Краснуха рэб в сирии
Опубликованы доклады американских военных, в которых говорится о том, что расположенные на территории Сирии российские комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) серьезно повредили два американских истребителя — F-22 и F-35. В результате энергетического воздействия на самолеты пилоты потеряли ориентацию и с огромным трудом вернулись на базу. После наземного исследования истребителей были выявлены серьезные нарушения в работе некоторых электронных компонентов, которые, по-видимому, придется менять.
О том, что в сирийском небе происходит «что-то в высшей степени подозрительное и непонятное», сообщает портал Avia.pro со ссылкой на американский журнал The National Interest. Уже давно, пишет журнал, израильские летчики периодически заявляют о том, что порой сталкиваются со сбоями сигнала GPS. «Москва, — говорится в недавней публикации, — пытается помешать как западным самолетам, в том числе и новейшим «невидимкам» F-22 и F-35, так и импровизированным террористическим беспилотникам совершать полеты с использованием системы глобального позиционирования».
Однако не все на Западе так считают. Еще одно американское издание — Breaking Defense — более скептически относится к возможностям российских комплексов РЭБ. Оно считает, что сбои в распространении сигнала GPS являются следствием каких-то побочных эффектов в российских комплексах, бороться с которыми у русских не получается. И эти эффекты способны навредить и российской авиации.
Однако история с выводом из строя аппаратуры двух американских истребителей, считающихся самыми совершенными, говорит об обратном. То есть воздействие было вполне осмысленным и целенаправленным.
«Это еще один признак того, что это не простой глюк, а какое-то электронное оружие, — заявляет The National Interest. — Русские вложили значительные средства в мощные спуфинговые системы, которые посылают ложные сигналы псевдо-GPS, в пятьсот раз более сильные, чем настоящие, уводя навигационные системы на много миль в сторону».
Необходимо сказать, что еще четыре года назад американцы не могли предположить такого развития событий. На российскую базу в Сирии был доставлен мобильный комплекс «Красуха-4». Который довольно долго не проявлял себя. Представлялось, что его возможности не столь велики и не соответствовали объявленным характеристикам, в частности, дальности действия в 300 км. Потому что «классическая» радиоэлектронная борьба предполагала «грубое воздействие» на источники сигналов противника. То есть подавление их при помощи высокоэнергетического воздействия — глушения. И всем было прекрасно известно, что мощность радиоэлектронного излучения уменьшается по мере удаления от излучающей антенны обратно пропорционально квадрату расстояния.
То есть предполагалось, что реальные воздействия «Красухи-4», способные дать желаемый эффект по подавлению радиоволн противника, возможны не намного дальше зоны действия зенитно-пушечного ракетного комплекса «Панцирь-С1», который тоже развернули на базе Хмеймим.
Однако прошло время, комплекс начали испытывать в реальной боевой обстановке, не только прерывая полет самопальных дронов террористов, но и отгоняя непрошенных гостей — самолеты США. В связи с чем глава командования по специальным операциям вооруженных сил США генерал Район Томас в 2018 году был вынужден заявить: «В Сирии мы столкнулись с самой агрессивной в мире системой радиоэлектронного подавления нашей воздушной техники. Русские испытывают нас каждый день, подавляют наши коммуникации, выводят из строя наши самолеты». Это было сказано сразу же после того, как в результате электронной атаки была выведена из строя американская летающая батарея — самолет АС-130, оснащенный несколькими пушками достаточно серьезного калибра.
Американцы к этому были не готовы. Более того, последние полвека вооруженные силы США еще ни разу не сталкивались не то чтобы с сильной РЭБ, но даже и хотя бы с какой-нибудь. И в Югославии, и в Ираке, дважды, и в Афганистане, и в других местах, где американский солдат чувствовал себя хозяином, ничего такого не было. Единственную угрозу для авианалетов представляли системы ПВО, которые быстро подавлялись.
Району Томасу вторят и другие высшие американские военачальники. Командующий силами НАТО в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес говорит, что «российские подразделения РЭБ обладают заоблачными возможностями». Командующий ВВС США в Европе бригадный генерал Франк Горенк заявляет, что достижения России в области РЭБ сводит «на нет» все преимущества высокотехнологичного оружия, которым владеет НАТО. Поскольку новейшее электронное оружие русских полностью парализует функционирование американской электроники, установленной на самолетах, ракетах и кораблях.
О причине отставания США от России в этой области военной техники говорит бывший начальник РЭБ США Лори Бакхут: «Наша главная проблема в том, что мы не воевали в условиях подавления связи на протяжении нескольких десятилетий, поэтому понятия не имеем, как в такой ситуации действовать. У нас отсутствует тактика и алгоритм действий, мы совершенно не подготовлены к ведению боевых действий в условиях отсутствия связи. США не обладают столь обширными возможностями РЭБ, какими обладает Россия. У нас очень хорошая радиоразведка, и мы можем вести прослушку круглые сутки, но по выведению аппаратуры из строя — тут наши возможности и до одной десятой от аналогичных показателей Российской армии не дотягивают».
Если американские средства РЭБ родом из прошлого столетия, то российские конструкторы совершили технический прорыв. Они отказались от большого набора излучающих антенн и громадных мощностей для создания силовых помех. Силовой метод плох еще и своей неизбирательностью, то есть он подавляет работу оборудования не только противника, но и своих боевых комплексов, оказавшихся в зоне облучения.
Современные российские средства обнаружения и цифровой обработки позволяют получать точную копию сигналов противника. При этом в ответ посылается аналогичный сигнал, в котором, однако, изменены важнейшие параметры. Ложный сигнал в искаженном виде возвращается неприятелю. Такое противодействие получило название «неэнергетических помех».
Достижения России в области РЭБ опираются на множество проведенных в стране НИР и ОКР. Часть из них завершилась получением готовых изделий, принятых на вооружение. И эта часть очень значительна — полтора десятка комплексов, поступивших в армию в этом десятилетии: «Борисоглебск-2», «Алургит», «Ртуть-БМ», «Инфауна», «Красуха-4», «Москва-1», «Пародист», «Лорандит-М», «Леер-3», «Лесочек», «Магний-РЭБ», «Поле-21», «Хибины», «Витебск», «Рычаг-АБ».
Среди них комплексы локального действия, защищающие летательные аппараты, корабли, живую силу на ограниченной площади, нейтрализующие взрыватели боеприпасов.
А есть мощные системы с обширной зоной ответственности. Именно к ним относятся «Красуха-4» и работающая с ней в паре «Москва-1». «Москва-1» относится к комплексам радиотехнической разведки, собирая подробную информацию о наземных и воздушных источниках электромагнитного излучения противника в радиусе 400 км. Полученная информация передается на комплекс «Красуха-4», процессор которого под управлением программного обеспечения создает необходимые импульсные отклики на сигналы противника. В результате либо подавляются сигналы, либо выводится из строя аппаратура их генерирующая или принимающая.
Оборудование РЭБ — это одна из наиболее засекреченных сфер военной техники. Так что частично раскрытые их характеристики вряд ли отражают реальность. Судя по инцидентам с американскими истребителями, дальность действия «Красухи-4» должна превышать 300 км. Собственно, и состав оборудования РЭБ, направленного в Сирию, по сути, засекречен. Сообщалось лишь о «Красухе-4» и «Рычаге-АБ», который установлен на вертолетах. Однако понятно, что на «сирийском полигоне», где проходило и проходит испытание практически все российское новое и перспективное вооружение, никак не могло обойтись без боевой обкатки комплексов РЭБ. И, может быть, там побывал даже сверхсекретный комплекс «Самарканд», у которого не раскрывается даже назначение.
Военное обозрение: Дивизион военной авиации: Россия создает воздушный кулак против НАТО
Военные новости: Индонезия разочаровалась в истребителе Су-35
Источник
Между Россией и США назревает новый конфликт в Сирии. Его причиной может стать инцидент с американским ударным вертолётом AH-64 Apache.
По информации СМИ, винтокрылая машина чуть не потерпела катастрофу, после воздействия неизвестной РЭБ. У AH-64 Apache вдруг отказали все системы, боевая машина начала снижаться в аварийном режиме и летчику удалось стабилизировать ее лишь в нескольких метрах от земли. Борт получил незначительные повреждения, люди не пострадали.
Вертолет сопровождал военный патруль США, который, как утверждается, намеревался перехватить российских военнослужащих. Однако, из-за возникших помех операция была сорвана. Инцидент произошел в сирийской провинции Хасаке. Раньше сообщалось, что Россия может развернуть там — на базе вблизи города Эль-Камышлы, систему РЭБ «Красуха-4».
Развернутая на базе «Хмейним» РЭБ «Красуха-4» успешно противодействовала противнику «выжигая» его электронику, подавляя сигнал GPS в радиусе до 300 километров, неоднократно писала пресса. Военные США обвиняли Россию в падении своих беспилотников и даже создании проблем военно-транспортному самолету С-130, вынужденного произвести экстренную посадку.
Снимки новой российской базы в Эль-Камышлы — дублера базы «Хмейним» появились в сети в середине сентября. На аэродроме были замечены ударные и транспортные вертолеты Ми-8, Ми-24 и Ми-35 ВКС России, а также тяжелый транспортный самолет Ил-76. До 2019 года на базе размещались американцы. После их ухода место заняли российские военные, отказав в присутствии туркам.
Авиабаза в Эль-Камышлы позволяет контролировать весь северо-восток Сирии. Пока этот район находится в зоне интересов Пентагона. В августе вертолет США обстрелял здесь блокпост сирийской армии после того, как те заблокировали движение американского патруля. У сирийцев 1 убитый и двое раненых. Похоже, российские военные с помощью «Красухи-4» начали вытеснять армию США.
Оснований для жестких действий ВС России против американцев в Сирии более чем достаточно. Для контингента, который находится в этой стране без приглашения местного правительства они слишком много себе позволяют. Так, памятна недавняя провокация американской колонны, которая пыталась заблокировать российский патруль. В итоге нашим пришлось пойти на таран.
Дерзкое поведение американских военных в Сирии поддерживается политической позицией Дональда Трампа, который готов прибегать к самый крайним незаконным методам. Так, на днях он признался, что хотел отдать приказ убить Башара Асада, но министр обороны Джеймс Мэттис был против. МИД Сирии назвал эту попытку «безрассудной» и присущей, скорее, террористам.
— Употребляемый некоторыми СМИ оборот «сжечь электронику» в данном случае звучит странно, — рассуждает главный редактор портала Militaryrussia.ru Дмитрий Корнев. — Не уверен, что это технически возможно. Это можно сделать внутри СВЧ-печки, но на расстоянии в десятки километров… Тогда уже давно стали бы палить все подряд, не применяя другие средства поражения. К тому же рядом с такой мощной техникой людям работать проблематично, ведь СВЧ-излучение жестко действует и на людей. Так что к «Красухе-4» это не может относиться.
«СП»: — Видимо, имеется ввиду иной тип воздействия на электронику…
— Вполне может быть, что применялась не «Красуха-4», а какая-то другая система, что привело к дезориентации вертолета. Речь может идти о нарушении работы систем спутниковой навигации, о воздействии на систему, обеспечивающую движение по радиомаякам. Ведь самолеты и вертолеты часто двигаются по маякам. Не факт, что нарушение работы этой системы приведет к падению летательного аппарата, но может сбить с курса, что приведет к выработке топлива.
«СП»: — А как действует «Красуха-4»?
— Она предназначена для борьбы с системами разведки, создавая помехи радиолокационным системам. Ее цель в том, чтобы противник не обнаружил локаторами выдвижение ваших сил. Теоретически, если вертолет применял некий радиолокатор для навигации, для обзора местности и уклонения от препятствий, допустим гор, и в этот момент «Красуха-4» поставила ему помеху, не исключено возникновение у пилота проблем. Но это будет своего рода «нецелевое использование» РЭБ.
Военный эксперт Алексей Леонков отрицает причастность к инциденту российских сил.
— Думаю, информация о причастности российских военных в Сирии к аварийной посадке американского вертолета AH-64 Apache не соответствует действительности.
«СП»: — В чем же тогда дело? Вертолет и вправду чуть не упал…
— Неисправность американских вертолетов известна достаточно давно. Именно из-за технических проблем они их так и не использовали активно в зоне Ближнего Востока. У США есть подразделение в Кувейте, которое занимается ремонтом этих вертолетов. По статистике, даже после ремонта эти вертолеты терпят катастрофу. Иногда с летальным исходом, иногда нет. И вот эту внутреннюю проблему они пытаются выдать за внешнюю.
Цель этого — каким-либо образом вырвать деньги из бюджета Пентагона и держать вертолеты в боевом состоянии. Эту проблему пытался решить еще Мэттис, но ему это не удалось. И картина там не поменялась. К тому же Национальная гвардия, которая сейчас использует в том числе и вертолеты, напрямую не подчиняется американскому командованию и ведет себя по-хулигански. Так что инцидент с AH-64 Apache — это удобный случай свалить случившееся на Россию, но Россия тут не причем.
«СП»: — А может им надо врезать, чтоб не зарывались?
— Ожидать, что Россия каким-нибудь военным способом стукнет по американцам, не приходится. Потому что мандат России на проведение операции в Сирии ограничен действиями против террористов, которые пытались расчленить страну. В отличие от нас, у американцев такого мандата нет. Поэтому их присутствие там незаконно.
Но решать вопросы с американцами, чтобы они покинули Сирию, это прерогатива сирийского правительства. Конечно, оно сейчас сильно ослаблено войной, которая с 2011 года разрушила две третьих страны. Сейчас там надо восстанавливать экономику и устанавливать контроль над территориями, которые пока находятся под властью террористов.
Это зона Идлиб, Заефратье и район Эт-Танф. Основные усилия сосредоточены на Идлибе, которая за год сократилась и ушла за трассу М4, которая патрулируется российскими и турецкими военными. Как и трасса, идущая до Эль-Камышлы. Есть данные, что в районе Эль-Камышлы создается контингент российских войск для ведения операций в Заефратье.
«СП»: — Вот, наверное, американцы и рады дискредитировать наших военных — обвинить, что они с базы Эль-Камышлы бьют по их вертолетам «Краснухами»? Не хотят уходить…
— Понятно, что когда в такого рода зонах прекращаются боевые действия, налаживается мирная жизнь, то высвобождаются силы и средства сирийской армии, которые перенаправляются на другие участки. Окончательно вопрос будет решен, когда все бандформирования в Сирии, восстановлены границы и тогда у американцев не будет повода оставаться там.
Конечно, Сирия не будет воевать с американцами, которые этому бы обрадовались, чтобы расправиться с ненавистным Башаром Асадом. Ведь в течение этих военных лет все американские, да и европейские политики твердили, что Асад должен уйти. Многие из них уже пишут мемуары, но другие продолжают свою генеральную линию.
Источник
Благодаря работе пресс-службы ЗВО мы в очередной раз побывали в нашей уже почти «домашней» бригаде РЭБ, которая, кстати, 23 февраля будет отмечать свою 55-ю годовщину со дня образования.
Срок, однако…
С момента нашего последнего посещения бригада успела стать лучшей в округе по итогам 2017 года и получить некоторое количество абсолютно новой техники.
Слова «некоторое количество» здесь уместны по двум причинам. Во-первых, дабы не разглашать, во-вторых, тут еще и экономическая составляющая присутствует.
Соседи, бригада ПВО, в прошлом году полностью обновила свой парк. Мы об этом писали, и, как только закончится переобучение, думаю, посмотрим на то, как оно прошло.
Так вот, полное перевооружение бригады ПВО обошлось в рублях дешевле, чем замена нескольких единиц техники у рэбовцев. Да, РЭБ – не дешевая история.
Но вернемся к нашему сегодняшнему объекту восхищения.
Красуха-2О
Да, после всего увиденного раньше «Красуха-2О» впечатляет. В первую очередь – размерами. Можно сказать, что «О» в аббревиатуре названия — это сокращение слова «огромная» или «обалденная». В различных вариациях.
Итак, станция радиоэлектронного подавления «Красуха-2О».
Разработана ВНИИ Градиент (г. Ростов-на-Дону), производится ФГУП БЭМЗ (г. Брянск).
Назначение станции: прикрытие командных пунктов, группировок войск, средств ПВО, важных промышленных и административно-политических объектов от радиолокационных средств воздушного базирования (в т. ч. типа AWACS).
Станция анализирует тип сигнала и обеспечивает воздействие на РЛС противника помеховым излучением, лишая противника возможности обнаруживать цели и наводить на них высокоточные средства поражения.
Шасси — БАЗ-6910-022. Кабина расчета бронированная, с защитой от СВЧ-излучения. Установлен кондиционер и независимый воздушный отопитель.
Красуха -20
Колесная формула — 8 х 8
Двигатель — дизельный с турбонаддувом ЯМЗ-8492.10-033 мощностью 500 л. с.
Длина шасси – 12 403 мм
Ширина шасси – 2 750 мм
Минимальный радиус поворота — 14.5 м
Масса полная — 40 т
Скорость максимальная по шоссе — 80 км/ч
Запас хода по контрольному расходу топлива — 1000 км
Препятствия:
— ров — 1,5 м
— подъем — 30 градусов
— крен — 40 градусов
— брод — 1,4 м
Что можно сказать о боевых характеристиках… А почти ничего. В боевое положение станция приводится расчетом за 15 минут. Механических работ очень мало, в основном — снятие различных стопоров и установка машины на опоры.
Красуха-20
Красуха-20
Да, еще, конечно, куча кабельных соединений.
Подъем параболического отражателя, естественно, механический.
Комплекс в боевом положении.
Пусть никого не смущает такой угол наклона отражателя, тут все в порядке. Так и должно было быть. “Красуха-2о” работает по объектам находящимся на значительном удалении, поэтому “стрельба в зенит” ей ни к чему.
В принципе, дальность применения позволила бы вполне отработать по спутникам на низких орбитах, но… Иной рабочий диапазон частот. Так что “АВАКСы”, если что — ловите.
“Красуха-2О” способна уверенно отработать на расстояниях до 400 км
Краскха-20
Прокатившись на марше, удивляешься тому, насколько плавно идет техника. И, надо сказать, довольно резво. Вообще, в Брянске молодцы, придумать такого динозавра, весом как приличный танк и резвостью грузовика — это нечто.
Красуха-20
Естественно, пока расчет разворачивал комплекс, я забрался в кабину. И тут было чему удивиться.
Да, предыдущий борец с АВАКСами размещался в трех грузовиках. Современность в виде цифровых схем (буквочка “о” в названии не зря, все отличия с базовой моделью в этом плане) позволила сэкономить место и запихнуть все в одну машину. Пусть и таких размеров.
Но внутри все как в танке. Я еще отметил, что бойцы в расчете… небольшие.
Кабина Красуха-20 Место водителя. Тут все понятно, все знакомо.
Вид с водительского места на кабину. Точнее, на ее часть. На командирское место с резервным складным пультом. Ну так, место есть…
ЗРЩ Красуха-20
Присутствует кондиционер и весьма неплохая автономка на солярке.
Рабочее место оператора. За спиной у командира расчета, боком к нему. Я там не пролез. Напрочь.
Снимать даже специальным объективом не просто, тут за каждый сантиметр война. По сути, работает расчет так: слева оператор, справа — командир. Информация на экранах и управление дублируются. Пока я ворочался в кабине, пытаясь ее изучить и отснять, прилетели гости.
Синий сектор на экране — положение блока излучателей и антенны. Два зеленых (на самом деле зеленых) кружка — это две летающие цели, вошедшие в зону действия комплекса. Если их захватить, то они стали бы красными. Но цели, видимо, тоже нас засекли, потому что из круга убрались очень быстро. Хорошо, хоть так успел снять.
В сравнении с предшественниками, “Красуха-20” — чудо миниатюризации. Если 40-тонное чудовище можно так назвать. Но взамен — мобильность. Все-таки одна машина вместо трех — это серьезно.
Очень полезный агрегат, пусть и узкоспециализированный. Опасен только для авиаразведки, зато опасен по полной программе.
Автор: Роман Скоморохов, видео: Роман Кривов
источник
Источник