Проявления в полости рта на слизистой корь скарлатина дифтерия

Проявления в полости рта на слизистой корь скарлатина дифтерия thumbnail

7.2.
Поражения слизистой оболочки полости
рта при инфекционных заболеваниях

Тяжесть клинического
проявления инфекционных болезней в
полости рта зависит от состояния
иммуно­логической реактивности и
морфо-функциональной зрелости слизи­стой
оболочки рта. Изменения, возникающие
при этом, характери­зуются воспалительной
реакцией, расстройством трофики,
кровото­чивостью, отечностью,
дискератозом и т.д.

Ощущения жжения,
сухости и болезненности приводят к
отказу от приема пищи. Скопление
слущенного эпителия на языке увеличива­ет
вязкость слюны, нарушает про­цессы
самоочищения и создает бла­гоприятные
условия для развития патогенной флоры.

В большинстве
случаев указан­ные проявления
инфекционных за­болеваний в полости
рта могут быть сходными, реже имеют
специфиче­ский характер и служат
диагности­ческими признаками.

Так,
ранние специфические из­менения
слизистой оболочки щек по линии смыкания
зубов в про­дромальном периоде кори
являются одним из ранних диагностических
признаков. Это пятна
Филатова— Коплика.
На
фоне ограниченной эритемы слизистой
оболочки щек эпителий подвергается
дегенерации и некрозу с дальнейшим
орогове­нием. Элементы (пятна) выступают
над уровнем слизистой оболочки. Некоторые
авторы сравнивают эти проявления с
«брызгами извести». В период высыпания
на коже пятна Филатова—Коплика исчезают
и на слизистой оболочке мягкого и
твер­дого неба появляется коревая
энан­тема в виде пятен ярко-красного
цвета неправильной формы. При тяжелом
течении болезни возможно возникновение
язвенно-некротиче­ских процессов на
слизистой обо­лочке рта. Наиболее
часто такая картина наблюдается у детей,
име­ющих большое количество разру­шенных
зубов. По клиническому течению поражения
слизистой обо­лочки рта при кори
дифференциру­ют от скарлатины, острого
кандидоза и герпетического поражения
рта.

Дифтерия.
Клинические проявле­ния при этом
инфекционном заболевании могут
локализоваться на слизистой оболочке
носа, глаз, гор­тани, рта. При
локализованной форме в месте внедрения
возбуди­теля — палочки Леффлера —
обра­зуются фибринозные пленчатые
на­леты. Возбудитель дифтерии
проду­цирует экзотоксин, который,
вса­сываясь в кровь, вызывает общую
интоксикацию с поражением мио­карда,
нервной системы, почек, надпочечников.
Заболевание начи­нается с повышения
температуры тела, болей в горле при
глотании, увеличения регионарных
лимфати­ческих узлов. Распространенность
поражения слизистой оболочки рта при
разных формах дифтерии раз­лична: от
локальных форм пораже­ния только
слизистой оболочки миндалин до
распространенных, с поражением всей
слизистой обо­лочки рта и гортани и
образовани­ем толстых грязно-белых
или серых налетов, плотно спаянных с
подле­жащими тканями. При удалении
налетов можно обнаружить крово­точащую
эрозивную поверхность, причем налеты
снова образуются на короткое время.

Характерным
признаком дифте­рии являются отеки
шейной под­кожной клетчатки, которые
могут распространяться и достигать
сере­дины шеи и даже ключицы.

При взятии мазка
с поверхности налетов можно обнаружить
возбу­дителя — дифтерийную палочку.
У детей с профилактическими при­вивками
дифтерия протекает в стертой форме,
напоминая ангину.

Дифференциальную
диагностику дифтерийного поражения
слизи­стой оболочки рта проводят с
ин­фекционным мононуклеозом, лакунарной
и флегмонозной ангинами, острым лейкозом.

Ветряная
оспа
вызывается
виру­сом, который проникает в организм
через слизистые оболочки верхних
дыхательных путей. После инкуба­ционного
периода (11 — 14 дней) возникает вирусемия,
вирус внедряется в эпителиальные
клетки кожи и слизистой оболочки,
вызы­вая характерную сыпь. Начало
за­болевания острое, с повышением
температуры тела и везикулезным
высыпанием на коже, которое под­сыхает
через 1—3 дня, образуя ко­рочки темного
цвета. Пузырьковые высыпания в полости
рта быстро превращаются в болезненные
эро­зии.

Заживление эрозий
происходит через 3—4 дня без образования
руб­ца. Высыпания на коже и слизи­стой
оболочке рта продолжаются несколько
дней, поэтому можно наблюдать разные
фазы развития и заживления эрозий.

Скарлатина.
Инкубационный
пе­риод заболевания от 3 до 7 дней.
Передача возбудителя — гемолити­ческого
токсигенного стрептококка группы А —
осуществляется воз­душно-капельным
путем. Возбуди­тель продуцирует
экзотоксин, вы­зывающий симптомы
общей инток­сикации (недомогание,
головная боль, повышение температуры
тела, рвота и др.). Типичный симптом —
боль в горле при глотании. При осмотре
полости рта обнаруживают яркую
ограниченную гиперемию слизистой
оболочки неба и минда­лин, на фоне
которой появляются мелкоточечные
элементы сыпи диа­метром 1—2 мм. Затем
сыпь возни­кает на коже тела и лица,
оставляя свободным носогубной
треуголь­ник. Через 3—5 дней сыпь
бледнеет и появляются очаги шелушения
кожи. В полости рта можно отме­тить
наличие плотного налета на языке в
первые дни заболевания, а затем очищение
его, начиная с кон­чика и боковых
поверхностей. К 4-му дню болезни язык
становит­ся ярко-красным, грибовидные
со­сочки на фоне резкого слущивания
эпителия придают поверхно­сти языка
сходство с ягодой мали­ны («малиновый
язык»), процесс слущивания эпителия
продолжает­ся, язык становится гладким.
Прием пищи в это время болезнен­ный,
требуется обезболивание. За­тем
происходит восстановление со­сочков
эпителия языка.

При стертой форме
течения скарлатины изменение кожи
конеч­ности и внешний вид языка
стано­вятся типичными признаками
забо­левания. Скарлатину дифференци­руют
от кори, краснухи, лекарст­венной
сыпи.

Грипп

вирусное заболевание, передающееся
воздушно-капель­ным путем. Заболевание
имеет ост­рое начало, характеризуется
озно­бом, повышением температуры тела
до 38—40 °С, болью в мышцах, све­тобоязнью,
слезотечением, голов­ной болью,
симптомами поражения дыхательных путей
(кашель, перше­ние в горле, заложенность
носа). В полости рта появляется гиперемия,
отечность и специфическая зерни­стость
лимфоидных элементов миндалин,
петехиальная сыпь на небных дужках,
язык обложен на­летом, десны
гиперемированы и отечны. Возможно
образование от­дельных эрозий. При
отсутствии гигиены и ослаблении
организ­ма катаральные явления могут
осложняться язвенно-некротичес­ким
процессом.

Лечение.
Дети с инфекционными заболеваниями
нуждаются в наблю­дении и лечении у
педиатра. Мест­ное лечение проявлений
этих забо­леваний в полости рта
проводит стоматолог. Оно заключается
в обезболивании, предупреждении и
лечении вторичного инфицирова­ния.
Антисептическую обработку полости рта
следует проводить 2—4 раза в день 2 %
растворами мирамистина или гексорала,
крепким раствором чая, растворами
фермен­тов. Тампонами, смоченными
анти­септиками, следует удалять мягкие
налеты на поверхности зубов, а межзубные
промежутки промывать с помощью шприца
с тупой иглой этими же растворами. Для
заживле­ния изъязвлений слизистой
оболочки применяют кератопластические
средства (масло шиповника, обле­пихи,
витамин А и др.). При явле­ниях
интоксикации показано на­значение
внутрь средств, обладаю­щих
гипосенсибилизирующим дей­ствием.

Источник

Èçìåíåíèÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ïðè ðàçëè÷íûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èíòîêñèêàöèåé è ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä è êëèíèêà ñêàðëàòèíû. Âîçáóäèòåëü êîðè. Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà â ïðîäðîìàëüíîì ïåðèîäå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Êàôåäðà õèðóðãè÷åñêîé ñòîìàòîëîãèè

ÑÐÑ

Íà òåìó: Èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ Ñêàðëàòèíà, Êîðü, Äèôòåðèÿ, áîëåçíü Ôèëàòîâà-Ïôåéôôåðà

Àëìàòû 2016ã.

Íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå âûÿâëÿþòñÿ òå èëè èíûå èçìåíåíèÿ ïðè ðàçëè÷íûõ îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èíòîêñèêàöèåé è ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà. Áîëüíûå äåòè îòêàçûâàþòñÿ îò åäû, íàðóøàåòñÿ ñàìîî÷èùåíèå ïîëîñòè ðòà, ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ñòàíîâèòñÿ ñóõîé, ïîÿâëÿþòñÿ íàëåòû, îñîáåííî íà ÿçûêå, çà ñ÷åò ñêîïëåíèÿ ñëóùåííîãî ýïèòåëèÿ, ëåéêîöèòîâ, ñëèçè, îñòàòêîâ ïèùè è áîëüøîãî êîëè÷åñòâà áàêòåðèé. Ïîíèæåíèå ñîïðîòèâëÿåìîñòè îðãàíèçìà ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ âèðóëåíòíîñòè ìèêðîôëîðû ïîëîñòè ðòà, ðÿä ñàïðîôèòîâ ïðèîáðåòàåò ñâîéñòâà ïàòîãåííûõ ìèêðîáîâ. Ïîýòîìó ñîñòîÿíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà ìîæåò áûòü ñõîäíûì ïðè ðàçíûõ çàáîëåâàíèÿõ: ãðèïïå, àíãèíå, äèçåíòåðèè, ìàëÿðèè, òèôå è äð., à òàêæå è ïðè øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûõ â äåòñêîì âîçðàñòå òàê íàçûâàåìûõ îñòðûõ ðåñïèðàòîðíûõ èíôåêöèÿõ. ×àùå íàáëþäàåòñÿ êàòàðàëüíîå âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà, ïðè êîòîðîì èìåþòñÿ ðàçëèòàÿ ãèïåðåìèÿ è îòå÷íîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, äåñíåâîé êðàé âàëèêîîáðàçíî ïðèïîäíÿò, çàêðûâàåò ÷àñòü êîðîíîê çóáîâ. Íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê è ïî êðàÿì èìåþòñÿ îòïå÷àòêè çóáîâ. Èíîãäà â îáëàñòè ïåðåõîäíûõ ñêëàäîê âèäåí áåëîâàòî-ñåðûé ëåãêî ñíèìàþùèéñÿ íàëåò, ýïèòåëèé ïîä íèì íå ïîâðåæäåí. Êàòàðàëüíîå âîñïàëåíèå ïðè óñïåøíîì ëå÷åíèè îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ è ïðàâèëüíîì óõîäå çà ïîëîñòüþ ðòà áûñòðî çàêàí÷èâàåòñÿ ïîëíûì âûçäîðîâëåíèåì. Çíà÷èòåëüíî ðåæå ïðè îñòðûõ èíôåêöèÿõ íàáëþäàþòñÿ ýðîçèè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà è ÿçâåííî-íåêðîòè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ. Ïðè íåêîòîðûõ îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ âîçíèêàþò èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà, õàðàêòåðíûå â îñíîâíîì äëÿ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ, êîòîðûå ìîãóò ñëóæèòü âàæíûì äèàãíîñòè÷åñêèì ïðèçíàêîì, òàê êàê ïîÿâëÿþòñÿ ðàíüøå, ÷åì âûñûïàíèÿ íà êîæå.

Ñêàðëàòèíà – îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ ñèìïòîìàìè îáùåé èíòîêñèêàöèè, àíãèíîé è âûñûïàíèÿìè íà êîæå. Âîçáóäèòåëåì ñêàðëàòèíû ÿâëÿåòñÿ â- ãåìîëèòè÷åñêèé ñòðåïòîêîêê ãðóïïû À ñ áîëüøèì ÷èñëîì 17 ñåðîëîãè÷åñêèõ òèïîâ. Áîëåþò ïðåèìóùåñòâåííî äåòè äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Îñíîâíûì èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ áîëüíîé ñêàðëàòèíîé, êîòîðûé çàðàçåí ñ ìîìåíòà çàáîëåâàíèÿ. Èíôåêöèÿ ïåðåäàåòñÿ âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì, âîçìîæíà ïåðåäà÷à èíôåêöèè ÷åðåç ïðåäìåòû îáèõîäà, èãðóøêè, îäåæäó áîëüíîãî.

Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ âûðàáàòûâàåòñÿ ñòîéêèé àíòèòîêñè÷åñêèé èììóíèòåò.

Êëèíèêà èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ÷àùå äëèòüñÿ 2-7 äíåé. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî. Âíåçàïíî ïîâûøàåòñÿ òåìïåðàòóðà òåëà, ïîÿâëÿþòñÿ ðâîòà è áîëü â ãîðëå. ×åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ ïîÿâëÿåòñÿ ñûïü, ðàñïðîñòðàíÿþùàÿñÿ íà ëèöî, òåëî, òóëîâèùå, êîíå÷íîñòè. Äëÿ ñêàðëàòèíû õàðàêòåðíà òî÷å÷íàÿ ñûïü íà ãèïåðåìèðîâàííîì ôîíå êîæè. Íà ëèöå ñûïü îñîáåííî ãóñòî ðàñïîëàãàåòñÿ íà ùåêàõ, êîòîðûå ñòàíîâÿòñÿ ÿðêî-êðàñíûìè, îñîáåííî îòòåíÿÿ áëåäíûé, íå ïîêðûòûé ñûïüþ, íîñîãóáíîé òðåóãîëüíèê. Ñûïü îáû÷íî äåðæèòñÿ 3-7 äíåé, èñ÷åçàÿ, îíà íå îñòàâëÿåò ïèãìåíòàöèè.

 ïîëîñòè ðòà: ïîñòîÿííûì ñèìïòîìîì ñêàðëàòèíû ÿâëÿåòñÿ àíãèíà, äëÿ íåå òèïè÷íà ÿðêàÿ ãèïåðåìèÿ ðîòîãëîòêè (ìèíäàëèí, ÿçû÷êà, äóæåê) – «ïûëàþùèé çåâ» ñ ìåëêîòî÷å÷íîé ñûïüþ â öåíòðå ìÿãêîãî íåáà, ïðè÷åì ãèïåðåìèÿ ÷åòêî îãðàíè÷åíà è íå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó òâåðäîãî íåáà. Äëÿ ñêàðëàòèíû õàðàêòåðíà ñóõîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà, åå ãèïåðåìèÿ. Ñîîòâåòñòâåííî ñòåïåíè ïîðàæåíèÿ çåâà âîâëåêàþòñÿ â ïðîöåññ è ðåãèîíàðíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû.  îáëàñòè ìÿãêîãî íåáà ïîÿâëÿþòñÿ ÿðêî-êðàñíûå ïåòåõèè äèàìåòðîì 1-2ìì. Õàðàêòåðíû èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ÿçûêà.  íà÷àëå áîëåçíè ÿçûê îáëîæåí ñåðî-æåëòûì íàëåòîì. Íà 3-é äåíü íà÷èíàåò î÷èùàòüñÿ ñ êðàåâ è êîí÷èêà, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ ñèëüíîé äåñêâàìàöèåé ýïèòåëèÿ. ßçûê ñòàíîâèòñÿ ÿðêî-êðàñíûì, ñóõèì è áëåñòÿùèì. Íàðÿäó ñ èñ÷åçíîâåíèåì íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ îòìå÷àåòñÿ ãèïåðïëàçèÿ ãðèáîâèäíûõ ñîñî÷êîâ, êîòîðûå íàïîìèíàþò çåðíà ìàëèíû. «Ìàëèíîâûé ÿçûê» öåííûé äèàãíîñòè÷åñêèé ïðèçíàê ñêàðëàòèíû. Äåñêâàìàòèâíûé ãëîññèò äåðæèòñÿ íà ïðîòÿæåíèè 2 íåäåëü. Íåñïåöèôè÷åñêèì ñèìïòîìîì ÿâëÿåòñÿ êàòàðàëüíûé ãèíãèâèò. Îí óñèëèâàåòñÿ â ïåðèîä âûðàæåííîé äåñêâàìàöèè ýïèòåëèÿ ÿçûêà è «øåëóøåíèÿ» ýïèäåðìèñà êîæè.

Îòìå÷àþòñÿ õàðàêòåðíûå èçìåíåíèÿ ãóá: îíè óïëîòíÿþòñÿ, ïðèíèìàþò ÿðêóþ ïóíöîâóþ, ìàëèíîâóþ èëè âèøíåâóþ îêðàñêó.

ÊîðüÎñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà, íàëè÷èåì èíòîêñèêàöèè, êàòàðà âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ãëàç, à òàêæå âûñûïàíèé ïÿòíèñòî-ïàïóëåçíîé ñûïè.

Âîçáóäèòåëü êîðè – ÐÍÊ-ñîäåðæàùèé âèðóñ, îòíîñÿùèéñÿ ê ñåìåéñòâó ïàðàìèêñîâèðóñîâ. Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ òîëüêî áîëüíîé ÷åëîâåê. Áîëåþò ïðåèìóùåñòâåííî äåòè äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ ôîðìèðóåòñÿ ñòîéêèé èììóíèòåò. Íàèáîëåå çàðàçåí áîëüíîé â êàòàðàëüíûé ïåðèîä è â ïåðâûé äåíü ïîÿâëåíèÿ ñûïè. Ïåðåäà÷à èíôåêöèè ïðîèñõîäèò âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì ïðè êàøëå è ÷èõàíèè, ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà çíà÷èòåëüíûå ðàññòîÿíèÿ.

Ïàòîãåíåç. Âõîäíûìè âîðîòàìè äëÿ âèðóñà êîðè ÿâëÿþòñÿ ñëèçèñòûå îáîëî÷êè âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è êîíúþêòèâû. Ïåðâè÷íàÿ ðåïðîäóêöèÿ ïðîèñõîäèò â ïîäñëèçèñòîì ñëîå è ðåãèîíàðíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëàõ, à ïî äîñòèæåíèè âèðóñîì ïîðîãîâîãî óðîâíÿ ðàçâèâàåòñÿ âèðóñåìèÿ ñ ìàêñèìàëüíîé êîíöåíòðàöèåé ê ïåðâîìó äíþ âûñûïàíèé. Âèðóñ êîðè îáëàäàåò òðîïèçìîì ê öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå, äûõàòåëüíîé ñèñòåìå è ïèùåâàðèòåëüíîìó òðàêòó. Íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííîå ñíèæåíèå îáùåãî è ìåñòíîãî èììóíèòåòà.

Êëèíèêà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ñîñòàâëÿåò 8-12 äíåé.  òå÷åíèè áîëåçíè ðàçëè÷àþò ïåðèîäû: êàòàðàëüíûé, âûñûïàíèé è ïèãìåíòàöèè. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ ñ ïîäúåìà òåìïåðàòóðû òåëà äî 38,50 – 390 Ñ, ñóõîãî, ëàþùåãî êàøëÿ, ðèíèòà, êîíúþíêòèâèòà. Îòìå÷àåòñÿ ñâåòîáîÿçíü, ãèïåðåìèÿ è îòå÷íîñòü âåê, ñêëåðèò. Îáùåå ñîñòîÿíèå çíà÷èòåëüíî íàðóøàåòñÿ. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïîëîñòè ðòà ãèïåðåìèðîâàíà, òóñêëàÿ, ðûõëàÿ, øåðîõîâàòàÿ. Çà 1-3 äíÿ äî êîæíûõ âûñûïàíèé ïîÿâëÿåòñÿ ïàòîãîìîíè÷íûé ïðèçíàê: êîðåâàÿ ýíàíòåìà – ìåëêèå ðîçîâàòî-êðàñíûå ïÿòíà íà ìÿãêîì è òâåðäîì íåáå. Çàòåì íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê ó æåâàòåëüíûõ çóáîâ ïîÿâëÿþòñÿ âîçâûøàþùèåñÿ íàä ïîâåðõíîñòüþ ýïèòåëèÿ ñåðîâàòî- áåëîâàòûå òî÷êè («áðûçãè èçâåñòè») íå áîëåå áóëàâî÷íîé ãîëîâêè, òàê íàçûâàåìûå ïÿòíà Áåëüñêîãî-Ôèëàòîâà-Êîïëèêà. Ýòè ýëåìåíòû íå ñíèìàþòñÿ è íå ñëèâàþòñÿ, äåðæàòñÿ 2-3 äíÿ è ñ ïîÿâëåíèåì ñûïè íà êîæå èñ÷åçàþò. Íà 4-5 äåíü áîëåçíè ïîÿâëÿåòñÿ ðîçîâàòàÿ ïÿòíèñòî- ïàïóëåçíàÿ ñûïü íà ëèöå, çà óøàìè è íà øåå, íà 6 äåíü îíà ïîëíîñòüþ ïîêðûâàåò âåðõíþþ ÷àñòü òåëà è çàòåì ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ðóêè è íîãè. Êîðåâàÿ ýêçàíòåìà èìååò òåíäåíöèþ ê ñëèÿíèþ, ðàâíîìåðíî ïîêðûâàåò ñãèáàòåëüíûå è ðàçãèáàòåëüíûå ïîâåðõíîñòè êîíå÷íîñòåé, 8 ðàñïîëàãàåòñÿ íà íåèçìåíåííîì ôîíå êîæè, èíîãäà ïðèíèìàåò ãåìîððàãè÷åñêèé õàðàêòåð. Ïèãìåíòàöèÿ ñûïè íà÷èíàåòñÿ ñ 7-8 äíÿ çàáîëåâàíèÿ, ïèãìåíòèðîâàííûå ïÿòíà äåðæàòñÿ 1 – 1,5 íåäåëè; â ýòîò ïåðèîä ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ìåëêîå îòðóáåâèäíîå øåëóøåíèå êîæè.

Ïðè êîðè ðåçêî ñíèæàåòñÿ ñîïðîòèâëÿåìîñòü ê äðóãèì èíôåêöèÿì. Âîçìîæíî ðàçâèòèå îñëîæíåíèé â ëþáîì ïåðèîäå çàáîëåâàíèÿ, êîòîðûå ñâÿçàíû ñ ïðèñîåäèíåíèåì âòîðè÷íîé èíôåêöèè. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ îòèòû, ñòîìàòèòû (ÎÃÑ, ÕÐÃÑ, îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ ó äåòåé ñòàðøå 7 – 10 ëåò), ëàðèíãèòû, òðàõåîáðîíõèòû, ïíåâìîíèè, ðåæå – êîëèòû è ýíòåðîêîëèòû. èíôåêöèîííûé ñêàðëàòèíà êîðü

Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà â ïðîäðîìàëüíîì ïåðèîäå ïðîâîäèòñÿ ñ ÎÐÂÈ, ãðèïïîì, èíôåêöèîííûì ìîíîíóêëåîçîì, â ïåðèîä âûñûïàíèé – ñ êðàñíóõîé, îñòðûì ãåðïåòè÷åñêèì ñòîìàòèòîì, ñêàðëàòèíîé, êàíäèäîçîì, àëëåðãè÷åñêîé ñûïüþ, ñèíäðîìàìè Ëàéåëëà è Ñòèâåíñà-Äæîíñîíà.

Ëå÷åíèå. Îñíîâíîå âíèìàíèå â êîìïëåêñå ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íà ñîáëþäåíèå ñàíýïèäðåæèìà. Áîëüíîãî ðåáåíêà íåîáõîäèìî ñâîåâðåìåííî èçîëèðîâàòü ñ öåëüþ îãðàíè÷åíèÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè. Íåîáõîäèì ïîñòåëüíûé ðåæèì â çàòåìíåííîé êîìíàòå â òå÷åíèå 8-10 äíåé îò íà÷àëà áîëåçíè. Íàçíà÷àåòñÿ ìîëî÷íî- ðàñòèòåëüíàÿ ùàäÿùàÿ äèåòà, îáèëüíîå ïèòüå. Îáùåå ñèìïòîìàòè÷åñêîå ëå÷åíèå ïðîâîäèò èíôåêöèîíèñò.

Ðîëü âðà÷à-ñòîìàòîëîãà çàêëþ÷àåòñÿ â äèàãíîñòèêå çàáîëåâàíèÿ â ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä ïî ïàòîãíîìîíè÷íûì ïðèçíàêàì. Ïðè ìåñòíîì ëå÷åíèè ñëåäóåò îñîáîå âíèìàíèå îáðàòèòü íà òùàòåëüíóþ ãèãèåíó ïîëîñòè ðòà, ïðîâåäåíèå ïîëîñêàíèé ïîëîñòè ðòà àíòèñåïòèêàìè. Ïðè âîçíèêíîâåíèè îñòðûõ ñòîìàòèòîâ (âèðóñíûõ, êàíäèäîçíûõ) ïðîâîäèòñÿ ýòèîëîãè÷åñêàÿ è ïàòîãåíåòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ (ïðèìåíåíèå îáåçáîëèâàþùèõ ñðåäñòâ, àïïëèêàöèÿ íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà ïðîòèâîâèðóñíûõ èëè àíòèìèêîòè÷åñêèõ ìàçåé, à çàòåì ñðåäñòâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ýïèòåëèçàöèè).

Äèôòåðèÿ – ÿâëÿåòñÿ îñòðûì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèåì, êîòîðîå âûçûâàåòñÿ 18 ñïåöèôè÷åñêèì âîçáóäèòåëåì – ïàëî÷êîé Ëåôôëåðà. Çàáîëåâàíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ âûñîêîé ëèõîðàäêîé è òîêñåìèåé âñëåäñòâèå âñàñûâàíèÿ òîêñèíà, îáðàçóåìîãî âîçáóäèòåëåì.

Îñíîâíîé ïóòü ïåðåäà÷è èíôåêöèè âîçäóøíî-êàïåëüíûé. ×àùå áîëåþò äåòè îò 1ãîäà äî 5 ëåò.

Ïàòîãåíåç Äèôòåðèÿ – êëàññè÷åñêàÿ òîêñèêî-èíôåêöèÿ. Âûäåëÿþò ëîêàëèçîâàííóþ è ðàñïðîñòðàíåííóþ (òîêñè÷åñêóþ) ôîðìû äèôòåðèè. Ïåðâè÷íî ïîðàæàþòñÿ íåáíûå ìèíäàëèíû, ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà çåâà è âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Ïðè ëîêàëèçîâàííîé ôîðìå (íàèáîëåå ÷àñòîé) ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè âûðàæåíû íåçíà÷èòåëüíî, òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ äî 37,5-38ºÑ. Ôèáðèíîçíûå ïëåíêè íà ìèíäàëèíàõ ìîãóò áûòü â âèäå òî÷åê, îñòðîâêîâ èëè ñïëîøíûõ ïëåíîê. Îòìå÷àåòñÿ óìåðåííàÿ ïðèïóõëîñòü è íåçíà÷èòåëüíàÿ áîëåçíåííîñòü ðåãèîíàðíûõ ëèìôîóçëîâ. Ïðè òîêñè÷åñêîé ôîðìå äèôòåðèè (òåìïåðàòóðà äî 39-40ºÑ, âûðàæåííàÿ èíòîêñèêàöèÿ) ïðîöåññ ìîæåò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ è íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà çåâà ðåçêî íàáóõàåò, ïðèîáðåòàåò ÿðêî-êðàñíûé öâåò. Íà ýòîì ôîíå âñëåäñòâèå íåêðîçà ýïèòåëèÿ îáðàçóþòñÿ ïëåíêè áåëîâàòî-ñåðîãî öâåòà, êîòîðûå ñî âðåìåíåì òåìíåþò. Ïîñëå îòòîðæåíèÿ ïëåíîê îñòàþòñÿ êðîâîòî÷àùèå ðåçêî- áîëåçíåííûå ÿçâû. Ïðè ëîêàëèçàöèè çàáîëåâàíèÿ íà äåñíàõ ïðîöåññ íà÷èíàåòñÿ ñ ìåæçóáíûõ ñîñî÷êîâ, à çàòåì ïåðåõîäèò íà âñþ äåñíó. Íåêðîç, êàê ïðàâèëî, íå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà çíà÷èòåëüíóþ ãëóáèíó òêàíåé, íî øèðîêî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ïî ïîâåðõíîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Ó äåòåé íàáëþäàåòñÿ îáèëüíîå ñëþíîîòäåëåíèå, íåïðèÿòíî-ïðèòîðíûé ñëàäêîâàòûé çàïàõ èçî ðòà, âûðàæåííûé ëèìôàäåíèò ïîä÷åëþñòíûõ è øåéíûõ ëèìôîóçëîâ. Îòåê êëåò÷àòêè – âàæíåéøèé ïðèçíàê òîêñè÷åñêîé ôîðìû. Õàðàêòåðåí âíåøíèé âèä áîëüíîãî: ðåçêàÿ áëåäíîñòü, îäóòëîâàòîå ëèöî, ïîëóîòêðûòûé ðîò, ãóáû ñóõèå ñ òðåùèíàìè, ãîëîñ íåâíÿòíûé, äûõàíèå õðèïÿùåå. Äèàãíîç ñòàâèòñÿ íà îñíîâàíèè êëèíè÷åñêèõ è ëàáîðàòîðíûõ äàííûõ.

Èíôåêöèîííûé ìîíîíóêëåîç (áîëåçíü Ôèëàòîâà-Ïôåéôôåðà) – Îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ãåíåðàëèçîâàííûì èíôåêöèîííûì ïðîöåññîì ñ ïîðàæåíèåì îðãàíîâ ðåòèêóëîýíäîòåëèàëüíîé ñèñòåìû, êëèíè÷åñêè ïðîòåêàþùåå ñ àíãèíîé, ïîëèëèìôàäåíèòîì, ãåïàòîëèåíàëüíûì ñèíäðîìîì è íàëè÷èåì àòèïè÷íûõ ìîíîíóêëåàðîâ â êðîâè íà ôîíå îáùåé èíòîêñèêàöèè îðãàíèçìà.

Âîçáóäèòåëü çàáîëåâàíèÿ – ÄÍÊ-ñîäåðæàùèé âèðóñ Ýïøòåéí-Áàððà ( ñèíîíèì: âèðóñ ãåðïåñà ÷åëîâåêà 4-ãî òèïà, ÍÍV-4, Epstein-Barr virus, EBV), îòíîñèòñÿ ê ñåìåéñòâó ãåðïåòèôîðìíûõ âèðóñîâ. Îòëè÷àåòñÿ òåì, ÷òî âûçûâàåò íå öèòîëèç, à ðàçìíîæåíèå 10 ïîðàæåííûõ êëåòîê – Â-ëèìôîöèòîâ. Âèðóñ ñïîñîáåí ê äëèòåëüíîé ïåðñèñòåíöèè â íèõ, óñòîé÷èâ âî âíåøíåé ñðåäå.

Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ êàê áîëüíîé ÷åëîâåê, òàê è âèðóñîíîñèòåëü. Ìåõàíèçì ïåðåäà÷è – âîçäóøíî-êàïåëüíûé è êîíòàêòíûé. Èíôåêöèîííûì ìîíîíóêëåîçîì áîëåþò ëþäè ëþáîãî âîçðàñòà, íî ïðåèìóùåñòâåííî äåòè, ïîäðîñòêè è ìîëîäûå ëþäè äî 30 ëåò. Çàáîëåâàíèå ðåãèñòðèðóåòñÿ êðóãëûé ãîä, îäíàêî íàèáîëüøåå ÷èñëî ñëó÷àåâ áîëåçíè ïðèõîäèòñÿ íà âåñåííèå è îñåííèå ìåñÿöû. Ïîñëå ïåðåíåñåííîé èíôåêöèè âûðàáàòûâàåòñÿ ñòîéêèé èììóíèòåò.

Ïàòîãåíåç. Âõîäíûìè âîðîòàìè ÿâëÿåòñÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ðîòîãëîòêè è âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Âèðóñ âûçûâàåò ïîðàæåíèå íåáíûõ è íîñîãëîòî÷íûõ ìèíäàëèí, â êîòîðûõ ïðîèñõîäèò ìàññèâíàÿ ðåïëèêàöèÿ âîçáóäèòåëÿ. Çàòåì ëèìôîãåííûì è ãåìàòîãåííûì ïóòåì âèðóñ ïðîíèêàåò â ëèìôàòè÷åñêèå óçëû, ïå÷åíü è ñåëåçåíêó, âûçûâàÿ ãèïåðïëàñòè÷åñêèå ïðîöåññû â ýòèõ îðãàíàõ. Âèðóñíûå ÷àñòèöû ñîäåðæàòñÿ è ïðîäóöèðóþòñÿ â Â-ëèìôîöèòàõ. Èíôåêöèîííî-àëëåðãè÷åñêèé êîìïîíåíò ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ðåçêî âûðàæåííîãî îòåêà íîñîãëîòêè, ïîÿâëåíèþ ðàçëè÷íûõ âûñûïàíèé, âîëíîîáðàçíîìó òå÷åíèþ ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. Ïîÿâëåíèþ àíãèíû ñîäåéñòâóåò áàêòåðèàëüíàÿ ôëîðà, àêòèâèçèðóþùàÿñÿ â ðåçóëüòàòå ïîâðåæäàþùåãî äåéñòâèÿ âèðóñà íà òêàíè.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ñîñòàâëÿåò 11-24 äíÿ. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî ñ ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà äî 39-400Ñ, èíòîêñèêàöèè, ïîÿâëåíèÿ íàëåòà íà ìèíäàëèíàõ, çàòðóäíåíèÿ íîñîâîãî äûõàíèÿ, óâåëè÷åíèÿ øåéíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ. Ê êîíöó ïåðâîé íåäåëè ïàëüïèðóþòñÿ óâåëè÷åííûå ïå÷åíü è ñåëåçåíêà. Èíîãäà ïîÿâëÿåòñÿ æåëòóøíîñòü ñêëåð è êîæè, à òàêæå âûñûïàíèÿ íà êîæå ðàçëè÷íîãî õàðàêòåðà.  ðÿäå ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ ïîñòåïåííî.  òå÷åíèå 2-5 äíåé ðåáåíêà áåñïîêîèò ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà, íåáîëüøèå êàòàðàëüíûå ÿâëåíèÿ. Õàðàêòåðåí âíåøíèé âèä áîëüíîãî: ëèöî ïàñòîçíîå, èç-çà çàëîæåííîñòè íîñà â ñâÿçè ñ ãèïåðòðîôèåé íîñîãëîòî÷íîé ìèíäàëèíû äûõàíèå çàòðóäíåíî è ðåáåíîê äûøèò îòêðûòûì ðòîì, îòäåëÿåìîå èç íîñà îòñóòñòâóåò. Øåéíûå è îñîáåííî çàäíåøåéíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû çàìåòíî óâåëè÷åíû è ìîãóò ñîçäàâàòü âïå÷àòëåíèå îòåêà øåè; îíè ïëîòíûå íàîùóïü, íå ñïàÿíû ìåæäó ñîáîé, ìàëîáîëåçíåííû. Êîæà íàä ëèìôàòè÷åñêèìè óçëàìè íå èçìåíåíà. Ïîëèàäåíèÿ – âàæíûé ñèìïòîì èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà.

Ïðè îñìîòðå çåâà ìèíäàëèíû ãèïåðòðîôèðîâàíû, îòå÷íû, ñîïðèêàñàþòñÿ ìåæäó ñîáîé. ×àñòî íà íåáíûõ è íîñîãëîòî÷íûõ ìèíäàëèíàõ ïîÿâëÿåòñÿ êðîøêîâàòûé æåëòî-ñåðûé íàëåò, èíîãäà â âèäå ñïëîøíîé ïëåíêè, íå âûõîäÿùåé çà èõ ïðåäåëû, êîòîðûé ëåãêî ñíèìàåòñÿ, ïîñëå ñíÿòèÿ êðîâîòî÷èâîñòè íå îòìå÷àåòñÿ. Íàëåò íà ìèíäàëèíàõ ìîæåò ïîÿâëÿòüñÿ â ïåðâûå äíè áîëåçíè èëè ñïóñòÿ 3-4 äíÿ. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïîëîñòè ðòà ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íà, íà ïîâåðõíîñòè ÑÎÏÐ èìåþòñÿ ýðîçèè, àôòû, ãåìîððàãèè. ßçûê îáëîæåí.

 êðîâè íàáëþäàåòñÿ ëåéêî-, ëèìôî- è ìîíîöèòîç, ïîâûøåíèå ÑÎÝ. Ñàìûì õàðàêòåðíûì ïðèçíàêîì èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà ñî ñòîðîíû êðîâè ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå àòèïè÷íûõ ìîíîíóêëåàðîâ.

Äèôôåðåíöèàëüíóþ äèàãíîñòèêó ñëåäóåò ïðîâîäèòü ñ ÎÐÂÈ, àíãèíîé, äèôòåðèåé çåâà, êîðüþ, êðàñíóõîé, ýïèäåìè÷åñêèì ïàðîòèòîì, ëèìôàäåíèòîì, ëèìôîãðàíóëåìàòîçîì, ÂÈ×-èíôåêöèåé, ëåéêîçîì.

Ëå÷åíèå. Îáùåå ëå÷åíèå ïðîâîäèò èíôåêöèîíèñò. Áîëüíîãî ðåáåíêà íåîáõîäèìî èçîëèðîâàòü ñ öåëüþ îãðàíè÷åíèÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè. Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â íàçíà÷åíèè æàðîïîíèæàþùèõ ñðåäñòâ. Ðîëü âðà÷à-ñòîìàòîëîãà â ëå÷åíèè èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà çàêëþ÷àåòñÿ â äèàãíîñòèêå çàáîëåâàíèÿ íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ïîëèàäåíèè. Ìåñòíàÿ òåðàïèÿ äîëæíà âêëþ÷àòü òùàòåëüíóþ ãèãèåíó ïîëîñòè ðòà, ïðèìåíåíèå îáåçáîëèâàþùèõ, àíòèñåïòè÷åñêèõ, ïðîòèâîâèðóñíûõ ñðåäñòâ è ñðåäñòâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ýïèòåëèçàöèè.

Ëèòåðàòóðà

1. Âèíîãðàäîâà Ò.Ô., Ìàêñèìîâà Î.Ï., Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. Çàáîëåâàíèÿ ïåðèîäîíòà è ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà ó äåòåé. Ì.: Ìåäèöèíà, 1983.

2. Âèíîãðàäîâà Ò.Ô. Ïåäèàòðó î ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ó äåòåé. Ì.: Ìåäèöèíà, 1982.

3. Ãåðìàíåíêî È.Ã., Êóäèí À.Ï. Âèðóñ ïðîñòîãî ãåðïåñà è íîâûå ãåðïåñ-âèðóñû â ïàòîëîãèè ÷åëîâåêà. – Ìí., 2001. – 36 ñ.

4. Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. è ñîàâò. Ãðèáêîâûå çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ ïîëîñòè ðòà è ÷åëþñòíî- ëèöåâîé îáëàñòè. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè. – Ìí., 1988.

5. Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. è ñîàâò. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ñòîìàòèòîâ ó äåòåé, áîëüíûõ îñòðûì ëèìôîáëàñòíûì ëåéêîçîì. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè. – Ìí., 1997.

6. Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. Ìèõàéëîâñêàÿ Â.Ï. Ïîðàæåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà ïðè âèðóñíûõ çàáîëåâàíèÿõ ó äåòåé. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêàÿ ðàçðàáîòêà äëÿ ñòóäåíòîâ. – Ìèíñê, 1993.

7. Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. Ìèõàéëîâñêàÿ Â.Ï. Ïðîÿâëåíèÿ â ïîëîñòè ðòà áàêòåðèàëüíûõ çàáîëåâàíèé ó äåòåé. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêàÿ ðàçðàáîòêà äëÿ ñòóäåíòîâ. – Ìí., 1996.

8. Ðûáàêîâ À.È., Áàí÷åíêî Ã.Â.. Çàáîëåâàíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà. – Ì.:Ìåäèöèíà, 1978.

9. Òåðåõîâà Ò.Í. è ñîàâò. Ïðîÿâëåíèÿ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé â ïîëîñòè ðòà äåòåé. Ðîëü âðà÷à – ñòîìàòîëîãà. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå. – Ìí., 2005.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник