Корь скарлатина проявления в полости рта
Детские специфические инфекции, такие как корь, краснуха, скарлатина протекают у детишек в различных формах (легкая, средняя и тяжелая) в зависимости от того, был ли привит ребенок и от состояния его иммунитета. Особенно трудно поддаются своевременной диагностике, так называемые, стертые формы протекания инфекции.
Нередко, именно детский стоматолог приходит на помощь педиатру при постановке правильного диагноза. Действительно, именно патологические изменения на слизистой оболочке полости рта позволяют правильно поставить диагноз и назначить адекватную терапию.
Кроме того, нередко именно к детскому стоматологу сначала обращаются родители с заболевающим малышом. Часто это бывают детишки, имеющие в анамнезе частые стоматиты или имеющие много разрушенных зубов. Жалобы ребенка на боли во рту заставляют родителей поспешить на прием именно к стоматологу. В кресле у дантиста и выясняется вся правда: неприятные ощущения во рту являются сопутствующими симптомами острой инфекционной болезни!
Нижеизложенная в краткой форме информация может быть полезна каждому родителю. Итак.
Специфические проявления кори в ротовой полости.
Острое начало болезни, сопровождающееся резким подъемом температуры до 38-39С, появление на слизистой полости рта в области смыкания жевательных зубов белесых пятен, патогномоничных для данного инфекционного заболевания, которые называются пятнами Бельского-Филатова-Коплика. Именно эти пятна позволяют дифференцировать корь с другими инфекционными болезнями у детей.
Специфические проявления скарлатины в ротовой полости.
В первые дни заболевания отмечается гиперемия слизистой неба и миндалин, язык покрывается слоем белого плотного налета, который на четвертые сутки начинает исчезать от периферии к центру. Язык приобретает характерный малиновый цвет. Именно малиновый язык, являясь специфическим симптомом для данного инфекционного заболевания, помогает правильно поставить диагноз. Так как прием пищи в этот период болезненный, без рекомендаций со стороны опытного детского стоматолога не обойтись.
Специфические проявления краснухи в ротовой полости.
Одновременно с повышением температуры тела, в острый период заболевания, появляется гиперемия (покраснение) слизистой оболочки мягкого неба, зева, горла.
Специфические проявления ветряной оспы в ротовой полости.
Характерным для ветряной оспы является одномоментное появление сыпи на коже тела и на слизистой полости рта.
Пузырьковые высыпания локализуются на небе, языке, слизистой оболочке зева, после того, как пузырьки лопаются, образуются эрозии, которые делают прием пищи болезненным и требуют симптоматической терапии.
Специфические проявления дифтерии в ротовой полости.
В зависимости от тяжести течения заболевания слизистая ротовой полости затрагивается полностью или частично. Мы рассматриваем только проявления дифтерии в полости рта у привитых детей, при так называемой, стертой форме течения заболевания. У не привитых детей течение дифтерии очень тяжелое, с образованием плотных фибринозных пленок, которые скапливаясь, затрудняют дыхание. У привитых детей течение дифтерии схоже по течению с банальной ангиной.
Роль врача стоматолога детского в комплексном лечении острых специфических инфекционных заболеваний в детском возрасте.
Естественно, что осуществляет наблюдение и назначает основное лечение педиатр. Однако детский стоматолог борется с проявлениями заболевания в ротовой полости. Из-за болевых ощущений во рту малыш отказывается от приема пищи, и тем самым его организм еще больше ослабевает и не может активно бороться с инфекцией. В связи с чем падает и местный иммунитет полости рта. Следовательно, детский стоматолог должен назначить терапию, обеспечивающую адекватное обезболивание и препятствующую присоединению вторичной инфекции.
Рекомендации родителям по уходу за ротовой полостью ребенка в период болезни.
- Ежедневная тщательная чистка зубов утром и вечером
- Орошение слизистой полости рта антисептическими растворами (прекрасно подойдут гексорал, мирамистин или тантум-верде.
- Холисал гель, благодаря своему выраженному противовоспалительному и обезболивающему эффекту, при применении непосредственно перед приемом пищи поможет существенно снизить неприятные ощущения.
- Применение солкосерил дентальной адгезивной пасты показано в период стихания высыпаний, в период заживления эрозий для ускорения эпителизации (заживления) слизистой.
Уважаемые родители!
Еще раз напоминаем Вам, что антисептики группы анилиновых красителей (например, бриллиантовый зеленый (“зеленка”)) на слизистых нельзя использовать, так как они вызывают ожог!
9 ноября 2015
Источник
Èçìåíåíèÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ïðè ðàçëè÷íûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èíòîêñèêàöèåé è ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä è êëèíèêà ñêàðëàòèíû. Âîçáóäèòåëü êîðè. Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà â ïðîäðîìàëüíîì ïåðèîäå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Êàôåäðà õèðóðãè÷åñêîé ñòîìàòîëîãèè
ÑÐÑ
Íà òåìó: Èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ Ñêàðëàòèíà, Êîðü, Äèôòåðèÿ, áîëåçíü Ôèëàòîâà-Ïôåéôôåðà
Àëìàòû 2016ã.
Íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå âûÿâëÿþòñÿ òå èëè èíûå èçìåíåíèÿ ïðè ðàçëè÷íûõ îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èíòîêñèêàöèåé è ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà. Áîëüíûå äåòè îòêàçûâàþòñÿ îò åäû, íàðóøàåòñÿ ñàìîî÷èùåíèå ïîëîñòè ðòà, ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ñòàíîâèòñÿ ñóõîé, ïîÿâëÿþòñÿ íàëåòû, îñîáåííî íà ÿçûêå, çà ñ÷åò ñêîïëåíèÿ ñëóùåííîãî ýïèòåëèÿ, ëåéêîöèòîâ, ñëèçè, îñòàòêîâ ïèùè è áîëüøîãî êîëè÷åñòâà áàêòåðèé. Ïîíèæåíèå ñîïðîòèâëÿåìîñòè îðãàíèçìà ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ âèðóëåíòíîñòè ìèêðîôëîðû ïîëîñòè ðòà, ðÿä ñàïðîôèòîâ ïðèîáðåòàåò ñâîéñòâà ïàòîãåííûõ ìèêðîáîâ. Ïîýòîìó ñîñòîÿíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà ìîæåò áûòü ñõîäíûì ïðè ðàçíûõ çàáîëåâàíèÿõ: ãðèïïå, àíãèíå, äèçåíòåðèè, ìàëÿðèè, òèôå è äð., à òàêæå è ïðè øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûõ â äåòñêîì âîçðàñòå òàê íàçûâàåìûõ îñòðûõ ðåñïèðàòîðíûõ èíôåêöèÿõ. ×àùå íàáëþäàåòñÿ êàòàðàëüíîå âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà, ïðè êîòîðîì èìåþòñÿ ðàçëèòàÿ ãèïåðåìèÿ è îòå÷íîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, äåñíåâîé êðàé âàëèêîîáðàçíî ïðèïîäíÿò, çàêðûâàåò ÷àñòü êîðîíîê çóáîâ. Íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê è ïî êðàÿì èìåþòñÿ îòïå÷àòêè çóáîâ. Èíîãäà â îáëàñòè ïåðåõîäíûõ ñêëàäîê âèäåí áåëîâàòî-ñåðûé ëåãêî ñíèìàþùèéñÿ íàëåò, ýïèòåëèé ïîä íèì íå ïîâðåæäåí. Êàòàðàëüíîå âîñïàëåíèå ïðè óñïåøíîì ëå÷åíèè îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ è ïðàâèëüíîì óõîäå çà ïîëîñòüþ ðòà áûñòðî çàêàí÷èâàåòñÿ ïîëíûì âûçäîðîâëåíèåì. Çíà÷èòåëüíî ðåæå ïðè îñòðûõ èíôåêöèÿõ íàáëþäàþòñÿ ýðîçèè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà è ÿçâåííî-íåêðîòè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ. Ïðè íåêîòîðûõ îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ âîçíèêàþò èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà, õàðàêòåðíûå â îñíîâíîì äëÿ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ, êîòîðûå ìîãóò ñëóæèòü âàæíûì äèàãíîñòè÷åñêèì ïðèçíàêîì, òàê êàê ïîÿâëÿþòñÿ ðàíüøå, ÷åì âûñûïàíèÿ íà êîæå.
Ñêàðëàòèíà – îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ ñèìïòîìàìè îáùåé èíòîêñèêàöèè, àíãèíîé è âûñûïàíèÿìè íà êîæå. Âîçáóäèòåëåì ñêàðëàòèíû ÿâëÿåòñÿ â- ãåìîëèòè÷åñêèé ñòðåïòîêîêê ãðóïïû À ñ áîëüøèì ÷èñëîì 17 ñåðîëîãè÷åñêèõ òèïîâ. Áîëåþò ïðåèìóùåñòâåííî äåòè äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Îñíîâíûì èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ áîëüíîé ñêàðëàòèíîé, êîòîðûé çàðàçåí ñ ìîìåíòà çàáîëåâàíèÿ. Èíôåêöèÿ ïåðåäàåòñÿ âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì, âîçìîæíà ïåðåäà÷à èíôåêöèè ÷åðåç ïðåäìåòû îáèõîäà, èãðóøêè, îäåæäó áîëüíîãî.
Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ âûðàáàòûâàåòñÿ ñòîéêèé àíòèòîêñè÷åñêèé èììóíèòåò.
Êëèíèêà èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ÷àùå äëèòüñÿ 2-7 äíåé. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî. Âíåçàïíî ïîâûøàåòñÿ òåìïåðàòóðà òåëà, ïîÿâëÿþòñÿ ðâîòà è áîëü â ãîðëå. ×åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ ïîÿâëÿåòñÿ ñûïü, ðàñïðîñòðàíÿþùàÿñÿ íà ëèöî, òåëî, òóëîâèùå, êîíå÷íîñòè. Äëÿ ñêàðëàòèíû õàðàêòåðíà òî÷å÷íàÿ ñûïü íà ãèïåðåìèðîâàííîì ôîíå êîæè. Íà ëèöå ñûïü îñîáåííî ãóñòî ðàñïîëàãàåòñÿ íà ùåêàõ, êîòîðûå ñòàíîâÿòñÿ ÿðêî-êðàñíûìè, îñîáåííî îòòåíÿÿ áëåäíûé, íå ïîêðûòûé ñûïüþ, íîñîãóáíîé òðåóãîëüíèê. Ñûïü îáû÷íî äåðæèòñÿ 3-7 äíåé, èñ÷åçàÿ, îíà íå îñòàâëÿåò ïèãìåíòàöèè.
 ïîëîñòè ðòà: ïîñòîÿííûì ñèìïòîìîì ñêàðëàòèíû ÿâëÿåòñÿ àíãèíà, äëÿ íåå òèïè÷íà ÿðêàÿ ãèïåðåìèÿ ðîòîãëîòêè (ìèíäàëèí, ÿçû÷êà, äóæåê) – «ïûëàþùèé çåâ» ñ ìåëêîòî÷å÷íîé ñûïüþ â öåíòðå ìÿãêîãî íåáà, ïðè÷åì ãèïåðåìèÿ ÷åòêî îãðàíè÷åíà è íå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó òâåðäîãî íåáà. Äëÿ ñêàðëàòèíû õàðàêòåðíà ñóõîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà, åå ãèïåðåìèÿ. Ñîîòâåòñòâåííî ñòåïåíè ïîðàæåíèÿ çåâà âîâëåêàþòñÿ â ïðîöåññ è ðåãèîíàðíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû.  îáëàñòè ìÿãêîãî íåáà ïîÿâëÿþòñÿ ÿðêî-êðàñíûå ïåòåõèè äèàìåòðîì 1-2ìì. Õàðàêòåðíû èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ÿçûêà.  íà÷àëå áîëåçíè ÿçûê îáëîæåí ñåðî-æåëòûì íàëåòîì. Íà 3-é äåíü íà÷èíàåò î÷èùàòüñÿ ñ êðàåâ è êîí÷èêà, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ ñèëüíîé äåñêâàìàöèåé ýïèòåëèÿ. ßçûê ñòàíîâèòñÿ ÿðêî-êðàñíûì, ñóõèì è áëåñòÿùèì. Íàðÿäó ñ èñ÷åçíîâåíèåì íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ îòìå÷àåòñÿ ãèïåðïëàçèÿ ãðèáîâèäíûõ ñîñî÷êîâ, êîòîðûå íàïîìèíàþò çåðíà ìàëèíû. «Ìàëèíîâûé ÿçûê» öåííûé äèàãíîñòè÷åñêèé ïðèçíàê ñêàðëàòèíû. Äåñêâàìàòèâíûé ãëîññèò äåðæèòñÿ íà ïðîòÿæåíèè 2 íåäåëü. Íåñïåöèôè÷åñêèì ñèìïòîìîì ÿâëÿåòñÿ êàòàðàëüíûé ãèíãèâèò. Îí óñèëèâàåòñÿ â ïåðèîä âûðàæåííîé äåñêâàìàöèè ýïèòåëèÿ ÿçûêà è «øåëóøåíèÿ» ýïèäåðìèñà êîæè.
Îòìå÷àþòñÿ õàðàêòåðíûå èçìåíåíèÿ ãóá: îíè óïëîòíÿþòñÿ, ïðèíèìàþò ÿðêóþ ïóíöîâóþ, ìàëèíîâóþ èëè âèøíåâóþ îêðàñêó.
Êîðü –Îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà, íàëè÷èåì èíòîêñèêàöèè, êàòàðà âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ãëàç, à òàêæå âûñûïàíèé ïÿòíèñòî-ïàïóëåçíîé ñûïè.
Âîçáóäèòåëü êîðè – ÐÍÊ-ñîäåðæàùèé âèðóñ, îòíîñÿùèéñÿ ê ñåìåéñòâó ïàðàìèêñîâèðóñîâ. Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ òîëüêî áîëüíîé ÷åëîâåê. Áîëåþò ïðåèìóùåñòâåííî äåòè äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ ôîðìèðóåòñÿ ñòîéêèé èììóíèòåò. Íàèáîëåå çàðàçåí áîëüíîé â êàòàðàëüíûé ïåðèîä è â ïåðâûé äåíü ïîÿâëåíèÿ ñûïè. Ïåðåäà÷à èíôåêöèè ïðîèñõîäèò âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì ïðè êàøëå è ÷èõàíèè, ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà çíà÷èòåëüíûå ðàññòîÿíèÿ.
Ïàòîãåíåç. Âõîäíûìè âîðîòàìè äëÿ âèðóñà êîðè ÿâëÿþòñÿ ñëèçèñòûå îáîëî÷êè âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è êîíúþêòèâû. Ïåðâè÷íàÿ ðåïðîäóêöèÿ ïðîèñõîäèò â ïîäñëèçèñòîì ñëîå è ðåãèîíàðíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëàõ, à ïî äîñòèæåíèè âèðóñîì ïîðîãîâîãî óðîâíÿ ðàçâèâàåòñÿ âèðóñåìèÿ ñ ìàêñèìàëüíîé êîíöåíòðàöèåé ê ïåðâîìó äíþ âûñûïàíèé. Âèðóñ êîðè îáëàäàåò òðîïèçìîì ê öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå, äûõàòåëüíîé ñèñòåìå è ïèùåâàðèòåëüíîìó òðàêòó. Íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííîå ñíèæåíèå îáùåãî è ìåñòíîãî èììóíèòåòà.
Êëèíèêà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ñîñòàâëÿåò 8-12 äíåé.  òå÷åíèè áîëåçíè ðàçëè÷àþò ïåðèîäû: êàòàðàëüíûé, âûñûïàíèé è ïèãìåíòàöèè. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ ñ ïîäúåìà òåìïåðàòóðû òåëà äî 38,50 – 390 Ñ, ñóõîãî, ëàþùåãî êàøëÿ, ðèíèòà, êîíúþíêòèâèòà. Îòìå÷àåòñÿ ñâåòîáîÿçíü, ãèïåðåìèÿ è îòå÷íîñòü âåê, ñêëåðèò. Îáùåå ñîñòîÿíèå çíà÷èòåëüíî íàðóøàåòñÿ. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïîëîñòè ðòà ãèïåðåìèðîâàíà, òóñêëàÿ, ðûõëàÿ, øåðîõîâàòàÿ. Çà 1-3 äíÿ äî êîæíûõ âûñûïàíèé ïîÿâëÿåòñÿ ïàòîãîìîíè÷íûé ïðèçíàê: êîðåâàÿ ýíàíòåìà – ìåëêèå ðîçîâàòî-êðàñíûå ïÿòíà íà ìÿãêîì è òâåðäîì íåáå. Çàòåì íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê ó æåâàòåëüíûõ çóáîâ ïîÿâëÿþòñÿ âîçâûøàþùèåñÿ íàä ïîâåðõíîñòüþ ýïèòåëèÿ ñåðîâàòî- áåëîâàòûå òî÷êè («áðûçãè èçâåñòè») íå áîëåå áóëàâî÷íîé ãîëîâêè, òàê íàçûâàåìûå ïÿòíà Áåëüñêîãî-Ôèëàòîâà-Êîïëèêà. Ýòè ýëåìåíòû íå ñíèìàþòñÿ è íå ñëèâàþòñÿ, äåðæàòñÿ 2-3 äíÿ è ñ ïîÿâëåíèåì ñûïè íà êîæå èñ÷åçàþò. Íà 4-5 äåíü áîëåçíè ïîÿâëÿåòñÿ ðîçîâàòàÿ ïÿòíèñòî- ïàïóëåçíàÿ ñûïü íà ëèöå, çà óøàìè è íà øåå, íà 6 äåíü îíà ïîëíîñòüþ ïîêðûâàåò âåðõíþþ ÷àñòü òåëà è çàòåì ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ðóêè è íîãè. Êîðåâàÿ ýêçàíòåìà èìååò òåíäåíöèþ ê ñëèÿíèþ, ðàâíîìåðíî ïîêðûâàåò ñãèáàòåëüíûå è ðàçãèáàòåëüíûå ïîâåðõíîñòè êîíå÷íîñòåé, 8 ðàñïîëàãàåòñÿ íà íåèçìåíåííîì ôîíå êîæè, èíîãäà ïðèíèìàåò ãåìîððàãè÷åñêèé õàðàêòåð. Ïèãìåíòàöèÿ ñûïè íà÷èíàåòñÿ ñ 7-8 äíÿ çàáîëåâàíèÿ, ïèãìåíòèðîâàííûå ïÿòíà äåðæàòñÿ 1 – 1,5 íåäåëè; â ýòîò ïåðèîä ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ìåëêîå îòðóáåâèäíîå øåëóøåíèå êîæè.
Ïðè êîðè ðåçêî ñíèæàåòñÿ ñîïðîòèâëÿåìîñòü ê äðóãèì èíôåêöèÿì. Âîçìîæíî ðàçâèòèå îñëîæíåíèé â ëþáîì ïåðèîäå çàáîëåâàíèÿ, êîòîðûå ñâÿçàíû ñ ïðèñîåäèíåíèåì âòîðè÷íîé èíôåêöèè. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ îòèòû, ñòîìàòèòû (ÎÃÑ, ÕÐÃÑ, îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ ó äåòåé ñòàðøå 7 – 10 ëåò), ëàðèíãèòû, òðàõåîáðîíõèòû, ïíåâìîíèè, ðåæå – êîëèòû è ýíòåðîêîëèòû. èíôåêöèîííûé ñêàðëàòèíà êîðü
Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà â ïðîäðîìàëüíîì ïåðèîäå ïðîâîäèòñÿ ñ ÎÐÂÈ, ãðèïïîì, èíôåêöèîííûì ìîíîíóêëåîçîì, â ïåðèîä âûñûïàíèé – ñ êðàñíóõîé, îñòðûì ãåðïåòè÷åñêèì ñòîìàòèòîì, ñêàðëàòèíîé, êàíäèäîçîì, àëëåðãè÷åñêîé ñûïüþ, ñèíäðîìàìè Ëàéåëëà è Ñòèâåíñà-Äæîíñîíà.
Ëå÷åíèå. Îñíîâíîå âíèìàíèå â êîìïëåêñå ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íà ñîáëþäåíèå ñàíýïèäðåæèìà. Áîëüíîãî ðåáåíêà íåîáõîäèìî ñâîåâðåìåííî èçîëèðîâàòü ñ öåëüþ îãðàíè÷åíèÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè. Íåîáõîäèì ïîñòåëüíûé ðåæèì â çàòåìíåííîé êîìíàòå â òå÷åíèå 8-10 äíåé îò íà÷àëà áîëåçíè. Íàçíà÷àåòñÿ ìîëî÷íî- ðàñòèòåëüíàÿ ùàäÿùàÿ äèåòà, îáèëüíîå ïèòüå. Îáùåå ñèìïòîìàòè÷åñêîå ëå÷åíèå ïðîâîäèò èíôåêöèîíèñò.
Ðîëü âðà÷à-ñòîìàòîëîãà çàêëþ÷àåòñÿ â äèàãíîñòèêå çàáîëåâàíèÿ â ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä ïî ïàòîãíîìîíè÷íûì ïðèçíàêàì. Ïðè ìåñòíîì ëå÷åíèè ñëåäóåò îñîáîå âíèìàíèå îáðàòèòü íà òùàòåëüíóþ ãèãèåíó ïîëîñòè ðòà, ïðîâåäåíèå ïîëîñêàíèé ïîëîñòè ðòà àíòèñåïòèêàìè. Ïðè âîçíèêíîâåíèè îñòðûõ ñòîìàòèòîâ (âèðóñíûõ, êàíäèäîçíûõ) ïðîâîäèòñÿ ýòèîëîãè÷åñêàÿ è ïàòîãåíåòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ (ïðèìåíåíèå îáåçáîëèâàþùèõ ñðåäñòâ, àïïëèêàöèÿ íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà ïðîòèâîâèðóñíûõ èëè àíòèìèêîòè÷åñêèõ ìàçåé, à çàòåì ñðåäñòâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ýïèòåëèçàöèè).
Äèôòåðèÿ – ÿâëÿåòñÿ îñòðûì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèåì, êîòîðîå âûçûâàåòñÿ 18 ñïåöèôè÷åñêèì âîçáóäèòåëåì – ïàëî÷êîé Ëåôôëåðà. Çàáîëåâàíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ âûñîêîé ëèõîðàäêîé è òîêñåìèåé âñëåäñòâèå âñàñûâàíèÿ òîêñèíà, îáðàçóåìîãî âîçáóäèòåëåì.
Îñíîâíîé ïóòü ïåðåäà÷è èíôåêöèè âîçäóøíî-êàïåëüíûé. ×àùå áîëåþò äåòè îò 1ãîäà äî 5 ëåò.
Ïàòîãåíåç Äèôòåðèÿ – êëàññè÷åñêàÿ òîêñèêî-èíôåêöèÿ. Âûäåëÿþò ëîêàëèçîâàííóþ è ðàñïðîñòðàíåííóþ (òîêñè÷åñêóþ) ôîðìû äèôòåðèè. Ïåðâè÷íî ïîðàæàþòñÿ íåáíûå ìèíäàëèíû, ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà çåâà è âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Ïðè ëîêàëèçîâàííîé ôîðìå (íàèáîëåå ÷àñòîé) ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè âûðàæåíû íåçíà÷èòåëüíî, òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ äî 37,5-38ºÑ. Ôèáðèíîçíûå ïëåíêè íà ìèíäàëèíàõ ìîãóò áûòü â âèäå òî÷åê, îñòðîâêîâ èëè ñïëîøíûõ ïëåíîê. Îòìå÷àåòñÿ óìåðåííàÿ ïðèïóõëîñòü è íåçíà÷èòåëüíàÿ áîëåçíåííîñòü ðåãèîíàðíûõ ëèìôîóçëîâ. Ïðè òîêñè÷åñêîé ôîðìå äèôòåðèè (òåìïåðàòóðà äî 39-40ºÑ, âûðàæåííàÿ èíòîêñèêàöèÿ) ïðîöåññ ìîæåò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ è íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà çåâà ðåçêî íàáóõàåò, ïðèîáðåòàåò ÿðêî-êðàñíûé öâåò. Íà ýòîì ôîíå âñëåäñòâèå íåêðîçà ýïèòåëèÿ îáðàçóþòñÿ ïëåíêè áåëîâàòî-ñåðîãî öâåòà, êîòîðûå ñî âðåìåíåì òåìíåþò. Ïîñëå îòòîðæåíèÿ ïëåíîê îñòàþòñÿ êðîâîòî÷àùèå ðåçêî- áîëåçíåííûå ÿçâû. Ïðè ëîêàëèçàöèè çàáîëåâàíèÿ íà äåñíàõ ïðîöåññ íà÷èíàåòñÿ ñ ìåæçóáíûõ ñîñî÷êîâ, à çàòåì ïåðåõîäèò íà âñþ äåñíó. Íåêðîç, êàê ïðàâèëî, íå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà çíà÷èòåëüíóþ ãëóáèíó òêàíåé, íî øèðîêî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ïî ïîâåðõíîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Ó äåòåé íàáëþäàåòñÿ îáèëüíîå ñëþíîîòäåëåíèå, íåïðèÿòíî-ïðèòîðíûé ñëàäêîâàòûé çàïàõ èçî ðòà, âûðàæåííûé ëèìôàäåíèò ïîä÷åëþñòíûõ è øåéíûõ ëèìôîóçëîâ. Îòåê êëåò÷àòêè – âàæíåéøèé ïðèçíàê òîêñè÷åñêîé ôîðìû. Õàðàêòåðåí âíåøíèé âèä áîëüíîãî: ðåçêàÿ áëåäíîñòü, îäóòëîâàòîå ëèöî, ïîëóîòêðûòûé ðîò, ãóáû ñóõèå ñ òðåùèíàìè, ãîëîñ íåâíÿòíûé, äûõàíèå õðèïÿùåå. Äèàãíîç ñòàâèòñÿ íà îñíîâàíèè êëèíè÷åñêèõ è ëàáîðàòîðíûõ äàííûõ.
Èíôåêöèîííûé ìîíîíóêëåîç (áîëåçíü Ôèëàòîâà-Ïôåéôôåðà) – Îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ãåíåðàëèçîâàííûì èíôåêöèîííûì ïðîöåññîì ñ ïîðàæåíèåì îðãàíîâ ðåòèêóëîýíäîòåëèàëüíîé ñèñòåìû, êëèíè÷åñêè ïðîòåêàþùåå ñ àíãèíîé, ïîëèëèìôàäåíèòîì, ãåïàòîëèåíàëüíûì ñèíäðîìîì è íàëè÷èåì àòèïè÷íûõ ìîíîíóêëåàðîâ â êðîâè íà ôîíå îáùåé èíòîêñèêàöèè îðãàíèçìà.
Âîçáóäèòåëü çàáîëåâàíèÿ – ÄÍÊ-ñîäåðæàùèé âèðóñ Ýïøòåéí-Áàððà ( ñèíîíèì: âèðóñ ãåðïåñà ÷åëîâåêà 4-ãî òèïà, ÍÍV-4, Epstein-Barr virus, EBV), îòíîñèòñÿ ê ñåìåéñòâó ãåðïåòèôîðìíûõ âèðóñîâ. Îòëè÷àåòñÿ òåì, ÷òî âûçûâàåò íå öèòîëèç, à ðàçìíîæåíèå 10 ïîðàæåííûõ êëåòîê – Â-ëèìôîöèòîâ. Âèðóñ ñïîñîáåí ê äëèòåëüíîé ïåðñèñòåíöèè â íèõ, óñòîé÷èâ âî âíåøíåé ñðåäå.
Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ êàê áîëüíîé ÷åëîâåê, òàê è âèðóñîíîñèòåëü. Ìåõàíèçì ïåðåäà÷è – âîçäóøíî-êàïåëüíûé è êîíòàêòíûé. Èíôåêöèîííûì ìîíîíóêëåîçîì áîëåþò ëþäè ëþáîãî âîçðàñòà, íî ïðåèìóùåñòâåííî äåòè, ïîäðîñòêè è ìîëîäûå ëþäè äî 30 ëåò. Çàáîëåâàíèå ðåãèñòðèðóåòñÿ êðóãëûé ãîä, îäíàêî íàèáîëüøåå ÷èñëî ñëó÷àåâ áîëåçíè ïðèõîäèòñÿ íà âåñåííèå è îñåííèå ìåñÿöû. Ïîñëå ïåðåíåñåííîé èíôåêöèè âûðàáàòûâàåòñÿ ñòîéêèé èììóíèòåò.
Ïàòîãåíåç. Âõîäíûìè âîðîòàìè ÿâëÿåòñÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ðîòîãëîòêè è âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Âèðóñ âûçûâàåò ïîðàæåíèå íåáíûõ è íîñîãëîòî÷íûõ ìèíäàëèí, â êîòîðûõ ïðîèñõîäèò ìàññèâíàÿ ðåïëèêàöèÿ âîçáóäèòåëÿ. Çàòåì ëèìôîãåííûì è ãåìàòîãåííûì ïóòåì âèðóñ ïðîíèêàåò â ëèìôàòè÷åñêèå óçëû, ïå÷åíü è ñåëåçåíêó, âûçûâàÿ ãèïåðïëàñòè÷åñêèå ïðîöåññû â ýòèõ îðãàíàõ. Âèðóñíûå ÷àñòèöû ñîäåðæàòñÿ è ïðîäóöèðóþòñÿ â Â-ëèìôîöèòàõ. Èíôåêöèîííî-àëëåðãè÷åñêèé êîìïîíåíò ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ðåçêî âûðàæåííîãî îòåêà íîñîãëîòêè, ïîÿâëåíèþ ðàçëè÷íûõ âûñûïàíèé, âîëíîîáðàçíîìó òå÷åíèþ ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. Ïîÿâëåíèþ àíãèíû ñîäåéñòâóåò áàêòåðèàëüíàÿ ôëîðà, àêòèâèçèðóþùàÿñÿ â ðåçóëüòàòå ïîâðåæäàþùåãî äåéñòâèÿ âèðóñà íà òêàíè.
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ñîñòàâëÿåò 11-24 äíÿ. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî ñ ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà äî 39-400Ñ, èíòîêñèêàöèè, ïîÿâëåíèÿ íàëåòà íà ìèíäàëèíàõ, çàòðóäíåíèÿ íîñîâîãî äûõàíèÿ, óâåëè÷åíèÿ øåéíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ. Ê êîíöó ïåðâîé íåäåëè ïàëüïèðóþòñÿ óâåëè÷åííûå ïå÷åíü è ñåëåçåíêà. Èíîãäà ïîÿâëÿåòñÿ æåëòóøíîñòü ñêëåð è êîæè, à òàêæå âûñûïàíèÿ íà êîæå ðàçëè÷íîãî õàðàêòåðà.  ðÿäå ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ ïîñòåïåííî.  òå÷åíèå 2-5 äíåé ðåáåíêà áåñïîêîèò ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà, íåáîëüøèå êàòàðàëüíûå ÿâëåíèÿ. Õàðàêòåðåí âíåøíèé âèä áîëüíîãî: ëèöî ïàñòîçíîå, èç-çà çàëîæåííîñòè íîñà â ñâÿçè ñ ãèïåðòðîôèåé íîñîãëîòî÷íîé ìèíäàëèíû äûõàíèå çàòðóäíåíî è ðåáåíîê äûøèò îòêðûòûì ðòîì, îòäåëÿåìîå èç íîñà îòñóòñòâóåò. Øåéíûå è îñîáåííî çàäíåøåéíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû çàìåòíî óâåëè÷åíû è ìîãóò ñîçäàâàòü âïå÷àòëåíèå îòåêà øåè; îíè ïëîòíûå íàîùóïü, íå ñïàÿíû ìåæäó ñîáîé, ìàëîáîëåçíåííû. Êîæà íàä ëèìôàòè÷åñêèìè óçëàìè íå èçìåíåíà. Ïîëèàäåíèÿ – âàæíûé ñèìïòîì èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà.
Ïðè îñìîòðå çåâà ìèíäàëèíû ãèïåðòðîôèðîâàíû, îòå÷íû, ñîïðèêàñàþòñÿ ìåæäó ñîáîé. ×àñòî íà íåáíûõ è íîñîãëîòî÷íûõ ìèíäàëèíàõ ïîÿâëÿåòñÿ êðîøêîâàòûé æåëòî-ñåðûé íàëåò, èíîãäà â âèäå ñïëîøíîé ïëåíêè, íå âûõîäÿùåé çà èõ ïðåäåëû, êîòîðûé ëåãêî ñíèìàåòñÿ, ïîñëå ñíÿòèÿ êðîâîòî÷èâîñòè íå îòìå÷àåòñÿ. Íàëåò íà ìèíäàëèíàõ ìîæåò ïîÿâëÿòüñÿ â ïåðâûå äíè áîëåçíè èëè ñïóñòÿ 3-4 äíÿ. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïîëîñòè ðòà ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íà, íà ïîâåðõíîñòè ÑÎÏÐ èìåþòñÿ ýðîçèè, àôòû, ãåìîððàãèè. ßçûê îáëîæåí.
 êðîâè íàáëþäàåòñÿ ëåéêî-, ëèìôî- è ìîíîöèòîç, ïîâûøåíèå ÑÎÝ. Ñàìûì õàðàêòåðíûì ïðèçíàêîì èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà ñî ñòîðîíû êðîâè ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå àòèïè÷íûõ ìîíîíóêëåàðîâ.
Äèôôåðåíöèàëüíóþ äèàãíîñòèêó ñëåäóåò ïðîâîäèòü ñ ÎÐÂÈ, àíãèíîé, äèôòåðèåé çåâà, êîðüþ, êðàñíóõîé, ýïèäåìè÷åñêèì ïàðîòèòîì, ëèìôàäåíèòîì, ëèìôîãðàíóëåìàòîçîì, ÂÈ×-èíôåêöèåé, ëåéêîçîì.
Ëå÷åíèå. Îáùåå ëå÷åíèå ïðîâîäèò èíôåêöèîíèñò. Áîëüíîãî ðåáåíêà íåîáõîäèìî èçîëèðîâàòü ñ öåëüþ îãðàíè÷åíèÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè. Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â íàçíà÷åíèè æàðîïîíèæàþùèõ ñðåäñòâ. Ðîëü âðà÷à-ñòîìàòîëîãà â ëå÷åíèè èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà çàêëþ÷àåòñÿ â äèàãíîñòèêå çàáîëåâàíèÿ íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ïîëèàäåíèè. Ìåñòíàÿ òåðàïèÿ äîëæíà âêëþ÷àòü òùàòåëüíóþ ãèãèåíó ïîëîñòè ðòà, ïðèìåíåíèå îáåçáîëèâàþùèõ, àíòèñåïòè÷åñêèõ, ïðîòèâîâèðóñíûõ ñðåäñòâ è ñðåäñòâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ýïèòåëèçàöèè.
Ëèòåðàòóðà
1. Âèíîãðàäîâà Ò.Ô., Ìàêñèìîâà Î.Ï., Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. Çàáîëåâàíèÿ ïåðèîäîíòà è ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà ó äåòåé. Ì.: Ìåäèöèíà, 1983.
2. Âèíîãðàäîâà Ò.Ô. Ïåäèàòðó î ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ó äåòåé. Ì.: Ìåäèöèíà, 1982.
3. Ãåðìàíåíêî È.Ã., Êóäèí À.Ï. Âèðóñ ïðîñòîãî ãåðïåñà è íîâûå ãåðïåñ-âèðóñû â ïàòîëîãèè ÷åëîâåêà. – Ìí., 2001. – 36 ñ.
4. Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. è ñîàâò. Ãðèáêîâûå çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ ïîëîñòè ðòà è ÷åëþñòíî- ëèöåâîé îáëàñòè. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè. – Ìí., 1988.
5. Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. è ñîàâò. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ñòîìàòèòîâ ó äåòåé, áîëüíûõ îñòðûì ëèìôîáëàñòíûì ëåéêîçîì. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè. – Ìí., 1997.
6. Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. Ìèõàéëîâñêàÿ Â.Ï. Ïîðàæåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà ïðè âèðóñíûõ çàáîëåâàíèÿõ ó äåòåé. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêàÿ ðàçðàáîòêà äëÿ ñòóäåíòîâ. – Ìèíñê, 1993.
7. Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. Ìèõàéëîâñêàÿ Â.Ï. Ïðîÿâëåíèÿ â ïîëîñòè ðòà áàêòåðèàëüíûõ çàáîëåâàíèé ó äåòåé. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêàÿ ðàçðàáîòêà äëÿ ñòóäåíòîâ. – Ìí., 1996.
8. Ðûáàêîâ À.È., Áàí÷åíêî Ã.Â.. Çàáîëåâàíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà. – Ì.:Ìåäèöèíà, 1978.
9. Òåðåõîâà Ò.Í. è ñîàâò. Ïðîÿâëåíèÿ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé â ïîëîñòè ðòà äåòåé. Ðîëü âðà÷à – ñòîìàòîëîãà. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå. – Ìí., 2005.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник