Мероприятия по ликвидации кори
Целью проведения противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции является его локализация и ликвидация.
Первичные противоэпидемические мероприятия в очагах проводятся медицинскими работниками организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, а также иных организаций, частно -практикующими медицинскими работниками сразу после выявления больного или при подозрении на корь.
При получении экстренного извещения специалисты территориальных органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов проводят эпидемиологическое обследование очага (очагов) инфекции: определяют границы очага (очагов) по месту проживания, работы, обучения, пребывания заболевшего (при подозрении на заболевание); круг лиц, бывших в контакте с заболевшим, их прививочный и инфекционный анамнез в отношении кори; осуществляют контроль за проведением противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах.
При выявлении очага инфекции в дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, а также в организациях с круглосуточным пребыванием взрослых с момента выявления первого больного до 21 дня с момента выявления последнего заболевшего в коллектив не принимаются лица, не болевшие корью и не привитые против этих инфекций.
Источники инфекции – больные корью (или при подозрении на эти инфекции) – подлежат обязательной госпитализации в случаях:
– тяжелого клинического течения заболевания;
– независимо от формы течения заболевания – лица из организаций с круглосуточным пребыванием детей или взрослых; лица, проживающие в общежитиях и в неблагоприятных бытовых условиях (в том числе коммунальных квартирах); при наличии в семье заболевшего лиц из числа декретированных групп населения.
В направлениях на госпитализацию больных корью (или при подозрении на эти инфекции), наряду с анкетными данными указываются первоначальные симптомы заболевания, сведения о проведенном лечении и профилактических прививках, а также данные эпидемиологического анамнеза.
Госпитализированные лица должны находиться в стационаре до исчезновения клинических симптомов, но не менее чем:
– 5 дней с момента появления сыпи при кори,
Допуск реконвалесцентов кори, краснухи и эпидемического паротита в организованные коллективы детей и взрослых разрешается после их клинического выздоровления.
За лицами, общавшимися с больными корью устанавливается медицинское наблюдение в течение 21 дня с момента выявления последнего случая заболевания в очаге.
В дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, а также в организациях с круглосуточным пребыванием взрослых организуется ежедневный осмотр контактных лиц медицинскими работниками в целях активного выявления и изоляции лиц с признаками заболевания.
В очагах кори определяется круг лиц, подлежащих иммунизации против этих инфекций по эпидемическим показаниям.
Иммунизации против кори по эпидемическим показаниям подлежат лица, имевшие контакт с больным (при подозрении на заболевание), не болевшие корью ранее, не привитые, не имеющие сведений о прививках против кори, а также лица, привитые против кори однократно – без ограничения возраста.
Иммунизация против кори по эпидемическим показаниям проводится в течение первых 72 часов с момента выявления больного. При расширении границ очага кори (по месту работы, учебы, в пределах района, населенного пункта) сроки иммунизации могут продлеваться до 7 дней с момента выявления первого больного в очаге.
Детям, не привитым против кори (не достигшим прививочного возраста или не получившим прививки в связи с медицинскими противопоказаниями или отказом от прививок) не позднее 5-го дня с момента контакта с больным вводится иммуноглобулин человека нормальный (далее – иммуноглобулин) в соответствии с инструкцией по его применению.
Сведения о проведенных прививках и введении иммуноглобулина (дата, название препарата, доза, серия, контрольный номер, срок годности, предприятие-изготовитель) вносят в учетныеформы в соответствии с требованиями к организации вакцинопрофилактики.
Контактные лица из очагов кори не привитые и не болевшие указанными инфекциями ранее, не допускаются к плановой госпитализации в медицинские организации неинфекционного профиля и социальные организации в течение всего периода медицинского наблюдения.
Госпитализация таких пациентов в период медицинского наблюдения в медицинские организации неинфекционного профиля осуществляется по жизненным показаниям, при этом в стационаре организуются дополнительные санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия в целях предупреждения распространения инфекции.
Активный эпидемиологический надзор, в задачу которого входит поиск возможных случаев кори среди пациентов с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью независимо от первичного диагноза.
Иммунизация населения против кори проводится в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Детям и взрослым, получившим прививки в рамках национального календаря профилактических прививок, в сыворотке крови которых в стандартных серологических тестах не обнаружены антитела к соответствующему возбудителю, прививки против кори проводят дополнительно в соответствии с инструкциями по применению иммунобиологических препаратов.
Для обеспечения популяционного иммунитета к кори, краснухе, эпидемическому паротиту, достаточного для предупреждения распространения инфекции среди населения, охват прививками населения на территории муниципального образования должен составлять:
– вакцинацией и ревакцинацией против кори детей в декретированных возрастах – не менее 95%;
– вакцинацией против кори взрослых в возрасте 18 – 35 лет – не менее 90%.
Источник
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав результаты реализации мероприятий по ликвидации кори на территории Российской Федерации и эпидемиологическую ситуацию по кори в 2011 году, отмечаю следующее.
Вакцинопрофилактика и эффективный эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий активное выявление клинических случаев кори с обязательным лабораторным подтверждением диагноза, существенно повлияли на уровень заболеваемости и характер эпидемического процесса кори в Российской Федерации.
На большинстве территорий страны достигнут и удерживается на протяжении ряда лет показатель заболеваемости корью на уровне менее 1,0 на миллион населения, соответствующий критерию элиминации кори, определенному Всемирной организацией здравоохранения.
Проводимые в стране молекулярно-генетические исследования свидетельствуют об отсутствии циркуляции в последние годы эндемичного для России штамма кори D6.
Данная ситуация позволила начать процедуру сертификации – документального подтверждения статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори.
_______________
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.04.2010 N 23 “О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году в рамках стратегического плана Европейского региона ВОЗ 2005-2010” (зарегистрировано Минюстом России 13.08.2010, регистрационный N 18149).
Вместе с тем, по предварительным результатам рассмотрения представленных в 2011 году субъектами Российской Федерации документов, Национальной Сертификационной Комиссией выявлен ряд недостатков в организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, а также подготовке отчетной документации.
В Оренбургской, Пензенской областях, республиках Башкортостан, Ингушетия, Хабаровском крае требуется уточнить данные охвата профилактическими прививками против кори взрослого населения в возрасте 18-35 лет.
Отмечен недостаточный охват прививками взрослых (менее 95%) в некоторых районах и медицинских организациях в Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, в Тюменской и Томской областях, Республике Карелия.
Имеются недостатки в планировании профилактических прививок взрослому населению в возрасте 18-35 лет в Республике Чувашия, Нижегородской, Ивановской и Владимирской областях.
Отсутствуют или требуют уточнения данные охвата прививками мигрантов в Оренбургской и Сахалинской областях, Республике Башкортостан и в Приморском крае.
В Ханты-Мансийском автономном округе, Ленинградской, Мурманской областях, Чеченской Республике, Чукотском автономном округе в отдельные годы не достигнут расчетный критерий обследования больных с экзантемными заболеваниями, что свидетельствует о недостатках в организации активного выявления случаев кори.
В Красноярском крае, республиках Хакасия и Бурятия, Иркутской и Амурской областях, г.Москве заболеваемость корью превысила рекомендуемый уровень в связи с регистрацией групповых заболеваний.
Изложенное выше свидетельствует о необходимости дополнительного углубленного анализа сложившейся эпидситуации в указанных субъектах Российской Федерации, а также оценки эффективности проведенных в них профилактических и противоэпидемических мероприятий в 2010-2011 годах.
Осложнение эпидситуации в 2010-2011 годах в некоторых субъектах Российской Федерации связано с завозными случаями кори из ряда стран Европейского и Азиатского регионов, где были зарегистрированы крупные вспышки кори. Всего по данным ВОЗ заболеваемость корью в 2011 году регистрировалась в 38 странах Европы и Азии, суммарно выявлено более 21000 случаев.
Около 90% случаев заболеваний выявлены во Франции, Германии, Италии, Испании, Румынии, Бельгии, Швейцарии, Соединенном Королевстве и Узбекистане. Согласно опубликованным ВОЗ данным, вспышки кори были связаны с циркуляцией вируса генотипа D4 (в Бельгии, Болгарии, Франции, Сербии), генотипа B3 (в Испании), генотипа D9 (в Турции).
Учитывая развивающиеся международные связи, прежде всего туристические, а также значительный поток мигрантов из стран СНГ, риск завоза кори на территорию России ежегодно увеличивается.
Так, удельный вес завозных случаев кори с 2003 года по 2010 год возрос с 1% до 21,7%. Только за первую половину 2011 года в России выявлено 33 завозных случая кори, тогда как за весь 2010 год было зарегистрировано 28 таких случаев. Наибольшее число импортированных случаев наблюдалось с территории Франции (11 случаев) и Узбекистана (9). Установлен завоз инфекции также из Англии, Германии, Италии, Латвии, Украины, Таджикистана, Индии, Индонезии, КНР и Испании.
По данным формы федерального статистического наблюдения N 1 “Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях” за 7 месяцев 2011 года в Российской Федерации зарегистрировано 167 случаев кори в 18 субъектах страны. Еще 3 случая заболевания корью выявлены среди служащих различных ведомств. Показатель заболеваемости корью по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 1,6 раза – с 0,07 до 0,12 на 100 тыс. населения. Наибольшее число случаев кори зарегистрировано в г.Москве (59 случаев), Астраханской области (26 случаев), Красноярском крае (20 случаев), Томской области (14 случаев) и Ставропольском крае (17 случаев).
Рост заболеваемости корью в 2011 году обусловлен ростом числа заболевших взрослых, которые в структуре общей заболеваемости составили 78,4%. При этом из числа заболевших взрослых в возрасте 18-35 лет свыше 53% не были привиты или не имели сведений о прививках против кори, более 11% – были привиты однократно.
По результатам эпидрасследования вспышечной заболеваемости в некоторых субъектах Российской Федерации выявлены серьезные недостатки в работе по иммунизации населения против кори, включая дефекты планирования и отчетности, недостаточный охват прививками населения, прежде всего из числа групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, мигрантов и других).
По отчетным данным, представленным в Роспотребнадзор по итогам за 7 месяцев 2011 года, в целом по стране привито против кори лиц в возрасте 18-35 лет всего 31,1% от числа подлежащих прививкам в 2011 году, а по Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской областям, Алтайскому краю, Удмуртской Республике – менее 10%.
Не начата иммунизация в Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областях, республиках Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках.
В целях обеспечения готовности субъектов Российской Федерации к сертификации территорий, свободных от эндемичной кори, и поддержания данного статуса, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч.I), ст.4563; N 30 (ч.I), ст.4591)
постановляю:
1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Обсудить результаты рассмотрения документов, представленных в Национальную Сертификационную Комиссию для подтверждения статуса субъекта Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори, с принятием при необходимости дополнительных мер по устранению выявленных недостатков.
1.2. Предусмотреть выделение ассигнований на закупку вакцины против кори для иммунизации населения по эпидемическим показаниям, а также для групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, торговли, социальных работников, студентов, мигрантов, труднодоступного населения и других).
_______________
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.02.2011 N 12 “О дополнительных мероприятиях по реализации “Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации” (зарегистрировано Минюстом России 10.03.2011, регистрационный N 20044).
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан рекомендовать обеспечить:
2.1. Поддержание высоких (не менее 95%) уровней охватов профилактическими прививками против кори населения в рамках национального календаря профилактических прививок, а также лиц из числа контингентов групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, социальных работников, мигрантов, студентов и других).
2.2. Представление медицинскими организациями достоверных данных о выполненных профилактических прививках против кори для формирования федеральных государственных статистических форм.
3. Руководителям органов исполнительной власти в области охраны здоровья граждан Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской, Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областей, Алтайского края, республик Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Удмуртия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик принять меры по увеличению темпов иммунизации контингентов, подлежащих прививкам против кори в 2011 году.
4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:
4.1. Провести расчет потребности в вакцине против кори для иммунизации групп риска и населения по эпидемическим показаниям и представить его в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях выделения ассигнований на закупку вакцины.
4.2. Обеспечить своевременное и в полном объеме проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах кори согласно требованиям санитарного законодательства.
4.3. Обеспечить повсеместно достижение расчетного критерия обследования больных с экзантемными заболеваниями.
4.4. Информировать туроператоров, турагентов и туристов, выезжающих в страны, где зарегистрированы вспышки кори, об угрозе инфицирования и необходимости иммунизации лиц, не привитых против кори.
4.5. Организовать обучение медицинских работников по вопросам эпиднадзора, диагностики и профилактики коревой инфекции.
4.6. Проводить систематическую информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам профилактики кори.
4.7. Обеспечить взаимодействие с медицинскими организациями ведомственного подчинения в части организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении случаев заболевания корью.
5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по г.Москве, Республике Бурятия, Красноярскому краю, Томской и Амурской областям, Чукотскому автономному округу совместно с органами исполнительной власти в области охраны здоровья граждан указанных субъектов Российской Федерации принять меры по достижению критериев готовности субъекта Российской Федерации к сертификации территории, свободной от эндемичной кори.
6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводить контроль за планированием иммунизации населения против кори в рамках национального календаря профилактических прививок, а также контингентов из групп риска, организацией и проведением иммунизации населения, достоверностью представляемых отчетных сведений о прививках против кори, безопасными условиями иммунизации населения – в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
7. Руководителю ФБУН “Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского” Роспотребнадзора (В.А.Алешкин):
7.1. Обеспечить оказание консультативной помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам организации эпидемиологического надзора и иммунизации населения.
7.2. В срок до 01.11.2011 представить в Роспотребнадзор проект Национального плана мероприятий по поддержанию статуса территорий Российской Федерации, свободных от эндемичной кори на 2012-2015 годы.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Г.Онищенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 октября 2011 года,
регистрационный N 21979
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
Российская газета,
N 231, 14.10.2011
Источник
- еженедельное извещение о наличии или отсутствии случаев кори каждым муниципалитетом
- полнота расследования подозрительных случаев в пределах 48 часов;
- удельный вес адекватно обследованных случаев;
- удельный вес случаев со взятыми пробами для лабораторного исследования и случаев, при которых лабораторное исследование проведено в первые 4 дня.
- Center for Disease Control and Prevention. Measles eradication: Recommendations from a meeting cosponsored by the WHO, the PAHO and CDC, MMWR, 1997, 46 /RR-II/, pp 1-20.
- Cutts F.T. et al. Principles of Measles Control, Bull. WHO, 1991, v.69, pp 1-7.
- 3. de Quadros C.A. Global eradication of poliomyelitis and measles. Another quiet revolution. Ann. Intern. Med., 1997, v.127, pp 156-158.
- Pan American Health Org. Record: five years measles free. EPI News-letter, 1996, v.18, 3, pp 1-3.
- Pan American Health Org. Global Measles Eradication: Target 2010? EPI Newsletter, 1996, v.18, 4, pp 1-3.
- Pan American Health Org. Measles Outbreak in Venezuela. EPI News-letter, 2002, v.24, I, pp 1-3.
Стратегия ВОЗ по глобальной ликвидации кори
Т.А. Бектимиров
ГИСК им. Л.А. Тарасевича
Коревая инфекция является классическим примером болезни, при которой теоретическая обоснованность возможности ее ликвидации не вызывает сомнения. В основе этого положения лежит факт возникновения стойкого иммунитета после переболевания, единый во всем мире антигенный вариант вируса кори, типичная клиническая картина, отсутствие вирусоносительства и других резервуаров в природе кроме человека.
С учетом всех этих особенностей коревой инфекции и наличия безопасной и эффективной вакцины Всемирная Ассамблея здравоохранения в 1989 г. и Совещание Глав Государств по детскому здравоохранению в 1990 г. поставили задачу снижения заболевания и смертности соответственно на 90% и 95%, по сравнению с довакцинальным периодом [2]. По данным ВОЗ, в довакцинальный период ежегодно в мире заболевало корью от 135 до 140 млн. и умирало от 5 до 7 млн. детей.
Вакцинация ежегодно в мире предупреждает около 80 млн. случаев заболеваний и свыше 5 млн. случаев смерти. Вместе с тем, поскольку охват прививками не является высоким повсеместно, в настоящее время ежегодно регистрируется до 30 млн. случаев заболевания, и умирает от кори от 800 тыс. до 1 млн. детей (98% смертельных исходов регистрируются в развивающихся странах и более половины приходится на Африку). Поэтому Расширенная Программа Иммунизации ВОЗ поставила задачу по охвату прививками не менее 90% детей к одному году в каждой стране, области, населенном пункте и снижение смертности до 1%.
Консультативная группа ВОЗ в 1996 г. пришла к заключению, что возможна не только элиминация кори в отдельно взятых странах и регионах, но и ее ликвидация. Ликвидация подразумевает глобальное прекращение циркуляции вируса кори, то есть ликвидацию его резервуара, которая повлечет за собой прекращение вакцинации. Элиминация – это прекращение циркуляции вируса на значительной географической территории, такой как целая страна или регион, охватывающий несколько стран. При этом при элиминации вакцинация продолжается, поскольку постоянно существует угроза заноса (импорта) инфекции. Элиминация не означает полного отсутствия заболеваний корью. В целом глобальная ликвидация кори будет представлять сумму результатов программ элиминации во всех странах [1,3].
В последнее десятилетие корь элиминирована во многих странах Америки, ряде Европейских (Скандинавские страны, Великобритания и др.) и Восточно-Средиземноморских стран. Вместе с тем страны Африки и Азии продолжают оставаться странами эпидемического распространения кори с высокой летальностью.
Исходя из различий в эпидемиологии кори в развитых и развивающихся странах, ВОЗ рекомендовала вакцинировать против кори детей в возрасте 12-15 мес. в странах с высокой заболеваемостью.
Ранее стратегия борьбы ВОЗ с корью включала проведение одной прививки при высоком охвате (не менее 90%). К настоящему времени определено, что одна прививка против кори недостаточна для достижения и поддержания элиминации и ликвидации кори. Необходимость ревакцинации обусловлена тем, что при прививках в 9-месячном возрасте уровень сероконверсий составляет всего 85%, оставляя значительную часть детей (15%) незащищенными от кори. Когда число восприимчивых лиц достигает критического уровня, возникают вспышки кори, главным образом среди детей старших возрастных групп.
Вторая прививка предназначена для индукции иммунитета у тех детей, которые не развили невосприимчивости после первой и, естественно, тех детей, которые ранее не были привиты. К тому же установлено, что ревакцинация дает высокий уровень сероконверсий (>90%) у детей, которые не давали иммунного ответа на первую прививку.
Очевидно, что в странах с хорошо развитой системой вакцинопрофилактики, обеспечивающей высокий уровень охвата прививками при плановой иммунизации, двухдозовая схема иммунизации (вакцинация и ревакцинация) позволяет обеспечить элиминацию кори на национальном уровне.
Что касается необходимого уровня охвата прививками, то математическое моделирование показало, что, например, в США корь может быть элиминирована при условии, что 94% населения невосприимчиво к кори. Если учесть, что только 95% привитых приобретают защиту от кори, то охват прививками должен достигать 97-98% при однократной вакцинации (двукратная вакцинация облегчает задачу элиминации и ликвидации кори).
ВОЗ считает, что элиминацию кори в развивающихся странах будет осуществить труднее, чем в развитых странах, прежде всего, в связи с высокой рождаемостью и слабо развитой системой здравоохранения. Поэтому для развивающихся стран ВОЗ рекомендует иную стратегию, которая оправдала себя в странах Латинской Америки. Хотя плановая иммунизация с высоким охватом прививками является основой эффективной профилактики кори, ВОЗ для ускорения элиминации кори в странах, неспособных обеспечить высокий охват в плановом порядке, особую роль отводит кампаниям массовой иммунизации, которые уже показали свою эффективность во многих странах. В частности, элиминация кори включает 3 этапа: 1) кампания поголовной иммунизации детей от 1 до 14 лет; 2) плановая иммунизация не менее 90% детей в возрасте 9-15 мес.; 3) последующие кампании массовой иммунизации всех детей в возрасте 1-4 лет, повторяющиеся каждые 3-5 лет для охвата детей, не привитых в календарные сроки и не давших иммунного ответа на плановую прививку.
При этом ВОЗ для стран, поставивших также задачу вакцинации против краснухи, рекомендует использовать в кампаниях массовой иммунизации комбинированные ди- или тривакцины (корь-краснуха, корь-паротит-краснуха).
Кампании массовой иммунизации должны включать большие популяции населения (всю страну или большой регион) и охватывать более 90% восприимчивых контингентов. Африканский опыт показал, что массовые прививки только городского населения не оказывают существенного влияния на распространение кори.
Определение возрастных групп, подлежащих вакцинации во время массовых кампаний, зависит от восприимчивости контингентов, определяемых на основании ранее проведенных кампаний, возрастной заболеваемости и серологических исследований.
Основываясь на такой стратегии эндогенная корь практически элиминирована на американском континенте. Как и следовало ожидать, в отдельных странах возникают эпидемические вспышки, связанные с заносом инфекции из других регионов. Однако эти вспышки имели весьма ограниченное распространение и затухали весьма быстро.
После элиминации кори наблюдается два основных типа вспышек: вспышки среди дошкольников, при которых большой процент заболевших (обычно от 50 до 70%) отмечается среди детей младше 5 лет, большинство из которых не были привиты; вспышки среди школьников, которые регистрируются в популяциях с высоким охватом прививками. Во многих школьных вспышках более 95% случаев заболевания корью наблюдались у детей, в анамнезе которых вакцинация была в возрасте 1 года и вскоре после первого дня рождения. Поэтому была рекомендована ревакцинация перед поступлением в школу для предупреждения эпидемических вспышек в школах. Следует в связи с этим отметить, что увеличение возраста прививаемых с 9 до 12 мес. ведет к повышению эффективности вакцинации. Именно поэтому члены Панамериканской санитарной конференции в 1994 г. рекомендовали странам – членам Панамериканской Организации Здравоохранения (РАНО) проводить плановую иммунизацию не с 9 мес., а с 12 мес. При этом было принято во внимание, что риск заражения корью в возрасте 9 и 12 мес. после кампаний массовой иммунизации с охватом не менее 90% ничтожно мал [4, 5].
Важнейшим компонентом элиминации и ликвидации кори ВОЗ считает эпидемиологический надзор, который должен быть обеспечен уже на ранней стадии программы элиминации. Наиболее важной функцией эпиднадзора является оценка адекватности и эффективности принятой в стране стратегии элиминации и выявление циркуляции вируса кори в популяции. На последней стадии элиминации главной функцией эпиднадзора становится выявление каждого случая кори.
ВОЗ установила следующие индикаторы эпиднадзора:
ВОЗ полагает, что при наличии специально обученных медицинских работников вполне достаточна пассивная система сбора информации о случаях кори. Система извещения должна исходить из следующей классификации случаев кори: а) подозрительный случай – острое заболевание, при котором имеется один или несколько типичных клинических признаков кори; б) вероятный случай – острое заболевание, при котором имеются клинические признаки, отвечающие стандартному определению случая кори и эпидемиологическая связь с другим подозрительным или подтвержденным случаем кори; в) подтвержденным считают случай кори, классифицированный первоначально как подозрительный или вероятный, после лабораторной верификации диагноза. Лабораторно подтвержденный случай необязательно должен отвечать клиническому определению случая в связи с возможностью возникновения атипичных или стертых форм инфекции.
При невозможности проведения лабораторного исследования вероятный случай автоматически классифицируется как подтвержденный.
Окончательный диагноз кори устанавливается при наличии лабораторного подтверждения диагноза и/или эпидемической связи с другим подтвержденным случаем кори.
По мере снижения заболеваемости корью все большую роль в идентификации вирусных изолятов и определении, являются ли выявленные случаи кори эндогенными или импортированными, играет лабораторная диагностика. ВОЗ считает, что методы молекулярной эпидемиологии должны стать стандартным инструментом в слежении за циркуляцией вируса в глобальном масштабе. Эта информация будет весьма необходимой по мере того, как страны добьются прекращения циркуляции эндогенного вируса. Как показывает опыт генетического типирования вирусов кори, выделенных после 1993 г. в США и других странах Америки, они, как правило, имели европейское и азиатское происхождение, отличаясь от штаммов, ранее циркулировавших на американском континенте.
Следует добавить, что до настоящего времени было идентифицировано 7 различных групп штаммов вирусов. Используемые в настоящее время вакцины эффективны против всех этих групп.
Другой важной функцией лабораторий является оценка состояния иммунитета населения к кори. Хотя уровень охвата прививками может служить косвенным показателем иммунитета в коллективе, он не дает ответа на вопрос, имеются ли среди привитых лица, не ответившие на прививку развитием иммунитета. Серологическое обследование населения позволяет объективно оценить степень защищенности населения от кори.
Обязательным условием элиминации кори является лабораторное подтверждение диагноза кори при всех спорадических случаях и, по меньшей мере, одного случая в эпидемической цепочке. В дополнение к пробам сыворотки крови и слюны, для лабораторного подтверждения также необходимо собрать от больного материал для выделения вируса. Вирус обычно выделяется, если материал собирают в первые 7 дней после появления сыпи. Для выделения вируса можно брать мочу, а также назофарингеальные мазки или кровь.
После элиминации в стране эндогенной кори необходимо уделять особое внимание импортируемым случаям кори. При этом занос заболевания может происходить даже из тех стран, в которых корь элиминирована. Кроме того, не всегда удается установить источник инфицирования. Поэтому ВОЗ рекомендует в этих условиях классифицировать случаи кори следующим образом: эндогенный (источник неизвестен); импортированный (источник известен); импортированный (источник неизвестен).
ВОЗ полагает, что проблема ликвидации кори является не технической проблемой, а политической и финансовой. Во многих странах, и особенно развитых, корь считается легким заболеванием. Этот подход может помешать ликвидации кори, поскольку в вышеупомянутых странах не будут прилагаться надлежащие усилия для элиминации кори.
До настоящего времени дата всемирной ликвидации кори не установлена. Три региона ВОЗ – Американский, Европейский и Восточно-Средиземноморский поставили задачей элиминацию кори к 2000, 2007 и 2010 гг. соответственно. Американский регион свою задачу выполнил [5]. Вместе с тем в некоторых странах этого региона возникают заносные вспышки болезни, – в Венесуэле в 2001-2002 гг. возникали распространенные эпидемии в связи с ослаблением внимания к сохранению выского уровня охвата прививками [6].
Литература:
© Т.А. Бектимиров, 2002
Источник