Что общего между корь и корыто
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
2018-2019 учебный год
8 класс
Уважаемые участники олимпиады!
Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей лингвистической эрудиции, языковую интуицию, умение рассуждать и выражать собственное мнение.
Работа включает десять заданий разного типа: лингвистические тесты, в которых вы, опираясь на школьные знания, указываете нужные термины или языковые примеры; лингвистические задачи, в которых вам нужно не только вспомнить какие-то сведения из уроков русского языка, но и провести анализ предложенного языкового материала, прийти к самостоятельным выводам; творческие задания, в которых вам нужно создать текст заданного жанра.
Выполняя задания, внимательно читайте формулировку. Не спешите отказываться от выполнения задания, если оно показалось вам сложным. Формулировка задания часто содержит подсказки, учитывая которые, вы сможете понять способ решения лингвистической задачи. Помните, что даже за частично выполненное задание вы можете получить баллы. Старайтесь рассуждать и грамотно, точно, полно выражать свои мысли.
На выполнение работы отводится полтора (1,5) астрономических часа.
Задания выполняются на отдельных листах, при этом переписывать формулировку задания не нужно.
Можно использовать черновик, его нужно будет сдать вместе с работой. Задания, выполненные на черновике, не проверяются. В черновике задания можно делать в любом порядке. В чистовике ответы на задания должны быть оформлены последовательно. Если вам не удалось выполнить какое-то из заданий, запишите его номер и оставьте пустое место.
Пишите аккуратно, оставляйте поля и небольшое расстояние между заданиями. Это поможет правильно посчитать все набранные вами баллы.
Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку работы.
Надеемся, что выполнение задания будет для вас увлекательным и полезным занятием.
Желаем успешной работы!
Задание 1.
Заполните таблицу, поместив в нее сведения о значении терминов и языковые примеры.
Лексика пассивного употребления | ||
Историзмы | [Впишите определение термина] | [Впишите примеры слов] |
Архаизмы | [Впишите определение термина] | [Впишите примеры слов] |
Список слов: кухарь, сокольничий, боярыня, всуе, одрина, кольчуга.
Объясните значение слов кухарь, всуе, одрина.
14 баллов
Задание 2. Определите, какой тип словарей представлен данной словарной статьей. Кратко укажите, какую информацию можно извлечь из этих источников.
АДВОКА’Т. Время: конец 18 в. Происхождение: нем. Advokat .
6 баллов
Задание 3.
Распределите слова по группам в соответствии со способом словообразования. Ответ оформите в следующем виде: 1 – ?, ?…; 2 – ?, ?… и т.д.
Вместо знаков вопроса поставьте нужные буквы. (Не забудьте, что суффикс может быть нулевым). 1. Приставочный способ. 2. Приставочно-суффиксальный способ. 3. Суффиксальный способ. 4. Субстантивация. 5. Сложение с суффиксацией.
А. Застольный. Б. Послезавтра. В. Приозерье. Г. Больной. Д. Хлеборез. Е. Рябь. Ж. Однорукий. З. Мимоездом. И. Прапрадед. К. Мелочишка.
8 баллов
Задание 4.
Сравните два предложения: Бухгалтера ожидает ревизор. Бухгалтера ожидают неприятности.
В одном и том же значении употреблен здесь глагол ожидать или в разных? По одному ли синтаксическому образцу построены эти предложения или по разным? Как это доказать?
8 баллов
Задание 5. Проанализируйте приведенные ниже слова, которые были заимствованы финским языком (суоми) из старославянского. В той же последовательности запишите русские слова, которые соответствуют старославянским словам и перечисленным ниже заимствованиям в финском языке. Какое языковое явление отражено в данных примерах, которое является собственно русской чертой?
Karsta, palttina, talkoo, varpu
13 баллов
Задание 6.
Перед вами отрывок из стихотворения В Набокова.
Какие средства языковой выразительности использует автор? Назовите их. С помощью каких приёмов в стихотворении создаётся атмосфера напряжённого диалога? Назовите эти приёмы, выпишите нужные фрагменты для иллюстрации.
***
О чём я думаю? О падающих звёздах…
Гляди, вон там одна, беззвучная, как дух,
Алмазною стезёй прорезывает воздух,
и вот уж путь её потух…
Не спрашивай меня, куда звезда скатилась.
О, я тебя молю, безмолвствуй, не дыши!
Я чувствую – она лучисто раздробилась
на глубине моей души.
26 августа 1918
10 баллов
Задание 7. Определите род имен существительных, обозначающих людей. Результаты работы оформите в виде таблицы.
мсье, протеже, маэстро, визави, инкогнито, портье, мисс, пани, фрау, рефери.
Мужской род | Женский род | Средний род | Общий род |
10 баллов
Задание 8.
А) Исправьте предложения, содержащие речевую ошибку. Кратко укажите причину этой ошибки. Назовите термин, который обозначает это явление.
- По улице быстро шёл взрослый мужчина.
- Судья вынес окончательный вердикт.
- Фехтовальщик сделал очень стремительный выпад.
- Работа проходила в наиболее оптимальном режиме.
Б) Правильно напишите словами числительное, в предложении представленное цифрой.
Касса магазина пополнилась 54 857 рублями
8 баллов
Задание 9. Какие фразеологизмы следует использовать в предложениях, чтобы не исказить их смысл, но добиться более яркого впечатления?
1. Он набедокурил, а нам теперь придётся с трудом улаживать, распутывать это сложное, неприятное дело.
2. Дорогой друг, не устанавливают в чужой, в незнакомой компании свои обычаи, порядки, правила!
3. За неимением лучшего и худшее может пригодиться.
4. У других мы подмечаем даже мелкие недостатки, а у себя не видим и значительные, большие.
5. Я всегда придавал чему-либо незначительному, ничтожному большое значение.
6. Он скрыл последствия неблаговидных, предосудительных поступков; утаил преступление, уничтожил улики.
7. Мы знаем, что в одиночку многие трудности, препятствия оказываются непреодолимыми; одному многое крайне трудно, невозможно совершить, преодолеть.
8 баллов
Задание 10.
Многие правила, установки, определяющие главные жизненные ценности, содержат пословицы и поговорки (паремии), крылатые слова.
Составьте текст небольшого выступления для младших школьников, в котором вы хотите рассказать о паремиях и крылатых словах: об их особенностях, функциях, о том, для чего их следует использовать в своей речи. Используя 2-3 устойчивых оборота из списка, расскажите, какие жизненные правила в них содержатся. Можете описать какую-нибудь ситуацию из жизни или из известного вам произведения, которая поможет ярче проиллюстрировать ваши мысли.
Обратите внимание на то, чтобы в результате работы у вас получился текст с небольшим вступлением и заключением, который будет интересно и легко слушать. Попробуйте дать вашему тексту интересное, оригинальное название.
- На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
- Родина – мать, чужбина – мачеха.
- Дома и стены помогают.
- И дым отечества нам сладок и приятен
- Всякий кулик своё болото хвалит
Объем работы: от 0,5 до 1 стр.
15 баллов
Источник
9 класс
Расставьте ударения в словах:
Иконопись, облегчить, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим, камбала, обеспечение, феномен.
(максимум 5 баллов)
2. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница, копеечная, коричневый.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:
А) [чн ]:
Б) [шн]:
В) возможны два варианта произношения [чн – шн]:
(максимум 5 баллов)
3. Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.
Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.
(Максимум 6 баллов)
4. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Стасова «Полдень. 1 октября». Выпишите однокоренные слова. Какие из них являются окказионализмами (авторскими словами)? Определите способ их образования. Какую роль однокоренные слова играют в данном тексте?
Этот город прозрачен, как сон,
Словно полдень осенний прозрачен,
Но над полднем предел обозначив,
Лист закружится невесом.
Листопляс, листоход, листопад –
Светлый праздник осеннего сада.
К тополям за чугунной оградой
Возвращает прохожих тропа.
Листопад, листодел, листоград.
(максимум 6 баллов)
5. «Над пожарищем распалось небо, и видима стала твердь стеклянная и престол… на престоле сидящий Господь, ошуюю и одесную – дважды по двунадесят старцев…,»… (А.Н.Толстой «Петр Первый»).
В этом тексте вы встретили слова, которые принято считать устаревшими. Понятно, что Господь сидит на престоле, а где расположились старцы? Используя свои познания в области этимологии, докажите правильность своего решения.
(Максимум 2 балла )
6. Какие устойчивые обороты речи изменены Н.В.Гоголем в следующих предложениях? С какой целью это сделано?
1) Хлестаков. Я могу от любви свихнуть с ума.
2) Анна Андреевна. Я вот ни от кого до сих пор толку не доберусь
3) Анна Андреевна. У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове.
4) Артемий Филиппович. С тех пор, как я принял начальство, – может быть, вам покажется даже невероятным, все как мухи выздоравливают.
5) Аммос Фёдорович. Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого ещё далека песня.
(максимум 6 баллов)
7. Что общего между словами «корь» и «корыто»?
(Максимум 5 баллов)
8. . Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Коваленко, Чухлеб и Седых. Все трое в составе сборной».
Мужская это сборная или женская? Объясните вашу точку зрения.
(Максимум 3 балла)
9. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.
Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна. ( Б.Зайцев)
(максимум 5 баллов)
10. Определите, какими синтаксическими конструкциями являются выделенные единицы текста.
Оставаться в экипаже было опасно, и мы, (1)несмотря на грязь и дождь, должны были идти пешком.
(2)Волга… Она вся превратилась в водяные бугры, которые ходили взад и вперёд, жёлтые и бурые около песчаных отмелей и чёрные посередине реки; она (3)билась, кипела, металась во все стороны и точно стонала, волны беспрестанно хлестали в берег, (4)взбегая на него более чем на сажень…
Невыразимый ужас обнял мою душу, и одна мысль (5)плыть по этому страшному пути леденила мою кровь и почти лишала сознания. (С.Т.Аксаков)
(Максимум 5 баллов )
11. Творческое задание. Напишите рассказ на одну из тем:
о честном жулике
о невежественном профессоре
о художнике-дальтонике (дальтоник – это человек, не различающий цвета)
о сентиментальном хирурге
(максимум 15 баллов)
Ответы на вопросы для 9 класса
1. Иконопись, облегчить, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим, камбала, обеспечение, феномен. (по 0,5 б.)
Макс. 5 баллов.
2. А) [чн ]: античный, библиотечный, коричневый.
Б) [шн]: горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница
В) возможны два варианта произношения [чн – шн]: булочная, копеечная (по 0,5 б.)
Макс. 5 баллов.
3. 1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);
2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);
3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);
4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).
По 0,5 балла за верно определённую группу + по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.
Макс. 6 баллов.
4. Однокоренные слова: лист, листопляс, листоход, листопад, листодел, листоград. (1 балл)
Окказионализмы: листопляс, листоход, листодел, листоград (1 балл) – образованы способом сложения с соединительной гласной (1 балл), в словах листопляс, листоход, листодел произошло усечение производящей глагольной основы (1 балл).
Роль в тексте: 1) средство создания выразительности (1 балл) и 2) связь предложений в тексте (связующая /структурная функция) (1 балл).
Макс.6 баллов
5. Старцы расположились по обе руки Господа – по левую (ошуюю) и по правую (одесную).
Ошуюю – слева; ошуя- левая рука.
Одесную- справа; десница- правая рука.
Макс. 2 балла
6. Устойчивые обороты изменены Гоголем с целью создания комического эффекта-1 балл.
1) свихнуться с ума -1 балл;
2) толком не пойму-1 балл;
3) сквозняк (ветер) в голове-1 балл;
4) как мухи дохнут-1 балл;
5) долга песня-1 балл.
Макс. 6 баллов.
7. Слово «корь» образовано от той же основы, что и «кора». Буквальное значение – «болезнь, характеризуемая покрыванием тела коркой». Слово «корыто» происходит от той же основы; первоначально «корыто» – изделие из коры дерева.
Макс. 5 баллов
8. Мужская. Собирательное числительное «трое» не сочетается с существительными одушевленными женского рода.
Макс. 3 балла
9. Неприятный ветер – согласование;
не шло сверху – примыкание;
не шло снега – управление;
темно не очень – примыкание;
вставала за облаками – управление.
5 баллов – по 0,5 балла за верно выписанное словосочетание; по 0,5 балла за определение вида связи.
Макс. 5 баллов.
10. 1 – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом
2 – подлежащее в односоставном (назывном) предложении
3 – однородные сказуемые
4 – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
5 – несогласованное определение
(по 1 баллу)
11. Творческое задание.
Мини-сочинение оценивается следующим образом:
глубина и самостоятельность в раскрытии темы (максимально 3 балла, если тема раскрыта полно и глубоко, учащийся проявил самостоятельность и в отборе языкового материала, и в выстраивании самого текста);
композиционная стройность, логичность, последовательность изложения (максимально 3 балла);
оправданная образность языка и оригинальность стиля (максимально 3 балла);
эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения (максимально 3 балла);
соблюдение речевых норм (максимально 3 балла соответственно школьной шкале: «5» – 3 балла; «4» – 2 балла; «3» – 1 балл; «2» – 0 баллов).
Макс. 15 баллов.
Всего – 63 балла.
Источник
Муниципальный
тур Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
2009-2010
учебный год
9
класс
Расставьте
ударения в словах:
Иконопись,
облегчить, красивее, торты, мизерный,
газопровод, включим, камбала, обеспечение,
феномен.
(максимум
5 баллов)
2.
В современном русском языке часто
нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник,
булочная, античный, конечно, нарочно,
библиотечный, скучно, яичница, копеечная,
коричневый.
Укажите,
в каких словах согласно орфоэпическим
нормам сочетание букв -ЧН-
произносится как:
А)
[чн
]:
Б)
[шн]:
В)
возможны два варианта произношения
[чн
– шн]:
(максимум
5 баллов)
3.
Даны слова: горошина, соломина, баранина,
домина, толщина, ветрина (ветер), глубина,
лососина, осетрина, изюмина, газетина,
жемчужина, волчина, величина.
Разделите
эти слова на группы, объединенные
суффиксом, имеющим одно и то же значение.
Определите значение суффикса в каждой
группе слов.
(Максимум
6 баллов)
4.
Прочитайтеотрывок
из стихотворения С.Стасова «Полдень. 1
октября». Выпишите однокоренные слова.
Какие из них являются окказионализмами
(авторскими словами)? Определите способ
их образования. Какую роль однокоренные
слова играют в данном тексте?
Этот
город прозрачен, как сон,
Словно
полдень осенний прозрачен,
Но
над полднем предел обозначив,
Лист
закружится невесом.
Листопляс,
листоход, листопад –
Светлый
праздник осеннего сада.
К
тополям за чугунной оградой
Возвращает
прохожих тропа.
Листопад,
листодел, листоград.
(максимум
6 баллов)
5.
«Над пожарищем распалось небо, и видима
стала твердь стеклянная и престол… на
престоле сидящий Господь, ошуюю и одесную
– дважды по двунадесят старцев…,»…
(А.Н.Толстой «Петр Первый»).
В
этом тексте вы встретили слова, которые
принято считать устаревшими. Понятно,
что Господь сидит на престоле, а где
расположились старцы? Используя свои
познания в области этимологии, докажите
правильность своего решения.
(Максимум
2 балла )
6.
Какие устойчивые обороты речи изменены
Н.В.Гоголем в следующих предложениях?
С какой целью это сделано?
1)
Хлестаков. Я могу от любви свихнуть с
ума.
2)
Анна Андреевна. Я вот ни от кого до сих
пор толку не доберусь
3)
Анна Андреевна. У тебя вечно какой-то
сквозной ветер разгуливает в голове.
4)
Артемий Филиппович. С тех пор, как я
принял начальство, – может быть, вам
покажется даже невероятным, все как
мухи выздоравливают.
5)
Аммос Фёдорович. Вот выкинет штуку,
когда в самом деле сделается генералом!
Вот уж кому пристало генеральство, как
корове седло! Ну, брат, нет, до этого ещё
далека песня.
(максимум
6 баллов)
7.
Что общего между словами «корь» и
«корыто»?
(Максимум
5 баллов)
8.
. Спортивный
комментатор сообщил: «Особенно удачно
выступили Коваленко, Чухлеб и Седых.
Все трое в составе сборной».
Мужская
это сборная или женская? Объясните вашу
точку зрения.
(Максимум
3 балла)
9.
Выпишите все словосочетания из текста,
определите виды синтаксической связи
в словосочетаниях.
Был
вечер. Задувал неприятный ветер, и было
холодно… Но сверху снега не шло, и было
не очень темно: за облаками вставала
луна.
( Б.Зайцев)
(максимум
5 баллов)
10.
Определите, какими синтаксическими
конструкциями являются выделенные
единицы текста.
Оставаться
в экипаже было опасно, и мы, (1)несмотря
на грязь и дождь,
должны были идти пешком.
(2)Волга…
Она вся превратилась в водяные бугры,
которые ходили взад и вперёд, жёлтые и
бурые около песчаных отмелей и чёрные
посередине реки; она (3)билась,
кипела, металась во все стороны и точно
стонала,
волны беспрестанно хлестали в берег,
(4)взбегая
на него более чем на сажень…
Невыразимый
ужас обнял мою душу, и одна мысль (5)плыть
по этому
страшному
пути
леденила мою кровь и почти лишала
сознания.
(С.Т.Аксаков)
(Максимум
5 баллов )
11.Творческое
задание. Напишите рассказ на одну из
тем:
о
честном жуликео
невежественном профессорео
художнике-дальтонике (дальтоник – это
человек, не различающий цвета)о
сентиментальном хирурге
(максимум
15 баллов)
Ответы
на вопросы для 9 класса
1.
Иконопись,
облегчить,
красивее,
торты,
мизерный,
газопровод,
включим,
камбала,
обеспечение,
феномен.
(по 0,5 б.)
Макс.
5 баллов.
2.
А) [чн
]: античный, библиотечный, коричневый.
Б)
[шн]:
горчичник, конечно, нарочно, скучно,
яичница
В)
возможны два варианта произношения
[чн
– шн]:
булочная, копеечная (по 0,5 б.)
Макс.
5 баллов.
3.
1) Суффикс обозначает один предмет из
ряда одинаковых, который собирательно
называет слово без суффикса (ряд горошин
составляет кучу гороха) (горошина,
соломина, изюмина, жемчужина);
2)
-ин- образует от названий животных
существительные, обозначающие мясо
этих животных (баранина,
лососина, осетрина);
3)
суффикс имеет увеличительное значение
(домина,
ветрина, газетина, волчина);
4)
значение опредмеченного признака
(толщина,
глубина, величина).
По
0,5 балла за верно определённую группу
+ по 1 баллу за верно сформулированное
значение суффикса.
Макс.
6 баллов.
4.
Однокоренные слова: лист, листопляс,
листоход, листопад, листодел, листоград.
(1
балл)
Окказионализмы:
листопляс, листоход, листодел, листоград
(1
балл)
– образованы способом сложения с
соединительной гласной (1
балл),
в словах листопляс, листоход, листодел
произошло усечение производящей
глагольной основы (1
балл).
Роль
в тексте: 1) средство создания выразительности
(1
балл) и
2) связь предложений в тексте (связующая
/структурная функция) (1
балл).
Макс.6
баллов
5.
Старцы расположились по обе руки Господа
– по левую (ошуюю) и по правую (одесную).
Ошуюю
– слева; ошуя- левая рука.
Одесную-
справа; десница- правая рука.
Макс.
2 балла
6.
Устойчивые обороты изменены Гоголем с
целью создания комического эффекта-1
балл.
1)
свихнуться с ума -1
балл;
2)
толком не пойму-1
балл;
3)
сквозняк (ветер) в голове-1
балл;
4)
как мухи дохнут-1
балл;
5)
долга песня-1
балл.
Макс.
6 баллов.
7.
Слово «корь» образовано от той же основы,
что и «кора». Буквальное значение –
«болезнь, характеризуемая покрыванием
тела коркой». Слово «корыто» происходит
от той же основы; первоначально «корыто»
– изделие из коры дерева.
Макс.
5 баллов
8.
Мужская. Собирательное числительное
«трое» не сочетается с существительными
одушевленными женского рода.
Макс.
3 балла
9.
Неприятный ветер – согласование;
не
шло сверху – примыкание;
не
шло снега – управление;
темно
не очень – примыкание;
вставала
за облаками – управление.
5
баллов – по 0,5 балла за верно выписанное
словосочетание; по 0,5 балла за определение
вида связи.
Макс.
5 баллов.
10.
1
– обстоятельство, выраженное
существительным с предлогом
2
– подлежащее в односоставном (назывном)
предложении
3
– однородные сказуемые
4
– обособленное обстоятельство, выраженное
деепричастным оборотом
5
– несогласованное определение
(по
1 баллу)
11.
Творческое задание.
Мини-сочинение
оценивается следующим образом:
глубина
и самостоятельность в раскрытии темы
(максимально 3 балла, если тема раскрыта
полно и глубоко, учащийся проявил
самостоятельность и в отборе языкового
материала, и в выстраивании самого
текста);композиционная
стройность, логичность, последовательность
изложения
(максимально 3 балла);оправданная
образность языка и оригинальность
стиля
(максимально 3 балла);эстетический
вкус, соответствие содержания и языковых
средств жанру сочинения
(максимально 3 балла);соблюдение
речевых норм
(максимально 3 балла соответственно
школьной шкале: «5» – 3 балла; «4» – 2 балла;
«3» – 1 балл; «2» – 0 баллов).
Макс.
15 баллов.
Всего
– 63 балла.
Соседние файлы в папке русский язык
- #
14.03.201518.89 Кб67-8 русский.odt
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
14.03.201535.78 Кб5алфавит.odt
Источник