Что было при иване колите
Третий московский князь имел качество несвойственное для русских правителей на протяжении всей тысячелетней истории – Иван Калита умел считать деньги! Его уровня в этом деле не смогли достичь ни Иван Грозный, ни Петр Первый, ни Иосиф Сталин. Калита был асом в мире денег. Он мастерски управлялся с финансовыми потоками. Он делал деньги буквально из воздуха. Знал где их стоит потратить, а где лучше попридержать их в казне. Но самое главное он умел отбирать деньги у более слабых и его за это совесть не мучила. Так сказать был “коллектором” 14 века. Но обо всём по порядку.
Иван Калита. Рисунок с “Яндекс.Картинки”
После событий 1325 года в Орде, когда тверской князь Дмитрий убил московского князя Юрия, а затем сам был казнён, в городах-соперниках Москве и Твери к власти пришли новые люди – младшие братья погибших князей – в Москве Иван, а в Твери Александр. Главным князем Руси хан Узбек назначил князя Александра, но музыка в Твери играла не долго. В 1327 году там вспыхнуло антиордынское восстание. Хан Узбек метал громы и молнии, и объявил всеобщий карательный поход на Тверь. Русские князья вытянулись по стойке смирно и сказали “есть”, и присоединились к ордынскому войску. Больше всех старались угодить хану московский князь Иван Данилович и суздальский князь Александр Васильевич. В 1328 году Александр Тверской бежал на север в Псков, а Тверь была разграблена и разрушена карателями. После этого Узбек разделил Русь на две равные части и во главе каждой поставил отличившихся в походе на Тверь Ивана Калиту и Александра Суздальского, после смерти которого в 1331 году (с коня на топор упал) Калита стал единоличным правителем русских земель. Восстание 1328 года было настолько не выгодно Александру Тверскому, что есть мнение что его организовали из Москвы – профинансировали “майдан” в городе-сопернике, а потом героически его подавили.
Восстание в Твери. Рисунок с “Яндекс.Картинки”
После этого Калита проявился себя во всей красе. Он установил на русских землях режим жесточайшего террора по отношению к местному населению и год за годом грабил русские города и сёла. Тут особенно досталось Ростову. Так был сделан ещё один важный шаг к укреплению власти Москвы. Чтобы ослабить конкурентов надо подорвать их экономическую базу, что и было сделано. Бизнес-схема Калиты была беспроигрышной. Устранил соперника – стал самым главным – высасывал все соки из страны – делился с кем надо (с Ордой) – всё остальное прикарманивал себе. Таким образом Калита накопил первоначальный капитал. После нескольких лет такой политики он сделал следующий шаг – используя накопленные средства от грабежа русских княжеств стал скупать за бесценок земли в регионах и сажал туда своих феодалов. Также широко практиковался подкуп всех кто был необходим для укрепления влияния в княжествах. Кроме того Иван Калита использовал династические браки, чтобы подмять под себя некоторые княжества. А именно выдал замуж своих дочерей за Ростовского, Ярославского и Белоозерского князей (последний вдруг сразу после свадьбы умер).
После Твери самым сильным соперником оставалась Новгородская республика. Новгородцы, в отличии от москвичей, процветали за счёт собственного труда, а не грабежей русских земель (а если кого-то и грабили, то не своих, а чужих). Такой лакомый кусок Калита ну уж никак не мог оставить в покое. Он постоянно задирал новгородцев, выдвигал к ним претензии по делу и без, требовал платить всё больше и больше дани, организовал несколько походов против них (но неудачных). До конца жизни ему не удалось разобраться с Новгородом, но его потомки успешно решат эту задачу.
Также Калита смог перенести в Москву духовный центр Руси, поселив в ней митрополита, что способствовало поднятию авторитета города. В годы его правления в Европе вырос спрос на пушнину и Калита почуяв здесь золотую жилу начал развивать добычу и экспорт пушного зверя, что приносило немый доход в московскую казну.
В это же время не дремал беглый князь Александр Тверской, который активно пытался создать антимосковскую коалицию, но в 1339 году он и его сын Фёдор были схвачены в Орде и казнены. А через полгода, весной 1340 года, умер и Иван Калита. Благодаря поддержке Орды он смог сделать Москву главным русским городом и избавиться от своих главных соперников. Ну а мы, уважаемые читатели, ждем Вашей поддержки, так что подписывайтесь на канал и ставьте отметку понравилось 🙂
Источник
Великий Князь Иван Данилович по прозвищу Калита
Иван Данилович Калита, князь Московский, Новгородский, великий князь Владимирский – одна из самых противоречивых и одиозных фигур древнерусской истории. Для кого-то – великий, для иных – почти святой, для других – личность темная, демоническая.
Есть в этой фигуре нечто, сближающее ее с одним из самых знаменитых античных героев – Одиссеем (Улиссом) – отвага, мудрость, благочестие и доблесть в сочетании с коварством, лживостью, изворотливостью ума и жестокостью.
Летописи, исторические исследования, литература дают нам противоречивый образ князя, чьи поступки очень сложно уложить в какие-то рамки и схемы.
Реалист и прагматик, он способен был на великодушные порывы и нерасчетливые поступки, хитрец и лжец, он умел ценить честность и прямоту. Смелый и решительный воин, он предпочитал интригами и коварством достигать желаемого.
Если оценивать деятельность Ивана Калиты с точки зрения утилитарной, с позиции государственной пользы, то ей можно дать исключительно положительную оценку. Результатом его правления стало укрепление Владимирского княжества, возвышение Москвы, ее обогащение и становление как духовной столицы Руси. Ивану Даниловиу удавалось в течение многих лет сохранять мир и не допускать ордынские войска на московскую землю.
«Перестали поганые воевать русскую землю, перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле» – так летописец говорит о времени правления Ивана Калиты.
Но, как всегда, есть и другая сторона медали.
Печать Ивана Калиты
Всякий государственный деятель, прежде всего, человек. Хотя его поступки меряются иной мерой и оцениваются с точки зрения пользы и здравого смысла.
Но, как писал поэт:
«Но не правда ли, зло называется злом
Даже там – в добром будущем вашем?
И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель – всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна –
И всегда на нее уповаем»
(В. Высоцкий. «Баллада о времени»)
Добро, зло, правда, ложь – эти понятия выше и прагматизма политика, и расчета дипломата, и государственной пользы. Невинно пролитая кровь не искупается золотым блеском и величием.
С этой позиции личность Ивана Калиты приобретает иную окраску – одевается в цвета крови, горя и смерти.
Дружба великого князя с ханом Узбеком, разумеется, была очень выгодна Московской земле. Но цена этой дружбы – страдания людские, сожженные села, разоренные города, загубленные жизни.
Вполне можно оправдать политической выгодой жестокое подавление Иваном Даниловичем Тверского восстания 1327 года во главе знаменитого Федорчуковой рати.
Но как принять эту выгоду с точки зрения христианской и человеческой? Как понять русского князя, ведущего иноплеменную орду, чтобы грабить и жечь русские христианские города и села?
«Положили пусту всю землю Русскую» – так кратко в летописи говорится о страшных днях похода Феорчуковой рати на Тверскую землю.
Преданные огню и мечу города и села, сотни уведенных в неволю людей – такова была цена победы Московского княжества над давним соперником в борьбе за великое княжение.
Щелкановщина. Народное восстание против татар в Твери. 1327. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.
Искупает ли будущее величие Москвы эту невинную кровь?
Князь Александр Тверской во многом стоил своего вечного соперника – бежал из Твери, когда Иван Данилович пришел к городу с войском, навлек ханский гнев на псковичей, давших приют ему и его семье. Но у князя Александра хватило мужества явиться к хану, чтобы смело принять уготованную участь. У Ивана же хватило коварства и низости оклеветать давнего противника.
Может, и была в его речах правда – не за что было князю тверскому любить татар, погубивших его отца и старшего брата, разоривших его землю. Но любви ли требовал Узбек от подвластных князей? Нет, лишь покорности. Александр же, наученный горьким уроком 1327 года, не собирался больше бунтовать. Однако неугомонный князь Московский представил Александра в глазах хана несломленным заговорщиком, жаждавшим освободиться от власти Узбека. Этот навет стоил головы не только князю Александру, но и его юному сыну Федору.
А за что же любил Орду Иван Калита? За то ли, что с помощью хана набивал мошну, усмирял недовольных и расправлялся с противниками? За ярлык на великое княжение, дарованный ему ханом?
Наказанием Одиссею за его хитрости, приведшие к гибели многих греческих героев, за Троянского коня, ставшего причиной падения Илиона, было долгое, трудное путешествие на родину, гибель всех спутников и кораблей с добычей и многолетние бесчинства женихов в его доме.
Иван Калита дни свои окончил в славе и почете в любимой Москве за прочными дубовыми стенами нового кремля. Мир и спокойствие царили на его землях, самые несгибаемые склонили головы, и большой колокол со звонницы тверской церкви Спаса каждый день напоминал о его победах.
А. М. Васнецов. Московский кремль при Иване Калите
Но, может быть, на пороге смерти, вспомнил Иван Данилович, что ни богатство, ни власть не имеют цены перед престолом Божьим, а кровь невинных не отмыта с его рук… Вспомнил, и принял схиму, чтобы вымолить прощение грехам своим?
P. S. Кстати, есть версия, что шапку Мономаха преподнес Ивану Даниловичу лично хан Узбек.
Не потому ли столь тяжела она оказалась для наших царей, что была сродни дару данайцев несчастной Трое?
И еще. Прозвище «Калита» означает «кошель» или «мошна». Пишут, что Ивана Даниловича так прозвали еще в юности за щедрую милостыню.
Вот уж воистину: как вы яхту назовете. Что же делал все годы своего правления князь Иван Данилович, как не собирал в свои крепкие руки все, до чего мог дотянуться?
Шапка Мономаха
Источник
Со школьной скамьи знакомо нам это имя – Иван Калита. Но что можно сказать о человеке, носившем это имя и это прозвище? Первый московский правитель… Князь-скопидом, прозванный за прижимистость «денежным мешком»… Хитроумный и беспринципный лицемер, сумевший войти в доверие к хану Золотой Орды и наводивший во имя своих личных интересов татар на русские города… Вот, кажется, и все.
Сын московского князя Даниила Александровича. Прозвище Калита он получил, по одной из версий, за то, что собирал дань для Орды, а по другой – что всегда носил мешочек с мелкими деньгами для нищих.
Борьба между Юрием Московским и тверским князем продолжалась с переменным успехом около 20 лет: с 1305 по 1325 год. Она стала хорошей школой военного и дипломатического искусства для князя Ивана. В 1307 году старшие братья Александр и Борис поссорились с Юрием и бежали в Тверь, а Иван остался верен старшему брату. Бегство братьев, прежде всего старшего Бориса, открывало Ивану Даниловичу дорогу к московскому престолу. После гибели Юрия в 1325 году Иван получил в Орде право на княжение. Обычно ярлык выдавался на определенный срок, а Ивану Калите удалось получить его пожизненно.
На протяжении всей своей жизни Иван Калита демонстрировал свою преданность Орде, при этом оставаясь по настоящему преданным только одному, Московскому княжеству, закладывая основы централизованного государства. Богатство использовалось им рационально, он активно скупал земли и села расширяя границы княжества.
Так же для усиления влияния применял династические браки, расчётливо выдавая замуж дочерей, тем самым укрепляя свои позиции на политической арене.
Важнейшим для возвышения Москвы обстоятельством был переезд в неё из Владимира русского митрополита. Митрополит Петр сразу после прибытия в Северо-Восточную Русь поссорился с тверскими князьями, которые хотели возвести на митрополию своего же тверского епископа, литвина Андрея. Вражда с Тверью сблизила Петра и Москву. Имея официальную резиденцию во Владимире, митрополит часто и подолгу жил у москвичей. В Москве Пётр и умер. Его преемник, грек Феогност, приехавший на Русь в 1328, в момент торжества Ивана Калиты над Тверью, окончательно перенес в Москву митрополичью кафедру.
Вслед за разорением Твери в 1328 и утверждением на русском Северо-Востоке прочной московской гегемонии зависимость Руси от Орды стала не крепче, а слабее. Татарские вторжения, шедшие на рубеже XIII-XIV веков непрерывной чередой, после 1328 прекратились примерно на 40 лет. По словам летописи, «седе на великое княжение Иван Данилович [Калита] – и бысть тишина христианам на многа лета, и престаша татарове воевати Русскую землю». Степень самостоятельности Руси в отношениях с Ордой явно поднялась. Татарская дань («выход»), которую ранее взимали в русских землях приезжавшие от хана мусульманские и иудейские откупщики, стала теперь собираться и отвозиться в Орду самим князем московским. Это сильно облегчило жителей, избавив их от насилий иноплеменных сборщиков.
При богатом Иване Калите в Москве появились первые каменные храмы. На русском Северо-Востоке их строительство после татарского нашествия было большой редкостью. Калита воздвиг в Москве каменный Успенский храм, где похоронил митрополита Петра. Он построил также каменные церкви Спаса Преображения, Иоанна Лествичника и Михаила Архангела. Все эти храмы были невелики по размерам, но и в таком виде они свидетельствовали о начале восстановления Руси от монгольского погрома.
В 1339 году был построен новый кремль с мощными дубовыми стенами.
Москва превращалась в крупнейший экономический, политический и военно-оборонительный центр русских земель. Поддержка церкви обеспечила московскому князю преобладание над другими русскими князьями. С необыкновенной силой эта поддержка сказалась в 1329 году, когда Калита ходил выгонять из Пскова тверского князя Александра Михайловича. Калита прибегнул к помощи митрополита Феогноста, который послал «проклятье и отлучение от церкви на князя Александра и на псковичь». Союз великокняжеской власти с церковью сыграл в XIV–XV веках важнейшую роль в ходе борьбы за объединение русских земель вокруг Москвы.
Прощаясь со своим князем, москвитяне назвали его «собирателем земли русской и государем-отцом», ибо Иван Данилович не любил проливать кровь народа в войнах, освободил великое княжество от внешних и внутренних грабителей, восстановил собственную и общественную безопасность, был правосуден.
Люди той эпохи, взвесив совершённое им добро и зло на незримых весах памяти, дали ему имя ещё более точное, чем Калита. Как свидетельствуют источники, они называли его Иван Добрый.
Устроитель московского самодержавия ушёл из жизни, оставив после себя наследникам сильное русское княжество, экономически процветающее в условиях ордынского ига, с успешно налаженной торговлей, развитым землепашеством. От отца к сыновьям переходила многочисленная, хорошо обученная и вооружённая дружина. Градостроительные программы Ивана Калиты завершали его наследники. Ханы Золотой Орды признавали первенство Москвы среди своих русских данников – помешать её усилению и возвышению в будущем они оказались не в силах.
Спасибо за то, что заглянули, и дочитали до конца. Надеюсь что Вам понравилось и я заслужил лайк, отправляйте друзьям ссылки в соцсетях на мои рассказы. А так же жду Вас на моих экскурсиях Дежурный-гид.рф
До встречи на маршрутах.
Источник
Московский князь Иван Данилович (ок.1283 — 1340) по прозвищу КалитА недавно был причислен к лику местных московских святых. Впрочем, это почтение не соответствует реально невеликому значению деятельности этого князя. Он мало чем отличался от других князей того времени. Величание Ивана Калиты больше связано с тем, что впоследствии Москва превратилась в столицу Московского царства. То есть этакое посмертное награждение.
Подчеркивание роли Ивана Калиты в процессе становления русской государственности началось в 1880-е годы, когда сформировалась та история государства Российского, которую впоследствии изучали в гимназиях, а потом (с некоторыми изменениями) и в советских школах. Окончательное закрепление «прогрессивного» образа произошло в год 800-летия Москвы, в 1948 году. Даже прозвище Калита, то есть «кошель», данное князю сейчас толкуют двояко. То ли жаден был князь Иван и все греб под себя, то ли щедрым был необычайно. Посему носил на поясе кошелек, дабы всякого встречного нищего милостыней одарить. В первый вариант, честно говоря, верится больше.
У князя Ивана Даниловича был старший брат – Юрий Данилович. Юрий управлял Москвой до 1319 года, после чего перебрался в Новгород. Юрий Данилович был великим князем, то есть старшим среди всех, правивших на Руси. Право на великое княжение давал ярлык, знак который получал от хана Золотой Орды один из его русских вассалов.
До смерти брата в 1325 году Иван Данилович являлся как бы его заместителем на Москве. По завещанию ему досталось Московское княжество и великокняжеский ярлык.
Великокняжеский ярлык давал право его владельцу собирать дань в пользу Золотой Орды со всех русских княжеств. Раньше это делали приезжие сборщики, баскаки. Теперь сбор дани становился как бы внутренним делом русских князей, а великий князь отвозил собранное в Орду. То есть, если не говорить возвышенных слов, великому князю русские княжества давались на откуп. В Орде интересовались фиксированным, заранее установленным, платежом. Сколько же дани собирал князь со своих – это никого не касалось. Ясно, что собирать можно было и больше положенного, оставляя себе значительный излишек. Конечно же при этом Москва становилась гораздо богаче прочих русских княжеств.
Иван Данилович пользовался поездками в Орду, чтобы завоевать расположение правившего в то время хана Узбека. Ему это удавалось и великокняжеский ярлык оставался в его руках.
То, что в Москву сборщики дани из Орды не приезжали, делало это княжество более спокойным, чем другие, куда баскаки то и дело наведывались. Поэтому в города, находившиеся под рукой Ивана Калиты переезжали люди из других местностей. Дань здесь приходилось платить бОльшую, но жизнь была куда как более предсказуемой и – не побоимся этого слова – стабильной. Таким образом, жестокая, бесчестная и хитрая политика Ивана Калиты привела к тому, что Москва возвысилась над прочими княжествами Руси. Этому же способствовал перевод в 1325 году из Владимира в Москву митрополичьей кафедры. Благодаря этому Москва становилась не только экономическим, но и духовным центром русских земель.
Главным соперником Ивана Калиты был тверской князь Александр Михайлович. Географическое положение Твери было не хуже, чем у Москвы. К Великому Новгороду, практически независимому от Орды торговому центру, и тогдашнему «окну в Европу» Тверь была даже ближе, чем Москва. О значении Твери рассказано в статье «В чем заслуга Михаила Тверского перед Русью?», опубликованной 24.04.2015.
Иван Калита сделал все, чтобы повергнуть соперника. Когда в 1327 году в Твери был убит посол ордынского правителя Чолхан (Щелкан, как называли его русские), великий князь Московский немедленно отправился в Орду, и выразил готовность наказать виновных. В ответ на столь благородное желание, хан Узбек продлил ярлык на великое княжение, выданный Ивану Калите, а также дал 50 тысяч человек войска для карательных операций против Тверского княжества. Тверь была разгромлена, тверской князь бежал сначала в Новгород, потом в Псков, и наконец в княжество Литовское. Разоренный же город получил брат прежнего князя, Константин.
Позже, в 1340 году аналогичную карательную миссию Иван Калита выполнил против Смоленского князя Ивана Александровича.
Князь Иван Калита был дважды женат и от двух жен имел семеро детей. Он выгодно выдал замуж своих дочерей. Они стали женами князя Ярославского и князя Ростовского. При этом хитрый тесть условием свадебных договоров поставил возможность полностью распоряжаться уделами зятьев. Рязань и Углич Иван Калита купил (недаром же деньгу собирал!). Присоединение же Новгорода к своим владениям князю не удалось. Видать, и войско новгородское было крепким, и жизненные силы Ивана Калиты уже иссякали. Все-таки, 57 лет для тех времен был возраст солидный.
После смерти Ивана I Калиты в 1340 году московский престол унаследовал его старший сын Симеон Иванович Гордый.
Полезные ссылки:
- Иван Калита в Википедии
- Биография князя Ивана Калиты
- Иван Калита – политика вне морали
Источник