Кори с чередующейся гласной
Обычно я даю ученикам теорию под запись: мы на уроке рисуем в тетради таблицы, схемы, фиксируем правила. И эта тетрадь на время подготовки к ЕГЭ становится настольной книгой одиннадцатиклассника, в которой он может найти ответ на любой вопрос, касающийся экзаменационных заданий. На мой взгляд, когда ученик каким-то образом самостоятельно фиксирует новый материал, теория усваивается лучше. Бывали случаи, когда я для экономии времени давала заранее распечатанные на листочках правила и просила вклеить их в тетрадь. Судьба таких листочков чаще всего была печальной: они терялись. Поэтому продолжаем всё записывать.
Никого это особо не напрягало (во всяком случае, недовольства никто не высказывал). Но вот появляется новый ученик и вежливо просит всю теорию выдавать в распечатанном виде. Со следующей недели приступаем к блоку орфография, поэтому попыталась свести всю теорию по корням с чередующимися гласными в один документ. Вот что у меня получилось:
Фото из личного архива автора
1.Чередование зависит от ударения:
Без ударения О
-гор-/гар- загОрелый /загАр
Искл.: выгарки (остатки от сгорания), изгарь (что-то перегоревшее), пригарь (привкус гари)
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием гор/гар (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ): ГОРистая (местность), ГОРевать, ГОРизонт, ГАРмония, ГОРдиться, ГОРчица, оГОРчение, отГОРодиться и др.
-клон-/-клан- поклОниться /клАняться
Омонимичный корень: КЛОНировать
-твор-/-твар- сотвОрение/твАрь
Искл.: утварь
Буквосочетания, созвучные корню с чередованием твор/твар: оТВАРить (картофель)
Без ударения А
-зар-/-зор- зАря/зОри
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием зор/зар: проЗОРливый, ЗАРываться и др.
Всегда А, кроме слов-исключений: пловец, пловчиха
-плав-/-плов- на плАву/ плОвец
2. Чередование гласной зависит от последующей согласной:
-лаг-/-лож- перед Г пишем А, перед Ж – О слАгаемое/слОжение
Искл.: полог
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием лаг/лож (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ): бЛАГополучный, ЛОГичный, усЛОЖнённый и др.
-раст-/-ращ-/-рос- перед СТ и Щ пишем А, перед С – О вырАщенный/вырОсший
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: сокРАЩение, РОСинка
Искл.: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав
-скак-/-скоч- перед К пишем А, перед Ч – О выскАкивать/выскОчить
Искл.: скачок, скачу
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: СКАЧать
3. Чередование зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-:
-кос-/-кас- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем А
кАсаться/кОснуться
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием кос/кас: КОСой, выКОСить, КОСичка, КОСтёр, КОСтёл и др.
-бир-/-бер, -пир-/-пер-, -дир-/-дер-, -тир-/-тер, -мир-/мер-, -жиг-/ -жег-, -стил-/-стел, -блист-/-блест-, -чит-/-чет- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем И
прибИрать/прибЕру; запИрать/запЕреть; удИрать/удЕру; утИрать/утЕреть; замИрать/замЕреть; зажИгалка/зажЕг; расстИлать/расстЕлить; блИстать/блЕстеть; вычИтать/вычЕт
Искл.: сочетание, сочетать
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: сМИРение, приМИРять (врагов), приМЕРять (платье), МЕРидиан, суМЕРки, ПЕРцовый, ПЕРила, ПИРог, ПИРовать, ДИРижёр, ТЕРминология, СТИЛист, БЕРёзовый, БЕРёт, сБЕРежения, и др.
4. Чередование гласной зависит от значения слова:
-мок-/-мак
О – пропускать, впитывать жидкость вымОкнуть
А – погружать, опускать в жидкость обмАкнуть
-ровн-/-равн-
О – ровная, гладкая поверхность вырОвненное поле
А – равный, одинаковый урАвнение
Искл.: равнина, поровну
5. Корни с чередованием ИМ/А(Я), ИН/А(Я)
отжИМаться/отжАться; начИНать/начАть
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием: начИНить, почИНить.
Надеюсь, статья будет кому-нибудь полезна. Если у кого-то есть замечания или дополнения, с радостью выслушаю. Хотелось бы узнать мнение коллег, как вы предпочитаете давать новый материал: под запись или в готовом виде?
Для подготовки к 9-му заданию ЕГЭ можно использовать публикации:
Задание ЕГЭ на безударные гласные: в чём его сложность?
Авторские упражнения для отработки 9-го задания
9-е задание: от теории к практике
9-е задание ЕГЭ 2021 (изменённое)
Корни с чередующимися гласными: варианты 9-го задания ЕГЭ 2021
Источник
Чередующиеся гласные в корне — это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах. Таблица с примерами и исключениями поможет усвоить правило написания чередующихся гласных.
Корень | Правило | Примеры |
---|---|---|
-ГАР- -ГОР- | Под ударением пишется А, без ударения – О | Уга́рный, зага́р загоре́лый, погоре́лец Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь |
-КЛАН- -КЛОН- | Без ударения пишется буква О, под ударением то, что слышится | кла́няться склоне́ние, укло́н, наклони́ться |
-ТВАР- -ТВОР- | Без ударения пишется буква О, под ударением в соответствии с произношением | тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р Исключение: у́тварь |
-ЗАР- -ЗОР- | Без ударения пишется А, под ударением то, что слышится | зарни́ца, за́рево зо́ри, зо́ренька Исключение: зорева́ть |
-ПЛАВ- -ПЛОВ- | Всегда пишется буква А, кроме двух слов | сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь плове́ц, пловчи́ха |
-КАС- -КОС- | Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О – в остальных случаях | касание, касательная коснись, прикосновение |
-МАК- -МОК- | Буква А пишется в корне со значением “погружать в жидкость”, буква О – “пропускать, впитывать жидкость” | макать вымокнуть, намокнуть |
-РАВН- -РОВН- | А пишется в корне, имеющем значение “одинаковый, равный, сходный”, О – при значении “ровный, прямой, гладкий” | равноправие, сравнять (счет) подровнять Исключение: равнина, уровень, поравняться, поровну |
-РАСТ- -РАЩ- -РОС- | Буква А пишется перед ст, щ, О – перед остальными буквами | отрасти, наращенный, поросль Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав |
-СКАК- -СКОЧ- | Буква А пишется перед к, О – перед ч | скакалка, выскочка Исключение: скачок, личные формы глагола скакать – скачу и пр. |
-ЛАГ- -ЛОЖ- | Буква А пишется перед г, О – перед ж | полагать, облагать отложить, обложение |
-БЕР-/-БИР- -ДЕР-/-ДИР- -МЕР-/-МИР- -ПЕР-/-ПИР- -ТЕР-/-ТИР- -ЖЕГ-/-ЖИГ- -БЛЕСТ-/-БЛИСТ- -СТЕЛ-/-СТИЛ- -ЧЕТ-/-ЧИТ- | Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е – в остальных случаях | набирать – наберу отдирать – отдерешь отмирать – отмереть отпирать – отпереть стирать – стереть прижигать – прижёг блистать – блестящий застилать – застелить вычитать – вычеты |
-ИМ-/-А(Я) -ИН-/-А(Я)- | Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а- | пережимать – пережать занимать – занять начинать – начать |
Чередующиеся гласные «о» или «а», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:
- места ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
- наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
- конечной буквы корня (скак-/скоч-, раст-/ ращ-, рос-);
- смысловых различий (равн-/ровн-, мак-/моч-).
Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением, изменив грамматическую форму слова или подобрав родственное слово. В таких словах в ударном положении пишется та гласная, которая слышится.
Написание безударных чередующихся гласных в корне выбираем в соответствии с орфографическим правилом русского языка. Наглядно представим в таблице правило, примеры написания чередующихся гласных в корне слов и исключения.
Видеоурок «Чередующиеся безударные гласные в корне»
Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 47
Источник
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание корней с чередующимися гласными
Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.
I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.
II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.
1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.
2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.
3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.
Упражнение
1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг_ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл_жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл_нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
4. Все мое вн_мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб_рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)
5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк_сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р_стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
7. Я почтительно кланяюсь и, оп_раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум_реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)
8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз_рило конец этого возр_ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)
9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм_кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)
10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар_сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз_ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее “да”. (Александр Грин. Алые паруса.)
11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл_стит мокрой землею и зеленью и расст_лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны – осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)
12. Мертвея, Лонгрен накл_нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)
13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств_рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р_вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап_рли. (Лев Толстой. Отрочество.)
16. Она была улыбка, оз_рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р_внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)
18. И здесь р_стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей”. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп_рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп_рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)
20. В противоположном углу г_рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)
21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром_каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)
22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р_внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)
23. Толпа опять разр_внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)
24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг_ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)
25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр_внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)
26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл_гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск_чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск_чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к_снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг_равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)
31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол_жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр_сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
33. Из зар_сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з_ри. (Александр Грин. Алые паруса.)
34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв_рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
35. Он не допускал даже возможности ср_внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал_гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)
37. З_ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут_рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)
39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр_сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик_сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск_кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг_реть. (Лев Толстой. Война и мир.)
43. Ее доверие к старой Лизе р_сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм_кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция “Динамо”!» (В. Пелевин. Омон Ра.)
45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск_кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол_жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
47. А то ли еще будет, когда великолепные р_стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
48. Черные лайковые перчатки к_сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
49. Сейчас ск_чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)
50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл_ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).
Источник
Гласные бывают проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися. В данной статье рассмотрим чередующиеся гласные и приведем таблицу «Корни с чередованием гласных».
Правила
В русском языке не одно правило чередования корней, а несколько.
Правописание корней с чередующимися гласными зависит от нескольких факторов.
Существует 4 фактора, от которых зависит написание гласной в корне: наличие или отсутствие суффикса; ударение; буква, следующая за гласной; значение слова.
Представим группы корней в зависимости от каждого фактора в виде таблиц с приведением примеров и указанием исключений.
Зависимость от наличия/отсутствия суффикса
Корни | Правило | Примеры |
кас – кос | Если после корня есть суффикс а, в корне – а, в остальных случаях – о. | касаться – коснуться |
лаг – лож | предлагать – предложить | |
бир – бер | Если после корня есть суффикс а, в корне – и, в остальных случаях – е. | собирать – соберу |
блист – блест | блистать – блестеть | |
дир – дер | выдирать – выдернуть | |
жиг – жег | выжигать – выжег | |
мир – мер | замирать – замереть | |
пир – пер | запирать – запереть | |
стил – стел | застилать – застелить | |
тир – тер | стирать – стереть | |
чит – чет | вычитать – вычет Искл: сочетание, сочетать, чета. | |
корни с чередованием а (я)/ин, а(я)/им | снимать – снять, начинать – начать |
Корни лаг – лож можно отнести и к другому условию: зависимость от буквы, следующей за гласной (перед г пишется а, перед ж пишется о).
Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры |
гар – гор | Ударные – гласная а, безударные – о. | загар – загорать Искл: выгарки, изгарь, пригарь |
зар – зор | Ударные – гласная а/о, безударные – а. | зарево, зори – заря Искл: зоревать |
клан – клон | Ударные – гласная а/о, безударные – о. | кланяться, поклон – поклониться |
твар – твор | тварь, затвор – творить Искл: утварь | |
плав – плов | Гласная о пишется только в словах пловец, пловчиха; в остальных случаях – гласная а. | пловец, пловчиха поплавок, плавник, плавучий |
Зависимость от буквы, следующей за гласной
Корни | Правило | Примеры |
раст – рос – ращ | Перед ст, щ – а, в остальных случаях – о. | расти, росла, сращением Искл: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль |
скак – скоч | Перед к – а, перед ч – о. | скакать – вскочить Искл: скачок, личные формы глагола скакать – скачу и др. |
Зависимость от значения слова
Корни | Правило | Примеры |
мак – мок | а – «погрузить в жидкость»; о – «пропускать жидкость, мокнуть» | макать хлеб в молоко – вымокнуть под дождем |
равн – ровн | а – «равный, одинаковый»; о – «ровный, прямой, гладкий» | сравнивать – сровнять Искл: равнина, равнение, поравняться, ровесник, поровну, уровень, в сочетании не ровен час |
Что мы узнали?
Существует 4 фактора, от которых зависит написание гласной в корне: наличие или отсутствие суффикса (кас – кос, лаг – лож, бир – бер, блист – блест, дир – дер, жиг – жег, мир – мер, пир – пер, стил – стел, тир – тер, чит – чет, корни с чередованием а (я)/ин); ударение (гар – гор, зар – зор, клан – клон, твар – твор, плав – плов); буква, следующая за гласной (раст – рос – ращ, скак – скоч); значение слова (мак – мок, равн – ровн). У каждой пары с чередующимися гласными есть собственное правило, у большинства из них есть исключения.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Ирина Иконникова
5/5
Валерия Синькова
5/5
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 65.
Источник