Плавание при камнях в почках
Почки являются важнейшим органом регулировки постоянства внутренней среды организма ребенка, и их нормальное функционирование является залогом здорового развития всего организма, физического и интеллектуального становления ребенка. К сожалению, у детей иногда возникают болезни почек, которые благодаря сочетанию различных неблагоприятных факторов переходят в хроническую форму. В современной классификации болезней МКБ-10 хронические болезни почек (ХБП) определяются «наличие повреждения почек или снижения функции почек в течение 3-х месяцев или более, независимо от диагноза».
К возникновению хронических болезней почек у детей могут приводить поликистоз почек или другие генетические заболевания, малая масса тела при рождении, острая почечная недостаточность в ходе родов, неправильное развитие или недоразвитие почек, обструктивные уропатии, пузырно-мочеточниковые рефлюксы, острый нефрит или нефротический синдром, гемолитико-уремический синдром, капилляротоксикоз, сахарный диабет, системная красная волчанка, тромбоз почечной артерии или почечной вены.
Диагноз хронической болезни почек ставится при наличии любых клинических признаков повреждения почек, подтвержденных за период не менее 3-х месяцев. Это могут быть повышение концентрации мочевины, креатинина, электролитов в анализах крови, либо стойкие изменения в моче: появление в ней белка, эритроцитов, лейкоцитов, снижение плотности и т.п. Также должно быть выявлено необратимые структурные изменения почек с помощью инструментальных методов визуализации.
Одновременно в течение 3-х месяцев должно наблюдаться снижение скорости клубочковой фильтрации. Итогом течения хронических заболеваний почек является необратимое нарушение гомеостаза в связи с прогрессирующей гибелью нефронов почек из-за склероза почечных клубочков, интерстиция и атрофии почечных канальцев. В течении хронических болезней почек выделяют 5 стадий: от начальной и компенсированной, до субкомпенсированной, некомпенсированной и терминальной.
К хронической болезни почек 1-2-й стадии относятся хронические заболевания с повреждением паренхимы почек: хронический гломерулонефрит, хронический пиелонефрит, тубулоинтерстициальный нефрит, обструктивная нефропатия, пороки развития, ранние стадии диабетической нефропатии. Начатое на этой стадии лечение может полностью предотвратить развитие хронической почечной недостаточности, которая соответствует 3-5 стадиям развития хронической болезни почек. Хроническая почечная недостаточность отличается длительностью и постепенным ухудшением функции почек с течением времени. Хронический патологический процесс приводит к необратимым изменениям в паренхиме почек. Уменьшается численность функционирующих нефронов, а вместо пораженных клеток возникает соединительная ткань. Сначала функции пораженных нефронов перенимают на себя действующие нормально нефроны, но, со временем, их компенсаторная функция исчерпывает себя. Продукты обмена не выводятся с мочой и задерживаются в организме, что приводит к повреждению тканей и органов.
Если наступает 3-я стадия болезни, то неизбежно ее прогрессирование до 5-й терминальной стадии. Лечение на этой стадии направлено на замедление прогрессирования хронической почечной недостаточности, профилактику сердечно-сосудистой патологии и обеспечение нормального роста и развития ребенка. При отсутствии своевременного лечения заболеваний почек развитее хронической почечной недостаточности может привести к инвалидизации, необходимости постоянного диализа или пересадки почки, сокращению ожидаемой продолжительности жизни.
АКВАТЕРАПИЯ И ПЛАВАНИЕ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ХРОНИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ ПОЧЕК
Физическая активность очень важна для детей с хроническими болезнями почек. Физические упражнения на первых двух стадиях болезни могут способствовать излечению, а при развитии хронической почечной недостаточности замедляют ее прогрессирование. Дети, особенно находящиеся на диализе, преимущественно ведут малоподвижный образ жизни. Сами процедуры диализа заставляют ребенка сидеть или лежать неподвижно 4-6 часов трижды в неделю, что составляет от 400 до 900 часов в год без какой-либо физической активности. Каждый месяц диализа снижает уровень физической активности ребенка на 3 – 4%.
Низкий уровень физической активности также связан со значительным нарушением повседневной активности ребенка. В этих условиях, а также из-за изменения обмена веществ (уремическая миопатия) мышцы могут постепенно атрофироваться, у ребенка может развиваться ожирение, что приводит к ухудшению течения заболевания. Кроме того, у ребенка с ХБП ухудшается психологическое состояние, может развиваться депрессия. Дети, проходящие лечение гемодиализом, имеют значительно сниженную физическую силу и выносливость по сравнению со здоровыми детьми и пациентами, которые не нуждаются в лечении диализом. Пациенты, проходящие курс гемодиализе и ведущие сидячий образ жизни, подвергаются на 62% большему риску летальности по сравнению с более физически активными детьми.
Для предупреждения или уменьшения всех этих негативных тенденций ребенку необходима дозированная лечебная физическая культура. Одним из лучших вариантов являются занятия плаванием и акватерапией. Одновременно для ребенка разрабатывается подходящая диета для лечебного питания.
Водные упражнения оказывают благотворное влияние на детей на всех стадиях ХБП, даже при необходимости проходить курс диализа. Физические свойства воды, такие как плавучесть, гидростатическое давление, вязкость и плотность, обеспечивают идеальную среду для круглогодичных занятий лечебной физкультурой. Плавучесть воды уменьшает массу тела, что приводит к уменьшению нагрузки на суставы и повышению их эластичности. Силы вязкого сопротивления и турбулентности воды обеспечивают сопротивление к движениям, что способствует лучшему тренировочному эффекту. Упражнения в воде также могут улучшить подвижность, равновесие и минимизировать риск падений по сравнению с физическими упражнениями на суше.
Акватерапия и плавание оказывают положительное влияние на мышечную систему ребенка, позволяют примерно на 10% уменьшить степень мышечной атрофии, негативных изменений в мышечных волокнах, сопутствующих нейродегенеративных изменений и атрофии капилляров.
Физические упражнения в водной среде оказывают кардиопротекторный эффект на детей с хронической болезнью почек, включая снижение систолического и диастолического артериального давления (гипертония отмечается у 90% почечных больных), а также увеличение потребления кислорода сердечной мышцей.
Регулярные занятия в бассейне задерживает прогрессирование ХБП у детей. После периода регулярных занятий акватерапией у детей наблюдается снижение уровня экскреции белка с мочой (протеинурия), что свидетельствует об улучшении функции почек. При длительном курсе акватерапии на начальных стадиях ХБП наблюдается прекращение прогрессирования заболевания, а у больных с развившейся хронической почечной недостаточностью отмечается снижение смертности в 10-летний период наблюдения.
Занятия по акватерапии длительностью 60 минут для детей с хронической болезнью почек проводятся один раз в неделю. Занятия проходят в виде специализированной гимнастики с использованием различных видов снаряжения: лапши, плавательных досок, гантелей и плавательных перчаток. Тренировки состоят из разминки, основной части (включая упражнения на выносливость, упражнения на укрепление определенных групп мышц и координационные упражнения) и конечной части из упражнений на растяжку, дыхание и релаксацию.
КАК ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ЗАНЯТИЯМ АКВАТЕРАПИЕЙ ПРИ ХРОНЧЕСКИХ БОЛЕЗНЯХ ПОЧЕК?
Вы можете записаться на прием педиатра, консультацию врача ЛФК и занятия в бассейнах «Аква-Доктор» по телефону: +7 (812) 331-74-78
Источник
Мочекаменная болезнь.
Мочекаменная болезнь характеризуется образованием камней в почечных лоханках, чашечках и мочеточниках. Причинами появления камней в почках являются нарушение минерального обмена веществ в организме (нарушение мочекислого, фосфорнокислого и щавелевокислого обмена), недостаток витаминов (особенно витамина А). Благоприятными условиями для образования камней в почках являются инфекции, застой мочи, замедление почечного кровотока. Камни могут образовываться в одной или обеих почках.
Если камень располагается в лоханке почки и препятствует оттоку мочи, то лоханка растягивается застаивающейся мочой и развивается гидронефроз. При этом ткань почки атрофируется, и орган превращается в тонкостенный мешок, заполненный мочой. При закупорке чашечки возникает атрофия и склерозирование только части почки.
При попадании камня в мочеточник происходит застой мочи выше расположения камня: мочеточник выше камня расширяется, растягивается и лоханка почки, появляется гидроуретеронефроз. Возникает резко выраженный приступ интенсивной боли, сопровождающийся частым болезненным мочеиспусканием, рвотой, метеоризмом; иррадиация боли в паховую область, в крестец, поясницу, в живот. Это связано с тем, что мочеточник ближе к мочевому пузырю сужается, и при продвижении камня вниз (к мочевому пузырю) боль усиливается. Пациент мечется, ищет вынужденное положение, при котором боль снижается, но облегчение боли не происходит.
(При появлении острой боли незамедлительно вызывайте «скорую помощь», не надо обезболивать и предпринимать что-либо, так как это может помешать правильному диагнозу (за исключением боли за грудиной)).
В свою очередь камни в почках способствуют возникновению воспалительного процесса из-за застоя мочи и замедления кровотока в почках, так как задерживается выведение продуктов распада и бактерий. Если почечная колика сопровождается лихорадкой, а в моче обнаруживается большое количество лейкоцитов (лейкоцитурия), то речь идет об инфицированности камней.
Для профилактики образования камней в почках необходимо соблюдать рекомендации: Не стоит бесконтрольно принимать лекарства без назначения врача. Нельзя передозировать витамины и поливитамины. Если при анализе мочи выявлено большое количество солей, необходимо принять меры по нормализации обмена веществ (исключить продукты, содержащие данные минеральные вещества, которые почки не успевают выводить; должен быть достаточный питьевой режим; соблюдать рекомендации врача).
Так, например, при оксалатурии исключаются какао, шоколад, свёкла, сельдерей, шпинат, щавель, ревень, лист петрушки, костные бульоны; ограничиваются морковь, зеленая фасоль, цикорий, лук, помидоры, продукты, содержащие кальций и большое количество витамина С.
При уратурии исключаются крепкий чай, кофе, какао, шоколад, сардины, жирная рыба, печень, горох, чечевица, мясные и рыбные бульоны.
При фосфатурии исключаются сыр, творог, говяжья печень, курица, рыба, икра, фасоль, шоколад, овсяная, гречневая, пшенная и перловая крупы.
Вести здоровый образ жизни, включающий физкультуру и прогулки, гигиену, полноценное питание, режим дня, режим труда и отдыха, позитивное отношение к жизни. Регулярно посещать баню или сауну с разрешения врача.
ЛФК при камнях в почках имеет цель усилить кровоток в почках и улучшить выведение мочи, способствовать нормализации обмена веществ в организме и активизации всех систем.
Упражнения при мочекаменной болезни помогают укрепить мышцы брюшного пресса и мышцы, поддерживающие осанку, так как это имеет значение для удержания почек в физиологическом положении, мышцы ягодиц и бедер, что необходимо для улучшения кровообращения в органах малого таза и брюшной полости, вводятся дыхательные упражнения, упражнения на растяжку, общеукрепляющие упражнения.
Полезно плавание в теплой воде, езда на велосипеде, ходьба с переходом на умеренный бег, лыжные прогулки.
Обязательно принимать лечебное коленно-локтевое положение 3 раза в день по 20 мин для оттока мочи с нижних отделов почек.
Для профилактической и лечебной цели можно применять комплексы упражнений при нефроптозе, при пиелонефрите, при недержании мочи, при остеохондрозе позвоночника. Очень полезен лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры.
1). «Вверх — вниз». Стоя, гимнастическую палку держать за концы за лопатками. 1- Поднять палку вверх, посмотреть на нее (вдох). 2- Опустить палку на пол, присесть (выдох). 3- Снова поднять палку вверх (вдох). 4- Палку за лопатки (выдох). 6 раз.
2). «Повороты». Стоя, палка за лопатками, живот подтянуть. 1, 2, 3 – Пружинистые движения с поворотом корпуса вправо. 4- Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. По 4 раза.
3). «Рисуем палкой круги». Стоя, палка в выпрямленных руках над головой, ноги на ширине плеч. 1- Опустить палку направо (начало выдоха). 2- Опустить палку вниз (выдох). 3- Поднять палку налево (начало вдоха). 4- Поднять палку вверх (исх. положение) – вдох. То же в другую сторону. Амплитуда максимальная, движения медленные, дышать носом. 4 раза в каждую сторону.
4).«Опираемся на палку». Стоя, палку поставить вертикально одним концом на пол, отставив от себя подальше; на верхний конец палки положить обе кисти одна на другую; ноги вместе. 1- Медленно наклониться вперед, опираясь руками на палку, голова между руками на уровне ушей, колени не сгибать, растянуть позвоночник и заднюю поверхность ног (выдох). 2, 3 – Слегка покачаться вперед – назад для более качественной растяжки. Интуитивно почувствуйте кульминацию растяжки позвоночника и сделайте выдох. 4- Выпрямиться (вдох). 4 раза.
5). «Опустить палку на колено». Лежа на спине, палка в выпрямленных руках на полу за головой. 1- Опустить палку вперед, привести правую ногу, согнутую в коленном суставе, к животу, коснуться палкой колена (выдох). 2- Вернуться в исх. положение (вдох). 3- Поднять левое колено, опустить к нему палку (выдох). 4- Вернуться в исх. положение (вдох). 4 раза.
6). Диафрагмальное дыхание. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на полу (для расслабления мышц). Положить правую руку на живот, а левую руку на грудную клетку. Правая рука контролирует «надувание» и «сдувание» живота, а левая рука контролирует, чтобы грудная клетка не участвовала в дыхании. 1- Вдох через нос животом (живот «надувается»). 2- Выдох долгий и медленный через рот, сложив губы трубочкой (живот «сдувается» и втягивается в себя). 6 раз.
7). «Дотянуться до стоп». Лежа на спине, палка в выпрямленных руках на полу за головой, ноги выпрямлены. 1- Согнуть ноги в коленях и привести их к животу, опустить палку вперед, захватив голени. 2- Выпрямить ноги вверх, потянуться палкой к стопам, пальцы стоп «на себя». 3- Снова согнуть ноги в коленях, захватив палкой голени. 4- Вернуться в исх. положение. 6 раз.
8). «Книжка». Лежа на спине, руки в стороны, ноги вместе. 1- Правую руку положить на левую с поворотом корпуса влево (выдох). 2- Вернуться в исх. положение (вдох). 3- Так же поворот корпуса вправо, положить левую кисть на правую (выдох). 4- Вернуться в исх. положение (вдох). 4 раза.
9). «Велосипед» поочередно каждой ногой или обеими ногами до утомления мышц брюшного пресса.
10). «Наклоны коленей». Руки под головой, ноги согнуты в коленях. 1- Наклонить колени вправо (выдох). 2- Вернуться в исх. положение (вдох). 3- Наклонить колени влево (выдох). 4- Вернуться в исх. положение (вдох). 5 раз.
11). «Соединить противоположные колено и локоть». Руки в «замке» под головой, ноги вместе. 1- Соединить правый локоть и левое колено (выдох). 2- Вернуться в исх. положение (вдох). 3- Соединить левый локоть и правое колено (выдох). 4- Вернуться в исх. положение (вдох). До утомления мышц брюшного пресса.
12). Диафрагмальное дыхание. (См №6).
13). «Ножницы»: лежа на спине, руки под головой, ноги вместе. Раздвинуть и сдвинуть ноги 10 — 12 раз, не отрывая ноги от пола.
При перемещении ног то в стороны, то вместе мышцы брюшного пресса и передней поверхности бедер напрягаются так, чтобы пятки чуть касались пола; в это время старайтесь животом прижать поясницу к полу (это нужно для нагрузки на мышцы пресса).
14). «Вращение кулачками и сто?