Край бесконечности джеймс кори

Край бесконечности джеймс кори thumbnail

Писать о космической экспансии человечества сегодня гораздо сложнее, чем во времена Эдгара Райса Берроуза и Стенли Вейнбаума: наука убедительно доказала, что глобальное освоение Солнечной системы — задача почти неосуществимая. И всё же фантасты снова и снова возвращаются к этой теме, ищут новые подходы, выдвигают теории, строят планы. Ну а чтобы узнать, к каким выводам они приходят, стоит заглянуть в антологию «Край бесконечности», составленную Джонатаном Стрэном в 2012 году.

Край бесконечности

Edge of Infinity
Антология
Жанр: научная фантастика
Выход оригинала: 2012
Составитель: Джонатан Стрэн
Художник: Д. Вишневский
Переводчики: И. Епифанова, В. Заря, Н. Караев и другие
Издательство: АСТ, 2017
Серия: «Звёзды научной фантастики»
368 стр., 2500 экз.
Похоже на:
антология «Через солнечную сторону»
Сергей Павлов «Лунная радуга»

В 1971 году в легендарной серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» вышла книга «Через солнечную сторону», сборник рассказов Станислава Лема, Айзека Азимова, Клиффорда Саймака, Артура Кларка и других классиков НФ об освоении планет Солнечной системы. Бравые астронавты, оснащённые последними достижениями земной науки и техники, строили космические города, картографировали луны и астероиды, учились выживать в условиях пониженной гравитации. Антология Джонатана Стрэна по большому счёту о том же: о будущем Солнечной системы, просторы которой медленно, но верно обживает род людской. Только имена в оглавлении другие: Брюс Стерлинг, Аластер Рейнольдс, Пол Макоули, Стивен Бакстер, Джеймс Кори — фантасты, оседлавшие волну успеха в 1980–1990-х, костяк современной англо-американской «твёрдой» НФ. Но важнее то, что это писатели с другим взглядом на перспективы космической конкисты, — и картина, которую они рисуют, выглядит гораздо убедительнее, чем у классиков Золотого века.

В научной фантастике пятидесятилетней (и более) давности внеземные поселения по сути остаются форпостами Земли на вражеской территории. Их окружает ядовитая разрежённая атмосфера, а то и абсолютный вакуум, гравитация непривычно низка или непривычно высока. Но технологии не стоят на месте: едва ли не главная задача инженеров в таких текстах — добиться, чтобы на Марсе и Венере, Ио и Европе человек чувствовал себя так же удобно, как и на Земле, у камина, с бокалом хереса в руках. Сегодня мы знаем о Солнечной системе несколько больше — достаточно, чтобы понимать: этого не будет никогда. Чтобы выжить за пределами земной стратосферы, человеку придётся измениться самому, приспособиться, эволюционировать, вписаться в ландшафт. Изменился и фокус внимания писателей-фантастов. Нет, разумеется, технологии для них по-прежнему важны, достаточно прочитать рассказ «Двигатель» Джеймса Кори: достижения науки обеспечивают выживание, диктуют экономическую и политическую конъюнктуру, — но обо всём этом писал ещё Роберт Хайнлайн в 1930-х. Чтобы человечество сумело вырваться за пределы земного гравитационного колодца, должны измениться три вещи: язык, анатомия и мышление. По крайней мере, хомо сапиенс должен быть готов к таким изменениям. «Человек космический» будет работать в невесомости и на поверхности планет с иной силой тяжести и без магнитного поля — это повлияет на его физиологию, обмен веществ, продолжительность жизни. Он должен научиться сохранять здравый рассудок в условиях чудовищной тесноты на космических станциях, не сходить с ума за десятилетия, проведённые в отрыве от цивилизации, среди роботов и ИскИнов («Тихея и муравьи» Ханну Райаниеми). Там, где любая ошибка и небрежность чревата глобальной катастрофой, придётся жёстко регламентировать свою жизнь, подчинить её бесчисленным инструкциям, правилам и наставления («Техника безопасности» Кристин Кэтрин Раш), которые со временем могут выродиться в бессмысленный и пафосный ритуал («Пик Вечного Света» Брюса Стерлинга). Собственно, с точки зрения современной нормы почти все герои этого сборника слегка не в себе — и зачастую это мнение разделяют земляне будущего, как в «Последнем Рождестве Мэйси Минно на Дионе» Пола Макоули. В концентрированной форме эта философия изложена в рассказе Пэт Кэдиган «Рыба-дурёха, подавшаяся в суши», которым открывается сборник. Осваивать Солнечную систему предстоит совсем другим существам: тем, кто рискнёт отказаться от привычной формы тела, от традиционного бинарного мышления, от общения «словами через рот». Скорее всего, Кэдиган права в своих прогнозах: обидно, конечно, но экстраординарные задачи вроде освоения межпланетного пространства требуют экстраординарных мер. Хотя постчеловечество всё же в какой-то степени остаётся человечеством, а «человек космический» — прямым наследником платоновского «двуногого прямоходящего, лишённого перьев». Всё лучше, чем киснуть на Земле отныне и до скончания веков, аминь.

Итог: Край бесконечности» — тот случай, когда целое больше механической суммы частей. Рассказы, вошедшие в этот сборник, можно оценивать по-разному, но вместе они полностью укладываются в концепцию составителя. Перед нами действительно новый взгляд на перспективы освоения Солнечной системы, итог работы коллективного разума современных англо-американских фантастов.

Постдефицитная фаза

«Край бесконечности», отмеченный в 2013 году премией «Локус», стал второй книгой в серии антологий под редакцией Джонатана Стрэна, призванной проиллюстрировать тезис о переходе современной англо-американской НФ в постдефицитную фазу, которая, по словам составителя, характеризуется «невероятным многообразием и полнотой». К концу 2016 года серия насчитывала шесть томов, седьмой готовился к выходу.

Научно-фантастическое сообщество — в чём-то нездоровая субкультура. Она слишком одержима собственной гибелью и концом издания научной фантастики. Настолько одержима, что почитает за честь с монотонной регулярностью докладывать, что она умирает, скоро умрёт или вообще уже давным-давно скончалась. Я не проверял, но искренне убеждён, что мой добрый друг и коллега Гарднер Дозуа констатировал этот факт в предисловии к почти каждой из тех десятков антологий «лучшего за год», составленных им с 1977 года и до настоящего времени.
Из предисловия составителя

Читать рассказ из сборника

«Элизабет Бир «В глубинах неба»

Элизабет Бир «В глубинах неба»

 Кот-император |  26.03.2017

Рассказ о Контакте с инопланетянами, посетившими опасный мир. Вот только «чужаки» здесь — как раз люди, а Контакт же показан глазами внеземного аборигена. Но это внешняя канва сюжета. Внутреннее содержание куда важнее.

удачно

оригинальность авторских выводов

умело выстроенная композиция

смелый замысел составителя

неудачно

неравноценность рассказов

сложный язык повествования

Отрывок из книги

Скачать бесплатно ознакомительный фрагмент книги:

• TXT
• FB2
• ePub
• RTF
• PDF

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Василий Владимирский

Литературный критик, постоянный автор «Мира фантастики»

Показать комментарии

Источник

Край бесконечности

сборник рассказов под редакцией Джонатана Стрэна

Моему коллеге и другу Гарднеру Дозуа немного настоящей научной фантастики!

Благодарности

Мне очень понравилось работать над этой книгой, и я хотел бы поблагодарить моего редактора в издательстве «Солярис» Джонатана Оливера, Бена Смита и всю команду «Ребеллион» за их доброту, помощь и внимание за последние годы. Я бы также хотел поблагодарить всех участников этой антологии за то, что разрешили опубликовать их рассказы: Дэниела Абрахама, Джона Барнса, Стивена Бакстера, Элизабет Бир, Пэт Кэдиган, Стивена Д. Кови, Тая Фрэнка, Гвинет Джонс, Пола Макоули, Сандру Макдональд, Ан Овомойела, Ханну Райаниеми, Аластера Рейнольдса, Кристин Кэтрин Раш и Брюса Стерлинга. Также моя благодарность Питеру Гамильтону и Питеру Уоттсу, которые стали бы частью этой книги, если бы то позволили обстоятельства. Как обычно, я бы хотел поблагодарить моего замечательного агента Говарда Морхайма и его прекрасную новую ассистентку Алису Спилбург.

Читайте также:  Ситуация с корью в свердловской области

И, наконец, признательность моей жене Марианне, которая помогала в работе над книгой, и моим дочерям, Джессике и Софии, за их любовь и поддержку.

Введение

Знакомьтесь: четвертое поколение научной фантастики.

Год назад я работал над книгой «Конструируя бесконечность» [«Engineering Infinity».], сборником рассказов, призванным всесторонне рассмотреть вопрос, что собой представляет научная фантастика во втором десятилетии XXI века. Во введении к той книге я употребил термин «четвертое поколение научной фантастики» и высказал мысль, что НФ после появления на свет прошла через период взросления и зрелости и теперь вступила в пост-дефицитную фазу, характеризующуюся невероятным многообразием и полнотой.

Введя этот термин, я намеревался всего лишь подчеркнуть глубину и разноплановость современной научной фантастики с точки зрения одновременно и читателей, и авторов, а также показать ее широчайший охват и системность, которые выражаются в стиле, темах, антураже и т. д. В общем, все отлично, работа в творческой лаборатории кипит! Однако, когда сборник «Конструируя бесконечность» ушел в печать, и настало время переключиться на другие проекты, до меня вдруг дошло, что термин «четвертое поколение» прекрасно подходит для описания еще одного процесса в жанре.

Научно-фантастическое сообщество — в чем-то нездоровая субкультура. Она слишком одержима собственной гибелью и концом издания научной фантастики. Настолько одержима, что почитает за честь с монотонной регулярностью докладывать, что она умирает, скоро умрет или вообще уже давным-давно скончалась. Я не проверял, но искренне убежден, что мой добрый друг и коллега Гарднер Дозуа констатировал этот факт в предисловии к почти каждой из трех десятков антологий «лучшего за год», составленных им с 1977 года и до настоящего времени. И это не потому, что Гарднер такой уж депрессивный тип, и не потому, что он смакует гибель нашего общего дела. А потому, что научную фантастику, как я недавно осознал, убивает наука.

И это не тенденция последних лет — так было всегда. Каким образом? А таким: каждый день ученые ходят на работу и выдвигают новые гипотезы, публикуют новые материалы и обнаруживают новые факты. Информационный фундамент, на котором писатели-фантасты строят свои произведения, постоянно шатается и изменяется, как, собственно, и должно быть. Это прекрасно и удивительно, и вряд ли хоть один писатель-фантаст на планете отважится на это пожаловаться. Однако этот постоянный шквал фактов — враг романтики, а научно-фантастической литературе для выживания романтика просто необходима.

Возьмем в качестве примера Марс. Американский бизнесмен, астроном и математик Персиваль Лоуэлл, восхитившись рисунками итальянского астронома Джованни Скиапарелли, влюбился в эту планету и вложил немалую лепту в популяризацию каналов Марса. То видение мира, вполне логичное с точки зрения тогдашней науки, легло в основу романа Эдгара Райса Берроуза «Принцесса Марса», где описывается Гелиум — обширные просторы на месте высохших морей, населенные тарками, декорации для приключений землянина Джона Картера, полных сражений и преодоления силы тяготения. К 1964 году такая картина мира устарела, ее смела приливная волна фактов, которые были установлены благодаря межпланетной автоматической станции «Маринер», взявшей пробы марсианского грунта. А к концу 70-х, благодаря «Маринерам», «Викингам» и «Вояджерам», образ Гелиума окончательно пошел прахом, оставив нас с современными представлениями о Марсе как о бесконечной, словно вылинявшей пустыне, которая действительно прикончит кого угодно.

Впрочем, не сказать чтобы научная фантастика не пыталась принять брошенный наукой вызов. Пыталась и делает это до сих пор. В 1980-х бурным потоком хлынули романы (самые выдающиеся принадлежали перу Кима Стенли Робинсона — речь о его жесткой и поучительной «Марсианской трилогии»), где авторы все-таки пытались превратить Марс в место, населенное людьми, — очень опасное, но все же вполне подходящее для романтики и приключений, место, которое может стать будущим домом для человечества. Эту же эстафету подхватили Грег Бир с книгой «Колонизация Марса» и Терри Биссон «Путешествие на Красную планету», а также многие другие писатели.

Как все вышеперечисленное связано с четвертым поколением? Будьте снисходительны, потерпите еще чуть-чуть. Считается, что, когда в 1984 году из печати вышел «Нейромант» Уильяма Гибсона, случайно совпавший с революцией в представлениях о Марсе, он переключил научную фантастику с технологической и сфокусированной вовне на ориентированную внутрь, всматривающуюся в киберпространство и даже в подсознание. Киберпанк пришел к нам с улиц, и его сосредоточенность на киберпространстве заставила писателей отвернуться от физического мира и от научно-фантастических полетов к звездам — всего несколько десятилетий назад такую ситуацию невозможно было себе представить. Проходили годы, накапливалась информация, путешествия к звездам стали казаться все более трудноосуществимой затеей, даже просто покинуть нашу планету — и то стало выглядеть дерзостью, поэтому научная фантастика переориентировалась на земные темы, которые, впрочем, помогут нам однажды бросить вызов космосу.

И нетрудно понять, почему так сложилось. Прилив оптимизма, связанный с эпохой первого спутника, собаки-космонавта Лайки, Нила Армстронга, «Аполлона-11», «Вояджера», орбитальной космической станции «Скайлэб», и так уже успел выдохнуться, а тут еще в 2003 году потерпел крушение шаттл «Колумбия». Тот момент обозначил для многих из нас конец романтических мечтаний о будущем, крах представлений о том, что мы однажды покинем родную планету и устремимся к далеким мирам. Новые истории все чаще повествовали о человечестве, привязанном к Земле, где все исследование космоса ограничивалось отправкой к другим планетам роботов и автоматических исследовательских станций или переносом человеческого сознания на искусственные носители. Весьма практичное научное будущее.

И при этом научная фантастика не обходится без романтизации науки и воображения, она рассказывает о нашей влюбленности в завтрашний день. С приходом четвертого поколения (вот видите, я все-таки вернулся к этой теме!) появилась новая разновидность сюжетов, в которой нам находилось место если (пока) не на звездах, то хотя бы в нашей родной Солнечной системе. Эти сюжеты были до некоторой степени посвящены моделированию и конструированию. Они повествовали о мощнейших двигателях и маломерных судах, о крошечных колониях и накачанных воздухом пузырях, отправляющихся к Луне, к Марсу, сквозь пояс астероидов, мимо поражающего размерами Юпитера и дальше, в более отдаленные и холодные уголки космоса. Этот сюжет служит фоном в огромном количестве фантастических рассказов, опубликованных за последние лет шесть, и распускается пышным цветом в масштабных романах вроде «Пробуждения Левиафана» Джеймса С. А. Кори и потрясающего «2312» Кима Стенли Робинсона. Это сюжеты, наполненные романтикой, приключениями и любовью к науке и к нашей Солнечной системе. Это истории четвертой эры научной фантастики.

Читайте также:  Защитит ли медицинская маска от кори

Итак, мы снова вернулись к этой книге. «Край бесконечности», как и свидетельствует из названия, во многом перекликается с антологией «Конструируя бесконечность». Это книга четвертого поколения. В ней собраны истории, действие которых неизменно происходит в индустриальной и колонизированной Солнечной системе во времена, когда полеты к далеким звездам еще только маячат на горизонте, а жизнь существует пока только в самых теплых уголках близ нашей звезды, а также в самых холодных и удаленных точках нашей собственной планеты. И притом что отдельные истории могут показаться вам более светлыми, а другие более мрачными, все они — признание в любви нашему дому, нашему будущему и научной фантастике. И наверняка не последнее признание.

Джонатан Стрэн,

Перт, Западная Австралия

Источник

ÏÀÌßÒÊÀ Î ÔÀÍÒÀÑÒÈÊÅ äëÿ çàíóä è ÷àéíèêîâ

Ôýíòåçè áåç ìå÷åé ýòî êàê ôýíòåçè ñ ìå÷àìè, òîëüêî áåç ìå÷åé. (ñ) ÿ, âåëèêèé è óæàñíûé

Êîãäà ñëûøèòå, ÷òî ôàíòàñòèêà — «æàíð», çàäàéòå ýòîìó ôèëîëîãó (ñåáå) îäèí âîïðîñ. Åñòü òðè èçâåñòíûõ ôàíòàñòè÷åñêèõ êíèãè, ñâÿçàííûõ íåâèäèìîé, íî ïðî÷íîé íèòüþ. ×òî ó íèõ îáùåãî? Êàê èõ çàñóíóòü â îäèí æàíð?

«Çâåçäíûå êîðîëè» Ãàìèëüòîíà (1947);

«Òóìàííîñòü Àíäðîìåäû» Åôðåìîâà (1957), çàäóìàííàÿ è íàïèñàííàÿ êàê ñîçíàòåëüíàÿ àíòèòåçà «Çâåçäíûì êîðîëÿì»;

«Ñòðàíà áàãðîâûõ òó÷» Ñòðóãàöêèõ (1960), âîñïðèíÿòàÿ ìíîãèìè ÷èòàòåëÿìè êàê îòâåò Åôðåìîâó, æèâàÿ èñòîðèÿ ïðî æèâûõ ëþäåé, ðàññêàçàííàÿ ÷åëîâå÷åñêèì ÿçûêîì; íà ñàìîì äåëå âñå áûëî èíà÷å*, áðàòüÿ âîâñå íå îïïîíèðîâàëè ìýòðó íà òîò ìîìåíò, íî ðåàêöèÿ íàðîäà ïîêàçàòåëüíà.

Òåïåðü äàâàéòå ïîñìîòðèì, ÷òî çà êíèãè òàêèå.

Îíè âîîáùå î ÷åì — è êàê ýòî ñäåëàíî.

«Çâåçäíûõ êîðîëåé» ìîæíî áû íàçâàòü ýòàëîííîé ñïåéñîïåðîé, íå áóäü ðîìàí Ãàìèëüòîíà «êðîññîâåðîì», ò.å. òåêñòîì, ïîñòðîåííûì ñðàçó íà äâóõ òèïîâûõ ñþæåòíûõ øàáëîíàõ. Ãëàâíûé ãåðîé — «ïîïàäàíåö» â áóäóùåå, è ìèð ãðàíäèîçíûõ êîñìè÷åñêèõ êîðîëåâñòâ ïîäàí ÷åðåç ïðèçìó âîñïðèÿòèÿ ðÿäîâîãî àìåðèêàíñêîãî êëåðêà (ïðàâäà, óñïåâøåãî ïîáûâàòü ïèëîòîì íà Âòîðîé Ìèðîâîé). Òåêñò íàèâíûé ïî÷òè äî ãëóïîñòè, íî òðîãàòåëüíûé. È Äæîí Ãîðäîí — âïîëíå íàø ïàðåíü. È — äà, îíè ïîæåíÿòñÿ.

Îñíîâíîå äåéñòâèå ðàçâîðà÷èâàåòñÿ ÷åðåç 200 òûñÿ÷ ëåò îò «ñåãîäíÿ».

Ñþæåòîîáðàçóþùåå ôàíòàñòè÷åñêîå äîïóùåíèå: âîçìîæíîñòü ïåðåíîñà ñîçíàíèÿ ÷åëîâåêà ÷åðåç ïðîñòðàíñòâî è âðåìÿ èç òåëà â òåëî.

«Òóìàííîñòü Àíäðîìåäû» ôîðìàëüíî îòíîñèòñÿ ê «ñîöèàëüíî-ôèëîñîôñêîé ôàíòàñòèêå», íî ïðè áëèæàéøåì ðàññìîòðåíèè ýòî íåêàÿ ïàðàëèòåðàòóðà, îöåíèâàòü êîòîðóþ ïî ìåðêàì õóäîæåñòâåííîé ïðîçû êàê ìèíèìóì íåñïðàâåäëèâî, äà â îáùåì è íå íàäî. Ïîòîìó ÷òî ìåòîäè÷åñêè íåïðàâèëüíî. Åñëè âåðèòü ñàìîìó Åôðåìîâó, «êîãäà äåéñòâóþùèå ëèöà ÷èòàþò äðóã äðóãó ëåêöèè, ýòî ïðîèçâîäèò îòâðàòèòåëüíîå âïå÷àòëåíèå, êàê íàâÿçøèé â çóáàõ ïðèåì 19 âåêà».** Ãåðîè «Òóìàííîñòè» âûäàþò îáøèðíûå, íà ìíîãî ñòðàíèö, ëåêöèè ðåãóëÿðíî è ïî ëþáîìó ïîâîäó. Êíèãà ñîñòîèò èç ëåêöèé ïðîöåíòîâ íà äâàäöàòü, åñëè íå òðèäöàòü. Âåðîÿòíî, àâòîð ñ÷èòàë êíèãó íå õóäîæåñòâåííûì ïðîèçâåäåíèåì, à ÷åì-òî åùå. Áóäåì çâàòü åå ðîìàíîì ÷èñòî äëÿ óäîáñòâà.

Âðåìÿ äåéñòâèÿ «Òóìàííîñòè» — âðÿä ëè ðàíüøå 3000 ãîäà í.ý.

Ñþæåòîîáðàçóþùåå äîïóùåíèå: êîììóíèçì êàê åäèíñòâåííûé âàðèàíò âûæèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñòâà è ñàìûé ïðîäóêòèâíûé ñïîñîá åãî ðàçâèòèÿ. Äëÿ òåõ, êòî ñåé÷àñ óäèâëåííî ïîäíèìåò áðîâè: îñòàëüíûå ôàíòàñòè÷åñêèå ôèøêè, âêëþ÷àÿ Âåëèêîå Êîëüöî, òîëüêî ïðîèçâîäíûå îò ãëàâíîé; áåç êîììóíèçìà íèêòî áû äî Êîëüöà ïðîñòî íå äîæèë.

«Ñòðàíà áàãðîâûõ òó÷» ïî çàìûñëó — ïðèêëþ÷åí÷åñêàÿ ôàíòàñòèêà, à ðåàëüíî — òèïè÷íûé ñîâåòñêèé «ïðîèçâîäñòâåííûé ðîìàí» â ôîðì-ôàêòîðå ïîâåñòè, òîëüêî ñ êîñìè÷åñêèì àíòóðàæåì. Èìåííî çà ñ÷åò íàðî÷èòîé «ïðèçåìëåííîñòè» (è òîãî, ÷òî â ëþäÿõ íåäàëåêîãî áóäóùåãî óãàäûâàëèñü ñîâðåìåííûå òèïàæè) ÑÁÒ íà ôîíå «Òóìàííîñòè Àíäðîìåäû» âûãëÿäåëà ÷åðòîâñêè äèíàìè÷íî è ñâåæî. Åñëè îòëîæèòü ïîäàëüøå åôðåìîâñêóþ ãëûáó è âçãëÿíóòü íà ÑÁÒ íåïðåäâçÿòî, ñðàçó âèäíî, ÷òî ýòî âî ìíîãîì åùå ó÷åíè÷åñêàÿ âåùü, îñîáåííî ïî ñïîñîáó ïðîðèñîâêè õàðàêòåðîâ. Íî âñå ðàâíî ÷óâñòâóåòñÿ æèâîå äûõàíèå. Äëÿ äåáþòíîé êíèãè î÷åíü õîðîøî.

Âðåìÿ äåéñòâèÿ — 1990-å ãîäû, ò.å. ñîðîê ëåò âïåðåä.

Ñþæåòîîáðàçóþùåå äîïóùåíèå: íàøè (òîæå êîììóíèñòû, íî ýòî íå ãëàâíîå) ïîñòðîèëè ôîòîííûé ïëàíåòîëåò è ëåòÿò íà Âåíåðó èñêàòü ïîëåçíûå èñêîïàåìûå.

Òåïåðü ïîâòîðèì âîïðîñ.

×òî ó ýòèõ êíèã îáùåãî?

Æàíð? Ïðàâäà-ïðàâäà?

Íó äà, ãåðîè ëåòàþò â êîñìîñ. Íî íå âñå ãåðîè è íå âñå âðåìÿ. È «ïðî êîñìîñ» óæå áûëî íàïèñàíî äîñòàòî÷íî íîíôèêøåíà. Ò.å. êîñìîñ âîâñå íå ïðèçíàê æàíðà. Äà, äåéñòâèå îòíåñåíî â áóäóùåå. Íî êíèãè î áóäóùåì — ñîâñåì íåõóäîæåñòâåííûå èëè îò÷àñòè õóäîæåñòâåííûå — èçäàâàëèñü íàìíîãî ðàíüøå è èçäàþòñÿ ñåé÷àñ êèëîòîííàìè. Òîò æå Åôðåìîâ ñ «Òóìàííîñòüþ» óñëîâíî è ïðèáëèçèòåëüíî — ñîâåòñêèé Ñòýïëäîí, ïóñòü âàì íè÷åãî è íå ãîâîðèò ýòî èìÿ. À Ñòýïëäîí óñëîâíî è ïðèáëèçèòåëüíî íàó÷íûé ôàíòàñò, à ðåàëüíî ÷åðò çíàåò êòî òàêîé — «ôèëîñîô-ôóòóðîëîã, ïðåäòå÷à òðàíñãóìàíèçìà».

Çàäàäèì òîò æå âîïðîñ â òðåòèé ðàç — èëè õâàòèò?

Êàê ïðàâèëî, ÿ ïðåäëàãàþ äëÿ ðàçáîðà áîëåå ùàäÿùèé ðÿä: «Ìàøèíà âðåìåíè» Óýëëñà, «Êîíåö Âå÷íîñòè» Àçèìîâà è «Ôàíòàñòè÷åñêàÿ ñàãà» Ãàððèñîíà. Òàì îäíî ôàíòàñòè÷åñêîå äîïóùåíèå íà òðîèõ — âîçìîæíîñòü ïóòåøåñòâèÿ âî âðåìåíè, — ò.å. îïïîíåíòó åñòü çà ÷òî çàöåïèòüñÿ è î ÷åì ïîñïîðèòü (õîòÿ æàíðû âñå ðàâíî ðàçíûå). Ìîæíî åùå ïðîùå, äëÿ òåõ, êòî êíèæåê íå ÷èòàåò: «Òåðìèíàòîð», «Äåíü ñóðêà» è «Ãîñòüÿ èç áóäóùåãî». Ôèë Êîííîðñ ïóòåøåñòâåííèê âî âðåìåíè, è òî÷êà. À Àëèñà Ñåëåçíåâà è Êàéë Ðèç ÷åì íå áëèçíåöû?

Íåò? Îáèäíî, äà.

(íóäíî, èáî íàäîåëî ïîâòîðÿòü â ñîòûé ðàç)

ÎÊ, ÷òî îòëè÷àåò ôàíòàñòèêó îò íåôàíòàñòèêè? Ââåäåíèå â ñþæåò «ôàíòàñòè÷åñêîãî äîïóùåíèÿ», ò.å. ýëåìåíòà íåâåðîÿòíîãî èëè íåáûâàëîãî (ðàíåå íå ñëó÷àâøåãîñÿ). Åñëè âûäåðíóòü äîïóùåíèå èç òåêñòà, è ñþæåò ðàçâàëèòñÿ, îêàæåòñÿ íåæèçíåñïîñîáíûì — ïåðåä âàìè ôàíòàñòèêà.

Ïðèìåð: äîïóñòèì, äîí Ðóìàòà Ýñòîðñêèé íèêàêîé íå ó÷åíûé-çåìëÿíèí (íå çîâèòå åãî ïðîãðåññîðîì, îí íèêîãäà íå áûë ïðîãðåññîðîì, ìàññàðàêø!), à ñêó÷àþùèé àðèñòîêðàò, êîòîðûé âûâîçèò êíèãî÷ååâ èç ïðîâèíöèè, ïîñêîëüêó äàë îáåò îñíîâàòü â ìåòðîïîëèè óíèâåðñèòåò. Áäûùü! Âñÿ èñòîðèÿ òåðÿåò ñìûñë, íåò íðàâñòâåííîãî êîíôëèêòà «íàø ÷åëîâåê â èäèîòñêîì ïîëîæåíèè, åùå è íà÷àëüñòâî èì íåäîâîëüíî, à òóò ëþäåé óáèâàþò». ßñíî, äà?

Åùå ïðèìåð. Íå÷èñòàÿ ñèëà èç «Ìàñòåðà è Ìàðãàðèòû» ìîæåò áûòü áàíäîé ìîøåííèêîâ-ãèïíîòèçåðîâ, è Áóëãàêîâ ïîäáðàñûâàåò íàì òàêóþ âåðñèþ. Ýòî ìíîãîå îáúÿñíÿåò, íî… Õðÿñü! Ïîìèìî òîãî, ÷òî íåêîòîðûå âîïðîñû âñå ðàâíî îñòàíóòñÿ áåç îòâåòà, âûïàäàåò íàïðî÷ü âàæíåéøèé ïîñûë ðîìàíà —ïðîòèâîïîñòàâëåíèå òðàäèöèîííûõ Ñèë Çëà íîâåéøåìó è êóäà áîëåå ñòðàøíîìó çëó: áþðîêðàòèè, ðàâíîäóøèþ, ìåùàíñòâó.

Читайте также:  Вакцина против кори краснухи паротита из чего

Âñå òîëüêî ïðî äîáðî è çëî, ïîíèìàåòå? Êàê è òðè íåïîõîæèõ êíèãè, ÷òî ìû ðàçáèðàëè âûøå, — îíè òîæå ïðî âå÷íûå öåííîñòè, à íå ïðî ôîòîííûå ïëàíåòîëåòû è àòîìíûå ïóëè. È ïðèíöåññà Ôîìàëüãàóòà âëþáèòñÿ â íàøåãî ïàðíÿ Äæîíà Ãîðäîíà ïîòîìó ÷òî îí — íàø ïàðåíü. È ïîçåð Þðêîâñêèé áóäåò ëåòàòü ñî ñêó÷íûì êðàñíîìîðäûì Áûêîâûì äî êîíöà ñâîèõ äíåé.

Òàêèì îáðàçîì ôàíòàñòèêà — íå æàíð, íå ôîðìàò, äàæå íå íàáîð çàäà÷. Ýòî òâîð÷åñêèé ìåòîä, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî îáðàáàòûâàþòñÿ íåêîòîðûå çàäà÷è ëèòåðàòóðû.

 19 âåêå ðóññêèå ëèòåðàòóðîâåäû ïðåêðàñíî ýòî ïîíèìàëè. Íå ñòàíó ìó÷èòü âàñ Áåëèíñêèì, íî çàãëÿíèòå õîòÿ áû â ðå÷ü Àííåíñêîãî «Î ôîðìàõ ôàíòàñòè÷åñêîãî ó Ãîãîëÿ» (1890). Òàì íà ïàëüöàõ ïîêàçàíî, ÷òî áûëî áû, íå ïîòåðÿé ìàéîð Êîâàëåâ ñâîé íîñ, à çàáîëåé ê ïðèìåðó ñóãóáî ðåàëèñòè÷åñêîé îñïîé (ñïîéëåð: íè÷åãî áû íå áûëî). È äîêàçàíî: ôàíòàñòèêà — ñïîñîá ðåøåíèÿ âïîëíå îïðåäåëåííîé íðàâñòâåííîé çàäà÷è: «ðàçëè÷åíèÿ äîáðà è çëà».

Öèòàòà: «Ôàíòàñòè÷åñêîå ïðîòèâîðå÷èò äåéñòâèòåëüíîñòè. ×òî òàêîå äåéñòâèòåëüíîñòü? Ýòî òî, ÷òî áðîøåííûé ñòóë áóäåò ëåæàòü, ïîêà åãî íå ïîäíèìóò. Íî äåéñòâèòåëüíîñòü åñòü íåîáõîäèìàÿ ôîðìà òîëüêî äëÿ æèçíè. Èñêóññòâî ñáëèæàåòñÿ ñ æèçíüþ âîâñå íå â äåéñòâèòåëüíîñòè, à â ïðàâäå, ò. å. â ðàçëè÷åíèè äîáðà è çëà. Òîðæåñòâó æå ïðàâäû ôàíòàñòè÷åñêîå ñëóæèò ñòîëüêî æå, à ìîæåò áûòü, åùå ëó÷øå, ÷åì ðåàëüíîå».

Êîðî÷å, âñå íîðìàëüíî áûëî â 19 âåêå, ýòî ïîòîì èñïîðòèëîñü.

Äà, èíîãäà è â íàøè äíè çâó÷àë ãîëîñ ðàçóìà. Èìåííî òâîð÷åñêèì ìåòîäîì íàçûâàë ôàíòàñòèêó Êèð Áóëû÷åâ. Ïðàâäà, ìíå äàâå÷à îäèí õîðîøèé ÷åëîâåê çàÿâèë, ÷òî Áóëû÷åâ äëÿ íåãî â ýòîì âîïðîñå íå àâòîðèòåò, à ÿ è ïîäàâíî.

Íî ÿ è íå ïðåòåíäóþ íà ðîëü àâòîðèòåòà. ß âñåãî ëèøü ñêðîìíûé ãóðó ñåêòû öèíèêîâ-î÷åâäèöåâ (ìû ðàñêðûâàåì íàðîäíûì ìàññàì ñåêðåòû ïîëèøèíåëÿ). Ñ ÷åì âàñ è ïîçäðàâëÿþ.

À òî áûë áû ÿ â àâòîðèòåòå, îõ áû âçäðîãíóëà Ðîññèÿ.

P.S. Òâîð÷åñêèì ìåòîäîì «áåç åäèíîãî ãâîçäÿ» ìîæíî ñðóáèòü áàíüêó, à ìîæíî îòãðîõàòü Êèæè. Òàê è ôàíòàñòèêà ïîðîäèëà ñþæåòíûå øàáëîíû, íà êîòîðûõ âûðîñëî íå÷òî (êîðïóñû òåêñòîâ), êîòîðîå óæå íå ñòûäíî îáîçâàòü «æàíðîì» — íàó÷íàÿ ôàíòàñòèêà, ñïåéñîïåðà, êèáåðïàíê è ò.ä.

P.P.S. Î òåðìèíå «íàó÷íàÿ ôàíòàñòèêà» è òîì, êàêóþ ñëîæíóþ ðîëü îí ñûãðàë â ÑÑÑÐ, êàê íàâðåäèë ñîâåòñêîé ïðîçå, è êàê ìåñòàìè åå ñïàñ, ìîæíî íàïèñàòü áîëüøóþ äóøåðàçäèðàþùóþ ñòàòüþ, íî ýòî íå ìîÿ îáëàñòü, äà è ñîâåòñêàÿ ïðîçà óæå êîí÷èëàñü.

P.P.S. Åñòåñòâåííûé âîïðîñ — à êàê æå ôýíòåçè? Ñ êëàññèôèêàöèåé ôýíòåçè íàìíîãî ëåã÷å, ïîñêîëüêó îíà ðàñòåò îò äâóõ êîðíåé, âîëøåáíîé ñêàçêè è ðûöàðñêîãî ðîìàíà. Ò.å. ó ôýíòåçè âñå îñíîâàíèÿ áûòü æàíðîì. Ïðàâäà, êîãäà ýòèì âîïðîñîì çàäàëèñü ñîñòàâèòåëè ýíöèêëîïåäèè Êëþòà è Íèêîëñà, îíè áîðìîòàëè íå÷òî íåâíÿòíîå öåëóþ ñòðàíèöó ïðåæäå ÷åì âûäàâèòü, ÷òî ñàéíñ ôèêøåí ýòî êîãäà ñëó÷àåòñÿ íåáûâàëîå, à ôýíòåçè — íåâîçìîæíîå.  ïðèíöèïå — ëîãè÷íî, åñëè îòòàëêèâàòüñÿ îò íàó÷íîé ôàíòàñòèêè, êîòîðàÿ âïîëíå, êàê ñêàçàíî âûøå, ïîäõîäèò ïîä ïîíÿòèå «æàíð».

Åñëè ðàññìàòðèâàòü ôýíòåçè â îòðûâå îò äðóãèõ ôàíòàñòè÷åñêèõ øàáëîíîâ, ïðîùå âñåãî îáîçíà÷èòü åå êàê «ëèòåðàòóðó ìå÷åé è ìàãèè». Ôýíòåçè áåç ìå÷åé ýòî êàê ôýíòåçè ñ ìå÷àìè, òîëüêî áåç ìå÷åé. Ãëàâíûé ðîäîâîé ïðèçíàê ôýíòåçè — ìàãèÿ. Ïðîÿâëåíèÿ åå ìîãóò îêàçàòüñÿ ñàìûìè íåîæèäàííûìè (ñì. «Äî÷ü æåëåçíîãî äðàêîíà» Ñóýíâèêà).

Äëÿ çàíóä è çàêëåïî÷íèêîâ: ìîæíî âûäóìàòü ïðàâäîïîäîáíûé ìåõàíèçì äåéñòâèÿ îãíåäûøàùåé æåëåçû äðàêîíà. Íåâàæíî, îòðûæêà ýòî èëè ìåòåîðèçì, ëèøü áû æãëî. À âîò êîãäà ÷åëîâåê ñ ãîëûìè ðóêàìè øâûðÿåòñÿ ôàéåðáîëàìè, — ëèáî îáúÿñíèòå, îòêóäà ó íåãî _âíóòðå_ ýëåêòðîñòàíöèÿ, è êàê îí ñ íåé æèâåò, ëèáî ññûëàéòåñü íà ìàãèþ, âàì ïîâåðÿò.

È íå íàäî òóò ïðî âîëøåáíûå ïîñîõè. Ñàìè ìîæåòå ñîîáðàçèòü: èëè ïîñîõ îò êîìïàíèè Èëîíà Ìàñêà (íåò, ñûíîê, ýòî ôàíòàñòèêà), èëè âñå-òàêè âîëøåáíûé, è ýòî ôýíòåçè 🙂

 êîììåíòàõ çàäàþò âîïðîñ: êàê æå Àðòóð Êëàðê ñ åãî òåçèñîì, ÷òî ïðîäâèíóòàÿ òåõíîëîãèÿ âíåøíå íåîòëè÷èìà îò ìàãèè?

Ðåáÿòà, íó âû æå âñå ñ âûñøèìè îáðàçîâàíèÿìè. Íåóæåëè òðóäíî ñàìèì äîãàäàòüñÿ: íåâàæíî, êàê âàøó òåõíîëîãèþ âèäÿò ãåðîè êíèãè — òåõíîëîãèåé èëè ìàãèåé, — âàæíî, ÷òî î íåé çíàåò ïèñàòåëü. Àâàòàðû ËèòÐÏà ìîãóò æèòü â âîëøåáíîì ìèðå, ýòî íå äåëàåò ËèòÐÏà ôýíòåçè. Íî åñëè ãëàâíûé ãåðîé ËèòÐÏà (íå åãî àâàòàð, ïîä÷åðêèâàþ) ñèäèò â âîëøåáíîì çàìêå çà âîëøåáíûì êîìïüþòåðîì…

Êàêîé ïðîñòîð äëÿ ôàíòàçèè, êàêèå âîçìîæíîñòè äëÿ ñþæåòà, àãà?

Ñïàñèáî, äî ñâèäàíèÿ.

Äà, íà âñÿêèé ñëó÷àé: ñåêòà öèíèêîâ-î÷åâèäöåâ íå âåäåò äèñêóññèé â êîììåíòàõ. Îíà âûñêàçàëàñü è çàòêíóëàñü.

Ýòî åå òâîð÷åñêèé ìåòîä.

* «Ñòðàíà áàãðîâûõ òó÷» áûëà çàäóìàíà â íà÷àëå 1950-õ êàê ïîïûòêà äàòü îòâåò òàê íàçûâàåìîé «ôàíòàñòèêå áëèæíåãî ïðèöåëà». Áîëåå-ìåíåå ñèñòåìàòè÷åñêàÿ ðàáîòà íàä êíèãîé íà÷àëàñü â ñåðåäèíå 1950-õ. Áåçóñëîâíî ÑÁÒ íàïèñàíà ñ îãëÿäêîé íà Åôðåìîâà, ñ ïðÿìûìè îòñûëêàìè ê åãî «Äîðîãå âåòðîâ» (Âåíåðà áðàòüåâ Ñòðóãàöêèõ ýòî â öåëîì åôðåìîâñêàÿ ïóñòûíÿ Ãîáè, è Áûêîâ íåñïðîñòà ïðèåõàë îòòóäà), íî áðàòüÿ íå îïïîíèðîâàëè «Òóìàííîñòè Àíäðîìåäû» õîòÿ áû ïîòîìó ÷òî â ãëàçà åå íå âèäåëè. Ñåé÷àñ ìíåíèå î òîì, ÷òî ÑÁÒ — ñîçíàòåëüíàÿ àíòèòåçà «Òóìàííîñòè» çà÷àñòóþ îïèðàåòñÿ íà ðåïëèêó Á.Ñòðóãàöêîãî îá èäåå «óòîïèè âïîëíå à-ëÿ Åôðåìîâ, íî â òî æå âðåìÿ ïðîòèâîïîñòàâëåííîé ãåîìåòðè÷åñêè-õîëîäíîìó åôðåìîâñêîìó ìèðó». Íî ýòà ðåïëèêà îòíîñèòñÿ ê áîëåå ïîçäíåìó âðåìåíè, óæå ê ïåðèîäó «Ïóòè íà Àìàëüòåþ» è «Ñòàæåðîâ».

Ðóêîïèñü ÑÁÒ óøëà â èçäàòåëüñòâî «Äåòãèç» ê âåñíå 1957 ãîäà, ò.å. äî ìîìåíòà, êîãäà ïåðâûå ãëàâû «Òóìàííîñòè» óâèäåëè ñâåò íà ñòðàíèöàõ ãàçåòû «Ïèîíåðñêàÿ ïðàâäà» è æóðíàëà «Òåõíèêà-ìîëîäåæè». Ñàì Åôðåìîâ íàïèñàë õâàëåáíûé îòçûâ íà ðóêîïèñü Ñòðóãàöêèõ (âíóòðåííþþ ðåöåíçèþ) 5 ìàÿ 1958 ãîäà. Äàëåå, â òå÷åíèå 1958-59 ãã. ÑÁÒ áûëà ñåðüåçíî ïåðåïèñàíà ìèíèìóì äâà ðàçà, ò.å. ïåðåðàáîòêà óæå ïðîèñõîäèëà â ìèðå, ãäå «Òóìàííîñòü Àíäðîìåäû» øèðîêî èçâåñòíà è ïðèçíàíà áîëüøèì ñîáûòèåì. Íî âñå ðàâíî ãîâîðèòü î íàìåðåííîì ïðîòèâîïîñòàâëåíèè ÑÁÒ «Òóìàííîñòè» íåò îñíîâàíèé. À.Ñòðóãàöêèé â ïèñüìàõ òîãî âðåìåíè îòçûâàëñÿ î «Òóìàííîñòè» êàê î åäèíñòâåííîì ïðèÿòíîì èñêëþ÷åíèè â óáîãîé ñîâåòñêîé ôàíòàñòèêå.

** Ñîáñòâåííî, ìíåíèå Åôðåìîâà î «ëåêöèÿõ» — íåìíîãî ñîêðàùåííàÿ öèòàòà èç óïîìÿíóòîé âûøå ðåöåíçèè íà ðóêîïèñü ÑÁÒ. Ðåöåíçèÿ î÷åíü âíÿòíàÿ, ðàçóìíàÿ, ïðîôåññèîíàëüíàÿ. È, â ÷àñòíîñòè, Åôðåìîâ ñîâåòîâàë ðàçúÿñíèòü ÷èòàòåëÿì íåêîòîðûå ôàíòàñòè÷åñêèå (è íå òîëüêî) ýëåìåíòû — íè â êîåì ñëó÷àå íå â ôîðìå ëåêöèé, êîòîðûå ÷èòàþò äðóã äðóãó ãåðîè. Ïîòîìó ÷òî «îòâðàòèòåëüíîå âïå÷àòëåíèå» è ò.ä.

ÂÑÅÌ ÄÎÁÐÀ

Источник