñ.).  öåëîì ïî ÖÔÎ ïîêàçàòåëü çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ ñîñòàâèë 1,12 íà 100 òûñ.íàñåëåíèÿ.
Ïîêàçàòåëü çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ ïî Ñèáèðñêîìó Ôåäåðàëüíîìó îêðóãó (ÑÔÎ) â öåëîì íå ïðåâûøàåò åäèíèöû è ñîñòàâëÿåò 0,92 íà 100 òûñÿ÷ íàñåëåíèÿ, îäíàêî, ïî ñðàâíåíèþ ñ 2003ãîäîì îí âûðîñ íà 29,6%. 70% çàáîëåâàíèé êîðüþ çàðåãèñòðèðîâàíû íà òåððèòîðèè Êðàñíîÿðñêîãî êðàÿ, ãäå ñîõðàíÿåòñÿ âûðàæåííàÿ öèêëè÷íîñòü çàáîëåâàåìîñòè è îòñóòñòâóåò òåíäåíöèÿ ê ñíèæåíèþ ïîêàçàòåëåé çàáîëåâàåìîñòè.
 2004 ãîäó àêòèâèçèðîâàëàñü ðàáîòà Íàöèîíàëüíîãî öåíòðà ïî íàäçîðó çà êîðüþ ñ âåäîìñòâåííûìè ñëóæáàìè (Ìèíîáîðîíû, ÌÂÄ, ÔÑÁ, Ìèíþñòîì, Ôåäåðàëüíûì ìåäèêî-áèîëîãè÷åñêèì àãåíòñòâîì) ïî âûÿâëåíèþ è â ðÿäå ñëó÷àåâ ñåðîëîãè÷åñêîìó ïîäòâåðæäåíèþ êîðè.  2004 ãîäó ïî âåäîìñòâåííûì ñëóæáàì çàðåãèñòðèðîâàíî 113 ñëó÷àåâ êîðè, òîëüêî ÷àñòü, èç êîòîðûõ ïîäòâåðæäåíà ëàáîðàòîðíî.
Àíàëèç ñåçîííîãî ðàñïðåäåëåíèÿ ñëó÷àåâ êîðè ïîêàçàë, ÷òî, êàê è â ïðåäûäóùåì ãîäó, íàèáîëüøåå êîëè÷åñòâî çàáîëåâøèõ êîðüþ (73,5%) ðåãèñòðèðîâàëîñü â ôåâðàëå – ìàå.
Ñóùåñòâåííî â 2004ãîäó èçìåíèëàñü âîçðàñòíàÿ ñòðóêòóðà çàáîëåâøèõ êîðüþ: äîëÿ ïîäðîñòêîâ è âçðîñëûõ âîçðîñëà ñ 42,2% äî 68,9%.
 ñòðóêòóðå çàáîëåâøèõ âçðîñëûõ ïî-ïðåæíåìó ïðåîáëàäàþò ëèöà 20-29 ëåò (36%). Èíòåíñèâíûå ïîêàçàòåëè çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ íàèáîëåå âûñîêèå â âîçðàñòíîé ãðóïïå 18-19ëåò (5,55 íà 100 òûñÿ÷ äàííîé âîçðàñòíîé ãðóïïû).
Äèíàìèêà èíòåíñèâíûõ ïîêàçàòåëåé çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ ó äåòåé òàêæå ñâèäåòåëüñòâóåò î çàìåòíîì ñíèæåíèè èõ ó÷àñòèÿ â ýïèäåìè÷åñêîì ïðîöåññå. Òàê, èíòåíñèâíûé ïîêàçàòåëü çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ äåòåé äî 14 ëåò â ñðåäíåì ñíèçèëñÿ ñ 8,23 â 2003 ãîäó äî 3,45 íà 100 òûñ. äåòåé â 2004 ãîäó. Ñíèæåíèå ïîêàçàòåëåé ïðîèçîøëî âî âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïïàõ. Âûñîêèì îñòàåòñÿ ëèøü ïîêàçàòåëü çàáîëåâàåìîñòè äåòåé â âîçðàñòå äî ãîäà íå ïðèâèòûõ ïðîòèâ êîðè – 14,4 íà 100 òûñ. äåòåé ýòîãî âîçðàñòà.
Ñëó÷àè çàáîëåâàíèÿ êîðüþ ðåãèñòðèðîâàëèñü êàê ñðåäè íå ïðèâèòûõ, òàê è ïðèâèòûõ äåòåé.
Àíàëèç çàáîëåâàåìîñòè íå ïðèâèòûõ äåòåé, äîñòèãøèõ ïðèâèâî÷íîãî âîçðàñòà, ïîêàçàë, ÷òî â ñòðóêòóðå çàáîëåâøèõ íå ïðèâèòûõ ïðåîáëàäàþò äåòè 1-2ëåò, íà äîëþ êîòîðûõ ïðèõîäèòñÿ 51,7% çàáîëåâàíèé.
Îäíîêðàòíî ïðèâèòûå äåòè, íàïðîòèâ, ÷àùå áîëåþò â áîëåå ñòàðøèõ âîçðàñòàõ: 3-6 ëåò- 37,8%, 7-14ëåò – 37,7%.
Àáñîëþòíîå áîëüøèíñòâî äåòåé (95,3%), çàáîëåâøèõ ïîñëå ðåâàêöèíàöèè ïðîòèâ êîðè, îòíîñèòñÿ ê âîçðàñòíîé ãðóïïå 7-14 ëåò.
Ñðåäè çàáîëåâøèõ âçðîñëûõ ïðåâàëèðóþò ëèöà ñ íå óñòàíîâëåííûì êîðåâûì àíàìíåçîì (59,4%) è íå ïîëó÷èâøèå ïðèâèâêè ïðîòèâ êîðè (9,9%). Îäíàêî, ïðîöåíò äâóêðàòíî ïðèâèòûõ çàáîëåâøèõäîñòàòî÷íî âûñîê (22,4%), à ñðåäè íèõ 40,6% çàáîëåâøèõ ïðèõîäèòñÿ íà âîçðàñòíóþ ãðóïïó 15-17 ëåò.
 2004 ãîäó â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè áûëî çàðåãèñòðèðîâàíî1822 î÷àãà êîðè, 1600 (87,8%) èç êîòîðûõ íå èìåëè ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè.
Î÷àãè ñ äâóìÿ è áîëåå ñëó÷àÿìè êîðè îòìå÷àëèñü â Þæíîì, Öåíòðàëüíîì, Äàëüíåâîñòî÷íîì è Ñèáèðñêîì Ôåäåðàëüíûõ îêðóãàõ. Íàèáîëüøåå ÷èñëî çàáîëåâøèõ â î÷àãàõ ñ ðàñïðîñòðàíåíèåì îòìå÷åíî â Þæíîì (413÷åë.) è Äàëüíåâîñòî÷íîì (215÷åë.) Ôåäåðàëüíûõ îêðóãàõ. Ñàìûå êðóïíûå î÷àãè êîðè ñôîðìèðîâàëèñü â ñ. Áëàãîäàòíîå Ñòàâðîïîëüñêîãî êðàÿ – 32 ÷åëîâåêà è òðåõ ÂÓÇàõ ã. Áëàãîâåùåíñêà: ïîëèòåõíèêóìå – 29 ÷åëîâåê, ìåäèöèíñêîé àêàäåìèè è ãîñóíèâåðñèòåòå – ïî 28 ÷åëîâåê.
Ê ðàñïðîñòðàíåíèþ èíôåêöèè â ðÿäå ñëó÷àåâ ïðèâîäèëî ïîçäíåå ïðîâåäåíèå ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé â î÷àãàõ, íåîáîñíîâàííîå ñóæåíèå ãðàíèö î÷àãîâ, îòñóòñòâèå äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà âàêöèíû äëÿ èììóíèçàöèè êîíòàêòíûõ ëèö. Ýïèäåìèîëîãè÷åñêîå ðàññëåäîâàíèå î÷àãîâ ïîçâîëèëî óñòàíîâèòü, ÷òî íåðåäêî èñòî÷íèêàìè èíôåêöèè ÿâëÿëèñü ëèöà, ïðèåçæàþùèå (èëè âûåçæàþùèå) èç ñòðàí áëèæíåãî çàðóáåæüÿ (Êàçàõñòàíà, Ãðóçèè, Óêðàèíû è äð.), à òàêæå Òóðöèè è Ñèðèè.
Êàðòèíà êëèíè÷åñêîãî ïðîÿâëåíèÿ èíôåêöèè ó áîëüíûõ êîðüþ êàê ïðàâèëî áûëà òèïè÷íîé. Ó áîëüøèíñòâà äåòåé (86,0%) è ëèö ñòàðøåãî âîçðàñòà (92,0%) êîðü ïðîòåêàëà â ñðåäíå-òÿæåëîé ôîðìå. Ëåãêàÿ ôîðìà êîðè òàêæå èìåëà ìåñòî ó 12,0% äåòåé è ó 5,2% âçðîñëûõ. Äèàãíîç êîðè ó áîëüíûõ òîëüêî â 75% ñëó÷àåâ ïîäòâåðæäàëñÿ äàííûìè ëàáîðàòîðíîãî îáñëåäîâàíèÿ. Îñòàëüíûì äèàãíîç “êîðü” ïîñòàâëåí ïî êëèíè÷åñêèì è ýïèäåìèîëîãè÷åñêèì äàííûì.
Àíàëèçèðóÿ ñèòóàöèþ ïî çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ â öåëîì ïî Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â 2004 ãîäó, ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî, íåñìîòðÿ íà íèçêèé ïîêàçàòåëü çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ (1,69 íà 100 òûñÿ÷ íàñåëåíèÿ), çàäà÷à ïåðâîãî ýòàïà (2002-2004ãã.) ïðîãðàììû ëèêâèäàöèè êîðè â Ðîññèè ê 2010 ãîäó â ïîëíîì îáúåìå íå âûïîëíåíà. Äîñòè÷ü ñòàáèëèçàöèè ïîêàçàòåëåé çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ íà ñïîðàäè÷åñêîì óðîâíå óäàëîñü ëèøü íà 59 èç 89 òåððèòîðèé. Íà 5 òåððèòîðèÿõ ðåãèñòðèðîâàëñÿ âûñîêèé ïîêàçàòåëü çàáîëåâàåìîñòè – áîëåå 10,0 íà 100 òûñÿ÷ íàñåëåíèÿ. Ïðè ýòîì â ýïèäïðîöåññ áûëè âîâëå÷åíû êàê íå ïðèâèòûå ïðîòèâ êîðè, òàê è ïðèâèòûå, â ò.÷. ðåâàêöèíèðîâàííûå. Íà ðÿäå òåððèòîðèé ïðîäîëæàåò ðåãèñòðèðîâàòüñÿ âñïûøå÷íàÿ çàáîëåâàåìîñòü. Âñå ýòî ñâèäåòåëüñòâóåò î íåîáõîäèìîñòè óñèëåííîãî âíèìàíèÿ ê ïðîâåäåíèþ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ è ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé â áîðüáå ñ êîðüþ.
Íåîáõîäèìûì ýëåìåíòîì ýïèäíàäçîðà çà êîðüþ ÿâëÿåòñÿ ñåðîäèàãíîñòèêà, êîòîðàÿ îñóùåñòâëÿëàñü ñ ïîìîùüþ IgM -ÈÔÀ òåñò-ñèñòåì ôèðìû ” Dade Behring ” (Ãåðìàíèÿ) â âèðóñîëîãè÷åñêèõ ëàáîðàòîðèÿõ ðåãèîíàëüíûõ öåíòðîâ.
Äëÿ ïîëó÷åíèÿ êîððåêòíûõ ëàáîðàòîðíûõ ðåçóëüòàòîâ è ïðàâèëüíîé èõ èíòåðïðåòàöèè áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ñâîåâðåìåííîñòü çàáîðà è êà÷åñòâî ñûâîðîòêè êðîâè îò áîëüíîãî, â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè çàâèñÿùåå îò âðåìåíè è óñëîâèé äîñòàâêè îáðàçöà â ëàáîðàòîðèþ.
 2004 ãîäó ïðîöåíò ñûâîðîòîê, äîñòàâëåííûõ â íåóäîâëåòâîðèòåëüíîì ñîñòîÿíèè (ãåìîëèç, î÷åíü íåáîëüøîé îáúåì ñûâîðîòêè, íå ïîçâîëÿþùåé ïðîâåñòè èññëåäîâàíèå, áàêòåðèàëüíûé ïðîðîñò), íåñêîëüêî ñíèçèëñÿ – ñ 8,8% äî 6,96%. Íàèáîëüøèé ïðîöåíò ñûâîðîòîê, ïîñòóïèâøèõ â ëàáîðàòîðèþ â íåóäîâëåòâîðèòåëüíîì ñîñòîÿíèè, áûë çàðåãèñòðèðîâàí â Ìîñêîâñêîì ðåãèîíàëüíîì öåíòðå (ÐÖ)-18,3% (â îñíîâíîì çà ñ÷åò ñûâîðîòîê èç Ìîñêâû), â Íîâîñèáèðñêîì ÐÖ (9,7%), â Ðîñòîâñêîì ÐÖ (6,7%) è â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêîì ÐÖ (6,2%).
Ïðîöåíò îáðàçöîâ, ïîñòóïèâøèõ â ëàáîðàòîðèè ðåãèîíàëüíûõ öåíòðîâ äëÿ èññëåäîâàíèÿ ïîçæå 72 ÷àñîâ ñ ìîìåíòà âçÿòèÿ ìàòåðèàëà, â öåëîì ñíèçèëñÿ ñ 23,45% äî 19,01%. Îäíàêî, â ÐÖ Ðåñïóáëèêè Áàøêîðòîñòàí îí ñîñòàâèë 82%, â Íèæåãîðîäñêîì ÐÖ – 48%, â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêîì ÐÖ – 21,5%.
 íàðóøåíèå ïðèêàçà Ìèíçäðàâà Ðîññèè îò 23.03.2003ã. ¹117 “Î ðåàëèçàöèè “Ïðîãðàììû ëèêâèäàöèè êîðè ê 2010ãîäó” â 2004ãîäó 11,7% ñûâîðîòîê îòîáðàíû íà 1-3 äåíü ñ ìîìåíòà ïîÿâëåíèÿ ó áîëüíîãî ñûïè, ÷òî íå ïîçâîëÿåò ïîëó÷èòü äîñòîâåðíûå ðåçóëüòàòû è òðåáóåò ïîâòîðíîãî ëàáîðàòîðíîãî îáñëåäîâàíèÿ.  òî æå âðåìÿ Ðîñòîâñêèé è Íèæåãîðîäñêèé ÐÖ â îò÷åòå îòìå÷àþò, ÷òî â 2004 ãîäó êà÷åñòâî ïðîá, äîñòàâëÿåìûõ ñ áîëüøèíñòâà òåððèòîðèé, ïðèêðåïëåííûõ ê ýòèì öåíòðàì, ñóùåñòâåííî óëó÷øèëîñü. Âåñüìà âàæíî, ÷òî ñûâîðîòêè äîñòàâëÿþòñÿ â òðàíñïîðòèðîâî÷íûõ êîíòåéíåðàõ ñ ñîáëþäåíèåì óñëîâèé “õîëîäîâîé öåïè”.
 2004 ãîäó ïî ñðàâíåíèþ ñ 2003 ãîäîì ÷èñëî ïîñòóïèâøèõ äëÿ èññëåäîâàíèÿ ñûâîðîòîê óâåëè÷èëîñü â 1,6 ðàçà, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ñâèäåòåëüñòâîì óëó÷øåíèÿ êà÷åñòâà ýïèäíàäçîðà. Âñåãî äëÿ äèàãíîñòè÷åñêîãî ïîäòâåðæäåíèÿ ïîñòóïèëî 4180 ñûâîðîòîê (îò 4143 áîëüíûõ), èç êîòîðûõ ïîëîæèòåëüíûìè íà êîðü îêàçàëèñü 1964, ÷òî ñîñòàâèëî 46,98%.
Ëàáîðàòîðíîå ïîäòâåðæäåíèå êîðè ïîëó÷åíî ó 58,5% áîëüíûõ ñ ïåðâè÷íûì äèàãíîçîì “êîðü” (ïðîòèâ 79,6% â 2003 ãîäó), ó 51,8% îáñëåäîâàííûõ áîëüíûõ ñ äèàãíîçîì “êîðü?” (ïðîòèâ 26% â 2003 ãîäó), ó 3,4% è 4,7% áîëüíûõ ñ äèàãíîçîì “êðàñíóõà” è “êðàñíóõà?” ñîîòâåòñòâåííî. Ñðåäè “äðóãèõ èíôåêöèé” êîðü áûëà âûÿâëåíà â 10,7% , à êðàñíóõà â 18,5%.
Ðåçóëüòàòû ëàáîðàòîðíîãî ïîäòâåðæäåíèÿ êëèíè÷åñêèõ äèàãíîçîâ åùå ðàç ñâèäåòåëüñòâóþò î âàæíîñòè ñåðîëîãè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ âñåõ áîëüíûõ êîðüþ è ñ ïîäîçðåíèåì íà ýòó èíôåêöèþ.
Ñîãëàñíî ðåêîìåíäàöèÿì ÂÎÇ, â ëàáîðàòîðèè Íàöèîíàëüíîãî öåíòðà áûëî ïðîâåäåíî ïîâòîðíîå èññëåäîâàíèå 285 ñûâîðîòîê (êàê ïîëîæèòåëüíûõ, òàê è îòðèöàòåëüíûõ), ïîñòóïèâøèõ èç ðàçíûõ ðåãèîíàëüíûõ öåíòðîâ, ÷òî ñîñòàâèëî 6,8% îò îáùåãî ÷èñëà îáñëåäîâàííûõ ëèö. Î ðåçóëüòàòàõ ðåòåñòèðîâàíèÿ áûëî ñîîáùåíî â ðåãèîíàëüíûå öåíòðû äëÿ êîððåêòèðîâêè äèàãíîçà è äîïîëíèòåëüíîãî îáñëåäîâàíèÿ ïàöèåíòîâ.  öåëîì, ïî ðåãèîíàëüíûì öåíòðàì ïîêàçàòåëü ñåðîëîãè÷åñêîãî ïîäòâåðæäåíèÿ ñîñòàâèë – 98,5% ÷òî ïîäòâåðæäàåò âûñîêèé ïðîôåññèîíàëüíûé óðîâåíü ëàáîðàòîðíîé ñåòè.
 ðàìêàõ ïèëîòíîãî ïðîåêòà íà áàçå äâóõ ðîññèéñêèõ ðåãèîíàëüíûõ öåíòðîâ – Ìîñêîâñêîãî è Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêîãî ïðîâîäèëèñü ëàáîðàòîðíûå èññëåäîâàíèÿ ïî ñåðîìîíèòîðèíãó ñ èñïîëüçîâàíèåì IgG -ÈÔÀ òåñò-ñèñòåì ôèðìû ” Dade Behring ” (Ãåðìàíèÿ) â èíäèêàòîðíûõ ãðóïïàõ íàñåëåíèÿ äëÿ âûÿâëåíèÿ èñòèííîé çàùèùåííîñòè îò êîðè íà òåððèòîðèÿõ ñî ñïîðàäè÷åñêèì óðîâíåì çàáîëåâàåìîñòè.
Ïðè ïðîâåäåíèè ñåðîìîíèòîðèíãà â èíäèêàòîðíûõ ãðóïïàõ íàñåëåíèÿ (èññëåäîâàíî 3349 ñûâîðîòîê) îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå áîëüøîé ïðîöåíò ñåðîíåãàòèâíûõ ëèö ïðàêòè÷åñêè íà âñåõ òåððèòîðèÿõ. Âûçûâàåò íàñòîðîæåííîñòü âûñîêèé (15-18,9%) ïðîöåíò äåòåé â âîçðàñòå 9-10 ëåò, ïîëó÷èâøèõ ðåâàêöèíàöèþ ïðîòèâ êîðè 2-3 ãîäà íàçàä è íå èìåþùèõ â ñûâîðîòêå êðîâè ïðîòèâîêîðåâûõ àíòèòåë.
Ñðåäè ïîäðîñòêîâ (15-17 ëåò) ñàìûå áîëüøîå ÷èñëî ñåðîíåãàòèâíûõ ê âèðóñó êîðè ëèö áûëî âûÿâëåíî â Ñìîëåíñêîé (26,0%) è Êàëèíèíãðàäñêîé (24%) îáëàñòÿõ. Âûñîêèé ïðîöåíò ñåðîíåãàòèâíûõ âûÿâëåí òàêæå ñðåäè âçðîñëûõ 23-25 ëåò (èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿåò Òàìáîâñêàÿ îáëàñòü, ãäå ýòîò ïîêàçàòåëü ñîñòàâèë â ñðåäíåì 9,6%).
 òî æå âðåìÿ íà ðÿäå èçó÷àåìûõ òåððèòîðèé (Òàìáîâñêàÿ, Ñìîëåíñêàÿ, Êàëèíèíãðàäñêàÿ îáëàñòè) îò 3 äî 8% ëèö èìåþò âûñîêèé ïîêàçàòåëü ïðîòèâîêîðåâûõ àíòèòåë, ÷òî ãîâîðèò îá èõ íåäàâíåì êîíòàêòå ñ âèðóñîì êîðè, ñâèäåòåëüñòâóåò î öèðêóëÿöèè âèðóñà è, âîçìîæíî, î íå âûÿâëåííûõ ñëó÷àÿõ çàáîëåâàíèé êîðüþ íà íåêîòîðûõ ïèëîòíûõ òåððèòîðèÿõ.
 2003- 2004 ãîäàõ íà áàçå ëàáîðàòîðèè êîðè â Öåíòðå ïî êîíòðîëþ è ïðåäîòâðàùåíèþ áîëåçíåé ( CDC , Àòëàíòà, ÑØÀ) è ðåãèîíàëüíîé ðåôåðåíñ – ëàáîðàòîðèè ÂÎÇ ïî íàäçîðó çà êîðüþ è êðàñíóõîé (Ëþêñåìáóðã) ïðîâîäèëîñü èçó÷åíèå ìîëåêóëÿðíî-ãåíåòè÷åñêîé õàðàêòåðèñòèêè øòàììîâ âèðóñà êîðè, öèðêóëèðóþùèõ íà òåððèòîðèè Ðîññèè. Áûëè ïðîàíàëèçèðîâàíû 97 îáðàçöîâ, ïîëó÷åííûõ îò 51 áîëüíîãî ñ ïîäòâåðæäåííîé êîðüþ.
Êàê ïîêàçàëè ðåçóëüòàòû ãåíîòèïèðîâàíèÿ, â ã. Ìîñêâå äî ñåðåäèíû 2003ãîäà öèðêóëèðîâàë ãåíîòèï D4, øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûé â Êåíèè, Ýôèîïèè, Èíäèè, Ïàêèñòàíå è Èðàíå. Ïðè èññëåäîâàíèè 8 îáðàçöîâ èç Ìîñêâû, ïîëó÷åííûõ îò áîëüíûõ êîðüþ â 2004 ãîäó, ãåíîòèï D 4 âûÿâèòü íå óäàëîñü.
Áîëüøèíñòâî èññëåäîâàííûõ îáðàçöîâ, ñîáðàííûõ â 2003 è 2004 ãîäàõ, ïðèíàäëåæàëî ê ãåíîòèïó D6. Äàííûé ãåíîòèï îáíàðóæåí â ã.ã.Ìîñêâå, Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå, Ðîñòîâå-íà-Äîíó, Íîâîêóçíåöêå (Êåìåðîâî), Êðàñíîÿðñêå, Þæíî-Ñàõàëèíñêå è Ðåñïóáëèêå Ñåâåðíîé Îñåòèè. Ðàíåå ãåíîòèï D6 áûë çàôèêñèðîâàí â Çàïàäíîé Ñèáèðè â 1997ãîäó è îïðåäåëÿëñÿ â Äàãåñòàíå è Ìîñêâå â 2003ã.
Èçîëÿòû, ïîëó÷åííûå â àïðåëå 2004 ãîäà âî âðåìÿ âñïûøêè â Áëàãîâåùåíñêå îò äâóõ ÷åëîâåê, áûëè èäåíòèôèöèðîâàíû êàê ãåíîòèï H 1, øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûé â Êèòàå è Ìîíãîëèè. Âîçìîæíî, ÷òî ýòè øòàììû áûëè èìïîðòèðîâàíû â Áëàãîâåùåíñê ñ ñîïðåäåëüíûõ òåððèòîðèé.
Òàêèì îáðàçîì, øòàììû ãåíîòèïîâ D4 è D6 ÿâëÿþòñÿ ýíäåìè÷íûìè äëÿ Ðîññèè. Åäèíè÷íûå ñëó÷àè èçîëÿöèè âèðóñà, ïðèíàäëåæàùåãî ê ãåíîòèïó HI , ïî-âèäèìîìó, ÿâëÿþòñÿ ñëåäñòâèåì çàíîñà âîçáóäèòåëÿ èç äðóãèõ ñòðàí.
Âìåñòå ñ òåì, âïåðâûå íà òåððèòîðèè Ðîññèè áûë âûäåëåí øòàìì âèðóñà êîðè, ïðèíàäëåæàùèé ê ãåíîòèïó Ñ2, áëèçêèé ïî ãåíåòè÷åñêîìó äðåâó ê ðàíåå èçîëèðîâàííûì â Ìàðîêêî è Çàïàäíîé Åâðîïå.
 öåëÿõ ðåàëèçàöèè ïðîãðàììû ëèêâèäàöèè êîðè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, â ñîîòâåòñòâèè ñ Íàöèîíàëüíûì ïëàíîì ìåðîïðèÿòèé íà 2004 ãîä, à òàêæå ðåãèîíàëüíûìè ïðîãðàììàìè (êîíöåïöèÿìè) ëèêâèäàöèè êîðè è êîìïëåêñíûìè ïëàíàìè ðåàëèçàöèè ïåðâîãî ýòàïà ïðîãðàììû âî âñåõ ñóáúåêòàõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè âûïîëíåíà áîëüøàÿ îðãàíèçàöèîííàÿ ðàáîòà: ïðîâîäèëèñü çàñåäàíèÿ ñàíèòàðíî-ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèõ êîìèññèé, êîëëåãèè, ñîâåùàíèÿ è ñåìèíàðû ñ ðóêîâîäèòåëÿìè ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé, ïåäèàòðàìè, òåðàïåâòàìè, ýïèäåìèîëîãàìè, âî ìíîãèõ ðåãèîíàõ âîïðîñû îðãàíèçàöèè ýïèäíàäçîðà çà êîðüþ âêëþ÷åíû â ïðîãðàììû îáó÷åíèÿ ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ.  Ñåâåðíîé Îñåòèè âîïðîñ ëèêâèäàöèè êîðè âûíîñèëñÿ íà ðàññìîòðåíèå Ñîâåòà Ïðàâèòåëüñòâà ðåñïóáëèêè.
Íà ìíîãèõ òåððèòîðèÿõ ðåãóëÿðíî èçäàâàëèñü èíôîðìàöèîííûå ïèñüìà, áþëëåòåíè îá ýïèäåìèîëîãè÷åñêîé ñèòóàöèè ïî êîðè è ìåðàõ ïî åå ñòàáèëèçàöèè (Ïåðìñêàÿ, Ñìîëåíñêàÿ, Ðÿçàíñêàÿ, Òâåðñêàÿ è äðóãèå îáëàñòè), ãîòîâèëèñü ïóáëèêàöèè è âûñòóïëåíèÿ â ñðåäñòâàõ ìàññîâîé èíôîðìàöèè.
 ñîîòâåòñòâèè ñ ïîñòàíîâëåíèåì Ãëàâíîãî ãîñóäàðñòâåííîãî ñàíèòàðíîãî âðà÷à îò 09.03.2004 ¹ 13 “Îá óñèëåíèè ìåðîïðèÿòèé ïî ïðîôèëàêòèêå êîðè” â 2004 ãîäó íà÷àòà äîïîëíèòåëüíàÿ èììóíèçàöèÿ íàñåëåíèÿ ïðîòèâ êîðè, êîòîðóþ ïëàíèðóåòñÿ çàâåðøèòü â 2005ãîäó.
 2004 ãîäó ñîâìåñòíî ñ ÅÐÁ ÂÎÇ â ã.Ïåðìè áûëî ïðîâåäåíî ðàáî÷åå ñîâåùàíèå ïî âîïðîñàì ðåàëèçàöèè ïðîãðàììû ëèêâèäàöèè êîðè, ãäå áûëî ïîä÷åðêíóòî, ÷òî è ñåãîäíÿ íàèáîëåå âàæíûìè çàäà÷àìè â ñòðàíå ïðîäîëæàþò îñòàâàòüñÿ äîñòèæåíèå óðîâíÿ îõâàòà ïðèâèâêàìè ïðîòèâ êîðè äåòåé â äåêðåòèðîâàííûå ñðîêè 95-98% íà âñåõ òåððèòîðèÿõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è îáÿçàòåëüíàÿ âàêöèíàöèÿ âñåõ íå áîëåâøèõ êîðüþ, íå ïðèâèòûõ è ëèö ñ íåÿñíûì êîðåâûì àíàìíåçîì â âîçðàñòå äî 35 ëåò.
Ñ öåëüþ äîñòèæåíèÿ ïîâñåìåñòíîé ñòàáèëèçàöèè ïîêàçàòåëåé çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ, ðåàëèçàöèè ïðîãðàììû ëèêâèäàöèè êîðè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è âî èñïîëíåíèå Ïîñòàíîâëåíèÿ Ãëàâíîãî ãîñóäàðñòâåííîãî ñàíèòàðíîãî âðà÷à îò 09.03.2004 ¹ 13 “Îá óñèëåíèè ìåðîïðèÿòèé ïî ïðîôèëàêòèêå êîðè” ðóêîâîäèòåëÿì òåððèòîðèàëüíûõ óïðàâëåíèé Ôåäåðàëüíîé ñëóæáû ïî íàäçîðó â ñôåðå çàùèòû ïðàâ ïîòðåáèòåëåé è áëàãîïîëó÷èÿ ÷åëîâåêà íåîáõîäèìî:
- Ïîäãîòîâèòü è ðåàëèçîâàòü ïëàí ìåðîïðèÿòèé ïî âûïîëíåíèþ 2-ãî ýòàïà (2005-2007 ãã.) ïðîãðàììû ëèêâèäàöèè êîðè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ê 2010 ãîäó;
- Îáåñïå÷èòü âûñîêèé óðîâåíü âàêöèíàöèè ïðîòèâ êîðè äåòåé â äåêðåòèðîâàííûå ñðîêè (íå ìåíåå 95-98%);
- Çàêîí÷èòü â 2005ãîäó èììóíèçàöèþ ïîäðîñòêîâ è âçðîñëûõ äî 35 ëåò, íå áîëåâøèõ ýòîé èíôåêöèåé, íå ïðèâèòûõ è íå èìåþùèõ ñâåäåíèé î ïðèâèâêàõ.
- Îáåñïå÷èòü ïîëíîå ëàáîðàòîðíîå îáñëåäîâàíèå âñåõ áîëüíûõ êîðüþ è ñ ïîäîçðåíèåì íà ýòî çàáîëåâàíèå.
- Ïðîâåñòè âûáîðî÷íûé êîíòðîëü äîñòîâåðíîñòè äàííûõ î ïðîâåäåííîé âàêöèíàöèè è ðåâàêöèíàöèè â ãðóïïå äåòåé è ïîäðîñòêîâ 3-4ëåò, 6-7ëåò è 14-17 ëåò íà òåððèòîðèÿõ ñ âûñîêèìè ïîêàçàòåëÿìè çàáîëåâàåìîñòè íà ôîíå âûñîêîãî óðîâíÿ îõâàòà ïðèâèâêàìè äåòåé è çíà÷èòåëüíîãî ÷èñëà ñåðîíåãàòèâíûõ ñðåäè ïðèâèòûõ.
- Ñèñòåìàòèçèðîâàòü ðàáîòó Íàöèîíàëüíîãî è ðåãèîíàëüíîãî öåíòðîâ ïî íàäçîðó çà êîðüþ ñ âåäîìñòâåííûìè ñëóæáàìè è ïðåäóñìîòðåòü èõ ó÷àñòèå â ñîâåùàíèÿõ ïî àêòóàëüíûì âîïðîñàì ýëèìèíàöèè êîðè.
$SIGN
Источник