Курсовая работа по краснухе

.

  

Краснуха (курсовая работа за 2000 год)

ВВЕДЕНИЕ

      Краснуха (Rubella) – вирусное заболевание, передающееся от человека к человеку, характеризующееся умеренной лихорадкой, обязательным развитием множественных лимфаденопатий и наличием мелкопятнистой сыпи (1), (рис. 1).

      

      Актуальность проблемы

      Среди задач, поставленных перед здравоохранением, одно из центральных мест занимает борьба с вирусными заболеваниями. Выполнение этих задач невозможно без разработки и использования современных методов лабораторной диагностики, накопления фундаментальных знаний о характере распространения и особенностей течения болезней.

      Краснушная инфекция, как проблема клинической вирусологии, по-прежнему, остается актуальной в системе здравоохранения, как в нашей стране, так и за рубежом. Это связано с ее повсеместным распространением, с возможностью вызывать внутриутробное заболевание не родившегося ребенка (табл.1),(7).

      

      

Таблица 1

Заболеваемость краснухой в Российской Федерации 1997-1998 гг.(по данным Федерального центра госсанэпиднадзора Минздрава РФ)

 За январь-ноябрь 1998За январь-ноябрь 1997Рост, снижение
ВсегоДети до 14 летВсегоДети до 14 летВсегоДети до 14 лет
Наименование заболеванияабс. цифр.на 100 тыс.абс. цифр.на 100 тыс.абс. цифр.на 100 тыс.абс. цифр.на 100 тыс.%%
Краснуха413524281.0473530031174.349158905107.998142467473.950160.23147.78

      

      При заболевании ею в ранний период беременности происходит заражение плода, что может привести к спонтанному прерыванию беременности или рождению ребенка с одной или несколькими врожденными аномалиями. В связи с этим одной из самых актуальных задач является разработка методов комплексной диагностики краснушной инфекции у беременных женщин (4).

      

      Цель и задачи

      ЦЕЛЬ: изучить специальную медицинскую литературу по теме инфекционная краснуха и дать оценку современному состоянию проблемы.

      ЗАДАЧИ: Проследить на доступном литературном материале особенности возникновения, развития болезни и возможности борьбы с данным недугом.

      

      Глава 1

      ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

      Впервые в литературе краснуха упомянута в XVI в. Ж. де Байю(2). В 1829г. Вагнер впервые указал на отличие этого заболевания от скарлатины и кори. В 1881 году оно официально выделенно в отдельную нозологическую форму. В 1938г. японские исследователи доказали вирусную природу инфекции, заразив волонтеров фильтратом отделяемого носоглотки. Возбудетель краснухи выделен в 1961г. П.Д. Паркманом и др. и почти одновременно Т.Х.Уэллером и Ф.А.Невой (1).

      В 1941 г. австрийский исследователь Н.М. Грегг высказал предположение о связи некоторых пороков развития плода с перенесенной их матерью краснухой. Впоследствии это предположение подтвердилось. Тератогенное действие вируса краснухи твердо установлено, в том числе отечественными авторами (Р.А. Крантович и др. 1973; О.Г. Анджапаридзе и Т.И. Червонский 1975). В 1960 году в США разразилась настоящая катастрофа. Жителей Америки поразил краснушный вирус. За время короткой, но очень масштабной эпидемии переболело 20 миллионов человек. Однако истинный трагизм ситуации американцы почувствовали некоторое время спустя, когда у переболевших беременных американок родилось 2 миллиона детей-уродцев (2).

      В конце 60-х – начале 70-х годов в США и в нашей стране получены первые противокраснушные вакцины(2,6).

      

      Глава 2

      ЭТИОЛОГИЯ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

      2.1. ЭТИОЛОГИЯ

      Возбудитель краснухи принадлежит к семейству Togaviridae, является вирусом – Rubivirus, который имеет белково-жировую оболочку, внутри которой содержится геном, содержащий одну молекулу РНК. Диаметр вириона 60-70 нм. Вирус краснухи большей частью сферичен, имеет центральный нуклеоид, размещенный в оболочке (рис. 2). Электронная фотография дается по Плоткину С. (1981).

      

      Химический состав вируса.

      Вирус краснухи содержит рибонуклеиновую кислоту (РНК). Ингибиторы синтеза дезоксирибонуклеиновой кислоты (5-фтордезоксиуридин, 5-бромдезоксиуридин) не влияют на его размножение. Актиномицин Д, угнетающий направленный синтез рибонуклеиновой кислоты, на синтез вируса краснухи не влияет. Однако, в структуру вируса краснухи входят липоиды (жиры), и растворители жиров (хлороформ CHCl3, дихлорметан СН2Cl2, 1,2-дихлорэтан СH2Cl-CH2Cl) разрушают этот вирус (2).

      

      Устойчивость к действию физических и химических агентов.

      Вирус нестоек во внешней среде, термолабилен. Быстро погибает под действием ультрафиолетовых лучей (полная потеря инфекционности достигается за 40 секунд), изменений pH в кислую (ниже 6,6) и щелочную (выше 8,1) сторону, при комнатной температуре выживает в течение нескольких часов. Хорошо переносит замораживание. Эфир (этиловый С2Н5ОН, диэтиловый С2Н5-О-С2Н5), ацетон (СН3-СО-СН3), хлороформ (CHCl3) инактивируют вирус за 10 минут (2, 5).

      

      2.2.ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

      Краснушная инфекция встречается повсеместнfо. Эпидемиологические подъемы краснухи описаны исследователями США, Японии, Шведции, Исландии, Чехии, Словакии и других стран.

      Краснуха относится к инфекциям, передающимся от человека к человеку. Наряду с больными приобретенной краснухой, доказана возможность заражения от детей с врожденной краснухой и от клинически здоровых лиц-вирусоносителей. В последние годы уточнены сроки заразного периода больных краснухой. Больной человек начинает выделять вирус за 5-7 дней до высыпания сыпи и остается заразным в течение 5-7 дней после окончания высыпаний (описаны случаи выделения краснушного возбудителя через 10 дней и даже 3 недели после завершения инфекции) (1).При определении сроков заразительности целесообразно учитывать и форму болезни. Чем легче протекает заболевание, тем с меньшей частотой обнаруживается вирус и тем быстрее он исчезает из организма. Так, у больных с сыпью вирус выделяется в 80% случаев заболевания в течение 9 дней, а при отсутствии сыпи – в 50% и только в течение 4 дней (3). У детей с врожденной краснухой вирус может выделяться из организма с мокротой, мочой, калом длительное время – в течение 1,5-2 лет после рождения (4).

      Путь передачи краснухи в основном воздушно-капельный, о чем говорит быстрота распространения инфекции в детских коллективах или в изолированных населенных пунктах. Контагиозность краснухи меньше, чем кори и ветряной оспы. В детских отделениях больниц, в семье, как правило, заболевают только дети, находящиеся с больными в одной палате или комнате.

      Обнаружение вируса краснухи в моче, кале заставляет предполагать возможность передачи инфекции также контактным путем, В связи с малой устойчивостью вируса краснухи в окружающей среде распространение инфекции через предметы обихода не имеют практического значения.

      Существует еще один актуальный путь передачи возбудителя – вертикальный, или трансплацентарный, от матери к плоду.

      Краснуха является инфекцией, возбудитель которой обладает бесспорным тератогенным действием, т.е. приводит к формированию пороков развития эмбриона и плода.

      Восприимчивость людей к краснушной инфекции высока. Временно невосприимчивыми к краснухе являются дети первого полугодия жизни, у которых довольно регулярно обнаруживается непродолжительный иммунитет, постепенно ослабевающий и почти полностью исчезающий к году. При обследовании 223 детей до года антитела к вирусу краснухи в возрасте от 1 до 3 месяцев обнаружились у 92%, от 4 до 6 месяцев у 57%, от 6 до 8 месяцев у 17%, в возрасте 9-10 месяцев у 9%. Врожденный иммунитет отсутствует у тех детей, матери которых восприимчивы к краснухе. В связи с этим новорожденные и дети первых месяцев жизни, хотя и редко, но могут заболевать краснухой (4).

      Известно, что краснухой болеют все, но особенно часто поражается младшая возрастная группа, в основном дети до 6 лет (5). Регистрируется большое число заболеваний краснушной инфекцией и среди беременных женщин.

      В эпидемическом процессе при краснухе характерны периоды подъемов и спадов, большие эпидемии наблюдаются каждые 10 лет. Заболеваемости краснухой свойственна сезонность – максимальное число заболевших регистрируется в марте – июне (1, 6).

      

      Глава 3

      ПАТОГЕНЕЗ И КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ БОЛЕЗНИ

      Существуют два основных типа патогенеза и клинических проявлений краснухи: приобретенный и врожденный (1, 4).

      

      3.1. ПРИОБРЕТЕННЫЙ ТИП КРАСНУХИ.

      Входные ворота – слизистые оболочки верхних дыхательных путей. Затем вирус проникает в ближайшие лимфатические узлы, что клинически проявляется лимфаденитом (увеличением и воспалением лимфатических узлов). Затем вирус поступает в кровь – наступает фаза вирусемии (массивное наводнение крови вирусом). Этот момент является началом клинических проявлений болезни: лихорадкой до 38-390С, появлением сыпи, катаральными явлениями (насморк, конъюнктивит, ангина) (рис.5),(1).

      Элементы сыпи представляют собой пятна бледно-розового или красного цвета диаметром 2-4 мм, круглые с ровными краями, не склонные к слиянию, без пигментации и шелушения.

      В период высыпания становится более заметным генерализованный лимфаденит, особенно значительно увеличиваются заднешейные и затылочные лимфатические узлы, которые при пальпации болезненны, не спаяны между собой, мягки на ощупь. Выраженность высыпания не зависит от степени лимфаденита. Считается также, что в 25-30% случаев краснуха протекает без сыпи, а лимфаденит присутствует всегда. Увеличение лимфатических узлов сохраняется в течение 2-3 недель и дольше. По выражению Т.И. Мецкана (1982), лимфаденит – первый и последний симптом краснухи. Описанная клиническая картина инфекции характерна для детей.

      Течение болезни у взрослых обычно более тяжелое, симптомы интоксикации выражены ярче и более продолжительны. Чаще наблюдаются артриты (воспаления суставов), тяжелее протекают краснушные энцефалиты (воспаление мозга).

      У беременных краснуха может протекать тяжело, легко и бессимптомно. Внутриутробное заражение плода возможно при любой форме краснушной инфекции.

      

      3.2. ВРОЖДЕННЫЙ ТИП КРАСНУХИ

      Причиной повреждения органов и тканей при врожденной краснухе является внутриутробное заражение вирусом. Вирус проникает в плод через кровеносные сосуды плаценты в период вирусемии, который наступает у заразившейся беременной женщины примерно за 7 суток до появления сыпи и в течение нескольких дней после того.

      Патогенез поражений плода при врожденной краснухе обусловлен двумя моментами – хроническим характером инфекции и блокировкой процессов митоза. В период вирусемии у беременных матерей в значительной части случаев (70-90%) происходит заражение плода (2, 6). Размножение вируса, начавшееся в организме плода, часто продолжается до родов и после рождения. В некоторых случаях такой инфекции развиваются выраженные уродства. Первичным механизмом, при котором вирус вызывает врожденные аномалии, является подавление митозов, ведущее к нарушениям роста и дифференцирования тканей.

      Врожденная краснуха может проявиться в поражении почти любого органа, однако наиболее характерна определенная триада – катаракта (бельмо хрусталика) (рис. 3), глухота (дегенерация улитки) и врожденные заболевания сердца. У детей, рожденных после заражения матери краснухой, часто наблюдаются гепатит (воспаление печени), тромбоцитопения, энцефалит (воспаление мозга) и микроцефалия (недоразвитие мозга). Обычно наблюдается также малый вес при рождении (не всегда ассоциирующийся с недоразвитостью) и замедленное дальнейшее развитие ребенка.

      В ряде случаев поражения эмбриона и плода настолько велики, что приводят к их гибели (самопроизвольные ранние и поздние аборты, мертворождения).

      Распознавание инфекции, особенно в период вспышек, больших затруднений не вызывает. Однако для точной диагностики необходимы специфические пробы – выделение вируса. Используют специальные серологические методы (обнаружение в сыворотке крови больного специфических антител к вирусу краснухи). Последние, в основном используются у беременных, так как риск рождения неполноценного или мертвого ребенка у инфицированной матери очень высок. При положительных серологических реакциях у беременной женщины рекомендуется прерывать беременность. Приводим схему обследования беременных женщин на наличие краснушной инфекции (рис.4) (4).

      

      Глава 4

      ПРОФИЛАКТИКА И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ВАКЦИНАЦИЯ

      На профилактику краснухи до настоящего времени обращается недостаточное внимание (4,5). В то же время она необходима из-за большого количества врожденной патологии.

      Профилактика краснухи должна основываться на комплексном использовании мероприятий в отношении источников инфекции, механизма передачи и восприимчивости населения.

      Во многих странах проводится специфическая профилактика краснухи путем вакцинации живой ослабленной вакциной. В некоторых европейских странах вакцинируют всех детей в 15 месяцев, а в других – только девочек в возрасте 8-14 лет. Во Франции, Исландии и Японии проводят серологический экспресс-исследование всех девушек, при отсутствии у них краснушных антител проводится прививка. В США проводится массовая вакцинация всех детей (4).

      Согласно публикации московские эпидемиологи считают краснушный вирус своим врагом № 3 (№1- СПИД, №2- гепатит). Если в 1997 году в столице из-за него заболело 17 тысяч человек, то в 1998 году эту болезнь подхватило уже 85 тысяч. Для сравнения: если сейчас в США в год заболеет 5-7 человек, врачи начинают бить тревогу. В Америке вакцинация краснухи обязательна и закреплена на уровне закона. У нас же есть лишь положение о вакцинации. Хотя весь цивилизованный мир начинает прививать детей от краснухи уже примерно на 2-м году жизни, в нашей столице прививки сделали лишь девочкам-школьницам. А поскольку роды в 15 лет сейчас не редкость, решили прививать девочек 7-х классов. И то не всем досталось. Привили всего 30% от общего числа 7-классниц. На остальных не хватило денег. Чтобы обеспечить всех, нужно еще 60 тысяч доз (8).

      Вакцинацию провели только в марте 1999 года. Теперь специалисты надеются, что в Москве будет рождаться меньше детей-уродцев. Однако вычеркнуть краснуху из списка опасных вирусных заболеваний еще рано.

      В настоящее время в Российской Федерации принят указ о повсеместной вакцинации населения против краснухи (9).

      

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Проведенное изучение специальной медицинской литературы показало, что инфекционная краснуха может привести к тяжелейшим последствиям для нерожденного ребенка, особенно на начальных стадиях развития беременности.

      Каждый год рождаются дети с врожденными дефектами, причиной которых является краснуха. В годы эпидемии (каждые 7-10 лет) количество таких детей возрастает. Становится все более явным, что у кажущихся нормальными детей позднее проявляются первые признаки заболевания, иногда даже в период, когда они становятся взрослыми. Перспектива внедрения в практику специфической вакцины означает возникающую необходимость широких исследований для выявления восприимчивых лиц и проверки результатов иммунизации. Возможность проведения вакцинации против краснухи означает, что теперь эта трагедия может быть предотвращена.

      

      

Список литературы

      1. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. М.: Медицина. 1995. С. 391-397.

      2. Плоткин С. П. Инфекционные болезни человека. М.: Медицина. 1975. С. 293-297.

      3. Быстрякова Л.В. Клиника и диагностика экзантем различной этиологии. М: Педиатрия 1982, Т.1, с.15-18.

      4. Семенов В.М., Астапов А.А., Дмитраченко Т.М. Краснушная инфекция. М.:Медицина. 1994. С.140.

      5. Семенов В.М. Краснушная инфекция: эпидемиология, клинико-имуннопатогенические особенности… Автореферат дисс. д-ра мед. наук. Киев 1990, с.1-3.

      6. Анджапаридзе О.Г. Краснуха. М.:Медицина. 1975. С.102.

      7. Федеральный центр госсанэпиднадзора. https://www – сервер Департамента госсанэпиднадзора Минздрава России.

      8. Рессина Т. МоскВИЧ спокойно неСПИД, а гепатит, краснуха и грипп совсем обОРЗели //Московский комсомолец. 1999.(22.11.99.). С4.

      9. Никонов Б.Б.,ХальфинР.А. Перечень медицинских иммунобиологических препаратов, зарегистрированных и разрешенных к применению для профилактики краснухи в Российской Федерации.

Сахаровская Е.Л. (учащаяся школы N528 г. Москвы)
  
Читайте также:  Врожденная краснуха у новорожденных реферат

Источник

Ýòèîëîãèÿ, ýïèäåìèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç îñòðîé èíôåêöèîííîé âèðóñíîé áîëåçíè, õàðàêòåðèçóþùåéñÿ óìåðåííîé èíòîêñèêàöèåé, ìåëêîïÿòíèñòîé ýêçàíòåìîé èëè ëèìôàäåíîïàòèåé ó ïàöèåíòà. Ìåòîäû ëàáîðàòîðíîé äèàãíîñòèêè, ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè êðàñíóõè ó äåòåé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÄÎÍÅÖÊÈÉ ÍÀÖÈÎÍÀËÜÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ ÈÌ. Ì. ÃÎÐÜÊÎÃÎ

ÊÀÔÅÄÐÀ ÏÅÄÈÀÒÐÈÈ È ÄÅÒÑÊÈÕ ÈÍÔÅÊÖÈÉ

ÐÅÔÅÐÀÒ

ÊÐÀÑÍÓÕÀ Ó ÄÅÒÅÉ

Ïîäãîòîâèëà:

Ñàäèðîâà À.Í.

Ïðåïîäàâàòåëü:

Áîáðîâèöêàÿ À.È.

Äîíåöê, 2016 ãîä

Êðàñíóõà – îñòðàÿ èíôåêöèîííàÿ âèðóñíàÿ áîëåçíü, õàðàêòåðèçóþùàÿñÿ óìåðåííîé èíòîêñèêàöèåé, ìåëêîïÿòíèñòîé ýêçàíòåìîé è ëèìôàäåíîïàòèåé. Âûäåëÿþò âðîæäåííóþ è ïðèîáðåòåííóþ êðàñíóõó. Îíè îòëè÷àþòñÿ ïî ìåõàíèçìó ïåðåäà÷è âîçáóäèòåëÿ è êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì.

Âðîæäåííàÿ êðàñíóõà ïðèâîäèò ê òÿæåëûì ïîðîêàì ðàçâèòèÿ ïëîäà, ïðèîáðåòåííàÿ èìååò ëåãêîå òå÷åíèå.

Ýòèîëîãèÿ. Âèðóñ ñîäåðæèò ÐÍÊ, èìååò ñôåðè÷åñêóþ ôîðìó, íåóñòîé÷èâ âî âíåøíåé ñðåäå, áûñòðî ïîãèáàåò ïîä äåéñòâèåì âûñîêèõ òåìïåðàòóð, óëüòðàôèîëåòîâîãî îáëó÷åíèÿ è ýôèðà, äëèòåëüíî ñîõðàíÿåò àêòèâíîñòü ïðè çàìîðàæèâàíèè.

Ýïèäåìèîëîãèÿ. Ïóòü ðàñïðîñòðàíåíèÿ – âîçäóøíî-êàïåëüíûé ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì äåòåé îò 1 äî 9 ëåò. Îòìå÷àåòñÿ çèìíå-âåñåííèé ïèê çàáîëåâàåìîñòè. Èñòî÷íèêè èíôåêöèè – áîëüíîé ÷åëîâåê èëè âèðóñîâûäåëèòåëü. Çàðàçíûì áîëüíîé áûâàåò çà 7 äíåé äî ïîÿâëåíèÿ ñûïè è 5-7 äíåé ïîñëå åå ïîÿâëåíèÿ. Âðîæäåííûé èììóíèòåò ê êðàñíóõå èìååòñÿ ó äåòåé ïåðâîãî ïîëóãîäèÿ æèçíè, çàòåì îí ñíèæàåòñÿ. Ïîñëå ïåðåíåñåííîé êðàñíóõè âûðàáàòûâàåòñÿ ñòîéêèé, ïîæèçíåííûé èììóíèòåò.

Ïàòîãåíåç.

Âèðóñ ïðîíèêàåò â îðãàíèçì ÷åðåç ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ðàçìíîæàåòñÿ â ëèìôàòè÷åñêèõ óçëàõ, à ÷åðåç 6-8 äíåé ïîñëå çàðàæåíèÿ ïîïàäàåò â êðîâü.

Âèðóñ ïîðàæàåò ýíäîòåëèé ñîñóäîâ, âûçûâàåò èõ ïîâûøåííóþ ïðîíèöàåìîñòü, îòåê è ãåìîäèíàìè÷åñêèå íàðóøåíèÿ â òêàíÿõ.  êëèíèêå ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ êàòàðàëüíûì ñèíäðîìîì, èíòîêñèêàöèåé.  ýíäîòåëèè ñîñóäîâ ïîâåðõíîñòíûõ ñëîåâ êîæè âèðóñ âûçûâàåò î÷àãîâóþ âîñïàëèòåëüíóþ ðåàêöèþ, êîòîðàÿ ïðåäîïðåäåëÿåò ïîÿâëåíèå ñûïè. ×åðåç 2-3 äíÿ ïîñëå ýòîãî â êðîâè ïîÿâëÿþòñÿ âèðóñ íåéòðàëèçóþùèå àíòèòåëà, ÷òî ïðèâîäèò ê îñâîáîæäåíèþ îðãàíèçìà îò âîçáóäèòåëÿ è ôîðìèðîâàíèå íàïðÿæåííîãî è ïðîäîëæèòåëüíîãî èììóíèòåòà. Âèðóñ êðàñíóõè îáëàäàåò òðîïíîñòüþ ê ýìáðèîíàëüíîé òêàíè. Åãî òåðàòîãåííîå âëèÿíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå ëîêàëüíîãî ïîäàâëåíèÿ ìèòîòè÷åñêîé àêòèâíîñòè êëåòîê, ÷òî ïðèâîäèò ê çàìåäëåííîìó èõ ðàçäåëåíèÿ è íàðóøåíèÿ âñëåäñòâèå ýòîãî íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà.  ðàííèå ñðîêè áåðåìåííîñòè âèðóñ âûçûâàåò ðàçëè÷íûå ïîðîêè ðàçâèòèÿ ýìáðèîíà, â çàâèñèìîñòè îò òîãî, êàêîé îðãàí ðàçâèâàåòñÿ â äàííûé ïåðèîä: 2-9-ÿ íåäåëÿ áåðåìåííîñòè – ïîðîêè îðãàíà ñëóõà, 3-11-ÿ íåäåëÿ – ìîçãà, 4-7-ÿ íåäåëÿ – ñåðäöà, 4-10-ÿ íåäåëÿ – îðãàíîâ çðåíèÿ, 10-12-é – òâåðäîãî íåáà ïîäîáíîå.

Читайте также:  Ветрянка краснуха у ребенка

Òàêèì îáðàçîì, íàèáîëåå îïàñíûì äëÿ ðàçâèòèÿ ïëîäà å óêîðåíåíèÿ â åãî òêàíè âèðóñà â ïåðâîì òðèìåñòðå áåðåìåííîñòè.  ýòîì ñëó÷àå ðàçâèâàåòñÿ õðîíè÷åñêàÿ èíôåêöèÿ, ïðè äåëåíèè êëåòîê ñîçäàþòñÿ èõ èíôèöèðîâàííûå êëîíû ñî çíà÷èòåëüíûì êîëè÷åñòâîì ïîâðåæäåííûõ õðîìîñîì, ÷òî ïðèâîäèò ê áûñòðîé ãèáåëè êëåòîê. Ïîâðåæäåíèå òêàíåé ïëîäà óñèëèâàåòñÿ çà ñ÷åò ãèïîêñèè âñëåäñòâèå ïîðàæåíèÿ ñîñóäîâ ïëàöåíòû è ãåìîäèíàìè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ â íåé.

Êëèíèêà.

 çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà èíôèöèðîâàíèÿ ðàçëè÷àþò ïðèîáðåòåííóþ è âðîæäåííóþ êðàñíóõó.

Ïðèîáðåòåííàÿ êðàñíóõà.

Ïðîòåêàåò öèêëè÷íî, êàê îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä 11-24 äíÿ. Ó ÷àñòè áîëüíûõ ïåðâûì ïðèçíàêîì êðàñíóõè ÿâëÿåòñÿ ìåëêîïÿòíèñòàÿ ñûïü ðîçîâîãî öâåòà, âîçíèêàþùàÿ íà íåèçìåíåííîì ôîíå êîæè, ïðè ýòîì ëèõîðàäêà, èíòîêñèêàöèÿ îòñóòñòâóþò. Ó íåêîòîðûõ ïàöèåíòîâ çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ ñ íåäîìîãàíèÿ, ãîëîâíîé áîëè, áîëåé â ñóñòàâàõ, ìûøöàõ, êðàòêîâðåìåííîãî ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà. Ñûïü ïîÿâëÿåòñÿ íà 1-3 äåíü áîëåçíè è ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ïî âñåìó òåëó. Îíà èìååò ìåëêîïÿòíèñòûé õàðàêòåð, ïîÿâëÿåòñÿ, ïðåæäå âñåãî, íà ëèöå, ïîñëå ÷åãî áûñòðî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà òóëîâèùå è çàòåì íà êîíå÷íîñòè.

Íà ìÿãêîì íåáå ìîæíî óâèäåòü òî÷å÷íóþ ýíàíòåìó (ïÿòíà Ôîðõãåéìåðà).  îòëè÷èå îò ýêçàíòåìû ïðè êîðè, ýëåìåíòû ñûïè ïî÷òè íèêîãäà íå ñëèâàþòñÿ, îíè çíà÷èòåëüíî áëåäíåå, äåðæàòñÿ îêîëî 3 äíåé è èñ÷åçàþò áåç ïèãìåíòàöèè è øåëóøåíèÿ. Õàðàêòåðíûé ïðèçíàê êðàñíóõè – ãåíåðàëèçîâàííàÿ ëèìôàäåíîïàòèÿ. Îñîáåííî ÷àñòî óâåëè÷èâàþòñÿ çàäíåøåéíûå è çàòûëî÷íûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû. Ëèìôàäåíîïàòèÿ ìîæåò âîçíèêàòü çà íåäåëþ äî ïîÿâëåíèÿ ñûïè è íàáëþäàòüñÿ â òå÷åíèå 12-14 äí.

Âðîæäåííàÿ êðàñíóõà.

Ïåðâîå ïðåäñòàâëåíèå î âðîæäåííîé êðàñíóõå áûëî ñôîðìóëèðîâàíî àâñòðàëèéñêèì îôòàëüìîëîãîì Íîðìàííîì Ãðåããîì, êîòîðûé â 1941 ãîäó äîêàçàë íàëè÷èå ñâÿçè ìåæäó êðàñíóõîé ó áåðåìåííîé è âðîæäåííûìè óðîäñòâàìè ïëîäà. Îí îïèñàë âðîæäåííóþ êàòàðàêòó è ïîðîêè ñåðäöà ó ïëîäîâ, ìàòåðè êîòîðûõ ïåðåíåñëè êðàñíóõó â ðàííèå ñðîêè áåðåìåííîñòè. Ñèìïòîìîêîìïëåêñ âðîæäåííîé êðàñíóõè (Congenital Rubella Syndrome – CRS) çàâèñèò îò ñðîêà èíôèöèðîâàíèÿ ïëîäà. Ïðè èíôèöèðîâàíèè ïëîäà íà ðàííèõ ñðîêàõ ðàçâèòèÿ, îñîáåííî, â ïåðâûå 8 íåäåëü áåðåìåííîñòè (ò.å. â êðèòè÷åñêóþ ôàçó îðãàíîãåíåçà), âîçíèêàþò ìíîæåñòâåííûå àíîìàëèè, ÿâëÿþùèåñÿ ñëåäñòâèåì ìàññèâíîé èíôåêöèè. Ïîâðåæäàþòñÿ ñåðäöå, îðãàíû ñëóõà, çðåíèÿ, êîñòè ÷åðåïà, êîíå÷íîñòåé. Ñðåäè òàêèõ ìëàäåíöåâ îòìå÷àåòñÿ î÷åíü âûñîêèé ïðîöåíò ïåðèíàòàëüíîé ñìåðòíîñòè. Íàèáîëåå ÷àñòûìè âèäàìè âðîæäåííûõ àíîìàëèé, îáóñëîâëåííûõ çàðàæåíèåì æåíùèíû êðàñíóõîé ïîñëå ïåðâîãî òðèìåñòðà áåðåìåííîñòè, ÿâëÿþòñÿ ãëóõîòà è ðåòèíîïàòèÿ. Íåñêîëüêî ðåæå âñòðå÷àþòñÿ óâåëè÷åíèå ïå÷åíè è ñåëåçåíêè, ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì, ïðèçíàêè ãåïàòèòà, ïíåâìîíèè. Êëàññè÷åñêàÿ òðèàäà äåôåêòîâ (òðèàäà Ãðåããà), ñâÿçàííûõ ñ âðîæäåííîé êðàñíóõîé, âêëþ÷àåò êàòàðàêòó, ïîðîêè ñåðäöà è íåéðîñåíñîðíóþ ãëóõîòó, îäíàêî îïèñàíû òàêæå ìíîãèå äðóãèå àíîìàëèè.

Читайте также:  При краснухе сыпь вид фото

Âñÿ ýòà ïàòîëîãèÿ ìîæåò áûòü ðàçäåëåíà íà òðàíçèòîðíóþ, ðàçâèâàþùóþñÿ è ïåðìàíåíòíóþ. Ñòåïåíü âûðàæåííîñòè ðàçâèâàþùèõñÿ è ïåðìàíåíòíûõ ïðîÿâëåíèé âðîæäåííîé êðàñíóõè ìîæåò âàðüèðîâàòü â ðàçíûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ è æèçíè ðåáåíêà è âçðîñëîãî. Òàê, ãëóõîòà, ÿâëÿÿñü îäíèì èç íàèáîëåå ÷àñòûõ ñèìïòîìîâ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ (âîçíèêàåò ó 70-90% äåòåé) ìîæåò ïðîÿâèòüñÿ íå ñðàçó, à ñïóñòÿ íåñêîëüêî ëåò ïîñëå ðîæäåíèÿ. Îíà ìîæåò ÿâëÿòüñÿ åäèíñòâåííûì ïðîÿâëåíèåì âíóòðèóòðîáíîãî èíôèöèðîâàíèÿ è áûòü ïîëíîé èëè ÷àñòè÷íîé, óíè- èëè áèëàòåðàëüíîé.  ñòðóêòóðå CRS ïîðîêàì ñåðäöà ïðèíàäëåæèò îäíà èç ïåðâûõ ïîçèöèé. Ýòî ñâÿçàíî êàê ñ âûñîêîé ÷àñòîòîé èõ îáíàðóæåíèÿ, òàê è âûñîêîé çíà÷èìîñòüþ â âèòàëüíîì ïðîãíîçå. Ñðåäè íèõ – íåçàðàùåíèå áîòàëëîâà ïðîòîêà, äåôåêò ìåææåëóäî÷êîâîé ïåðåãîðîäêè, ñòåíîç ëåãî÷íîãî ñòâîëà, àîðòàëüíûé ñòåíîç, êîàðêòàöèÿ àîðòû, òåòðàäà Ôàëëî è äð. Ïîðàæåíèÿ ãëàç òàêæå ïðèíàäëåæàò ê ÷èñëó íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèõñÿ ïðîÿâëåíèé CRS.

Ê íèì îòíîñÿòñÿ êàòàðàêòà (äâóõ- èëè îäíî- ñòîðîííÿÿ), ðåòèíîïàòèÿ, ìèêðîôòàëüìèÿ, ãëàóêîìà, õîðèîðåòèíèò. Ñðåäè íåâðîëîãè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé CRS ñëåäóåò óêàçàòü ìåíèíãîýíöåôàëèò, ìèêðîöåôàëèÿ, çàìåäëåííîå óìñòâåííîå ðàçâèòèå, çàìåäëåíèå ïñèõîìîòîðíûõ ðåàêöèé, íàðóøåíèå ðå÷è öåíòðàëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Êðîìå äâóõ ïåðâûõ, îñòàëüíûå íåâðîëîãè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ îòíîñÿòñÿ ê ÷èñëó, òàê íàçûâàåìûõ, îòñðî÷åííûõ íàðóøåíèé ñî ñòîðîíû ÖÍÑ. Ê îòñðî÷åííûì ïðîÿâëåíèÿì CRS îòíîñèòñÿ è èíñóëèíîçàâèñèìûé ñà- õàðíûé äèàáåò, âûÿâëÿåìûé ó 20% äåòåé ñ ýòèì ñèíäðîìîì è îáóñëîâëåííûé âèðóñíûì è àóòîèììóííûì ïîðàæåíèåì êëåòîê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû. Ê ÷èñëó ðåäêèõ ïðîÿâëåíèé CRS îòíîñÿòñÿ ïîìóòíåíèå ðîãîâèöû, àíîìàëèè äåðìàòîãëèôèêè, ãåíåðàëèçîâàííàÿ ëèìôàäåíîïàòèÿ, íåäîñòàòî÷íîñòü ãîðìîíà ðîñòà, ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ, ãåïàòèò, ïàòîëîãèÿ ùèòîâèäíîé æåëåçû, «áîëåçíü ïîçäíåãî ðàçâèòèÿ», ïàòîëîãèÿ ìèîêàðäà, âûðàæåííàÿ ìèîïèÿ, ïíåâìîíèÿ.

Àòèïè÷íàÿ (íåõàðàêòåðíàÿ) ôîðìà êðàñíóõè.

Ïðè ýòîé ôîðìå çàáîëåâàíèÿ ïàöèåíòà áåñïîêîèò íàñìîðê, êàøåëü, âûäåëåíèÿ èç íîñà, áîëü è ÷óâñòâî ñàäíåíèÿ â ãîðëå, óâåëè÷åíèå ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ. Íî ñûïè íåò. Ñàìî÷óâñòâèå íîðìàëüíîå – àòèïè÷íàÿ êðàñíóõà âñåãäà ïðîòåêàåò â ëåãêîé ôîðìå. Âðà÷ó î÷åíü ñëîæíî ðàñïîçíàòü çàáîëåâàíèå. ×àùå âñåãî òàêèì ïàöèåíòàì ñòàâÿò äèàãíîç ÎÐÇ. Êðàñíóõó ìîæíî çàïîäîçðèòü â òîì ñëó÷àå, åñëè íåçàäîëãî äî ÿâêè ê âðà÷ó ïàöèåíò íàõîäèëñÿ â êîíòàêòå ñ áîëüíûì.

Ñóáêëèíè÷åñêàÿ (áåññèìïòîìíàÿ) ôîðìà êðàñíóõè.

Ýòó ôîðìó çàáîëåâàíèÿ ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî äèàãíîñòèðîâàòü, òàê êàê ó íåå íåò íèêàêèõ ñèìïòîìîâ. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ñóáêëèíè÷åñêàÿ ôîðìà êðàñíóõè âñòðå÷àåòñÿ â 2-4 ðàçà ÷àùå, ÷åì òèïè÷íàÿ. Âðà÷ ìîæåò âûÿâèòü áîëåçíü òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè îí íàçíà÷èò îáñëåäîâàíèå ÷åëîâåêó, ñîñòîÿâøåìó â êîíòàêòå ñ áîëüíûì.

Ìåòîäû ëàáîðàòîðíîé äèàãíîñòèêè:

1. âèðóñîëîãè÷åñêèé ìåòîä: âûäåëåíèå âèðóñà â ÷óâñòâèòåëüíûõ êëåòî÷íûõ ñòðóêòóðàõ;

2. ìîëåêóëÿðíî-áèîëîãè÷åñêèé ìåòîä: îïðåäåëåíèå ÐÍÊ âèðóñà â ÏÖÐ;

3. ñåðîëîãè÷åñêèå ìåòîäû: âûÿâëåíèå Ì-àíòèòåë ïðè ïåðâè÷íîé èíôåêöèè â òå÷åíèå 1-2 ìåñÿöåâ (îòñóòñòâóþò ïðè ðåèíôåêöèè);

4. âûÿâëåíèå íèçêî âèäíûõ G-àíòèòåë äî 25 äíÿ ïðè ïåðâè÷íîé èíôåêöèè (îòñóòñòâóþò ïðè ðåèíôåêöèè);

5. âûÿâëåíèå ñåðîêîíâåðñèè (ñåðîïîçèòèâàöèè) èëè äîñòîâåðíîãî ïðèðîñòà G-àíòèòåë (4-êðàòíîãî è áîëåå) ïðè èññëåäîâàíèè ïàðíûõ ñûâîðîòîê, ïîëó÷åííûõ ñ èíòåðâàëîì 3-4 íåäåëè (ïðè îòðèöàòåëüíîé 2-îé ñûâîðîòêå ïîëó÷àþò 3 ñûâîðîòêó ÷åðåç 2 íåäåëè ïîñëå 2-îé ñûâîðîòêè).

Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà âðîæäåííîé êðàñíóõè.

Ìàòåðèàë äëÿ èññëåäîâàíèÿ: ïóïîâèííàÿ êðîâü, êðîâü íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà, ãëîòî÷íàÿ ñëèçü, îòäåëÿåìîå êîíúþíêòèâû, ìî÷à, ëèêâîð.

Ìåòîäû ëàáîðàòîðíîé äèàãíîñòèêè: îïðåäåëåíèå Ì-àíòèòåë, íèçêîàâèäíûõ G-àíòèòåë â ïóïîâèííîé êðîâè, êðîâè íîâîðîæäåííîãî, ÐÍÊ âèðóñà â ÏÖÐ, âûäåëåíèå âèðóñà èç êëèíè÷åñêèõ ïðîá íîâîðîæäåííîãî â òå÷åíèå 6-12 ìåñÿöåâ.

Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà.

Äèôôåðåíöèàëüíóþ äèàãíîñòèêó ïðè êðàñíóõå ïðîâîäÿò ñ êîðüþ, ýíòåðîâèðóñíîé ýêçàíòåìîé, àëëåðãè÷åñêîé ñûïüþ, ñêàðëàòèíîé, ïñåâäîòóáåðêóë¸çîì, èíôåêöèîííûì ìîíîíóêëåîçîì.

Îñëîæíåíèÿ:

1. Êðàñíóøíûé ýíöåôàëèò (âîñïàëåíèå ãîëîâíîãî ìîçãà) – ðàçâèâàåòñÿ ñïóñòÿ 5 äíåé ïîñëå ïîÿâëåíèÿ êîæíûõ âûñûïàíèé. Õàðàêòåðíîé ÷åðòîé ýòîãî îñëîæíåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ñèëüíûå ãîëîâíûå áîëè, óõóäøåíèå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ (ñëàáîñòü, íåäîìîãàíèå, ëîìîòà â òåëå, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, ðâîòà), çàòåì, êàê ïðàâèëî, ðàçâèâàþòñÿ ñóäîðîãè, âñëåäñòâèå êîòîðûõ ïîÿâëÿþòñÿ ÷àñòè÷íûå èëè ïîëíûå íàðóøåíèÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè êîíå÷íîñòåé â âèäå ïàðàëè÷åé, áîëüíîé âïàäàåò â êîìàòîçíîå ñîñòîÿíèå. Âåðîÿòíîñòü ëåòàëüíîãî èñõîäà ïðè îñëîæíåíèè ýíöåôàëèòîì î÷åíü âåëèêà;

2. Àðòðèò. Ðàçâèâàåòñÿ ñïóñòÿ 1-2 ñóòîê ïîñëå èñ÷åçíîâåíèÿ ñûïè ïàöèåíòà íà÷èíàþò áåñïîêîèòü áîëè è îòåêè â îáëàñòè ñóñòàâîâ. Îíè ñîõðàíÿþòñÿ 5-10 äíåé; èíôåêöèîííûé èíòîêñèêàöèÿ êðàñíóõà

3. Òðîìáîöèòîïåíè÷åñêàÿ ïóðïóðà. Õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâûøåííîé êðîâîòî÷èâîñòüþ èç-çà óìåíüøåíèÿ êîëè÷åñòâà òðîìáîöèòîâ.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðîèñõîäÿò íîñîâûå, æåëóäî÷íî-êèøå÷íûå è ïî÷å÷íûå êðîâîòå÷åíèÿ. Íà êîæíûõ ïîêðîâàõ âûÿâëÿþòñÿ òî÷å÷íûå êðîâîèçëèÿíèÿ.  îáùåì àíàëèçå ìî÷è ïðîÿâëÿåòñÿ ÿðêî âûðàæåííàÿ ãåìàòóðèÿ (áîëüøîå êîëè÷åñòâî ýðèòðîöèòîâ);

4. Ñåðîçíûé ìåíèíãèò;

5. Ïíåâìîíèÿ. Ñîïðîâîæäàåòñÿ äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ, îäûøêîé, êàøëåì, ëèõîðàäêîé, áîëüþ â ãðóäèíå, óâåëè÷åíèåì ëèìôîóçëîâ;

6. Àíãèíà. Âîçìîæíîñòü âèðóñà ïîðàæàòü ìèíäàëèíû îáóñëîâëåíà åãî ðîäñòâîì ñ äûõàòåëüíûì ýïèòåëèåì;

7. Îòèò;

8. Îðõèò. Ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè è âîçíèêíîâåíèè â âîçðàñòå ñòàðøå 5 ëåò ìîæåò ïðèâåñòè ê áåñïëîäèþ.

Ëå÷åíèå.

Ëå÷åíèå äåòåé ñ êðàñíóõîé ïðîâîäèòñÿ îáû÷íî äîìà. Íàçíà÷àåòñÿ ïàëàòíûé (à ïðè âûñîêîé ëèõîðàäêå – ïîñòåëüíûé) ðåæèì è ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ. Ñïåöèôè÷åñêîå ëå÷åíèå íå ðàçðàáîòàíî. Ïðè îáèëüíîé ñûïè ïðèìåíÿþòñÿ âèòàìèííûå êîìïëåêñû, àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû (Òàâåãèë, Äèàçîëèí, Êëàðèòèí è äð.).  ñëó÷àå ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé ïðîâîäèòñÿ ñðî÷íàÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿþò ìëàäåíöû äî ãîäà. Èõ ãîñïèòàëèçèðóþò â ñâÿçè ñ ìîëíèåíîñíûì ïðîòåêàíèåì ïàòîëîãèè îáÿçàòåëüíî.

Ïðîôèëàêòèêà. Áîëüíîãî ðåáåíêà èçîëèðóþò íà 5 äíåé ñî äíÿ âûñûïàíèÿ. Êîíòàêòèðîâàâøèå ñ áîëüíûì äåòè èç äåòñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ íå âûâîäÿòñÿ, êàðàíòèí íà ãðóïïó èëè êëàññ â äåòñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ íå íàêëàäûâàåòñÿ. Äåçèíôåêöèÿ íå ïðîâîäèòñÿ. Î÷åíü âàæíî íå äîïóñêàòü êîíòàêòà ñ áîëüíûìè êðàñíóõîé áåðåìåííûõ æåíùèí äëÿ ïðîôèëàêòèêè âðîæäåííîé êðàñíóõè. Åñëè ïðè áåðåìåííîñòè æåíùèíà, íå áîëåâøàÿ êðàñíóõîé, èìåëà êîíòàêò ñ áîëüíûì â ïåðâîì òðèìåñòðå áåðåìåííîñòè, ñëåäóåò ðåøèòü âîïðîñ î ïðåðûâàíèè áåðåìåííîñòè.

Ïðîâîäèòñÿ ñåðîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå æåíùèíû íà 11-12 äåíü ïîñëå êîíòàêòà è ñïóñòÿ åùå 8-10 äíåé. Ïðè âûÿâëåíèè èíôèöèðîâàíèÿ æåíùèíû áåðåìåííîñòü ïðåðûâàåòñÿ ïî àáñîëþòíûì ïîêàçàíèÿì.

Ãàììà-ãëîáóëèíîïðîôèëàêòèêà â ýòèõ ñëó÷àÿõ íåýôôåêòèâíà. Ñîãëàñíî íàöèîíàëüíîìó êàëåíäàðþ ïðîôïðèâèâîê, ïðîâîäèòñÿ âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ êðàñíóõè äåòÿì â 12-15 ìåñÿöåâ è ðåâàêöèíàöèÿ â 6 ëåò.

×àùå ïðèìåíÿåòñÿ òðèâàêöèíà: Ïðèîðèêñ (ïðîòèâ êîðè, êðàñíóõè, è ïàðîòèòà). Ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ òàêæå è ìîíîâàêöèíà ïðîòèâ êðàñíóõè (Ðóäèâàêñ). Èììóíèòåò ïîñëå ââåäåíèÿ âàêöèíû ôîðìèðóåòñÿ ñïóñòÿ 2-3 íåäåëè è äåðæèòñÿ áîëåå 20 ëåò. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè âðîæäåííîé êðàñíóõè ðåêîìåíäóåòñÿ âàêöèíèðîâàòü è æåíùèí äåòîðîäíîãî âîçðàñòà, ðàíåå íå ïåðåáîëåâøèõ êðàñíóõîé.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник