Кого заразил корью старик хоттабыч
– Так ты говоришь, – покатывались все кругом со смеху, – так ты говоришь, что старичок отсюда, из восьмого ряда северной трибуны, почем зря передвигает ворота? Хи-хи-хи! Он, наверно, в кармане такой штепсель особенный имеет, чтобы управлять воротами на расстоянии? Может быть, это он и мячики давеча на поле понакидал?
– Ну да, он! – ожесточенно подтвердил Волька, вызвав новые взрывы смеха.
– А землетрясение в Чили тоже его рук дело? Охо-хо-хо! Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!
– Нет, в Чили не он, – честно разъяснил Волька. – Землетрясение – это от катастрофических сдвигов почвы. Тем более в Чили. А он совсем недавно из бутылки вылез.
– Ну вот что, паренек, – посоветовал Вольке один пожилой болельщик, когда смех немного утих, – ты лучше сам не лезь в бутылку, не срамись перед людьми, не говори глупостей и не мешай следить за игрой. Там, брат, сейчас такое делается, что и без тебя тошно.
Гражданин тоже болел за «Зубило». Действительно, до конца тайма оставалось еще целых одиннадцать минут, а счет уже был 14:0 в пользу «Шайбы».
С командой «Зубила» происходили все время какие-то странные вещи. Она как бы разучилась играть: пасовка поражала своей беспомощностью и нелепостью, игроки то и дело падали, как будто они только сегодня научились ходить.
А потом совершенно непонятно повела себя защита.
Боевые беки и хавбеки стали при одном виде мяча испуганно шарахаться в сторону, как от бомбы, которая вот-вот должна разорваться.
В среднем, каждые сорок секунд в ворота «Зубила» падали мячи, как яблоки падают в корзины в саду во время уборки.
Что стало с вратарем? Почему он прижался лицом к боковой штанге и только вскрикивает: «Ой, мама!» – каждый раз, когда бьют по его воротам? Почему он вдруг, ни с того ни с сего уходит с задумчивым лицом из ворот каждый раз в самый решающий момент?
– Мазила! – кричали ему со всех трибун. – Марала! Как ты играешь?
Но он, прославленный вратарь первого класса, продолжал выходить нетвердым шагом из ворот в сторону, лишь только приближались шайбовцы.
– Ты что, очумел, Гришка, что ли? – бесновался за сеткой Егорушка, и вратарь отвечал ему со стоном:
– И верно, очумел. Меня все время как будто кто за шиворот волочит. Я упираюсь, а он меня толкает из ворот. Я к мячу, а он меня к штанге прижимает так, что не оторваться.
– Ой, и худо же тебе, Гриша!
– И не говори… Срам-то какой, скандал на всю Европу!
Но вот наконец зубиловцы прорвали фронт нападения и полузащиты «Шайбы» и яростно повели мяч к ее воротам.
Защита шайбовцев от долгого бездействия разложилась и не смогла быстро мобилизовать свои силы на борьбу с неожиданной опасностью. А вратарь – тот и вовсе сидел себе спокойно на травке и лузгал дынные семечки.
Пока он, давясь непрожеванными семечками, вскакивал на ноги, зубиловцы ударили по незащищенным воротам, в самый центр.
– Хоттабыч, миленький, дорогой, дай зубиловцам хоть размочить игру! – взмолился в этот момент Волька.
Но Хоттабыч прикинулся, будто ничего не слышит, и мяч, летевший в центр ворот, неожиданно свернул к левой штанге и ударился об нее с такой силой, что пролетел через все поле, старательно облетая всех встречавшихся на его пути зубиловцев, как если бы он был живой, и плавно и мягко вкатился в многострадальные ворота «Зубила».
24:0! При игре равных примерно по силе команд этот счет просто поражал. И тогда Волька совершенно вышел из себя.
– Я требую… я, наконец, категорически приказываю тебе немедленно прекратить это издевательство! – прошипел он, глотая слезы, Хоттабычу. – А то я навсегда прекращаю с тобой знакомство. Выбирай: я или «Шайба»!
– Ты ведь сам болельщик, о прекраснейший из гневающихся. Так неужели ты не можешь меня понять? – запротестовал Хоттабыч с отчаянием, но, почуяв по Волькиному тону, что на сей раз действительно может прийти конец их дружбе, он простонал: – Я смиренно жду твоих дальнейших приказаний.
– Зубиловцы не виноваты, что ты болеешь за «Шайбу», а ты их опозорил перед всей страной. Сделай так, чтобы все видели, что они не виноваты в своем проигрыше.
– Слушаю и повинуюсь, о юный вратарь моей души.
Еще не замолкла сирена судьи, извещавшая о конце первого тайма, как все одиннадцать игроков команды добровольного физкультурного общества «Зубило» дружно начали чихать, кашлять и сморкаться. Кое-как построившись в затылок и вяло перебирая ногами, они поплелись унылой рысцой, непрерывно чихая, сморкаясь и кашляя, в свою раздевалку.
Через минуту туда вызвали врача: вся команда чувствовала себя нездоровой. Врач пощупал у всех пульс, предложил всем снять майки, потом осмотрел у всех полость рта и, в свою очередь, вызвал в раздевалку судью.
– Вот что, Лука Евгеньевич: придется матч отложить, а сегодняшний счет признать недействительным.
– А позвольте узнать, почему? – удивился судья.
– А потому, – растерянно произнес врач, – что команда «Зубила» не может быть по крайней мере семь дней выпущена на футбольное поле – она вся сплошь больна.
– Больна? Чем?
– Очень странный медицинский случай, Лука Евгеньевич. Все эти одиннадцать вполне взрослых товарищей одновременно заболели детской болезнью – корью. Я бы, Лука Евгеньевич, сам не поверил, если бы только что не осмотрел их всех самым тщательным образом.
Редкий факт, когда одиннадцать взрослых спортсменов вторично в своей жизни и одновременно заболели корью, а на другой день проснулись совершенно здоровыми, был подробно описан в статье известного профессора Л. И. Коклюш, напечатанной в научном медицинском журнале «Корь и хворь». Статья называется «Вот тебе и раз!» и пользуется таким успехом, что в библиотеках номер журнала с этой статьей совершенно невозможно достать: он все время находится на руках. Так что вы, дорогие читатели, лучше всего его и не ищите. Все равно не найдете. Только зря время потратите.
Примирение
Облачко, прикрывавшее солнце, тотчас же по миновании надобности уплыло за горизонт. Снова стало жарко и совсем светло.
Восемьдесят тысяч человек, население приличного дореволюционного губернского города, медленно расходились со стадиона, с трудом, просачиваясь сквозь тесные бетонные проходы.
Люди не спешили: каждому хотелось высказать свои соображения по поводу небывалых обстоятельств так странно закончившегося матча. Приводились догадки одна другой оригинальней. Но даже самые горячие головы не могли себе представить что-нибудь, хоть отдаленно напоминавшее действительные причины срыва состязаний.
Только четыре человека не принимали участия в дискуссии. Они покинули северную трибуну, храня полное молчание. Молча влезли в переполненный вагон троллейбуса, без единого слова вылезли из него у Охотного ряда и разошлись по домам.
Хоттабыч никогда еще не видел Вольку таким хмурым.
– Прекрасная игра футбол, – осмелился наконец нарушить молчание Хоттабыч.
– М-да-а, – промычал в ответ Волька.
– Сколь сладостен, я полагаю, миг, когда ты забиваешь мяч в ворота противника, – продолжал упавшим голосом старик. – Не правда ли, о Волька!
– М-да-а, – снова промычал Волька.
– Ты все еще на меня сердишься, о форвард моего сердца? Я умру, если ты мне сейчас же не ответишь.
– Ты еще спрашиваешь! – грозно ответил ему Волька и так фыркнул, что прохожие обратили на него внимание. – Ну и заварил ты кашу, старик! Всю жизнь буду помнить. Скажите, пожалуйста, какой болельщик объявился! Не-е-ет, больше мы с тобой на футбол не ходим! И билетов твоих не надо.
– Твое слово для меня закон, – поспешно отвечал Хоттабыч, очень довольный, что так дешево отделался. – Мне будет вполне достаточно, если ты мне изредка будешь рассказывать о состязаниях своими словами.
И они продолжали свой путь прежними друзьями. Недалеко от Волькиного дома они услышали шум, крики и чей-то плач.
Источник
Сюжет Наше старое кино
Алеша Литвинов в роли Вольки. 1956 год. © /
Кадр из фильма
Фильм-сказка «Старик Хоттабыч» вышел на экраны в 1957 г. и сразу завоевал симпатию не только детского, но и взрослого зрителя. Картину демонстрировали на вечерних сеансах — и все билеты раскупались.
Съемки в «Хоттабыче» стали дебютом для 13-летнего Алеши Литвинова, сыгравшего в картине главную роль — пионера Вольки Костылькова. Режиссер Геннадий Казанцев пробовал на эту роль не одну тысячу школьников. О том, что выбрали именно Костылькова, сам подросток узнал спустя полгода после кинопроб. Дело в том, что вначале Алеше отказали. На главную роль утвердили другого школьника. Но первые съемочные дни показали, что выбор сделали неудачный. И тут ассистенты вспомнили про Алешу, который учился в школе, расположенной недалеко от «Ленфильма», и который уже был на пробах. В итоге Казанцев утвердил Литвинова со второй попытки. Мама будущего актера не возражала. Она растила сына одна, отец Алеши пропал без вести на войне. Да и Алешу с мамой могла постигнуть трагическая судьба, если бы не Дорога Жизни, по которой беременную женщину вывезли из блокадного Ленинграда. Алеша родился в эвакуации в Воронежской области. После окончания войны мама с мальчиком вернулись в родной город. Участие Алеши в картине стало для их маленькой семьи большим событием.
Москва 1956 года в фильме “Старик Хоттабыч” @kinotwi pic.twitter.com/QYG6uJBj7h
— Анатолий Михаханов (@satoshi551) May 9, 2014
Блондин-брюнет
Для съемок Алеше пришлось поменять цвет волос. От природы волосы у него были черного цвета, однако режиссер Геннадий Казанцев видел Вольку блондином. Шевелюру подростку осветлили с помощью пергидроля. И делали это почти каждую неделю, поскольку волосы у Алеши отрастали быстро. Цвет не всегда получался одинаковым. В конце картины Волька из блондина превращается в шатена. И это был не единственный «ляп». На экране Вольку угощают бананами. Они были сделаны из папье-маше и покрашены в зеленый цвет. Почему не в желтый? «О том, что эти плоды желтого цвета, я узнал много позже, когда увидел спелые бананы вживую и попробовал. А тогда не только я, но и взрослые члены группы почему-то считали что бананы должны быть зелёными», — вспоминал Литвинов.
Кадр из фильма
На крыше «Пекина»
Все трюки в картине подросток выполнял сам. Был период, когда он по часу в день висел под потолком на специальном ремне. Еще несколько дней Алеша вместе со съемочной группой провел на крыше только что построенной в Москве гостиницы «Пекин». На тот момент это здание было одной из главных высоток столицы. Там снимался знаменитый пролет Хоттабыча и Вольки на ковре-самолете.
Хоттабыча играл актер Николай Волков. Каждый день он вставал в 5 утра, потому что два часа уходило на грим: 53-летнего Волкова превращали в древнего старика. В одной из сцен Николаю Волкову пришлось съесть несколько десятков глазированных сырков. Это был эпизод, когда Хоттабыч в цирке уплетает более 40 штук мороженого. Мороженое заменили сырками, чтобы актер не простудился. Близкие Волкова вспоминали, что после съемок актер какое-то время не смотрел в сторону глазированных сырков.
Актер Николай Волков. Фото: Кадр из фильма
Съемки шли 8 месяцев. Алексей вместе с группой побывал в Одессе, Москве и Сочи. На полученный гонорар Алеша Литвинов приобрел велосипед, фотоаппарат и телевизор. Юноша жил с мамой в коммуналке, где обитало еще 7 семей. Новый телевизор стал в коммуналке сенсацией. Он, как магнит, притягивал соседей. Желающие посмотреть телепрограмму не всегда помещались в комнате Литвиновых, поэтому некоторые смотрели телевизор из коридора.
Работал в метро
Популярность фильма почти не отразилась на самом Алеше. Литвинов вернулся к природному темному цвету волос, поэтому его нечасто узнавали на улице. После «Хоттабыча» подросток снялся еще в нескольких картинах. Полученный опыт дал возможность понять, хочет ли он и во взрослой жизни быть актером. Поразмыслив, Алексей решил, что у него такого желания нет.
После школы он получил профессию электромонтера и работал в ленинградском метро. Потом уехал на заработки в Мурманск, где прожил 15 лет. Затем вернулся в родной город на Неве и трудился на железной дороге. Сейчас Алексей Литвинов на пенсии и большую часть времени проводит в Ленинградской области в деревне. Вместе с супругой занимается огородом.
24 марта 1944 года родился Алексей ЛИТВИНОВ
— советский юный актёр, сыгравший главную роль пионера Вольки в фильме «Старик Хоттабыч».#АлексейЛитвинов #СтарикХоттабыч #НиколайВолков #СССР pic.twitter.com/ES1jrfV72X— Александр Гриднев (@AAGridnev) March 24, 2020
О работе в фильме «Старик Хоттабыч» вспоминает с теплотой. Принимает в деревне журналистов, которые приезжают узнать, как поживает Волька спустя 60 лет. Иногда в Петербурге встречается с другими своими киношными «однокашниками». Как и Алексей, никто из других ребят, снявшихся в «Хоттабыче», не стал профессиональными актерами. Для них «Хоттабыч» остался доброй сказкой и частью детства.
Оставить
комментарий (7)
Источник