Покушение на обид кори
Шведский суд приговорил гражданина Узбекистана к 18 годам лишения свободы за покушение на убийство диссидента-священнослужителя из той же страны. Нападение боевика из одного из самых репрессивных государств в Центральной Азии стало поводом для критики правительства в тихом шведском городке.
Убийство священника также подняло ряд вопросов – стояли ли узбекские спецслужбы за нападением, и почему Швеция не обеспечила безопасность человека, которому предоставила убежище?
Холодным февральским днем в 2012 году Обид-кори Назаров был убит выстрелом в голову в удаленном северном городе Stromsund. Пуля, выпущенная из револьвера с глушителем, попала имаму в голову. Впрочем, несмотря на серьезные повреждения, Назаров выжил.
Кристер Петерсон, обвинитель по данному делу, утверждал, что имеются веские доказательства того, что осужденный, Юрий Жуковский действовал от имени узбекского правительства.
Впрочем, суд постановил, что Жуковский, без сомнения, является исполнителем, но назвать заказчика на основании имеющихся улик не представляется возможным.
Правозащитники регулярно критикуют Узбекистан, называя его одним из самых авторитарных государств мира, где строго контролируются СМИ, а представители оппозиции оказываются в тюрьме за выступления против действующей власти.
Угрозы
Обид-кори Назаров прибыл в Швецию в 2006 году, где ему предоставили убежище.
Он получил известность консервативного независимого священнослужителя в Ташкенте, столице Узбекистана, в начале 1990-х. Его эмоциональные проповеди касались социальных и экономических проблем и прав человека.
Из-за растущей популярности и многотысячной аудитории последователей администрация президента Ислама Каримова вскоре увидела в священнике угрозу для светского режима.
В 1998 году был выдан ордер на арест имама по подозрению в экстремизме, что заставило Назарова скрываться в соседнем Казахстане, пока Высокая комиссия ООН по делам беженцев восемь лет спустя не одобрила его статус беженца.
После прибытия в Швецию Назаров не прекратил критиковать власти Узбекистана за подавление простых мусульман, публикуя проповеди на сайте.
Правительство в свою очередь продолжало изображать его как врага государства, обвинив в планировании взрывов в Узбекистане. Кроме того, власти заявили, что Назаров является духовным лидером Исламского движения Узбекистана*, которое признано террористической организацией.
Назаров отвергал все эти обвинения. Беженцы в Швеции, с которыми общался имам, говорят, что даже в изгнании он получал многочисленные угрозы.
Нажал на курок
Три с половиной года после покушения на Назарова подозреваемый в нападении мужчина был экстрадирован из России в Швецию. Но для обвинения, СМИ и многих наблюдателей он был лишь человеком, который нажал на курок.
Доктор Дэвид Льюис, специалист по Центральной Азии из Университета Эксетера, говорит, что несмотря на отсутствие прямых доказательств причастности к покушению узбекского правительства, у дела есть более широкая перспектива.
“Это, конечно, вписывается в шаблон, о котором нам прекрасно известно – в течение нескольких лет узбекское правительство предпринимало попытки взять под контроль деятельность диссидентов, эмигрантов и религиозных активистов за пределами страны. Для этого спецслужбами был проведен целый ряд мероприятий, в том числе применялось физическое насилие”, – говорит Дэвид Льюис.
По теме
2791
В Следственном комитете прокомментировали обвинение, выдвинутое в адрес губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Как заявили в ведомстве, у следствия есть неопровержимые доказательства его причастности к организации убийств предпринимателей.
Нападение на Обид-кори Назарова – действительно, лишь один инцидент в серии необъяснимых убийств и покушений.
В сентябре 2011 года узбекский бизнесмен Фуад Рустамходжаев был застрелен в западном российском городе Иваново, где жил в изгнании.
Он был одним из основателей нового оппозиционного альянса, Народного движения Узбекистана, первый съезд которого состоялся в Берлине всего за несколько месяцев до его смерти.
Наблюдатели полагают, что он стремился подать пример другим состоятельным людям, чтобы финансировать оппозиционную деятельность.
Год назад произошло еще одно убийство политически активного гражданина Узбекистана за рубежом.
В декабре 2014 года узбекский священнослужитель Абдулла Бухари был застрелен средь бела дня в Стамбуле.
Записи камер видеонаблюдения, появившиеся в интернете, показывают, что имама в спину застрелил человек, шедший позади него. Стрелок сбежал после того, как совершил несколько выстрелов.
Тактика террора
В то время как большинство таких атак остаются нераскрытыми, другие методы спецслужб Узбекистана тщательно задокументированы правозащитными группами и независимыми наблюдателями.
Узбеки за рубежом часто оказываются под давлением, их родственникам, оставшимся в стране, угрожают, а некоторые изгнанники вносятся в списки разыскиваемых Интерполом с целью ограничения их движения за рубежом.
Наблюдатели говорят, что спецслужбы завербовали большое число информаторов в крупных общинах узбеков за рубежом, чтобы собирать сведения.
Доказать причастность государства к убийствам практически невозможно.
Случай со стрелком из Стормсунда является уникальным, поскольку непосредственный исполнитель предстал перед судом.
Но для узбекских диссидентов за рубежом в этом мало утешения. Если цель в том, чтобы не просто убить критика, а запугать других, то заказчики, возможно, достигли своей цели.
Источник
- Сироджиддин Толибов и Иоганнес Делл
- Би-би-си
26 июля 2012
Обновлено 27 июля 2012
Попытка убийства Назарова вызвала волну возмущения среди узбекских беженцев в Швеции
Суд в Швеции оправдал мужчину и женщину из Узбекистана, которые обвинялись в пособничестве при подготовке убийства, напоминающего тайные операции времен холодной войны.
Суд города Эстерсунд на севере Швеции постановил, что в деле было недостаточно улик, чтобы доказать причастность этой пары к покушению на узбекского диссидента Обид-кори Назарова. Этот мусульманский богослов хорошо известен в Узбекистане как ярый критик властей.
В Назарова стреляли в конце феврале, он был ранен в голову и до сих пор находится в коме.
Покушение на 54-летнего Обид-кори Назарова всколыхнуло Стремсунд – маленький городок, население которого насчитывает несколько тысяч человек.
Этот город, находящийся в 600 км к северу от Стокгольма, привлекает туристов красотами природы. До последнего времени идея убийства по политическим мотивам была здесь понятием непривычным.
Но сейчас все изменилось.
Центр узбекской диаспоры
В Стремсунде проживают сотни беженцев из Узбекистана. Почти все они – мусульмане, вызвавшие гнев узбекских властей тем, что следовали своей религии вне рамок жесткого государственного контроля.
После покушения Назаров находится в коме
Правозащитники обвиняют Узбекистан в преследовании и лишении свободы тысяч мусульман, которых представляют экстремистами, стремящимися свергнуть правительство и создать исламское государство.
Обид-кори Назаров известен своими независимыми взглядами. В результате с момента приезда в Швецию в 2006 году он опасался, что “длинная рука” узбекских спецслужб может найти его и там.
Назаров прибрел популярность в качестве независимого консервативного имама в Ташкенте в начале 1990-х. Его пронизанные эмоциями проповеди касались социальных и экономических проблем и прав человека.
Популярность Обид-кори Назарова росла, у него появились тысячи последователей, но администрация президента Ислама Каримова решила, что он представляет угрозу для светского режима в Ташкенте.
В 1998 году был выписан ордер на его арест по обвинению в экстремизме, из-за чего Назаров был вынужден укрываться в соседнем Казахстане до тех пор, пока восемь лет назад Верховный комиссариат ООН по делам беженцев не присвоил ему статус беженца.
Заверения в безопасности
После прибытия в Швецию Назаров беспрестанно подвергал критике узбекские власти за преследования простых мусульман.
В ответ официальный Ташкент продолжал изображать его в качестве врага государства, обвиняя его в планировании взрывов в Узбекистане и в том, что он является духовным лидером Исламского движения Узбекистана, которое США считают террористической организацией.
Назаров всячески отрицал это. Узбекские беженцы, оказавшиеся с ним в Швеции, утверждают, что он и там постоянно получал угрозы.
Обид-кори Назаров жил в тихом городке, не знакомом с покушениями по политическим мотивам
Когда в 2011 году в России был убит активист узбекской оппозиции Фуад Рустамходжаев, Назаров обратился к шведским властям с просьбой о защите. Полиция заверила его, что ему ничто не угрожает.
Суд подверг критике бездействие правоохранительных органов, заявив, что человек со статусом беженца не получил необходимой защиты в стране, которая должна была его охранять.
По приказу спецслужб?
Судья был осторожен в комментариях по поводу тех, кто организовал покушение, сказав, что попытка убийства Назарова была, судя по всему, связана с его политическими взглядами и является делом рук организации, находящейся за пределами Швеции.
Адвокат семьи Назарова Йохан Рейнер был более прямолинеен. “Очевидно, что покушение осуществлялось по приказу спецслужб Узбекистана”, – сказал он в интервью Би-би-си.
Судебное разбирательство вызвало большой резонанс в шведских СМИ. Заседания суда транслировались по государственному телевидению, ход процесса широко освещался в газетах.
Последователи Назарова, преодолевавшие каждый день 100 км из Стремсунда в Эстерсунд для присутствия на суде, надеются, что настоящий убийца будет найден.
Прокурор заявил о намерении опротестовать решение суда.
Однако, каков бы ни был исход апелляции, истинная история покушения на Обид-кори Назарова, скорее всего, так и не будет раскрыта.
Источник
Известный узбекский имам Обидхон-кори Назаров, который был ранен в голову 22 февраля 2012 возле своего дома в шведском городе Стромсунде, выздоровел и уже начал говорить. Об этом «Озодлику» сообщил сын 59-летнего имама Довуд Назаров.
Родственники имама Обида-кори Назарова отправили в редакцию «Озодлика» его фотографии после выздоровления.
На фотографиях можно увидеть, как 59-летний имам улыбается, глядя в объектив фотокамеры.
Известный узбекский имам Обид-кори Назаров, переживший в 2012 году покушение на свою жизнь.
По словам сына имама Обида-кори Назарова Довуда Назарова, состояние его отца с каждым днем улучшается и он начал общаться с родными:
– Папа сам садится, сам встает. По мере возможности свободно беседует со своими близкими, отвечает на их вопросы, – сказал в беседе с «Озодликом» Довуд Назаров.
22 февраля 2012 года неизвестный человек выстрелил несколько раз в ярого критика правительства Узбекистана и известного религиозного деятеля Обид-кори Назаров возле его дома в городе Стромсунде. Затем преступнику удалось скрыться с места покушения.
Одна из пуль попала в голову имама, долгое время он находился в коме.
Имам Назаров был ранен в голову возле своего дома.
Пока врачи боролись за жизнь Обида-кори Назарова, внутри Швеции и за ее пределами началась спецоперация по задержанию человека, напавшего на имама и готовившего его убийство.
Спустя три с половиной года после покушения, из России в Швецию был экстрадирован гражданин Узбекистана Юрий Жуковский, стрелявший в узбекского имама.
В марте прошлого года суд в шведском городе Сундсваль признал виновным Юрия Жуковского в попытке убийства известного имама, противника режима Каримова. Он был приговорен к пожизненному заключению.
Семья Обида-кори Назарова обвиняет правительство Узбекистана в организации покушения.
Несмотря на то, что родственники имама остались довольны приговором в отношении Жуковского, они до сих пор продолжают требовать наказания для представителей политического режима в Узбекистане.
Однако суд в Швеции пришел к выводу, что непосредственных доказательств причастности правительства или спецслужб Узбекистана к вооруженному нападению на имама нет.
В эмиграции имам Назаров продолжил проповедническую деятельность.
Независимый имам
Обид-кори Назаров прославился в качестве независимого имама в конце 90-х прошлого века в Ташкенте.
В своих проповедях он говорил не только о религии, но и о социальных, экономических проблемах, а также о нарушениях прав человека в Узбекистане.
Критикуя недостатки правительства Узбекистана, Обид-кори Назаров в отличие от других имамов, старался сохранить свой независимый статус.
Вскоре администрация президента Каримова начала видеть в нем опасность светскому режиму в Узбекистане.
В 1998 году Назарова обвинили в экстремизме, целый год он был вынужден скрываться в Ташкенте.
Затем Обид-кори Назаров переехал в Казахстан и спустя 8 лет с помощью УВКБ ООН смог получить политическое убежище в Швеции.
Даже после эмиграции в Швецию имам не прекратил критиковать власти Узбекистана и повысил свою активность в Интернете.
Исчезновение старшего сына
Как говорит «Озодлику» младший сын имама Довуд Назаров, судьба его старшего брата Хусниддина Назарова, бесследно исчезнувшего 13 лет назад в Ташкенте, до сих пор остается неизвестной.
Бесследно исчезнувший в Ташкенте старший сын имама Хусниддин Назаров.
Летом 2004 года в течение нескольких дней в Ташкенте пропали несколько верующих парней, среди которых был и старший сын Обида-кори Назарова Хусниддин.
Родственники имама утверждают, что за этими исчезновениями стоят спецслужбы Узбекистана.
Семья Назаровых несколько раз обращалась к властям страны с просьбой внести ясность в судьбу бесследно исчезнувшего Хусниддина Назарова.
Однако официальный Ташкент до сих пор никак не комментировал этот вопрос.
Дети Хусниддина Назарова живут в настоящее время вместе с дедом Обидом-кори Назаровым в Швеции.
Тайная жизнь
Пистолет, из которого были сделаны выстрелы в имама Обида-кори Назарова.
Младший сын Обида-кори Назарова Довуд Назаров уверен, что угроза жизни его отца сохраняется по сей день.
Обид-кори Назаров и его семья до сих пор находятся под тщательной охраной спецслужб Швеции.
– Место, где живет и лечится папа тщатльно охраняются. Практически никто кроме близких не знает об этом месте. Вопрос о том, как и где он сейчас живет и лечится принят правительством и спецслужбами Швеции как конфиденциальная информация, – сказал «Озодлику» младший сын имама Довуд Назаров.
При использовании наших материалов ссылка на сайт радио «Озодлик» обязательна
Источник
Что случилось с андижанским имамом Абдували кори Мирзаевым? Он исчез в аэропорту Ташкента 24 года назад, и власть до сих пор не может ответить: где он?
Абдували кори Мирзаев
29 августа 1995 года авторитетный андижанский имам Абдували кори Мирзаев в сопровождении спутника – предпринимателя Рамазана Маткаримова вылетал на конференцию в Москву.
Как вспоминает сегодня один из его последователей – имам Мухаммадсалих Абутов, проживающий в изгнании в Швеции, в тот день Мирзаев изменил своей обычной привычке путешествовать через соседний с Андижаном кырызстанский Ош и решил лететь через Ташкент.
Имама и его товарища проводили близкие до аэропорта, ожидая вскоре услышать об их благополучном приземлении в Москве.
Но через несколько часов из российской столицы стали поступать тревожные звонки, что ни Мирзаева, ни Маткаримова среди прибывших пассажиров нет.
Они исчезли. Вся информация, связанная с их перелетом, мгновенно оказалась засекреченной: авиакомпания не могла сказать, были ли эти люди на борту самолета, органы внутренних дел Узбекистана на вопросы об их исчезновении тоже не отвечали.
Мухаммадсалих Абутов говорит, что удалось по крупицам собрать свидетельства некоторых пассажиров, также андижанцев, которые видели, как Мирзаева и его спутника после регистрации из зала ожидания попросили пройти во внутреннее помещение аэропорта – оттуда они не вернулись…
Абутов, сам политический беженец, проведший в Узбекистане за свои религиозные взгляды несколько лет за решеткой, сегодня с иронией вспоминает, как писал письма президенту Исламу Каримову, собирал подписи под обращением к лидеру страны с просьбой посодействовать в поисках имама.
Спустя какое-то время, по его словам, в Узбекистане начали задерживать и осуждать на долгие сроки тех, кто подписывал эти обращения, а у него не осталось сомнений, что за похищением имама стояла сама власть в Ташкенте.
Конец 80-х и начало 90-х годов, когда в СССР началась перестройка, а затем Узбекистан переживал первые годы независимости, как вспоминает сегодня Абутов, стали временем, когда страна после десятилетий атеизма переживала возрождение интереса к исламу.
«Нам было интересно узнать о своей религии, открывались новые медресе, закрывшиеся мечети, из подполья выходили люди, как выяснилось, знавшие Коран и ислам», – рассказывает Абутов.
Мухаммадсалих, в то время молодой человек 22 лет, будучи родом из каракалпакского Турткуля, учился в Андижане в суфизском медресе.
Там, по его словам, он впервые услышал об имаме Абдували кори Мирзаеве, который проповедует в старинной мечети «Джами».
Она действовала в Андижане еще до советской власти, а затем была превращена в склад при ближайшем заводе. Во время горбачевской перестройки у андижанцев появилась возможность снова открыть мечеть «Джами».
Интерес Абутова к Мирзаеву появился после того, как суфизский учитель предостерег его от проповедей в «Джами», сказав, что тамошний имам не всё верно толкует, поэтому к нему лучше не ходить.
Мухаммадсалих вскоре отправился в мечеть «Джами». Он вспоминает, что там увидел невысокого, плотного мужчину – имама, у которого, как рассказывает, было очень светлое, лучезарное лицо.
В его проповеди Абутов не услышал ничего радикального, противоречащего тому, что он знал и во что верил. После проповеди молодой человек решился зайти к имаму и попросил его благословения.
«Я был одет в белую суфизскую одежду, и Мирзаев знал, что суфии отрицательно относятся к нему, но он не сказал ни слова об этом, ничего в адрес своих противников, а благословил меня, пожелав, чтобы Аллах направил меня на путь праведников», – рассказывает Абутов.
Вскоре молодой Мухаммадсалих стал частым слушателем проповедей Мирзаева и все больше постигал истинное содержание Корана, хадисы пророка Мухаммада.
По его словам, «официальные» имамы в Узбекистане всегда говорили на такие общие темы, как «уважение к старшим», «помощь бедным», но никогда не затрагивали политику. Мирзаев же рассказывал, что история пророков – это и борьба с правителями.
Он также выступал за «чистый» ислам, то есть освобожденный от наростов в виде обычаев, взятых из традиционной культуры, призывал к тому, чтобы люди не создавали идолов, а поклонялись только Аллаху, был против памятников на могилах и других объектов, объявленных святыми.
В конце 1991 года, перед первыми в Узбекистане президентскими выборами, в Намангане вспыхнули протесты под зеленым флагом ислама, их организатором стал молодой Тахир Юлдашев, который в будущем прославится как лидер Исламского движения Узбекистана.
Юлдашев и его сторонники бросили вызов Каримову, требуя от него объявления Узбекистана исламским государством. Каримов бесстрашно вступил с ним в переговоры, но, по словам Абутова, Абдували кори Мирзаев тоже сыграл свою роль в утихомиривании толпы: он просил людей разойтись.
Мухаммадсалих Абутов говорит, что события в Намангане навсегда остались травмой в душе Каримова, который увидел в исламистах своих главных врагов. В то же время его задело влияние и авторитет среди людей новых исламских проповедников, среди которых был и Мирзаев.
Уже вскоре в Узбекистане начались гонения против религиозных людей, многие были вынуждены бежать из страны, часть –арестована.
Судьба же тех, кто исчез, а таких в Узбекистане больше двадцати, по мнению Абутова, самая незавидная.
Наиболее громким исчезновением после Мирзаева стало похищение весной 2004 года в Ташкенте ряда исламских деятелей, среди которых был сын известного имама Обида кори Назарова – Хуснуддин.
Сам имам Назаров, проживающий с 2006 года в Швеции, в 2012-м в шведском городке пережил покушение на жизнь: ему прострелили голову в подъезде дома – он выжил, но стал инвалидом.
Абутов убежден: власть Шавката Мирзиёева в Ташкенте обязана дать ответ, что случилось со всеми исчезнувшими, где они, а если эти люди живы – необходимо вернуть их родным и близким.
Источник