Джеймс кори пространство экспансия

Джеймс кори пространство экспансия thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 марта 2020;
проверки требуют 9 правок.

«Экспансия» (англ. «The Expanse») — серия научно-фантастических произведений под авторством Джеймса Кори (англ. James S. A. Corey). Джеймс Кори — это псевдоним двух соавторов: Даниэля Абрахама (англ. Daniel Abraham) и Тая Френка (англ. Ty Franck). Первый роман серии: «Пробуждение Левиафана» (англ. Leviathan Wakes), в 2012 году был номинирован на премию «Хьюго» за лучший роман.[1]

Сюжет[править | править код]

После изобретения двигателя Эпштейна, позволяющего быстро и эффективно перемещаться в космосе, человечество осваивает Солнечную систему, колонизировав Луну, Марс, некоторые другие планеты и астероиды. На Марсе запущена программа терраформирования. Земля, управляемая ООН, и объявивший независимость Марс устанавливают дипломатические отношения и наращивают военные силы. На астероидах в это время вырастают поколения людей, не способных жить при высокой (земной) гравитации, они заняты добычей полезных ископаемых и других природных ресурсов. Альянс внешних планет (АВП, англ. Outer Planets Alliance) призывает жителей астероидов сплотиться против «внутренних» (Земли и Марса), «внутренние» считают Союз внешних планет террористической организацией. Основные персонажи книг сталкиваются с неким веществом — «протомолекулой», которая, возможно, разумна и имеет внеземное происхождение.

Мир серии и допущения[править | править код]

Политика[править | править код]

Жители внутренних планет условно считают себя разными расами — марсиане и земляне, и отдельно жители Пояса — астеры (англ. belters).

В начале серии между Марсом и Землёй поддерживается шаткий мир. Пояс, ввиду удалённости, не участвует в соперничестве, однако и Марсом и Землёй не признаётся как полноценный соперник, задвигается на второй план. Пояс для внутренних планет — отдалённые шахтёрские колонии, полностью зависимые от поставок оборудования, воздуха, воды и продуктов. Жители пояса повсеместно обложены высокими налогами. Однако, в поясе существует «Альянс внешних планет» – общее название для разрозненных группировок, борющаяся за независимость политическими и военными методами. Однако, состав очень разношёрстный: от успешных дипломатов до самых обычных бандитов-рэкетиров и террористов.

Земля сильно перенаселена, большая часть населения не имеет работы и живёт на пособии. Марс предпринимает существенные усилия по проекту терраформирования планеты, однако процесс идёт очень медленно.

Во вселенной процветает и пиратство. Нередко пираты выдают себя за участников АВП.

Технологии[править | править код]

Создаются космические корабли и куполообразные города по всей Солнечной системе, колонизируется пояс астероидов — крупные спутники планет (например, Ганимед) а также наиболее подходящие по размерам и расположению астероиды, в течение нескольких лет их раскручивают, чтобы создать гравитацию, затем начинается рытье тоннелей и дальнейшее налаживание коммуникаций. Технологии развиваются в реалистичном направлении. Традиционные снаряды и ракеты — это основное оружие для военных кораблей. Наиболее грозные несут также рельсовые пушки. Искусственная гравитация производится посредством вращения или линейного ускорения. Скорость корабля ограничена кривыми ускорения не выше, чем человеческое тело может выдержать. С помощью “сока” (англ. juice) – смеси веществ, поддерживающих жизнеспособность организма и ясность ума, а также амортизирующих кресел на шарнирах, поворачивающих человека по направлению ускорения, можно выдержать даже длительный полёт на 8 G и короткие ускорения более 10 G, однако обычно корабли летают на “комфортных” не более 1 G (и не более 0.3-0.6 для астеров). На станциях же всегда поддерживается гравитация вращения не более 0,6 G. Люди, выросшие на Поясе или Марсе, не привыкли к полной земной гравитации, многие астеры вынуждены принимать стероиды и пищевые добавки, укрепляющие кости и мышцы из-за низкой гравитации станций и длительного нахождения в невесомости. Добыча воды и кислорода являются основными проблемами для людей, живущих в поясе астероидов и дальше. Гигантские корабли занимаются сбором льда из колец Сатурна и доставкой на станции Пояса. Передача информации осуществляется только со скоростью света, на передачу информации на большое расстояние уходит от нескольких минут, до нескольких часов, вследствие чего координация сил на расстоянии происходит с задержкой. В боевых действиях пехоты не редко используются боевые скафандры, представляющие собой бронированный экзоскелет со встроенным оружием и системой наведения на цель.

Самые передовые человеческие технологии в серии — это двигатель Эпштейна. Модифицированный термоядерный привод изобрёл марсианин Соломон Эпштейн за сто пятьдесят лет до начала первой книги. Двигатель Эпштейна исключительно эффективно расходует топливо, что позволяет освободить место на борту и поддерживать тягу в течение всего перелёта. Перелёт с помощью Эпштейновского двигателя состоит из фазы разгона и фазы торможения. Первую половину пути корабль разгоняется в направлении цели путешествия, далее достигнув в середине траектории максимальной скорости разворачивается и начинает тормозить чтобы к концу перелёта уровнять скорость с целью путешествия. Роль традиционных химических двигателей сводится к маневрированию.

Ускорение корабля на всей длине траектории позволяет при перелёте через Солнечную систему достигать скорости около процента скорости света делая перелёт через всю систему делом нескольких недель. Это позволило человечеству расширить дальность перемещения от Земли и внутренних планет, и позволило им колонизировать пояс астероидов и внешние планеты.

Также в серии присутствуют нечеловеческие технологии — межпространственные порталы, нереактивный космический двигатель непонятного принципа работы, поле захвата, ограничивающее максимальную скорость в зоне своего действия, перенос человеческих личностей в виртуальный мир, и протомолекула — некая субстанция, которая перерабатывает на химическом и ядерном уровне всё вещество вокруг для достижения целей своей программы.

Персонажи[править | править код]

Narrative point of view
ИмяКниги
Джим Холден1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Джозефус Миллер1, 2, 3, 4
Джули Мао1 (вступление)
Фред Джонсон1 (заключение), 6
Бобби Дрейпер2, 4 (вступление), 6, 7, 8
Крисьен Авасарала2, 4 (заключение), 6
Праксидик Менг2, 6
Мэй Менг2 (вступление)
Кларисса Мельпомена Мао3, 6, 7
Анна Воловодова3, 6 (заключение)
Карлос Бака3
Мельба Кох3
Манео Юнг-Эспиноза3 (вступление)
Дмитрий Хэвлок4
Бася Мертон4
Элви Окойе4, 8
Сыщик4 (вставки)
Амос Бертон1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Алекс Камал1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Наоми Нагата1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Филип Инарос5 (вступление), 6
Советер5 (заключение)
Марко Инарос6
Мичо Па6
Салис6
Якульски6
Вандеркост6
Робертс6
Намоно6 (вступление)
Паоло Кортазар7 (вступление), 8
Сантьяго Джили Синг7
Камина Драммер7
Винстон Дуарте7 (заключение), 8
Читайте также:  Рашид кори mp3 скачать бесплатно

Команда «Росинанта», независимого боевого корабля, состоящая из выживших с ледовоза «Кентерберри»

  • Джеймс «Джим» Р. Холден, землянин, капитан «Росинанта».
  • Наоми Нагата, астер, инженер и старший помощник капитана «Росинанта».
  • Амос Бертон, землянин, механик «Росинанта».
  • Алекс Камал, марсианин, пилот «Росинанта».

Внешние планеты

  • Джозефус «Джо» Алоизус Миллер, астер, детектив на станции Церера, служба безопасности «Звёздная спираль».
  • Джульетта «Джули» Андромеда Мао, старшая дочь Жуля-Пьера Мао, олигарха с Луны, бывшая гонщица на яхтах и сторонница АВП.
  • Фредерик «Фред» Люциус Джонсон, бывший морпех ООН, известный как «Палач станции Андерсон», затем лидер АВП.
  • Праксидик «Пракс» Менг, астер, старший ботаник лаборатории по выращиванию сои на Ганимеде, отец Мэй Менг.
  • Карлос «Бык» Бака, землянин, член АВП, глава службы безопасности «Бегемота».
  • Бася Мертон, астер, сварщик с Ганимеда.
  • Манео Юнг-Эспиноза, юный астероидянин с Цереры.
  • Марко Инарос, астер, командующий Свободного флота, глава радикальной ветви АВП.
  • Филип Инарос, астер, член АВП, сын Марко Инароса и Наоми Нагата.

Марс

  • Роберта «Бобби» В. Дрейпер, марсианка, сержант морской пехоты.
  • Советер, капитан корабля «Баркейт» Марсианского флота.

Земля

  • Дмитрий Хэвлок, сотрудник службы безопасности, бывший напарник Джо Миллера.
  • Крисьен Авасарала, помощник заместителя исполнительного директора ООН, позже генеральный секретарь ООН.
  • Кларисса «Клэр» Мельпомена Мао также Мельба Кох также Персик, младшая дочь Жуля-Пьера Мао, олигарха с Луны; работала как специалист-электрик под именем Мелбы Кох. Позже присоединилась к команде «Росинанта».
  • Элви Окойе, биолог с Земли.
  • Анна «Аннушка» Воловодова, землянка, проповедник церкви Святого Иоанна, несколько лет работала на Европе.

Лакония

  • Винстон Дуарте, марсианин, верховный консул Лаконийской Империи.
  • Паоло Кортазар, бывший учёный корпорации «Протоген», затем ведущий учёный Лаконии.
  • Сантьяго Джили Синг, марсианин, офицер флота Лаконийской Империи, капитан корабля «Собирающий шторм».
  • Антон Трехо, марсианин, адмирал флота Лаконийской Империи, капитан корабля «Сердце бури».
  • Алиана Танака, марсианка, глава безопасности станции Медина.

История создания[править | править код]

Критика[править | править код]

Содержание серии[править | править код]

Романы[править | править код]

Считалось, что роман Энди Уира «Марсианин» написан по той же вселенной, что и серия «Экспансия»[5] — к примеру, в романе Babylon’s Ashes упоминается космический корабль с именем «Марк Уотни» (англ. Mark Watney) — так звали главного героя романа «Марсианин». Эта информация была опровергнута как Энди Уиром, так и Джеймсом Кори в общении с читателями на reddit.com и должна расцениваться как писательская шутка и дань уважения друг другу.

Повести[править | править код]

#НазваниеОригинальное названиеДата публикацииПеревод на русскийМесто в серии
2,5Боги риска Gods of Risk15 сентября 20122016, notabenoid.orgИстория юного химика Дэвида Драппера, племянника Бобби Драппер. Описываемые события происходят между вторым и третьим романами.
0Маслобойка (другой вариант перевода — Жернова) The Churn29 апреля 2014, электронная версия

август 2015, антология «The Year’s Best Science Fiction & Fantasy Novellas 2015» (ISBN 978-1-60701-455-3)

2016, notabenoid.orgИстория Амоса Бартона до событий первого романа серии.
3,5Живая бездна The Vital Abyss15 октября 2015[6] (ISBN 978-0-356-50431-5)2017, notabenoid.orgИстория, рассказанная одним из научных сотрудников компании «Протоген» о событиях, происходящих через несколько лет после событий первого романа.

Рассказы[править | править код]

#НазваниеОригинальное названиеДата публикацииПеревод на русскийМесто в серии
0Мясник станции Андерсон The Butcher of Anderson Station17 октября 2011, электронная версия2013, notabenoid.orgПриквел к серии. История Фреда Джонсона до событий первого романа серии.
0Двигатель Drive27 ноября 2012, антология Edge of Infinity (ISBN 978-1-78108-056-6)февраль 2017, антология «Край бесконечности» (ISBN 978-5-17-087715-7)Приквел к серии. История создания двигателя Эпштейна. Действие рассказа происходит за 150 лет до начала событий, описанных в первом романе серии.
0Голод, когда ты сыт: кто такой Гектор Прима The Hunger After You’re Fed13 декабря 2016, электронная версия в сетевом журнале «Wired»[7]2017, notabenoid.org
1Последний полёт Кассандры The Last Flight of the Cassandra14 мая 2019 года2020, notabenoid.orgДействие происходит одновременно с первым романом. Опубликован в рамках «The Expanse Roleplaying Game» rulebook.
6,5Странные Псы Strange Dogs18 июля 2017 года[8]2018, notabenoid.orgДействие происходит одновременно с шестым романом или между шестым и седьмым романом
7,5Оберон Auberon[9]12 ноября 2019 года2019, notabenoid.orgДействие происходит между седьмым и восьмым романами

Экранизации[править | править код]

  • Пространство — сериал американского кабельного телеканала Syfy транслировался (2015—2019) — 4 сезона.
  • С 2018—2019 года показывать сериал будет Amazon начиная с 4-го сезона.

Переводы на другие языки[править | править код]

ЯзыкНазвание
Болгарский
  1. Левиатан се пробужда
  2. Войната на Калибан
  3. Вратата на Абадон
  4. Сибола гори
Китайский
  1. 利维坦觉醒
Чешский
  1. Leviatan se probouzí
  2. Kalibánova válka
  3. Abaddonova brána
  4. O poklad Ciboly
  5. Hry Nemesis
Нидерландский
  1. Leviathan ontwaakt
  2. Calibans strijd
Французский
  1. L’Éveil du Léviathan
  2. La guerre de Caliban
  3. La porte d’Abaddon
Немецкий
  1. Leviathan Erwacht
  2. Calibans Krieg
  3. Abaddons Tor
  4. Cibola brennt
  5. Nemesis-Spiele
Венгерский
  1. Leviatán ébredése
  2. Kalibán háborúja
  3. Abaddon kapuja
  4. Cibola meghódítása
  5. Nemezis játékai
Итальянский
  1. Leviathan il Risveglio
  2. Caliban — La guerra
  3. Abaddon’s Gate — La fuga
  4. Cibola Burn — La cura
  5. Nemesis Games — L’esodo
Корейский
  1. 익스팬스 : 깨어난 괴물
Польский
  1. Przebudzenie Lewiatana
Испанский
  1. El Despertar del Leviatán
Турецкий
  1. Leviathan Uyanıyor
  2. Caliban’ın Savaşı
  3. Abaddon Geçidi
Хорватский
  1. Buđenje nemani
  2. Kalibanov rat
  3. Abadonova kapija
  4. Sibola u plamenu
Японский
  1. 巨獣めざめる

Примечания[править | править код]

Источник

Джеймс Кори - Цикл книг ПространствоАвтор: Джеймс Кори / James S. A. Corey
Издательство: Фантастика Книжный Клуб, Самиздат

Жанр: Космическая фантастика, Научная Фантастика
Переводчик: Соловьёва Галина
Формат: FB2
Качество: Издательский макет или текст (ebook)

  • Скачать все книги одним архивом (31,6 mb, ZIP) >>

Описание:
Под псевдонимом Джеймс С. А. Кори – автора, известного циклом фантастических романов «Пространство», которые стали основой для одноименного сериала SyFy (впоследствии Amazon), скрываются американские писатели-новеллисты Дэниэл Абрахам и Тай Френк. Также соавторы являются сценаристами и продюсерами сериала. Псевдоним коллеги придумали довольно быстро. Джеймс – это второе имя Абрахама, а Кори – второе имя его партнера Тая Френка. Инициалы же С.А. – это первые буквы имени и фамилии дочки Дэниэла. Дэниэл Абрахам – очень популярный современный писатель-фантаст, который прославился несколькими яркими циклами (Суровая расплата, Кинжал и монета, Пространство, Звездные войны: Расширенная Вселенная). Также автор занимается написанием комиксов (Игра престолов: графический роман, Грёзы Февра), романов (Бегство охотника, Суть любви, Обманная башня, Человек без чести), рассказов и историй (Книга мечей, Древний Марс). Автор имеет биологическое образование, полученное в Университете Нью-Мексико, что позволяет ему делать уникальные описания фантастических вещей, в основе которых реальные живые процессы Вселенной. Популярность к Абрахаму пришла не сразу. После учебы он какое-то время работал в службе технической поддержки и писал «для себя». В 1996 году свет увидел самый первый рассказ Дэниэла, его заметили и стали печатать на страницах различных антологий, газет и журналов. Вскоре Дэниэл привлек внимание мэтра фантастики – Джорджа Мартина, который взял толкового парня под свое крыло и выпустил с ним ряд проектов. Первыми стоящими циклами Дэниэла Абрахама стали Долгая расправа и Кинжал и монета.

Джеймс Кори - Цикл книг Пространство

Настоящую известность автору принес цикл Пространство, созданный в соавторстве с Таем Френком, во многом благодаря снятому по его сюжету сериалу. Тай Френк является личным помощником Джорджа Мартина, через которого писатели и познакомились. Именно Таю принадлежит идея той солнечной системы, которая лежит в основе всей Вселенной The Expanse. Уже первый роман серии Пробуждение Левиафана получил номинацию на премии Хьюго и Локус. Общая идея цикла в новом человечестве, которое благодаря двигателю Эпштейна получило возможность быстрого перемещения в пространство космоса. Вследствие этого достаточно быстро человечество продвинулось в колонизации различных планет и астероидов (Луна, Марс и другие). Начался процесс терраформирования Марса – изменения климатических особенностей под пригодные для жизни человека. Между Марсом и Землей, которой руководит ООН, налажены мирные отношения, хотя каждая из планет продолжает наращивать военную мощь. Земля и Марс образуют коалицию «внутренних». Против них выступает движение Союза внешних планет, которое на «внутренних» считается террористическим. Представители СВП ведут пропаганду между жителями, населяющими астероиды и добывающими полезные ископаемые, с необходимостью выступить против Марса и Земли. В этих условиях главные герои романов Пространство сталкиваются с неизученным ранее веществом, получившим название «протомолекула». Она образовалась на Венере и возможно обладает интеллектом, угрожая Солнечной системе.

Джеймс Кори - Цикл книг Пространство

Если вам по душе жанр фантастики – то книги цикла Пространство вам обязательно понравятся. Скачивайте все книги Джеймс Кори цикла Пространство (16 книг) полностью (НЕ ФРАГМЕНТ) одним архивом бесплатно в хорошем качестве ebook.

Список книг:

1. Пробуждение Левиафана / Leviathan Wakes (2011)
2. Война Калибана / Caliban’s War (2012)
3. Врата Абаддона / Abaddon’s Gate (2013)
4. Пожар Сиболы / Cibola Burn (2014)
5. Игры Немезиды / Nemesis Games (2015)
6. Пепел Вавилона /Babylon’s Ashes (2016)
7. Восстание Персеполиса / Persepolis Rising (2017)
8. Гнев Тиамат / Tiamat’s Wrath (2019)
9. Заключительная книга. Названия нет (Ожидается в 2020 году)

Повести
1. Боги Риска / Gods of Risk (2012)
2. Маслобойка / The Churn (2015)
3. Живая бездна / The Vital Abyss (2015)

Рассказы
1. Двигатель / Drive (2012)
2. Мясник станции Андерсон / The Butcher of Anderson Station (2011)
3. Голод, когда ты сыт: кто такой Гектор Прима / The Hunger After You’re Fed (2016)
4. Странные псы / Strange Dogs (2017)

Джеймс кори пространство экспансия
Джеймс кори пространство экспансия

© expansetv.ru // Фантастический сериал “Пространство” (“Экспансия” по версии LostFilm) / “The Expanse” 2015-2020 годы // 5 сезонов

Источник

«Пространство» Джеймса Кори: подлинно научная фантастика о космосе и человечестве 3

Последние десять лет вернули фантастику домой, в родную Солнечную систему. Из эльфийских замков и далёких галактик — на Ганимед, на Марс, в пояс Койпера и на спутники Урана. Больше твёрдой НФ, больше опоры на реальную науку! Запах многократно переработанного воздуха. Вкус крови при резком переходе на 3 g. Беззвучное приближение смертельно опасного астероида. Люди: герои, предатели и прохожие. И неизвестность.

Из всего этого состоят цикл Джеймса Кори и снимающийся по нему сериал «Пространство».

На Западе всё чаще бывает, что телесериал-экранизацию снимают ещё до того, как автор допишет книгу-первоисточник. Expanse Джеймса Кори — в русском переводе «Пространство» — ещё в работе. Восьмой (судя по всему, предпоследний) том, Tiamat’s Wrath, появился в продаже на Amazon только в марте 2019 года, а первый сезон сериала вышел в 2015-м.

Судя по всему, продюсеры были уверены, что продолжение будет не хуже, чем начало. Может быть, у цикла настолько надёжный и коммерчески проверенный автор? Сюрприз: нет.

«Пространство» Джеймса Кори: подлинно научная фантастика о космосе и человечестве 1

Джеймс Кори — автор разноплановый, неординарный и даже, пожалуй, двойственный (фото: Liza-Trombi)

Автор цикла, Джеймс Кори, в реальности не существует. В том же смысле, в каком не существуют Генри Лайон Олди и Козьма Прутков. Под этой маской скрывается дуэт: Дэниел Абрахам и Тай Френк.

Из них Абрахам больше известен российскому читателю. Переведены книги из двух его личных циклов, а ещё он работал над комиксами по «Игре престолов» по приглашению Джорджа Мартина. Тай Френк до совместной работы над «Пространством» писал новеллизации «Звездных войн», на русский язык его творчество не переводилось.

Действие книг начинается примерно через сотню лет от наших дней. На Марсе и Луне — самостоятельные колонии. Пояс астероидов заселён — не то чтобы сплошь, но на каждом обломке камня, достаточно большом, чтобы давать хотя бы четверть g, уже торчит станция. Земля перенаселена и задыхается от безработицы. Дети астероидных жителей, растущие в низкой гравитации, страдают неизученными болезнями. И над всеми, кто живёт дальше Марса, постоянно висит угроза голода, если вдруг биологи что-нибудь напутают с гидропоникой. Как тут не вспомнить «Путь на Амальтею» Стругацких!

И вот представители человечества, раздираемого ксенофобией, корпоративными и политическими конфликтами, обнаруживают на Фебе, одном из спутников Сатурна, артефакт, не поддающийся традиционному объяснению. Очень опасный артефакт. Если бы его немедленно не засекретили так, что о нём не знают даже в ООН; если бы права на исследования достались менее амбициозной фирме… То история вышла бы совсем другой.

«Пространство» Джеймса Кори: подлинно научная фантастика о космосе и человечестве

Феба — спутник Сатурна, открыт У. Пикерингом. Размеры — 230×220×210 км, масса — 8,289×1018 кг, температура поверхности 75К (−198°C)

В этой истории взорвётся всё. Не удастся безопасно отсидеться ни на сытой Земле, ни в подземных марсианских городах, ни на корабле поколений. Люди, которые мечутся с детьми, пытаясь любой ценой прорваться в якобы безопасный уголок, вызывают такой же ужас, как строки из переписки 1933 года: «Цилечка, ну какая Аргентина, Мика кашляет, дедушка еле ходит, лучше переберёмся в Германию…» Кори не боится наступать читателю на триггеры. На наших глазах будут умирать дети, беременные женщины и люди, к которым мы успеем привязаться. Видимо, работа с Мартином приучила Кори не бояться пинать читателя под дых.

Вернувшуюся моду на «фантастику солнечной Системы» можно только приветствовать. Твёрдая НФ предполагает максимально реалистичное, даже натуралистичное, описание быта на космических станциях, ощущений пассажиров и пилотов в больших и маленьких кораблях. Урождённые астеры спокойно игнорируют силу Кориолиса во вращающейся станции, а землян укачивает. Землянин не в восторге от перегрузки в 3–5 g, но способен в таких условиях выполнять несложную работу, — в то время как астеры без сознания лежат в гелевом амортизаторе.

Биобаланс даже самой крупной космической станции хрупок, и, стоит биологам отвлечься на пару недель, экосистема летит вразнос. Эта натуралистичность напоминает о том, о чём мы часто склонны забывать: что любое благо есть чей-то труд. Не было труда — не будет блага. На Земле мы бесплатно дышим и можем метнуться в лес за бесплатными грибами-ягодами, а кое-где бывает даже бесплатный пристойный климат больше пары месяцев в году. Космос ничего не даёт даром.

«Пространство» Джеймса Кори: подлинно научная фантастика о космосе и человечестве 2

Художник Daniel Dociu

Именно поэтому сюжет, в котором человеческие жадность и гонор разрушают то, что было построено предыдущими поколениями, в космических декорациях выглядит особенно жутко. Противостояния обостряются до взаимоуничтожения, махом пролетая все обычные стадии конфликта: «Мы вас уморим голодом» — «А мы вас каменюками забросаем». Причём, в отличие от бунтарей из романа Хайнлайна «Луна — суровая хозяйка», сепаратисты из «Пространства» разрушают не отдельные пустые холмы, вежливо предупредив за несколько часов, а устраивают колыбели человечества кровавую баню, почти как в «Семиевии» Стивенсона. В Солнечной системе много больших каменюк — и что может противопоставить им земная или марсианская ПВО?
Безопасности нет. Отсидеться негде.

«Пространство» Джеймса Кори: подлинно научная фантастика о космосе и человечестве 4

Обложки польского издания

Практически каждая книга, кроме, с оговорками, последней из переведённых — «Персеполиса», обладает своим собственным набором главных героев, помимо сквозной команды Джеймса Холдена (члены которой — во всём космосе в каждой бочке затычки). В следующих книгах персонажи могут отходить на третий план, становиться постоянно активными, как, например, пожилая индианка Авасарала, на протяжении нескольких книг набирающая всё больший политический вес, или даже входить в команду Холдена, как марсианка Бобби.

Но стоит остановиться на самом Холдене. Для англоязычного читателя его фамилия не просто говорящая — она кричащая, особенно если учесть, что для английского языка нормально использование имён как фамилий и наоборот (Генри Джордж, Джордж Вашингтон, Вашингтон Ирвинг, Ирвинг Шоу и так далее). Болезненно прямолинейный, честный и добрый Джеймс Холден — привет Холдену Колфилду из «Над пропастью во ржи».

В начале цикла Джеймс Холден — никто и звать его никак, обычный работник на обычнейшем ледовозе. Примерно треть всех коллизий связана с тем, что в сложных ситуациях Холден то ляпнет правду-матку в открытый эфир, то прибегнет к методу Горбовского «из всех решений выбирать самое доброе», а потом пару сотен страниц все вокруг него в ужасе разгребают получившийся хаос. Справедливости ради, в разгребании последствий добросовестный Холден тоже принимает участие, но попутно не ленится ломать ещё какие-нибудь «так здесь принято», «это жизнь, все так делают» и прочие низкоэтичные социальные нормы.

В долгосрочной перспективе (то есть книге к седьмой) метод Холдена оказывается действенным, и пара самых креативных политиков даже начинают считать полезным иметь Холдена на своей стороне. Но до этого момента доживут не все, ой не все.

«Пространство» Джеймса Кори: подлинно научная фантастика о космосе и человечестве 5

Холден (справа) и Миллер — два хаос-генератора: каждый по-своему меняет реальность вокруг себя

Второй герой, которого приходится признать главным, — это детектив Миллер. Начальство приказывает ему в частном порядке разыскать беглую дочь очень богатых родителей, потом передумывает и отзывает задание. Но Миллер не прекращает искать беглянку.

Несмотря на то, что — спойлер! — жизнь Миллера в обычном смысле заканчивается к концу первой части, он остаётся активным участником событий ещё в нескольких книгах. И снова, ворча, издеваясь над собеседниками и доводя Холдена до кондрашки, умудряется спасти всех окружающих. (Мы хотим много таких полицейских!) Есть надежда, что мы встретим грустного ироничного сыщика и в «Гневе Тиамат» или в ещё безымянной последней книге цикла.

«Пространство» Джеймса Кори: подлинно научная фантастика о космосе и человечестве 6

Спойлер

Осторожно, спойлеры!

Раз уж это слово прозвучало — значит, будут спойлеры!

Нажмите, если не боитесь спойлеров!

Весь сюжет цикла основан на том, что в руки исследователей попадает ксенобиологический объект, который с неизвестными целями преобразует под себя любую прикоснувшуюся к нему органику. Да, живую протоплазму он тоже любит. Любопытство исследовательской группировки приводит к вопросу: «А что будет, если мы закинем это на какой-нибудь космический корабль? Или на большую станцию? Если что — стерилизуем, кругом космос, удобненько».

В результате протомолекула, переварив около миллиона человек (с весьма жестокими подробностями), набирает достаточно сил, чтобы выполнить стартовую программу, заложенную в неё… неизвестно кем. Только чудом при этом не погибает биосфера Земли (а должна была, вообще-то). Заодно в дальнем углу Солнечной системы открывается мегапортал к тысячам землеподобных миров. Там никого нет. Создателей протомолекулы кто-то убил.

«Пространство» Джеймса Кори: подлинно научная фантастика о космосе и человечестве 7

Разумеется, возможность откочевать с перенаселённой Земли и лишённого нормальной атмосферы Марса кажется соблазнительной очень многим. Так возникает поселение на планете Илос, где происходит действие романа «Пожар Сиболы».

Представьте, как десяток наивных европейских троечников нечаянно заезжает в ходе велосипедного турне в Припять. Целый город в отличном состоянии! Никого нет! Пасутся олени, бегают волки! Нетронутая природа, цветы, огромные сомы в реках!..

Джеймс Кори использует достаточно прозрачные для американского читателя намёки в названиях книг. Слово «Сибола», например, говорит о найденных испанцами во время Конкисты пустых индейских городах. В большинстве из них испанцам и самим не удалось закрепиться — эти города сейчас показывают туристам, но жить в них так никто и не живёт. И не случайно.

Продолжая аналогию, жители Илоса умудрились не только поселиться в Припяти, но и проковырять дырку в саркофаге четвёртого реактора. А что, такая романтичная развалина, интересно же, что в ней!
«Пространство» Джеймса Кори: подлинно научная фантастика о космосе и человечестве 8

«Пространство» Джеймса Кори: подлинно научная фантастика о космосе и человечестве 10

Концепт-арт сериала

Но, как ни странно, самым интересным в цикле оказываются не тайны жуткой протомолекулы и не тысячи доступных планет. Джеймс Кори гораздо больше интересуется человечеством. Если вы, читатель, больше цените экшен, чем психологию, то для вас это может стать серьёзным минусом цикла.

Экшена тут, конечно, хватает — то и дело что-нибудь взрывается, погони, космические битвы, террористы, захватчики с невиданным оружием. Но рано или поздно каждая ситуация приходит к тому, что эффективнее уговорить троих человек, чем перестрелять пару сотен. Договориться. Услышать доводы той стороны. Взять за руку. Снять боевые скафандры и подраться с подчинённым на кулаках, потому что ему это необходимо.

Поскольку делать это ужасно