Эпидемиологический надзор за корью краснухой
Приказ №69 от 01.03.2010
2 Марта 2010
В целях совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой, повышения качества лабораторной диагностики кори и краснухи, осуществляемой в рамках Региональной программы Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения по элиминации кори и краснухи, снижения заболеваемости синдромом врожденной краснухи в Европейском регионе к 2010 году, п р и к а з ы в а ю:
1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по городу Москве, Ростовской, Нижегородской, Новосибирской, Амурской областям, Пермскому, Красноярскому и Приморскому краям, Республике Башкортостан, главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в городе Москве, Ростовской, Нижегородской, Новосибирской, Амурской областях, Пермском, Красноярском и Приморском краях, Республике Башкортостан, директору ФГУН “Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Л. Пастера” Роспотребнадзора (А. Б. Жебрун):
1.1. Обеспечить в закрепленных субъектах Российской Федерации (приложение 1) методическое руководство и координацию деятельности:
1.1.1. По эпидемиологическому надзору за корью и краснухой, лабораторной диагностике этих заболеваний, сбору сывороток крови от больных корью и подозрительных на это заболевание, от больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой, беременных женщин, больных краснухой или имевших контакт с больным краснухой, больных с врожденной краснушной инфекцией и синдромом врожденной краснухи, а также клинического материала для генотипирования вирусов кори и краснухи.
1.1.2. По серологическому подтверждению случаев кори, краснухи.
1.2. Обеспечить взаимодействие с Национальным научно-методическим центром по надзору за корью и краснухой (ФГУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского» Роспотребнадзора) по вопросам организации и осуществления
эпидемиологического надзора и лабораторной диагностики кори, краснухи, врожденной краснушной инфекции, синдрома врожденной краснухи, а также профилактики этих заболеваний.
1.3. Представлять информацию о каждом выявленном случае кори, а также ежемесячные отчетные материалы и ежегодный отчет о проведенной работе в Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой в установленном порядке.
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации обеспечить:
2.1. Представление информации в региональные центры по надзору за корью и краснухой по принадлежности (приложение) в установленные сроки о случаях заболеваний корью, а также подозрительных на это заболевание, о случаях заболевания краснухой беременных, случаях врожденной краснухи и синдрома врожденной краснухи.
2.2. Контроль за своевременным взятием сывороток крови у больных корью, а также у больных с подозрением на это заболевание, больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой, беременных женщин, больных краснухой или имевших контакт с больным краснухой, больных с синдромом врожденной краснухи и доставкой материала в вирусологическую лабораторию регионального центра по надзору за корью и краснухой по принадлежности.
2.3. Контроль за своевременным сбором и доставкой клинического материала от больных корью и краснухой в Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой для проведения генотипирования штаммов вирусов кори и краснухи.
2.4. Представление ежемесячных отчетов о заболеваемости корью и краснухой на территории субъекта Российской Федерации в региональный центр по надзору за корью и краснухой.
3. Директору ФГУН Московского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии им. Н. Г. Габричевского (В. А. Алешкин) обеспечить:
3.1. Методическое руководство и координацию деятельности региональных центров по надзору за корью и краснухой.
3.2. Проведение генотипирования штаммов вирусов кори и краснухи.
3.3. Организацию и проведение мероприятий по повышению квалификации врачей-эпидемиологов и вирусологов, осуществляющих эпидемиологический надзор за корью и краснухой и лабораторную диагностику этих заболеваний.
3.4. Проведение прикладных научных исследований по эпидемиологии, профилактике и лабораторной диагностике кори и краснухи.
3.5. Подготовку информационных и аналитических материалов о заболеваемости корью и краснухой и участие в разработке проектов
организационно-распорядительных документов по совершенствованию эпидемиологического надзора за корью и краснухой и лабораторной диагностике этих заболеваний.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.
Руководитель
Г. Г. Онищенко
437
Источник
Размещен: 4 Сентября 2013 г.
Об утверждении Программы Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013-2015 гг.)» и плана её реализации Об утверждении Программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации …
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по кори и краснухе в Российской Федерации и в зарубежных странах, а также документы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по данному вопросу, установил.
Повсеместное использование живых вакцин привело к значительному снижению заболеваемости корью и краснухой во многих странах мира, что дало основание Всемирной организации здравоохранения разработать «Региональный стратегический план элиминации кори и краснухи и предупреждению синдрома врожденной краснухи (СВК)».
Государства-члены Европейского региона ВОЗ, в том числе Российская Федерация, достигли к 2010 году значительного прогресса в реализации указанного плана. Однако конечная цель элиминации не была достигнута из-за недостаточного уровня популяционного иммунитета. С середины 2009 года в странах Западной Европы произошел значительный рост заболеваемости корью. В 2011 году в 38 странах региона зарегистрировано более 25,8 тыс. случаев заболеваний.
С учетом складывающейся в Европейском регионе эпидемиологической обстановки по кори и краснухе, в 2010 году на 60-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ срок достижения элиминации кори и краснухи в регионе был перенесен на 2015 год.
В целях обеспечения в дальнейшем возможности проведения сертификации Европейского региона как территории, свободной от эндемичных кори и краснухи, Всемирная организация здравоохранения с 2013 года начинает в регионе процедуру верификации – наблюдение и экспертную оценку мероприятий по элиминации кори и краснухи и их результативности в странах Европейского региона. Данное наблюдение основывается на представляемых ежегодно странами региона доказательных материалах по данной проблеме, подготовленных независимыми экспертными комиссиями стран.
В Российской Федерации в 2007 – 2010 годах, при стабильно высоком охвате населения прививками против кори (95% и более) относительные показатели заболеваемости корью не превышали 1,0 случая на млн. населения, при этом циркуляции эндемичного штамма вируса кори не отмечалось, что свидетельствовало о вступлении страны в стадию элиминации инфекции.
Вместе с тем, в последние годы в ряде субъектов Российской Федерации, в результате просчетов в работе по организации иммунизации населения, накопились группы восприимчивых к коревой инфекции лиц. При ухудшении эпидситуации по кори во многих странах мира и увеличении числа «завозных» случаев в 2011-2012 годах, произошел значительный рост заболеваемости населения Российской Федерации, когда показатель заболеваемости превысил значение 2010 года в 4,4 и в 14 раз соответственно.
При этом выраженный рост заболеваемости корью наблюдался только в субъектах Северо-Кавказского и Южного федеральных округов и в г. Москве, тогда как в остальных регионах случаи заболеваний не регистрировались, либо распространение инфекции не превышало двух генераций, что свидетельствует о достаточно высоком коллективном иммунитете на большинстве территорий страны.
По результатам эпидемиологического расследования вспышечной заболеваемости корью в ряде субъектов Российской Федерации выявлены серьезные недостатки в работе по иммунизации населения против кори, включая дефекты планирования и отчетности, недостаточный охват прививками населения, прежде всего из числа групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, мигрантов, кочующих групп населения и других), позднюю диагностику заболевания, нарушения противоэпидемического режима в медицинских стационарах, недостатки в работе в очагах коревой инфекции.
Принимая во внимание отсутствие циркуляции на территории Российской Федерации эндемичного вируса кори, поддерживаемый на высоком уровне охват населения страны прививками против кори, обеспечивающий отсутствие или регистрацию лишь единичных случаев заболеваний в большинстве субъектов Российской Федерации, достижение и поддержание элиминации кори на всей территории Российской Федерации представляется возможным.
В настоящее время в существующую систему надзора за корью интегрируется надзор за краснухой, в том числе за врожденной краснушной инфекцией (ВКИ) и синдромом врожденной краснухи (СВК).
В результате массовых прививок против краснушной инфекции заболеваемость краснухой с 2005 по 2012 год снижена более, чем в 150 раз (с 100,8 на 100 тыс. до 0,67 соответственно). В 2012 году на территории 25 субъектов Российской Федерации случаи краснухи не регистрировались, в 57 субъектах показатель заболеваемости краснухой был менее 1 случая на 100 тыс. населения. В возрастной структуре заболевших преобладают взрослые (92%). Среди переболевших краснухой в 2012 году 90,7% составили лица, не привитые против этой инфекции, и лица с неизвестным прививочным анамнезом.
В 2011-2012 годах 94-95% очагов краснухи не имели распространения инфекции, что свидетельствует о достаточно высоком уровне коллективного иммунитета.
В последние годы регистрируются единичные случаи синдрома врожденной краснухи, вместе с тем исключить возможность недоучета этих случаев нельзя.
Определен генотипический пейзаж штаммов вируса краснухи, циркулирующих в разных регионах России. В 2010-2011 годах подавляющее большинство штаммов идентифицированы как представители генотипа 1H, близкородственные штаммам, циркулировавшим ранее в регионе СНГ (Российская Федерация, Казахстан, Беларусь; 2004-2009гг).
Использование опыта работы по элиминации кори в Российской Федерации, поддержание на должном уровне охвата населения профилактическими прививками против этой инфекции при успешной интеграции надзора за краснушной инфекцией в систему надзора за корью позволяет считать реальной возможность элиминации краснушной инфекции на территории Российской Федерации.
Важнейшей задачей на предстоящие три года является достижение элиминации кори и краснухи на всей территории Российской Федерации и организация мероприятий на федеральном и региональном уровнях по осуществлению верификации процесса элиминации этих заболеваний в соответствии с международными требованиями.
Для предупреждения распространения кори и краснухи и элиминации этих инфекций на территории Российской Федерации необходимо обратить особое внимание на повсеместное достижение и поддержание высокого охвата прививками населения, в том числе труднодоступных групп (население, проживающее на отдаленных территориях, кочующие группы населения, переселенцы, лица без определенного места жительства, иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации).
При этом следует учитывать развивающиеся международные связи, прежде всего туристические, а также значительные потоки мигрантов из стран СНГ, которые поддерживают высокий риск завоза кори и краснухи из неблагополучных стран.
В целях совершенствования и повышения эффективности мероприятий по профилактике кори и краснухи и достижения их элиминации в Российской Федерации в 2013-2015 годах, а также организации и проведения процедуры верификации элиминации этих инфекций и в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1) ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591), ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2006 года № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 27, ст. 2879), а также в целях реализации принятых документов Всемирной организации здравоохранения по данному вопросу (Региональный стратегический план элиминации кори и краснухи и предупреждения синдрома врожденной краснухи (СВК) (Европейское региональное бюро ВОЗ), Руководство по эпидемиологическому надзору за корью, краснухой и СВК в Европейском регионе ВОЗ (2010г.). Резолюция Европейского регионального комитета ВОЗ: обновленная приверженность достижению к 2015 году целей элиминации кори и краснухи и профилактики синдрома врожденной краснухи (Европейский региональный комитет ВОЗ, 60-я сессия, 2010г.),
п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить программу «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013-2015гг.)» (далее – Программа) (Приложение №1), и План мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации» (далее – План) (Приложение № 2).
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рекомендовать:
2.1. Установить действенный контроль за разработкой и выполнением региональных планов мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».
2.2. При необходимости рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий региональных планов по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».
2.3. Оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в проведении в средствах массовой информации разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики и элиминации кори и краснухи.
3. Ответственным исполнителям Плана рекомендовать принять действенные меры по организации и контролю за проведением мероприятий, предусмотренных Планом.
4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:
4.1. Разработать и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональные планы мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».
4.2. Повысить уровень взаимодействия с заинтересованными организациями и учреждениями в реализации разработанных региональных
планов мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».
5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации», руководителям научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Планом (Приложение №2) и региональными планами мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».
6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить действенный контроль за выполнением региональных планов мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)». Информацию о ходе их реализации ежегодно представлять в Роспотребнадзор в срок до 20 апреля следующего за отчетным года.
7. ФБУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии» им. Г. Н.Габричевского Роспотребнадзора (В. А. Алешкин):
7.1. В срок до 01.06.2013 представить в Роспотребнадзор предложения по составу национальной комиссии по верификации процесса элиминации кори и краснухи (НКВ) в Российской Федерации.
7.2. Разработать с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и представить в Роспотребнадзор в срок до 01.06.2013 пакет документов для организации процедуры верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Руководитель Г. Г. Онищенко
Вид документа – Постановление Правительства РФ
Номер – № 17
Дата принятия – 17.04.2013
Файлы для загрузки
Источник
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Национальным научно-методическим центром по надзору за корью и краснухой (ФБУН Московским научно-исследовательским институтом эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского) в г.Астрахань на базе гостиницы Азимут с 18 по 20 ноября 2014г. проведено региональное совещание по вопросам мониторинга кори и краснухи в странах СНГ совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой в РФ в период верификации их элиминации.
В работе совещаний приняли участие представитель Роспотребнадзоар, представители Национального научно- методического центра по надзору за корью и краснухой, представители 3 стран СНГ (Беларусь, Армения, Азербайджан), руководители и специалисты 5 региональных центров по надзору за корью и краснухой (Ростовской, Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской, Башкиркостанской), ФБУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии, специалисты Управления Роспотребнадзора по субъектам РФ, курируемыми РЦ по надзору за корью и краснухой (57 территорий).
На совещании рассмотрена эпидемиологическая ситуация по кори и краснухе в мире, странах европейского и азиатского регионов, ее влияние на эпидемиологическую ситуацию в РФ, Глобальная и Европейская стратегии элиминации кори и краснухи на современном этапе, мониторинга кори и краснухи в странах СНГ, актуальные вопросы поддержания процесса элиминации кори и краснухи в РФ. Участниками совещания из Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации были представлены отчеты о реализации программы элиминации кори и результатах эпидемиологического надзора за краснухой в регионах.
На территории РФ продолжают регистрироваться вспышки кори.
Более 89,5% случаев кори зарегистрированы в субъектах Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Корь регистрируется на 68 территориях страны, в 60% территорий регистрируется спородическая заболеваемость. Максимальные интенсивные показатели заболеваемости отмечаются на территориях Ростовского РЦ, Московским РЦ. Крупная вспышка кори произошла в Курской области, среди членов баптистской церкви. За 10 мес. 2014г. импортировано 63 случая кори из 25 стран ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Казахстан, Польша, Тайланд, Китай, Сингапур, Турция, Франция, США, и др.). В Республике Мордовии в 2013г. было зарегистрировано 18 случаев кори, а за 10 мес.2014г.- 2 случая кори. Доля серонегативных к кори лиц из индикаторных групп населения на территории Республике Мордовия за 10 мес. 2014г. составила 8,6 %. Для исследования были использованы тест-системы Вектор-Бест.
По краснухе отмечается снижение заболеваемости.
Зарегистрировано 47 случаев краснухи на 33 территориях страны, что в 36,7 раз ниже уровня прошлого года. Лабораторное подтверждение диагноза краснуха осуществляется в лабораториях региональных центров. В РФ и в Республике Мордовии за 2013г. и 10мес. 2014г. не зарегистрировано ни одного случая краснухи. Доля серонегативных к краснухи лиц из индикаторных групп населения на территории Республике Мордовия за 10 мес. 2014г. составила 3,4 %. Отправлено на ретестирование в 2013г. – 25 серонегативных к кори лиц, что составило 100% совпадение с Нижегородским РЦ.
Основные критерии реализации программы
1. Достижение устойчивой спорадической заболеваемости корью и краснухой – менее 1 случая на миллион населения, что является необходимым этапом элиминации местных случаев кори и краснухи в стране в последующем
2. Достижение высокого охвата (95-98%) населения прививками (вакцинация и ревакцинация), включая территории и группы риска инфицирования
3. Сравнительный молекулярно-генетический анализ штаммов вируса кори и краснухи, выделенных в разных территориальных регионах РФС учетом генетических линий.
ЗАДАЧИ:
Обеспечить повсеместное поддержание высокого охвата (не менее 90-95%) вакцинацией и ревакцинацией против кори и краснухи декретированных групп населения полнота и достоверность.
Обеспечить первоочередную иммунизацию групп риска: медицинских работников, педагогов, работников торговли, а также студентов высших и средних учебных заведений, призывников, мигрантов и труднодоступных групп населения (цыган, вынужденных переселенцев, религиозных общин и др.), полнота охвата групп риска.
Продолжить повсеместное осуществление активного эпид. надзора за корью (исходя из критерия не менее 2 обследованных на 100тыс. населения ежегодно) своевременность и анализ.
Проводить целенаправленную работу по информированию населения о важности профилактических мероприятий и возможности завоза инфекции из вне.
Проводить регулярную переподготовку специалистов лечебной сети по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори, краснухи/СВК.
Источник