Приказ 117 ликвидации кори
Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 117
“О реализации “Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году”
Последние 7 лет в России регистрируются низкие показатели заболеваемости корью. В 2002 году показатель составил 0,42 на 100 тыс. населения, в 54 регионах заболевания корью вообще не регистрировались, а в 27 – имели место единичные случаи. Снижение заболеваемости корью в стране обусловлено увеличением охвата прививками живой коревой вакциной детей в декретированные сроки.
В целях реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году приказываю:
1. Считать ликвидацию кори в Российской Федерации к 2010 году приоритетной задачей здравоохранения.
2. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению организации медицинской помощи матерям и детям Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ “Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России”, главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать работу по реализации “Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г”.
3. Директору ГУ “Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России” А.Б.Жебруну, главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации определить ответственное лицо за реализацию “Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году”. О принятом решении информировать Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России до 01.05.2003 с указанием фамилии, должности и контактного телефона.
4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью, директору ГУ “Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России” А.Б.Жебруну,
4.1. Обеспечить направление в ГУ “Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского” Минздрава России:
– ежемесячно (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным) сведений о заболевших корью в разных возрастных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом;
– ежегодно (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) отчета о результатах серологических исследований в индикаторных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом.
4.2. Обеспечить внедрение в практику работы вирусологических лабораторий “Руководства по лабораторной диагностике кори”, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения.
5. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
5.1. Обеспечить выявление, диагностику, лабораторное обследование больных корью и подозрительных на это заболевание в соответствии со стандартным определением случая заболевания корью (приложение N 1), рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (приложение N 2), комплексом противоэпидемических мероприятий в очагах кори и очагах, подозрительных на это заболевание, в соответствии с перечнем противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции (приложение N 3), правилами сбора, хранения и транспортировки образцов сыворотки крови и вируссодержащих материалов (приложение N 4).
5.2. Организовать и проводить плановые серологические исследования с целью изучения состояния специфического иммунитета в индикаторных группах населения (серомониторинг) (приложение N 5).
6. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации обеспечить:
6.1. Контроль за своевременностью и полнотой выявления, диагностики, лабораторного обследования и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание, проведением комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции.
6.2. Контроль за своевременностью и полнотой иммунизации населения против кори, организацией и проведением плановых серологических исследований с целью определения иммунитета населения к вирусу кори.
7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ “Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России” организовать региональные совещания по вопросам реализации “Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году”.
8. ГУ “Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России”:
8.1. Организовать работу по генотипированию штаммов вируса кори, циркулирующих на территории Российской Федерации.
8.2. Обеспечить сбор и анализ материалов по реализации “Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году” и представить отчет в Минздрав России и в Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения.
9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко.
Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 117 “О реализации “Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году”
Текст приказа опубликован в журнале “Здравоохранение”, 2003 г., N 8
Источник
СОСТОЯНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ИММУНИТЕТА В ИНДИКАТОРНЫХ ГРУППАХ НАСЕЛЕНИЯ (СЕРОМОНИТОРИНГ)
Целью серологического мониторинга является оценка состояния индивидуального, коллективного и популяционного иммунитета на конкретной территории, определение уровня фактической защищенности от инфекции в отдельных возрастных группах населения, а также возможность судить о качестве прививочной работы на местах.
Серологическое обследование привитых осуществляется на всех территориях Российской Федерации в 4 основных индикаторных группах населения:
– дети 3 – 4 лет (детские сады и комбинаты);
– дети 9 – 10 лет (школьники 3 – 4 классов);
– подростки 16 – 17 лет (учащиеся школ, средних учебных заведений);
– взрослые 23 – 25 лет (студенты последних курсов ВУЗов, доноры без учета сведений прививочного анамнеза).
Для обследования следует выбирать коллективы, где случаи заболевания корью не регистрировались в течение года. В каждой индикаторной группе обследуется 50 – 100 человек.
По усмотрению эпидемиолога серологическое обследование может быть проведено и в других возрастных группах.
По результатам серологического обследования детей в возрасте 3 – 4 лет и школьников 9 – 10 лет судят об уровне и напряженности противокоревого иммунитета в ближайшие сроки, соответственно после вакцинации и ревакцинации ЖКВ, а серологическое обследование подростков 16 – 17 лет – в отдаленные сроки после ревакцинации ЖКВ (при выпуске из школы), а также об уровне иммунной прослойки к кори в новых коллективах, формирующихся в средних и высших учебных заведениях. Результаты обследования лиц 23 – 25 лет характеризуют состояние специфического иммунитета к кори среди молодого взрослого населения.
Критериями эпидемического благополучия при кори принято считать выявление не более 7% серонегативных результатов в каждой возрастной группе.
При выявлении в какой-либо группе более 10% серонегативных к вирусу кори лиц следует:
1. Выявить причины низкого уровня иммунитета:
– провести анализ прививочной документации – сопоставить сведения о прививках во всех учетных формах (карта проф. прививок, истории развития, рабочие журналы и пр.) на выявленных серонегативных лиц для установления факта наличия прививки;
– уточнить, не перенес ли кто-то из обследуемых какого-либо острого заболевания вскоре после прививки ЖКВ или за 1 – 1,5 месяца до обследования, не получал ли иммуноглобулин вскоре после прививки ЖКВ и др.;
– оценить условия хранения вакцины, серию препарата.
2. Дополнительно проверить состояние иммунитета к кори у лиц того же возраста (не менее 50 человек), но в 2-х других коллективах, курируемых ЛПУ, где выявлен высокий процент серонегативных лиц.
Если после дополнительного обследования количество незащищенных к кори будет превышать приведенный критерий, следует решать вопрос о тактике иммунопрофилактики в этих коллективах. Для этого необходимо обследовать детей (подростков) других возрастных групп по усмотрению эпидемиолога. Если среди них доля серонегативных к вирусу кори не будет превышать вышеприведенного показателя, то дополнительным прививкам в обследуемых коллективах и ЛПУ, к которым прикреплены данные учреждения, подлежат лишь дети и подростки того возраста, где выявлен высокий процент серонегативных лиц. Если процент серонегативных среди обследованных окажется значительно выше 10%, то следует решать вопрос о дополнительных прививках всем детям (подросткам) данного ЛПУ.
Если высокий процент серонегативных лиц выявлен в коллективах детей или подростков в 2-х ЛПУ района, то для оценки прививочной работы в данном районе необходимо провести серологическое обследование индикаторных групп в других ЛПУ этого района.
Однако для принятия управленческих решений по расширению мероприятий по учреждениям, курируемым ЛПУ, или по району в целом необходимо все сыворотки обследованных детей и подростков прислать в Национальный центр по надзору за корью.
Серологический мониторинг состояния противокоревого иммунитета осуществляется ЦГСЭН совместно с органами управления здравоохранения субъектов Федерации, на которые возлагаются функции отбора контингентов на плановое обследование, сбор сывороток крови в индикаторных группах населения и доставка их в региональные центры по надзору за корью.
Срок, в течение которого сыворотки собираются и доставляются в региональный центр, не должен превышать 7 дней.
Сыворотки крови направляются на исследование в лабораторию регионального центра с сопроводительным документом (“Список лиц, подлежащих серологическому обследованию на наличие специфических антител к вирусу кори”) в 2-х экземплярах.
Вирусологическая лаборатория регионального центра исследует сыворотки в течение 7 – 10 дней с момента их поступления и направляет результаты исследования в ЦГСЭН субъекта Российской Федерации.
Центр госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации в течение 3 – 5 дней после получения результатов серомониторинга проводит вакцинацию ЖКВ выявленных серонегативных лиц, в том числе ревакцинированных. Отчет о проведенной вакцинации по предложенной форме (“Отчет о результатах серологического исследования сывороток крови на наличие специфических антител в индикаторных группах населения и проведении вакцинации выявленным серонегативным лицам”) направляется в региональный центр до 15 января года, следующего за отчетным.
Региональный центр ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, по той же форме направляет в Национальный научно-методический центр по надзору за корью отчет о результатах исследования противокоревого иммунитета в индикаторных группах населения по каждой курируемой территории и по центру в целом, а также сведения об “Иммунной структуре и количестве заболевших корью в разных возрастных группах населения”.
Региональный центр один раз в квартал, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в Национальный центр по надзору за корью не менее 30% сывороток лиц, обследованных по плану.
Приложение N 1
к Состоянию специфического
иммунитета в индикаторных
группах населения
(серомониторинг)
СПИСОК ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ СЕРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ НА НАЛИЧИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ АНТИТЕЛ К ВИРУСУ КОРИ (СЕРОМОНИТОРИНГ)
N п/п | Фамилия, имя, отчество | Дата рождения | Дата вакцинации | Дата ревакцинации | Дата взятия крови | Дата поступления крови или сыворотки | Дата постановки ИФА | Результат (указать титр LgG в МЕ/мл) |
1. |
Подпись ответственного лица _____________
Приложение N 2
к Состоянию специфического
иммунитета в индикаторных
группах населения
(серомониторинг)
ИММУННАЯ СТРУКТУРА И КОЛИЧЕСТВО ЗАБОЛЕВШИХ КОРЬЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ НАСЕЛЕНИЯ
Возраст | Всего на учете | Вакцинировано | Ревакцинировано | Не привито | Переболело корью ранее | Нет сведений | |||||
всего | из них заболело в отчетном году | всего | из них заболело в отчетном году | всего | из них заболело в отчетном году | всего | из них заболело в отчетном году | всего | из них заболело в отчетном году | ||
До 6 мес. | |||||||||||
6 – 12 мес. | |||||||||||
1 год | |||||||||||
2 года | |||||||||||
3 года | |||||||||||
4 года | |||||||||||
5 лет | |||||||||||
6 лет | |||||||||||
7 лет | |||||||||||
8 лет | |||||||||||
9 лет | |||||||||||
10 лет | |||||||||||
11 лет | |||||||||||
12 лет | |||||||||||
13 лет | |||||||||||
14 лет | |||||||||||
15 лет | |||||||||||
16 лет | |||||||||||
17 лет | |||||||||||
18 – 19 | |||||||||||
20 – 24 | |||||||||||
25 – 29 | |||||||||||
30 – 39 | |||||||||||
40 – 49 | |||||||||||
50 – 59 | |||||||||||
60 и ст. | |||||||||||
Итого |
Подпись ответственного лица _____________
Приложение N 3
к Состоянию специфического
иммунитета в индикаторных
группах населения
(серомониторинг)
ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ СЕРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЫВОРОТОК КОРИ НА НАЛИЧИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ АНТИТЕЛ К ВИРУСУ КРОВИ В ИНДИКАТОРНЫХ ГРУППАХ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИИ ВАКЦИНАЦИИ ВЫЯВЛЕННЫМ СЕРОНЕГАТИВНЫМ ЛИЦАМ
Возрастные группы (индикаторные) | Количество обследованных | Из них выявлено: серонегативных | В том числе привито по результатам серологического обследования |
3 – 4 года | |||
9 – 10 лет | |||
15 – 17 лет | |||
23 – 25 лет | |||
Другие (указать) | |||
Всего: |
Подпись ответственного лица _____________
Источник
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
Действия
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 21.03.2003 N 117 «О РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ ЛИКВИДАЦИИ КОРИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К 2010 ГОДУ»
- На момент включения в базу документ опубликован не был
СТАНДАРТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛУЧАЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОРЬЮ
Стандартное определение случая заболевания, предложенное ВОЗ, — любой человек с температурой 38 °C и выше, пятнисто-папулезной сыпью и хотя бы с одним из следующих симптомов: кашель, насморк, конъюнктивит (красные глаза) или любой человек с подозрением на корь.
Эпидемиологическая классификация случаев кори:
— случай острого заболевания, при котором имеется один или несколько типичных клинических признаков кори, перечисленных выше, следует считать «подозрительным»;
— случай острого заболевания, при котором имеются клинические признаки, отвечающие стандартному определению случая кори, и эпидемиологическая связь с другим подозрительным или подтвержденным случаем кори следует считать «вероятным»;
— случай острого заболевания, классифицированный как «подозрительный» или «вероятный» после лабораторного подтверждения диагноза, считается «подтвержденным».
При этом лабораторно подтвержденный случай кори не обязательно должен отвечать стандартному клиническому определению случая (атипичные, стертые формы).
При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза кори из-за невозможности проведения исследований «вероятный» случай автоматически классифицируется как «подтвержденный».
Окончательный диагноз кори устанавливается при наличии лабораторного подтверждения диагноза и/или при эпидемиологической связи с другими подтвержденными случаями данного заболевания.
Приложение N 2
к Приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 марта 2003 г. N 117
Использованные источники: zakonbase.ru
СМОТРИТЕ ЕЩЕ:
Через кого передаётся корь
Уход за больным с корью
Чем опасна корь во время беременности
Краснуха или корь диф диагностика
Корь видеоролик
Заболевание корью симптомы
Корь приказ 117 от
к постановлению
Министерства здравоохранения
Республики Беларусь
КЛИНИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ
диагностики и лечения заболеваний, характеризующихся
повышенным кровяным давлением
РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Артериальная гипертензия — хроническое повышение артериального давления (далее-АД), при котором систолическое АД (далее-САД) равно или выше 140 мм ртутного столба, диастолическое (далее-ДАД) — равно или выше 90 мм ртутного столба.
Клинический протокол диагностики и лечения инфаркта миокарда, нестабильной стенокардии
КЛИНИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ
диагностики и лечения инфаркта миокарда, нестабильной стенокардии
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
НА ЭТАПАХ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ПАЦИЕНТАМ С ОСТРЫМ КОРОНАРНЫМ СИНДРОМОМ
Диагноз «острый коронарный синдром» (ОКС) является предварительным и используется на догоспитальном этапе, приёмном отделении стационаров, в первые часы пребывания пациентов в реанимационных/инфарктных отделениях до уточнения окончательного диагноза — острый или повторный инфаркт миокарда (I21. — , I22. -), нестабильная стенокардия (I20.0).
Клинический протокол диагностики и лечения тахикардии и нарушений проводимости
КЛИНИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ
диагностики и лечения тахикардии и нарушений проводимости
РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ведущей причиной смерти во всем мире, в том числе и в Беларуси является смертность от ишемической болезни сердца (53,2%). Более 60 % летальных исходов в данной группе пациентов вызваны внезапной остановкой сердца в основе которой лежат тахи- и брадиаритмии. Поэтому при работе с нарушениями ритма надо быть готовым к оказанию сердечно-легочной реанимации (далее-СЛР). В соответствии с международными рекомендациями по СЛР при работе с пациентом, имеющим остановку сердечной деятельности необходимо следовать «цепочке выживания»:
Использованные источники: lech-delo.by
СМОТРИТЕ ЕЩЕ:
Комплексная прививка корь паротит
Можно ли заразится корью если есть прививка
Анализ на корь как сдается
Корь прививка куда делается
Контагиозность корь
Изменения и дополнения:
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 мая 2018 г. № 501
На основании подпункта 9.1 пункта 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360», и в целях обеспечения эпидемиологического благополучия по кори в условиях активной циркуляции вирусов кори в сопредельных странах
1. Начальникам управлений (главных управлений) здравоохранения облисполкомов, председателю комитета по здравоохранению Мингорисполкома организовать:
1.1. проведение до 09.04.2018 анализа сведений о прививочном статусе в отношении кори работников организаций здравоохранения, определение лиц, подлежащих вакцинации, и представление обобщенных сведений по форме приложения 1 к настоящему приказу по электронной почте otd_immun@rcheph.by;
Документ отображен частично. Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас есть платный доступ, нажмите Войти. Для получения платного доступа нажмите Купить.
Использованные источники: bii.by
Источник
Зарегистрирован в Минюсте 5 октября 2011 г.
Регистрационный N 21979
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав результаты реализации мероприятий по ликвидации кори на территории Российской Федерации и эпидемиологическую ситуацию по кори в 2011 году, отмечаю следующее.
Вакцинопрофилактика и эффективный эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий активное выявление клинических случаев кори с обязательным лабораторным подтверждением диагноза, существенно повлияли на уровень заболеваемости и характер эпидемического процесса кори в Российской Федерации.
На большинстве территорий страны достигнут и удерживается на протяжении ряда лет показатель заболеваемости корью на уровне менее 1,0 на миллион населения, соответствующий критерию элиминации кори, определенному Всемирной организацией здравоохранения.
Проводимые в стране молекулярно-генетические исследования свидетельствуют об отсутствии циркуляции в последние годы эндемичного для России штамма кори D6.
Данная ситуация позволила начать процедуру сертификации – документального подтверждения статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори1.
Вместе с тем, по предварительным результатам рассмотрения представленных в 2011 году субъектами Российской Федерации документов, Национальной Сертификационной Комиссией выявлен ряд недостатков в организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, а также подготовке отчетной документации.
В Оренбургской, Пензенской областях, республиках Башкортостан, Ингушетия, Хабаровском крае требуется уточнить данные охвата профилактическими прививками против кори взрослого населения в возрасте 18 – 35 лет.
Отмечен недостаточный охват прививками взрослых (менее 95%) в некоторых районах и медицинских организациях в Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, в Тюменской и Томской областях, Республике Карелия.
Имеются недостатки в планировании профилактических прививок взрослому населению в возрасте 18 – 35 лет в Республике Чувашия, Нижегородской, Ивановской и Владимирской областях.
Отсутствуют или требуют уточнения данные охвата прививками мигрантов в Оренбургской и Сахалинской областях, Республике Башкортостан и в Приморском крае.
В Ханты-Мансийском автономном округе, Ленинградской, Мурманской областях, Чеченской Республике, Чукотском автономном округе в отдельные годы не достигнут расчетный критерий обследования больных с экзантемными заболеваниями, что свидетельствует о недостатках в организации активного выявления случаев кори.
В Красноярском крае, республиках Хакасия и Бурятия, Иркутской и Амурской областях, г. Москве заболеваемость корью превысила рекомендуемый уровень в связи с регистрацией групповых заболеваний.
Изложенное выше свидетельствует о необходимости дополнительного углубленного анализа сложившейся эпидситуации в указанных субъектах Российской Федерации, а также оценки эффективности проведенных в них профилактических и противоэпидемических мероприятий в 2010 – 2011 годах.
Осложнение эпидситуации в 2010 – 2011 годах в некоторых субъектах Российской Федерации связано с завозными случаями кори из ряда стран Европейского и Азиатского регионов, где были зарегистрированы крупные вспышки кори. Всего по данным ВОЗ заболеваемость корью в 2011 году регистрировалась в 38 странах Европы и Азии, суммарно выявлено более 21 000 случаев.
Около 90% случаев заболеваний выявлены во Франции, Германии, Италии, Испании, Румынии, Бельгии, Швейцарии, Соединенном Королевстве и Узбекистане. Согласно опубликованным ВОЗ данным, вспышки кори были связаны с циркуляцией вируса генотипа D4 (в Бельгии, Болгарии, Франции, Сербии), генотипа В3 (в Испании), генотипа D9 (в Турции).
Учитывая развивающиеся международные связи, прежде всего туристические, а также значительный поток мигрантов из стран СНГ, риск завоза кори на территорию России ежегодно увеличивается.
Так, удельный вес завозных случаев кори с 2003 года по 2010 год возрос с 1% до 21,7%. Только за первую половину 2011 года в России выявлено 33 завозных случая кори, тогда как за весь 2010 год было зарегистрировано 28 таких случаев. Наибольшее число импортированных случаев наблюдалось с территории Франции (11 случаев) и Узбекистана (9). Установлен завоз инфекции также из Англии, Германии, Италии, Латвии, Украины, Таджикистана, Индии, Индонезии, КНР и Испании.
По данным формы федерального статистического наблюдения N 1 “Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях” за 7 месяцев 2011 года в Российской Федерации зарегистрировано 167 случаев кори в 18 субъектах страны. Еще 3 случая заболевания корью выявлены среди служащих различных ведомств. Показатель заболеваемости корью по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 1,6 раза – с 0,07 до 0,12 на 100 тыс. населения. Наибольшее число случаев кори зарегистрировано в г. Москве (59 случаев), Астраханской области (26 случаев), Красноярском крае (20 случаев), Томской области (14 случаев) и Ставропольском крае (17 случаев).
Рост заболеваемости корью в 2011 году обусловлен ростом числа заболевших взрослых, которые в структуре общей заболеваемости составили 78,4%. При этом из числа заболевших взрослых в возрасте 18 – 35 лет свыше 53% не были привиты или не имели сведений о прививках против кори, более 11% – были привиты однократно.
По результатам эпидрасследования вспышечной заболеваемости в некоторых субъектах Российской Федерации выявлены серьезные недостатки в работе по иммунизации населения против кори, включая дефекты планирования и отчетности, недостаточный охват прививками населения, прежде всего из числа групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, мигрантов и других).
По отчетным данным, представленным в Роспотребнадзор по итогам за 7 месяцев 2011 года, в целом по стране привито против кори лиц в возрасте 18 – 35 лет всего 31,1% от числа подлежащих прививкам в 2011 году, а по Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской областям, Алтайскому краю, Удмуртской Республике – менее 10%.
Не начата иммунизация в Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областях, республиках Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках.
В целях обеспечения готовности субъектов Российской Федерации к сертификации территорий, свободных от эндемичной кори, и поддержания данного статуса, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст.3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч. 1), ст.4563; N 30 (ч. 1), ст.4591) постановляю:
1. Руководителям органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Обсудить результаты рассмотрения документов, представленных в Национальную Сертификационную Комиссию для подтверждения статуса субъекта Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори с принятием при необходимости дополнительных мер по устранению выявленных недостатков.
1.2. Предусмотреть выделение ассигнований на закупку вакцины против кори для иммунизации населения по эпидемическим показаниям, а также для групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, торговли, социальных работников, студентов, мигрантов, труднодоступного населения и других)2.
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан рекомендовать обеспечить:
2.1. Поддержание высоких (не менее 95%) уровней охватов профилактическими прививками против кори населения в рамках национального календаря профилактических прививок, а также лиц из числа контингентов групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, социальных работников, мигрантов, студентов и других).
2.2. Представление медицинскими организациями достоверных данных о выполненных профилактических прививках против кори для формирования федеральных государственных статистических форм.
3. Руководителям органов исполнительной власти в области охраны здоровья граждан Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской, Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областей, Алтайского края, республик Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Удмуртия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик принять меры по увеличению темпов иммунизации контингентов, подлежащих прививкам против кори в 2011 году.
4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:
4.1. Провести расчет потребности в вакцине против кори для иммунизации групп риска и населения по эпидемическим показаниям и представить его в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях выделения ассигнований на закупку вакцины.
4.2. Обеспечить своевременное и в полном объеме проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах кори согласно требованиям санитарного законодательства.
4.3. Обеспечить повсеместно достижение расчетного критерия обследования больных с экзантемными заболеваниями.
4.4. Информировать туроператоров, турагентов и туристов, выезжающих в страны, где зарегистрированы вспышки кори, об угрозе инфицирования и необходимости иммунизации лиц, не привитых против кори.
4.5. Организовать обучение медицинских работников по вопросам эпиднадзора, диагностики и профилактики коревой инфекции.
4.6. Проводить систематическую информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам профилактики кори.
4.7. Обеспечить взаимодействие с медицинскими организациями ведомственного подчинения в части организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении случаев заболевания корью.
5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по г. Москве, Республике Бурятия, Красноярскому краю, Томской и Амурской областям, Чукотскому автономному округу совместно с органами исполнительной власти в области охраны здоровья граждан указанных субъектов Российской Федерации принять меры по достижению критериев готовности субъекта Российской Федерации к сертификации территории, свободной от эндемичной кори.
6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводить контроль за планированием иммунизации населения против кори в рамках национального календаря профилактических прививок, а также контингентов из групп риска, организацией и проведением иммунизации населения, достоверностью представляемых отчетных сведений о прививках против кори, безопасными условиями иммунизации населения – в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
7. Руководителю ФБУН “Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского” Роспотребнадзора (В.А. Алешкин):
7.1. Обеспечить оказание консультативной помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам организации эпидемиологического надзора и иммунизации населения.
7.2. В срок до 01.11.2011 представить в Роспотребнадзор проект Национального плана мероприятий по поддержанию статуса территорий Российской Федерации, свободных от эндемичной кори на 2012 – 2015 годы.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Г. Онищенко
1 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.04.2010 N 23 “О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году в рамках стратегического плана Европейского региона ВОЗ 2005-2010” (зарегистрировано Минюстом России 13.08.2010, регистрационный N18149).
2 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.02.2011 N 12 “О дополнительных мероприятиях по реализации “Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации” (зарегистрировано Минюстом России 10.03.2011, регистрационный N 20044).
Источник