К завершению третьего сезона «Пространства» (The Expanse) мы рассказываем, почему из «Игры престолов» в космосе» может получиться сага не хуже Mass Effect

На днях завершился третий сезон «Пространства» — сериала по мотивам одноименной книжной серии Джеймса Кори (под этим коллективным псевдонимом работают писатели Даниэль Абрахам и Тай Френк). Сезон получился отличный — сценаристы увеличили темп, сделали историю динамичнее и зрители это явно заметили, потому что пользовательские рейтинги на IMDb и Metacritic были очень высокими. Правда, на этом история телешоу, которое называют «научно-фантастической «Игрой престолов» и едва ли не лучшим современным сериалом про космос, чуть не закончилась, так как в начале мая телеканал SyFy заявил, что не планирует снимать продолжение. Но недавно стало известно, что четвертым сезоном займется Amazon. Мы же уверены, что «Пространство» заслуживает не только четвертого (а также, если смотреть на темпы выхода книг, пятого, шестого и далее) сезона, но и масштабной игры, которая при правильном подходе может получиться не хуже оригинальной трилогии Mass Effect. И вот почему.

Отличный сеттинг

События «Пространства» разворачиваются в не столь отдаленном будущем, где человечество уже неплохо освоилось в Солнечной системе, но дальнейшие шаги пока лишь обдумывает. Да и то не слишком активно. Отчасти, видимо, из-за того, что отношения между обитателями системы далеко не радужные. Земля все еще мнит себя могучей метрополией и свысока смотрит на успевший добиться независимости Марс. Его жители, в свою очередь, считают землян мягкотелыми лентяями и ударными темпами строят собственный космофлот и двигают науку, да так успешно, что Марс к началу «Пространства» — самая мощная военная сила в Солнечной системе. Кроме того, марсиане очень стараются превратить свою планету в рай, но пока получается только подобие тоталитарного государства. И у Земли, и у Марса есть как минимум одна общая черта — обе планеты живут за счет ресурсов, добываемых в Поясе астероидов, местном Третьем мире, жителей которого многие земляне и марсиане не считают даже за людей. На восьми планетах и в их окрестностях сценаристы уместили не меньше событий, чем во многих более «просторных» космических сагах. Продажные политики, рвущиеся к власти мегакорпорации, отважные космические пехотинцы и простые люди с улицы, которые волею судьбы оказались в центре событий. Оригинальный и прописанный до мельчайших деталей сеттинг «Пространства» — отличная база для игры в любом жанре, от стратегии до навороченной сюжетной RPG.

Захватывающий сюжет

Выше мы уже писали, что «Пространство» нередко называют новой «Игрой престолов». Это неудивительно — оба автора некоторое время сотрудничали с Джорджем Мартином, а Тай Френк так и вовсе был его официальным ассистентом. И хотя, в отличие от книжной серии Мартина и сериала по ней, здесь не так часто убивают важных героев, с точки зрения сюжета эти произведения очень похожи. В «Пространстве» тоже не знаешь, что произойдет в следующие несколько часов, кто окажется предателем, кто — неожиданным союзником, и какой скелет на этот раз вытащат из шкафа сценаристы. Следить за развитием глобальной истории тут не менее интересно, чем за похождениями главных героев — экипажа космического корабля «Росинант», — а также нескольких менее значимых персонажей «на местах».

Интересно авторы подошли и к демонстрации инопланетной жизни. Мы привыкли, что в историях, которые мы читаем и смотрим, инопланетяне, будь они хорошими или плохими, в целом похожи на нас, а их мотивация и система ценностей как минимум понятны нам. Но в «Пространстве» внеземная жизнь поначалу предстает перед зрителями в совсем непонятной форме: что это такое, откуда, что ему вообще нужно? В видеоигре такой подход тоже дал бы отличные результаты. Собственно, нечто подобное уже было опробовано в той же Mass Effect, где цели и происхождение Жнецов тоже долго были непонятны, и это позволило очень долго поддерживать интригу.

Настоящий космос

Главная проблема космической фантастики в кино и видеоиграх — зачастую в том, что сам космос тут — не более чем красивая декорация. Эпизодов, действие которых разворачивается в межпланетном пространстве, как правило, немного, и они не сильно отличаются от сцен внутри кораблей и космических станций.

«Пространство» заставляет вспомнить, что космос — чудовищно опасное место. Что в будущем, наряду с межпланетными перелетами, автоматическими медицинскими станциями и экзоскелетами, скорее всего будет распространен «спейсинг» — казнь, при которой человека выбрасывают за борт космического корабля через шлюз. Что остаться вдали от торговых линий в одном лишь скафандре с небольшим запасом кислорода — не менее страшно, чем дрейфовать на спасательном плоту посреди океана. Что любая дыра в обшивке, да и просто незакрепленные предметы в отсеке маневрирующего корабля, с очень высокой вероятностью приведут к чьей-нибудь гибели.

Мир «Пространства» — это еще и мир новых, пока не знакомых нам фобий и проблем, связанных с космосом. Например, многим здесь приходится подолгу жить в условиях микрогравитации или переменной искусственной гравитации, отчего с вестибулярным аппаратом происходит множество интересных и весьма неприятных вещей. Кого-то начинает тошнить прямо в скафандр через пять минут после выхода из шлюза. Кто-то в принципе ненавидит космические путешествия даже на самых комфортабельных лайнерах — как сегодня полно людей, избегающих самолетов. А у обитателей Пояса, выросших на астероидах, тела абсолютно не приспособлены к нормальной силе тяжести, так что распространенная пытка, которую к ним применяют земляне, заключается в том, чтобы во время допроса вынуть жертву из специального бака с водой и просто дать ей почувствовать земную гравитацию. При помощи этих и других мелких деталей сериал буквально за несколько часов учит зрителя бояться космоса. Или как минимум уважать его. В игре такой подход к демонстрации космоса поможет создать немало интересных эпизодов: как динамичных, так и пугающих.

Читайте также:  Читать кори довольно тайн

Реалистичная фантастика

В списке исполнительных продюсеров «Пространства» особое место занимает обладатель докторской степени по прикладной физике Нарен Шанкар. Он отвечает в первую очередь за то, чтобы все в сериале выглядело максимально правдоподобно — в полном соответствии с реальными физическими законами. Авторы «Пространства» признаются, что лишь несколько раз были вынуждены пойти против рекомендаций Шанкара: например, когда решили оставить звуковые эффекты в сценах, действие которых происходит в вакууме. Изначально их вообще хотели сделать немыми — как раз во имя научной достоверности.

В остальном же «Пространство» — очень реалистичный сериал. У кораблей и боевых ракет здесь нет ненужных в космосе крыльев и стабилизаторов, зато есть куда более полезные маневровые двигатели. Бои ведутся с помощью вполне понятных современной науке ракет, рельсовых орудий и автоматических пушек. В «Пространстве» нет сверхсветовых скоростей (хотя космолеты и движутся куда быстрее современных кораблей), а радиосвязь работает с ощутимой задержкой — поэтому в космосе будущего вновь в моде SMS и видеосообщения.

Игры, как и любое другое поп-культурное явление, частенько ругают за недостоверность. Мол, для разработчиков главное, чтобы вышло эффектно, а как оно на самом деле — им наплевать. Если у создателей «Пространства» получилось сделать отличный развлекательный сериал, практически не идя на компромиссы, когда речь касалась научной достоверности, то, может, и разработчики игры по мотивам добьются того же.

Интересные персонажи

Главные герои «Пространства» путешествуют по Солнечной системе на «Росинанте» — небольшом космическом корабле, «позаимствованном» у марсиан. В команде «Роси» оказываются самые разные люди — каждый со своими целями, моральными принципами и секретами. Чем не основа для партийной ролевой игры, похожей на Divinity, все ту же Mass Effect да и любую другую RPG от BioWare? Выбор и прокачка напарников, попытки наладить отношения между ними, персональные квесты, доступные после достижения определенного уровня доверия — в «Пространстве» есть отличные заготовки практически для всех механик, многократно проверенных в лучших ролевых играх.

Плюс у команды «Росинанта» будет чем удивить игрока — это коллектив рисковых безумцев, людей фактически с улицы, которые практически случайно оказались в центре величайшего заговора в истории Солнечной системы. Герои даже сами шутят, что везде, где они оказываются, начинаются проблемы — и для игры это просто здорово.

Все и так начиналось с игры

Ну и, наконец, последний аргумент. Дело в том, что книги, положенные в основу сериала, никогда бы не появились без компьютерной игры. Как рассказывает Тай Френк, примерно десять лет назад с ним связалось некое крупное китайское игровое издательство (название писатель держит в тайне), которое попросило его придумать сценарий для онлайн-игры. Так появились первые наброски истории, происходящей в Солнечной системе, причем Тай признает, что вдохновлялся World of Warcraft. «У Blizzard были Альянс и Орда — две враждующих фракции, я же решил использовать сразу три — Землю, Марс и Пояс астероидов», — рассказывал он в интервью.

Чтобы обкатать свои идеи, Тай сделал прототип настольной ролевой игры, и в одной из партий принял участие Даниэль Абрахам, его будущий соавтор. Когда заказчик отказался от идеи, Тай и Даниэль решили написать серию книг. НВозможно, сейчас, когда «Пространство» добилось популярности, пришло время вернуться к оригинальной задумке и наконец выпустить игру, из набросков которой родилась эта вселенная.

Про начальный — игровой — этап истории «Пространства» сегодня известно совсем мало. Тай утверждает, что концепция показалась заказчику слишком сложной, чтобы на технологиях нулевых годов сделать MMORPG в разумные сроки. Сегодня игровые технологии заметно шагнули вперед, но есть другая беда — интерес к классическому онлайну заметно утих. Зато на пике популярности кооперативные игры с сильным сюжетом и интересной вселенной — почему бы не сделать еще одну на основе «Пространства»? Не хуже вселенная подойдет и для эпической ролевой игры, стратегии про войну за Солнечную систему и даже для серьезного космосима — реалистичная физика понравится фанатам хардкорных проектов. Наконец, не забываем про интерактивные сериалы Telltale: количество историй, которые еще предстоит рассказать в мире «Пространства», — просто огромное, и этот формат для них тоже подойдет.