После введения иммуноглобулина прививку против кори можно делать через

2261 просмотр
21 ноября 2017
Добрый день. Сделали ребенку 3,5 лет иммуноглобулин 1,5 мл, в качестве профилактической меры от кори, сказали с прививками проблем не будет и уже через месяц можно привиться, но сейчас врачи говорят,что ждать нужно 2-4 месяца. Но ведь после иммуноглобулина можно делать все прививки по плану, кроме кори,краснухи и паротита. Всё-таки можно ребенку сделать АКДС и полиомиелит или придется ждать 3 месяца?
На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского врача аллерголога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Педиатр, Терапевт, Массажист
Иммуноглобулин как прививка- месяц между ним и другими прививками. Не более.
Педиатр
Здравствуйте,можно будет прививаться через месяц АКДС и полиомиелит.
Гематолог
Здравствуйте. Наверное, как всегда нет прививок. Если есть возможность ,делайте тогда в платной клинике
Педиатр, Гастроэнтеролог
Здравствуйте,можно,3 месяца ждать не нужно.
Ортопед, Травматолог
Можно, просто купите прививку и они сделают.
У них до Нового года уже не будет вакцины. ))
Мария, 21 ноября 2017
Клиент
Константин, как раз наоборот, такой переполох развели с этими прививками, на карантин в ДС нас высадили, а привиться не разрешают врачи в поликлинике. Хотя идёт сейчас массовая вакцинация, как будто если до нг кто-то не привит останется им по шапке надают. Странная ситуация. Спасибо за ответ, я теперь ещё больше уверена в своей правоте, но не понимаю действия врачей из нашей поликлиники.
Терапевт
Здравствуйте.промежуток между прививками можно делать в один месяц.лучше всего будет купить прививки самим и сделать их в приватной клинике,к примеру.
Здоровья Вам и всех благ.
Кардиолог, Терапевт, Невролог
В государственных учреждениях так… то нет по полгода, то за месяц до конца вагон выгружают и говорят: Вы же планировали? Вот и делайте! Сколько просили столько вам и дали! И так почти ежегодно, кого-то петухи клюют в …., а врачи суету создают))) Прививку делать можно.
Стоматолог
Ситуация странная.Потому что вакцинам сейчас удаляют много внимания. От них стали отказываться. Людям стали пояснять, что это вредно. По этому поводу появилось много информации. Поэтому ситуация очень странная. Но явно есть какая-то подоплека.
Невролог, Психолог
Добрый вечер, Мария. Через месяц можно делать АКДС и полиомиелит, не нужно ждать 3 месяца. Всё по плану. Крепкого здоровья Вам и Вашему малышу.
Гинеколог, Маммолог, Акушер
Здравствуйте!
Вы все правильно поняли, прививки можно ставить в обычном режиме, но следить за состоянием ребёнка до этой процедуры обязательно, другие болезни и осложнения никто не отменял. АКТГ и полирмиелит – это простые прививки, которые лишь вырабатываются иммунитет. , то есть вреда никакого! Не бойтесь. Если ваш ребёнок спокойно все переносит, то не волнуйтесь и делайте что за планировали.
Здоровья вам и вашему ребёнку!
Уролог
Нет, три месяца ждать не нужно. Действуйте через месяц в обычном режиме.
Дерматолог, Терапевт, Пульмонолог
Здравствуйте.Через месяц можете делать .
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовал 1 человек,
средняя оценка 2
Краснуха
1 декабря 2017
Светлана, Санкт-Петербург
Вопрос закрыт
Корь
12 апреля 2019
Леонид, Москва
Вопрос закрыт
Прививка
26 сентября 2019
Екатерина, Москва
Вопрос закрыт
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?
Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою онлайн консультацию врача.
Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!
Источник
– 10 дней
– 2 недели
– 1 месяц
– 1,5 месяца
+ 3 месяца
Для вакцинации против кори в нашей стране используется
– субъединичная вакцина
– анатоксин
+ живая вакцина
– убитая вакцина
– генно-инженерная вакцина
Одним из достоинств живых вакцин является
– большая устойчивость при хранении
+ длительность обусловливаемого ими иммунитета
– возможность отмирания микроорганизмов в процессе хранения
– возможность применения у лиц с иммунодефицитами
– отсутствие постоянных противопоказаний
Достоинством убитых вакцин является
– введение только парентеральным способом
– однократность введения при вакцинации
+ стабильность при хранении
– возможность введения в организм человека естественными способами
– минимальный риск развития аллергических осложнений
Для получения гетерологичных препаратов используется кровь
– иммунизированных доноров
– переболевших людей
– из плаценты
+ гипериммунизированных животных
– гипоиммунизированных животных
252. Минимальный интервал между введением нескольких доз вакцины определяется…
+ длительностью фаз развития иммунного ответа
– риском развития осложнений
– типом вакцины
– кратностью введения вакцины
– длительностью сохранения клеток памяти в организме
При хранении вакцин в холодильнике прививочного кабинета допустимы колебания температуры
– от 0 до + 80С
+ от +2 до + 80С
– от -2 до + 60С
– от -2 до + 80С
– от 0 до + 120С
Иммунобиологические лекарственные средства, применяемые для создания активного иммунитета
– сыворотки
+ живые вакцины
– интерфероны
– антибиотики
– бактериофаги
Для создания активного иммунитета применяют следующие иммунобиологические лекарственные средства
– сыворотки
+ живые вакцины
– интерфероны
– антибиотики
– бактериофаги
Активный иммунитет создается с помощью следующих иммунобиологических лекарственных средств
– антибиотики
– сыворотки
+ живые вакцины
– интерфероны
– бактериофаги
К иммунобиологическим препаратам, применяемым для создания активного иммунитета, относятся
– иммуноглобулины
– противовирусные препараты
– сыворотки
+ анатоксины
– бактериофаги
Иммунобиологические лекарственные средства для создания активного иммунитета – это
– бактериофаги
– сыворотки
– антибиотики
+ вакцины
– иммуноглобулины
К иммунобиологическим лекарственным средствам, применяемым для создания активного иммунитета, относятся
– иммуноглобулины
– противовирусные препараты
– сыворотки
+ вакцины
– бактериофаги
К иммунобиологическим лекарственным средствам, применяемым для создания пассивного иммунитета, относятся
– химические вакцины
+ иммуноглобулины
– живые вакцины
– анатоксины
– интерфероны
Для создания пассивного иммунитета применяются следующие иммунобиологические лекарственные средства
– анатоксины
– бактериофаги
+ иммунные сыворотки
– живые вакцины
– интерфероны
Живые вакцины применяются для профилактики
– дифтерии
– вирусного гепатита А
+ кори
– столбняка
– гемофильной инфекции
Используются живые вакцины для профилактики
– клещевого энцефалита
– коклюша
+ туберкулеза
– вирусного гепатита В
– столбняка
Применяются живые вакцины для профилактики
– пневмококковой инфекции
– дифтерии
– коклюша
– столбняка
+ полиомиелита
Живые вакцины используются для профилактики
– дифтерии
– пневмококковой инфекции
+ краснухи
– коклюша
– вирусного гепатита А
Живые вакцины следует применять для профилактики
– холеры
– вирусного гепатита В
– гемофильной инфекции
– коклюша
+ эпидемического паротита
Инактивированные вакцины применяются для профилактики
– туберкулеза
+ полиомиелита
– краснухи
– кори
– эпидемического паротита
Применяются инактивированные вакцины для иммунопрофилактики
– эпидемического паротита
– туберкулеза
– ветряной оспы
+ коклюша
– кори
Источник
Пост о введении живых вакцин после иммуноглобулинов, или Как не ввести вакцину вхолостую. Коллегам.
Все врачи помнят, что живые парентеральные (БиВак, РотаТек – не в счет) вакцины нужно вводить либо в один день, либо с интервалом в 4 недели. Если нарушить это правило, и ввести живую, а через недельку вторую живую – то первая сработает, а вторая нет. Живые вакцины капризны.
Но, к сожалению, далеко не все врачи помнят, что после введения препаратов крови, содержащих иммуноглобулины (антитела) – тоже нельзя вводить живые парентеральные вакцины какое-то время, так как донорские антитела свяжут вакцинные вирусы и вакцины не сработают. Более того, некоторые коллеги, помня про возможность введения столбнячного анатоксина одновременно с ПСЧИ, а Кокава одновременно с антирабическим иммуноглобулином (напомню, что ни АС/АДС-м, ни антирабические вакцины не являются живыми) – по аналогии считают, что для экстренной постконтактной профилактики кори можно вводить в один день препарат иммуноглобулина и вакцину против кори (живую, в этом подвох!). Это грубая ошибка.
А как правильно? Вот так:
1) Цитата
MMR and varicella vaccines either should be administered ≥2 weeks before receipt of a blood product or should be delayed 3–11 months after receipt of the blood product, depending on the dose and type of blood product (Table 2-04).
Перевод
Вакцины против кори, краснухи и паротита, а также против ветряной оспы, следует вводить либо за ≥2 недель до получения препарата из донорской крови, либо через 3-11 месяцев после его получения, в зависимости от дозы и вида препарата крови (см таблицу 2-04).
Источник
https://wwwnc.cdc.gov/travel/yellowbook/2018/the-pre-..
2) Еще цитата:
Post-exposure Prophylaxis
People exposed to measles who cannot readily show that they have evidence of immunity against measles should be offered post-exposure prophylaxis (PEP) or be excluded from the setting (school, hospital, childcare). To potentially provide protection or modify the clinical course of disease among susceptible persons, either administer MMR vaccine within 72 hours of initial measles exposure, or immunoglobulin (IG) within six days of exposure. Do not administer MMR vaccine and IG simultaneously, as this practice invalidates the vaccine.
Перевод:
Постконтактная профилактика
Людям, попавшим в контакт с больным корью, которые не могут документально подтвердить наличие у них специфического иммунитета к кори, следует предложить постконтактную профилактику или исключить их из восприимчивого окружения (школа, больница, работа с детьми). Для потенциального предотвращения или облегчения клинического течения заболевания, восприимчивым лицам необходимо ЛИБО ввести вакцину MMR в течение 72 часов от начала контакта с корью, ЛИБО ввести иммуноглобулин в течение шести дней после контакта. Не назначайте вакцину MMR и иммуноглобулин одновременно, так как этот подход делает вакцину неэффективной.
Источник
https://www.cdc.gov/measles/hcp/index.html
3) Ну и последняя цитата:
– DO NOT give [immune globuline] as the measles vaccine
– If a child older than 12 months is given this drug, s/he should be given measles vaccine about 3 months later when the measles antibody titer will have disappeared.
Думаю, перевод не требуется
https://www.drugs.com/dosage/immune-globulin-intramus..
#####
Откуда такой разброс в англоязычных источниках: 3-11 месяцев? Ведь российская инструкция к иммуноглобулину человеческому нормальному говорит вполне конкретно: три месяца не вводить КПК, затем можно
https://grls.rosminzdrav.ru/Grls_View_v2.aspx?routing..
Ответ прост: российский СанПин по кори https://rg.ru/2011/12/09/kor-dok.html признает только один способ экстренной профилактики кори – введение внутримышечного нормального иммуноглобулина, тогда как в международных гайдах (например, в Guidelines on Post-Exposure Prophylaxis for measles August 2017
https://assets.publishing.service.gov.uk/government/u..)
внутримышечный ИГ признан устаревшим и весьма слабым; оптимальным способом объявлен внутривенный иммуноглобулин (ВВИГ), антитела из которого циркулируют дольше. То есть при введении внутривенного ИГ для постконтактной профилактики – срок запрета на живые вакцины будет удлиняться.
Кроме того, не забываем, что ВВИГ используется для лечения и других болезней, а пациентов после такого лечения тоже бывает нужно прививать MMR. Так, например, при болезни Кавасаки вводятся совершенно громадные дозы ВВИГ – 2 гр/кг массы тела, то есть ребенок весом 20 кг получит 800 мл (Карл!) Октагама, иногда даже больше одного введения. Сравните это с 1,5 мл внутримышечного ИГ, которые получит этот ребёнок по российской инструкции https://grls.rosminzdrav.ru/Grls_View_v2.aspx?routing.. или с 5,0 мл по международным инструкциям https://www.drugs.com/dosage/immune-globulin-intramus.. и вы поймёте, почему после внутримышечного иммуноглобулина мы ожидаем полного разрушения донорских антител через 3 мес, и тогда можем ввести вакцину MMR, а после лечения болезни Кавасаки с помощью ВВИГ, вакцину MMR можем ввести только спустя 11 месяцев.
ИТАК, дорогие коллеги. Чтобы живая вакцина сработала как следует – не забывайте уточнять у семьи и/или в медкарте, не вводился ли накануне (и не планируется ли в течение ближайших двух недель) препарат иммуноглобулина, и если вводился то какой именно, и в каком объеме. Вводите вакцины правильно, а то потом скажут, СКАЖУТ!, что нас было четверо (зачеркнуто), что прививки не работают – мол прививались и все равно корью заболели.
PS Чтобы два раза не вставать, упомяну здесь еще один способ снизить эффективность живой вакцины против кори или ветряной оспы: это обильная обработка кожи спиртом, и укол иглой с вакциной, не дожидаясь высыхания спирта. Такой контакт антисептика (на коже, или на крышке флакончика) с иглой может теоретически приводить к инактивации части вакцины и снижению качества иммунного ответа (см инструкцию к вакцине Варилрикс).
https://grls.rosminzdrav.ru/Grls_View_v2.aspx?routing..
И уж тем более, спирт (с ватного шарика или спиртовой салфетки) не должен попадать в открытую ампулу коревой вакцины (см инструкцию к коревой вакцине)
https://grls.rosminzdrav.ru/Grls_View_v2.aspx?routing.. Обсудите это с вакцинирующими медсестрами в вашей клинике, если сомневаетесь в них хоть немного.
…По международным инструкциям, кстати, если кожа внешне чистая – нет необходимости протирать ее спиртом:
Provided the skin is visibly clean, there is no need to wipe it with an alcohol wipe
https://www.rch.org.au/rchcpg/hospital_clinical_guide..
Кроме того, эксперты сайта Иммунайз не видят беды в небольшом контакте спирта на коже с иглой вакцинного шприца
Is it necessary to allow alcohol to dry completely on patients skin prior to injection?
It is prudent to allow the alcohol to evaporate, but it is unlikely that the small amount residual alcohol on the skin will affect the vaccine or increase the risk of an adverse reaction.
https://www.immunize.org/askexperts/administering-vacc..
И все же, лучше строго придерживаться правил, чтобы потом не терзаться мыслью “а сработает ли вакцина при таком нарушении техники? “
Источник
×òî òàêîå èììóíîïðîôèëàêòèêà?
Èììóíîïðîôèëàêòèêà – ìåòîä èíäèâèäóàëüíîé èëè ìàññîâîé çàùèòû íàñåëåíèÿ îò èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ïóòåì ñîçäàíèÿ èëè óñèëåíèÿ èñêóññòâåííîãî èììóíèòåòà ïðè ïîìîùè âàêöèí.
×òî òàêîå âàêöèíàöèÿ?
Âàêöèíàöèÿ – ýòî ñàìîå ýôôåêòèâíîå è ýêîíîìè÷åñêè âûãîäíîå ñðåäñòâî çàùèòû ïðîòèâ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé, èçâåñòíîå ñîâðåìåííîé ìåäèöèíå.
Îñíîâíûì ïðèíöèïîì âàêöèíàöèè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ïàöèåíòó äàåòñÿ îñëàáëåííûé èëè óáèòûé áîëåçíåòâîðíûé àãåíò (èëè èñêóññòâåííî ñèíòåçèðîâàííûé áåëîê, êîòîðûé èäåíòè÷åí áåëêó àãåíòà) äëÿ òîãî, ÷òîáû ñòèìóëèðîâàòü ïðîäóêöèþ àíòèòåë äëÿ áîðüáû ñ âîçáóäèòåëåì çàáîëåâàíèÿ.
Ñðåäè ìèêðîîðãàíèçìîâ, ïðîòèâ êîòîðûõ óñïåøíî áîðþòñÿ ïðè ïîìîùè ïðèâèâîê, ìîãóò áûòü âèðóñû (íàïðèìåð âîçáóäèòåëè êîðè, êðàñíóõè, ïàðîòèòà, ïîëèîìèåëèòà, ãåïàòèòà Â) èëè áàêòåðèè (âîçáóäèòåëè òóáåðêóëåçà, äèôòåðèè, êîêëþøà, ñòîëáíÿêà, ãåìîôèëüíîé èíôåêöèè).
×òî òàêîå “êîëëåêòèâíûé” èììóíèòåò?
×åì áîëüøå ëþäåé èìåþò èììóíèòåò ê òîé èëè èíîé áîëåçíè, òåì ìåíüøå âåðîÿòíîñòü ó îñòàëüíûõ (íå èììóíèçèðîâàííûõ) çàáîëåòü, òåì ìåíüøå âåðîÿòíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ ýïèäåìèè. Äëÿ ñîõðàíåíèÿ ýïèäåìè÷åñêîãî áëàãîïîëó÷èÿ òðåáóåòñÿ îõâàò ïðèâèâêàìè íå ìåíåå 95% íàñåëåíèÿ.
×åì îòëè÷àåòñÿ âàêöèíàöèÿ îò ðåâàêöèíàöèÿ?
Âàêöèíàöèÿ – ìåðîïðèÿòèå íàïðàâëåííîå íà ôîðìèðîâàíèå èììóíèòåòà ê îïðåäåëåííîé áîëåçíè. Îíà ìîæåò áûòü êàê îäíîêðàòíîé, òàê è ìíîãîêðàòíîé. Êðàòíîñòü ãîâîðèò î òîì, ñêîëüêî ðàç íåîáõîäèìî ïîëó÷èòü âàêöèíó äëÿ îáðàçîâàíèÿ ñòîéêîãî ïîñòâàêöèíàëüíîãî èììóíèòåòà èììóíèòåòà.
Ðåâàêöèíàöèÿ – ìåðîïðèÿòèå, íàïðàâëåííîå íà ïîääåðæàíèå ïîñòâàêöèíàëüíîãî èììóíèòåòà, âûðàáîòàííîãî ïðåäûäóùèìè âàêöèíàöèÿìè. Îáû÷íî ïðîâîäèòñÿ ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò ïîñëå âàêöèíàöèè.
×òî òàêîå ïîñòâàêöèíàëüíûé èììóíèòåò?
Ïîñòâàêöèíàöèîííûé èììóíèòåò – èììóíèòåò, êîòîðûé ðàçâèâàåòñÿ ïîñëå ââåäåíèÿ âàêöèíû.
Êàê îáåñïå÷èâàåòñÿ áåçîïàñíîñòü âàêöèí?
Âàêöèíû, òàê æå êàê è äðóãèå ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû ïðåòåðïåâàþò îáøèðíûå êëèíè÷åñêèå èñïûòàíèÿ äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ìàêñèìàëüíîé áåçîïàñíîñòè è ýôôåêòèâíîñòè. Ïåðâîíà÷àëüíûå êëèíè÷åñêèå èñïûòàíèÿ ïðîâîäÿòñÿ íà æèâîòíûõ, çàòåì ïðîâîäÿòñÿ íåñêîëüêî ôàç èñïûòàíèé íà ÷åëîâåêå.  ñîîòâåòñòâèè ñ ðåêîìåíäàöèÿìè ÂÎÇ êàæäîå ãîñóäàðñòâî, äàæå íå ïðîèçâîäÿùåå âàêöèíû äîëæíî èìåòü íàöèîíàëüíûé îðãàí êîíòðîëÿ èììóíîáèîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ (ÌÈÁÏ). Ïîñòàíîâëåíèåì Ïðàâèòåëüñòâà Ðîññèè ôóíêöèè Íàöèîíàëüíîãî îðãàíà êîíòðîëÿ, îòâå÷àþùåãî çà êà÷åñòâî âàêöèí, âîçëîæåíû íà Ãîñóäàðñòâåííûé ÍÈÈ ñòàíäàðòèçàöèè è êîíòðîëÿ ìåäèöèíñêèõ áèîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ èì. Ë.À. Òàðàñåâè÷à.
Ìîæíî ëè îäíîâðåìåííî ïðèâèâàòüñÿ ïðîòèâ íåñêîëüêèõ èíôåêöèé?
Îäíîâðåìåííîå ââåäåíèå íåñêîëüêèõ âàêöèí â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ÿâëÿåòñÿ áåçîïàñíûì, ýôôåêòèâíûì è ðåãëàìåíòèðîâàíî Íàöèîíàëüíûì êàëåíäàðåì ïðèâèâîê.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íåò êàêèõ-ëèáî ïðîòèâîïîêàçàíèé ê îäíîâðåìåííîìó ââåäåíèþ íåñêîëüêèõ âàêöèí. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿåò âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ òóáåðêóëåçà âàêöèíîé ÁÖÆ – îäíîâðåìåííî ñ íåé äðóãèå ïðèâèâêè íå ïðîâîäÿòñÿ.
Êðîìå òîãî, îäíîâðåìåííîå ââåäåíèå âàêöèí îñîáåííî àêòóàëüíî â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:
- ïðè íàäâèãàþùåéñÿ îäíîâðåìåííîé ýïèäåìèè íåñêîëüêèõ çàáîëåâàíèé;
- ïðè ïîäãîòîâêå ê ïóòåøåñòâèþ;
- ïðè íåóâåðåííîñòè â òîì, ÷òî ïàöèåíò ïðèäåò íà ïîñëåäóþùèå âàêöèíàöèè;
- ïðè óñûíîâëåíèè ðåáåíêà èíîñòðàíöàìè;
- ïðè îòñóòñòâèè äîêóìåíòîâ î ðàíåå ïðîâåäåííûõ ïðèâèâêàõ
 íàñòîÿùåå âðåìÿ Íàöèîíàëüíûì êàëåíäàðåì ïðèâèâîê ïðåäóñìîòðåíî îäíîâðåìåííîå ââåäåíèå êîìáèíèðîâàííûõ è ìîíîâàêöèí. Åäèíñòâåííûì óñëîâèåì ïðè ýòîì ÿâëÿåòñÿ ââåäåíèå ðàçíûìè øïðèöàìè â ðàçíûå ó÷àñòêè òåëà.
Îäíîâðåìåííàÿ âàêöèíàöèÿ íå ñîïðîâîæäàåòñÿ óãíåòåíèåì èììóííîãî îòâåòà. Íàø îðãàíèçì ïîñòîÿííî ñòàëêèâàåòñÿ ñ îãðîìíûì ÷èñëîì àíòèãåíîâ, îáåñïå÷èâàÿ çàùèòó âíóòðåííåé ñðåäû; ïðè ïðîíèêíîâåíèè â ýòó âíóòðåííþþ ñðåäó äàæå îäíîãî åäèíñòâåííîãî ìèêðîîðãàíèçìà îí âûðàáàòûâàåò äåñÿòêè âèäîâ àíòèòåë ê êàæäîìó èç áåëêîâ âîçáóäèòåëÿ. Ïðè ñìåøàííûõ èíôåêöèÿõ ýòî ÷èñëî âîçðàñòàåò ìíîãîêðàòíî, òàê ÷òî îòâåò íà îäíîâðåìåííîå ââåäåíèå íåñêîëüêèõ âàêöèí íå ñîçäàåò ÷ðåçâû÷àéíîé ñèòóàöèè.
Îäíîâðåìåííàÿ èììóíèçàöèÿ íå ñîïðîâîæäàåòñÿ óñèëåíèåì ïîáî÷íûõ ðåàêöèé: ÷àñòîòà ïîáî÷íûõ ðåàêöèé ïðè ñîâìåñòíîì è ðàçäåëüíîì èõ ââåäåíèè íå ðàçëè÷àåòñÿ
Êàêèå èìåþòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê âàêöèíàöèè?
Çà ïîñëåäíèå ãîäû ïåðå÷åíü ïðîòèâîïîêàçàíèé ê âàêöèíàöèè ñóùåñòâåííî óìåíüøèëñÿ. Ýòîìó ñïîñîáñòâîâàëè ïðîâîäèìûå íàó÷íûå ðàçðàáîòêè, ïîêàçàâøèå, ÷òî äåòè ñ ðàçëè÷íûìè çàáîëåâàíèÿìè ïðè ñîáëþäåíèè îïðåäåëåííûõ ïðåäîñòîðîæíîñòåé óäîâëåòâîðèòåëüíî ïåðåíîñÿò ïðèâèâêè è âûðàáàòûâàþò ïîëíîöåííûé èììóíèòåò.
Øèðîêèé ïåðå÷åíü ïðîòèâîïîêàçàíèé, ïðèìåíÿâøèéñÿ íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò â íàøåé ñòðàíå, áûë îáóñëîâëåí òåì, ÷òî áîëüøàÿ ÷àñòü èç íèõ áûëà èñêóññòâåííî ïåðåíåñåíà èç ïðîòèâîïîêàçàíèé ê îñïåííîé âàêöèíàöèè íà âñå äðóãèå âàêöèíû.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèâèâêàì ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñëåäóþùèå êàòåãîðèè: ïîñòîÿííûå (àáñîëþòíûå) è âðåìåííûå (îòíîñèòåëüíûå.
Ïîñòîÿííûå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ
Ïîñòîÿííûå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ âñòðå÷àþòñÿ äîñòàòî÷íî ðåäêî è èõ ÷àñòîòà íå ïðåâûøàåò 1% îò îáùåãî ÷èñëà äåòåé, ê íèì îòíîñÿòñÿ:
Âàêöèíû | Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ |
Âñå âàêöèíû | Ñèëüíàÿ ðåàêöèÿ èëè îñëîæíåíèå íà ïðåäûäóùóþ äîçó( òåìïåðàòóðà âûøå 40 ãðàäóñîâ, â ìåñòå ââåäåíèÿ âàêöèíû – îòåê, ãèïåðåìèÿ > 8 ñì â äèàìåòðå). |
Âñå æèâûå âàêöèíû | Èììóíîäåôèöèòíîå ñîñòîÿíèå (ïåðâè÷íîå), èììóíîñóïðåññèÿ, çëîêà÷åñòâåííûå íîâîîáðàçîâàíèÿ, áåðåìåííîñòü |
ÁÖÆ-âàêöèíà (âàêöèíà ïðîòèâ òóáåðêóëåçà) | Ìàññà òåëà ðåáåíêà ìåíåå 2000 ãðàììîâ, êåëîèäíûé ðóáåö ïîñëå ââåäåíèÿ ïðåäûäóùåé äîçû |
ÀÊÄÑ (âàêöèíà ïðîòèâ êîêëþøà, äèôòåðèè, ñòîëáíÿêà) | Ïðîãðåññèðóþùåå çàáîëåâàíèå íåðâíîé ñèñòåìû, àôåáðèëüíûå ñóäîðîãè â àíìíåçå (âìåñòî ÀÊÄÑ â ýòîì ñëó÷àå ââîäÿò ÀÄÑ) |
ÀÄÑ (äèôòåðèéíî-ñòîëáíÿ÷íûé àíàòîêñèí), ÀÄÑ-Ì(äèôòåðèéíî-ñòîëáíÿ÷íûé àíàòîêñèí ñ óìåíüøåííûì ñîäåðæàíèåì àíòèãåíîâ) | Àáñîëþòíûõ ïðîòèâîïîêàçàíèé íåò |
Æèâûå âàêöèíû ïðîòèâ êîðè, êðàñíóõè, ïàðîòèòà | Òÿæåëàÿ ðåàêöèÿ íà àìèíîãëèêîçèäû, àíàôèëàêòè÷åñêèå ðåàêöèè íà êóðèíûé áåëîê |
Âàêöèíû ïðîòèâ ãåïàòèòà Â | Ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê äðîææàì |
Âàêöèíû ïðîòèâ ãðèïïà | Ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê êóðèíîìó áåëêó |
ÑÎÂÅÒÛ ÒÅÌ, ÊÒÎ ÍÅ ÄÅËÀÅÒ ÏÐÈÂÈÂÊÈ
Ëþäè îòêàçûâàþòñÿ îò ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì. Êîìó-òî îíè ïðîòèâîïîêàçàíû, êòî-òî äóìàåò, ÷òî îíè åìó ïðîòèâîïîêàçàíû, êòî-òî îòêàçûâàåòñÿ ïî ïðèíöèïèàëüíûì ñîîáðàæåíèÿì, à êòî-òî ñ÷èòàåò, ÷òî ïðèâèâêè – ýòî ãîðàçäî áîëüøåå
Ìîæíî ëè îòêàçàòüñÿ îò ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê?
 ñîîòâåòñòâèè ñî ñòàòüåé 5 Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà îò 17 ñåíòÿáðÿ 1998 ã. N 157-ÔÇ “Îá èììóíîïðîôèëàêòèêå èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé, “ãðàæäàíå ïðè îñóùåñòâëåíèè èììóíîïðîôèëàêòèêè èìåþò ïðàâî íà îòêàç îò ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê.”. Ïðè ýòîì (â ñîîòâåòñòâèè ñ òîé æå ñòàòüåé), “ïðè îñóùåñòâëåíèè èììóíîïðîôèëàêòèêè ãðàæäàíå îáÿçàíû â ïèñüìåííîé ôîðìå ïîäòâåðæäàòü îòêàç îò ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê.”, òî åñòü íàïèñàòü ïèñüìåííûé îòêàç. Ëèöà, êîòîðûå âûïîëíÿþò ðàáîòû, ñâÿçàííûå ñ âûñîêèì ðèñêîì çàáîëåâàíèÿ èíôåêöèîííûìè áîëåçíÿìè, îáÿçàíû èìåòü ñîîòâåòñòâóþùèå ïðèâèâêè.
×òî âëå÷åò çà ñîáîé îòêàç îò ïðèâèâîê?
- – Âàø ðåáåíîê (èëè Âû ñàìè) ìîæåò çàáîëåòü òåìè áîëåçíÿìè, îò êîòîðûõ ìîæíî ñäåëàòü ïðèâèâêè;
- – Çàáîëåâ, âàø ðåáåíîê ìîæåò çàðàçèòü îêðóæàþùèõ (â òîì ÷èñëå è ÷ëåíîâ ñåìüè);
Àäìèíèñòðàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ:
- Ïðè êàðàíòèíå è ýïèäåìèè (èëè óãðîçå ýïèäåìèè) Âàì ìîãóò âðåìåííî îòêàçàòü â ïðèåìå â ó÷åáíîå èëè îçäîðîâèòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå (ïîêà íå ïðîéäåò ðèñê çàðàæåíèÿ).
- Âàì ìîãóò çàïðåòèòü âúåçä â ñòðàíû, ïðåáûâàíèå â êîòîðûõ â ñîîòâåòñòâèè ñ ìåæäóíàðîäíûìè ìåäèêî-ñàíèòàðíûìè ïðàâèëàìè ëèáî ìåæäóíàðîäíûìè äîãîâîðàìè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè òðåáóåò êîíêðåòíûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê;
- Âàì ìîãóò îòêàçàòü â ïðèåìå íà ðàáîòó èëè îòñòðàíèòü îò ðàáîòû, âûïîëíåíèå êîòîðîé ñâÿçàíî ñ âûñîêèì ðèñêîì çàáîëåâàíèÿ èíôåêöèîííûìè áîëåçíÿìè.
Êîãäà î ïðèâèâêàõ âñå-òàêè ñòîèò ïîäóìàòü
1. Åñëè ó Âàøåãî ðåáåíêà áûë êîíòàêò ñ çàáîëåâøèì, à Âû íå õîòèòå, ÷òîáû îí çàáîëåë. Òîãäà Âàì ïîòðåáóåòñÿ ýêñòðåííàÿ ïðîôèëàêòèêà (ââåäåíèå âàêöèíû èëè èììóíîãëîáóëèíà).
2. Åñëè â Âàøåì ðåãèîíå îáúÿâëåíà ýïèäåìèÿ îïàñíîãî çàáîëåâàíèÿ (íàïðèìåð, äèôòåðèè).
3. Åñëè Âû ñîáèðàåòåñü ïîñåòèòü ìåñòà, ãäå êàêîå-ëèáî çàáîëåâàíèå îñîáåííî ðàñïðîñòðàíåíî (íàïðèìåð, êëåùåâîé ýíöåôàëèò, ìåíèíãîêîêêîâûé ìåíèíãèò, æåëòàÿ ëèõîðàäêà, ãåïàòèò À â íåêîòîðûõ ðåãèîíàõ).
4. Åñëè â ñåìüå åñòü âçðîñëûå ëèöà, êîòîðûå íå áîëåëè òàêèìè çàáîëåâàíèÿìè, êàê êîðü, ïàðîòèò, êðàñíóõà. Ó âçðîñëûõ ýòè áîëåçíè ïðîòåêàþò ãîðàçäî òÿæåëåå, ÷åì ó ðåáåíêà, à íå ïðèâèòûé ðåáåíîê ñ áîëüøîé äîëåé âåðîÿòíîñòè ìîæåò ïðèíåñòè çàáîëåâàíèå èç äåòñêîãî ñàäà èëè øêîëû.
5. Åñëè êòî-ëèáî èç ÷ëåíîâ ñåìüè ïëàíèðóåò áåðåìåííîñòü, à ðåáåíîê íå ïðèâèò ïðîòèâ êðàñíóõè. Òîãäà ïðèâèâêó æåëàòåëüíî ñäåëàòü æåíùèíå, ïëàíèðóþùåé áåðåìåííîñòü. Îñîáåííî ýòî àêòóàëüíî, åñëè ðåáåíîê ñàäîâñêîãî èëè øêîëüíîãî âîçðàñòà (òî åñòü ìîæåò ëåãêî çàðàçèòüñÿ êðàñíóõîé îò äðóãèõ äåòåé).
6. Åñëè â ñåìüå åñòü áîëüíûå îíêîëîãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, à òàêæå ëèöà, ñòðàäàþùèå èììóíîäåôèöèòîì. Çàáîëåâàíèå, êîòîðîå Âàø ðåáåíîê, âîçìîæíî, ïåðåíåñåò ëåãêî, ìîæåò âûçâàòü î÷åíü òÿæåëûå ïîñëåäñòâèÿ (âïëîòü äî ëåòàëüíîãî èñõîäà) ó áîëüíîãî ÷ëåíà ñåìüè. Åñëè æå ðåáåíîê áóäåò ïðèâèò îò òàêèõ øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé, êàê êîðü, ïàðîòèò, êðàñíóõà, ãðèïï, òî òåì ñàìûì îí çàùèòèò áîëüíîãî è îñëàáëåííîãî ÷åëîâåêà.
7.  ñëó÷àå òðàâìû (îñîáåííî çàãðÿçíåííîé) – íåîáõîäèìà ñðî÷íàÿ ýêñòðåííàÿ ïðîôèëàêòèêà ïðîòèâ ñòîëáíÿêà. Îáÿçàòåëüíî ñîîáùèòå âðà÷ó, ÷òî Âû èëè Âàø ðåáåíîê íå ïðèâèò ïðîòèâ ñòîëáíÿêà.
8. Ïðè óêóñå èëè îñëþíåíèè æèâîòíûì, ó êîòîðîãî ïîäîçðåâàåòñÿ áåøåíñòâî – ïðèâèâêè ïðîòèâ áåøåíñòâà äåëàþòñÿ ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì.
Íåîáõîäèìî ëè ïðèâèâàòüñÿ âçðîñëûì?
Òàê ñëîæèëîñü, ÷òî ñëîâî “ïðèâèâêà” àññîöèèðóåòñÿ ñ ðåáåíêîì. Îäíàêî âàêöèíàöèÿ âçðîñëûõ íå ìåíåå âàæíà, ÷åì âàêöèíàöèÿ äåòåé.  íàñòîÿùåå âðåìÿ â Íàöèîíàëüíûé êàëåíäàðü ïðèâèâîê âêëþ÷åíà âàêöèíàöèÿ âçðîñëûõ ïðîòèè äèôòåðèè, ãðèïïà (ëèö ñòàðøå 60 ëåò, ìåäèêîâ, ïåäàãîãîâ è ò.ä.), êîðè (äî 35 ëåò), êðàñíóõè (æåíùèí 18-25 ëåò), ãåïàòèòà  (äî 55 ëåò).
Êîðü, ïàðîòèò, êðàñíóõà
Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ ýòèõ èíôåêöèé ðåêîìåíäóåòñÿ âñåì âçðîñëûì, êîòîðûå íå áîëåëè èëè íå áûëè âàêöèíèðîâàíû.
Âñå íåèììóííûå (òî åñòü íå áîëåâøèå è íå ïðèâèòûå) æåíùèíû äåòîðîäíîãî âîçðàñòà äîëæíû áûòü ïðèâèòû ïðîòèâ êðàñíóõè. Îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ ëèö ãðóïï ðèñêà (ðàáîòíèêîâ äåòñêèõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé è øêîë, èíôåêöèîííûõ îòäåëåíèé áîëüíèö è ðîääîìîâ, ñòóäåíòîâ-ìåäèêîâ, âðà÷åé).
Ïðè ïåðâîì ñëó÷àå êîðè â îðãàíèçîâàííîì êîëëåêòèâå ñëåäóåò ñðî÷íî (â òå÷åíèå 3-õ ñóòîê) ïðèâèòü êîðåâîé âàêöèíîé âñåõ êîíòàêòíûõ áåç îãðàíè÷åíèÿ âîçðàñòà, íå áîëåâøèõ êîðüþ è íå âàêöèíèðîâàííûõ ïðîòèâ íåå.
Ïðè ðåãèñòðàöèè çàáîëåâàíèÿ ïàðîòèòîì ðàíåå íå ïðèâèòûå è íå áîëåâøèå ïàðîòèòîì âçðîñëûå ìóæ÷èíû äî 35 ëåò ïîäëåæàò ïðèâèâêå â òå÷åíèå 7 äíåé ïîñëå êîíòàêòà ñ çàáîëåâøèì.
Âàêöèíàöèþ ïðîòèâ êîðè, ïàðîòèòà, êðàñíóõè ïðîâîäÿò áåç ïðåäâàðèòåëüíîãî ñåðîëîãè÷åñêîãî êîíòðîëÿ (àíàëèçà êðîâè íà àíòèòåëà), òàê êàê íàëè÷èå ïîñòèíôåêöèîííîãî èììóíèòåòà íè â êîåé ìåðå íå óñèëèâàåò ðåàêöèþ íà âàêöèíàöèþ.
Æåíùèíû, ïîäëåæàùèå ïðèâèâêàì íå äîëæíû áûòü áåðåìåííûìè.
Ãåïàòèò À
Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ ãåïàòèòà À ðåêîìåíäóåòñÿ ñëåäóþùèì ëèöàì:
- o Ëèöà, ïóòåøåñòâóþùèå â ðåãèîíû, ãäå âûñîê ðèñê çàðàæåíèÿ ãåïàòèòîì À
- o Ëèöà ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ïå÷åíè;
- o Èèíôèöèðîâàííûå âèðóñîì ãåïàòèòà Ñ;
- o Íàðêîìàíû;
- o Ãîìîñåêñóàëèñòû,
- o Ëèöà ñ íàðóøåíèåì êîàãóëèðóþùåãî ôàêòîðà,
- o Ëèöà ðàáîòàþùèå ñ âèðóñîì ãåïàòèòà À â ëàáîðàòîðèÿõ,
- o Ðàáîòíèêàì ïèùåâîé ïðîìûøëåííîñòè
Ãåïàòèò Â
Ïðèâèâêè ïðîòèâ ãåïàòèòà  ðåêîìåíäóþòñÿ âçðîñëûì áåç îãðàíè÷åíèÿ âîçðàñòà, à îñîáåííî ñëåäóþùèì êàòåãîðèÿì íàñåëåíèÿ:
Ëèöà ãðóïï ðèñêà:
o èìåþùèå áûòîâûå èëè ïîëîâûå êîíòàêòû ñ èíôèöèðîâàííûìè ãåïàòèòîì Â;
o íàðêîìàíû
o ãåòåðîñåêñóàëû, èìåþùèå áîëåå 1 ïàðòíåðà çà 6 ìåñÿöåâ;
o ãîìîñåêñóàëû;
o ëèöà ñ íåäàâíî äèàãíîñòèðîâàííûìè âåíåðè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè;
o ïàöèåíòû íà ãåìîäèàëèçå è ñ îñòðîé ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ;
o ïàöèåíòû, ïîëó÷àþùèå ÷àñòûå ïåðåëèâàíèÿ êðîâè;
o ðåöèïèåíòû ïðåïàðàòîâ êðîâè
o ëèöà, ðàáîòàþùèå ñ êðîâüþ
o ìåäèöèíñêèå ðàáîòíèêè
o Ïîäðîñòêè
o Ëèöà, èíôèöèðîâàííûå ãåïàòèòîì Ñ
Äèôòåðèÿ è ñòîëáíÿê
Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ äèôòåðèè è ñòîëáíÿêà âçðîñëûõ âêëþ÷åíà â êàëåíäàðü ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê ïðàêòè÷åñêè âñåõ ñòðàí, â òîì ÷èñëå è Ðîññèè.
Èññëåäîâàíèÿìè ïîñëåäíèõ ëåò óñòàíîâëåíî, ÷òî íà èììóíèòåò ïðîòèâ äèôòåðèè ó âçðîñëûõ ïðÿìî âëèÿþò ñëåäóþùèå ôàêòîðû:
- – âðåìÿ, ïðîøåäøåå ïîñëå ïîñëåäíåé âàêöèíàöèè (÷åì îíî áîëüøå, òåì íèæå óðîâåíü àíòèòåë);
- – ôàêò çàêîí÷åííîé ïåðâè÷íîé âàêöèíàöèè (3-õ êðàòíûé) â ïåðâûå 3 ãîäà æèçíè
- – ïîë: óñòàíîâëåíî, ÷òî ó æåíùèí çàùèòà îêàçûâàåòñÿ âñåãäà íèæå, ÷åì ó ìóæ÷èí.
- – ïðîòèâîäèôòåðèéíûé èììóíèòåò ó ëèö, çëîóïîòðåáëÿþùèõ àëêîãîëåì, íàõîäÿùèõñÿ íà ãåìîäèàëèçå, ïîñëå àëëîòðàíñïëàíòàöèè ïî÷êè îêàçûâàåòñÿ ñíèæåííûì.
Íèæå ïðèâåäåíû ðåêîìåíäàöèè ïî ðåæèìó ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê â çàâèñèìîñòè îò îáñòîÿòåëüñòâ:
- Ëèöà. ïîëíîöåííî ïðèâèòûå â äåòñòâå, äîëæíû ïðèâèâàòüñÿ ïðîòèâ äèôòåðèè è ñòîëáíÿêà îñëàáëåííîé âàêöèíîé êàæäûå 10 ëåò áåç îãðàíè÷åíèÿ âîçðàñòà;
- Ëèöà, ó êîòîðûõ âîçíèê ïåðåðûâ â ãðàôèêå ðåâàêöèíàöèé (áîëåå 10 ëåò) ïðèâèâàþòñÿ äâóêðàòíî ñ èíåòðâàëîì 30-45 äíåé. Åñëè îíè çà ýòî âðåìÿ ïîëó÷àëè ñòîëáíÿ÷íûé àíàòîêñèí, îäíà èç ïðèâèâîê ìîæåò áûòü ñäåëàíà òîëüêî âàêöèíîé ïðîòèâ äèôòåðèè. Äàëåå ðåâàêöèíàöèÿ ïðîâîäèòñÿ êàæäûå 10 ëåò;
- Ëèöà. íå ïðèâèòûå â ïðîøëîì âîîáùå, ïîëó÷àþò 3 äîçû âàêöèíû (âòîðàÿ ÷åðåç 30-45 äíåé ïîñëå ïåðâîé, òðåòüÿ – 6-12 ìåñ. ïîñëå âòîðîé). Äàëåå ðåâàêöèíàöèþ ïðîâîäÿò êàæäûå 10 ëåò. Åñëè ìåíåå 8 ëåò íàçàä ïðîâîäèëàñü âàêöèíàöèÿ ñòîëáíÿ÷íûì àíàòîêñèíîì, òî ïðîâîäèòñÿ âàêöèíàöèÿ òîëüêî âàêöèíîé ïðîòèâ äèôòåðèè.
- Ïðè íåèçâåñòíîì ïðèâèâî÷íûì àíàìíåçå ïðîâîäÿò îäíîêðàòíóþ (â âîçðàñòå äî 35 ëåò) èëè äâóêðàòíóþ (ñòàðøèå âîçðàñòà) âàêöèíàöèþ. äëÿ ïîñëåäíåé âîçðàñòíîé ãðóïïû ðåêîìåíäóåòñÿ îïðåäåëåíèå òèòðà àíòèòåë ñïóñòÿ 2 ìåñÿöà ïîñëå âòîðîé ïðèâèâêè. Ðåâàêöèíàöèè ïðîâîäÿò êàæäûå 10 ëåò.
Ýêñòðåííàÿ ïðîôèëàêòèêà ñòîëáíÿêà (ïðè òðàâìå): åñëè ðàíà ÷èñòàÿ, òî âàêöèíàöèÿ íåîáõîäèìà òîëüêî â ñëó÷àå, åñëè ïîñëå ïîñëåäíåé âàêöèíàöèè ïðîøëî áîëåå 10 ëåò; â ñëó÷àå çàãðÿçíåííîé ðàíû âàêöèíàöèÿ íåîáõîäèìà, åñëè ñ ìîìåíòà åñëè ñ ìîìåíòà ïðåäûäóùåé âàêöèíàöèè ïðîøëî áîëåå 5 ëåò.
Èñòî÷íèêè:
– Èììóíîïðîôèëàêòèêà-2003 ïîä ðåä. Â.Ê.Òàòî÷åíêî è Í.À.Îçåðåöêîâñêîãî. Ìîñêâà 2003
– Áàêòåðèéíûå, ñûâîðîòî÷íûå è âèðóñíûå ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïðåïàðàòû. Àëëåðãåíû. Äåçèíôåêöèîííî-ñòåðèëèçàöèîííûå ðåæèìû ïîëèêëèíèê. Ñïðàâî÷íèê ïðàêòè÷åñêîãî âðà÷à. Ïîä ðåä. Í.À.Îçåðåöêîâñêîãî, Ã.È.Îñòàíèíà. Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 1998.
– Ì.Ï.Êîñòèíîâ «Âàêöèíàöèÿ äåòåé ñ íàðóøåííûìè ñîñòîÿíèÿìè çäîðîâüÿ», Ìîñêâà, 2000
– Í.Â.Ìåäóíèöûí. Âàêöèíîëîãèÿ. Ìîñêâà 1999
– Ð.ß. Ìåøêîâà. Èììóíîïðîôèëàêòèêà. ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé. Ñìîëåíñê 1999
-Áþëëåòåíü “Âàêöèíîïðîôèëàêòèêà”
– âåá-ñàéòû «Ïðèâèâêè», «100 âîïðîñîâ äîêòîðó» , «Ïåäèàòð»
Источник