Москва при иване колите

Москва при иване колите thumbnail

Долгое время Москва была одним из второстепенных городов, не всегда имевших даже своего князя. Во времена монгольского нашествия Москва подверглась разорению, но в начале XIV века она быстро выдвигается как стольный город одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси, а со времени князя Ивана Калиты в Москве сосредоточивается дело объединения Руси и руководство борьбой за освобождение от татаро-монгольского ига.

Преобладание Московского княжества над другими русскими землями установилось не сразу. Потребовалась длительная и кровавая борьба московских князей с тверскими и другими князьями для того, чтобы Москва заняла, наконец, первенствующее место. Однако, уже в первой половине XIV века она делается столицей самого сильного княжества Северо-Восточной Руси.

Иван Данилович Калита стал преемником своего брата Юрия Московского, который погиб от руки тверского князя Дмитрия Михайловича в 1325 году в Золотой Орде. Начался новый тур борьбы Москвы и Твери за великое княжение.

В 1328 году золотоордынский хан Узбек дал великое княжение Калите. Калита сумел превратить покровительство хана Золотой Орды в оружие, при помощи которого он устранял опасных соперников и подчинял себе удельных князей. Князь Иван старался покупать у обедневших удельных князей их владения, тем самым за годы своего княжения довольно существенно расширил пределы княжества, в частности, приобрел старинный город Ростов.

Иван Калита, опираясь на поддержку хана, взял на себя функцию выплаты дани за всю Русь. Князь Иван покупал волость за волостью, серебром добывая то, что не удалось добыть прежним князьям великой ратной силой. Эта политика Калиты имела громадное значение для дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы.

Быстрый рост хозяйственного и политического значения Москвы в первой половине XIV века был основной причиной того, что она сделалась местоприбыванием русских митрополитов, резиденцией которых ранее был город Владимир. Власть митрополитов “всея Руси” была сильна тем, что она была централизована и распространялась на все русские княжества. Перенос резиденции митрополита в Москву означал, что этот город делается общерусским церковным центром. Выбор Москвы центром русской православной церкви был обусловлен несколькими причинами. Москва являлась богатым, сравнительно безопасным городом. Но гораздо существеннее было то, что сильный московский князь мог лучше обеспечить ее экономические и политические привилегии.

В свою очередь церковь – могущественная феодальная организация поддерживала московских князей в их объединительной политике. Митрополит Петр подолгу жил в Москве. В построенном Иваном Калитой Успенском соборе он сам приготовил себе гробницу, в которой и был погребен. Преемник Петра грек Феогност окончательно утвердил митрополичий престол за Москвой, которая с 1326 года стала церковной столицей Руси.

Общий хозяйственный подъем, наблюдавшийся в Московском княжестве, и политические успехи московских князей способствовали дальнейшему росту города. Москва обросла торгово-ремесленными посадом и слободами. Основная масса населения селилась за пределами кремлевских стен, между Москвой-рекой и Неглинной. Эта часть города называлась “Великим посадом”. Но уже намечались другие части города: Заречье, впоследствии называемое Замоскворечье, и Занеглименье. Центром Москвы был Кремль. Построенный в 1339 году, Кремль отличался от укреплений XII века в основном размерами и мощностью валов. Ров его должен был быть шире и глубже, вал мощнее и выше. Эта крепость должна была выдерживать уже не только непосредственно штурмы, но и обстрел из неогнестрельных метательных орудий (камнеметов, стрелометов) . Территория Кремля 1339 г. определяется довольно точно. Она расширилась и к северу, и к востоку. Угол крепости со стороны реки Неглинной был примерно там, где сейчас находится Вторая Безымянная Башня Кремля. Что касается внутренней застройки Кремля, то главную роль здесь играли двор самого князя и двор митрополита. После постройки нескольких каменных соборов образовалась целая площадь – Соборная. Кремль окончательно приобрел тогда вид резиденции крупного средневекового государства, феодального центра большого города.

В Москве одновременно с постройкой новых укреплений производилось крупное гражданское строительство. Время Калиты отмечено первым строительством каменных зданий в Москве. Вслед за Успенским собором были воздвигнуты каменные церкви Ивана Лествичника и Спаса на бору. Церковное строительство Калиты завершилось созданием каменного собора Михаила Архангела, получившего название княжеской усыпальницы.

Об Иване Калите напоминают в Москве названия Калитниковское кладбище, Большая, Малая и Средняя Калитниковские улицы, Малый и Новый Калитниковский проезд. Все они находятся на земле, подаренной Иваном Калитой в XIV веке Крутицкому подворью, почему эта местность и носила название “Калитниково”.

С татарами при Иване Калите Москва вела обширную торговлю, и многие татары переселились на постоянное местожительство в Москву. О торговой дороге в Орду, или Ордынской дороге, напоминают улицы Большая и Малая Ордынка. Татарские слободы размещались главным образом в Замоскворечье, там где теперь Большая и Малая Татарские улицы. Здесь поселились целой слободой устные переводчики – “толмачи”. О них напоминают Толмачевские переулки.

Татары пригоняли в Москву на продажу целые табуны лошадей. Многие лошади, не выдержав трудностей долгого пути, гибли. Татары сдирали с них шкуры и обрабатывали кожу ручным способом на Москве-реке, пониже своих слобод. Отсюда местность в течение веков стала центром кожевного производства и носила название “Кожевники”, сохранившейся до сих пор в названии Кожевнической улицы и четырех Кожевнических переулков у Павелецкого вокзала.

Читайте также:  Колит кишечника лечение москва

Общее впечатление от Москвы времен Ивана Калиты остается как о небольшом, но быстро расширяющимся и набирающем мощь и силу городе. Москва постепенно превращалась в крупнейший ремесленный и торговый центр Северо-Восточной Руси.

Источник

После гибели Юрия Даниловича власть в Московском княжестве перешла к его брату – Ивану Даниловичу. В отличие от необузданного, рискованного старшего брата, Иван Данилович был правителем осторожным, осмотрительным и неторопливым. Однако хитрость, жестокость и целеустремленность, свойственные потомкам Александра Невского, он сохранил полностью.

Иван Данилович хорошо понимал, что добиться успехов на Руси можно лишь при опоре на Орду, но так, чтобы не выказывать откровенно своих претензий на лидерство и не демонстрировать свою силу, как это делали Михаил Ярославич и Юрий Данилович. Главное для него заключалось в том, чтобы любыми путями столкнуть Тверь с Ордой. И такой случай скоро представился.

Уже со времени гордого и независимого Михаила Ярославича в Тверском княжестве копилась ненависть к ордынским насильникам. Особенно она увеличилась после убийства одного за другим их князей и разгрома тверских земель московско-татарскими войсками. Поэтому нужна была лишь искра, чтобы в Твери разгорелся большой пожар антиордынского восстания. Такой искрой стала в 1327 г. драка на торгу, когда тверичи пришли на выручку своему земляку, обиженному татарскими баскаками. Загудел вечевой колокол. Со всех сторон Твери на торг бросились люди. Началось избиение ордынских насильников. Главарь татарского отряда укрылся в княжеском дворце, но его подожгли вместе с ордынцами. Скоро восстанием была охвачена вся тверская земля.

Иван Данилович решил использовать благоприятный момент. Он выехал в Орду и предложил хану свои услуги. Обратно Иван вернулся с татарским войском и жестоко подавил восстание. Огнем и мечом он прошел по тверской земле.

Тверской князь, носивший титул великого князя владимирского, бежал во враждебное Орде Литовско-Русское государство. За услуги Орде московский князь получил приращение к своим владениям: ему были переданы Кострома и Новгород, где ранее сидели наместники тверского князя.

Теперь силы Твери были вновь значительно подорваны.

Но Орда не была бы Ордой, если бы хан сразу же отдал все преимущества Ивану Даниловичу. Напротив, после бегства тверского князя ярлык на великое княжение хан, в обход московского князя, отдал в Суздаль. Орда продолжала играть на противоречиях между русскими князьями. И лишь в 1332 г., после смерти суздальского князя, Иван Данилович получил наконец титул великого князя владимирского.

Высшую власть в Северо-Восточной Руси Иван Данилович использовал сполна для усиления позиций Московского княжества.

Во-первых, он продолжал всеми мерами сотрудничать с Ордой, выказывал себя послушным подручным хана. Иван Данилович часто бывал в Сарае, вез подарки хану, его родственникам и сановникам, льстил им, вел себя смиренно и послушно. Он исправно платил дань Орде и вскоре получил право от имени Орды собирать дань со всех русских земель. Иван беспощадно выколачивал дань и жестоко карал за неуплату.

Во-вторых, Иван Данилович упорно и целеустремленно продолжал расширять пределы Московского княжества. При нем Москва начала объединять другие северо-восточные русские земли.

Огромные деньги проходили через его руки, и значительная часть их оседала в его личной казне. Используя собственные накопления и то, что он утаивал от Орды, Иван Данилович прикупал чужие владения, округлял свои. Там, где не работали деньги, он не брезговал откровенным насилием, угрозами. При этом Иван Данилович неизменно опирался на помощь Орды, владыка которой, обманутый его послушанием, не смог разглядеть в нем решительного и беспощадного политика. Иван присоединил к Москве княжества Ростовское, Галицкое, Белозерское, Угличское. Теперь Московское княжество стало самым крупным и сильным среди других русских княжеств.

В-третьих, московский князь проявил себя как рачительный и бережливый хозяин, скопидом. Он не тратил зря деньги, вел скромный образ жизни, много помогал нищим и убогим. Куда бы он ни шел, у него на поясе неизменно висел кошель с деньгами. Такой кошель на Руси называли калитой. Из этого кошеля он нередко доставал мелкую монету и оделял нуждающихся. Его так и прозвали в народе: «Иван Калита». Под этим именем он и вошел в русскую историю.

В-четвертых, Иван Калита превратил Москву в церковный центр русских земель. Он частенько приглашал к себе погостить престарелого митрополита Петра, чья резиденция была во Владимире. В Москве владыку хорошо принимали и всячески обхаживали, ублажали. Петр подолгу жил в Москве. Там и умер и был похоронен в Успенском соборе, который в ту пору был еще деревянным. Покойного митрополита Петра объявили святым угодником и покровителем Москвы. К его гробнице стали стекаться паломники, около нее молились верующие.

Следующий митрополит уже переселился в Москву. Москва стала центром русской митрополии. Это увеличило значимость и авторитет Московского княжества.

При Иване Калите Русь вздохнула с облегчением: прекратились княжеские междоусобицы, ордынцы перестали совершать набеги на русские земли. Теперь Северо-Восточная Русь могла в полной мере использовать свое выгодное положение среди других русских земель.

Со времени Ивана Калиты титул великого князя владимирского прочно находился в руках московских князей. Более того, умирая, Иван Калита передал свою власть не старшему в роду, а своему сыну, вовсе не заботясь о мнении на этот счет Орды. Наследование в Московском княжестве пошло по прямой мужской линии – от отца к сыну.

Автор текста: Людмила Морозова

Материал создан: 09.11.2016

Читайте также:  Почему колит левая ладонь

Источник

680 лет назад, 25 ноября 1339 года, князь Иван Калита начал строительство нового Московского Кремля: «Того же лета заложен град Москва дубов… И срублен бысть тое же зимы в великое говение». Окончание строительства совпало со смертью князя Ивана — 31 марта 1340 г. Новый Кремль, построенный с нуля за четыре месяца и пять дней, стал прекрасным наследством, которое после отца получил его сын и преемник, следующий князь — Симеон Гордый.

Иван Калита. Рисунок В. Верещагина.

История Московского Кремля, хотя бы в самых общих чертах, вдалбливается в голову со школьной скамьи. И даже потом, если кто-то совершенно позабыл азы исторической науки, сообразить, что было этих кремлей примерно три — деревянный, из белого камня и кирпичный, — всё-таки можно. Просто по той причине, что многие журналисты и писатели в рассуждениях о Москве злоупотребляют словом «белокаменная». Тут уж поневоле вспомнишь о преображениях Кремля.

Они обычно воспринимаются как неуклонный рост и прогресс. Почти как в игре «камень-ножницы-бумага» — кто круче и «сильнее»? Дубовые стволы в аршин, то есть в 70 сантиметров диаметром, — это, конечно, хорошо. Но белый камень — известняк — однозначно «сильнее» и красивее. А уж краснокирпичная крепость, шедевр фортификационной мысли своего времени — это вообще крутизна невероятная.

В целом так оно и есть. Но что будет, если сравнить эти кремли по гамбургскому счёту, задействовав главный критерий крутизны? То есть посмотреть, насколько хорошо каждый из них справлялся со своей основной функцией — противостоять военной силе врага?

Успенский собор на Соборной площади Московского Кремля.

Дубовый

Он простоял без малого тридцать лет — с 1340 по 1367 гг. И не был взят ни разу — ни в результате правильной осады, ни штурмом. Другое дело, что в те годы его никто, в общем, и не осаждал. И даже не приступал к его стенам «в силе тяжкой». Прежние деревянные кремли Москвы бывали взяты. Например, войсками Батыя в 1238 г. и во время Дюденевой рати в 1293 г. Бывало, что от их стен уходили несолоно хлебавши, как ушёл тверской князь Михаил Святой в 1308 г.

Но дубовый Кремль Калиты не видел внешних врагов вообще. Как бы повернулось дело, явись они под эти стены, сказать трудно. Сын и преемник Калиты был одним из самых лучших политиков своего времени — война не касалась внутренних областей его княжества никогда. Сам же он «примучил» Новгород, имел мир с Ордой и нагнул «всемогущую» Литву — после его похода Смоленское княжество от Литвы отложилось. Так что Кремлю Калиты не было нужды доказывать свою крутизну в обороне — её линия проходила вдалеке, а главной крепостью Москвы был Симеон Гордый.

Царь-колокол в Кремле. Рисунок неизвестного автора, ок. 1908 г.

Белокаменный

Словом, дубовый Кремль был всем хорош. Но вот горел часто. Примерно каждые десять лет — в 1343, 1354 и 1365 гг. На следующий год после последнего пожара юный князь Дмитрий Иванович, которому до прозвища Донской оставалось ещё четырнадцать лет, «погадав с братом своим с князем с Володимером Андреевичем и со всеми бояры старейшими и сдумаша ставити город камен Москву».

Строили со скоростью невероятной, как говорит летопись: «Начаша делати безпрестани». И жизнь показала, что в этом случае спешка была оправданной. В целом белокаменный Кремль был готов к 1368 г. В том же году его осадил литовский князь Ольгерд. Сейчас об этом забывают, но литовщина тогда казалась, да и была едва ли не хуже татарщины. Все западные пределы Московского княжества были разграблены и выжжены, а люди — перебиты или уведены в плен. Выжили лишь те, кто сумел скрыться в лесах. А ещё те, кто доверился новым каменным стенам Кремля и успел до них добежать. Потому что случилось вот как: «Олгерд же стоял около города три дни и три нощи, остаток подгородья все пожже, многи церкви и многи манастыри пожег и отступи от града, а града кремля не взя и поиде прочь». Ровно то же самое произошло и в 1370 году — Литва обломала зубы о каменные стены вторично.

Вообще белокаменный Кремль держался отлично. Трёхнедельная осада Москвы властителем Золотой Орды Едигеем в 1408 г. окончилась ничем — татары даже не пошли на штурм, их отогнали пушечной пальбой. В 1439 г. казанский хан Улу-Мухаммед явился к Москве. Трижды его войска приступали к стенам Кремля. Результат тот же — ушли, не взяв города. И совсем уже бесславно окончился поход ордынского царевича Мазовши. В июне 1451 г. он подошёл к стенам, начал готовиться к решительному штурму, но после ночной вылазки москвичей бежал, побросав всё награбленное.

А. М. Васнецов. «Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век». 1918 г.

А. М. Васнецов. «Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век». 1918 г.

Единственная осечка произошла в 1382 г. Хан Тохтамыш всё-таки вошёл в Кремль. Но как? Все приступы татар были отбиты с большим для них уроном. И тогда хан дал слово: «Ничего иного от вас царь не требует, только выйдите к нему навстречу с почестями и дарами, так как хочет он увидеть город этот, и в него войти, и в нём побывать, а вам дарует мир и любовь свою, а вы ему ворота городские отворите».

«Татарину не верь, бабе не верь, непьющему не верь» — эта пословица родилась на Руси неспроста. Слово Тохтамыша не стоило ничего — войдя в город, он учинил резню и сжёг Москву дотла.

Короче говоря, белокаменный Кремль ни разу не был взят силой. А значит, со своей функцией справился целиком и полностью.

Московский пожар 1812 года. Картина неизвестного художника.

Кирпичный

С этим на первый взгляд всё гораздо проще. Даже тот, кто по истории не вылезал из двоек, твёрдо знает, что в 1812 г. французы были в Кремле. Те, кто ещё не совсем всё позабыл, могут сказать, что и поляки там тоже побывали — сидели в Кремле в течение двух лет, с 1610 по 1612 гг. Те, кто считается продвинутыми, вспомнят, что в 1571 г. Москву сжёг крымский хан Девлет Гирей. Неужели выходит, что такой красивый и такой мощный Кремль — всего лишь декорация и проходной двор?

Ни разу. Все эти три эпизода вообще не имеют отношения к осаде и взятию крепостей. В 1812 г. Москву просто оставили. В 1610 г. поляков туда привели чуть ли не насильно — предатели из своих. Разве что в 1571 г. крымчаки пытались штурмовать Кремль. Но с чисто военной точки зрения у них не вышло ничего — стены устояли.

Читайте также:  Если болит живот колит

Источник

Иван Калита — первый собиратель русских земель?

Известно, что будущий московский князь Иван Калита был внуком Александра Невского. В 1263 году Александр Ярославич отделил небольшой городок своего Владимиро-Суздальского княжества, Москву с прилегающими к нему землями, в отдельный удел. Эту территорию унаследовал его младший сын, Даниил, и буквально сразу после этого Александр скоропостижно скончался. Двухлетний князь стал полновластным правителем полученного крохотного участка земли. К слову о территории тогдашнего княжества: столица занимала землю, сопоставимую по размерам с территорией нынешнего Кремлевского дворца. Постепенно границы княжества расширялись, а его положение позволило князю претендовать на доминирование в северо-восточной Руси.

Иван Калита. Иван Калита. Источник: wikipedia.org

Вокруг фигуры Ивана Калиты имеется немало мифов, одним из которых было мнение о том, что именно он был первым собирателем земель русских. Однако его предшественник, Даниил Александрович, был хоть и не таким удачливым, как сын, но именно ему принадлежит пальма первенства в этом вопросе. Существует и еще ряд легенд, которые некоторые историки приписывают этому знаковому историческому персонажу. Статус великого князя получил все же не Иван, а его брат Юрий, который пытался выстраивать отношения с соседними княжествами задолго до известных подвигов Ивана. В частности, в 1321 году князь Тверской Дмитрий передал право сбора ордынской дани Юрию Данииловичу и попутно признал его власть. Однако сам Юрий поступил с этим подарком недальновидно и вместо того, чтобы отвезти собранную дань в Орду, инвестировал в новгородских купцов, пустив ее в оборот. Узнав об этой дерзости, хан Узбек немедленно вернул ярлык на великое княжение обратно Дмитрию. При попытке отобрать ярлык Юрий был убит Дмитрием Тверским в Сарай-Берке. В те же дни погибает Михаил Тверской, отец правителя княжества. Еще спустя несколько лет в Орде вероломно убивают и самого Дмитрия, наследника Михаила, и ярлык по праву передается его брату Александру. Стоит отметить, что находясь в Сарай-Берке в то самое время, когда шла ожесточенная борьба за владение ярлыком между князем Московским, Юрием, и Тверским, Дмитрием, младший брат Иван Данилович не поспособствовал спасению своего старшего брата, в чем его впоследствии часто обвиняли: мол, мог, а ничего не предпринял.

Иллюстрация 1.jpg

Русский средневековый кошель — калита. (lj.rossia.org)

Воюющие дома тверских и московских князей продолжили свое противостояние и при Иване Калите. Более того, он поставил перед собой главной целью стать полновластным правителем Владимиро-Суздальского княжества. Это объяснялось тем, что вся дань с Руси собиралась через владимирский трон, и единственным конкурентом был тверской дом Рюриковичей. Этот факт развенчивает еще один миф о том, что Иван Калита наладил отношения с Ордой и благодаря своему дипломатическому таланту постепенно скупил и объединил под своей властью многие соседние княжества. Отчасти так оно и было, но в результате ожесточенных кровопролитных боев с тверскими князьями не осталось влиятельных правителей, могущих претендовать на ярлык. Ивану Калите это право во многом досталось по остаточному принципу.

Процветание Московского княжества

Еще одним фактором, повлиявшим на доминирование Москвы над Тверью, стало обеспечение безопасности купцов по Великому серебряному пути. Иван Калита заблаговременно очистил московские земли от разбойников, которые активно промышляли в то время и часто обирали проезжающих купцов, чего не сделали тверские правители. Таким образом, получив безопасный коридор, торговля почти полностью потекла через Московское княжество. Это стало одной из первых дипломатических побед Ивана Калиты над Тверью.

Хитрость московского правителя распространилась и на тогдашнего хана, юного наследника Орды Узбека: Иван стал для него верным и преданным товарищем, платил вовремя дань, потакая ему во всем. Эти отношения сложились благодаря случаю, произошедшему в 1327 году, когда Тверь посетил мурза Чолхан. Он требовал с Тверского княжества вернуть большую задолженность. Но сумма оказалась настолько непосильной, что сразу же возник конфликт. Фискальные представители мурзы требовали 100-процентного возмещения, а тверская сторона в ответ на это подняла восстание, в ходе которого была убита вся ордынская делегация. Князь Тверской и Владимирский Александр Михайлович быстро понял, чем это чревато, и бежал через Новгород и Псков в Литву. Тверское княжество оказалось без лидера перед могущественным татаро-монгольским карательным войском. Естественно, Тверь пала и была поделена ханом Узбеком между лояльными Иваном, князем Московским, который получил право на сбор дани, и Александром Васильевичем Суздальским, получившим Владимир и обширные приволжские территории. Благодаря близким отношениям Ивана с ханом Узбеком великий князь получил часть Ростовского княжества и значительно расширил сферу своего влияния в русских землях.

Иллюстрация 2.jpg

Московский Кремль при Иване Калите. (wikipedia.org)

Еще одним позитивным шагом Ивана Калиты стала выдача замуж двух своих дочерей за Ярославского и Ростовского князей, что позволило законно распоряжаться их землями. Еще одной заслугой Калиты можно считать перенос митрополичьей кафедры в Москву, хотя сама идея принадлежала его старшему брату, но так и не была реализована. Более прозорливому младшему отпрыску удалось это осуществить, сохранив как титул, так и свою жизнь. Он понимал, что местоположение центра православия на Руси может способствовать объединению с другими русскими землями ненасильственным способом. Ему удалось переместить митрополию из Владимира в Москву и заручиться всесторонней поддержкой духовенства. После того, как скоропостижно скончался митрополит Петр, первым переехавший в Москву, на его место был рукоположен новый глава церкви Феогност, который был абсолютно предан московскому князю.

Накануне своей смерти Иван Калита решается постричься в монахи, взяв себе новое имя Анания в честь великого апостола и священномученика. Было ли это решение связано с ухудшившимся здоровьем или продиктовано желанием окончить свое правление в статусе богобоязненного властителя и человеколюба — приходится только гадать. Оставив своим потомкам сильное княжество, наладив отношения с Ордой, укрепив торговые связи и повысив боеспособность дружины, великий князь прочно вошел в историю средневековой Руси как один из самых взвешенных и прозорливых правителей своей эпохи.

Источник