Медресе тилля кори на площади регистан в самарканде
Медресе Тилля-Кари (узб. Tillа Qori madrasasi — Позолоченное медресе) — культовое, духовно-просветительское и образовательное сооружение XVII века в Самарканде на площади Регистан. Является самым поздним строением на площади и вместе с медресе Улугбека и медресе Шердор образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История[править | править код]
Строительство медресе Тилля-Кари началось в 1646 году по приказу удельного правителя (хакима) Самарканда Ялангтуша Бахадура, происходившего из узбекского рода алчин[1][2][3] на месте построенного ещё в XV веке и сильно обветшавшего караван-сарая Мирзои с частичным использованием его фундаментов и стен. К моменту начала строительства соборные мечети Самарканда (Биби-Ханым и Алике Кукельташ) лежали в руинах, и при проектировании было решено совместить в здании медресе высшую духовную школу и джума-мечеть. Строительные и отделочные работы продолжались 14 лет и были завершены в 1660 году уже после смерти Ялангтуша Бахадура. Вероятно по этой причине отделка некоторых элементов медресе была выполнена с заметной небрежностью, а внешний купол мечети Тилля-Кари так и не был завершён. Строительство медресе Тилля-Кари завершило оформление площади Регистан и придало расположенному здесь архитектурному ансамблю законченный вид. В XIX веке здание медресе было повреждено сильным землетрясением (1817/18 год)[4]. Особенно пострадал входной портал. Обрушилась его верхняя часть вместе с тимпаном. По распоряжению эмира Хайдара портал был восстановлен, но уже без изразцовой отделки. К началу XX века большая часть облицовки медресе была утрачена. Реставрационные работы начались в 20-х годах XX века, когда были предприняты усилия по спасению уцелевших фрагментов декора. В начале 30-х годов были проведены работы по восстановлению облицовки наружных фасадов. В 1950—1958 годах были отреставрированы дворовые фасады медресе и барабан купола мечети. В первой половине 70-х годов был восстановлен декор тимпана главного портала и возведён наружный купол мечети. В 1979 году были завершены работы по восстановлению росписи интерьера мечети. В настоящее время в медресе Тилля-Кари размещается экспозиция музея реставрации площади Регистан.
Архитектура[править | править код]
Медресе Тилля-Кари расположено в северной части площади Регистан и завершает обращённый на юг архитектурный ансамбль из трёх медресе. Оно представляет собой квадратное в плане сооружение общей площадью 75х75 метров. Архитектор, очевидно принадлежавший к бухарской архитектурной школе, не стал слепо копировать пропорции двух других расположенных на площади медресе, а решил стоявшую перед ним задачу композиционно, вытянув крылья главного фасада, что придало пространству площади замкнутый вид. Изменение пропорций главного фасада имело и другое следствие: будучи центральным элементом композиции, медресе Тилля-Кари в то же время не выглядит таким же массивным и не приковывает к себе лишнего внимания, как бы являясь фоном для двух других более монументальных медресе.
Главный фасад медресе выполнен в бухарском стиле. Он состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами выходящих на площадь 16-ти худжр (по восемь с каждой стороны и по четыре в ярусе). Симметрия фасада подчёркнута угловыми башнями-гульдаста, которые одновременно могут выполнять функции минаретов. Главный входной портал прорезан глубокой пятигранной нишей с тремя проходами. Просторный четырёхайванный двор обнесён по периметру худжрами, расположенными в два этажа по главному фасаду и в один — вдоль остальных сторон. С западной стороны двора расположено портально-купольное здание мечети Тилля-Кари. Для сохранения симметрии двора на его центральных осях возведены дополнительные дворовые порталы. Мечеть состоит из трёх частей. В центре крестообразное в плане помещение, перекрытое двойным куполом, в котором расположены отделанный мрамором михраб и одиннадцатиступенчатый мраморный минбар. С обеих сторон к центральному залу примыкают открытые со стороны двора галереи на столбах.
Наружные и дворовые фасады медресе облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими орнаментами. Особенно богато украшено помещение мечети. Его стены и купол сплошь покрыты росписью в технике кундаль с обильным применением позолоты.
Примечания[править | править код]
- ↑ Хорошхин А. П. Сборник статей касающихся до Туркестанского края. — С.-Петербургъ: типография А. Траншеля, 1876. — 583 с.
- ↑ Эварницкій Д. И. Путеводитель по Средней Азіи. Отъ Баку до Ташкента. — Ташкент: изд. на средства, ассигн. туркест. генерал-губернатором, 1893. — С. 73—77. — 202 с.
- ↑ Туркестанский край // Россия. Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей : [В 19-ти т.] / под ред. В. П. Семенова. — СПб: издание А. Ф. Девриена, 1913. — Т. 19.
- ↑ Файзиев, 1988, p. 20.
Литература[править | править код]
- Регистан — статья из Большой советской энциклопедии.
- Якубов Н. Легенды о Самарканде. Самарканд, 1990.
- Самаркад. Музей под открытым небом. — Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1986. — С. 143—168. — 248 с.
- Памятники искусства Советского Союза. Средняя Азия. Справочник-путеводитль / Автор текста и составитель альбома Г.А. Пугаченкова. — М.: Искусство, 1983. — С. 393. — 428 с.
- Файзиев А. Ф. Вакуфные документы Самарканда первой половины XIX века // Вопросы социально-экономической жизни Узбекистана в XVI—начале XX веков. — 1988. — С. 15—23.
Ссылки[править | править код]
- Регистан — сердце города барсов
- Портал города Самарканда. Медресе Тилля-Кари. Дата обращения: 23 сентября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
- Площадь Регистан. Дата обращения: 23 сентября 2012.
- Справочник по архитектуре и проектированию. Площадь Регистан в Самарканде: Медресе Улугбека. Шер-Дор. Тилля-Кари. Дата обращения: 23 сентября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
- Фотографии С. М. Прокудина-Горского: 1, 2, 3, 4 5, 6
- Фотографии с сайта samarkand-foto.ru (Самарканд в фотографиях): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Источник
Покрытое золотом — так звучит перевод названия медресе Тилля-Кари, это культовое сооружение, построенное в семнадцатом столетии в городе Самарканде. Позолоченное медресе является неотъемлемой частью зодческого ансамбля, украшающего площадь Регистан. Это одно из самых посещаемых туристами городских мест, здесь можно прочувствовать историю развития Самарканда, полюбоваться великолепными архитектурными зданиями. На площади размещаются лавки, в которых можно приобрести самобытные сувениры, изготовленные местными мастерами.
Медресе Тилля-Кари на google панораме Самарканда:
Духовное училище Тилля-Кари, стоящее на северной стороне площади Регистан, является завершающим звеном архитектурного комплекса, состоящего из трех зданий медресе, обращенных лицевым фасадом на юг. Рядом с ним гармонично сосуществуют медресе Улугбека, возведенное в первой половине XV века и медресе Шердор, построенное в первой половине XVII века.
История
Училище Тилля-Кари начали строить в конце 1645 года по указу Бахадура, на тот период властителя города Самарканда. Строение возводилось на фундаменте обветшалого караван-сарая, служившего пристанищем для путешественников в пятнадцатом веке. На момент начала строительных работ две соборные мечети города были разрушены, и на стадии проектирования было принято решение о возведении под одной крышей мечети и духовного училища.
Строительство основных конструкций медресе и его отделка длились около 15 лет, и закончились к концу 1660 года, вскоре после ухода из жизни Бахадура. Возможно, смерть учредителя медресе и привела к некоторым явным недочетам в отделке здания, не был достроен купол мечети. Построенное медресе, стало последним звеном в придании законченного вида зодческому комплексу площади Регистан.
Сильное землетрясение, произошедшее в девятнадцатом веке, частично повредило здание медресе. Обвалилась верхняя часть главного входа. По указу правителя Хайдара, центральный вход подвергли реконструкции, но без обновления изразцов, ранее украшавших портал. В начале двадцатого столетия культовое сооружение уже недосчитывалось значительной части облицовки. Благодаря предпринятым действиям, в первое десятилетие двадцатого столетия начались работы по реставрации здания, позволившие сохранить большую часть декоративных элементов.
В 1930–1950-е годы реконструкции подверглись как наружные, так и внутренние фасады здания и восстановлен купол мечети. Декоративные элементы тимпана центрального входа, и окончание работ по реставрации росписи внутреннего убранства мечети пришлось на конец семидесятых годов. В наши дни в здании училища размещена выставка, рассказывающая об этапах реконструкции площади Регистан.
Архитектура
Здание духовного училища Тилля-Кари имеет форму квадрата со сторонами в 75 метров каждая. Автор проекта, архитектор бухарской школы решил по-своему выстроить композицию, отойдя от системы копирования пропорций, стоящих на площади медресе. Он изменил концепцию застройки, вытянув крылья центрального фасада сооружения, придав таким образом пространству площади некую изолированность. Отличительная черта строения — форма лицевого фасада медресе не имеет массивности, присущей двум соседним строениям и служит для них фоном заднего плана.
Центральный фасад позолоченного медресе выстроен в архитектурном стиле, присущем бухарской зодческой школе. Лицевая сторона здания включает в себя главный вход и фронтальные крылья, состоящие из двух уровней. Симметричность лицевого фасада подчеркнута минаретными башнями, расположенными по углам здания. Центральный портал представляет собой нишу в виде пятигранника с отдельными входами.
Внутренний дворик окружен худжрами — двухэтажными со стороны главного фасада, одноэтажными с боковых сторон. Здание мечети, состоящее из трех секций, находится в западной части двора. Центральное помещение имеет форму креста, укрытое двойным куполом, где находится молитвенная ниша, обращенная к Мекке (михраб), обрамленная мраморными плитами, и минбар (кафедра) из одиннадцати мраморных ступеней. К основному залу примыкают обширные, открытые с внутренней стороны дворика, галереи, поддерживаемые колоннами. Для поддержания симметричности дворика на его основных линиях сооружены дополнительные проходы.
Наружный фасад строения и стены, выходящие во двор, отделаны глазурованным кирпичом, наборной мозаикой, керамической майоликой геометрических форм, выполненной в этнографическом стиле эпиграфических орнаментов. С особой роскошью украшено здание мечети, ее стены, купол расписаны в своеобразной технике «кундаль», в работе использовалось неимоверное количество позолоты.
Как добраться
Доехать до площади Регистан можно на общественном транспорте, рядом находится одноименная остановка, через которую проходят маршруты автобусов № 41 и 92.
Многие туристы предпочитают добираться до места на такси, так как это довольно комфортный и дешевый способ. Можно воспользоваться услугами местных служб такси: ТТМ такси, Архидея Мираж, также удобно вызывать машину с помощью приложения iTaxi.
Знакомство с городскими достопримечательностями можно продолжить, посетив расположенный рядом мавзолей династии Шейбанидов, в семейной усыпальнице находятся надгробия, старейшее из них относится к XVI столетию. Также рядом с медресе можно увидеть торговый купол Чорсу, построенный в XV веке, внутри него находится галерея изобразительного искусства, в коллекции которой представлены произведения художников и скульпторов страны.
Медресе Тилля-Кари: видео
Смотреть отзывы на
Другие интересные места Самарканда
Куда сходить и что посмотреть в Самарканде
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Источник
Площадь Регистан является сердцем Самарканда. Слово Регистан означает «песчаное место». Регистан возник задолго до Монгольского вторжения как центр ремесел и торговли. Это пересечение шести дорог, которые идут от городских ворот. Регистан с трех сторон окружен величественными зданиями: Медресе Улугбека (1417 — 1420), Медресе Шер-Дор (1619 — 1636), Медресе Тилля-Кари (1647 — 1660).
В период правления Тамерлана Регистан был городской площадью, войска Тамерлана отправляясь в походы, собирались перед выступлением из города на этой площади. Внук Тамерлана Мирзо Улугбек, великий покровитель наук и сам учёный, в период своего правления изменил назначение площади.
В XVII веке на Регистане были построены два монументальных здания медресе Шер-дор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу – бессмертному памятнику зодчества — медресе Улугбека.
Распространенный в это время прием сопоставления однотипных монументальных построек получил здесь новое решение. Фасады зданий расположены так, что объединяющая их площадь воспринимается как большой открытый с одной стороны двор с тремя громадными пештаками. Перед взором человека, подходящего к Регистану, сразу открывается зрелище, полное необыкновенного величия. Ритмично повторяются огромные геометрически четкие архитектурные объемы. Пештаки зданий обращены к зрителю гигантскими арками, которые своей стрельчатой, заостренной кверху формой заставляют почувствовать колоссальную тяжесть архитектурной массы, давящей на мощные пилоны и стены. Арки словно застыли в могучем напряжении, и кажется, что какая-то сверхъестественная сила заставляет стоять неподвижно массивы стен, купола, пилоны и минареты, на поверхности которых спокойно переливаются яркие краски выложенных изразцами узоров и надписей.
Мощным красочным аккордом звучит яркое изразцовое убранство, то цветной сеткой покрывающее большие плоскости стен и пилонов, то образующее колористически насыщенные, с преобладанием синего, голубого или оранжево-желтого цветные пятна в нишах нештаков, в тимпанах арок, на ребристой поверхности куполов.
Медресе Улугбека
В 1417 году Улугбек начал строительство медресе на площади Регистан, впоследствии носящего его имя. Медресе Улугбека первоначально имело 50 худжркелей, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся в медресе. В дальнейшем около медресе был построен целый ансамбль зданий, включавший мечеть, ханаку и караван-сарай.
В Медресе, помимо целой плеяды известных учёных (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи) читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии (включая астрологию), сводам учений о человеке и мировой душе, богословию, преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора Улугбек выбрал человека простого, но очень образованного – Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе, Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 учёных, но никто не мог понять лекции, кроме самого Улугбека и Казы-заде Руми (учителя Улугбека).
На портале Медресе Улугбека, помимо традиционных цитат из Корана, присутствует следующее сообщение: «Про этот дом можно сказать: он есть многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение. Достойный султан, сын султана, основатель этого здания науки и благодения, удовлетворитель мира и веры — Улугбек Гурган. Да хранит Аллах дворец его владычества, укрепит основание его до конца существования государства его. Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: Мир Вам! Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нём навеки. Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения; живущие в нём люди шариата и фатвы; потому названо это великое училище — «живут в нём учёные».
Медресе спланировано по канону с внутренним двором и огромным пештаком, выходящим на площадь. Архитектор этого сооружения доподлинно неизвестен, хотя и известно сообщение современника Улугбека — историка Васифи, что им был Камаледдин Мухандис, ученик Казы-заде Руми.
Медресе Улугбека представляет собой замкнутый прямоугольный двор, заднюю сторону которого занимала мечеть-аудитория. По углам ансамбля возвышались 4 минарета. Вокруг двора шли два яруса открытых наружу арок, за которыми располагались пятьдесят худжр-келий, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся здесь. На площадь выходит грандиозный портал. Еще три таких же портала, но меньшего размера, располагались на трех других сторонах здания. Задний портал служил входом в мечеть. Порталы — самые замечательные элементы постройки. Они несут чисто декоративную функцию, их смысл — только в производимом впечатлении монументальности и величия. Это впечатление достигается очень простым приемом — преувеличенно большими размерами дверных ниш.
При всей своей монументальности, здание производит впечатление легкости и изящества. Рельефные детали стен, говорящие о тяжести и толщине стен, или совсем отсутствуют, или сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент, расцветка стен сине-голубыми изразцами, устраняют мысль о тяжести кладки. Стройные цилиндрические минареты как бы вписывали здание в вечно синее самаркандское небо.
Большой изысканностью отличается декоративная отделка медресе, особенно мозаики, по чистоте тонов глазури, тонкой гармонии в сочетании цветов, красоте линий и изяществу узора относящиеся к наиболее совершенным произведениям декоративного искусства средневекового Востока. На пилонах главного пештака по синему глубокого тона основному фону располагаются пышные розетки из белых, желтых, зеленых, марганцево-черных цветов, голубых и зеленых стеблей. Изящные и подвижные буквы белых и желтых надписей переплетены тонкими спиралевидно изогнутыми стеблями растений.
В 1932 минарет медресе Улугбека был выпрямлен — беспримерный случай в мировой практике.
В течении последующих двух веков караванные пути через Самарканд утрачивают своё значение. Упадок торговли и ремесленного производства приводит к застою в экономической жизни страны. Самарканд входит в состав Бухарского ханства, как особый удел. В это время Самаркандский эмир Баходур Ялангтуш на свои средства построит два других медресе на площади Регистан. Тем самым завершается строительство сохранившегося до наших дней великолепного по своей красоте ансамбля центральной площади.
Медресе Шер-дор
Медресе Шер-дор («Обитель львов»), воздвигнутое в промежуток времени с 1619 по 1636 г. зодчим Абдул Джаббаром и по своей архитектуре практически зеркально повторило первое здание ансамбля — Медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. Построено оно было на том месте, где при Улугбеке находилась ханака (обитель) для суфиев.
Традиционный для среднеазиатских медресе внешний облик здания определяется массивным блоком высоких стен, над которым со стороны главного фасада возвышаются пештак, купола на высоких барабанах и угловые минареты, образующие строго уравновешенную композицию. Квадратный внутренний двор окружен двумя ярусами келий — худжр; посередине каждой стороны двора устроен глубокий айван; в углах здания находятся купольные аудитории и мечеть. В пространство двора открываются стрельчатые ниши пештаков и арки худжр, повторение которых создает своеобразный орнаментальный ритм.
Декоративная отделка стен медресе, состоящая из мраморных панелей, цветных изразцов и резной мозаики, богата и красочна, но уступает тимуридской в техническом и в художественном отношении. Расцветка мозаик не так гармонична, некоторую пестроту вносят преобладающие в отдельных панно зеленая и желтая краски. Оригинальной особенностью мозаик медресе Шер-дор являются помещенные на фасаде в огромных тимпанах арки пештака изображения львов с косматой гривой и раскрытой пастью, бросающихся на маленьких белых ланей за фигурами львов помешены изображения солнца с человеческим лицом и с желтыми лучами. Сюжет мозаики определил современное название медресе: Шер-дор, то есть львов имеющее. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов образующих сложный ажурный орнаментальный узор. Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов фигурных вазонах, символическое «древо жизни», часто используется в архитектурной орнаментике.
В отличие от внешнего оформления интерьер худжр-келий строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя — для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая для бытовых нужд, антресоль служила спальней.
Медресе Тилля-Кори
Медресе Тилля-Кори («отделанное золотом») было построено в 1646—1660 гг. на месте старого, оставшегося ещё со времён Улугбека караван-сарая. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, Медресе должно было своим фасадом замкнуть площадь Регистан, а в самом здании должна размещаться и мечеть, чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из Медресе.
Фасад, решенный в бухарской архитектурной традиции, то есть украшенный двумя ярусами стрельчатых ниш, расположенных по обе стороны от портала. Этот прием, принесенный в самаркандскую архитектуру, не нарушил, однако, целостности и величия ансамбля, являющегося выдающимся памятником мирового зодчества. Главный фасад имеет симметричную композицию с центральным порталом, фронтальными крыльями с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами — лоджиями и угловые башни — гульдаста. Обширный четырехайванный двор по периметру обстроен кельями (два этажа по главному фасаду; один — по остальным). Западную часть постройки занимает купольная здания мечети с двумя смежными галереями на столбах. В центре — квадратное, крестообразное в плане помещение. На дне — бордюры резных сталактитов. Остальные поверхности стен и свода были сплошь покрыты росписью «кундаль» с обильной позолотой. Позолочен был михраб и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника — имама). Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори.
Помещение мечети было перекрыто двойным куполом, но строительство наружного купола не было закончено. Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами. Массивные деревянные двери украшены тонким растительным и эпиграфическим орнаментом.
К сожалению, начиная с конца XVII века наметился новый период застоя и упадка в жизни Самарканда, утратившего к тому времени статус столицы, которая была перенесена в Бухару. Великий Шелковый Путь проходил город стороной, медресе стояли пустыми и забытыми и в стенах их жили лишь дикие звери. Население города едва насчитывало тысячу семей. В 1875 году, площадь была приведена в порядок, выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города. В 1918 году, после установления Советской власти в Самарканде, деятельность медресе, как духовных школ, была прекращена. Через год снесены лавки. Однако, Советская власть потратила впечатляющее количество сил и средств на восстановление великолепных памятников площади Регистан: все три медресе были подняты из руин и воссозданы практически в первозданном виде. Реставрационные работы, начатые еще в 20-е годы ХХ века, завершились почти перед самым распадом Советского Союза.
Источник