Эссе национализм детская болезнь корь человечества эссе
Все мы знаем слово “национализм”. Толковый словарь определяет национализм как идеологию и политику, исходящую из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим, а также проявление психологии национального превосходства.
История дает множество примеров национализма. Так, национализмом можно считать политику Древнего Рима, направленную на подавление “варварских” народов, навязывание им имперской идеологии. Римские культурные, духовные и политические ценности провозглашались высшими, важнейшими,
а те, кто не признавал их, считались людьми второго сорта, против которых велись беспощадные войны.
Не бралось во внимание то, что варварские народы создали собственную самобытную культуру, во многом гораздо более интересную, чем римская. В позднеримскую эпоху ситуация изменилась, и представители неримских народов и народностей стали играть в империи заметную роль. Римская империя рухнула, и на ее обломках появились новые государства, население которых было столь разным по этническому составу, что имперский национализм растворился.
Гораздо более яркий и близкий исторический пример – германский
нацизм, который был крайним, оголтелым проявлением национализма.
Разрушенная до основания экономика, всеобщие безверие и апатия, безработица, – такой была Германия, потерпевшая поражение в Первой мировой войне. Что могло спасти страну, катящуюся в пропасть? К власти пришел Гитлер, который внушил немцам мысль об их превосходстве над всеми прочими народами. Эта идея, которая сегодня кажется дикой, нашла множество сторонников как в Германии, так и за ее пределами.
Нацизм стал господствующей идеологией Третьего рейха. К счастью, сам рейх просуществовал недолго – чуть больше десяти лет. Это-то и спасло Европу от гибели.
В чем же заключалась сущность германского нацизма? Идеологи Третьего рейха провозгласили немецкую нацию высшей ценностью, ради блага которой можно было идти на все. Причудливая фантазия нацистов наделила некоторые народы поистине демоническими чертами.
Евреи и цыгане оказались людьми, стоящими вне закона и подлежащими немедленному уничтожению, славян было решено оставить в живых, но лишь как дешевую рабочую силу. Сильное раздражение Гитлера вызывали также негры и мулаты.
Немцы “заболели” нацизмом. Это была настоящая эпидемия. Вместо того чтобы заниматься действительно важными для народа делами, “фюреры” разных рангов разыскивали среди граждан страны “неблагонадежных”, многие из которых были виновны лишь в том, что среди их предков оказывались не только чистокровные немцы.
Национализм погубил Германию. Логическим следствием идеологии Третьего рейха стало завоевание “жизненного пространства”, которое обернулось изнурительной войной на Востоке. Однако Гитлер просчитался: объединенные силы союзников разгромили войска Третьего рейха и их союзников в Европе, Африке, Азии, на Тихом Океане.
Так немцы излечились от национализма.
Сегодня мы наблюдаем возрождение нацизма – неонацизм.
Разумеется, сторонников неонацизма нельзя считать серьезной политической силой, ведь с ними не станет сотрудничать ни один серьезный политик. Однако сама идея возрождения нацистской идеологии выглядит пугающе. Сегодня в Европе живется хорошо, никто не поверит в то, что идеи национального превосходства способны сделать людей счастливыми.
А если жизнь европейцев резко ухудшится? Чувство национального превосходства – заразная болезнь, которая распространяется так же быстро, как чума или холера, ведь недаром нацизм называют “коричневой чумой”.
Народы бывшего Советского Союза (особенно белорусы, украинцы, русские) в полной мере пережили ужас нацистского вторжения. Тем более поразительным кажется то, что националистические идеи прорастают и на этой почве. Отдельные политики и целые организации провозглашают идеи национальной исключительности.
Они умело путают среднего гражданина, выдавая национализм за патриотизм.
На мой взгляд, сегодня опасность зарождения нацизма в нашей стране невелика, но то, что эта бесчеловечная политическая доктрина до сих пор существует, а число ее сторонников не убывает, наводит на невеселые размышления. Неужели человечество не в состоянии усвоить уроки недавнего прошлого? Неужели призыв Юлиуса Фучика “Люди, будьте бдительны!” прозвучал зря?
Loading…
Источник
15.04.2014
3640
Михайлов И.
В любом уголке земли, и совсем не обязательно на рынке, можно встретить обрусевших или обамериканившихся кавказцев, а я вот — окавказившийся русский. Чувствую себя лицом кавказской национальности не только тогда, когда где-нибудь на просторах России глаз гаишника из сотен машин выхватывает мою с номером 09-го региона, или когда московский патрульный настораживается, увидев в паспорте отметку о регистрации в городе Черкесске. Нет, это все временное, наносное и совсем не главное. Для меня понятие «лицо кавказской национальности» — это, прежде всего, лица моих друзей практически всех национальностей, проживающих рядом со мной, это их дети, которые стали друзьями моих детей, это мудрые старики и очаровательные девушки, это наши горы, реки, леса — словом, весь наш прекрасный Кавказ.
Единственный человек, которого я называю в Черкесске своим братом, это карачаевец Казбек Узденов. Я горжусь дружбой с черкесом Абреком Гукемуховым. Очень много лет я дорожу советами абазинки Айшат Шенкао и дружу с потомственным казаком Павлом Кравченко. Вместе со всеми, кажется недавно, плакал на похоронах близкого мне человека, ногайца Толика Аюбова. Назвал несколько имен и ужаснулся, а сколько же я не назвал: Мухтар Махов, Тохтар Хубиев, Руслан Шаков, Хизир Ашибоков, Айвар Джабраилов, Ибрагим Хакунов, Николай Такушинов и еще десятки и десятки близких мне людей самых разных национальностей, чей голос в телефонной трубке заставляет улыбнуться в самые неулыбчивые дни.
Среди моих друзей нет крупных богачей, но и нет бедняков, потому что мы все много работаем, чем можем, помогаем друг другу. Никогда я не чувствовал со стороны моих друзей какого-то предвзятого отношения к кому-либо по национальному признаку, насмешек по отношению к другой религии.
Вместе со всеми жителями нашей республики мы все пережили немало драматических моментов новейшей истории, но это, кажется, только укрепило нашу дружбу. Ну а бытовой национализм, конечно, есть везде, называют его, правда, по-разному, смысл только один — этим явлением хотят что-то прикрыть, отвлечь внимание от серьезных и важных проблем общества. Эйнштейн писал: «Национализм — детская болезнь, корь человечества…». Мне хорошо видно, что от этой хвори в нашем регионе не только активно излечиваются, но и приобретают к ней стойкий иммунитет.
Несколько лет назад я написал книжку «История населенных пунктов Карачаево-Черкесии». Писал ее, десятки раз перепроверяя факты и данные. Знаете, как за кавказским столом иногда имеет значение день разницы в возрасте двух участников застолья, так и здесь я постарался четко ответить, кто, когда и где жил на территории республики. Потом вышло второе издание этой книги — «Территория проживания — КЧР», и я знаю, что данные этих книг сейчас широко используются школьниками, студентами. Ну а не нравятся эти публикации тем, кто пытается сейчас «слегка» переписать историю, сделать исторические науки национальными, забыв слова Чехова: «Нет национальной науки, как нет национальной таблицы умножения…»
В этом году вышла еще одна небольшая книга — «Оккупация, или 160 дней по германскому времени», в которой с документальной точностью рассказано, что же в действительности происходило в оккупированном фашистами Черкесске. Считаю, что эта публикация поставила точку и в мифах о местном партизанском подполье, «талантливо организованном тов. Сусловым», и в мифах о поголовном предательстве местных жителей.
Сейчас модным стало слово «толерантность», толерантности пытаются учить, проводят на эту тему семинары и раздают гранты (притом почему-то в основном из-за границы). Эффект от этих разговоров крайне незначителен. Мы поступили иначе. Вот, например, в селе Даусуз есть очень популярная детская турбаза «Сосенка» системы Минобразования и науки КЧР. Так вот, раньше на этой базе детвору селили, как они просили: по районам, селам, аулам, т. е. фактически по национальному признаку. А несколько лет назад мы это отказались от этого, и теперь в домиках живут по возрастным признакам вместе карачаевцы, русские, черкесы, ногайцы, словом, все наше юное общество. И посмотрели бы вы, как размазывают слезы по щекам пацаны из горных аулов и степных сел при расставании, а потом забрасывают друг друга эсэмэсками, удивляя родителей словами чужого языка — вот откуда идет эта самая толерантность.
Мне нравятся многие обычаи и традиции горских народов нашей республики. Например, не представляю свадьбы или дня рождения без хорошего тамады, иначе — обычный пьяный базар; я поддерживаю трезвые поминки — напиться можно и по другому поводу; заслуживает всяческого подражания отношение горцев к старикам, к идеям взаимопомощи и выручки, да и еще много хорошего и доброго.
Несколько лет назад мы с друзьями поехали в горы отдохнуть. Утром к нашему костерку подъехал лесовоз. «Что тут сидите? В Черкесске митинги, там чуть ли не война!» — закричал водитель. Все четверо, мы были разных национальностей, одновременно посмотрели на старшего из нас, а он глубокомысленно изрек: «Врет, ведь такая погода хорошая…»
Думаю, что такая погода будет стоять в Карачаево-Черкесии вечно.
Игорь Михайлов,
руководитель детского и юношеского туризма Карачаево-Черкесии, депутат думы города Черкесска
Источник: https://www.blago-mh.ru/issues/14-15/14_mihailov.php
Источник