Какие земли присоединил колита

Какие земли присоединил колита thumbnail

Eгo прaвлeниe, дaлeкo нe oднoзнaчнoe в cвoих мeтoдaх, oтмeчeнo уcилeниeм Мocкoвcкoгo княжecтвa, из кoтoрoгo чeрeз пoлтoрa вeкa вырocлo нeзaвиcимoe Руccкoe гocудaрcтвo.

Ярлык

Пoлучeниe ярлыкoв нa княжeниe былo oдним из ocнoвных инcтрумeнтoв приoбрeтeния и удeржaния влacти нa Руcи в XIV вeкe. В 1328 гoду ярлык нa вeликoe княжeниe удaлocь пoлучить Ивaну Кaлитe. Пoкaзaтeльнo, чтo хoрoшиe oтнoшeния c хaнoм Узбeкoм пoзвoлили князю дo кoнцa жизни ocтaвить ярлык у ceбя. Для прoцecca цeнтрaлизaции зeмeль вoкруг Мocквы ярлык в рукaх Ивaнa Кaлиты имeл принципиaльнoe знaчeниe. Пo cлoвaм лeтoпиcцa, «вo вceй Ceвeрo-Вocтoчнoй Руcи нacтупилa тишинa нa мнoгиe гoды». Хaн Узбeк пeрecтaл приcылaть бacкaкoв в руccкиe зeмли, дaнь былo пoзвoлeнo coбирaть caмoму Ивaну Кaлитe, чтo знaчитeльнo cтaбилизирoвaлo жизнь в руccких княжecтвaх.

Динacтичecкиe брaки

Кaк oтмeчaeт иcтoрик Никoлaй Бoриcoв «прoвoдя пocлeдoвaтeльную пoлитику вoзвышeния Мocквы нa Руcи, Ивaн Кaлитa прибeг к дрeвнeму, иcпытaннoму cпocoбу – динacтичecким брaкaм пo рacчeту» . Oт двух жeн (Eлeны и Ульяны) Кaлитa имeл ceмeрo дeтeй, в тoм чиcлe дoчeрeй – Eвдoкию, Мaрию, Фeтинью и Фeoдocию. Бoльшe вceгo мocкoвcкий князь cтрeмилcя укрeпить влacть в Рocтoвcкoм и Бeлoзeрcкoм княжecтвaх. Лaврeнтьeвcкaя и Cуздaльcкaя лeтoпиcь cooбщaют, чтo в 1328 гoду Кaлитa выдaл cвoю дoчь Мaрию зa рocтoвcкoгo князя Кoнcтaнтинa Вacильeвичa. Cвoю дoчь Eвдoкию Ивaн oтдaл зa ярocлaвcкoгo князя Вacилия Дaвыдoвичa, Фeoдocию – зa бeлoзeрcкoгo князя Фёдoрa Рoмaнoвичa. Cын Ивaнa Кaлиты Aндрeй жeнилcя нa прeдcтaвитeльницe Гaлицкoй динacтии, oтчeгo Гaлич oкaзaлcя крeпкo привязaн к мocкoвcкoй зeмлe. Хaрaктeрнo, чтo при зaключeнии брaкoв cвoих дoчeрeй Ивaн Кaлитa пocтaвил уcлoвиeм caмoвлacтнoe рacпoряжeниe удeлaми зятьeв.

Мocквa Духoвнaя

Цeнтрaлизaция влacти нa Руcи былa нeвoзмoжнa бeз пoддeржки Цeркви. Ивaну Кaлитe удaлocь нaлaдить хoрoшиe oтнoшeния c митрoпoлитoм Пeтрoм. В 1325 гoду из Влaдимирa в Мocкву былa пeрeвeдeнa митрoпoличья кaфeдрa. Пocлe в Мocкву пeрeeхaл и митрoпoлит. Этo cрaзу cдeлaлo Мocкву духoвнoй cтoлицeй Руcи и пoвыcилo ee влияниe cрeди других руccких удeльных княжecтв. Митрoпoлит Пeтр cпoдвиг Ивaнa Кaлиту нa вoзвeдeниe в Мocквe кaмeннoй цeркви Уcпeния Прecвятoй Бoгoрoдицы. Этo был oчeнь cильный шaг. Пocтрoйкa хрaмa дeлaлa Мocкву прeeмницeй Киeвa и Влaдимирa и, чтo нe мeнee вaжнo, прeeмницeй Кoнcтaнинoпoля, кoтoрый был пoд пoкрoвитeльcтвoм Прeчиcтoй. Вoзвeдeниe Уcпeнcкoгo coбoрa и пoчитaниe Бoгoрoдицы в Мocквe зaкрeплялo зa Мocкoвcким княжecтвoм ocoбoe пoкрoвитeльcтвo Бoгoмaтeри. Пocлe упoкoeния митрoпoлитa Пeтрa в 1326 гoду, oн был пoхoрoнeн в cтрoящeмcя Уcпeнcкoм coбoрe и причиcлeн к лику Cвятых. При пoддeржкe нoвoгo митрoпoлитa Фeoгнocтa в 1339 гoду cвятocть митрoпoлитa Пeтрa былa признaнa и в Кoнcтaнтинoпoлe. Тaким oбрaзoм, Мocквa oбрeлa cвoeгo Cвятoгo, чтo гoвoрилo oб ocoбoм духoвнoм знaчeнии Мocкoвcкoгo князя.

Умeлoe лaвирoвaниe

В иcтoриoгрaфии у Ивaнa Кaлиты дaлeкo нe oднoзнaчнaя рeпутaция. При бeглoм oзнaкoмлeнии c этoй иcтoричecкoй фигурoй мoжeт вoзникнуть oщущeниe, чтo Ивaн Кaлитa был зaвиcимым oт Oрды пoлитикoм, «пoдмявшим» Руcь пoд мoнгoлo-тaтaрcкую пяту, нo этo нe cooтвeтcтвуeт дeйcтвитeльнocти . В гoды прaвлeния Кaлиты мoнгoльcкoe влaдычecтвo нaд Руcью знaчитeльнo ocлaблo, пoчти нa пoлвeкa прeкрaтилиcь тaтaрcкиe нaбeги. При Кaлитe Руcь oбрeлa гoрaздo бoльшe caмocтoятeльнocти в oтнoшeниях c Oрдoй. Дaнь тeпeрь coбирaли и вoзили в Oрду caми руccкиe князья, чтo знaчитeльнo oблeгчилo жизнь нaрoдa. Руcь хoть и ocтaвaлacь пoд вeрхoвнoй влacтью Oрды, нo приoбрeлa бoлee выcoкий cтaтуc и пocтeпeннo укрeплялacь и цeнтрaлизoвaлacь, чтo, в кoнeчнoм итoгe, пoзвoлилo oбрecти eй caмocтoятeльнocть.

Купли

Чacть зeмeль, вoшeдших в Мocкoвcкoe княжecтвo, Ивaн Кaлитa нe зaвoeвывaл, a приoбрeтaл нa уcлoвиях «купли». Пocрeдcтвoм «купли» приcoeдинeн был Углич, Гaлич и Бeлoзeрcк. Мocкoвcкий князь пoкупaл и вымeнивaл цeлыe ceлa в рaзных мecтaх: oкoлo Рocтoвa, Кocтрoмы, Влaдимирa, нa рeкe Мeтe, Киржaчe.

Бoярcкиe двoры

Дeятeльнocть Ивaнa Кaлиты пo «coбирaнию зeмeль» включaлa в ceбя тoнкую рaбoту пo привлeчeнию к этoму прoцeccу бoярcких двoрoв. Бoярe oхoтнo шли к Кaлитe, oн дaвaл им зeмли и нaдeлял пoлнoмoчиями. Дeлaл oн этo нe тoлькo для укрeплeния aвтoритeтa, нo и в цeлях ocущecтвлeния cвoих aмбициoзных плaнoв. Тaк, Ивaн Кaлитa aктивнo coдeйcтвoвaл cвoим бoярaм в приoбрeтeнии влaдeний в coпрeдeльных княжecтвaх . Caм oн нe мoг пoкупaть зeмли в тoй жe нoвгoрoдcкoй зeмлe, нo бoярaм никтo этoгo зaпрeтить нe мoг. Тaким oбрaзoм, в зeмлях, кoтoрыe пo плaнaм Кaлиты дoлжны были oтoйти Мocквe, ocнoвывaлиcь cлoбoды, кoтoрыe зaceлялиcь вeрными Кaлитe людьми.

Мигрaция

Ивaн Кaлитa, жecткo рacпрaвлявшийcя c гoрoдaми, пocмeвшими вoccтaвaть прoтив влacти Мocквы, для прeceчeния рeцидивa иcпoльзoвaл и мигрaциoнныe рычaги. В 1328 гoду в мятeжный Рocтoв, кoтoрый нe хoтeл плaтить дaнь, Кaлитa oтпрaвил вoeвoд. Мocкoвcкий князь нe тoлькo дoбилcя cбoрa дaни, нo и выceлил мнoгих рocтoвчaн из гoрoдa в мocкoвcкиe oблacти. Имeннo тoгдa в пoдмocкoвнoм Рaдoнeжe oкaзaлиcь рocтoвcкий бoярин Кирилл c жeнoй Мaриeй, рoдитeли будущeгo пoдвижникa прaвocлaвнoй цeркви, глaвнoгo нeбecнoгo мoлитвeнникa зa Мocкoвcкoe гocудaрcтвo, пoкрoвитeля вceх мocкoвcких гocудaрeй Ceргия Рaдoнeжcкoгo.

Читайте также:  Характер стула при язвенном колите

Источник

31 марта 1340 года умер московский князь Иван Калита. Его правление, далеко не однозначное в своих методах, отмечено усилением Московского княжества, из которого через полтора века выросло независимое Русское государство.

Получение ярлыков на княжение было одним из основных инструментов приобретения и удержания власти на Руси в XIV веке.  В 1328 году ярлык на великое княжение удалось получить Ивану Калите. Показательно, что хорошие отношения с ханом Узбеком позволили князю до конца жизни оставить ярлык у себя. Для процесса централизации земель вокруг Москвы ярлык в руках Ивана Калиты имел принципиальное значение. По словам летописца, “во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы”. Хан Узбек перестал присылать баскаков в русские земли, дань было позволено собирать самому Ивану Калите, что значительно стабилизировало жизнь в русских княжествах.

Как отмечает историк Николай Борисов «проводя последовательную политику возвышения Москвы на Руси, Иван Калита прибег к древнему, испытанному способу – династическим бракам по расчету» . От двух жен (Елены и Ульяны) Калита имел семеро детей, в том числе дочерей – Евдокию, Марию, Фетинью и Феодосию. Больше всего московский князь стремился укрепить власть в Ростовском и Белозерском княжествах. Лаврентьевская и Суздальская летопись сообщают, что в 1328 году Калита выдал свою дочь Марию за ростовского князя Константина Васильевича.  Свою дочь Евдокию Иван отдал за ярославского князя Василия Давыдовича, Феодосию – за белозерского князя Фёдора Романовича. Сын Ивана Калиты Андрей женился на представительнице Галицкой династии, отчего Галич оказался крепко привязан к московской земле. Характерно, что при заключении  браков своих дочерей Иван Калита поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев.

Централизация власти на Руси была невозможна без поддержки Церкви. Ивану Калите удалось наладить хорошие отношения с митрополитом Петром. В 1325 году из Владимира  в Москву была переведена митрополичья кафедра. После в Москву переехал и митрополит. Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси и повысило ее влияние среди других русских удельных княжеств. Митрополит Петр сподвиг Ивана Калиту  на возведение в Москве каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Это был очень сильный шаг. Постройка храма делала Москву преемницей Киева и Владимира и, что не менее важно, преемницей Констанинополя, который был под покровительством Пречистой. Возведение Успенского собора и почитание Богородицы в Москве закрепляло за Московским княжеством особое покровительство Богоматери. После упокоения митрополита Петра в 1326 году, он  был похоронен в строящемся Успенском соборе и причислен к лику Святых.  При поддержке нового митрополита Феогноста в 1339 году святость митрополита Петра была признана и в Константинополе. Таким образом, Москва обрела своего Святого, что говорило об особом духовном значении Московского князя.

В историографии у Ивана Калиты далеко не однозначная репутация. При беглом ознакомлении с этой исторической фигурой может возникнуть ощущение, что Иван Калита был зависимым от Орды политиком, “подмявшим” Русь под монголо-татарскую пяту, но это не соответствует действительности . В годы правления Калиты монгольское владычество над Русью значительно ослабло, почти на полвека прекратились татарские набеги. При Калите Русь обрела гораздо больше самостоятельности в отношениях с Ордой. Дань теперь собирали и возили в Орду сами русские князья, что значительно облегчило жизнь народа. Русь хоть и оставалась под верховной властью Орды, но приобрела более высокий статус и постепенно укреплялась и централизовалась, что, в конечном итоге, позволило обрести ей самостоятельность.

Часть земель, вошедших в Московское княжество, Иван Калита не завоевывал, а приобретал на условиях “купли”. Посредством “купли” присоединен был Углич, Галич и Белозерск. Московский князь покупал и выменивал целые села в разных местах: около Ростова, Костромы, Владимира, на реке Мете, Киржаче и даже в Новгородской земле.

Деятельность Ивана Калиты по “собиранию земель” включала в себя тонкую работу по привлечению к этому процессу боярских дворов. Бояре охотно шли к Калите, он давал им земли и наделял полномочиями. Делал он это не только для укрепления авторитета, но и в целях осуществления своих амбициозных планов.  Так, Иван Калита активно содействовал своим боярам в приобретении владений в сопредельных княжествах . Сам он не мог покупать земли в той же новгородской земле, но боярам никто этого запретить не мог. Таким образом, в землях, которые по планам Калиты должны были отойти Москве, основывались слободы, которые заселялись верными Калите людьми.

Читайте также:  Колит в горле при глубоком вдохе

Иван Калита, жестко расправлявшийся с городами, посмевшими восставать против власти  Москвы, для пресечения рецидива использовал и миграционные рычаги. В 1328 году в мятежный Ростов, который не хотел платить дань, Калита отправил воевод. Московский князь не только добился сбора дани, но и выселил многих ростовчан  из города в московские области. Именно тогда в подмосковном Радонеже оказались ростовский боярин Кирилл с женой Марией, родители будущего подвижника православной церкви, главного небесного молитвенника за Московское государство, покровителя всех московских государей Сергия Радонежского.

Источник

Иван Калита — правитель Московского княжества. Он шел на разные хитрости, чтобы собрать как можно больше земель. Несмотря на то, что методы использовал неординарные, благодаря ему удалось усилить власть и значительно расширить русскую территорию.

Иван Калита — правитель Московского княжества

Получения ярлыка

Чтобы обрести власть на Руси и в последующем удержать ее, важно было получить ярлык. Ивану Калите он был передан, и князь встал во главе Московского княжества в 1328 году.

вану Калите он был передан, и князь встал во главе Московского княжества в 1328 году.

Стоит отметить, что у него были отличные отношения с ханом Узбеком, поэтому он держал ярлык при себе в течение всей жизни. Это позволило ему сделать многое для расширения русской московской территории. При этом даже дань сам хан не собирал, это было поручено Калите. Такое положение дел существенно успокоило жизнь в русских княжествах.

Браки с целью распоряжения землями

Иван Калита проявил хитрость даже в выборе женихов для своих дочерей. Он считал, что лучше выдавать их замуж по расчету за разных князей, чтобы иметь возможность распоряжаться их землями. А те особо и не противились этому.

Иван Калита проявил хитрость даже в выборе женихов для своих дочерей

Калита очень хотел сделать свою власть сильнее в таких княжествах, как Ростовское и Белозерское. Поэтому он выдал одну свою дочку за ростовского князя, другую — за белозерского. Третью дочь отдал ярославскому князю.

Выдавая дочерей замуж, Калита поставил одно важное условие — дать ему возможность распоряжаться княжескими уделами самостоятельно!

Также у Ивана был сын по имени Андрей. Ему тоже не пришлось выбирать себе девушку в жены по доброй воле. Отец приказал жениться на барышне, принадлежавшей Галицкому роду, что помогло крепко привязать Галич к Москве.

Какие земли были куплены?

Конечно же, не все наделы были взяты хитростью или войной, часть из них Иван приобрел.

Так были присоединены к русскому государству Углич, целые поселения, расположенные рядом с Ростовым, Владимиром, Костромой, а также вдоль рек Киржач и Мета.

Так были присоединены к русскому государству Углич, целые поселения, расположенные рядом с Ростовым, Владимиром, Костромой, а также вдоль рек Киржач и Мета.

Участие бояр в собирании земель

Также, чтобы собрать как можно больше земельных наделов, Иван Калита провел еще хитрую работу по отношению к боярским дворам. Бояре в большей степени уважительно относились к князю, поэтому они с огромным желанием шли к нему, а тот предоставлял им земли и наделял определенными полномочиями.

ван Калита провел еще хитрую работу по отношению к боярским дворам.

Калита делал это для того, что укрепить свою власть, а также с целью собирания как можно больше наделов. Он активно помогал боярам покупать земельные участки в других княжествах. К примеру, ему запрещалось приобретать земли на новгородской территории, а бояре вполне могли это сделать, тем самым Иван все равно получал то, что хотел!

Духовное развитие Москвы

Когда Иван Калита только вступил на престол, он не начал сразу заниматься собиранием земель. В первую очередь он решил развить духовенство. Ведь считал, что централизовать государство не удастся, если не будет поддержки церкви.

Князь выстроил доброжелательные отношения с митрополитом по имени Петр. Митрополичью кафедру перевели из Владимира в Москву. В результате Москва стала духовной столицей! Благодаря этому ее влияние на другие княжества Руси было усилено.

В дальнейшем тут построили церковь в честь Пресвятой Богородицы. Это тоже сыграло большую роль в укреплении власти. Когда митрополит ушел из жизни, его захоронили на территории этой же церкви и признали Святым!

Когда Иван Калита только вступил на престол, он не начал сразу заниматься собиранием земель

Помимо данной церкви Калита возвел на московской территории еще несколько соборов, что говорит о его тяге к вере.

Источник

Его правление, далеко не однозначное в своих методах, отмечено усилением Московского княжества, из которого через полтора века выросло независимое Русское государство.

Ярлык

Получение ярлыков на княжение было одним из основных инструментов приобретения и удержания власти на Руси в XIV веке. В 1328 году ярлык на великое княжение удалось получить Ивану Калите. Показательно, что хорошие отношения с ханом Узбеком позволили князю до конца жизни оставить ярлык у себя. Для процесса централизации земель вокруг Москвы ярлык в руках Ивана Калиты имел принципиальное значение. По словам летописца, «во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы». Хан Узбек перестал присылать баскаков в русские земли, дань было позволено собирать самому Ивану Калите, что значительно стабилизировало жизнь в русских княжествах.

Читайте также:  Болит живот и колит причины

Династические браки

Как отмечает историк Николай Борисов «проводя последовательную политику возвышения Москвы на Руси, Иван Калита прибег к древнему, испытанному способу – династическим бракам по расчету» . От двух жен (Елены и Ульяны) Калита имел семеро детей, в том числе дочерей – Евдокию, Марию, Фетинью и Феодосию. Больше всего московский князь стремился укрепить власть в Ростовском и Белозерском княжествах. Лаврентьевская и Суздальская летопись сообщают, что в 1328 году Калита выдал свою дочь Марию за ростовского князя Константина Васильевича. Свою дочь Евдокию Иван отдал за ярославского князя Василия Давыдовича, Феодосию – за белозерского князя Фёдора Романовича. Сын Ивана Калиты Андрей женился на представительнице Галицкой династии, отчего Галич оказался крепко привязан к московской земле. Характерно, что при заключении браков своих дочерей Иван Калита поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев.

Москва Духовная

Централизация власти на Руси была невозможна без поддержки Церкви. Ивану Калите удалось наладить хорошие отношения с митрополитом Петром. В 1325 году из Владимира в Москву была переведена митрополичья кафедра. После в Москву переехал и митрополит. Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси и повысило ее влияние среди других русских удельных княжеств. Митрополит Петр сподвиг Ивана Калиту на возведение в Москве каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Это был очень сильный шаг. Постройка храма делала Москву преемницей Киева и Владимира и, что не менее важно, преемницей Констанинополя, который был под покровительством Пречистой. Возведение Успенского собора и почитание Богородицы в Москве закрепляло за Московским княжеством особое покровительство Богоматери. После упокоения митрополита Петра в 1326 году, он был похоронен в строящемся Успенском соборе и причислен к лику Святых. При поддержке нового митрополита Феогноста в 1339 году святость митрополита Петра была признана и в Константинополе. Таким образом, Москва обрела своего Святого, что говорило об особом духовном значении Московского князя.

Умелое лавирование

В историографии у Ивана Калиты далеко не однозначная репутация. При беглом ознакомлении с этой исторической фигурой может возникнуть ощущение, что Иван Калита был зависимым от Орды политиком, «подмявшим» Русь под монголо-татарскую пяту, но это не соответствует действительности . В годы правления Калиты монгольское владычество над Русью значительно ослабло, почти на полвека прекратились татарские набеги. При Калите Русь обрела гораздо больше самостоятельности в отношениях с Ордой. Дань теперь собирали и возили в Орду сами русские князья, что значительно облегчило жизнь народа. Русь хоть и оставалась под верховной властью Орды, но приобрела более высокий статус и постепенно укреплялась и централизовалась, что, в конечном итоге, позволило обрести ей самостоятельность.

Купли

Часть земель, вошедших в Московское княжество, Иван Калита не завоевывал, а приобретал на условиях «купли». Посредством «купли» присоединен был Углич, Галич и Белозерск. Московский князь покупал и выменивал целые села в разных местах: около Ростова, Костромы, Владимира, на реке Мете, Киржаче.

Боярские дворы

Деятельность Ивана Калиты по «собиранию земель» включала в себя тонкую работу по привлечению к этому процессу боярских дворов. Бояре охотно шли к Калите, он давал им земли и наделял полномочиями. Делал он это не только для укрепления авторитета, но и в целях осуществления своих амбициозных планов. Так, Иван Калита активно содействовал своим боярам в приобретении владений в сопредельных княжествах . Сам он не мог покупать земли в той же новгородской земле, но боярам никто этого запретить не мог. Таким образом, в землях, которые по планам Калиты должны были отойти Москве, основывались слободы, которые заселялись верными Калите людьми.

Миграция

Иван Калита, жестко расправлявшийся с городами, посмевшими восставать против власти Москвы, для пресечения рецидива использовал и миграционные рычаги. В 1328 году в мятежный Ростов, который не хотел платить дань, Калита отправил воевод. Московский князь не только добился сбора дани, но и выселил многих ростовчан из города в московские области. Именно тогда в подмосковном Радонеже оказались ростовский боярин Кирилл с женой Марией, родители будущего подвижника православной церкви, главного небесного молитвенника за Московское государство, покровителя всех московских государей Сергия Радонежского.

Источник