Программы ликвидации кори в российской федерации к 2010 год
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав результаты реализации мероприятий по ликвидации кори на территории Российской Федерации и эпидемиологическую ситуацию по кори в 2011 году, отмечаю следующее.
Вакцинопрофилактика и эффективный эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий активное выявление клинических случаев кори с обязательным лабораторным подтверждением диагноза, существенно повлияли на уровень заболеваемости и характер эпидемического процесса кори в Российской Федерации.
На большинстве территорий страны достигнут и удерживается на протяжении ряда лет показатель заболеваемости корью на уровне менее 1,0 на миллион населения, соответствующий критерию элиминации кори, определенному Всемирной организацией здравоохранения.
Проводимые в стране молекулярно-генетические исследования свидетельствуют об отсутствии циркуляции в последние годы эндемичного для России штамма кори D6.
Данная ситуация позволила начать процедуру сертификации – документального подтверждения статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори * .
Вместе с тем, по предварительным результатам рассмотрения представленных в 2011 году субъектами Российской Федерации документов, Национальной Сертификационной Комиссией выявлен ряд недостатков в организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, а также подготовке отчетной документации.
В Оренбургской, Пензенской областях, республиках Башкортостан, Ингушетия, Хабаровском крае требуется уточнить данные охвата профилактическими прививками против кори взрослого населения в возрасте 18 – 35 лет.
Отмечен недостаточный охват прививками взрослых (менее 95%) в некоторых районах и медицинских организациях в Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, в Тюменской и Томской областях, Республике Карелия.
Имеются недостатки в планировании профилактических прививок взрослому населению в возрасте 18 – 35 лет в Республике Чувашия, Нижегородской, Ивановской и Владимирской областях.
Отсутствуют или требуют уточнения данные охвата прививками мигрантов в Оренбургской и Сахалинской областях, Республике Башкортостан и в Приморском крае.
В Ханты-Мансийском автономном округе, Ленинградской, Мурманской областях, Чеченской Республике, Чукотском автономном округе в отдельные годы не достигнут расчетный критерий обследования больных с экзантемными заболеваниями, что свидетельствует о недостатках в организации активного выявления случаев кори.
В Красноярском крае, республиках Хакасия и Бурятия, Иркутской и Амурской областях, г. Москве заболеваемость корью превысила рекомендуемый уровень в связи с регистрацией групповых заболеваний.
Изложенное выше свидетельствует о необходимости дополнительного углубленного анализа сложившейся эпидситуации в указанных субъектах Российской Федерации, а также оценки эффективности проведенных в них профилактических и противоэпидемических мероприятий в 2010 – 2011 годах.
Осложнение эпидситуации в 2010 – 2011 годах в некоторых субъектах Российской Федерации связано с завозными случаями кори из ряда стран Европейского и Азиатского регионов, где были зарегистрированы крупные вспышки кори. Всего по данным ВОЗ заболеваемость корью в 2011 году регистрировалась в 38 странах Европы и Азии, суммарно выявлено более 21000 случаев.
Около 90% случаев заболеваний выявлены во Франции, Германии, Италии, Испании, Румынии, Бельгии, Швейцарии, Соединенном Королевстве и Узбекистане. Согласно опубликованным ВОЗ данным, вспышки кори были связаны с циркуляцией вируса генотипа D4 (в Бельгии, Болгарии, Франции, Сербии), генотипа В3 (в Испании), генотипа D9 (в Турции).
Учитывая развивающиеся международные связи, прежде всего туристические, а также значительный поток мигрантов из стран СНГ, риск завоза кори на территорию России ежегодно увеличивается.
Так, удельный вес завозных случаев кори с 2003 года по 2010 год возрос с 1% до 21,7%. Только за первую половину 2011 года в России выявлено 33 завозных случая кори, тогда как за весь 2010 год было зарегистрировано 28 таких случаев. Наибольшее число импортированных случаев наблюдалось с территории Франции (11 случаев) и Узбекистана (9). Установлен завоз инфекции также из Англии, Германии, Италии, Латвии, Украины, Таджикистана, Индии, Индонезии, КНР и Испании.
По данным формы федерального статистического наблюдения N 1 “Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях” за 7 месяцев 2011 года в Российской Федерации зарегистрировано 167 случаев кори в 18 субъектах страны. Еще 3 случая заболевания корью выявлены среди служащих различных ведомств. Показатель заболеваемости корью по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 1,6 раза – с 0,07 до 0,12 на 100 тыс. населения. Наибольшее число случаев кори зарегистрировано в г. Москве (59 случаев), Астраханской области (26 случаев), Красноярском крае (20 случаев), Томской области (14 случаев) и Ставропольском крае (17 случаев).
Рост заболеваемости корью в 2011 году обусловлен ростом числа заболевших взрослых, которые в структуре общей заболеваемости составили 78,4%. При этом из числа заболевших взрослых в возрасте 18 – 35 лет свыше 53% не были привиты или не имели сведений о прививках против кори, более 11% – были привиты однократно.
По результатам эпидрасследования вспышечной заболеваемости в некоторых субъектах Российской Федерации выявлены серьезные недостатки в работе по иммунизации населения против кори, включая дефекты планирования и отчетности, недостаточный охват прививками населения, прежде всего из числа групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, мигрантов и других).
По отчетным данным, представленным в Роспотребнадзор по итогам за 7 месяцев 2011 года, в целом по стране привито против кори лиц в возрасте 18 – 35 лет всего 31,1% от числа подлежащих прививкам в 2011 году, а по Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской областям, Алтайскому краю, Удмуртской Республике – менее 10%.
Не начата иммунизация в Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областях, республиках Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках.
В целях обеспечения готовности субъектов Российской Федерации к сертификации территорий, свободных от эндемичной кори, и поддержания данного статуса, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, (ч. 1) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52, (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563; N 30 (ч. 1), ст. 4591) постановляю:
1. Руководителям органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Обсудить результаты рассмотрения документов, представленных в Национальную Сертификационную Комиссию для подтверждения статуса субъекта Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори с принятием при необходимости дополнительных мер по устранению выявленных недостатков.
1.2. Предусмотреть выделение ассигнований на закупку вакцины против кори для иммунизации населения по эпидемическим показаниям, а также для групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, торговли, социальных работников, студентов, мигрантов, труднодоступного населения и других) **.
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан рекомендовать обеспечить:
2.1. Поддержание высоких (не менее 95%) уровней охватов профилактическими прививками против кори населения в рамках национального календаря профилактических прививок, а также лиц из числа контингентов групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, социальных работников, мигрантов, студентов и других).
2.2. Представление медицинскими организациями достоверных данных о выполненных профилактических прививках против кори для формирования федеральных государственных статистических форм.
3. Руководителям органов исполнительной власти в области охраны здоровья граждан Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской, Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областей, Алтайского края, республик Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Удмуртия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик принять меры по увеличению темпов иммунизации контингентов, подлежащих прививкам против кори в 2011 году.
4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:
4.1. Провести расчет потребности в вакцине против кори для иммунизации групп риска и населения по эпидемическим показаниям и представить его в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях выделения ассигнований на закупку вакцины.
4.2. Обеспечить своевременное и в полном объеме проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах кори согласно требованиям санитарного законодательства.
4.3. Обеспечить повсеместно достижение расчетного критерия обследования больных с экзантемными заболеваниями.
4.4. Информировать туроператоров, турагентов и туристов, выезжающих в страны, где зарегистрированы вспышки кори, об угрозе инфицирования и необходимости иммунизации лиц, не привитых против кори.
4.5. Организовать обучение медицинских работников по вопросам эпиднадзора, диагностики и профилактики коревой инфекции.
4.6. Проводить систематическую информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам профилактики кори.
4.7. Обеспечить взаимодействие с медицинскими организациями ведомственного подчинения в части организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении случаев заболевания корью.
5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по г. Москве, Республике Бурятия, Красноярскому краю, Томской и Амурской областям, Чукотскому автономному округу совместно с органами исполнительной власти в области охраны здоровья граждан указанных субъектов Российской Федерации принять меры по достижению критериев готовности субъекта Российской Федерации к сертификации территории, свободной от эндемичной кори.
6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводить контроль за планированием иммунизации населения против кори в рамках национального календаря профилактических прививок, а также контингентов из групп риска, организацией и проведением иммунизации населения, достоверностью представляемых отчетных сведений о прививках против кори, безопасными условиями иммунизации населения – в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
7. Руководителю ФБУН “Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского” Роспотребнадзора (В.А. Алешкин):
7.1. Обеспечить оказание консультативной помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам организации эпидемиологического надзора и иммунизации населения.
7.2. В срок до 01.11.2011 представить в Роспотребнадзор проект Национального плана мероприятий по поддержанию статуса территорий Российской Федерации, свободных от эндемичной кори на 2012 – 2015 годы.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
_____________________________
* Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.04.2010 N 23 “О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году в рамках стратегического плана Европейского региона ВОЗ 2005 – 2010” (зарегистрировано Минюстом России 13.08.2010, регистрационный N 18149).
** Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.02.2011 N 12 “О дополнительных мероприятиях по реализации “Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации” (зарегистрировано Минюстом России 10.03.2011, регистрационный N 20044).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 октября 2011 г.
Регистрационный N 21979
Проанализирована эпидситуация по кори.
На большинстве территорий страны достигнут и несколько лет удерживается показатель заболеваемости на уровне менее 1 на млн населения. Это соответствует критерию элиминации кори, определенному ВОЗ.
Проводимые молекулярно-генетические исследования свидетельствуют, что в последние годы эндемичный для России штамм кори D6 не циркулирует.
Данная ситуация позволила начать процедуру сертификации – документального подтверждения статуса регионов как территорий, свободных от эндемичной кори.
Вместе с тем в 2011 г. выявлен ряд недостатков в организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, а также в подготовке отчетной документации. Приведены основные из них.
Так, по итогам за 7 месяцев 2011 г. в целом по стране против кори привито всего 31,1% лиц от 18 до 35 лет от числа подлежащих вакцинации. В некоторых регионах иммунизация не началась (в Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областях, Калмыкии, Башкортостане, Хакасии, Чувашии, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках).
Даны соответствующие рекомендации и поручения.
Источник
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Тюменской области (Управление Роспотребнадзора по Тюменской области)
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 октября2010 г № 19
О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010г и подтверждении статуса Тюменской области, как территории свободной от эндемичной кори
Я, главный государственный санитарный врач по Тюменской области Г.В.Шарухо, проанализировав результаты реализации «Программы ликвидации кори на территории Тюменской области к 2010 году», отмечаю следующее.
В Тюменской области с 2007 года заболеваемость корью не регистрируется, что свидетельствует об успешной реализации «Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2002г № 270.
Низкий уровень заболеваемости определяется, прежде всего, высоким охватом населения прививками против кори. В 2009 году охват детского населения двумя прививками против кори в целом по Тюменской области составил 97%, что соответствует регламентированным показателям и позволяет обеспечить эпидемическое благополучие детского населения.
В соответствии с требованиями ст.8 ч.1 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», СП 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи, эпидемического паротита», на основании постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 09.03.2004г № 13 «Об усилении мероприятий по профилактике кори», от 28.08.2007 № 63 «Об усилении мероприятий по реализации Программы ликвидации кори в РФ к 2010 году», осуществлялась массовая иммунизация взрослого населения, в связи с чем охват прививками взрослого населения Тюменской области в возрасте 18 – 35 лет к началу 2010г достиг 96,2%.
Прогноз эпидемической ситуации по кори позволяет утверждать, что при совместном поддержании высокого охвата прививками показатель заболеваемости корью не превысит 1,0 на млн.населения в ближайшие годы. Вместе с тем, необходимо учитывать наличие в Тюменской области контингентов, не привитых по кори и восприимчивых к вирусу кори, интенсивных миграционных потоков, наличие труднодоступных, кочующих групп населения. Так, по данным отчетной статистической формы №6 «Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний», в Тюменской области на 01.01.2010г остаются не привитыми 10 075 человек (3,7% от состоящих на учете).
В целях создания барьера, препятствующего распространению инфекции, следует обеспечить уровень охвата подлежащих групп населения прививками против кори не менее 95% в каждом лечебно – профилактическом учреждении и на каждом терапевтическом, педиатрическом участках.
В целях повышения эффективности эпидемиологического надзора за корью в Российской Федерации с 2007 года организовано серологическое обследование лиц с «экзантемными» заболеваниями. Ежегодно в Региональный центр по надзору за корью г. Новосибирска отправляются сыворотки крови, так в 2007 году доставлено 30 сывороток крови, в 2008г – 36, в 2009г – 26, за 9 месяцев 2010г – 21, результаты исследования крови отрицательные.
Данные эпидемиологического надзора за корью позволяют прогнозировать благополучную эпидемиологическую обстановку на территории Тюменской области и свидетельствуют о возможности начала процедуры документального подтверждения статуса Тюменской области, как территории свободных от эндемичной кори.
В целях координации деятельности по подготовке документов к сертификации территории, проведению мероприятий по подтверждению статуса Тюменской области, как территории свободной от эндемичной кори, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Директору Департамента здравоохранения Тюменской области (А.Ю.Кудряков), Начальнику Управления по здравоохранению администрации г. Тюмени (Ярцев С.Е)
1.1. Обеспечить выполнение требований СП 3.1.2.1176 – 02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита».
1.2. Обеспечить достоверный охват прививками против кори детей 1 года и в 6 лет и взрослого населения в возрасте 18 – 35 лет – 95% и выше на каждом педиатрическом, терапевтическом участках лечебно – профилактических учреждений.
1.3. Обеспечить проведение информационно – разъяснительной работы с населением по профилактике кори и краснухи, а также разработку наглядной агитации о профилактике кори, краснухи и о реализации Программы ликвидации кори на территории Тюменской области.
1.4. При регистрации кори или подозрения на данное заболевание заполнять карту эпидемиологического расследования, в соответствии с приложением 1 Приказа № 117 от 21.03.2003г «О реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году» или приложением 5 данного постановления).
1.5. Обеспечить ежегодный забор сывороток крови от больных с пятнисто – папулезной сыпью и лихорадкой, своевременную доставку в вирусологическую лабораторию ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (в течении 24 – 48 часов от момента отбора) в соответствии с рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (в соответствии с приложением 2 приказа № 117 от 21.03.2003г и приложением № 3 данного постановления).
1.6. Обеспечить соблюдение условий транспортирования и хранения коревой вакцины, в соответствии с СП 3.3.2.12348-03 «Условия транспортирования и хранения МИБП».
2. Департаменту здравоохранения Тюменской области совместно с Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области:
2.1. Создать комиссию по подтверждению статуса Тюменской области, как территории, свободной от эндемичной кори.
2.2. Провести оценку представленных сведений из лечебно – профилактических учреждений, подтверждающих отсутствие эндемичной кори в Тюменской области и утвердить материалы о выполнении программы ликвидации кори для представления в Региональный центр по надзору за корью и краснухой до 01.11.2010г, в соответствии с таблицами приложения 1.
2.3. Организовать работу по профилактике кори на каждой административной территории в соответствии с утвержденными ВОЗ критериями элиминации кори (приложение №2).
2.4. Провести обучающие семинары с медицинскими работниками по вопросам выявления больных корью, краснухой, мерам профилактики, правилам отбора сывороток крови от больных с экзантемой и лихорадкой, а также правилам транспортировки крови и оформления направлений на исследования.
3. Начальникам территориальных отделов, начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Тюменской области
3.1. Откорректировать и представить уточненные, согласованные с руководителями лечебно – профилактических учреждений статистические данные (по каждой административной территории), необходимых для подтверждения статуса Тюменской области, как территории, свободной от эндемичной кори.
3.2. Обеспечить контроль за выполнением требованием СП 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита», организацией и проведением вакцинации против кори детей в возрасте 1 года, 6 лет и взрослого населения в возрасте 18 – 35 лет.
3.3. Осуществлять контроль за своевременностью проведения противоэпидемических мероприятий в очагах кори и краснухи, в соответствии с СП 3.1.2.1176 – 02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита».
3.4. Обеспечить контроль за своевременностью проведения противоэпидемических мероприятий в очагах кори и краснухи, в соответствии с СП 3.1.2.1176 – 02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита».
3.5. Обеспечить проведение информационно – разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики кори.
4. Главному врачу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (А.Я.Фольмер)
4.1. Обеспечить своевременное и в полном объеме проведение эпидемиологического расследования каждого случая заболевания корью, краснухой с заполнением карты эпидемиологического обследования, в соответствии с приложением № 1 приказа № 117 от 21.03.2003г «О реализации «Программы ликвидации кори в РФ» к 2010 году».
4.2. Обеспечить своевременную доставку сывороток крови от больных корью, лиц с подозрением на заболевание корью, больных с пятнисто – папулезной сыпью и лихорадкой в Региональный центр по надзору за корью и краснухой г. Новосибирск, в течение 72 часов от момента взятия материала.
4.3. Ежемесячно представлять в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области сведения о количестве сывороток крови, отправленных в Региональный центр по надзору за корью (в соответствии с приложением № 4 постановления).
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Накатаева А.В.
Г.В.Шарухо
Сохранить документ
Источник