Кори с чередующейся гласной

Кори с чередующейся гласной thumbnail

Обычно я даю ученикам теорию под запись: мы на уроке рисуем в тетради таблицы, схемы, фиксируем правила. И эта тетрадь на время подготовки к ЕГЭ становится настольной книгой одиннадцатиклассника, в которой он может найти ответ на любой вопрос, касающийся экзаменационных заданий. На мой взгляд, когда ученик каким-то образом самостоятельно фиксирует новый материал, теория усваивается лучше. Бывали случаи, когда я для экономии времени давала заранее распечатанные на листочках правила и просила вклеить их в тетрадь. Судьба таких листочков чаще всего была печальной: они терялись. Поэтому продолжаем всё записывать.

Никого это особо не напрягало (во всяком случае, недовольства никто не высказывал). Но вот появляется новый ученик и вежливо просит всю теорию выдавать в распечатанном виде. Со следующей недели приступаем к блоку орфография, поэтому попыталась свести всю теорию по корням с чередующимися гласными в один документ. Вот что у меня получилось:

Фото из личного архива автора

1.Чередование зависит от ударения:

Без ударения О

-гор-/гар- загОрелый /загАр

Искл.: выгарки (остатки от сгорания), изгарь (что-то перегоревшее), пригарь (привкус гари)

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием гор/гар (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ): ГОРистая (местность), ГОРевать, ГОРизонт, ГАРмония, ГОРдиться, ГОРчица, оГОРчение, отГОРодиться и др.

-клон-/-клан- поклОниться /клАняться

Омонимичный корень: КЛОНировать

-твор-/-твар- сотвОрение/твАрь

Искл.: утварь

Буквосочетания, созвучные корню с чередованием твор/твар: оТВАРить (картофель)

Без ударения А

-зар-/-зор- зАря/зОри

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием зор/зар: проЗОРливый, ЗАРываться и др.

Всегда А, кроме слов-исключений: пловец, пловчиха

-плав-/-плов- на плАву/ плОвец

2. Чередование гласной зависит от последующей согласной:

-лаг-/-лож- перед Г пишем А, перед Ж – О слАгаемое/слОжение

Искл.: полог

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием лаг/лож (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ): бЛАГополучный, ЛОГичный, усЛОЖнённый и др.

-раст-/-ращ-/-рос- перед СТ и Щ пишем А, перед С – О вырАщенный/вырОсший

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: сокРАЩение, РОСинка

Искл.: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав

-скак-/-скоч- перед К пишем А, перед Ч – О выскАкивать/выскОчить

Искл.: скачок, скачу

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: СКАЧать

3. Чередование зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-:

-кос-/-кас- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем А

кАсаться/кОснуться

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием кос/кас: КОСой, выКОСить, КОСичка, КОСтёр, КОСтёл и др.

-бир-/-бер, -пир-/-пер-, -дир-/-дер-, -тир-/-тер, -мир-/мер-, -жиг-/ -жег-, -стил-/-стел, -блист-/-блест-, -чит-/-чет- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем И

прибИрать/прибЕру; запИрать/запЕреть; удИрать/удЕру; утИрать/утЕреть; замИрать/замЕреть; зажИгалка/зажЕг; расстИлать/расстЕлить; блИстать/блЕстеть; вычИтать/вычЕт

Искл.: сочетание, сочетать

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: сМИРение, приМИРять (врагов), приМЕРять (платье), МЕРидиан, суМЕРки, ПЕРцовый, ПЕРила, ПИРог, ПИРовать, ДИРижёр, ТЕРминология, СТИЛист, БЕРёзовый, БЕРёт, сБЕРежения, и др.

4. Чередование гласной зависит от значения слова:

-мок-/-мак

О – пропускать, впитывать жидкость вымОкнуть

А – погружать, опускать в жидкость обмАкнуть

-ровн-/-равн-

О – ровная, гладкая поверхность вырОвненное поле

А – равный, одинаковый урАвнение

Искл.: равнина, поровну

5. Корни с чередованием ИМ/А(Я), ИН/А(Я)

отжИМаться/отжАться; начИНать/начАть

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием: начИНить, почИНить.

Надеюсь, статья будет кому-нибудь полезна. Если у кого-то есть замечания или дополнения, с радостью выслушаю. Хотелось бы узнать мнение коллег, как вы предпочитаете давать новый материал: под запись или в готовом виде?

Для подготовки к 9-му заданию ЕГЭ можно использовать публикации:

Задание ЕГЭ на безударные гласные: в чём его сложность?

Авторские упражнения для отработки 9-го задания

9-е задание: от теории к практике

9-е задание ЕГЭ 2021 (изменённое)

Корни с чередующимися гласными: варианты 9-го задания ЕГЭ 2021

Источник

Чередующиеся глас­ные в корне — это заме­на глас­ных «а» и «о», «и» и «е» в раз­ных фор­мах одно­го и того же сло­ва или в род­ствен­ных сло­вах. Таблица с при­ме­ра­ми и исклю­че­ни­я­ми помо­жет усво­ить пра­ви­ло напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся гласных.

КореньПравилоПримеры
-ГАР-
-ГОР-
Под уда­ре­ни­ем пишет­ся А,
без уда­ре­ния – О
Уга́рный, зага́р
загоре́лый, погоре́лец
Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь
-КЛАН-
-КЛОН-
Без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва О,
под уда­ре­ни­ем то, что слышится
кла́нять­ся
склоне́ние, укло́н,
наклони́ться
-ТВАР-
-ТВОР-
Без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва О,
под уда­ре­ни­ем в соот­вет­ствии с произношением
тварь, сотвори́ть,
затво́р, притво́р
Исключение: у́тварь
-ЗАР-
-ЗОР-
Без уда­ре­ния пишет­ся А,
под уда­ре­ни­ем то, что слышится
зарни́ца, за́рево
зо́ри, зо́рень­ка
Исключение: зорева́ть
-ПЛАВ-
-ПЛОВ-
Всегда пишет­ся бук­ва А,
кро­ме двух слов
сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь
плове́ц, пловчи́ха
-КАС-
-КОС-
Буква А пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а-,
О – в осталь­ных случаях
касание, касатель­ная
коснись, прикосно­ве­ние
-МАК-
-МОК-
Буква А пишет­ся в корне со зна­че­ни­ем “погру­жать в жид­кость”,
бук­ва О – “про­пус­кать, впи­ты­вать жидкость”
макать
вымокнуть, намокнуть
-РАВН-
-РОВН-
А пишет­ся в корне, име­ю­щем зна­че­ние “оди­на­ко­вый, рав­ный, сходный”,
О – при зна­че­нии “ров­ный, пря­мой, гладкий”
равно­пра­вие, сравнять (счет)
подровнять
Исключение: рав­ни­на,
уро­вень, поравняться,
поровну
-РАСТ-
-РАЩ-
-РОС-
Буква А пишет­ся перед ст, щ,
О – перед осталь­ны­ми буквами
отрасти, наращен­ный, поросль
Исключение: отрасль,
росток, ростовщик,
Ростов, Ростислав
-СКАК-
-СКОЧ-
Буква А пишет­ся перед к,
О – перед ч
скакал­ка, выскочка
Исключение: ска­чок,
лич­ные формы
гла­го­ла ска­кать –
ска­чу
и пр.
-ЛАГ-
-ЛОЖ-
Буква А пишет­ся перед г,
О – перед ж
полагать, облагать
отложить, обложение
-БЕР-/-БИР-
-ДЕР-/-ДИР-
-МЕР-/-МИР-
-ПЕР-/-ПИР-
-ТЕР-/-ТИР-
-ЖЕГ-/-ЖИГ-
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ-
-СТЕЛ-/-СТИЛ-
-ЧЕТ-/-ЧИТ-
Буква И пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а-,
Е – в осталь­ных случаях
набирать – наберу
отдирать – отдерешь
отмирать – отмереть
отпирать – отпереть
стирать – стереть
прижигать – прижёг
блистать – блестя­щий
застилать – застелить
вычитать – вычеты
-ИМ-/-А(Я)
-ИН-/-А(Я)-
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а-пережимать – пережать
занимать – занять
начинать – начать
Читайте также:  Нет иммунитета к кори

Чередующиеся глас­ные «о» или «а», «и» или «е» в корне слов пишут­ся в зави­си­мо­сти от раз­ных условий:

  • места уда­ре­ния (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
  • нали­чия или отсут­ствия суф­фик­са -а- после кор­ня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
  • конеч­ной бук­вы кор­ня (скак-/скоч-, раст-/ ращ-, рос-);
  • смыс­ло­вых раз­ли­чий (равн-/ровн-, мак-/моч-).

Безударные глас­ные в корне с чере­до­ва­ни­ем невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, изме­нив грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брав род­ствен­ное сло­во. В таких сло­вах в удар­ном поло­же­нии пишет­ся та глас­ная, кото­рая слышится.

Написание без­удар­ных  чере­ду­ю­щих­ся глас­ных в корне выби­ра­ем в соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом рус­ско­го язы­ка. Наглядно пред­ста­вим в таб­ли­це пра­ви­ло, при­ме­ры напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся глас­ных в корне слов и исключения.

Видеоурок «Чередующиеся безударные гласные в корне»

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 47

Источник

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

Упражнение

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг_ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл_жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл_нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн_мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб_рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк_сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р_стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп_раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум_реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз_рило конец этого возр_ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм_кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар_сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз_ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее “да”. (Александр Грин. Алые паруса.)

Читайте также:  Заразны ли дети при прививки корь краснуха паротит

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл_стит мокрой землею и зеленью и расст_лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны – осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл_нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств_рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р_вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап_рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз_рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р_внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р_стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей”. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп_рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп_рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г_рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром_каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р_внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр_внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг_ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр_внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл_гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск_чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск_чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к_снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг_равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол_жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр_сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар_сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з_ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв_рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср_внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал_гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З_ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут_рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр_сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик_сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск_кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

Читайте также:  Жена кори тейлора фото

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг_реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р_сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм_кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция “Динамо”!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск_кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол_жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р_стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к_сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск_чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл_ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Источник

Гласные бывают проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися. В данной статье рассмотрим чередующиеся гласные и приведем таблицу «Корни с чередованием гласных».

Кори с чередующейся гласной

Правила

В русском языке не одно правило чередования корней, а несколько.

Правописание корней с чередующимися гласными зависит от нескольких факторов.

Существует 4 фактора, от которых зависит написание гласной в корне: наличие или отсутствие суффикса; ударение; буква, следующая за гласной; значение слова.

Представим группы корней в зависимости от каждого фактора в виде таблиц с приведением примеров и указанием исключений.

Зависимость от наличия/отсутствия суффикса

Корни

Правило

Примеры

кас – кос

Если после корня есть суффикс а, в корне – а, в остальных случаях – о.

касаться – коснуться

лаг – лож

предлагать – предложить

бир – бер

Если после корня есть суффикс а, в корне – и, в остальных случаях – е.

собирать – соберу

блист – блест

блистать – блестеть

дир – дер

выдирать – выдернуть

жиг – жег

выжигать – выжег

мир – мер

замирать – замереть

пир – пер

запирать – запереть

стил – стел

застилать – застелить

тир – тер

стирать – стереть

чит – чет

вычитать – вычет

Искл: сочетание, сочетать, чета.

корни с чередованием а (я)/ин, а(я)/им

снимать – снять,

начинать – начать

Корни лаг – лож можно отнести и к другому условию: зависимость от буквы, следующей за гласной (перед г пишется а, перед ж пишется о).

Зависимость от ударения

Корни

Правило

Примеры

гар – гор

Ударные – гласная а, безударные – о.

загар – загорать

Искл: выгарки, изгарь, пригарь

зар – зор

Ударные – гласная а/о, безударные – а.

зарево, зори – заря

Искл: зоревать

клан – клон

Ударные – гласная а/о, безударные – о.

кланяться, поклон – поклониться

твар – твор

тварь, затвор – творить

Искл: утварь

плав – плов

Гласная о пишется только в словах пловец, пловчиха;

в остальных случаях – гласная а.

пловец, пловчиха

поплавок, плавник, плавучий

Зависимость от буквы, следующей за гласной

Корни

Правило

Примеры

раст – рос – ращ

Перед ст, щ – а, в остальных случаях – о.

расти, росла, сращением

Искл: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль

скак – скоч

Перед к – а, перед ч – о.

скакать – вскочить

Искл: скачок, личные формы глагола скакать – скачу и др.

Зависимость от значения слова

Корни

Правило

Примеры

мак – мок

а – «погрузить в жидкость»;

о – «пропускать жидкость, мокнуть»

макать хлеб в молоко –

вымокнуть под дождем

равн – ровн

а – «равный, одинаковый»;

о – «ровный, прямой, гладкий»

сравнивать – сровнять

Искл: равнина, равнение, поравняться, ровесник, поровну, уровень, в сочетании не ровен час

Что мы узнали?

Существует 4 фактора, от которых зависит написание гласной в корне: наличие или отсутствие суффикса (кас – кос, лаг – лож, бир – бер, блист – блест, дир – дер, жиг – жег, мир – мер, пир – пер, стил – стел, тир – тер, чит – чет, корни с чередованием а (я)/ин); ударение (гар – гор, зар – зор, клан – клон, твар – твор, плав – плов); буква, следующая за гласной (раст – рос – ращ, скак – скоч); значение слова (мак – мок, равн – ровн). У каждой пары с чередующимися гласными есть собственное правило, у большинства из них есть исключения.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Ирина Иконникова

    5/5

  • Валерия Синькова

    5/5

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 65.

Источник