Добрым делом не кори смысл

МОУ лицей №6 Ворошиловского района г. Волгограда

Учебно-исследовательская работа

«Способы выражения понятий «добро» и «зло»

в русских пословицах и поговорках»

Выполнила: ученица 6 «Б» класса

Тимошина Татьяна

Учитель: Ермошенко Д.П.

Волгоград

2013 

План работы

Введение……………………………………………………………………….…3

1. История изучения русских пословиц и поговорок …………………………4

2. Анализ способов выражения понятий «добро» и «зло» в русских пословицах и поговорках…………………………………………….…………6

Заключение…………..…………………………………………………….…….9

Литература….…………………………………………………………………….10

Введение

Пословицы и поговорки – это выражения, которые отражают весь накопленный человеческий опыт. Они содержат в себе мудрые советы, наблюдения за поведением человека и толкования важных в жизни человека понятий. Поскольку и пословицы, и поговорки в русском языке возникли давно, в них содержатся такие важные понятия о мире человеческих отношений, как добро и зло.

Целью нашей работы является изучение способов выражения понятий добра и зла в пословицах и поговорках.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

  1. ознакомиться с научной литературой,
  2. собрать русские пословицы и поговорки о добре и зле,
  3. определить, какими частями речи выражены понятия добра и зла в пословицах и поговорках.

Собранный материал составил 56 русских пословиц и поговорок о  добре и зле.

1. История изучения русских пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки – это достояние всего русского народа. Они прошли долгий путь развития, в них накоплена вся житейская мудрость за многие века. Из поколения в поколение передавались взгляды на достойную жизнь, на человеческие отношения, на добро и зло, честь и совесть. Знание и изучение пословиц и поговорок обогащают душу человека, делают его справедливее, честнее, благороднее.

Владимир Иванович Даль так определял поговорку – «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы».  Ученый отмечает особый и очень распространенный вид поговорки – «ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «пороху не выдумал» вместо «дурак»)» (Источник: «Иллюстрированный энциклопедический словарь» Ф. Брокгауз, И. Ефрон. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.: ил., стр. 474).

Пословица – это «сжатое общеупотребительное изречение, заключающее в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни. Обыкновенно пословица создается непосредственным народным творчеством, но иногда заимствуется из литературных произведений (у нас из басен Крылова, из «Горе от ума» Грибоедова)» (Источник: «Иллюстрированный энциклопедический словарь» Ф. Брокгауз, И. Ефрон. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.: ил., стр. 477).

Пословицы и поговорки входят в «малые» фольклорные формы, собиранием и изучением которых занимался не один исследователь..

Самым известным собирателем пословиц и поговорок считается  Владимир Иванович Даль. Во второй половине 19 века им был составлен самый крупный сборник пословиц и поговорок «Пословицы русского народа». Сборник состоял больше, чем из 30 тысяч народных изречений. Напечатан он был в 1861-1862 году. А в 1996 году был выпущен в расширенном виде: в 3 томах.

Но мало кто знает, что одним из первых серьезных ученых, которые занимались изучением метких выражений, был профессор Московского университета И.М.Снегирев. Он написал очень много книг о русских пословицах и поговорках. Самые известные из них это «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (1831—1834), «Русские народные пословицы и притчи» (1848), «Новый сборник русских пословиц» (1857).

В начале 20 века пословицами и поговорками увлекалась М.А.Рыбникова. В 1961 году она написала книгу «Русские пословицы и поговорки».

Изучением пословиц и поговорок занимались многие ученые: Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, Г.Л. Пермяков, А.А. Потебня. Такой интерес к «малым» фольклорным формам можно объяснить огромным значением пословиц и поговорок в жизни каждого человека.

2. Анализ способов выражения понятий «добро» и «зло» в русских пословицах и поговорках

Добро и зло — это понятия, с которыми человек знакомится с самого рождения. Добрый и злой, хороший и плохой – эти характеристики человека являются основными в жизни, они не зависят от возраста, пола, образования и понимаются одинаково во всем мире, за исключением, конечно, отдельных национальных особенностей.

Пословицы и поговорки о добре и зле представлены очень широко. Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений. Анализ материала покажет, что важно для человека, какие правила поведения люди считают универсальными, к чему призывает народная мудрость.

Рассмотрим найденные пословицы и поговорки.

1) О добре

В примерах «С добрым (прил.) жить хорошо. В добре (сущ.) жить хорошо» слова «добро, добрый» находятся рядом со словом «хорошо», что говорит о близости качеств добрый и хороший по смыслу, а именно об их положительном смысле.

Часто пословицы и поговорки призывают человека творить добро, делать это бескорыстно, от чистого сердца. Значительность и польза добрых дел всячески подчеркивается народом: долговечность добрых дел, спокойная совесть, взаимопомощь и взаимопонимание. Мы наблюдаем это в таких примерах, как:

«Делать добро (сущ.) спеши»

«Доброму (прил.) делу не кайся»

 «Доброе (прил.) дело и в воде не тает»

«Доброе (прил.) дело крепко»

«Доброе (прил.) дело на век»

«Сделав добро (сущ.), не кайся»

«Добрым (прил.) делом не кори».

Добро (сущ.) и во сне хорошо.

На свете не без добрых (прил.)людей.

Доброму (прил.) добрая (прил.) память.

Чаще понятие добра выражено прилагательными.

2) О зле

Понятие зла в русских пословицах и поговорках встречается намного реже, чем понятие добра. В словаре мы нашли следующие примеры пословиц и поговорок о зле:

«Гневаться – дело человеческое, а зло(сущ.) помнить – диавольское».

«Зла (сущ.) за зло не воздавай».

Тому тяжело, кто помнит зло(сущ.). Мста (месть) не мзда.

Во зле (сущ.) жить – по миру ходить.

У злой (прил.) Натальи все люди канальи.

В очью назло (нар.) делает. Пальцем тычет, словом притыкает.

Назло (нар.) да наперекор, да людям в укор.

Сера, что свинья, а зла (сущ.), что змея.

В примерах мы видим, что понятию зла сопутствуют другие отрицательные черты: гнев, злопамятность, месть, хитрость. В таких пословицах слышится осуждение людям, одержимым злобой.

Чаще понятие зла выражено прилагательными.

3) О добре и зле

Часто понятие добра и зла в пословицах и поговорках встречаются вместе как антонимы, постоянно подчеркивается их противопоставленность:

Торопись на доброе (прил.) дело, а худое само приспеет.

Добро (сущ.) худо переможет.

Не устоять худу против добра(сущ.)

Лихо помнится, а добро(сущ.) век не забудется.

От лихого не услышишь доброго(прил.) слова.

Злой(прил.) не верит, что есть добрые(прил.)люди.

Добрый(прил.) скорее дело сделает, чем сердитый.

За добро(сущ.) постоим, а на зло(сущ.) настоим.

Злой(прил.) человек не проживает в добре(сущ.) век.

Доброму(прил.) и сухарь на здоровье, а злому(прил.) и мясное не впрок.

Не с доброго(прил.) умысла злы(сущ.) коренья копают.

Чаще понятия добра и зла выражены прилагательными.

Заключение

Прежде всего, количественный подсчет способов выражений понятий добро и зло показал именем прилагательным более частотным по сравнению с именем существительным. Так, имя существительное «добро» встретилось 18 раз, имя прилагательное «добрый» – 32 раза. Имя существительное «зло» – 16 раз, имя прилагательное «злой» – 8 раз и 4 раза наречие «назло».

На основе полученных результов можно сделать следующие выводы:

  1. Цель пословиц и поговорок – сделать человека лучше, добрее, благороднее, именно поэтому они призывают к добру, быть добрыми.
  2. Антитеза добра и зла — характерная черта всех пословиц, которая на примере простых понятий стремится научить человека правильно жить, вести себя в обществе.
  3. Человек больше расположен говорить добрые слова и совершать добрые поступки.
  4. Пословицы учат человека правильно жить, а правильная жизнь – это добрые дела, помощь близким, воспитание самого себя.
  5. Понятия добра и зла изначально содержат в себе оценку, а прилагательные как раз тем самым и занимаются, что дают оценку и характеристику.

Литература

  1. «Иллюстрированный энциклопедический словарь» Ф. Брокгауз, И. Ефрон. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.: ил.
  2. Истомин С.В.Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи: энциклопедия. Издательство: АСТ, 2008, 383 с.
  3. Пословицы русского народа. Сборник в 3 томах В. Даля. Изд-во «Московская русская книга». Том 1, 1993 г.

Источник

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. Мишель де Монтень

картинка свободный доступ интернета

Армянская пословица: “Делай добро и бросай его в воду”, означает, забудьте о том, что хорошего вы сделали людям. Ведь чаще всего они вас об этом и не просили, это было ваше личное желание, идущее от сердца. Понятие бросать в воду имеет и синоним в виде бросай в реку забвения Лету. Молчи о содеянном, и Бог воздаст… Добро не пропадёт — добром к тебе вернётся».

Иными словами: Делать добро без желания платы за него, а вода разнесёт сделанное добро и напоит им других людей. Сделанное добро так или иначе возвращается, и возвращается именно в тот момент, когда уже ни чего не ждешь. С той стороны, в которую потерял веру и не рассчитываешь на поддержку.

Народная мудрость советует: делай добро и бросай его в воду, и оно не пропадет, добром к тебе вернется.

Витиеватое выражение и смысл глубокий.

Подобное находим в Библии: «отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его». (Еккл. 11,1)-христианство

В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду («по водам»). Во-первых, вода разнесет добро повсюду. А во-вторых, как гласит другая народная мудрость: сделал добро — забудь, сделали тебе — расскажи всем. Простые истины еще раз доказываются на практике.

“Блаженен тот, чьими руками творится благо, и горе тому, чьими руками совершается зло” . (хадис)-ислам

“В хадисе от ат-Тарабани сказано: “Подаяние не преуменьшает имущество, и как только раб протягивает руку с подаянием, оно попадает в Руку Аллаха – то есть Всевышний Аллах принимает его и это вызывает Его довольство – до того, как оно попадает в руку просящего”.

Да, не оскудеет рука дающего – Рука дающего не оскудевает. Пословица, указывающая на то, что человек щедрый  всегда найдет возможность помогать другим, добро его возвращается к нему как благосклонность судьбы, удача в делах. (Словарь-справочник “Библейское слово в нашей речи”, Николаюк Н.Г.)

“От Ахмада передается следующее: “Однажды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: “Что такое милостыня, о Посланник Аллаха?” Он ответил: “То, что приумножается во стократ и у Аллаха есть еще”. А потом прочитал: “Если кто либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то он увеличит его многократно” (сура “аль Бакара” “Корова”, аят 245).

Еще спросили: ” О Посланник Аллаха ! А какое подаяние самое лучшее?” Он ответил “Тайное – бедному или данное с усердием от малоимущего”. Потом прочел: “Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. но если вы скрываете это и раздаете ее неимущим, то это еще лучшее для вас” (сура “аль Бакара”, “Корова”, аят 271)

Это говорит о бескорыстности добрых дел. “Бросить в воду” – т.е. скрыть от посторонних глаз.

Если посмотреть на людей , то внешне мы все одинаковые, как люди, общая масса. Внутренний мир каждого индивидуален, т.е. наши “внутренние богатства” незримы. Поэтому и считается правильным делать добро, оказывать материальную помощь тайно, а многие люди предпочитают это активно демонстрировать, и напрасно, ведь они тем самым всё положительное превращают в руины, которым нет цены – они становятся дешевы и бесполезны.

Просто делайте, а это вам даст радость, счастье, тепло. Ведь те, кому вы можете помочь, нужны вам не меньше, чем вы им. Тонкий смысл, но рано или поздно, мы научимся его понимать всё глубже и глубже.

Не бойтесь, запасы души безграничны, смело делитесь и вы никогда не будете нуждаться!

Вспомните всеми любимый мультфильм : “Ух ты, говорящая рыба”.

Ключевой момент, которого:
ДЕЛАЙ ДОБРО И БРОСАЙ ЕГО В ВОДУ. ОНО НЕ ПРОПАДЕТ — ДОБРОМ К ТЕБЕ ВЕРНЕТСЯ
Старик осознаёт, что рыба ему вряд ли как-то пригодится, но всё равно отпускает. Сидит старик на берегу и думает: «А теперь есть нечего!». И воскликнул с досады: «Э-эх!» … На вопрос, кто он, юноша припомнил старику наставление своего деда: «Делай добро и бросай его в воду». Так говорящая рыба, явившаяся в облике юноши, и пригодилась старику в трудный момент. Распрощавшись, рыба снова принимает свой обычный вид и ныряет в море

Источник

Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

(1 Пет. 2, 20, 21).

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

(Гал. 6, 9).

Сделав добро, не кайся.

Своего спасиба не жалей, а на чужое не напрашивайся.

За добро не жди добра.

Лучше не дари, да после не кори!

Добрым делом не кори.

Кто доброе творит, того зло не вредит.

Я тебя выручил, а ты меня выучил.

За неблагодарных Бог благодарит.

За добро Бог плательщик.

Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением.

Малая скорбь ради Бога лучше великого дела без скорби.

Блажен, кто не так располагает жизнь и дела свои, чтобы только на земле и от человек восприять мзду свою!

Неужели удержишь руку твою от благотворения потому, что испытал или предвидишь неблагодарность? Вспомни твоего Спасителя, который, хотя видел пред Собой девять неблагодарных против одного благодарного, не удержался от благотворения всем (Лк. 17, 12-19).

Не унижай достоинства благотворения желанием благодарности, как платы; не уменьшай радости благотворения мыслью о неблагодарности, которая не причиняет ущерба благотворению.

Если люди будут признавать сделанное тобой добро уже сейчас, то потом, в жизни вечной, ты услышишь: Получил уже доброе твое┘ (Лк. 16, 26) Нам следует радоваться тому, что другие не признают наших трудов и оставляют нас без воздаяния, поскольку Бог учтет эти труды и воздаст нам за них вечной платой.

Встревает диавол и подзуживает того, кому мы помогли, дурно вести себя по отношению к нам, чтобы мы разгневались… Делая добрые дела, имейте всегда такое чувство, что вы обязаны их делать, и будьте готовы встретить искушение, чтобы вы не потеряли то добро, которое сделали, и весь прибыток с этого добра был вашим.

Душа благая творит ближнему, и, если встретит неблагодарность, великодушной является к нему, и терпеливо сносит, если что постраждет от него.

Не тот любитель добродетели, кто с борением делает добро, но тот, кто с радостию приемлет последующие за тем бедствия.

Ибо невозможно, чтобы Бог возжелавшему пребывать с Ним оказал благодеяние как иначе, а не послав на него искушения за истину…

Малая скорбь ради Бога лучше великого дела, совершаемого без скорби… Поэтому святые, из любви Христовой, показали себя благоискусными в скорбях, а не в покое…

Чем более нас обижают, тем более мы должны оплакивать обидевших нас; ибо для нас от сего происходит великое благо, для них же, напротив, великое зло. Но ты, оказав благодеяния ближнему, терпишь от него обиду? Посему более плачь и болезнуй о причинившем тебе зло, а о себе радуйся: ибо ты уподобился Богу, сияющему солнце на злыя и благия (Матф. 5, 45).

Кто жертвует чем-либо Бога ради, тот и получит от Бога воздаяние, а не от людей. Сказано: Господь праведен и преподобен, и воздаст комуждо по делам его.

Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесех, а если ждешь здесь, то напрасно и лишение терпишь.

Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним.

Никакой не получат пользы от раздаяния имения своего те, которые, раздав его бедным, не претерпят потом до конца искушений, скорбей и печалей Бога ради. И Христос Господь не сказал: в раздаянии имений ваших стяжите души ваши, а – в терпении вашем (Лк. 21, 19).

Если кто, сделав доброе дело, видит, что помысл его не встречает скорби, то не должен быть беспечным, как будто и пройдёт без скорби; ибо всякое благое дело принадлежит к пути Божию, и неложен Сказавший: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 14). Если же и не случится скорби среди доброго делания, но после оного невозможно бывает не поскорбеть человеку. Когда кто с усердием делает доброе, то не ощущает скорби; когда делает его без усердия, тогда ощущает её. Иногда (человек) и не знает даже того, что скорбь многообразно постигает нас. И если внимательно поищем, непременно найдём её, или прикрытую тщеславием (ибо и нём заключается причина скорбей), или каким-либо лицом, препятствующим нам, или тем, что впоследствии снова нуждаемся в употреблённом нами на благотворение ближнему, то есть видя, что у нас в руках ничего не осталось, приходим к раскаянию.

Преподобный Варсонофий Великий (VI в.).

Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. Писание говорит: виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24. 18).

Если кто-либо полагает, что он желает чего-либо по Богу, и кто-нибудь станет ему препятствовать в сем, а он будет осуждать препятствующего и порицать его, то чрез сие обнаруживается, что намерение его было не по Богу, ибо Писание говорит: по плодам их узнаете их (Мф. 7, 16). А тот, чье намерение бывает по Богу, когда и встретит препятствие в ком-либо, скорее смиряется, почитает себя недостойным и почитает за пророка того, кто воспрепятствовал ему, полагая, что он воспрепятствовал, как бы провидя недостоинство его.

Если же случится нам пройти (путь) без скорби, не будем высокомудрствовать, будто мы были спасены от скорби, как достойные того, но да памятуем, что Бог, зная немощь нашу, что мы не сильны претерпеть скорбь, преданием Святых покрыл нас от скорби…
Если же случится тебе идти ради какого-нибудь благочестивого дела или к Святым Отцам и услышать о разбойниках или о других опасностях на пути, то и тогда не дерзай пускаться в преднамеренный путь без всякой предосторожности, чтобы хотя чрез сие избежать высокомудрия и опасности… Мы находим, что и некоторые Святые, намереваясь пойти для посещения других пустынных Отцов и услышав о разбойниках и других скорбях, отлагали своё намерение. Это служит нам к смирению.

Преподобный Иоанн Пророк (VI в.).

Если будешь делать что-нибудь доброе, то не причитать сие благости Божией вспомоществующей, тут-то и худо, и падение последует.

Если кто добро творит и страдает неправедно, и терпит ради любви к Богу и ко Христу, Сыну Божию, то есть потому, что Христос ради любви к Отцу Своему Небесному и ради любви к нам, недостойным, так пострадал и терпел, тот следует за Христом смирением, терпением и любовью, и несет крест свой, и идет тесным и Христовым путем, и идет в вечное царствие.

Разве за такую плату трудимся? Спаситель говорил: если не примут вас, мир к вам возвратится; т. е. не вы потеряете, а те, раз отвергли мир Христов и дар Духа Святого.

За действия наши награждают не люди, а совесть или в ее лице благодать Божия, и сего довольно; а если еще люди расположены, то опять это относим к Богу, приписывая сие благодати, а не людям. Посему мертвы мы к похвалам людским и к их непохвалам, т. е. непониманию.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).

Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думай о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет он тебе благодарен. И радуйся не тогда, когда сделаешь кому-нибудь добро, но когда без злопамятства перенесешь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобою.

Не делать добра потому только, что от того может произойти нечто неблагоприятное, значит отказываться всегда делать добро.

[
« Откуда приходит радость? ]

[
Вам удалось сделать доброе дело »
]

Оцените:

Источник